Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Интервью с разработчиком янтарной нити




Инженер-технолог трикотажной промышленности Инга Ляшенко изобрела янтарные нити. А затем проект по производству текстиля из них занял первое место на конкурсе Ideju kauss 2008. Сегодня инвесторы выстроились в очередь, желая приобрести долю в только что созданном предприятии. Но авторы идеи пока пытаются найти средства для ее реализации самостоятельно. Доктор технических наук Инга Ляшенко — ведущий изобретатель Рижского центра биоматериалов и инноваций при Рижском техническом университете. Группа ученых под ее руководством разработала технологические условия для получения модифицированного янтаря и изготовила специальную “янтарную мишень”. Не будем вдаваться в технические подробности, скажем только, что с ее помощью напылили янтарем тонкие полиамидные волокна. Получились нити с янтарным покрытием, обладающие особыми свойствами — антибактериальными и термоизолирующими. А дальше для предпринимателя разворачивается широчайшее поле деятельности, потому что материалу с такими качествами можно найти применение где угодно.
Мы не зря упомянули предпринимателей. Для кабинетных ученых бизнес — дело непривычное, можно сказать, чуждое. Поэтому изобретение дошло до стадии патента, и на том, возможно, все и закончилось бы. Но тут как раз Латвийское агентство инвестиций и развития (LIAA) объявило о начале второго ежегодного конкурса инновационных бизнес-идей Ideju kauss 2008 с его привлекательным призовым фондом. И ученые решили попробовать себя в роли начинающих предпринимателей. Тем более что серьезно заниматься бизнесом никто от них не требовал. Надо было только внятно изложить на бумаге свою идею и разработать бизнес-план по ее воплощению. К тому же по всем ключевым вопросам LIAA обещало консультации профессионалов.

Команда Инги Ляшенко AMBELIKA подала на конкурс проект “Янтарные нити для текстиля”. И выиграла первый приз — 5 тысяч латов, который им торжественно вручили в июне. На этом работа не закончилась, а продолжилась в новом качестве.

Полученный во время конкурса опыт предпринимательства оказался, судя по всему, заразительным. На призовые деньги команда продолжила исследования и разработала принципиально новую технологию, в результате которой можно выпускать композитные янтарные нити. Предложенный метод отличается от предыдущего тем, что происходит не напыление янтаря на полиамидную нить, а “вживление” наночастиц янтаря в структуру полиамидной матрицы.

Как это получается? Гранулы полимера в размягченном состоянии поступают в экструдер. На определенном технологическом этапе добавляются наночастицы янтаря. На выходе из рабочей установки получают нити, которые скручивают и затем наматывают на бобины. Помимо того в смесь вводят незначительное количество красителя. В противном случае нити будут почти бесцветными, а так они приобретают теплый янтарный оттенок. Кстати, если на нити направить лазерный пучок, они флуоресцируют, как северное сияние (хоть на дискотеку в такой одежде иди).

Впрочем, можно получить нить натурального желтого цвета и без подкрашивания. Для этого во время технологического процесса необходимо добавить больше наночастиц янтаря. Но есть ли смысл удорожать продукт? Главное ведь не цвет, а свойства “солнечного камня”. А для этого вполне достаточно двадцати граммов янтарного порошка на килограмм полимера.

— Моя научная работа всегда была связана с биоматериалами, — рассказывает Инга. — Причем меня больше интересовало биомедицинское направление. Анализируя научную литературу по этой теме, я обращала особое внимание на те вопросы, которые сегодня еще не решены. То есть оценивала, что необходимо сделать, чтобы улучшить уже имеющиеся технологические процессы для разработки биоматериалов либо создать новые.

В конце концов Инга пришла к выводу, что уникальным лечебным свойствам янтаря можно найти применение, например, в хирургии. А еще точнее — для имплантатов кровеносных сосудов.

— Заболевания сердечно-сосудистой системы сегодня занимают лидирующее положение среди всех недугов человечества. И в первую очередь — это тромбоз сосудов и поражения стенки артерии. Для растворения тромбов используют антикоагулянты — вещества, которые не позволяют частицам крови собираться и “склеиваться” вместе. Применяемые в современной медицине антикоагулянты содержат определенные эфирные соединения. И точно такие же соединения присутствуют именно в полимерной структуре янтаря. Имплантаты кровеносных сосудов, изготовленные из янтарных нитей, вживляются в организм человека, и рецидивы, то есть образование тромбов, практически исключаются, — поясняет суть изобретения, за которое она получила награду ЮНЕСКО, Инга Ляшенко.

Но этим воздействие янтарных нитей на организм человека не ограничивается. Очень важно, что им присущи биомеханические и химические свойства натурального янтаря — антисептические и антибактериальные, способность сохранять тепло.

Если наладить производство янтарных нитей, то перспективы для их применения Инга видит весьма широкие.

В медицине это могли бы быть перевязочные материалы, на которых гибнут бактерии. А еще — лечебно-профилактические колготки и носки, улучшающие поверхностное микрососудистое кровообращение и одновременно сохраняющие тепло ног.

Есть и еще одно весьма перспективное направление — косметология. Здесь ставка делается на свойства натурального янтаря насыщать кожу энергией, тем самым очищать и омолаживать ее.

А если шить из янтарной ткани одежду? Сохраняющая тепло, с бактерицидными и антисептическими свойствами — она отлично подошла бы и спортсменам, и просто фанатам активного отдыха. Даже для военных эти свойства обмундирования были бы нелишними.

В поисках ответа на этот традиционный вопрос команда AMBELIKA снова обратила взор к LIAA. Как раз в сентябре там начался прием заявок на участие в программе первичной поддержки авторов инновационных идей.

Деньги до 5000 латов по этой программе выделяются именно на первые шаги начинающих предпринимателей. Однако раздают их не всем подряд, а в порядке конкурса проектов. Участники конкурса должны представить свою идею и обрисовать ее перспективы комиссии, которая решает, стоит ли овчинка выделки, то есть выделяемых денег, или данное предприятие заведомо обречено на провал.

На заседание Инга пришла с представителем компании Europrojects (с нею заключен договор о помощи в разработке бизнес-плана) Янисом Риежниексом. Он и выступил по всем правилам презентаций — со слайдами, красочным рассказом о свойствах янтаря и коротко обрисовал бизнес-стратегию нового предприятия.

Члены комиссии выслушали докладчика и стали задавать вопросы. Их интересовало: на что планируется израсходовать выделяемые 5000 латов, сколько денег вообще нужно для раскрутки, можно ли обеспечить себя достаточными объемами янтарного сырья и все в том же духе.

Единственная в комиссии женщина задала вопрос, который вряд ли пришел бы на ум мужчинам:

— А каким образом будет работать янтарная косметика?
— Косметические продукты, изготовленные на основе модифицированного янтарного порошка, обладают очень сильным омолаживающим эффектом, — пустилась в подробные разъяснения автор идеи. — Попадая через структуру клеток кожи в микрососудистую кровеносную систему, янтарная кислота изменяет ее кислотный уровень. Внешняя белковая оболочка эритроцитов крови способна модифицироваться в зависимости от изменения pH среды. В этом случае эритроциты лучше доносят кислород, лучше питают клетки, и кожа омолаживается. Кстати, нами были проведены исследования продукции зарубежных компаний, которые декларируют, что производят косметику с янтарем. Так вот, там янтарем и не пахнет. Потому что при различных способах переработки не всегда сохраняются его свойства.

Оказалось, команда AMBELIKA сделала рентгенографический анализ синтетической янтарной кислоты четырех зарубежных производителей и сравнила его с результатами анализа натурального продукта. Совершенно разные показатели.
— А мы будем использовать натуральный янтарь, — подчеркнула Инга. — Кстати, почему-то все в своей деятельности сконцентрированы только на янтарной кислоте. Да, она очень важна, но, например, антикоагулянтные свойства нашим янтарным нитям придают полиэфирные соединения. Янтарь очень чувствителен к нагреванию, так как эфирные соединения легко улетучиваются. Мы же научились обрабатывать его так, что он не теряет этих свойств. В том и заключается суть нашего изобретения.

— А вы думаете, что ваша продукция сразу станет пользоваться спросом?
— Всякий новый продукт нужно преподнести, объяснить его свойства, доказать его эффективность. Однако сейчас в обществе наблюдается резкий всплеск интереса ко всему натуральному, в том числе и в косметике.
— Так что вы собираетесь продавать: лицензию на технологию производства нитей, сами нити или конечные продукты? — задал вопрос председатель комиссии.

— Мы очень расширенно представили все возможности, но первое, и самое важное направление, с чего мы начинаем, — это выпуск янтарных нитей. Мы можем производить их сами либо передавать лицензионные права другим компаниям.

В конце концов прозвучал вопрос, который в той или иной форме задают практически всем претендентам на денежную поддержку.
— С какими производителями товаров вы провели переговоры. Кто будет покупателями ваших нитей?

— Текстильщики на всех международных выставках заявляют, что им нужно что-то новое. Я разговаривала и с производителями чулочно-носочных изделий. Они все просят показать им нашу продукцию, — объясняла комиссии Инга. — Да, у нас есть небольшие образцы, но этого недостаточно. Чтобы продемонстрировать свойства тех же носков, их надо вначале связать. Для этого нужно произвести нити. Поэтому мы и обратились за поддержкой. Нам нужны деньги на то, чтобы завершить сертификацию нового продукта, заплатить консультантам за разработку подробного бизнес-плана и довести дело до выпуска промышленного образца.

Проект не оставил членов комиссии равнодушными. Уже после ее заседания все еще продолжалось обсуждение.

— В разделе о конкурентах вы приводите цену за единицу продукции американской компании, которая производит нити из серебра, и говорите, что ваши будут в три раза дешевле. Это хорошо. Но не надо указывать точную цену. Наш итальянский партнер говорит, что нам он может продать станок за 500 тысяч, а придет швейцарец, он ему за два с половиной миллиона предложит, и тот купит. Не надо себя с самого начала зашоривать. Лучше сравните свойства серебряной и янтарной нити или на худой конец — их себестоимость”, — советовал Инге один из членов комиссии.

Мы поинтересовались, почему вообще проводятся сравнения с изделиями какой-то американской компании, когда у нас в Латвии изобрели и запатентовали антибактериальные носки с применением серебряных нитей.

— Так это мой патент, — улыбается Инга. — Мои серебряные нити разработаны конкретно для медицинских целей, не совсем как декоративные. Американская же компания производит текстиль для товаров широкого потребления. Разница в том, что серебряные нити в носках обладают бактерицидными свойствами, очень эффективно разлагают пот, устраняют неприятный запах. А янтарные прежде всего обладают антитромботическими свойствами и сохраняют тепло.

— Получается, что у вас уже второе изобретение. Но с серебром вас опередили американцы?

— Дело в том, что как только в научных кругах появляется новая перспективная идея, ее тут же подхватывают крупные компании. Вакуумное напыление серебра для получения традиционной нити было известно уже давно. Но эта технология не привлекала к себе такого интереса. А когда в научной среде начинают довольно обоснованно говорить о преимуществах и недостатках серебра, публиковать патенты, подобные моему, выступать с докладами на международных конференциях, на которых, как правило, присутствуют очень крупные инвесторы, они тут же улавливают и стремятся реализовать замысел. Моя идея — получение серебряных нитей с двойным равномерным бактерицидным слоем напыления очень интересна и поэтому привлекла внимание инвесторов.

— Не боитесь, что идею с янтарными нитями тоже подхватят?

— А вот тут есть одна очень серьезная особенность, без знания которой ничего не изготовишь. Это наша коммерческая тайна. Почему инвесторы посещают конференции? Потому что докладчик должен изложить суть изобретения. И именно поэтому я сейчас временно не представляю никаких публикаций на международных конференциях.

 

Барьеры входа и выхода

Барьеры вхождения

Источников возникновения барьеров для вхождения в отрасль:

Экономия на масштабе. Экономия на масштабе означает сокращение удельных затрат на производство единицы продукта при росте абсолютных объемов производства за определенный период. Экономия на масштабе служит барьером вхождению, заставляя пришельца начинать свою деятельность либо с больших объемов, рискуя получить сильную реакцию действующих фирм, либо с малых объемов при неблагоприятном уровне издержек, что нежелательно в любом варианте. Экономия на масштабе может присутствовать почти во всех сферах бизнеса, включая производство, снабжение, исследования и разработки, маркетинг, обслуживание, систему торговли и сбыта.

Еще один тип барьера для вхождения в отрасль, связанный с экономией на масштабе, имеет место при экономии за счет вертикальной интеграции, то есть осуществления последовательных этапов производства или распределения. В этом случае, если большинство существующих конкурентов интегрированы, новому конкуренту также придется входить в отрасль интегрированным, иначе он окажется в невыгодном положении по затратам, а также подпадет под угрозу возможного закрытия производства или рынков для своей продукции. Потери в такой ситуации обусловлены тем, что в условиях вертикальной интеграции растет объем внутреннего, внерыночного оборота. Независимая же фирма сталкивается с трудностью установления сопоставимых цен и может оказаться «зажатой», если интегрированные конкуренты предлагают ей другие условия по сравнению с собственными подразделениями. Требование интеграции может оказаться для нового конкурента слишком рискованным с точки зрения ответных действий и явиться источником других барьеров для вхождения в отрасль.

Дифференциация продукта. Дифференциация продукта означает, что действующие в отрасли фирмы пользуются преимуществами узнаваемости бренда и лояльности потребителей, явившимися результатом потраченных усилий в области рекламы, обслуживания, придания продукту качественных отличий, или просто благодаря тому, что первыми начали его производство. Дифференциация создает барьер вхождению в отрасль, поскольку заставляет новых конкурентов тратить значительные средства на преодоление уже сложившихся потребительских предпочтений. Подобные усилия, как правило, на первом этапе несут с собой убытки и зачастую отнимают много времени. Инвестиции в создание брендов особенно рискованны, так как не имеют ликвидационной стоимости при неудачной попытке вхождения.

Дифференциация продукта, возможно, является наиболее существенным барьером в таких отраслях, как производство средств по уходу за детьми, патентованных лекарств, косметических средств, инвестиционно-учредительская деятельность банков, независимые бухгалтерские и аудиторские услуги. В пивоваренной промышленности дифференциация продукта в сочетании с экономией на масштабе в производстве, маркетинге и сбыте создает высокие барьеры для вхождения новых конкурентов.

Потребности в капитале. Необходимость инвестировать значительные финансовые ресурсы для возможности успешно конкурировать создает барьер для вхождения в отрасль, особенно если речь идет о рискованных или невозмещаемых авансовых вложениях в рекламу или научные исследования и разработки. Капитал может требоваться не только для создания производственных мощностей, но и для формирования оборотных средств и таких вещей, как доверие потребителей, а также для покрытия стартовых убытков.

Издержки переключения. Барьер для вхождения в отрасль создается присутствием издержек переключения, примером которых могут служить разовые затраты покупателя, которые он несет при переходе от одного поставщика товара к другому. В категорию издержек переключения могут входить расходы на переподготовку персонала; на приобретение нового вспомогательного оборудования; затраты, в том числе времени, на тестирование или проверку качества нового источника снабжения; расходы, связанные с предоставлением технической помощи со стороны продавца, с внесением изменений в конструкцию изделия, и даже психологические издержки, связанные с разрывом отношений.

Доступ к оптовым и розничным каналам сбыта. Барьер для вхождения в отрасль может возникнуть в связи с необходимостью для нового конкурента обеспечить сбыт своего продукта. Коль скоро имеющиеся каналы уже обслуживают действующие компании, новой фирме-пришельцу потребуется убедить эти каналы принять свою продукцию, применив с этой целью более низкие цены, совместные рекламные акции и т.п., что снизит ее прибыль.

Преимущественный доступ к сырьевым материалам. Действующие фирмы могут закрепить за собой наиболее благоприятные источники и/или заранее привязать будущие потребности к ценам, соответствующим более низкому уровню спроса Благоприятное расположение.

Государственные субсидии. Льготные государственные субсидии могут служить для действующих фирм источником долгосрочного преимущества в том или ином бизнесе.

Кривая обучения или опыта. В некоторых видах бизнеса наблюдается тенденция к снижению удельных затрат по мере накопления фирмой опыта производства. Снижение издержек объясняется тем, что работники совершенствуют свои навыки и повышают производительность, растет эффективность планирования производства, использования оборудования, методов измерения и контроля, разрабатываются специализированные оборудование и процессы, изменения в конструкции изделий облегчают их изготовление и т.д. Опытом в данном случае именуются определенные технологические изменения, которые могут происходить не только в производстве, но и в системе распределения и сбыта продукта, материально-техническом обеспечении и других функциональных сферах. Подобно экономии на масштабе, снижение издержек за счет опыта связано не со всей деятельностью фирмы, а возникает в ее отдельных составляющих операциях или функциях. Опыт может служить источником снижения издержек в сфере маркетинга, сбыта и т.д., так же как в производстве или отдельных производственных операциях, поэтому каждый компонент издержек должен быть исследован с точки зрения эффекта опыта.

Важно осознать, что стремление сократить издержки за счет опыта может потребовать значительных вложений капитала в оборудование и вызвать стартовые убытки. Если издержки продолжают снижаться даже при достижении очень больших объемов производства, новые конкуренты рискуют никогда не преодолеть свое отставание.

Государственная политика. Последним из основных барьеров для вхождения является политика государства. Государство может ограничить или даже закрыть вхождение в ту или иную отрасль с помощью таких средств, как требование лицензирования и ограничения на использование источников сырья. Так, требования экологического контроля могут привести к увеличению потребности в капитале и повышению необходимого технологического уровня и даже оптимального объема производственных мощностей.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...