От национальных движений к полностью сформировавшейся нации: процесс строительства наций в Европе 9 глава
Но чем рациональнее становится пролетариат, тем милее делается национальная оценка его непосредственному врагу, буржуазии. Разумеется, именно в устах капиталиста этот способ оценки производит странное впечатление. Кто же, как не капитал, уничтожил унаследованные особенности национального характера, так круто изменил все существо каждой нации? Пока буржуазия была молода, ей тоже чужда была национальная оценка; во времена своей молодости она презирала историческую рухлядь, тогда она мечтала об общественном порядке, построенном по указаниям ее классового разума. Но по мере того, как все более возрастает мощь пролетариата, буржуазии становится все симпатичнее национальный способ оценки. Борьба пролетариата против буржуазии — это борьба за собственность. В давнопрошедшие времена частная собственность обеспечивала каждому то, что он сам себе вырабатывал. В капиталистических мастерских ее содержание изменилось и теперь она означает, что господину принадлежат продукты труда других. Но и здесь она не сразу потеряла всякий смысл. Ибо с правом собственности на орудия труда связывалось не только притязание на получение прибавочной стоимости, но и определенная общественная функция, руководство процессом производства. Однако, и эта последняя общественная функция все более отделяется от права собственности: в акционерных обществах, картелях, трестах, в организации банковского дела собственник лишен всякой общественной функции, в процессе труда он уже никакого участия не принимает и ему остается только голое притязание на продукты чужого труда. Таким образом, собственность претерпела в своей эволюции полную метаморфозу: когда-то она означала, что трудящемуся обеспечен продукт его труда; теперь она означает не что иное, как только притязание на чужой труд, как право на эксплуатацию. Собственник не может больше ссылаться на какую-либо выполняемую им общественную функцию, а лишь на тот факт, что его собственность унаследована, что его собственность есть продукт исторического развития. У него нет другого правового основания, как только историческое.
Молодая буржуазия боролась с традиционными государственными учреждениями; старая буржуазия боится демократии и цепляется за монархию и бюрократию, как за своих союзников в борьбе с пролетариатом. Молодая буржуазия конструировала «государство разума» (Vernunftstaat); одряхлевшая буржуазия защищает историческое право монархии. Таким образом буржуазия ценит ныне все историческое, так как только истории она обязана своим собственным господством; но ценя все историческое, она ценит также историческое в нас, национальность. Она все более становится борцом за национальную самобытность, все больше усваивает способ национальной оценки, — считает же она возможным защищать традиционный общественный строй ссылками на то, что он вырос на основе национальной самобытности и что этот строй, в свою очередь, необходим для сохранения этой национальной самобытности. Это — не случайность, что буржуазные теоретики ныне опять стараются изменять сохранение национальной индивидуальности в нравственный долг; что национальный спиритуализм празднует свое возрождение; что в юридических науках и политической экономии, преподаваемых в университетах, господствует историческая школа; что наши романы, наше искусство вскрывают теперь нашу национальную самобытность. Национальная оценка и рационалистическая оценка обуславливаются различными сторонами человеческого существа, неизбежно возникают в каждом человеке, в каждом из нас в отдельности находятся в постоянной вражде между собою. Но это противоречие внутри нас становится, благодаря классовой борьбе, явным антагонизмом существующего общества. Национальная оценка все более и более становится способом оценки господствующих и имущих классов, рационалистическая оценка — способом оценки рабочего класса. А различные оценки составляют основу различной политики.
Национальная политика Может ли нация обойтись без стремления к сохранению своей самобытности? Не скрывается ли за этим стремлением инстинкт самосохранения, присущий всякому живому существу? Разве культурный космополитизм, препятствуя сохранению национального своеобразия, не грозит гибелью самостоятельному существованию нации? Не стремится ли он к смешению человечества в одну кучу, в которой исчезло бы всякое национальное многообразие? Мы не раз уже высказывались против этого взгляда, ссылаясь на национальную апперцепцию. Мы знаем, что нация, которую мы привели в пример, в течение столетий воспринимала культурные элементы самых различных наций. Древние германцы сначала находились под сильным влиянием более развитых кельтов, потом — под воздействием римской культуры. Христианство ввело в состав их национальной организации элементы восточной, греческой и римской культур. В эпоху феодализма особенно велико было влияние южно-французской культуры; в эпоху крестовых походов сюда присоединилось влияние итальянской и восточной культур. Капиталистическое товарное производство прокладывает путь для влияния итальянского гуманизма и итальянского возрождения. Следующие затем века опять являются свидетелями сильного французского влияния. Вновь пробудившаяся буржуазия подвергается влиянию античной культуры, французских, английских, нидерландских наук и искусств. В XIX же столетии наше культурное богатство увеличивается, благодаря влиянию самых различных наций, даже других частей света. И вопреки всему этому, об исчезновении национального своеобразия не может быть и речи! Этот факт объясняется национальной апперцепцией: ни одна нация не воспринимает инонациональных элементов в неизменном виде; каждая приспосабливает их ко всему своему бытию, подвергает их в процессе восприятия внутренней переработке. Французские культурные элементы были восприняты как немцами, так и англичанами. Но в головах англичан элементы французской культуры стали чем-то иным, чем в головах немцев. Уравнение материального содержания различных национальных культур отнюдь не означает уничтожение национальной индивидуальности. Никогда еще сознание существующего между нациями различия не было так отчетливо, как в наше время, хотя именно теперь каждая нация учится у других наций и перенимает от них гораздо больше, чем когда-либо раньше.
Но национальный характер подвергается беспрерывным изменениям и помимо национальных влияний, и все же нация никогда не перестает быть общностью характера, отличающейся от всех других наций. Какой огромный переворот произвел, например, XIX веке в национальной индивидуальности немецкого народа! Для примера мы здесь укажем только на одну сторону этих многообразных изменений. В то время, когда на западе шла великая борьба буржуазии с абсолютизмом и классом феодальных помещиков, а в Германии буржуазия находилась еще под гнетом отсталых экономических и политических отношений, мадам де Сталь однажды выразилась в том духе, что в Германии нечего делать тому, кто не заботится о всем земном шаре. Немецкая интеллигенция восприняла тогда все знания своего времени: разработанное в Голландии, Англии и Франции современное естествознание, французскую и английскую государственную науку и, выросшую на основе обеих этих научных отраслей философию. Но заимствованные от западных наций понятия в Германии совершенно иначе перерабатывались, чем во Франции и Англии. Ибо здесь непосредственная классовая борьба, еще невозможная в тогдашней Германии, не отводила глаз от принципов, здесь принципы были еще в почете, так как необходимость практической разработки не приводила еще к компромиссу идеи с действительностью, как в Англии или во Франции после революции, таким образом, Германия стала классической страной принципов, страной, где они последовательно продумывались до их конечных выводов. На этой основе выросла наша философия, вырос тот последовательный рационализм, который всякое, даже самое незначительное действие, оправдывал не иначе, как включив его в определенную систему. Только в Германии Вишер мог выразиться, что он не может себе представить политического деятеля, не изучавшего и не продумавшего «Логику» Гегеля. И этот образ мысли господствовал не только в узком кругу интеллигенции; в разжиженной форме он проникал и в широкие массы, — школьный учитель, священник, газета, зачатки политической агитации были его проводниками. Недаром Фихте говорит: «все мы видим и все. я думаю, это признают, что все в наше время стремится к тому, чтобы внести свет в неясные чувства и доставить исключительное господство ясному познанию вещей». Нельзя понять революции 1848 года, не принявши во внимание этой особенности немецкого национального характера того времени. Даже еще в настоящее время этот способ мышления живёт отчасти в немецком рабочем; он подтверждает известное выражение Энгельса, что немецкие рабочие являются наследниками немецкой классической философии, немецкие социалисты — потомками Канта, Фихте и Гегеля.
Но капитализм и находящаяся во власти юнкеров и буржуазии конституционная монархия совершенно изменили эту своеобразную черту немецкого национального характера. Духовная культура современной Германии характеризуется каким-то бессодержательным историзмом и эмпиризмом, погоней за успехом, исканием никчемных деталей, той реальной политикой, которая, по выражению Маркса, принимает за реальность лишь то, что лежит перед самым ее носом. Буржуазный рационализм уже невозможен, пролетарский же рационализм изгоняется буржуазным государством, которое стремится закрыть доступ ко всякой практической деятельности каждому человеку с «подозрительным образом мыслей». С академической молодежью наших тридцатых и сороковых годов находится в духовном родстве не немецкая, а русская интеллигенция. При том, и эта эволюция национального характера, подобно упомянутой выше, произошла не в одном только верхнем слое немецкого образованного общества; это новое направление национального характера также просачивается через множество каналов в широкие массы, ревизионизм в германской социал-демократии есть его детище: его источником является тот отказ от «непрактичных» принципов, та оппортунистическая позиция, которая вытеснила прежний рационализм, то направление мысли, которое всякую деятельность рассматривает не с точки зрения высшего, теоретически правильного идеала, а лишь с точки зрения непосредственного, осязательного успеха, как бы мизерен ни был этот успех.
И такую колоссальную перемену в национальной индивидуальности капитализм произвел в течение лишь нескольких десятилетий. Но значит ли это, что немецкий народ лишился своей национальной индивидуальности, что немцы стали поэтому англичанами или американцами? Нет, изменение национальной индивидуальности отнюдь не означает отказа от национальной индивидуальности. Из этого-то положения вытекает идея национальной политики, отличной от той, о которой мы говорили выше. Наша задача не в том, чтобы будущие поколения были похожи на нынешнее, а в том, чтобы наши потомки, связанные в общность характера, вообще составляли нацию. Как велик, однако, будет круг людей, охваченных национальной общностью? Национальной политикой мы можем называть и такую политику, которая ставит себе задачу путем планомерного сотрудничества вовлечь весь народ в национальную культурную общность и сделать, таким образом, весь народ общностью национального характера. Эту политику я, в отличие от уже известной нам консервативно-национальной политики, называю эволюционно-национальной политикой. Мы можем называть ее эволюционной, так как она порывает с тем взглядом, будто мы должны сохранить нацию в том виде, как она создана историей; этому неправильному представлению она противопоставляет другое — развитие, эволюцию национального характера. Но эволюционной ее можно назвать еще в более глубоком смысле, так как она ставит себе целью не только дальнейшее развитие национального характера, взятого сам по себе, а превращение всего народа в нацию. Ее задача состоит не только в развитии нации, но ив развитии всего народа в нацию*7. Эта эволюционной национальная политика есть политика современного рабочего класса. Конечно, рабочий класс преследует свою политику не ради нации, а ради себя самого. Но так как пролетариат борется за обладание культурными ценностями, создаваемыми его трудом, то неизбежным следствием его политики должно быть вовлечение всего народа в культурную общность, а, стало быть, превращение всего народа в нацию. Но как бы велики ни были успехи этой борьбы, рабочий класс знает, что в капиталистическом обществе он никогда не достигает полного обладания национальной культурой. Только социалистическое общество сделает национальную культуру достоянием всего народа, а тем самым превратит весь народ в нацию. И поэтому-то эволюционная национальная политика, в какой бы области общественной жизни она ни применялась, неизбежно является социалистической политикой. Противоположность консервативной и эволюционной национальной политики ясно обнаруживается также в отношении к местным и племенным группам внутри нации. Стремление сохранить традиционную национальную одежду, укрепить местные диалекты в ущерб общенациональному языку лишь последовательно вытекает из точки зрения национального способа оценки. Мы же относимся к этим специфическим особенностям внутри нации, как к тормозу культурной общности: кто не знает общенемецкого языка, тот не может иметь доступа к нашей литературе, науке и философии, тот находится вне сферы воздействия нашей национальной культуры и не входит членом в общность характера немецкого народа. Слов нет, наследование местных наречий заслуживает полного внимания, нам понятно так же эстетическое удовольствие, доставляемое племенными разновидностями; но мы не должны забывать, что именно эти особенности, обязанные своим происхождением крестьянской изолированности и быстро исчезающие под влиянием капитализма, демократии и современной школы, составляют препятствие к развитию единства нации. И консервативно-национальная политика просто антинациональна, когда она стремится к сохранению и развитию этих племенных особенностей внутри нации: романтическое наслаждение, испытываемое при наблюдении этих особенностей, ведет к разрушению культурного единства нации. Истинную национальную политику мы ведем лишь тогда, когда мы, критически относясь ко всякого рода традиционным национальным особенностям, боремся за то, чтобы каждый в отдельности воспринял всю культуру своей нации, ставши, таким образом, продуктом, детищем своей нации. НАЦИОНАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВО Принцип национальности Переворот в унаследованных государственных системах совершился в XIX столетии под знаком принципа национальности (Nationalitatsprinzip). Каждая нация должна образовать одно государство! Каждое государство должно состоять только из одной нации! Борьба за единство Германии, свободу Италии, освобождение Греции, Румынии, Сербии и Болгарии от турецкого владычества, борьба ирландцев за гомруль, поляков за восстановление польского 4*—2035 государства — все это формы проявления великой борьбы за осуществление принципа национальности. Явление это настолько поразительно, что многие теоретики стали находить конституционный признак нации в воле к сожительству в самостоятельном политическом обществе. Например, Репан18, Кирхгоф19 считают нацией совокупность людей, вместе живущих в самостоятельном обществе, защищающих это общество, готовых нести за него жертвы. Это есть психологическая теория нации. Но если уже знакомая нам психологическая теория нации ищет конституционный признак нации в национальном сознании и, поэтому, интеллектуалистична, то теория, усматривающая сущность нации в воле к политическому единству и к свободе, волюнтаристична20. Против этой теории мы выставляем те же возражения, какие мы выставили против психологически-интеллектуалистического направления. Эта теория так же, как и та, неудовлетворительна, так как она избегает вопроса, почему именно те, а не другие люди хотят жить в одном политическом обществе. Но она и неправильна, так как, во-первых, совершенно неверно, что все люди, желающие принадлежать к одному политическому обществу, составляют на этом основании нацию — например, некоторые чехи придерживаются того мнения, что существование Австрии необходимо для их нации и разделяют мнение Палацкого, что если бы Австрии не было, ее надо было бы изобрести, но из этого, конечно, не следует, что они принадлежат к какой-то австрийской нации — и, во-вторых, столь же неверно, что все, принадлежащие к одной нации, хотели бы составлять с ней единое национально-политическое целое — например, швейцарские немцы или австрийские немцы отнюдь не имеют желания образовать всенемецкое единое государство. Тот факт, что национальное государство (Nationalstaat) составляет правило, а государство национальностей (Nationalitatenstaat) — исключение, пережиток прошедших времен, привел к опасной путанице научно-государственной и политической терминологии. Так, часто понимают под нацией не что иное, как совокупность граждан или совокупность жителей какой- нибудь экономической области. В Германии национальной называют ту политику, которая дает существующему классовому государству потребные ему орудия власти — солдат, пушки, броненосцы; во Франции считается национальной политика «реванша» и расширение колониальных владений. Когда говорят о национальной политической экономии, то при этом имеют в виду не экономию нации — например, немцев во всех странах — а экономию германской экономической области, которая, с одной стороны, не всех немцев обнимает, а, с другой стороны, охватывает французов, датчан, поляков, евреев, в меньшем же количестве — представителей всевозможных наций. Если говорят об «охране национального труда», то это вовсе не означает охраны немецкого труда в Австрии или в Соединенных Штатах, а охрану труда, произведенного в германской хозяйственной области и т. д. До нации в этом смысле нам здесь нет дела. Это словоупотребление покоится на смешении нации с населением государства и экономической области21. Когда речь заходит о взаимоотношении нации и государства, то теория обыкновенно довольствуется утверждением: если каждая нация хочет стать государством, то это «естественно». Но этим проблема не решена, а только поставлена. Мы спрашиваем, почему это людям кажется «естественным», разумным, чтобы каждая нация и всегда только одна нация составляли государство? Принцип национальности заключает, очевидно, два требования: во-первых, волю к национальной свободе, отражение иноземного господства, «каждая нация — государство!»; во-вторых, волю к национальному единству, борьбу с партикуляризмом, «вся нация — одно государство»!. И вот надо объяснить, как оба эти требования возникают в XIX столетии, как они могли стать настолько могущественными, чтобы совершать полный переворот в завещанных нам историей государственных системах. Несомненно, что толчок к национально-государственному движению дан стремлением отразить иноземное господство. Там, где национальное господство является в то же время формой угнетения и эксплуатации всей нации, желание освободиться от иноземного владычества не нуждается в объяснениях. Например, такова была революция сербов. Сербы тяжко стонали под игом эксплуатировавших и угнетавших их воинственно-феодальных турок, резко отличаясь от них по своей национальности и религии. Турецкие господа присваивали себе значительную часть продукта труда крестьянской нации; право на существование эта нация должна была покупать у своих господ поголовным налогом; ненавистные законы, как запрещение носить оружие или ездить на оседланной лошади, ежедневно давали презренным «раям» (стаду) повод чувствовать свое иго. Народ, таким образом угнетаемый, должен был подняться против своих угнетателей тотчас же, как только к тому представилась возможность. И действительно, когда, благодаря внутренней дезорганизации турецкой империи и русской балканской политике, эта возможность представилась, то порабощенный народ восстал, чтобы завоевать себе свою свободу, свое национальное государство. Но иначе дело обстояло и там, где — как в Греции — масса народа была порабощена, тогда как наряду с ней существовала чиновная знать и богатая буржуазия, классы, имевшие большую долю в эксплуатации своего народа господствовавшим государством. В данном случае, национальная революция есть революция порабощенной массы; но и буржуазия принимала в ней известное участие. Богатая буржуазия менее других классов в состоянии переносить презрение господствующей нации; сыновья греческой денежной и чиновной аристократии учились в западноевропейских университетах и возвращались на родину, проникнутые стремлением к свободе и идеями 1789 года; призывал же такой человек, как Шиллер, греческих студентов, бывших среди его слушателей, бороться за освобождение своего народа! Так в буржуазии порабощенной нации пробуждается стремление к самостоятельности, она становится руководительницей национальной борьбы, ибо она же должна получить господство в имевшем быть завоеванным национальном государстве. Иначе обстоит дело там, где иноземное господство не ухудшает, а, может быть, даже улучшает экономическое положение народных масс. Так, польские восстания были прежде всего бунтами дворянства, шляхты; они потерпели неудачу, благодаря равнодушию, отчасти даже противодействию крестьян, опасавшихся, что с восстановлением польского государства возобновится безграничная эксплуатация их помещиками. Стало быть, здесь национально-государственная революция означает прежде всего возмущение господствующего класса угнетенной нации, который вместе с национальным государством теряет и свое господство, но не движением широких трудящихся масс, положение которых в национальном государстве было бы не лучше, а, может быть, даже хуже, чем под чужеземным господством. Тем не менее, и в этом случае национально-государственные стремления широко распространены среди народных масс. То же явление мы видим в Германии под господством Наполеона I. Когда большие части Германии подпали под господство французов, то это, правда, означало, что господствующие классы нации лишились своей власти, но зато широким массам это чужеземное господство принесло значительные выгоды: участие в великих завоеваниях французской революции, уничтожение феодальных оков, введение нового буржуазного правопорядка. Несмотря на это, освободительные войны это — движение не одних только потерявших троны дворов и бюрократий, а также широких народных масс. Откуда же это явление? Откуда, чем объясняется то замечательное явление, что широкие народные массы даже так восстают против инонационального господства, где они, в крайнем случае, переменили только гнет одного господина на угнетение другого, даже там, чужеземное господство улучшило их положение? Мелкая буржуазия, крестьяне, рабочие находятся в каждом, даже национальном государстве под чужим господством, эксплуатируются и угнетаются помещиками, капиталистами, бюрократами. Но это господство можно скрыть, оно не наглядно, оно должно быть понято. Напротив, господство чужой нации наглядно, непосредственно видно. Когда рабочий приходит по своим делам в какое-нибудь учреждение, когда он является в суд, то он не понимает, что это чужая власть господствует над ним в лице чиновника, в лице судьи, ибо чиновник и судья являются органами его нации. Если же чиновник и судья принадлежать к другой нации, если они говорят на другом языке, то факт господства над массами чужих сил становится очевидным, а потому — невыносимым. Крестьянский сын, служа в армии, является орудием чужого господства и в национальном государстве. Но эта чужая власть, господствующие классы, умеют скрыть те цели, каким армия служит; она знает, как уверить народ, что армия есть орудие всей нации. Когда же офицеры армии принадлежат к другой нации, когда команда раздается на чужом языке, тогда и крестьянский сын понимает, как он, вынужденный слушаться команды, подчиняется чужой власти. В национальном государстве феодал, капиталист являются общественными органами, доверенными лицами нации, возложившей на них задачу руководить производством и распределением; если же они принадлежат к чужой нации, то несущий барщину крестьянин, наемный рабочий немедленно должны почувствовать, что они находятся в услужении чужих, что их работа идет на пользу чужим для них людям. В том и состоит великое значение национального государства, что оно делает наглядным, непосредственно видимым, а потому невыносимым, всякое угнетение, всякую эксплуатацию, которые надо понять, уразуметь в национальном государстве. К этому присоединяется еще то, что массам особенно ненавистно всякое новое, не освященное веками господство чужой власти. Происходит это потому, что наивное мышление всегда видит причину какого-нибудь несчастья в его непосредственном виновнике. Подобно тому, как по наивным правовым воззрениям мало развитых народов, за ущерб отвечает непосредственный виновник, а судья не интересуется намерениями, мотивами, не спрашивает о подстрекателях и соучастниках, так немецкий крестьянин эпохи освободительных войн не думал о том, что несчастья французских войн навлекли на его голову немецкие государи, которые вооружились против французской революции из ненависти к политической и экономической свободе граждан и крестьян; он видит лишь французских солдат, пришедших в страну с оружием в руках, французские армии, убивающие его сыновей, уничтожающие его богатство, и вот в нем пробуждается ненависть против французов. Как мог он после всего этого переносить господство французов над его страной? Вся злоба, вся жажда мести, вызванная войной, направляются, таким образом, не против господствующих классов своей собственной нации, инсценировавших войну, а против французов, которые непосредственно убивают сыновей народа, посягают на честь его дочерей, опустошают его поля. Таким образом, ненависть, вызванная войной, возбуждает в народных массах стремление к национальному единству. Можно доказать, что движущей силой всех национально-государственных движений XIX века было стремление освободиться от иноземного господства. Заговор европейского абсолютизма против французской революции угрожал французскому народу подчинением чужой воли, угрожал уничтожением всех завоеваний французской революции под натиском чужой, иноземной силы; поэтому революционная борьба французов стала национальным делом. Затем, когда армии Наполеона I покорили Германию, то и здесь возгорелась жажда национальной свободы: Арно, ненавистник французов, идет впереди Шенкендорфа, императорского герольда. Борьбой против иноземного господства является также борьба за свободу итальянцев, ирландцев, поляков, греков и славян Балканского полуострова. Ненависть против инонационального господства была также источником стремления к национальной свободе «молодой Квропы». Из этой ненависти возникло также стремление к политическому единству нации. Ведь только сильное общество, объединяющее всю нацию, могло, казалось, освободиться от иноземного господства и навсегда обеспечить себе независимость. Если немцы стремились к сильной единой империи, то это, по выражению Трейчке, объясняется тем, что в Германии господство многих стало рабством всех. В том же направлении действуют и те силы, которые вызваны развитием современного капитализма. Капитализм нуждается в большой, богатой населением экономической области; необходимость капиталистического развития идет поэтому вразрез с политическим раздроблением нации. Если бы капиталистические государства были связаны между собой путем свободного обмена, слиты в одну экономическую область, то капитализм мог бы вполне примириться с раздроблением наций на множество самостоятельных государств. В действительности же государство капиталистического мира почти всегда становится более или менее самостоятельной экономической областью: товарный обмен между различными государствами ставится в узкие пределы, благодаря таможенным тарифам, налоговой политике, системе железнодорожных тарифов, благодаря различию существующего у них права. К тому же большая масса производственных в каком-нибудь государстве товаров находит себе сбыт в самом государстве. Поэтому капитализм, стремясь к большой экономической области, стремится вместе с тем к созданию большого государства. Попытаемся наметить те причины, которые сделали необходимым развитие больших государств в XIX столетии. Чем больше население экономической области, тем многочисленнее и тем крупнее могут быть предприятия, в которых изготовляется какой-нибудь товар. Величина предприятия, как известно, означает уменьшение издержек производства, рост производительности труда. Но и большее число однородных предприятий имеет то же значение. Во-первых, в отдельных предприятиях может быть проведено большее разделение труда, большая специализация, что значительно повышает производительность труда; например, не подлежит сомнению, что невероятное быстрое промышленное развитие Соединенных Штатов Северной Америки в значительной степени объясняется величиной ее экономической территории, допускающей там гораздо большее разделение труда, чем в европейских государствах. Далее, благодаря существованию большого числа однородных предприятий в одном месте, уменьшаются расходы по обновлению и починке производственного аппарата: в Ланкашире, где одна прядильня стоит около другой и где все прядильные фабрики обслуживаются общими ремонтными мастерскими, издержки по ремонту гораздо ниже, чем там, где отдельная прядильная фабрика должна отдельно для себя содержать ремонтные мастерские. Точно также уменьшаются издержки по подготовке и завершению работ — красильные, аппретурные предприятия и т. под., — если одновременно обслуживается много однородных предприятий. Наконец, большое число однородных предприятий, сосредоточенных в одном месте, дает возможность улучшить средства сообщения, чем опять-таки уменьшаются издержки производства: там, где много заводов и фабрик работает рядом, прокладываются железные дороги, прорываются каналы, между тем, как там, где эти средства передвижения сооружаются лишь для небольшого числа фабрик, они обходятся очень дорого для каждой фабрики, для каждого груза в отдельности. Гораздо ниже и расходы по воспитанию квалифицированных рабочих сил — от директора до последнего квалифицированного наемного рабочего — там, где профессиональные учебные заведения обслуживают какую-нибудь крупную отрасль промышленности, чем там, где требуется лишь небольшое количество квалифицированных рабочих сил для немногих предприятий. Лучше также могут быть использованы отбросы производства, когда крупная индустрия дает их в достаточно большом количестве.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|