Подходы к исследованию национализма 4 глава
Но, кроме этого, существует еще один специфический аспект, исходя из которого мы можем говорить о национализме как о характерно «историческом» движении. Историки играют выдающуюся роль среди его создателей и приверженцев; но они также явились первыми из тех, кто пытался понять и оценить феномен национализма. То, что историки внесли такой весомый вклад в столь «историческое» движение, совершенно неудивительно, если принять во внимание общие элементы раннего европейского национализма и историографии романтического периода. Мишле, Бёрк, Мюллер, Карамзин, Палацкий и многие другие заложили моральный и интеллектуальный фундамент для зарождающегося национализма в своих странах. Историки, наряду с филологами, самыми разными способами подготавливали рациональные основания и хартии наций своей мечты2. Историки также принадлежали к числу самых непримиримых критиков и оппонентов национализма, особенно начиная со времен второй мировой войны. По правде сказать, большинство из них скептически, если не откровенно враждебно, относились к его идеологическим притязаниям. Они приписывали национализму множество пагубных последствий — от абсурдных социальных и культурных мер и вплоть до массового террора и всемирной дестабилизации. Такая позиция была обусловлена рядом расхожих предположений о сущности данного явления. В целом историки видели в национализме доктрину, принцип либо систему аргументации; за редкими исключениями, их воображение волновала скорее теория национализма, нежели нация. Доктрина или принцип часто рассматривались как idee fixe3, как движущая сила, под любой из своих личин сохраняющая известное постоянство. В иных случаях национализм отождествляется с «национальным чувством», то есть с ощущением принадлежности к нации и идентификации с ней. В этом свете нация предстает как такое сообщество, которое удовлетворяет потребности индивида или коллектива в душевном тепле, стабильности и силе, значение которых возрастает по мере того, как утрачивают свое былое значение семейные и соседские узы. В данном смысле национализм может оказаться полезным для общества и в современную эпоху4.
Но за это приходится платить высокую цену. В принципе, как рассуждает критически мыслящий историк, почему бы какой-либо группе людей не предпочесть жить, трудиться и управляться сообща, скажем, на основе какой-то культурной связи или совместного исторического опыта; и, быть может, ими будут лучше управлять представители их собственной общности, чем какой-то другой. Но эту либеральную доктрину не следует путать с европейскими континентальными и романтическими разновидностями национализма, трактующими индивидов как членов таких незыблемых общностей, которые могут быть свободными только при наличии самоуправления5. Подобные доктрины влекут за собой стихийное бедствие повсюду, где они только могут усилить существующие различия и исторические антагонизмы, особенно в областях с этнически смешанным населением. Итак, в общем и целом, историческое понимание сложного феномена национализма основывается на довольно узком определении предмета и столь же специфическом способе объяснения. Последний является по сути своей контекстуальным, психологическим и расплывчатым. Он требует, и притом, на мой взгляд, вполне справедливо, помещения национализма и понятий, характеризующих это движение, в контекст европейской мысли и истории, по крайней мере в том случае, когда речь идет об истоках национализма; эти понятия и идеи можно постичь только на этом историческом фоне. Поскольку современная Европа наблюдала распад типичных для нее типов общностей экономического и политического порядка, то в национализме сегодня на первый план выходят его психологические преимущества и аспекты; при этом особое внимание уделяется его функциям, полезным для дезориентированных индивидов и неприкаянных общностей. В конце концов, тот популярный механизм, с помощью которого объясняют распространение национализма в Азию, Африку и Латинскую Америку, представляет собою смесь подражания и реакции: элиты, и в особенности интеллектуалы, принимают и приспосабливают для своих нужд западные идеи нации и национального возрождения. Национализм расцветает в специфической атмосфере европейского империализма и колониализма; однако как только крошечная прослойка интеллектуалов обеспечит его появление в какой-нибудь стране-реципиенте, дальнейшее распространение его идей обретает способность к саморазвитию и самовоспроизводству8.
В последнее время более заметными стали два других аспекта понимания национализма историками, и эти аспекты видения с ними разделяют ученые из смежных областей науки. В первом случае речь идет об измышленной сущности нации. Причем не только национализм трактуется как сугубо произвольное и логически неоправданное явление: сама нация, объект всех стремлений национализма, искусственна; это понятие и модель социальной и культурной организации есть плод трудов самозваных националистов, нацеленных на обретение власти и пожинающих достижения политической борьбы. Нация — это искусственная категория; она не имеет корней ни в природе, ни в истории. Отсюда вытекает вторая недавно выявленная черта — современность наций и национализма. Прошлое, на которое уповают националисты, — только миф: оно существует лишь в сознании националистов и их последователей, даже если оно не было цинично сфабриковано для современных политических целей. Нация ведет отсчет с момента прихода националистов к власти: это сугубо современное понятие и результат достаточно современных процессов, таких, как бюрократизация, секуляризация, революция и капитализм. В этом пункте трактовки историков сходятся с трактовками политологов, социологов и антропологов; правда, историк первое появление идеологии и движения национализма вполне уверенно связывает с последней четвертью XVIII столетия и первым десятилетием XIX века, то есть периодом, начинающимся с разделов Польши и американской Войны за независимость и кончающимся прусской и германской реакцией на Французскую революцию и наполеоновские завоевания7.
ТРИ ИСТОРИЧЕСКИХ ОТВЕТА НАЦИОНАЛИЗМУ Было бы удивительно, если бы историки, учитывая историческую природу своего предмета исследования и собственной профессиональной позиции, не следовали общему академическому образцу, раскрывающему тесную связь между теми приемами, с помощью которых ученые характеризуют и объясняют национализм, с одной стороны, и Sitz irn Leben 8 их самих и того сообщества, к которому они сами принадлежат, с другой. Этим обусловлены различия в тех основополагающих смыслах, которые придают понятиям нации и национализма каждое поколение и ка^ждая группа историков. Это четко просматривается в первых характерных реакциях как историков, так и других ученых на националистические движения XIX века. Первые историки национальной идеи были склонны расценивать нацию как оплот индивидуальной свободы. Примеры этого видения, безусловно, есть у Мишле в его «Историческом взгляде на французскую революцию»; хотя Мишле писал в середине XIX столетия, он вновь выразил идею Руссо о возврате к природе и склонности человека вести социальный образ жизни. «Спонтанный порядок Франции», рожденный в 1789 году, возвестил о наступлении «эры братства», эры «Человека, братающегося с себе подобными перед лицом Бога», как сказал об этом Мишле. В братстве «больше нет ни богатых, ни бедных, ни аристократов, ни плебеев; есть лишь один общий стол и одна на всех еда; кончились общественные распри и ссоры; недруги примирились, и враждующие вероисповедания и интеллектуальные течения, верующие и философы, протестанты и католики — все стали братьями...»9. Эта религия патриотизма является одновременно прославлением человека и движущей силой современной французской и европейской истории. Так как «дитя на алтаре (в праздник конфедерации) — это Франция, а весь мир ее окружает. В ней, как в своем общем детище, нации чувствуют себя едиными...». Мишле выделяет Италию, Польшу и Ирландию — страны с националистическими движениями, входящими в движение «Молодая Европа» Мадзини, — которые по-братски сочувствовали Франции, даже в период Революции, демонстрируя тем самым силу идеи в современной истории.
К 80-м годам XIX века, после утраты в 1871 году Эльзаса и Лотарингии, националистические принципы прочно укоренились во французской политике. Ренан, противопоставляя искусственный принцип исторической солидарности органичному принципу этноязыкового единства как фундамента нации, остался верен либеральному духу. «В нациях, — писал он, — нет ничего вечного. У них есть начало, будет и конец. Возможно, их заменит Европейская конфедерация. Но это не относится к тому столетию, в котором живем мы с вами. На сегодняшний день существование наций является благом и даже необходимостью. Их существование — это залог свободы, которую мы утратили бы, если бы мир управлялся только одним законом и одним господином...» Для Ренана наилучшим воплощением духа свободы являлось социально-психологическое определение нации, которое невозможно свести ни к биологическим, ни к лингвистическим, ни к экономическим, ни к географическим характеристикам. «Давайте не будем отвергать тот основополагающий принцип, в соответствии с которым человек, еще до того, как он будет заключен в рамки того или иного языка, станет принадлежать к той или иной расе, обретет привязанность к той или иной культуре, есть разумное и нравственное существо». Поэтому для Ренана «нация — это душа, духовный принцип... Нация — это великая солидарность, которая держится на сознании как уже принесенных жертв, так и жертв, которые предназначено сделать в будущем. У нее непременно есть прошлое; но она продолжается в настоящем благодаря осязаемому факту согласия людей, их отчетливо выраженному желанию продолжать свою жизнь сообща. Существование нации представляет собой ежедневный плебисцит точно так же, как существование индивида служит вечным утверждением жизни»10. В своих попытках сохранить верность либеральным принципам в пику милитаризму и расовому национализму фон Трейчке, Ренан, возможно, преувеличивал добровольные аспекты принадлежности к нации. На самом деле таким образом он хотел сделать акцент на первостепенной роли политики и общей истории в генезисе и характере наций. В отличие от Востока, Западная Европа после исчезнования империи Каролингов видела возникновение различных наций, представлявших собой слияние народов. «Уже к X веку, — заявляет он, — все обитатели Франции были французами. Идея различия рас в населении Франции абсолютно исчезла вместе с французскими писателями и поэтами эпохи Гуго Капета. Отныне больший упор делался на грани между аристократами и прислугой, но это отличие отнюдь не носит этнического характера...» Для Ренана наиболее важны социальные и психологические моменты — сближающие переживания и общие воспоминания (как и общее забвение). Он не объясняет, почему на Западе развилась нация того типа, который он считает новым в истории, — а именно нация, основанная на совместном опыте и избирательной памяти, — тогда как Востоку не удалось достичь ничего подобного этому и там сохранилась модель этнической исключительности.
Более консервативную реакцию на распространение националистических настроений можно найти в очерке лорда Актона, где он критикует идеал национального государства Мадзини, квалифицируя его как выражение политического идеализма. Между тем как английское свободолюбивое понятие о национальности восходит к 1688 году и ему ближе «различие, чем одинаковость, гармония, а не единство», французский идеал расовой коллективной национальности отдает ситуацией 1789 года и «аннулирует права и желания жителей, перекрывая их расхожие интересы вымышленным единством; он заставляет их жертвовать своими разнообразными наклонностями и обязанностями в пользу высшего притязания на национальность и подавляет все естественные права и все установленные свободы ради того, чтобы утвердить себя самого». По Актону, теория национального единства «превращает нацию в источник тирании и революции», тогда как теория свободы «трактует ее как оплот самоуправления и первейшую гарантию от избыточной власти Государства»11. Из этого следует, что для Актона многонациональные империи предпочтительнее государств-наций, а Австрийская империя предпочтительнее Франции. «Государство, которое не в состоянии удовлетворить различные расы, подписывает себе приговор; Государство, которое старается нейтрализовать, поглотить или вытеснить их, разрушает почву собственной жизнеспособности; Государство, которое не допускает их вхождения в свою сферу, лишается главной базы самоуправления. Поэтому теория национальности является ретроградным шагом в истории». Он приходит к выводу о том, что «национальность отнюдь не руководствуется идеей свободы и процветания: напротив, и то и другое она приносит в жертву императивной необходимости превращения нации в образец и критерий государственности. Ее естественное развитие будет отмечено как материальными, так и нравственными разрушениями, ибо только с их помощью это новое изобретение может стать над замыслом Бога и интересами человечества». На самом деле Актон здесь слегка поменял мишень для своих нападок: вместо французской теории нации ею стала собственно нация. Но для нас самым важным является свойственное ему понимание нации как искусственного образования. Дело не только в том, что ее притязания менее существенны, чем притязания традиционного авторитета или индивидуальной свободы; по сути дела, нация является следствием, продуктом отрицания корпоративных прав государственным абсолютизмом. Актон выступает против движения за объединение Италии; стало быть, его больше занимают проблемы национализма и теории единства, а не отделения. Но и его аргументы, и его исторический анализ привязаны к событиям, происходившим в континентальной Европе середины XIX века; за исключением его убежденности в искусственном и современном характере нации, как его аргументы, так и его исторический анализ не имеют особого отношения к африканским и азиатским государствам современной эпохи. И все же его основополагающие соображения до сих пор продолжают вдохновлять академические исследования. Не все консервативные выступления носят столь враждебный национализму характер. Макс Вебер, классик исторической социологии и немецкий националист, считал нации конфликтующими группами и носителями уникальных культурных ценностей. Вторя Ренану, Вебер провозглашает, что «нация представляет собой сообщество мироощущения, которое может найти свое адекватное выражение в государстве; поэтому нация есть такое сообщество, которое обычно стремится к созданию собственного государства»12. Нация также является средоточием культурных ценностей, придающих ей индивидуальность. «Значение «нации» обычно усматривают в превосходстве или по крайней мере в незаменимости культурных ценностей, которые могут сохраняться и развиваться только благодаря культивированию индивидуальности ( Eigenart) сообщества»13. Как и другие историки, к которым мы уже обращались, Вебер не дает нам исторического объяснения националистического подъема, хотя это, как кажется, и входило в его планы. Все, что у нас есть, — это разделы об этнической принадлежности, нации и национализме в «Экономике и обществе», из которых отчетливо виден его преимущественно «политический» подход к предмету. Дело в том, что Вебер не просто считал, что в современном мире государство и нация нуждаются друг в друге, как нуждаются друг в друге бюрократы и интеллектуалы — носители соответствующих понятий. Пример Эльзаса с его французским политическим наследием и традициями очень ясно показал Веберу, что именно политическое действие более чем что бы то ни было способствует превращению этнических сообществ в нации. Вебер писал: «Это становится понятным любому посетителю, осматривающему музей Кольмара, богатый такими реликвиями, как трехцветные флаги, пожарная лестница и военные шлемы, указы Луи Филиппа и в особенности экспонаты, напоминающие о Французской революции; постороннему человеку они могут показаться весьма тривиальными, но для эльзасцев они имеют большую эмоциональную ценность. Это их чувство общности сложилось благодаря такому совместному политическому и косвенному социальному опыту, который высоко ценится массами как символ крушения феодализма, и история подобных событий заступает на место героических легенд первобытных народов»14. Трудно сказать, в какой степени Вебер задавался вопросом о том, современны ли нации и как они развиваются — сами по себе или искусственно. Возможно, в его работах мы впервые встречаемся с проблемой отношения между принципом этнической принадлежности и национализмом, над которой задумывались некоторые ученые более позднего времени. Этот интерес, однако, был совершенно несвойственным для третьей типичной реакции на национализм XIX века, то есть для социалистической и марксистской исторической школы. У Маркса или Энгельса отсутствуют сколько-нибудь систематические исследования феномена национализма; поэтому их позицию по этой проблеме следует тщательно вычленять из замечаний, встречающихся в статьях, посвященных внешней политике, или же в революционных памфлетах и очерках15. Однако оставленное ими марксистским историкам наследие в основных чертах обладает достаточно очевидным смыслом: как указывал Энгельс, нации — это сообщества, объединенные общностью языка и общими симпатиями. Великие или «ведущие» нации, дальше всех продвинувшиеся по пути капиталистического развития, следует поддерживать в их борьбе против реакционных абсолютистских государств, таких, как царская Россия, или маленьких отсталых наций вроде сербов или чехов; пролетариат «не имеет отечества», хотя бороться ему в первую очередь следует с национальной буржуазией; социалистам следует поддерживать национальные движения только там, где они ускоряют свержение феодализма или, как в Ирландии, буржуазного господства. К этому Энгельс добавил a propos Польши, что национальная независимость есть условие общественного развития, и что (как об этом заявлял Гегель) лишь те нации, которые уже имели свою государственность в прошлом, будут способны создать ее и в будущем. Поэтому их борьба заслуживает поддержки со стороны социалистов16. Позднейшим марксистским историкам оставалось, приняв эти чисто «инструментальные» положения, попытаться понять явления нации и национализма в исторической перспективе. Каутский, Ленин и Люксембург, несмотря на имеющиеся между ними разногласия, развивали по сути «инструментальный» анализ восточноевропейских национальных движений, рассматривая их в качестве орудия феодалов или буржуазии и способов отвлечения от целей пролетарской революции, хотя Ленин и был готов к тому, чтобы признать подлинно массовую популярность восточного национализма, с которым ему приходилось бороться17. Однако задача дать более взвешенную марксистскую оценку национализма досталась на долю Карла Рен- нера и Отто Бауэра. Разумеется, их произведения тоже имели характер программных заявлений. Они были призваны удовлетворить конкретные нужды австрийских социал-демократов, столкнувшихся с проблемами многонациональности внутри империи и партии. Для обоснования их экстра-территориальных принципов решения национального вопроса, а также понятия национальности как следствия личного и происходящего в определенных культурных условиях индивидуального выбора Реннер и Бауэр приняли такие определения нации, которые привели их к отходу от основанных на политических и территориальных принципах концепций Маркса и Энгельса. В частности, для Бауэра нация являлась «общностью судьбы» и имела собственный характер и культуру. Она сформировалась под действием материальных сил, но тесное родство и общение в рамках совместной истории и культуры привело к тому, что национальные связи сделались даже более прочными, чем классовые узы. Тем не менее Бауэр настаивал на праве индивида выбирать себе культурную национальность по мере постепенной эволюции этой последней. Что касается немцев, то Бауэр проследил историю их национального сообщества вплоть до общинно-племенной жизни, протекавшей обособленно от других племен и основанной на общей собственности на все предметы. По мере перехода к оседлому ведению сельского хозяйства части племени откалывались либо смешивались с другими группами; но главный род разделился по классовому признаку только в средние века. Подлинную нацию тогда стали составлять бароны и духовенство. Позднее, с подъемом городов и развитием товарно-денежного хозяйства, нация постепенно расширилась за счет включения в нее буржуазии и образованного среднего класса; а теперь социализм ведет еще к большему расширению нации, способствуя вовлечению в нее рабочего класса. Именно в таком духе Брюннский конгресс социал-демократической австрийской рабочей партии 1899 года призвал к созданию «демократического федеративного государства национальностей», понимаемого как совокупность культурно-исторических сообществ без территориальных прав18. ТИПОЛОГИИ И ОЦЕНКИ У Бауэра мы, возможно, имеем дело с первым полномасштабным исследованием национализма с исторической точки зрения, хотя эта точка зрения и носила политический характер, будучи продиктована весьма специфическими политическими обстоятельствами. Оно отражает растущее значение национализма как политической идеологии и движения, а также как самостоятельного и полноправного предмета академического исследования. Еще в 1920-е годы XX века Карлтон Хейес и Ганс Кон приступили к пристальному анализу националистических идеологий и попытались втиснуть их разнообразие в рамки строгих и постоянных типов. Работы Хейеса были, по всей видимости, первой попыткой занять нейтральную позицию по отношению к национализму. В них он стремился выделить различные линии развития националистической идеологии. Хотя проводимые им различия между гуманитарным, традиционным, якобинским, либеральным и более поздним экономическим и интегральным национализмом характеризуют их скорее как чистые типы, нежели как конкретные направления или случаи, в которых на практике смешиваются разные линии развития, они действительно помогают нам осознать всю сложность националистической идеологии. Эти классификации также раскрывают таящуюся под покровом аналитического рассуждения моралистическую периодизацию первых полномасштабных историй национализма19. Более влиятельная типология Ганса Кона, основанная на дихотомии «западного» волюнтаристского и «восточного» органического национализма, тоже делает явной лежащую в ее основе моральную цель. Согласно Кону, национализм в Англии, Франции и Америке характеризуется рационалистическими, оптимистическими и плюралистическими чертами. Облеченный в понятия общественного договора, этот национализм соответствовал ожиданиям политического сообщества нарождающегося среднего класса с его идеалами общественного прогресса. Однако за Рейном и далее на восток к России и Азии социальная отсталость и слабость среднего класса привела к куда более эмоционально окрашенному и авторитарному национализму, опирающемуся на низшую аристократию и интеллигенцию и взывающему к «патриотическим» инстинктам масс. Позднее Кон разделил свой западный тип национализма на «индивидуалистический» и «коллективистский» подтипы, которые встречаются, соответственно, в англоязычных странах и во Франции. Как предполагает эта последняя классификация, Кона интересует скорее сама идеология национализма, чем национальное движение или нация как сообщество. Это согласуется с нашей характеристикой большинства нарисованных историками картин национализма и тех морализаторских интересов, которые часто вдохновляли подобного рода исследования, — интересов, которые по понятным причинам усиливались во время второй мировой войны, когда он писал свое основополагающее исследование. Однако» то же самое время Кон пытается связать свои идеологические типы с социальными обстоятельствами, хотя порою и весьма неуклюже; он также стремится показать, какие чувства, объединяющие до-современные группы среди греков, евреев и других, легли в основу формулировок современного национализма. Иными словами, «модернизм» Кона, то есть его убежденность в абсолютно современном характере наций и национализма, смягчается тем, что он учитывает и до-современные этнические мотивы; отсюда же, в свою очередь, вытекает особая роль «национального чувства» — роль, которую нельзя приписать исключительно националистическим идеологиям. Действительно, даже поверхностный ззгляд позволяет понять, что многие книги Кона включают в себя не только детальный анализ конкретных национальных идеологий, как, например, панславизма, но и исследования социального и политического фона широкого «национального сознания» в якобинской Франции, Германии XIX века или современной Швейцарии20. Это более широкое сознание, по-видимому, также составляет объект краткого исследования Эдварда Хьюллета Карра «Национализм и последующая эпоха»21. Отношение Карра к национализму не является всецело негативным: он говорит о «развитии такой общности национальной мысли и чувства, политической и культурной традиции, которая образует конструктивную сторону национализма». Однако в целом Карр, подобно Актону, которого он цитирует в начале своего исследования, трактует национализм как отрицание индивидуализма и демократии, свободы и равенства; хотя у нации как исторической группы есть «свои место и функция в общественном целом», не следует позволять ей сопротивляться своему замещению в условиях взаимозависимого регионального или мирового порядка22. В рамках своего исторического подхода Карр выделяет три периода национализма: эпоху раннего Нового времени, в которую новое национальное образование ассоциировалось с персоной монарха, а международные отношения были не более чем правилами, регулирующими взаимодействия династических государств, экономическая же политика характеризовалась «меркантилизмом»; период с Французской революции до 1914 года, в который народный и демократический политический национализм — детище Руссо — распространился по всей Европе под эгидой международного экономического порядка, основанного на свободе торговли, экспансии и финансовом господстве Лондона; и, наконец, промежуток с конца XIX века до второй мировой войны, на который приходится включение масс в полностью обобществленную нацию, подъем ее экономического национализма и быстрое отчетливое разрастание европейских наций, ведущее к появлению тоталитарных режимов и тотальной войне. Карр находит перспективы снижения привлекательности национализма достаточно ободряющими: то, что он не смог допустить мысль о возможности подъема волны антиколониальных национальных движений или национализма вновь расколотых государств Европы и третьего мира, опять-таки позволяет заподозрить, что в основе его проникновенного анализа лежат моральные и теологические принципы, равно как и европоцентризм. И это вовсе не удивительно, если только принять во внимание чудовищно преступную сущность споров, лежащих в основе войны 1939—1945 годов, и его собственное социальное положение23. До тех пор пока фашизм продолжали рассматривать как закономерный итог развития национализма, упор на Европу и периодизация националистических идеологий и движений в понятиях нравственного прогресса выглядели вполне осмысленными. Но с того момента, как начала утверждаться носящая более глобальный и не столь моралистический характер точка зрения, которая проводила различие между фашизмом и множеством иных раз новидностей национализма, неадекватность хронологических типологий стала очевидной. Так, в одной из своих первых работ Луис Снайдер попытался предложить следующую, общую четырехэтапную периодизацию: 1815—1871 — «объединительный» национализм 1871 —1900— «подрывной» национализм 1900—1945 — «агрессивный» национализм 1945—? — «современный» всемирный национализм. В своей последней работе Снайдер предлагает географическую типологию, включающую европейский национализм «раскола», расовый черный национализм в Африке, ближневосточный политико-религиозный национализм, мессианский национализм в России, национализм «плавильного котла» в Соединенных Штатах, антиколониальные националистические движения в Азии и популистские в Латинской Америке24. Не совсем ясно, играют ли эти столь общие и неизбежно переплетающиеся региональные типы какую-либо роль, выходящую за рамки указания на глобальное распространение национализма, но они как минимум помогают преодолеть чрезмерный европоцентризм предшествующих типологий. Это смещение в геополитическом фокусе ясно просматривается в нескольких типологиях, предложенных историками и другими исследователями, которые противопоставляют европейский опыт опыту третьего мира или его отдельных регионов. Здесь можно упомянуть типологию Кеннетта Миноу- га: это европейский «этнический» национализм, пан-национализм и диаспора, а также «неразвитые» формы национализма третьего мира2Г); классификация видов национализма у Джона Пламенатца на те, у которых встречается высокий уровень культурных ресурсов и образования, как у немцев и итальянцев в XIX веке, и те, у которых культурные ресурсы бедны, как у славян и африканцев, чей национализм поэтому является подражательным и конкурентным28; проведенное Е. К. Фрэнсисом противопоставление, заимствованное у Майнеке, «этнических» наций и национальных движений, основанных на вере в общие происхождение и принадлежность, «народным» нациям, объединенным административными и военными институтами, а также общей территорией и мобильностью27.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|