Регулирование занятости населения
Как показывает опыт высокоразвитых индустриальных стран, функционирование современного рынка труда предполагает высокую активность государства. При этом государственная политика занятости должна обеспечить равные возможности всем гражданам страны в получении рабочего места; содействовать той занятости, которая является экономически целесообразной; основываться на добровольности труда. Государство должно содействовать эффективному распределению и перераспределению трудовых ресурсов в соответствии с динамикой профессиональной структуры, повышением квалификации и интересами. От имени общества государство должно также обеспечивать социальную защиту в области занятости. На государственную политику и занятости населения влияют особенности формирования её рынка труда. К таким особенностям относятся: отсутствие длительного эволюционного развития рынка труда, совпадения периода становления рынка труда с формированием других рынков, наличие многих стереотипов и нравственных критериев, сложившихся в эпоху командно-административной экономики. Эти и другие обстоятельства привели к необходимости обновления всего комплекса трудового законодательства. В настоящее время отношение занятости в республике регулируется Конституцией Республики Беларусь, Законом Республики Беларусь «О занятости населения Республики Беларусь» 1991 года (далее – Закон), трудовым кодексом и иными нормативными актами [3, с.637]. Гражданам Республики Беларусь гарантируется право на труд как наиболее достойный способ самоутверждения человека, то есть право на выбор профессии, рода занятий и работы в соответствии с призванием, способностями, образованием, профессиональной подготовкой и с учётом общественных потребностей, а также на здоровые и безопасные условия труда.
Государство создаёт условия для полной занятости населения. В случае незанятости лица по независящим от него причинам ему гарантируется обучение новым специальностям и повышение квалификации с учётом общественных потребностей, а также пособие по безработице в соответствии с законом [4, ст. 41]. Республика Беларусь проводит единую политику в сфере занятости и трудоустройства в целях снижения и предотвращения безработицы и, как следствие, повышения уровня жизни населения. Государственная политика в области занятости и трудоустройства населения основывается на следующих принципах: - обеспечение равных возможностей всем трудоспособным гражданам республики Беларусь независимо от расы, пола, отношения к религии, возраста, политических убеждений, национального и социального положения в реализации права на труд; - предоставление социальных гарантий и компенсаций безработным; - поддержание трудовой инициативы граждан, содействие и поощрение в развитии их способностей к производительному и творческому труду; - принятие дополнительных мер, содействующих трудоустройству граждан с ограниченной трудоспособностью; - обеспечение мер, направленных на предотвращение безработицы; - обеспечение социальной защиты в области занятости, проведение специальных мероприятий для трудоустройства граждан, желающих работать; - координация деятельности в области занятости с другими направлениями экономической и социальной политики; - участие профессиональных союзов, ассоциаций (союзов), предприятий, трудовых коллективов, их формирований в разработке, реализации и контроле за выполнением мер по обеспечению законности во взаимодействии с органами государственного управления;
- международное сотрудничество в решении проблем занятости населения, включая профессиональную деятельность граждан Республики Беларусь за рубежом и трудовую деятельность иностранных граждан в Республике Беларусь [5, ст.4]. Существует два метода осуществления политики занятости: активный и пассивный. Активная политика - совокупность организационных, правовых и экономических мер, способствующих снижению безработицы до её минимального уровня и ориентированная на обеспечение полной, продуктивной и свободно избранной занятости, предоставляющая в то же время возможность предприятиям всех форм собственности свободно нанимать работников для эффективного производства. Активная политика занятости включает, прежде всего, меры: 1) по обеспечению повышения конкурентоспособности работников; 2) инициирующие спрос на рабочую силу как со стороны государственного, так и со стороны частного секторов экономики; 3) поощряющие развитие малого предпринимательства и самозанятости. Основным инструментом активной политики занятости во всех экономически развитых странах признаются профессиональная подготовка и переподготовка кадров. Пассивная политика занятости - меры, направленные на сглаживание негативных последствий безработицы, в первую очередь, на поддержание доходов (выплата пособия по безработице; доплаты на иждивенцев, разовое обеспечение товарами первой необходимости, лечения, отдыха и праздничных мероприятий для детей - бесплатно или по сниженным ценам и др.) К пассивным мерам также относятся так называемые компенсационные выплаты, целью которых является сдерживание массовых увольнений, временная частичная компенсация доходов работников предприятий, находящихся в вынужденных отпусках, а также работающих не полный рабочий день (неделю) по независящим от них причинам. Компенсационные выплаты используются как чрезвычайная мера и устанавливаются на определённый период и в определённых размерах (от одной до нескольких минимальных заработных плат). Преимущество имеют градообразующие и конверсионные предприятия, а также предприятия, расположенные в «проблемных» регионах. Однако и здесь существуют риски - риск принятия государством обязательств работодателя по выплате заработной платы [6].
Суть принципов заключается в том, что все граждане Республики Беларусь независимо от расы, пола, отношения к религии, возраста, политических убеждений, национального и социального положения имеют право на выбор профессии, рода занятий и работы в соответствии с призванием, способностями, образованием, профессиональной подготовкой. В случае незанятости лица по независящим от него причинам, государство обязуется принять меры по трудоустройству гражданина, выплачивать пособие по безработице, а так же предоставить иные гарантии и компенсации в соответствии с законодательством Республики Беларусь. Для реализации политики занятости населения и обеспечения гражданам соответствующих гарантий на всей территории Республики Беларусь создается государственная служба занятости. Её первичным звеном является районный, городской (районный в городе) центр занятости, деятельность которого финансируется за счет средств Государственного фонда содействия занятости, предусмотренных на эти цели. Услуги, связанные с обеспечением занятости граждан, государственной службой занятости предоставляются бесплатно. Государственный фонд содействия занятости является государственным внебюджетным фондом, предназначенным для страхования от безработицы и финансирования мероприятий по обеспечению занятости населения. Средствами Государственного фонда содействия занятости распоряжается государственная служба занятости. Этот фонд создается за счет обязательных отчислений предприятий, учреждений, организаций всех форм собственности и хозяйствования (включая предприятия с иностранными инвестициями), предпринимателей, ассигнований из республиканского и местных бюджетов, добровольных пожертвований и иных поступлений. Размер обязательных отчислений в Государственный фонд содействия занятости определяется Верховным Советом Республики Беларусь. Недоимка по отчислениям, не погашенная плательщиками в установленные сроки, взыскивается государственной службой занятости вместе с пеней в бесспорном порядке. Средства фонда, не использованные в отчетном году, изъятию не подлежат и переходят на следующий финансовый год.
К роме этого, государством разрабатываются республиканская и региональная программы занятости. Эти программы предусматривают: -содействие структурной перестройке экономики и создание условий для направления высвобождаемых работников в первую очередь на рентабельные производства и в развивающиеся отрасли; -совершенствование системы воспроизводства рабочей силы в увязке с развитием рабочих мест, подготовкой, переподготовкой и повышением квалификации, профессиональной ориентации населения, повышения эффективности использования трудовых ресурсов; -обеспечение занятости отдельных категорий населения, трудоустройство которых затруднено; -повышение экономической заинтересованности предприятий и организаций в развитии рабочих мест, гибких форм занятости; совершенствование организационной структуры государственной службы занятости, формирование ее материальной, кадровой, информационной, статистической, финансовой и научно-методической базы. В разработке государственных программ занятости участвуют также и профессиональные союзы. Кроме этого они могут оказывать государственной службе занятости материальную и финансовую помощь. Органы государственной службы занятости, хозяйственные органы и профессиональные союзы регулярно проводят совместные консультации по проблемам занятости. По их итогам могут заключаться коллективные соглашения (договоры), в которые включаются мероприятия, направленные на содействие и сохранение занятости, защиту высвобождаемых работников, а также лиц, нуждающихся в социальной защите, обязательства со стороны органов государственного управления по предоставлению информации об экономических, финансовых условиях проведения политики занятости и другие вопросы, затрагивающие интересы граждан в области занятости [5].
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|