Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Грызуны, как объекты для экспериментального исследования. «Чистые линии» грызунов и их разновидности.




Методы исследования

• Наблюдение

• Описательный

• Сравнительный

• Экспериментальный

• Исторический

• Моделирование

Наблюдение – целенаправленное пассивное изучение предметов, опирающееся в основном на данные органов чувств. В ходе наблюдения мы получаем знания не только о внешних сторонах объекта познания, но и – в качестве конечной цели – о его существенных свойствах и отношениях.

Наблюдение может быть непосредственным и опосредованным различными приборами и другими техническими устройствами. Основные требования к научному наблюдению: однозначность замысла (что именно наблюдается); возможность контроля путем либо повторного наблюдения, либо с помощью других методов (например, эксперимента). Важным моментом наблюдения является интерпретация его результатов – расшифровка показаний приборов и т. п.

Описание – познавательная операция, состоящая в фиксировании результатов опыта (наблюдения или эксперимента) с помощью определенных систем обозначения, принятых в науке.

 

Сравнение – познавательная операция, выявляющая сходство или различие объектов (либо ступеней развития одного и того же объекта), т.е. их тождество и различия. Оно имеет смысл только в совокупности однородных предметов, образующих класс. Сравнение предметов в классе осуществляется по признакам, существенным для данного рассмотрения. При этом предметы, сравниваемые по одному признаку, могут быть несравнимы по другому.

Сравнение является основой такого логического приема, как аналогия, и служит исходным пунктом сравнительно-исторического метода. Его суть – выявление общего и особенного в познании различных ступеней (периодов, фаз) развития одного и того же явления или разных сосуществующих явлений.

 

Эксперимент – активное и целенаправленное вмешательство в протекание изучаемого процесса, соответствующее изменение исследуемого объекта или его воспроизведение в специально созданных и контролируемых условиях, определяемых целями эксперимента. В его ходе изучаемый объект изолируется от влияния побочных, затемняющих его сущность обстоятельств и представляется в «чистом виде».

Основные особенности эксперимента: а) более активное (чем при наблюдении) отношение к объекту исследования, вплоть до его изменения и преобразования; б) возможность контроля за поведением объекта и проверки результатов; в) многократная воспроизводимость изучаемого объекта по желанию исследователя; г) возможность обнаружения таких свойств явлений, которые не наблюдаются в естественных условиях.

Виды (типы) экспериментов весьма разнообразны. Так, по своим функциям выделяют исследовательские (поисковые), проверочные (контрольные), воспроизводящие эксперименты. По характеру объектов различают физические, химические, биологические, социальные и т. п. Существуют эксперименты качественные и количественные. Широкое распространение в современной науке получил мысленный эксперимент – система мыслительных процедур, проводимых над идеализированными объектами.

Измерение – совокупность действий, выполняемых при помощи определенных средств с целью нахождения числового значения измеряемой величины в принятых единицах измерения.

Следует подчеркнуть, что методы эмпирического исследования никогда не реализуются «вслепую», а всегда «теоретически нагружены», направляются определенными концептуальными идеями.

Моделирование – метод исследования определенных объектов путем воспроизведения их характеристик на другом объекте – модели, которая представляет собой аналог того или иного фрагмента действительности (вещного или мыслительного) – оригинала модели. Между моделью и объектом, интересующим исследователя, должно существовать известное подобие (сходство) – в физических характеристиках, структуре, функциях и др.

 

Эксперимент

• Метод исследования некоторого явления в управляемых условиях • проводится в рамках научного исследования и служит для проверки гипотезы, установления причинных связей между феноменами.

Особенности:

• Исследователь сам вызывает изучаемое явление, а не ждет когда оно произойдет • Может изменять условия протекания изучаемого процесса

• Позволяет варьировать количественное соотношение условий и осуществлять математическую обработку • Можно попеременно исключать отдельные условия с целью установить закономерные связи

Специфика эксперимента как научного метода

Структура эксперимента:

1. Определение задачи и цели (для чего, с какой целью)

2. Выбор объекта, предмета и ситуации: естественная – экспериментальная; управляемая – неуправляемая; спонтанная – организованная; нормальная – экстремальная (что наблюдать).

3. Выбор способов регистрации наблюдаемого явления (как вести запись?)

4. Обработка и интерпретация полученной информации (каков результат?)

Особенности выбора объектов для экспериментального исследования: виды объектов, их преимущества и недостатки. Рандомизация, заслепление, контрольная и экспериментальная группа.

В эксперименте обычно выделяются два вида объектов — контрольные и экспериментальные группы.

Экспериментальная группа — та группа, на которую оказывают воздействие экспериментальным фактором.

Контрольная группа — идентичная экспериментальной по заданным параметрам, но не испытывает воздействие экспериментальным фактором.

При наличии контрольной группы повышается чистота социального эксперимента — так как воздействие побочных параметров в одинаковой степени вероятно и в экспериментальной и в контрольной группе. При экспериментальных исследованиях важно, чтобы все испытуемые в группах были равны по возрасту, здоровью, мотивам участия и др. В процессе эксперимента составы групп должны сохраняться в неизменном виде.

Экспериментальный фактор (независимая переменная) — условие или система условий, которые вводятся исследователем.

Экспериментальная ситуация — ситуация, которая создается в соответствии с программой исследования для проведения эксперимента. Экспериментальный фактор не включается в условия экспериментальной ситуации.

Достоинства эксперимента:

обеспечивается высокая точность результатов;

имеется возможность для повторных опытов в аналогичных условиях;

осуществляется контроль за всеми переменными.

Недостатки:

большие финансовые затраты;

большие людские ресурсы;

трудность с привлечением больших групп людей;

условия деятельности испытуемых не соответствуют реальности;

испытуемые знают о том, что они являются объектами исследований;

не все явления можно привлечь к эксперименту.

Рандомизация - случайное распределение по группам.

 

Грызуны, как объекты для экспериментального исследования. «Чистые линии» грызунов и их разновидности.

При моделировании токсических эффектов химических веществ наиболее часто используются грызуны (мыши, крысы, морские свинки, кролики).

Белые лабораторные мыши, являющиеся альбиносами домашней серой мыши, используются для определения токсичности химических веществ, стандартизации фармакологических препаратов.

Морские свинки являются классическим объектом для изучения аллергогенности химических веществ, а так же проявлений авитаминозов. Изолированные органы этих животных применяются в фармакологических исследованиях.

Кролики в связи с особенностями протекания у них овуляторного цикла и высокой скоростью размножения удобны для выявления воздействия токсических веществ на репродуктивные функции.

Лабораторные крысы (альбиносы черной и серой крыс) являются наиболее распространенным видом экспериментальных животных для разработки моделей последствий острых и хронических интоксикации. В настоящее время выведено более 100 отдельных аутобредных стоков и инбредных линий лабораторных крыс. Наиболее часто при токсикологических исследованиях используются крысы стоков Wistar, Bio Breeding Sprague-Dawley, C57BL, CFI, C3H и др. Отдельно выделяют конвенциональных (беспородных) животных, микрофлора которых полностью или частично неизвестна.

Удобство использования крыс для исследования токсических эффектов химических и биологических препаратов объясняется простотой их содержания, возможностью размещения на сравнительно небольшой территории достаточного количества животных, небольшим весом, устойчивостью к инфекционным заболеваниям, большим приплодом, который они дают. Крыс легко фиксировать рукой; постоянная заполненность желудка пищей при обычном режиме питания позволяет вводить им интрагастрально достаточные дозы токсических агентов, не вызывая катаральных изменений слизистой. Предпочтение в токсикологических исследованиях отдается самцам, так как они не имеют гормональных колебаний, способных оказывать влияние на мембранотропное действие ядов; целесообразнее использование молодых животных, поскольку у них меньше толерантность к различным токсическим веществам.

 

Линии грызунов

•Инбредные – генетически идентичны (более 98% сходства), достигает путем инбрединга не менее 20-ти поколений

•F1-гибриды – результат скрещивания двух инбредных линий

•Специальные генетические линии – получаются путем генетических манипуляций

–Сегрегированная линия – линия животных, в которых целевой ген поддерживается постоянно в гетерозиготном состоянии путем подбора пар сиблингов

–Коизогенная линия – линия, в организмах которых произошла и поддерживается мутация отдельного гена, в остальном линия идентична изначальной

–Трансгенная линия – линия, в геном которой искусственным путем внесена чужеродная или удалена (knockout) генетическая информация

–Рекомбинантная линия – линия-потомок от двух инбредных

•Неинбредные, случайно-инбредные, аутбредные

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...