Нации-государства в Европе и на других континентах: разнообразие форм, развитие, неугасание
⇐ ПредыдущаяСтр 26 из 26 Многие полагают, что сегодня мы вновь вернулись к старинной эпохе национального государства. После 1945 года его суверенитет, говорят они, утрачивал свою актуальность вследствие распространения транснациональных властных сетей — прежде всего сетей глобального капитализма и постсовременной культуры1. Некоторые постмодернисты развивают данный тезис дальше, заявляя, что таким образом ставится под угрозу определенность и разумность современной цивилизации, одной из главных опор, для которой служит прочное, одномерное понятие абсолютного политического суверенитета, воплощенного в нации-государстве. В исторической же сердцевине современного общества, наднациональном Европейском Сообществе (ЕС), по- видимому, все еще теплится особая вера в тот аргумент, что национально- политический суверенитет разрушается. Поэтому время от времени здесь возвещалось о фактическом отмирании национального государства — хотя для подобного взгляда более уместной метафорой из области жизненных циклов, вероятно, был бы «благородный выход в отставку». Ученый-политолог Филиппе Шмиттер утверждает, что, при всей уникальности европейской действительности, ее дальнейший прогресс, оставляющий позади фазу нации- государства, в большей степени отвечает общим тенденциям, поскольку «современный контекст неуклонно благоприятствует преобразованию государств либо в конфедерации, либо в кондоминиумы, либо в федерации разного состава и разной структуры»2. Возможно, большинство сегодняшних авторов еще не настолько твердо определили свою позицию. Тем не менее многие из них — и почти все те, кого я буду цитировать далее, — убеждены, что нация-государство в Европе переживает упадок и что это свидетельствует о ее более повсеместной тенденции к «уходу на покой».
Действительно, в ЕС, которое будет в центре моего внимания, вырабатываются новые политические формы, чем-то напоминающие хорошо забытые старые, — это подтверждают их латинские обозначения, используемые Шмиттером. Это вынуждает нас пересмотреть свои представления о том, какими должны быть современные государства и отношения между ними. Но, кроме того, я хотел бы кратко остановиться еще на двух основных регионах развитого капитализма, а также на не столь развитом мире. Я покажу, что ослабление нации-государства в Западной Европе является незначительным, специальным, неравномерным и уникальным. В менее развитых частях мира нации-государства, находящиеся в процессе становления, в данный момент также ведут себя нерешительно, но по иным, сугубо «до-современным» причинам. На большей территории планеты нации-государства все еще развиваются или по крайней мере стараются достичь этого. Европа не есть будущее всего мира. Государств в мире много, и они сохраняют разнообразие как в своем нынешнем устройстве, так и в общих траекториях жизненных циклов. Те немногие из них, которые уже близки к угасанию, являются отнюдь не старцами, а скорее детьми, лежащими в колыбели. ЕВРОПЕЙСКИЙ ИСТОРИЧЕСКИЙ ФОН Суверенное территориальное национальное государство очень молодо. Многие политические теоретики и специалисты в области международных отношений относят зарождение «одномерных» суверенитетов территориальных государств к XVI или XVII столетиям3. Это связано с тем, что теоретики уделяют слишком много внимания заявлениям идеологов монархии, а специалисты по международным отношениям интересуются лишь суверенитетом во внешней политике, который возник раньше других аспектов современного суверенитета. Однако если придерживаться последовательной социологической точки зрения, территориальный государственный суверенитет появился гораздо позже, а достиг своей зрелости и вовсе недавно.
В течение трех последних веков государство колоссальным образом прибавляло в размерах и масштабе влияния. К началу XVIII века образования, которые мы зовем «государствами», делили свои политические функции с другими органами — церквями, местной аристократией и иными корпоративными институтами. Целые области общественной жизни не знали присутствия государства или каких-либо иных политических сил. До XVIII века государства играли весьма скромную роль. Они ведали дипломатией и небольшими войнами с внешним врагом, а внутри страны лишь занимались беспорядочным администрированием высших уровней правосудия и подавления. Монархи могли заявлять о своих амбициозных намерениях, но достигали они крайне немногого. И только в союзе с церквями они стали проникать в многочисленные аспекты общественной жизни, кипящей за воротами их «дворов». Тем не менее в период между XIII и XVIII столетиями европейским государствам постепенно удалось монополизировать единственную функцию — военного насилия. Однако в XVIII веке эта военная функция перестала быть единственной. К 1700 году государства потребляли около 5% ВНП в мирное время и 10% в военное4. Но к 1760 году эти показатели выросли соответственно до 15 и 25%, а к 1810 году — до 25 и 35%. На данный период армии охватывали порядка 5% всего населения. Эти показатели по 1810 году идентичны показателям по двум мировым войнам XX века и самым высоким в мире показателям в наши дни — то есть по Израилю и Ираку. Подобные данные и сравнения позволяют нам правильно оценить масштаб преобразований в XVIII веке. Поначалу играя почти ничтожную роль, государства внезапно грубо и зримо вторглись в жизнь своих подданных, обложив их налогами, воинской повинностью и в дальнейшем пытаясь поставить их энтузиазм на службу собственным целям. Государства превращались в клетки, прутья которой ограничивали свободу его подданных. Теперь массы больше не могли оставаться политически индифферентными, как в прошлом. Этому способствовало современное развитие капиталистического гражданского общества, которым в Европе, Северной Америке и Японии неуклонно сопровождался подъем современного государства. Они требовали изменения условий жизни в своих клетках. Они требовали политического гражданства и выражали новые националистические идеологии — сначала мужчины, буржуазия и господствующие религиозные и этнические группы, а затем женщины, крестьянство, рабочий класс и меньшинства.
В XIX веке внешние войны немного утихли, но гражданство в сочетании с промышленным капитализмом породило потребность в целом ряде новых государственных функций для набирающих силу гражданских обществ. Сперва государства стали обеспечивать финансовую поддержку основных систем коммуникации, а затем систем всеобщего образования. И то и другое способствовало сплочению ряда гражданских обществ, в какой-то мере уже ограниченных территорией государств. Далее государства создали системы здравоохранения, затем последовали первые инициативы, приведшие к современным системам социального обеспечения. Соединенные Штаты Америки, по сравнению с большинством европейских стран, запаздывали с национальной интеграцией, поскольку это был большой континент, переживший гражданскую войну и имевший в то время весьма слабую федеральную власть. Массовые войны XX века способствовали распространению национализма, углублению экономического планирования и развитию национальных систем всеобщего благосостояния. Благодаря компромиссам, достигнутым в сфере классовой борьбы, гражданство, по известному выражению Т. X. Маршалла, стало не только политическим, но и социальным. Граждане, зачастую ведомые рабочими движениями, превращались в настоящих питомцев зоопарка, зависимых от своих клеток и эмоционально к ним привязанных. Расширение политического гражданства и появление гражданства социального пришлось на период, захвативший все начало XX века. Именно в это время, и большей частью в Европе, зародились первые настоящие нации-государства. Другие возникли позднее; особенно сильная и внезапная волна этих процессов прокатилась по всем континентам после 1945 года. На сегодняшний день существование даже старейших из таких государств еще не превысило средней продолжительности человеческой жизни; в большинстве же своем они куда более юны, а многие еще только борются за право родиться.
В последние двадцать пять лет мы наблюдали, как с некоторыми возможностями национальных государств происходили неолиберальные и транснациональные превращения. Хотя кое-какие из этих возможностей все еще находятся в процессе развития. В течение этого же последнего времени государства играли все большую роль в регулировании интимных частных сфер жизненного цикла и семьи. Государственное регулирование отношений между мужчинами и женщинами, насилия в семьях, заботы о детях, абортов и личных привычек, ранее считавшихся частным делом, таких, как курение, продолжает возрастать. По-прежнему играют заметную роль государственные меры, направленные на защиту потребителя и окружающей среды, а активисты из числа феминисток и «зеленых» требуют еще большего участия государства в решении этих проблем. Кроме того, в XX веке центральная власть стала гораздо сильнее местной. Региональные барьеры внутри наций-государств утратили былое значение, чего нельзя сказать разве что о нескольких «малых нациях» — коренных представителях Каталонии и Квебека. Национальные системы образования, средства массовой информации и потребительские рынки продолжают подтачивать местечковую психологию, сплавляя социальную и культурную жизнь в единство, являющееся национальным даже в мельчайших своих проявлениях. И когда мы следим за Олимпийскими играми или иными событиями и зрелищами, пробуждающими в нас националистические эмоции, нам трудно поверить в то, что национальному государству приходит конец. Таким образом, закат национального государства не носит всеобщего, по всеместного характера. В каких-то отношениях оно все еще развивается. Однако, даже несмотря на некоторую сдачу позиций под натиском над-на- циональных сил, которые я далее кратко проанализирую, оно все еще расширяется за счет местных, региональных и особенно относящихся к приватной сфере сил. В современном национальном государстве идея суверенитета остается актуальной, как никогда. Просто милитаризм, инфраструктуры коммуникаций, экономическое, социальное и семейное законодательства и отчетливое ощущение принадлежности к национальной общности слились в единый жесткий институт. Все-таки та легкость, с которой многие социальные исследователи недавнего прошлого приходили к выводу о том, что изучаемое ими «общество» представляет собой национальное государство, была обязана весьма красноречивой действительности.
Однако общество, взятое извне, никогда не было просто национальным. Оно было также транснациональным, то есть включало в себя отношения, которые свободно простирались за национальные границы. И еще оно было геополитическим — включающим в себя отношения между национальными единицами. Транснациональные отношения возникли не в «постсовременный» период, — они накладывали ограничения на суверенитет государств всегда и везде. Геополитические отношения ограничивают суверенитет тех государств, которые связаны взаимными обязательствами и соглашениями, и еще более неотвратимо — суверенитет государств более слабых. Ни капиталистическая экономика, ни современная культура никогда в сколько-нибудь значительной степени не были сдерживаемы национальными границами. Транснациональный характер капитализма особенно ярко проявлялся на ранней промышленной стадии его развития, которая отличалась практически свободным движением труда и капитала и тем, что зоны наиболее бурного развития приходились на приграничные или граничащие друг с другом области, такие, как страны Бенилюкса, Богемия и Каталония. Хотя в 1880—1945 годах промышленность переживала национальную фазу развития, финансовый капитал, как правило, всегда оставался в значительной мере транснациональным. «Гражданское общество» того времени ощущало свою культурную принадлежность не просто, и даже не в первую очередь, к «Англии», «Франции» или «Испании». Его общностью также были «христианство», «Европа», «Запад» и «белая раса». Культурные артефакты — такие, как «романтическое движение», «реалистическийроман», «викторианский» стиль мебели, симфонический оркестр, опера и балет, «модернизм» в искусстве и дизайне, а теперь еще и мыльные оперы, джинсы, рок- музыка и постмодернистская архитектура, — тоже имели широкое, транснациональное распространение. Национальный суверенитет всегда был ограничен, с одной стороны, капиталистическим, с другой, культурным транснационализмом. Однако после 1945 года экономический и культурный транснационализм, безусловно, вырос в еще большей степени. Капитализм, по словам Сьюзен Стрейндж, превратился в «капитализм казино», чьи денежные ресурсы бы- 13-2035 стро распространяются по миру через сложную сеть институтов, которые частично ускользают от государственного экономического планирования, а частично придают ему «интернациональный» характер5. Массовые перемещения и электронные средства массовой информации почти подтвердили пророчество Маршалла Маклюэна о «всемирной деревне» — во всяком случае, «Кока-Кола», «Бенеттон», а также Чарльз и принцесса Ди в мгновение ока обрели мировое значение. Капитализм и культура сливаются в то, что марксистский критик культуры Фредерик Джеймисон назвал «постсовременным гиперпространством»8, охватывающим мир безотносительно национальностей и территорий, раздробленных, но объединяемых капиталистической логикой извлечения прибыли. Как мы в дальнейшем увидим, Европа, эта небольшая, густонаселенная зона с очень похожими друг на друга странами, пронизана им и приведена к общему знаменателю в совершенно особой степени. Послевоенные геополитические преобразования тоже были молниеносными; они происходили двумя неожиданными скачками в начале и в конце холодной войны. Мы тогда балансировали на лезвии бритвы: холодная война могла разрушить нас, но этого не случилось. Однако исчерпание военного противостояния к 1945 году, сменившееся холодной войной, способствовало необычайному потеплению внутренних отношений между странами Запада, а крах его основного врага в 1989—1992 годах впервые привел к уникальному отсутствию и всякой угрозы извне. Война между великими державами, и особенно между основными европейскими державами, кажется, уже далеко позади. Стало меньше того агрессивного, массового национализма, который вызвал в XX веке столь разрушительные последствия, — впрочем, на периферии Запада он по-прежнему сохраняется, и его агрессивность имеет более символическое значение, требуя от граждан соблюдения некоторых обязательств по отношению к ненавистным представителям менее развитого мира. Отсутствие угрозы позволило западному и ряду бывших коммунистических режимов ослабить свою военную мощь, что говорило о значительном и обнадеживающем снижении мирового влийния национального государства. Однако эта геополитическая трансформация приняла в Европе совершенно невиданные размеры. Европа может служить моделью будущего более мирного мира — конечно, если такому будущему вообще суждено сбыться. События, центром которых являлась Европа, — две мировые войны и одна холодная — положили конец великодержавным претензиям в этом регионе планеты. С 1945 года западноевропейские суверенитеты были в геополитическом смысле несколько ограничены добровольной зависимостью этих стран от Соединенных Штатов Америки, а восточноевропейские — вынужденной зависимостью от Советского Союза. После 1945 года Европе больше не приходилось себя защищать. Огромные области Западной Германии, ее главной экономической силы, в течение сорока пяти лет были заняты иностранными войсками численностью в 350 ООО человек. Противились этому лишь немногие немцы, и свое возмущение они выражали только тогда, когда видели пьяных солдат. Другие европейские члены НАТО в его высшем командовании представлены весьма слабо. Все зависят от американской обороны Европы, окончательного контроля над которой они не имеют. Поэтому западные европейцы в сфере военных расходов в среднем достигли уровня примерно 3% от ВНП — это половина от уровня США и всего мира и самая малость по историческим меркам. Их государства несколько деградировали, живя в гармонии миролюбия без всякой необходимости выполнять то, что исторически считалось главной государственной функцией и основным источником агрессивного национализма, — поддерживать военную мощь, достаточную для самозащиты. Эта региональная особенность в огромной степени способствовала их развитию в направлении сотрудничества. ЕВРОПЕЙСКОЕ СООБЩЕСТВО ЕС занимает куда меньшую территорию, чем Соединенные Штаты, но имеет значительно большую численность населения. Его многочисленные страны (сейчас их двенадцать, а скоро, вероятно, станет два десятка) в главном похожи друг на друга: все это страны развитого капитализма, христианства, либеральной демократии, и практически в каждой из них левоцентристским социал-демократическим партиям противостоят правоцентристские консервативные либо христианские. Вышеназванные транснациональные и геополитические силы беспрепятственно проникают в их жизнь, способствуя более тесной кооперации, чем в какой-либо иной части планеты. Кооперация началась в новом геополитическом сердце Европы — во Франции, Западной Германии и странах Бенилюкса. Их металлургический союз расширился до размеров Европейского Экономического Сообщества (ЕЭС), число членов и масштабы которого постепенно росли. Задача его оставалась экономической и заключалась в либерализации торговли и содействии большей интеграции промышленного производства. Эти старания имели успех, хотя, чтобы достичь его, Сообществу, в частности, приходилось на каждом шагу откупаться от протекционистского, раздробленного сельскохозяйственного сектора. До 1980-х годов ЕС и национальное государство почти полностью совмещались. ЕС являло собой просто-таки исключительный пример мирных геополитических договоренностей, характеризовавших капиталистический мировой порядок после 1945 года. По их условиям, представители правительств стран — членов ЕС заседали в его комитетах и вырабатывали соглашения, которые затем предстояло ратифицировать либо отвергнуть суверенным национальным правительствам. На самом деле история ЕС явилась не чем иным, как своего рода инициативой двух держав. По мнению Перри Андерсона, всем ее передовым вехам в значительной мере способствовали двусторонние соглашения между Францией и Германией7. Поскольку Франция и особенно Германия могли предложить другим странам свои ресурсы, большинство последних охотно мирились с их лидерством. Национальные государства по-прежнему следовали своим суверенным интересам, ничем не рискуя. Но в течение 80-х годов политические нормы ЕС стали более непосредственно вмешиваться в суверенные дела составляющих его государств. Что же представляли собой эти разрушительные для суверенитета политические функции? Политические функции Европейского Сообщества Маастрихтский договор, подписанный в декабре 1991-го, дает на это простой ответ: он провозглашает контроль ЕС фактически во всех областях политики. От поверхностного взгляда на данное положение может создаться впечатление, что ЕС является поистине сверхгосударством. Текст договора был обнародован еще до того, как по нему в 1992 году проголосовали датчане и французы, и им это не понравилось. Большинство его статей является чистой риторикой. ЕС так странно устроено, что служащие его аппарата в большинстве своем оказываются убежденными европейскими федералистами. Они создают документы федералистской направленности, которые затем подписываются национальными политиками, многие из которых не разделяют подобных ценностей. Чтобы сделать выводы о реальных функциях ЕС, мы должны взглянуть на статьи Маастрихтского договора, которые уже воплощаются в жизнь серьезными организациями. В них мы выявим три существенных обстоятельства, ограничивающих национальные суверенитеты8. Законодательство. Как известно, большинство законов ЕС являются «вторичными», так как поначалу они в основном служили дополнением национальных законодательств. Но в 80-е годы правительства его членов перестали ограничиваться простым признанием законов и административных положений друг друга и принялись «приводить их к стандарту», что предполагало существенный пересмотр национальных законов. Сегодня правительства уже привыкли объявлять своим парламентам о том, что такой-то национальный закон противоречит закону Сообщества и требует пересмотра. ЕС также осуждает нарушение своих законов странами-членами, хотя это не всегда ведет к изменению их поведения. Так называемый вторичный закон в известном смысле ограничил государственный суверенитет, — впрочем, почти во всех случаях за это скорее ответственны его технические детали, нежели общие правовые положения. Наиболее общие законы Сообщества опираются на правила Европейского Суда. Диапазон этих последних тоже расширился главным образом за счет деталей и, вероятно, будет расширяться и далее, поскольку общественная жизнь и культура стран в составе ЕС становятся все более одинаковыми. Но данные руководства имеют столь объединительное значение лишь потому, что государства подчиняются им добровольно, и потому, что эти отдельные государства со значительными вариациями применяют их в сфере собственного управления. Содержание европейского законодательства, особенно законов вторичных, прежде всего связано с двумя исходными задачами ЕЭС — либерализацией торговли и стандартизацией и интеграцией производства. Они в массе деталей регулируют сущность товаров, покупаемых и продаваемых в Сообществе, постепенно распространяя свое действие на такой товар, как труд, с особой тщательностью регулируя ограничения по занятости. Следовательно, их ядром остается экономическая политика, расширяющаяся в связи с тем, что прежде ограниченная экономическая деятельность сегодня переросла в более обширную экономическую жизнь. А это, в свою очередь, произошло из- за того, что капитализм стал охватывать более разнообразные потребительские рынки с более профессионально дифференцированной рабочей силой. Развитая капиталистическая экономика превращает в товар все больше аспектов жизни, и ЕС просто стало средством управления ими в своем регионе. Единый рынок9. Единым Европейским актом 1986 года были установлены временные рамки для ликвидации всех барьеров, мешающих передвижению людей, товаров и услуг по пространству ЕС. Этот акт должен был полностью реализоваться до 31 декабря 1992 года. Полная реализация слегка затягивается, но в целом можно считать его выполненным, хотя британские, ирландские и датские власти пока не торопятся обеспечить свободу перемещения людей и животных через свои границы (новое французское правительство сейчас тоже склоняется к тому, чтобы не спешить с этим). Данный Акт практически отменяет внутренние границы Сообщества. Усиленный статьями Маастрихтского договора, он должен в значительной степени способствовать появлению общеевропейского гражданства. Возможно, он также приведет к формированию нового общеевропейского полицейского ведомства. Если государство больше не может принимать самостоятельных решений по своим собственным границам, это, безусловно, означает эрозию его суверенитета. А первичным очагом данной эрозии, как мы выяснили, является экономическая политика, распространяющаяся на жизни всех европейцев как производителей и потребителей. Европейская валютная система (ЕВС). Стремление к единой валютной системе, кульминацией которой стала единая валюта, означает существенную утрату традиционного ключевого суверенитета государства в монетарной сфере, контроля над производством денежных знаков. Оно также ограничивает ту власть в области макроэкономического планирования, проявление которой считалось неотъемлемой прерогативой государств в течение большей части XX века, хотя и она подрывается развитием транснационального капитализма. Его правила конвертации валют всегда предполагали дефляционную экономическую стратегию, отличную от социального кейнсиан- ства и/или конкурентной девальвации, поддерживаемой многими правительствами на протяжении XX века. Отчасти эта тенденция основывалась на почти полном единодушии стран — членов Сообщества по данной проблеме, а отчасти — на их геополитических отношениях взаимовлияния. Уэйн Сэндхолтц отмечает, что этот путь был вымощен предшествующими самостоятельными решениями практически всех государств отказаться от традиционного кейнсианства10. В таких странах, как Италия и Испания, валютный союз, безусловно, позволяет властям оправдывать непопулярные монетаристские меры необходимостью принадлежности к вожделенной «современной» Европе. Германия по геополитическим соображениям также стала во главе движения за единую валютную систему, полагая, что это отвечает ее национальным интересам. Однако сегодня некоторые государства начали сомневаться в необходимости валютного союза. Многие из немцев стали предсказывать, что развитие ЕВС повлечет за собой потерю их национального суверенитета, и это существенно ослабляет их приверженность данной системе. Британия и Италия получили разрешение отделиться от ЕВС, Дании было позволено сделать то же самое в будущем, а Испания и Ирландия дополнили ее правила своими решениями, отдающими старыми добрыми конкурентными девальвациями. Европейский Валютный Союз планировал, что единая валюта будет введена во всех странах в 1997—1999 годах. Это оказалось невозможным, и многие даже считают, что теперь этого уже никогда не произойдет. Чтобы данная цель была достигнута без тяжелых последствий, вероятно, должно наступить какое-то общее экономическое возрождение, дополненное куда более высокой степенью стандартизации экономик и экономических политик, чем сегодня, — впрочем, по этому вопросу также существуют глубокие разногласия между «экономистами» и «монетаристами». И конечно, источником того определенного прогресса, который все же произошел в данной области, опять же являются экономические преобразования. Совокупные усилия в этих трех сферах, несомненно, подорвали суверенитет отдельного национального государства. В еще большей мере этому способствовали основные конституционные изменения, определенные Маастрихтским договором. Он в огромной степени расширил диапазон избирательной системы «квалифицированного большинства» в ущерб единогласию. Чтобы принять новое постановление, теперь необходимы голоса пятидесяти четырех из семидесяти шести членов, причем каждая из стран имеет не более десяти голосов. Для принятия постановления по блокированию какого- либо законодательства требуется согласие трех больших государств и большего числа меньших стран. Впрочем, голоса, поданные от одной страны, по- прежнему подаются единым национальным блоком, способствующим скорее стабильным соотношениям геополитических сил государств, чем развитию единого «транснационального» сверхгосударства. Таким образом, ЕС, по существу, остается ведомством экономического планирования. С расширением рынков европейской продукции оно выработало свою сложную сеть потребительских правил, разнообразную структуру занятости и замысловатый набор финансовых средств. Все эти правила имеют исключительно техническое и капиталистическое значение. Европейские институты похожи на тайные общества, и в них в первую очередь лоббируются интересы бизнеса и торговых объединений. Профсоюзы и профессиональные организации гораздо слабее, а интересы церквей и других второстепенных институтов не лоббируются практически нигде. Прямое влияние мер ЕС на повседневную политическую жизнь стран в его составе весьма ограничено. Предписания, относящиеся к продукции и рынкам, редко затрагивают массовую аудиторию — кроме тех, которые просто бесят французских фермеров, а также шуток ЕС на тему о том, кто имеет право продавать товары под маркой «шерри», «шампанское» или «мороженое». Наиболее важные акты, касающиеся свободы передвижения и валют, имеют существенные последствия. Когда таковые становятся очевидными для всех, то они вызывают споры и распри. Пока европейская экономика стремительно развивалась, государства довольно легко приходили к почти единодушным решениям. Они редко расценивали некоторую эрозию суверенитета как признак его «утраты», — экономический рост был главной целью ЕЭС и остается основным объектом деятельности Сообщества. Хотя в периоды экономического спада переговоры и улаживание отношений в рамках Сообщества имеют тенденцию к пробуксовыванию. Его дальнейший прогресс, по-видимому, будет зависеть от роста — этой платы за подрыв суверенитетов. Государство как целое не является, как думал Маркс, организацией, призванной управлять коллективными делами буржуазии; государство способно делать гораздо больше. Однако ЕС — именно такая организация. На протяжении XX века политические партии и национальные государства, вдохновляемые итогами двух мировых войн, сумели придать взаимоотношениям классов институциональный характер. Что составляет куда большую проблему по мере дальнейшего шествия капитализма по всему миру — так это отношения национального с транснациональным. После 1945 года возник ряд институтов, предназначенных регулировать данные отношения, и ЕС является самым сильным в своем регионе эквивалентом таких институтов — то есть глобальной корпорации, Международного Валютного Фонда (МВФ), Мирового Банка и Всеобщего соглашения о тарифах и торговле (ГАТТ). Европа — это крупнейший рынок в самом малом из трех основных капиталистических регионов. Она делится на множество схожих, миролюбивых государств. ЕС стало представлять собой «ограниченные по взаимному согласию суверенитеты» в большей мере, чем сопоставимые с ним всемирные институты. Однако оно значительно шире трактует и исполняет те же самые функции, что и они. Однако есть несколько областей, в которых ЕС не проявляет особого интереса Оно практически не обеспечивает коммуникационных инфраструктур — что является одной из традиционных (и, как правило, относительно бесспорных) основ государственной деятельности. Если Европа выйдет из состояния упадка, то эта функция будет расширена. ЕС вмешивается в национализированную промышленность только в тех случаях, когда дело касается субсидируемых монополий, предлагающих свой товар в честной конкуренции с предприятиями других стран, то есть, несколькими государственными предприятиями Южной Европы. Весь объем государственного сектора (размер которого в разных странах различен) при этом остается незатронутым. Затраты ЕС существенны только применительно к аграрному сектору, но даже там они ничтожны по сравнению с расходами национальными. ЕС никогда не вторгалось в классовые или иные отношения между группами, например в регулирование трудовых отношений, общественного порядка, религии или благосостояния, хотя оно активно проявляет себя в тех ситуациях, когда уровень благосостояния и рынок труда отражаются на политике образования. Оно не улаживает проблем морали, семьи или тендерных отношений, — это было бы слишком чревато конфликтами с заинтересованными государствами. Как только оказывалось, что региональные меры сводятся к перераспределению, они начинали постепенно сокращаться. В иных случаях попытки социального перераспределения даже не предпринимались. Да, есть довольно расплывчатая «социальная» восьмая глава Маастрихтского договора, но правительство Тэтчер отказалось подписывать даже ее, и ЕС не стало оказывать на нее принудительного воздействия. Британия не подчиняется данной главе, что свидетельствует о весьма невысоком значении социальных вопросов для ЕС. Дефляционная строгость требований ЕС к единству финансовой политики, конечно, превосходит ее заинтересованность в каких-либо реальных социальных целях. ЕС едва ли имеет право пенять на Великобританию как на единственный источник «социального демпинга». ЕС должным образом даже не культивирует искреннего чувства принадлежности к Европе или гражданства в ней. Полномочия Страсбургского парламента невелики, коэффициент участия в его работе обычно не превышает пятидесяти процентов, и в жизни европейцев он не играет заметной роли. Как свидетельствуют опросы общественного мнения, Брюссель, этот центр исполнительной власти, считается чем-то вроде бюрократического Левиафана. Что в каком-то смысле несправедливо, поскольку управленческий аппарат ЕС невелик и насчитывает всего 17 ООО человек — меньше, чем муниципальные власти Мадрида, — причем одну четверть его составляют переводчики. Но в другом смысле данное сравнение очень точно: это чисто технический механизм, безразличный к массовым чувствам и привязанностям европейцев. Европейцу повсюду присуще особое культурное ощущение, распространяющееся на все страны в составе ЕС и подкрепляющееся в повседневной жизни благодаря мириадам «городов-близнецов», студенческих обменов, профессиональных и научных конференций и возможностей для проведения отпуска. Эта культурная принадлежность существует бок о бок с сильной и неизбывной национальной преданностью, основная и единственная «слабость» которой проявляется в существенном снижении агрессивной ксенофобии. Сегодня быть «европейцем» означает быть добрым, благородным и цивилизованным. Подобная европейская идентичность могла бы послужить мобилизующим фактором для реализации «паневропейской» политики и общественных задач. Однако таковые отсутствуют. Большая часть 13*—2035 национальной политики касается налогов, мер повышения доходов, благосостояния, моральных вопросов и внешнеполитических кризисов. Все это отнюдь не считается и не является сферой интересов ЕС. Поэтому политические партии по-прежнему имеют всецело национальную организацию и почти абсолютно национальные ориентиры. Даже референдумы, которые замышлялись как общеевропейские, в действительности превращались в вотумы доверия действиям национальных правительств. Более того, две важнейшие сегодня для современного государства, да и почти для всех остальных государств, функции ЕС на себя не взяло. Как заметил во время войны в Персидском заливе один бельгийский министр, ЕС — это гигант в экономике, карлик в политике и ничтожный червяк в военном отношении. У него нет функции коллективной обороны и слабо развита функция определения внешней политики. По условиям Маастрихтского договора, в его рамках может строиться межправительственная политика, судьба которой решается единогласно, а не квалифицированным большинством. Французские и немецкие власти формируют небольшие совместные силы обороны, но лишь в порядке двусторонних переговоров. Американское творение — НАТО — имеет иной состав, хотя в него входят и некоторые члены ЕС. Западноевропейский Союз мог бы приютить европейское ведомство обороны, но члены его и ЕС также не совпадают — Дания, Греция и Ирландия в него не входят. Некоторые европейцы выступают за широкие обязательства в сфере военной защиты, однако две ядерные державы — Франция и Британия отказываются от участия в общем контроле над этим оружием и ревностно сохраняют свои индивидуальные представительства в Совете Безопасности ООН. Отдельные государства в основном поддерживают собственную военную и внешнюю политику. Однако под давлением финансовых соображений и ввиду отсутствия внешней угрозы уровень европейского милитаризма продолжает снижаться. Английский социолог Мартин Шоу предсказывает народному милитаризму, институциональным выражением которого является всеобщая воинская повинность, скорый конец. Войска, по его убеждению, станут меньше числом, совершеннее в техническом смысле, профессиональнее и будут несколько удалены от граж
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|