Конспекты занятий по коррекции оптической дисграфии
Стр 1 из 17Следующая ⇒ КОРРЕКЦИЯ ОПТИЧЕСКОЙ ДИСГРАФИИ
Конспекты занятий для логопедов
Рекомендовано Ученым Советом Педагогического общества России
Рекомендовано Министерством образования и науки Самарской области
Москва 2006 ВВЕДЕНИЕ Проблема изучения и коррекции специфических нарушений письменной речи (дисграфия и дислексия) у детей и в настоящее время является одной из самых актуальных задач логопедии. С каждым годом в начальной школе увеличивается количество детей с различными видами дисграфии. Исходя из механизмов каждого вида дисграфии, авторы, посвятившие свои исследования данной области логопедии (Р.И. Лалаева, В.А. Ковшиков, И.Н. Садовникова, И.Н. Ефименкова, Г.Г. Мисаренко, А.Н. Корнев и др.). предлагают различные методики коррекционной работы. Вниманию специалистов предлагается комплект пособий, предназначенный для работы с детьми при оптической форме дисграфии. В комплект входят методические рекомендации, конспекты фронтальных коррекционных занятий и два индивидуальных рабочих альбома для выполнения заданий ребенком. Данные пособия представляют собой систематизированный автором практический материал и составлены с учетом методических требований. При оптической форме дисграфии у детей наблюдается нарушение зрительного восприятия, анализа и синтеза, а также моторных координации, неточность представлений о форме и цвете, величине предмета, недоразвитие памяти, пространственного восприятия и представлений, трудности оптико-пространственного анализа, несформированность оптического образа буквы. Смешивание букв по кинетическому и оптическому сходству не следует принимать за обыкновенные «описки», так как они не связаны ни с произношением, ни с правилами орфографии. Такие ошибки могут повлечь за собой снижение качества не только письма, но и чтения. Нарушение письма у ребенка носит стойкий системный характер, поэтому коррекционная работа должна быть направлена на речевую систему в целом, а не только на устранение изолированного дефекта. Использование в работе материалов пособий позволит учителю-логопеду в течение года провести эффективную коррекционную работу и поможет отследить.динамику состояния письменной речи ребенка.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ Для проведения эффективной коррекционной работы с детьми при оптической форме дисграфии логопеду нужно принять во внимание ранние сроки начала коррекционной работы, комплексность мероприятий, направленных на преодоление специфических ошибок, своевременно подключить к выполнению домашних заданий родителей. После проведения комплексного обследования проводится серия специальных коррекционных занятий, а также параллельно ведется работа по индивидуальным тетрадям. При устранении специфических нарушений письменной речи у ребенка необходимо: 1. Уточнить и расширить объем зрительной памяти. 2. Формировать и развивать зрительное восприятие и представления. 3. Развивать зрительный анализ и синтез. 4. Развивать зрительно-моторные координации. 5. Формировать речевые средства, отражающие зрительно-пространственные отношения. 6. Учить дифференциации смешиваемых по оптическим признакам букв. Для лучшего усвоения образа букв ребенку традиционно предлагается: - ощупывать, вырезать, лепить их из пластилина, обводить по контуру, писать в воздухе, определять сходство и различие оптически сходных букв и т.д. (Р.И. Лалаева); - конструировать и реконструировать буквы из элементов (В. А. Ковшиков); - ряд упражнений по развитию зрительного, зрительно-пространственного восприятия, памяти и анализа на предметах и геометрических фигурах;
- проводить дифференцию букв, сходных по начертанию, в письменных упражнениях. Коррекционная работа проводится в четыре этапа. 1-й этап. Организационный. Цели и задачи 1. Проведение первичного обследования. 2. Оформление документации и планирование работы. 4 Методические рекомендации 3. Сообщение результатов обследования всем участникам педагогического процесса (для совместной коррекционной работы). Работа на этом этапе проводится с 1 по 15 сентября. На данном этапе работы предусмотрены беседы, обследование (первичное и углубленное), выступления на родительских собраниях и т.д. 2-й этап. Подготовительный. Цели и задачи 1. Развитие у детей зрительного восприятия и узнавания предметов. - Развитие зрительного гнозиса: а) развитие восприятия цвета; б) развитие восприятия формы; в) развитие восприятия размера и величины. — Развитие буквенного гнозиса: а) развитие восприятия цвета букв; б) развитие восприятия формы, размера и величины предметов и букв; в) дифференциация расположения элементов букв. 2. Развитие зрительного анализа и синтеза. 3. Уточнение и расширение объёма зрительной памяти (зрительного мнезиса): а) развитие запоминания формы предметов; б) развитие запоминания цвета; в) развитие запоминания последовательности и количества букв и предметов (вначале проводим работу по развитию зрительной памяти, рассматривая предметы, потом - геометрические фигуры и лишь затем - буквы). 4. Формирование пространственного восприятия и представлений: а) ориентировка в схеме собственного тела; б) дифференциация правых и левых частей предмета; в) ориентировка в окружающем пространстве. 5. Формирование речевых средств, отражающих зрительно-пространственные отношения. 6. Развитие зрительно-моторных координации. Методические рекомендации 5 Работа на этом этапе проводится в начале обучения. На данном этапе работы предусмотрено проведение бесед, фронтальных и индивидуальных занятий по альбому 1. 3-й этап. Основной. Цели и задачи 1. Закрепление связей между произнесением звука и его графическим изображением на письме.
2. Автоматизация смешиваемых и взаимозаменяемых букв. 3. Дифференциация смешиваемых и взаимозаменяемых букв. - Дифференциация гласных букв: а) изолированно (написание); б) в слогах и в словах; в) в словосочетаниях; г) в предложениях и тексте. - Дифференциация гласных и согласных букв: а) изолированно; б) в слогах и словах; в) в словосочетаниях; г) в предложениях и тексте. - Дифференциация согласных: а) изолированно; б) в слогах и в словах; в) в словосочетании; г) в предложениях и тексте. Работа на этом этапе проводится на протяжении всего периода обучения. На данном этапе работы предусмотрено проведение фронтальных и индивидуальных занятий по альбомам 1-2. 4-й этап. Заключительный. Цели и задачи 1. Закрепление полученных навыков. 2. Перенос полученных знаний на другие виды деятельности. Работа на данном этапе проводится в конце обучения. Для удобства работы педагога все наиболее часто смешиваемые пары букв представлены в таблице.
КОНСПЕКТЫ ЗАНЯТИЙ ПО КОРРЕКЦИИ ОПТИЧЕСКОЙ ДИСГРАФИИ ЗАНЯТИЕ 1 Тема: Дифференциация букв о - а. Задачи: научить детей сравнивать буквы о - а по начертанию; закрепить знания о правописании этих букв в слогах и словах; учить дифференциации букв о - а в слогах и словах; развивать оптико-пространственные представления; знакомить детей со словами-паронимами; развивать словарь. Оборудование: буквы о-а (на доске); таблицы букв (на доске); модели слов; кроссворд; карточки для индивидуальной работы - «Нотки», альбом 2. ХОД ЗАНЯТИЯ I. Оргмомент 1. Знакомство с таблицами. Логопед: Рассмотрите таблицы букв (вывешиваются на доске) и найдите сходные по начертанию буквы. Запишите их парами. 2. Сравнение букв, сходных по начертанию. Логопед предлагает детям (поочередно) назвать записанные пары букв и сравнить их между собой. Дифференциация букв «о — а» 9
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|