Российский янтарь – стратегия возвращения позиций
Распад СССР помимо многих других трагедий для Российской Федерации создал и проблему анклава в Калининградской области. Ее решение вряд ли возможно без обеспечения устойчивого экономического развития в этом регионе, опирающегося на имеющиеся преимущества и возможности. Как известно, Калининградская область является крупнейшим в мире регионом по запасам и добыче ценной и пользующейся стабильным спросом янтаря. В области разведано около 111 тысяч тонн ценной разновидности янтаря - сукцинита, что составляет более 90% разведанных мировых промышленных запасов. Так как ценность янтаря во многом определяется его возрастом, российское сырье, где возраст породы составляет около 50 млн. лет, отличается высоким качеством. Такое доминирование в запасах приводит к тому, что на долю России приходится 90,3% мирового объема добычи янтаря. Подчиненный Минфину России ГУП «Калининградский янтарный комбинат» (КЯК), будучи практически монопольным производителем данного сырья в России, является наиболее крупным в мире отраслевым игроком и единственным в России предприятием, имеющим лицензию на добычу и переработку этого вида камня. Добыча янтаря по странам (данные за 2008 г.) Но можем ли мы говорить о доминировании или хотя бы лидерстве России на мировом рынке янтаря? Реальная ситуация обстоит значительно сложнее. Хотя Россия поставляет на мировой рынок более 90% необработанного янтаря, она занимает лишь несколько процентов на рынке изделий из него, очень небольшая часть используется в ювелирном производстве самой Калининградской области. Добыча и вывоз янтаря из Калининградской области зачастую сопровождается правонарушениями, такими как незаконная добыча и контрабанда янтаря в страны Восточной и Западной Европы.
В сложившейся рыночной ситуации основными странами обработки янтаря являются Польша и Литва, соответственно ювелирная промышленность этих стран создает для себя значительную добавленную стоимость, несмотря на отсутствие собственных запасов сырья. Скоординированная деятельность торговцев из этих стран приводит к тому, что на рынке изделий из янтаря российская промышленность не зарабатывает никаких дополнительных доходов, оставаясь лишь поставщиком сырья, зависящим от конъюнктуры внешних рынков и действий своих покупателей, контролирующих рынки. Данная ситуация привела к стагнации и фактическому упадку янтарной отрасли России особенно в 90-х годах ХХ века. В свою очередь эта стагнация породила существенное отставание развития отрасли от иностранных конкурентов, которые осваивали новые рынки, отлаживали механизмы и инфраструктуру всей цепочки от закупки янтарного сырья до продажи готовых изделий, реинвестировали прибыли в развитие собственного производства и завоевывали доверие потребителей. Для того чтобы переломить наметившуюся тенденцию требуются существенные изменения в стратегии развития отрасли и КЯКа, который, являясь одним из ключевых предприятий в своем регионе, обладает значительными преимуществами на рынке. Именно они в соответствии с утвержденными планами должны быть эффективно использованы для изменения ситуации на рынке и обеспечения качественного и масштабного роста компании и российской янтарной отрасли в целом.
В настоящее время на российском рынке готовых изделий из янтаря нет явного лидера. Мало кто из потребителей четко представляет себе роль и возможности, как Калининградского янтарного комбината, так и его конкурентов – производителей готовой ювелирной продукции. В рамках КЯК функционируют несколько предприятий: ГУП «Калининградский янтарный комбинат», его дочерние компании ОАО «Ювелирпром» (ОАО «ЮП»), занимающийся вторичной обработкой янтаря, изготовлением из него готовых изделий (в том числе с применением драгметаллов) и их реализацией через оптовую и розничную сеть, которую осуществляет входящая в ОАО «ЮП» организация «Торговый дом «Ювелирпром», а также Малышевский рудник в статусе обособленного подразделения ГУП «КЯК», который специализируется на добыче бериллиевой и изумрудосодержащей руды. Пока текущую ситуацию на янтарном монополисте нельзя считать приемлемой, что обуславливается, прежде всего, техническим отставанием, морально и физически устаревшим оборудованием, износ которого превышает 80%. После развала СССР стали продавать янтарь за рубеж, получая теневую прибыль и минимизируя налоги. Никто не заботился о модернизации производства и увеличения доли добавленной стоимости. На сегодняшний день максимально возможный объем добычи сырья на комбинате составляет 450 тонн в год, и при использовании существующих добывающих мощностей увеличение объемов добычи сверх данного показателя невозможно. Но даже этот объем добычи нельзя считать стабильным.
Возможности увеличения добычи сырья ограничиваются высоким уровнем износа добывающей техники, недостаточной оснащенностью техническими и человеческими ресурсами, а также неэффективной переработкой добытого сырья и недостаточно эффективной системой учета и контроля. Технология переработки мелких фракций янтаря (технология горячего формования янтаря) успешно функционировала на комбинате во времена СССР. Однако этот технологический процесс был остановлен из-за нестабильной экономической ситуации в 90-ые годы, и эти технологии фактически утрачены, что помимо прочего ведет к накапливанию на складе предприятия большого количества низколиквидного сырья – янтарной крошки. Морально и технически устаревшее оборудование, используемое на комбинате, отличается высоким уровнем потребления электроэнергии и высокой вероятностью выхода из строя. В производственных цехах установлено оборудование для обработки янтаря, эксплуатируемое с 1970-х годов, а используемые механизмы требуют неоправданно больших затрат энергии. Устарела система складского учета добываемого сырья, что повышает вероятность хищения сырья. Помимо проблем производственного характера существует целый спектр вопросов, связанных с маркетинговой деятельностью - совершенствование маркетинговой деятельности, интенсификация процесса продаж, поиск новых покупателей, оптимизация дебиторской задолженности. Весь комплекс проблем финансово-производственного характера, выявленный на комбинате, не позволяет на сегодняшний день комбинату рассчитывать на существенный рост и развитие, несмотря на выгодную рыночную позицию, перспективы рынка и монопольный контроль над добычей сырья.
Для обеспечения развития комбината необходимо провести техническое перевооружение карьера, нанять требуемых квалифицированных специалистов, реализовать преимущества в виде сильной рыночной позиции, постоянно совершенствовать технологии, обеспечивать рост добычи для удовлетворения растущего спроса и расширения присутствия на новых рынках. Финансовое состояние КЯК является неустойчивым, так как баланс обременен значительной суммой накопленных за предыдущие периоды убытков (более 62 млн руб.) и непомерно высокой суммой дебиторской задолженности (более 71 млн руб.). Более половины дебиторской задолженности составляет задолженность покупателей, что свидетельствует о том, что комбинат не сумел наладить партнерских отношений с покупателями. Финансовая эффективность деятельности комбината низкая, несмотря на наметившуюся положительную динамику показателей. Это проявляется не только в том, что мала сумма прибыли, но и в низких значениях базовых финансовых показателей: показателей деловой активности, показателей оборачиваемости всех средств, а также показателей оборачиваемости оборотных активов. Выручка от реализации товаров в несколько раз ниже суммы оборотных активов и в несколько раз ниже суммы дебиторской задолженности. При разработке стратегии возвращения утраченных позиций в янтарной отрасли, был проведен комплексный анализ текущей производственной деятельности ГУП «Калининградский янтарный комбинат», который выявил ряд системных проблем, требующих незамедлительных решений. Были проведены детальные исследования причин неудовлетворительного финансового и хозяйственного состояния компании и определен комплекс мер как по финансовому оздоровлению и улучшению хозяйственных функций в краткосрочном периоде, так и по более долгосрочному развитию в плане создания новых рынков и видов деятельности. Планируемые улучшения и стратегические инициативы ставят цель существенного укрепления рыночных позиций КЯКа и получения им устойчивого конкурентного преимущества как источника всех дальнейших перспективных планов развития. Эти улучшения затрагивают финансовые вопросы, проблемы маркетинга и сбыта, повышения качества работы с персоналом и укрепления внутренних бизнес-процессов с целью стать предприятием номер один в мире по добыче и производству готовой продукции из янтаря.
Для этого требуется осуществить переход от простой добычи и продаж сырья к его переработке и продаже готовых изделий через удержание и развитие существующих технологий в изменяющихся рыночных условиях. Планируется активное продвижение продукции комбината на внутреннем и внешнем рынках путем активного насыщения существующих и освоения новых сегментов рынка, повышения финансовой устойчивости КЯК и его прибыльности, увеличение объемов сбыта и повышение добавленной стоимости продукции, имущественная и организационная оптимизация через сокращение и оптимизацию затрат, объединение активов и возврат уведенного имущества, реформирование организационной структуры. Только так можно обеспечить устойчивый рост инвестиций для масштабного технического перевооружения.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|