Подходы к исследованию национализма 6 глава
Моя цель состояла не в том, чтобы поместить каждого историка национализма в заранее заданную систему координат, а лишь в том, чтобы набросать основные черты, которые кажутся мне присущими тому аргументу, что встречается во множестве их работ на данную тему и лежит в их основе. Понятно, что есть историки, не причисляющие себя к текущим господствующим направлениям и видящие в нации нечто большее, чем современное искусственное изобретение, а в национализме — не просто джинна-разрушителя, каким его часто изображают. Тем не менее интересно, что историки весьма широкого спектра сами создают и готовы принять этот общий «модернистский» портрет, который я воспроизвел, и разделяют общее скептическое и подозрительное отношение к национализму, относя на его счет многие беды мира. Вопрос об оправданности этого вердикта столь многообразному явлению, как национализм, остается открытым. И хотя в анализе, который, собственно, и приводит к такому вердикту, рождается множество чудесных догадок, он ставит столько же новых проблем, сколько решает старых. ПРИМЕЧАНИЯ 1. По преимуществу (фр.). — Прим. пер. 2. Насколько мне известно, роль националистически настроенных историков в пропаганде национализма не стала до сих пор предметом тщательного исследования; однако в работе Ганса Кона есть несколько глав, исследующих вклад ряда историков в те или иные движения. Например, о Мюллере и фон Трейчке см.: Hans Kohn. The Mind of Germany. L., 1965; о Мишле см.: Hans Kohn. Prophets and People. N. Y., 1961; о панславизме и Палацком см.: Pan- slavism. 2nd ed. N. Y., 1960. 3. Неизменная идея (фр.). — Прим. пер. 4. Такой подход встречается, например, в работе Лондонского Королевского института международных отношений под ред. Эдварда Kappa: Edward Н. Carr (ed.). Report on Nationalism. L., 1939; или в исследовании Ж. Мишле и Ж.-П. Тома: G. Michelat, J. P. Н. Thomas. Dimensions du nationalisme. P., 1966. Конкретные исследования с использованием такой дефиниции см. в: S. Klausner. Why They Choose Israel // Archives de sociologie des religions. Vol. 9, 1960. P. 129—144.
5. О доктрине вигов см.: John Stewart Mill. Considerations on Representative Government. L., 1872, а также комментарии к критикр лорда Актона. 6. М. Perham. The Colonial Reckoning. L., 1963; Thomas Hodgkin. The Relevance of «Western» Ideas in the Derivation of African Nationalism // Self-government in Modernising Societies / Ed. J. R. Pennock. Englewood Cliffs, 1964. По поводу социо-психологической теории европейского «неонационализма» см.: Patricia Mayo. The Roots of Identity: Three National Movements in Contemporary European Politics. L., 1974. Оценку подобного рода подходов см.: Anthony D. Smith. The Diffusion of Nationalism // British Journal of Sociology. Vol. 29, 1978. P. 234- 248. 7. Немногие историки, такие как И. Д. Марку в: Е. D. Marcu. Sixteenth-century Nationalism. N. Y., 1976, относят начало национализма как идеологии к XVI веку, но большинство относит его к эпохе «демократической революции», подобно Р. Палмеру в: R. Palmer. The National Idea in France before the Revolution // Journal of the History of Ideas. Vol. 1, 1940. P. 95 — 111, и Дж. Гоудшоту, в: J. Godechot. France and the Atlantic Revolution of the Eighteenth Century, 1770—1779. N. Y., 1965; см.: Hans Kohn. Prelude to Nation-States: The French and German Experience, 1789—1815. N. Y., 1967, и Eugene Kamenhu (ed.). Nationalism. The Nature and Evolution of an Idea. L., 1976. 8. Место в жизни (нем.). — Прим. пер. 9. Jules Michelet. Historical View of the French Revolution / Trans. C. Cocks. L., 1890. Vol. 3, ch. 10—12. P. 383—403. Цитируется Гансом Коном в: Hans Kohn. Nationalism: Its Meaning and History. Princeton, 1955. P. 97—102. 10. Ernest Renan. Qu'est-ce qu'une nation? P., 1882; Hans Kohn. Nationalism. P. 135—140. 11. Lord Acton. Essays on Freedom and Power. Illinois, 1948. P. 166—195. 12. Hans Gerth. C. Wright Mills (eds.). From Max Weber: Essays in Sociology. L., 1947. P. 176. 13. Max Weber. Economy and Society / Ed. G. Roth, G. Wittich. N. Y., 1968. Vol. 3, ch. 3. P. 926. 14. Max Weber. Economy and Society. Vol. 1 — 2, ch. 5. P. 396. «Вся история, — заключает Вебер, — доказывает, с какой легкостью политическое действие может положить начало вере в кровное родство, если только ей не препятствуют колоссальные различия антропологических типов» (Р. 393). 15. Horace В. Davis. Nationalism and Socialism: Marxist and Labor Theories of Nationalism. L.; N. Y., 1967. Ch. 1—3; Ian Cummins. Marx, Engels and National Movements. L., 1980.
16. О гегелевской теории «народов, не имеющих истории» и о том, как ее использует Энгельс, см.: Roman Rosdolsky. Friedrich Engels und das Problem der «Geschichtslosen Volker» // Archiv fiir Sozialgeschichte. Vol. 4, 1964. P. 87 -282; в более общем плане см.: V. С. Fine га. G. Minnerup. Marx, Engels and the National Question // Socialism and Nationalism / Ed. F,. Cahm, V. C. Fisera. Vol. 1. Nottingham, 1978; WalkerConnor. The National Question in Marxist-Leninist Theory and Strategy. Princeton, 1984. 17. Davis. Nationalism; Jacob L. Talmon. The Myth of the Nation and the Vision of Revolution. L., 1980. Pt. 2, ch. 8; Pts. 3—4/2. P. 111. 18. Otto Bauer. Die Nationalitatenfrage und die Sozialdemokratie (1908). Vienna, 1924; Tal топ. Pt. 3, ch. 7. 19. Carlton Hayes. The Historical Evolution of Modern Nationalism. N. Y., 1931; Anthony D. Smith. Theories of Nationalism. N. Y.; L., 1967, в особенности главы 5 и 7; Davis. Nationalism. 20. Hans Kohn. Nationalism and Liberty: The Swiss Example. N. Y., 1957; Pan-Slavism; Mind of Germany; Prelude to Nation-States. 21. Edward H.Carr. Nationalism and After. L., 1945. 22. Carr. II. P. 39; В. C. Shafer. Nationalism, Myth and Reality. N. Y., 1955. 23. Carr. I. 24. Lmns Snyder. The Meaning of Nationalism. New Brunswick, 195 1; The New Nationalism. Ithaca, 1968. P. 64—67. 25. Kenneth Minogue. Nationalism. L., 1967. Ch. 1. 26. John Plamenaiz. Two Types of Nationalism '/ Nationalism / Ed. Knmenkn E. 27. Emerich Francis. The Ethnic Factor in Nation-Building // Social Forces. Vol. 68, 1968. P. 338—346. См. также различие, которое проводится между «этническими» и «политическими» нациями в работе: Yaroslav Krejci, V. Velimshy. Ethnic and Political Nations in Europe. L., 1981; ср.: Konstantin Symmons Symonlewicz. Nationalist Movements: A Comparative View. Meadville, 1970. 28. Hugh Seton-Watson. Nations and States. L., 1967. 29. Hugh SoUm Watson. Nationalism, Old and Now. Sydney, 1965; Nations and States. Ch. 1 —2. 30. Salo W. Baron. Modern Nationalism and Religion. N. Y., 1960. В книге содержится анализ взглядов отцов-основателей на отношении религии и национализма. 31. Hugh Trevor Roper. Jewish and Other Nationalisms. L., 1961; Anthony D. Smith. Theories of Nationalism. Ch. 2. 32. Elie Kedourie. Nationalism. L., 1960. P. 101; задача его книги, однако, состояла и том, чтобы развенчать национализм как доктрину Воли, которая неподконтрольна даже самим ее приверженцам. 33. Elie Kedourie (ed.). Nationalism in Asia and Africa. L., 1971. Introduction. См. также: Norman Cohn. The Pursuit of Millenium. L., 1957, о соответствующих направлениях средневекового христианства. Некоторые комментарии на тему связи национализма с доктриной тысячелетнего царства можно найти в моей книге: Anthony D.Smith. Nationalism in the Twentieth Century. Oxford, 1979. Ch. 2. 34. Отсюда и антология националистических движений, собранная в книге под редакцией Кидаури: Elie Kedourie (ed.). Nationalism in Asia and Africa. О роли интеллектуалов н национальных движениях см.: Alcksandr Gella (ed.). The Intelligentsia and the Intellectuals. Beverly Hills, 1976, и Hugh Seton Watson. Neither War, Nor Peace. L., 1960. Ch. 6. О классах и национализме см.: В. С. Shafer. Bourgeois Nationalism in the Pamphlets on the Eve of the French Revolution // Journal of Modern History. Vol. 10, 1938. P. 19—38.
35. John Breuilly. Nationalism and the State. Manchester, 1982, введение и заключение. 36. Breuilly. Nationalism and the State. Ch. 16. В этом Бройи близок к воззрениям на интел- теллигенцию Тома Нейрна, изложенным в книге: Тот Nairn. The Break-up of Britain. L., 1977. Главы 2 и 9. 37. Eric Hobsbawm, Terence Ranger (eds.). The Invention of Tradition. Cambridge, 1983. 38. P. Morgan. From a Death to a View: The Hunt for the Welsh Past in the Romantic Period // The Invention of Tradition / Ed. E. Hobsbawm, T. Ranger. (Подлинным именем Иоло Морганв- га было Эдвард Уильяме.) 39. Eric Hobsbawn. Introduction: Inventing Traditions (в особенности с. 13 —14) и глава 7 (в особенности с. 270—283) // Е. Hobsbawm. Т. Ranger (eds.). The Invention of Tradition. Поразительно, насколько эта идея нации как ответа на потребность привлекательна для историков с разными исследовательскими целями; так и тянет предостеречь об этом читателей. 40. Имеется в виду резиденция британского королевского двора, расположенная на берегу реки Ди (Dee) в Шотландии. После ее приобретения в 1852 году принцем Албертом, мужем королевы Виктории, на месте прежнего малого замка было построено новое здание, выполненное в стиле шотландской архитектуры. — Прим. ред. 41. Hugh Trevor-Roper. The Invention of Tradition: The Highland Tradition of Scotland // The Invention of Tradition / Ed. E. Hobsbawm, T. Ranger. 42. Benedict Anderson. Imagined Communities: Reflections on the Origin and Spread of Nationalism. L., 1983. Я включил сюда Андерсона, хотя его подход в той же степени социологический, что и исторический, поскольку то, что он уделяет внимание историческому контексту и следствиям событий и делает акцент на нации как плоде воображения, вполне соответствует трактовкам многих нынешних историков. 43. Между этими тремя периодами, конечно, нет жестких и определенных различий; и некоторые элементы, особенно чувство надуманности феномена нации, воспроизводятся в каждом из них. Аналогичным образом социологические элементы можно найти в ранних периодах — у Бауэра, Кона, Карра и, конечно же, Макса Вебера. О схожих социологических парадигмах или подходах см. мою статью: Anthony D. Smith. Nationalism and Classical Social Theory // British Journal of Sociology. Vol. 34, 1983. P. 19—38. 44. Короче говоря (фр.). — Прим. пер.
45. Термин «национальное строительство» в действительности относится к националистической программе создания институтов и учреждений «национального государства». На практике он больше связан с «государственным строительством», чем с «созданием нации». Поскольку понятие «формирование нации» относится ко всем тем целенаправленным или произвольным процессам, которые вносят свою лепту в возникновение нации и национального самосознания. Сюда, как правило, входит общественная и культурная деятельность националистов, но также могут включаться военные и политические меры королей и министров, повышение доли соответствующего населения и урбанизация, закат церквей и империй. Все это может способствовать процессу «формирования нации», но не «национального строительства». О роли визуальных искусств в формировании понятий о нации в Западной Европе конца XVIII века см.: Robert Rosenblum. Transformations in Late Eighteenth-Century Art. Princeton, 1967; Robert Herbert. David, Voltaire, Brutus and the French Revolution. L., 1972, я Anthony D. Smith. Patriotism and Neo-Classicism: The «Historical Revival» in French and English Painting and Sculpture, 1746—1800 (неопубликованная диссертация, защищенная в Лондонском университете). 46. David Taylot, Malcolm Yapp (eds.). Political Identity in South Asia. L.; Dublin, 1979; T. Sathyamurthy. Nationalism in Contemporary World. L., 1983. 47. E. Hobsbawm, T. Ranger (eds.). The Invention of Tradition. P. 6—7, 10—11, 13—14, 303— 305; G. Mosse. Mass Politics and the Political Liturgy of Nationalism // Nationalism / Ed. E. Kamenka. 48. По поводу этого значения термина «изобретение» см.: Joe Banks. The Sociology of Social Movements. L., 1972. 49. Об этом изложении националистической доктрины и определении национализма как движения см.-.Anthony D. Smith. Nationalism, A Trend Report and Annotated Bibliography // Current Sociology. Vol. 21, № 3, 1973. Sect. 2. «Национальное чувство» и сознание «национальных» различий возникли гораздо раньше, однако, видимо, под влиянием формирующейся европейской системы государств, закрепленной вестфальским договором; об этом см.: Aira Kemilainen. Nationalism. Problems Concerning the Word, the Concept and Classification. Yvas- kila, 1964; Charles Tilly (ed.). The Formation of National States in Western Europe. Princeton, 1975; Michael Howard. War in European History. L., 1976. 50. Например, см.: M. Т. Walek Czernecki. Le Role de la nationalite dans l'histoire de I'antiquite // Bulletin of the International Comittee of Historical Science. Vol. 2, № 2, 1929. P. 305 320. Более критический подход содержится в статье: Moses Hadas. National Survival Under Hellenistic and Roman Imperialism // Journal of History of Ideas. Vol. 11, 1950. P. 131 139. 51. G.C.Coulton. Nationalism in the Middle Ages//Cambridge Historical Journal. Vol. 5, 1935. P. 15—40; M. Handelsman. Le Role de la nationalite dans l'histoire du Moyen Age // Bulletin of the International Comittee of Historical Science. Vol. 2, № 2, 1929. P. 235 -246; Halvdan Koht. The Down <_if Nationalism in Europe // American Historical Review. Vol. 52, 194 7. P. 265 280. 52. Например, см.: Mario Attilio Levi. Political Power in the Ancient World. Trans. J. Costello. L., 1965; Johann Huizinga. Patriotism and Nationalism in European History // Man and Ideas: Essays on History, the Middle Ages and the Renaissance. Trans. J. S. Holmes and H. van Marie. N. Y., 1970. Более взвешенный подход можно найти у Сьюзан Рейнольде, см.: Susan ltoynolds. Medieval Origines Gentium and the Community of the Realm // History. Vol. 68, 1983. P. 375 — 390. В соответствии с ее точкой зрения, средневековые королевства, хотя и не были нациями в современном смысле слова, основывались на общности обычаев и происхождения и напоминали «этнические государства»; эта же позиция разрабатывается у Рейнольдса, см.: Reynolds. Kingdoms and Communities in Western Europe, 900—1300. Oxford, 1984.
53. Henry Tudor. Political Myth. L., 1972; Anthony D. Smith. The Myth of the «Modern Nation» and the Myths of Nations // Ethnic and Racial Studies. Vol. 11, № 1, 1988. P. 1 — 26. 54. По вопросу об определениях «нации» см.: Dankwart Rustow. A World of Nation. Washington, 1967. Ch. 1; Anthony D. Smith. Nationalism. A Trend Report. Section 2. О «модернистском» и «вечном» образах нации см.: Anthony D. Smith. Ethnic Myths and Ethic Revivals // European Journal of Sociology. Vol. 25, 1984. P. 283—305. 55. Seton-Watson. Nations and States. Ch. 2—3; Formation of National States. Введение и заключение. 56. О процессах формирования наций в Англии и Франции см.: J. Strayer. The Historical Experience of Nation-building in Europe 11 Nation-building / Ed. K. W. Deutsch, W. Foltz. N. Y., 1963, и, в более общем плане: Andrew Orridge. Separatist and Autonomist Nationalisms: The Structure of Regional Loyalties in the Modern State // National Separatism / Ed. C. Williams. Cardiff, 1982. О Франции в период между 1870 и 1814 годами см.: Eugen Weber. Peasants into Frenchmen. L., 1979. 57. John Armstrong. Nations before Nationalism. Chapel Hill, 1982. Об ирландском случае см.: John Hutchinson. The Dynamics of Cultural Nationalism; The Gaelic Revival and the Creation of Irish National State. L., 1982. 58. Как об этом говорится в работе: Anthony D. Smith. The Ethnic Origins of Nations. Oxford, 1986. ГОПАЛ БАЛАКРИШНАН НАЦИОНАЛЬНОЕ ВООБРАЖЕНИЕ Эрик Хобсбаум в последней главе своего всеобъемлющего исследования по истории национализма заявляет, что лучшая пора национализма как исторического явления осталась позади1. Пользуясь гегелевской метафорой, он высказывает предположение, что национальное государство нынче переживает закат своей исторической жизнеспособности и его превращение в окаменелость расчищает путь более глубоким исследованиям его истоков, последствий и возможного будущего. В дальнейшем это его утверждение вызвало определенную критику со стороны тех, кто счел, что взрыв инспирированных националистическими движениями событий в бывшем коммунистическом мире делает предположение Хобсбаума абсолютно несостоятельным. На самом деле суждение Хобсбаума вполне подходило для того, чтобы учесть начало и усугубление национальных конфликтов в подобных контекстах. Его заявление о том, что национальное государство больше не является вектором исторического развития, означает лишь, что господствующие направления государственного строительства, иммиграции и экономической жизни в самых динамичных обществах мира уже выходят за рамки привычных национальных измерений. Несмотря на заигрывания с Гегелем, идея капитализма, выходящего за пределы национального государства, на самом деле составляет одну из центральных тем классического марксизма. Принято думать, что на стадии империализма, ультра-империализма или просто старой доброй свободы торговли капиталистические законы развития должны внезапно вырваться на волю из тесных рамок национального рынка. Тезис, который мы обнаруживаем в «Манифесте Коммунистической партии», безусловно, является более сложным: заявление, будто все основательное, в том числе национальность, при этом перемалывается в порошок, уравновешено здесь другим утверждением о том, что тот же самый капитализм дает начало территориально фиксированной и юридически неизменной структуре современного буржуазного государства. Хотя на страницах «Манифеста» два эти мотива сталкиваются друг с другом, Маркс и позднее марксисты, верившие в неизбежность пролетарских революций, делали больший акцент на первом из них, ибо именно в нем диалектически воплощается способность растущего, приобретающего космополитические масштабы рынка к тому, чтобы вызывать усиление рабочего класса в соответствующих же масштабах. Транснационализация производительных сил, условия для которой сегодня готовит капитализм, является исторически беспримерной. Однако, вопреки ожиданиям Маркса, ее основные тенденции, возможно, подорвут саму основу успешной классовой борьбы в развитых промышленных обществах, и, в отличие от прошлых неудач этой борьбы, из новых теперь нелегко будет извлекать уроки на будущее — уроки относительно тех условий, при которых организованный рабочий класс снова станет «сильнее, настойчивее, мощнее». ПРОСТРАНСТВО БОРЬБЫ Согласно Марксу, современная классовая борьба проходит ряд исторических этапов — начиная со стачек и разрушения машин и заканчивая общенациональными гражданскими войнами. Для того чтобы классовая борьба протекала успешно, неуправляемой конкуренции всех со всеми не должно быть места в среде трудящихся. Исторически э'. о достигалось только тогда, когда государство было вынуждено признать, что покупка рабочей силы на национальном рынке в существенной степени должна быть следствием политически регулируемой классовой борьбы и переговоров. Поэтому государство в теории Маркса — не просто полезное орудие господствующих классов, но и, возможно, негласное пространство и средоточие борьбы против этих классов, утверждающее ее результаты. Закат государства, отнюдь не создавая условий для более влиятельных объединений рабочего класса, лишь усугубил его функциональную зависимость от капитала; вместе с ним грозят исчезать арена и границы упорных коллективных действий против последнего. Этот процесс трудно понять, пользуясь принятой марксизмом системой координат, — и не только из-за ограничений, налагаемых ею на собственную теорию государства. Скорее этот упрек относится к антропологической основе марксистской теории исторического развития. Для Маркса безостановочное поэтапное распространение мирового капитализма означало, что последний лишь временно может выйти за рамки направленного против него коллективного действия. Капиталистические законы движения, даже последовательно размывая культурную и материальную основу всех ограниченных форм участия (локального, национального, религиозного), должны, как он полагал, непрестанно воссоздавать основу классовой солидарности на все более космополитических уровнях. Никакая другая марксистская идея в такой степени не дискредитирована сегодняшней жизнью, как эта; даже для намеков на подобного рода диалектику не осталось ни малейшего повода. 9*-2035 Режи Дебре утверждал, что основные победы «левых» в этом столетии были обусловлены неуясненными ими самими связями с нацией, а будущее «левых» зависит от их способности заново изобрести свою национальную политику применительно к XXI веку2. Под такой стратегической оценкой кроется притязание на то, что истоки политического действия в конечном счете восходят к пафосу национального единства, ибо только в качестве «народа» массы врываются в политическую жизнь и самостоятельно творят историю. В этом свете нации оказываются в современной политике чем-то вроде «групп-в-слиянии» из сартровской философии: в экзистенциальном плане более сплоченные и решительные, чем класс. Такое противопоставление нации классу, на первый взгляд, может показаться искусственным в социологическом плане, поскольку эти группы не являются в строгом смысле сравнимыми между собой. Классы — это группы, которые формируются при господстве отношений эксплуатации, разделяющих общество; а национальность есть особая культурная или политическая форма существования, которая приемлема для общества в целом. Аргумент о том, что пролетариат возник в современной истории как политическая сила только в качестве национального класса, безусловно, предполагает, что нация и класс, отнюдь не являясь конкурирующими, взаимно исключающими друг друга основами человеческой организации, как минимум дополняют друг друга. Открытый конфликт между ними возник лишь на короткий период в начале этого века на уровне борьбы двух соперничающих «мифов» — о национальной судьбе и социалистическом интернационализме. Муссолини, с подачи Сореля, полагал, что эффектные победы первого принципа над вторым в те редкие и решающие моменты, когда они вступали в открытый конфликт, служили достаточным подтверждением того, что интернациональный социализм есть «низменная мифология». Это суждение, на первый взгляд вполне состоятельное, тем не менее маскирует реальную причину того, почему интернациональный социализм не выдержал испытаний ни в 1914 году, ни аналогичных проверок в другое время: в отличие от национальных государств, у него никогда не было достаточной организационной основы, и немудрено, что те редкие моменты, когда это упущение восполнялось, в ретроспективе выглядят почти нереальными. Вопрос, который поднимает Дебре, касается не столько структурных свойств нации в ео отличие от класса, сколько спонтанной идеологии, стоящей за пиковыми уровнями активности коллективного действия. Проблема марксизма, согласно Дебре, заключается в том, что та основополагающая точка зрения, которой придерживаются сторонники этой доктрины, не позволяет нам постичь эту загадочную форму, которую принимают подобные коллективы, не просто в качестве предпосылки великих Levees en masse3, но и как саму возможность организованной общественной жизни. Такая характеристика марксизма верна лишь наполовину; на самом деле в Grundrisse4 есть множество ценных озарений, касающихся материальных основ докапиталистической крестьянской общины. В увлекательных заметках о том, что Маркс называл четырьмя главными типами аграрной цивилизации в Евразии — восточной, славянской, средиземноморской и германской, — он утверждает, что специфическая общинная организация наделения полномочиями, кооперации и эксплуатации составила первый вид социальных отношений этих докапиталистических обществ. Капитализм строится на характерном для его эпохи пресечении и отрицании общинной организации непосредственных производителей в их отношении к природе, друг другу и к своим господам. Став свободными от этих почти природных основ общинного обеспечения крестьянской жизни, целые регионы земли погружаются в неизбежную зависимость от рынка, приводя в движение безостановочную экспансию производительных сил. По Марксу, ровно в такой же мере, в какой общественное производство подчиняется отношениям обмена, структура общества рождается из произвольной и анархичной игры рыночных сил. В «Философии права» Гегель утверждал, что, хотя современное суверенное государство изначально строится на ситуации радикального отчуждения, оно преодолевает ее тем, что оставляет в ведении народов, организованных в политические сообщества, высшую сферу нравственной жизни, исторической личности и коллективного действия. Маркс в своей знаменитой критике этой работы резко возразил ему: политическое сообщество, учрежденное современным государством, есть лишь «воображаемая общность», бессильная и нереальная. Маркс понимал такую воображаемую общность как искаженное выражение отчужденной действительности. В своей статье «К еврейскому вопросу» он описывает современное государство, «законченное буржуазное государство», как постхристианское сообщество, очищенное от всех характерных особенностей. С ликвидацией свойственных старому режиму привилегий и барьеров для политического участия эти государства стали «универсальными», то есть гражданство в них распространяется на всех жителей. Маркс не принял во внимание тот очевидный факт, что, покуда множится число таких государств, должен существовать и некий принцип различия, который будет узаконивать гражданство в любом конкретном государстве, равно как и определять границы между ними. Подобно Марксу, Гегель не испытывал особой симпатии к романтизму с его культом обычаев, языка и «подлинности». То есть у него, как и у Маркса, основной акцент делается на государстве, но отношение последнего к культурно определенному коллективу, которому оно придает известную форму, расценивается как проблема и источник трений, причем в отличие от постановки вопроса в статье «К еврейскому вопросу» проблема эта не считается снятой с повестки дня. «Нации» в теории Гегеля отражают определенные этапы человеческой истории, и каждая из них по очереди воплощает в себе раскрывающийся Разум, принимающий конкретные формы в обыденной или, как говорил Гегель, нравственной жизни народа. Так сложились китайская, индийская, персидская, греческая, римская и, наконец, германская нации. Исторически доминирующий способ обыденной жизни опирался на ключевые образы природы, личности и свободы, которые, преломляясь в широкой социальной структуре, обретали свое конечное выражение и взаимную связь в области политической жизни. «Нация» здесь во многом схожа с цивилизацией, то есть главным образом не-этнической и лишь отчасти географической категорией. На самом деле «германская нация» — это, вероятно, любая из конституционных монархий современности, в которой рыночной экономикой правит рациональная бюрократия, есть сословное представительство и всеобщее равенство перед законом, — а не германство в этническом смысле. Германская нация самоопределяется не тогда, когда все народы, говорящие на немецком языке, объединяются в одно свое государство (Гегель не одобрял эту цель после распада империи), а, скорее, тогда, когда многообразные ведущие государства Европы начинают опираться на такую идею современной конституционной монархии. Различия между народами в обычаях, институтах и верованиях он объясняет явлениями высшего порядка, но связь между презренным этнографическим фактом и высоким метафизическим фрагментом развертывания Разума остается неясной: что же такого специфически «германского» в германской нации? На этнически неповторимый характер нации гегелевская теория развития дает лишь весьма непрозрачный антропологический намек. В более раннем тексте «Позитивность христианской религии» эта проблема нашла непосредственное выражение. Здесь Гегель определял нацию предположительно, если только не условно, как общность обычаев, памяти и судьбы: «У каждой нации есть свои образы, свои боги, ангелы, дьяволы или святые, которые живут в национальных традициях, чьи истории и поступки еще няни рассказывают своим подопечным, волнуя их воображение и тем самым завоевывая их привязанность... Вдобавок к этим плодам воображения в памяти многих наций, особенно наций свободных, живы исторические герои их родной страны... Уж эти-то герои живут не только в воображении наций: с их историей, с воспоминаниями об их поступках связаны народные праздники, национальные игры, многие местные государственные институты или дела на международной арене, всем известные здания и уголки, где народ создал их мемориалы или возвел часовни»5. Этот отрывок перекликается с современными теориями, которые, следуя романтической традиции, подчеркивают роль мифа, памяти и символа в становлении этнического сообщества. Но, в отличие от всех подобных романтических представлений, Гегель заявлял, что «реальное» поступательное движение истории не является историей подобного рода сообществ; всемирно- исторический прогресс несет с собой глобальное истирание ткани этнической жизни, создавая новые народы, перед которыми встают новые задачи. По Гегелю, до Французской революции величайшим в истории преобразованием явился подъем христианства (или хотя бы его Реформации). То германские племена, которые попали в орбиту христианской революции, навсегда распрощались со своим туманным и бесформенным этническим прошлым:
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|