Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Регулирование занятости населения




Как показывает опыт высокоразвитых индустриальных стран, функционирование современного рынка труда предполагает высокую активность государства. При этом государственная политика занятости должна обеспечить равные возможности всем гражданам страны в получении рабочего места; содействовать той занятости, которая является экономически целесообразной; основываться на добровольности труда. Государство должно содействовать эффективному распределению и перераспределению трудовых ресурсов в соответствии с динамикой профессиональной структуры, повышением квалификации и интересами. От имени общества государство должно также обеспечивать социальную защиту в области занятости.

На государственную политику и занятости населения влияют особенности формирования её рынка труда. К таким особенностям относятся: отсутствие длительного эволюционного развития рынка труда, совпадения периода становления рынка труда с формированием других рынков, наличие многих стереотипов и нравственных критериев, сложившихся в эпоху командно-административной экономики.

Эти и другие обстоятельства привели к необходимости обновления всего комплекса трудового законодательства. В настоящее время отношение занятости в республике регулируется Конституцией Республики Беларусь, Законом Республики Беларусь «О занятости населения Республики Беларусь» 1991 года (далее – Закон), трудовым кодексом и иными нормативными актами [3, с.637].

Гражданам Республики Беларусь гарантируется право на труд как наиболее достойный способ самоутверждения человека, то есть право на выбор профессии, рода занятий и работы в соответствии с призванием, способностями, образованием, профессиональной подготовкой и с учётом общественных потребностей, а также на здоровые и безопасные условия труда.

Государство создаёт условия для полной занятости населения. В случае незанятости лица по независящим от него причинам ему гарантируется обучение новым специальностям и повышение квалификации с учётом общественных потребностей, а также пособие по безработице в соответствии с законом [4, ст. 41].

Республика Беларусь проводит единую политику в сфере занятости и трудоустройства в целях снижения и предотвращения безработицы и, как следствие, повышения уровня жизни населения.

Государственная политика в области занятости и трудоустройства населения основывается на следующих принципах:

- обеспечение равных возможностей всем трудоспособным гражданам республики Беларусь независимо от расы, пола, отношения к религии, возраста, политических убеждений, национального и социального положения в реализации права на труд;

- предоставление социальных гарантий и компенсаций безработным;

- поддержание трудовой инициативы граждан, содействие и поощрение в развитии их способностей к производительному и творческому труду;

- принятие дополнительных мер, содействующих трудоустройству граждан с ограниченной трудоспособностью;                                                                        

- обеспечение мер, направленных на предотвращение безработицы;

- обеспечение социальной защиты в области занятости, проведение специальных мероприятий для трудоустройства граждан, желающих работать;

- координация деятельности в области занятости с другими направлениями экономической и социальной политики;

- участие профессиональных союзов, ассоциаций (союзов), предприятий, трудовых коллективов, их формирований в разработке, реализации и контроле за выполнением мер по обеспечению законности во взаимодействии с органами государственного управления;

- международное сотрудничество в решении проблем занятости населения, включая профессиональную деятельность граждан Республики Беларусь за рубежом и трудовую деятельность иностранных граждан в Республике Беларусь [5, ст.4].

Существует два метода осуществления политики занятости: активный и пассивный.

Активная политика - совокупность организационных, правовых и экономических мер, способствующих снижению безработицы до её минимального уровня и ориентированная на обеспечение полной, продуктивной и свободно избранной занятости, предоставляющая в то же время возможность предприятиям всех форм собственности свободно нанимать работников для эффективного производства. Активная политика занятости включает, прежде всего, меры: 1) по обеспечению повышения конкурентоспособности работников; 2) инициирующие спрос на рабочую силу как со стороны государственного, так и со стороны частного секторов экономики; 3) поощряющие развитие малого предпринимательства и самозанятости. Основным инструментом активной политики занятости во всех экономически развитых странах признаются профессиональная подготовка и переподготовка кадров.

Пассивная политика занятости - меры, направленные на сглаживание негативных последствий безработицы, в первую очередь, на поддержание доходов (выплата пособия по безработице; доплаты на иждивенцев, разовое обеспечение товарами первой необходимости, лечения, отдыха и праздничных мероприятий для детей - бесплатно или по сниженным ценам и др.)

К пассивным мерам также относятся так называемые компенсационные выплаты, целью которых является сдерживание массовых увольнений, временная частичная компенсация доходов работников предприятий, находящихся в вынужденных отпусках, а также работающих не полный рабочий день (неделю) по независящим от них причинам. Компенсационные выплаты используются как чрезвычайная мера и устанавливаются на определённый период и в определённых размерах (от одной до нескольких минимальных заработных плат). Преимущество имеют градообразующие и конверсионные предприятия, а также предприятия, расположенные в «проблемных» регионах. Однако и здесь существуют риски - риск принятия государством обязательств работодателя по выплате заработной платы [6].

Суть принципов заключается в том, что все граждане Республики Беларусь независимо от расы, пола, отношения к религии, возраста, политических убеждений, национального и социального положения имеют право на выбор профессии, рода занятий и работы в соответствии с призванием, способностями, образованием, профессиональной подготовкой.

В случае незанятости лица по независящим от него причинам, государство обязуется принять меры по трудоустройству гражданина, выплачивать пособие по безработице, а так же предоставить иные гарантии и компенсации в соответствии с законодательством Республики Беларусь.

Для реализации политики занятости населения и обеспечения гражданам соответствующих гарантий на всей территории Республики Беларусь создается государственная служба занятости. Её первичным звеном является районный, городской (районный в городе) центр занятости, деятельность которого финансируется за счет средств Государственного фонда содействия занятости, предусмотренных на эти цели. Услуги, связанные с обеспечением занятости граждан, государственной службой занятости предоставляются бесплатно.

Государственный фонд содействия занятости является государственным внебюджетным фондом, предназначенным для страхования от безработицы и финансирования мероприятий по обеспечению занятости населения. Средствами Государственного фонда содействия занятости распоряжается государственная служба занятости.

Этот фонд создается за счет обязательных отчислений предприятий, учреждений, организаций всех форм собственности и хозяйствования (включая предприятия с иностранными инвестициями), предпринимателей, ассигнований из республиканского и местных бюджетов, добровольных пожертвований и иных поступлений. Размер обязательных отчислений в Государственный фонд содействия занятости определяется Верховным Советом Республики Беларусь. Недоимка по отчислениям, не погашенная плательщиками в установленные сроки, взыскивается государственной службой занятости вместе с пеней в бесспорном порядке. Средства фонда, не использованные в отчетном году, изъятию не подлежат и переходят на следующий финансовый год.

К роме этого, государством разрабатываются республиканская и региональная программы занятости. Эти программы предусматривают:

-содействие структурной перестройке экономики и создание условий для направления высвобождаемых работников в первую очередь на рентабельные производства и в развивающиеся отрасли;

-совершенствование системы воспроизводства рабочей силы в увязке с развитием рабочих мест, подготовкой, переподготовкой и повышением квалификации, профессиональной ориентации населения, повышения эффективности использования трудовых ресурсов;

-обеспечение занятости отдельных категорий населения, трудоустройство которых затруднено;

-повышение экономической заинтересованности предприятий и организаций в развитии рабочих мест, гибких форм занятости;

совершенствование организационной структуры государственной службы занятости, формирование ее материальной, кадровой, информационной, статистической, финансовой и научно-методической базы.

В разработке государственных программ занятости участвуют также и профессиональные союзы. Кроме этого они могут оказывать государственной службе занятости материальную и финансовую помощь.

Органы государственной службы занятости, хозяйственные органы и профессиональные союзы регулярно проводят совместные консультации по проблемам занятости. По их итогам могут заключаться коллективные соглашения (договоры), в которые включаются мероприятия, направленные на содействие и сохранение занятости, защиту высвобождаемых работников, а также лиц, нуждающихся в социальной защите, обязательства со стороны органов государственного управления по предоставлению информации об экономических, финансовых условиях проведения политики занятости и другие вопросы, затрагивающие интересы граждан в области занятости [5].

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...