II. Основная часть занятия
1. Сравнение букв, сходных по начертанию (задание 1. с.3*). Знакомство с парой букв о - а. Запись темы занятия. Прослушивание сказки о буквах сестричках. Логопед: Послушайте сказку о буквах-сестричках. «Жили-были две буквы-сестрички (логопед выставляет на доску стилизованное изображение букв о - а). Сестрички были очень похожи. Чтобы не перепутать своих дочерей, мама заплетала косичку одной дочери, а вторая ходила с короткими волосами. Буквы-сестрички были неразлучны: в некоторых словах совсем не хотели расставаться и стояли рядом. Так они и жили. Со временем люди научились их различать — увидев сестёр издалека, они кричали: «Посмотрите, это буква а — сестрёнка с косичкой, а вот и буква о - без косички». 2.Сравнение элементов и целых букв о- а (задания 2. 3. с. 3). Буква а - состоит из двух элементов, буква о - из одного овала. Сравнение артикуляции звуков о- а. При произнесении звука а - рот широко раскрывается, при произнесении о - рот напоминает по форме овал. Соотнесение звуков с буквами и символами для обозначения на письме. Логопед: Рассмотрите геометрические фигуры-символы (задание 2, с. 3), расположенные рядом с буквами о-а. Подумайте и скажите, какой фигурой удобнее обозначать на письме букву а, а какой - букву о? Какого цвета фигуры и почему? (красный овал для буквы о, красный треугольник для а). Соедините элементы букв так, чтобы получились буквы о - а (задание 3, с. 3). Запишите эти буквы поэлементно. 3.Развитие фонематического восприятия (упражнение «Нотки»). Логопед: Посмотрите на карточки. Назовите нотки. Запишите только те, в названии которых есть буквы о - а. * Здесь и далее: даны ссылки на пособие Е.В. Мазановой «Учусь не путать буквы. Альбом 2. Упражнения по коррекции оптической дисграфии у младших школьников» (М.: Издательство «ГНОМ и Д», 2006). Обозначен как «альбом 2».
10 Конспекты занятий по коррекции оптической дисграфии 4. Дифференциация букв о- а в словах (задание 5. с. 4). Логопед: Рассмотрите цветочки: на них записаны слова с пропущенными буквами о - а. Проводите каждую пчёлку на ее цветок. Прочитайте слова. Укажите наличие букв о — а в словах при помощи символов. Объясните значение слов: полк, шлак. 4. Работа на уровне слова. Упражнение «Занимательные модели». Логопед: Рассмотрите схемы слов. Подставляйте на первое место слева предлагаемые ниже согласные буквы (по одной), а на второе место - сначала букву а, потом о. Прочитайте полученные слова. Запишите их. С какими буквами у вас получилось два слова? С какими одно? 6.Работа со словами-паронимами. Логопед: Назовите только те слова из предыдущего задания, из которых можно составить пары (почка - пачка, дочка — дачка, точка - тачка, кочка — качка, вол — вал, дол - дал). Сравните слова в каждой паре по написанию, значению и звучанию. 7.Развитие логического мышления. Логопед: Отгадайте слова кроссворда и запишите имена весёлых человечков. 1. Этот весёлый человечек хорошо рисует, ему в этом помогает его нос. 2. Этот весёлый человечек ничего не знает. 8. Этот весёлый человечек сделан из дерева, он любит папу, но не хочет ходить в школу. Дифференциация букв «о — а» 11 4. Этот весёлый человечек смешит на площади народ. Это любимая кукла артистов. 5. Эта маленькая девочка улетела с ласточкой в тёплые края. 6. Этот человечек - большой мастер и выдумщик. У него вместо рук и ног пружинки, а вместо носа - лампочка. Ответы: Карандаш, Незнайка, Буратино, Петрушка, Дюймовочка, Самоделкин. III. Итог занятия Логопед: Вспомните, чем похожи буквы о - а? Приведите примеры слов, в которых пишутся эти буквы. (Логопед помогает подобрать такие слова, где эти буквы пишутся в сильной позиции.)
ЗАНЯТИЕ 2 Тема: Дифференциация букв о - а в словосочетаниях, предложениях и тексте. Задачи: закрепить знания детей о буквах о - а; учить детей дифференцировать изучаемые буквы в словосочетаниях, предложениях и тексте; обучать детей навыкам слогового анализа и синтеза; развивать у детей умение согласовывать слова в предложениях и словосочетаниях; тренировать в языковом и звуковом анализе; развивать зрительное восприятие. Оборудование: демонстрационные буквы о - а на доске; наборы букв о - а и символы для обозначения изучаемых букв на письме (на каждого ребенка); модели слов на кар- 12 Конспекты занятий по коррекции оптической дисграфии точках; карточки со словосочетаниями для индивидуальной работы; запись стихотворения (на доске); альбом 2.
ХОД ЗАНЯТИЯ I. Оргмомент 1. Закрепление, знаний об изучаемых буквах о - а. Логопед: Из элементов (деталей) букв, которые лежат у вас на столе, соберите буквы а, о. Вспомните и назовите слова на каждую букву. 2.Запись букв о - а. Логопед предлагает детям вспомнить внешнее сходство и различие этих букв, обозначение на письме. II. Основная часть занятия 1.Развитие фонематического восприятия и слогового анализа. Логопед: Послушайте слова и запишите ударный слог каждого слова. Выделите в этих слогах буквы о - а. Слова: палец, сурок, варит, крошки, ночи, зима, чашка, марки, норка, молоко, весна. 2. Развитие навыков слогового анализа и синтеза. Логопед: Прочитайте слоги и составьте из них слова. Слоги: ПА, РОК, КО, МАР, КА, РОМ, МА, КАР, У. Примерные слова: урок, комар... 3. Дифференциация букв о- а в словах. Работа со словами-паронимами. Логопед: Прочитайте слова с опорой на схематическое изображение букв. 4.Развитие зрительной памяти. Логопед: Назовите пары слов из предыдущего задания. Объясните значения всех слов. Запишите только те, что оказались новыми для вас. Пары слов: стал - стол, сам - сом, кратко - кротко, почка - пачка, полки - палки, вол - вал. 5.Физминутка. Дети выполняют движения по заданию логопеда. 6.Развитие зрительного восприятия и моторной координации (задание 4. с. 3). Логопед: Рассмотрите облака, из которых идет буквенный дождь. Проведите дорожки от каждой буквы к слову и прочитайте получившиеся слова. В каком облаке прячется два слова? Какие это слова?
7. Развитие навыка согласования слов (задание 6. с.4). Логопед: Вставьте в слова пропущенные буквы о - а и прочитайте слова. Составьте из слов групп 1 и 2 словосочетания. Запишите словосочетания. Выделите буквы о - а. 1. ЗАП_МНИЛ, ПЛ_ЧЕТ, СК_ЧЕТ, СК_РЫЙ, СП_ЛИ. 2. К_ШКИ, СК_ЗКУ, ПЛ_КСА, К_НЬ, П_ЕЗД.
8. Работа на уровне предложения (задание 7. с. 4-5). Логопед: Зашифруйте предложения при помощи букв о - а по образцу. Образец. Скоро сказка сказывается. О – О А – А А – А – А. Астры зацветут осенью. Ровный асфальт радует людей. Смолк соловей в лесной чаще. Лампа погасла внезапно. Старая лодка ушла на дно. 14 Конспекты занятий по коррекции оптической дисграфии 9. Дифференциация букв занятия на уровне триста (задание 8. с. 5). Логопед: Вставьте буквы о - а в слова и прочитайте текст. Запишите текст, выделяя буквы о - а и отмечая их соответствующими символами. Т_м к_тик ус_тый И л_почкой к_тик П_ с_дику бр_дит, Ум_ет св_й р_тик, А к_злик рог_тый А к_злик сед_ю За к_тиком х_дит. Трясёт бород _ю. III. Итог занятия Логопед: Назовите из стихотворения сначала слова с буквой а, а затем - с буквой о.
ЗАНЯТИЕ 3
Тема: Дифференциация букв у -и. Задачи: познакомить детей с буквами у - и; учить детей сотно-сить звуки у-ие буквами у - и и символами (для обозначения на письме); познакомить детей со словами-перевёрты-шами; учить различать буквы у — и изолированно, в слогах и в словах; развивать у детей навыки звукового анализа и синтеза, логическое мышление, зрительное восприятие. Оборудование: карточки с изображениями букв у - и и элементами букв у - и, серия сюжетных картинок к сказке «Лиса и журавль»; демонстрационные картинки с изображением героев сказки «Лиса и журавль»; текст загадок; сетка кроссворда, нарисованная на доске; индивидуальная тетрадь. ХОД ЗАНЯТИЯ I. Оргмомент 1. Развитие оптических представлений (задание 1.с. 5).
Логопед: Рассмотрите элементы букв и составьте буквы. Какие буквы у вас получились?
Элементы букв: Дифференциация букв «у — и» 15 Дети: Получились буквы у - и. 2. Сформулировать и записа ть на доске тему занятия.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|