Связь фотосинтеза с продуктивностью растений
⇐ ПредыдущаяСтр 8 из 8 Формирование урожая – сложный процесс, итог взаимодействия растений с условиями внешней среды (ведущее место среди которых занимают обеспечение ФАР, водой, теплотой, СО2, минеральными элементами). Весь урожай, т.е. 95 % сухого вещества растений, образуется в результате фотосинтеза. Однако связь фотосинтеза с урожаем не всегда очевидна. Так, например, внесение минеральных удобрений увеличивает урожай в два раза, а в некоторых случаях и в три, а интенсивность фотосинтеза не изменяется. Детально вопрос о связи между урожаем и фотосинтезом разработал А.А. Ничипорович (1955). В соответствии с его теорией фотосинтетической продуктивности растений биологический урожай (Убиол) складывается из суммы суточных приростов сухого вещества на протяжении вегетационного периода: где Сn – прирост сухой массы, кг/га, n – количество суток. Прирост сухой массы определяют по формуле где F – интенсивность фотосинтеза, мг (СJ2/м2 · ч); S – площадь листьев. Кэф включает несколько показателей. Во-первых, коэффициент дает возможность перейти от количества поглощенного СО2 к величине запасенного сухого вещества и составляет 0,64 (1 г усвоенного СО2 соответствует 0,64 г углеводов). Во-вторых, не все образовавшиеся органические вещества запасаются; частично они теряются при опадании листьев и других органов, на дыхание и вымываются или выделяются корневыми системами. Эти потери могут достигать 25-30 %. Кроме того, 5-10 % веществ от общей массы растения поступает через корни. Если все это учесть, то Кэф составит 0,5. Таким образом, общее запасание сухой массы растения зависит от интенсивности фотосинтеза, коэффициента эффективности, размеров листовой поверхности и суммы дней вегетативного периода. Биологический урожай в умеренной зоне достигает 20-40 т/га, а в тропическом лесу – 100 т/га.
Для человека более значимым представляется хозяйственный урожай (УХ03). Хозяйственный урожай – это доля сухого вещества, ради которого выращиваются растения (плоды, семена, клубни и т. д.). УХ03 = Убиол · Кхоз где Кхоз – коэффициент хозяйственной эффективности, т.е. часть вещества, которая определяет урожай. Величина Кхоз зависит от культуры. Для зерновых она составляет 0,25-0,40 (даже 0,5); для сахарной свеклы – 0,5; для хлопчатника 0,01. Кхоз может варьировать и в пределах одной культуры. Для получения наибольшего хозяйственного урожая нужно повысить Кхоз. Это можно сделать, если направить отток ассимилятов в те органы, из которых складывается урожай. Для этого необходимо умело использовать регуляторы роста. Селекционеры также должны выводить растения с большими значениями Кхоз. Например, карликовые формы плодовых, злаковых, сорта, которые быстро формируют листовую поверхность, с быстрым оттоком ассимилятов в запасные ткани. Еще один путь повышения урожая – увеличение процента использования фотосинтетической радиации. Сейчас растения используют в природных условиях 2-5 % поглощенной энергии на фотосинтез, а в искусственных – до 10 %. Урожай растений является функцией фотосинтеза. Связь между фотосинтезом и продуктивностью растений, между фотосинтезом и урожаем издавна интересует ученых. Эта связь довольно сложна. Дело в том, что общее количество накопленного за определенный период времени органического вещества зависит не только от фотосинтеза, но и от противоположно направленных процессов дыхания и фотодыхания. Кроме того, масса растения может меняться в зависимости от изменения направленности синтетических процессов: так, например, целлюлоза на 10 % легче, чем глюкоза, из которой она образовалась. При этом следует учитывать и опад различных частей: листьев, корней, корневых волосков, корневого чехлика и др., что особенно заметно сказывается на балансе органического вещества у древесных растений.
Учитывая все это, Л.А. Иванов в 1941 г. предложил известную формулу связи фотосинтеза растений, дыхания и опада с урожайностью, в основном для древесных растений: Убиол = Ф - Д - о + п, где Ф - продуктивность фотосинтеза; Д - потери на дыхание; о - потеря органического вещества с опадом листьев, корней и т.д.; п - масса минеральных веществ, поглощенных из почвы. Значения Ф зависят от интенсивности фотосинтеза, рабочей поверхности фотосинтеза и времени фотосинтеза, Д - от интенсивности дыхания, рабочей поверхности дыхания и времени дыхания. В связи с этим пропорциональная зависимость между биологическим урожаем (Убиол) и интенсивностью фотосинтеза наблюдается далеко не всегда. При изучении связи урожая с фотосинтезом и дыханием необходимо учитывать затраты органических веществ на дыхание не только надземных органов, но и корневых систем. В растительных сообществах общую фотосинтетическую продуктивность в значительной степени определяет листовой индекс, т.е. отношение площади всех листьев фитоценоза к площади почвы, занятой этим сообществом. С листовым индексом связаны и другие важные функции растительного сообщества, особенно лесного: распределение лучистой энергии солнца и ее утилизация на различные физиологические процессы слагающей растительности, тепловой и углекислотный режим ценоза и т. д. Для сельскохозяйственных культур значения листового индекса достигают 4 - 5. Он примерно в 1,5 раза меньше, чем в высокопродуктивных лесах. Например, в лиственных лесах умеренной зоны индекс листовой поверхности колеблется от 3 до 12, а в некоторых хвойных - до 14. Каждому типу растительного сообщества свойствен свой листовой индекс. Наблюдается явная тенденция уменьшения продуктивности леса с понижением этого показателя. Рыхлость лесного полога способствует при равном листовом индексе более высокой продуктивности древостоев. В лесохозяйственном производстве хозяйственной частью урожая, прежде всего, является масса сформировавшейся древесины. Специальные расчеты показали, что доля древесины с ухудшением лесорастительных условий и с продвижением с юга на север уменьшаются. Кхоз в лесном хозяйстве можно повысить за счет рационального использования древесной зелени, сбора семян, переработки коры, добычи пневого осмола и некоторых других элементов биомассы дерева.
Лесохозяйственный урожай формируется главным образом за счет камбиальной деятельности ствола. Недавно Н.Е. Судачкова предложила схему ксилогенеза (образования древесины), за основу которой взят показатель использования ассимилятов в жизнеобеспечении камбиальной зоны дерева. На организменном уровне продукты фотосинтеза идут на поддержание жизнедеятельности древесного организма и на рост различных частей. Значительная доля ассимилятов может быть направлена на формирование плодов и семян в ущерб приросту древесины. На тканевом уровне они могут пойти на образование гетеротрофных тканей (меристем, запасающих, покровных и других тканей) и дальнейшее образование автотрофных фотосинтетического аппарата. Повышенная трата пластических веществ на образование новых масс листовой поверхности опять-таки отвлекает эти вещества от использования в процесс е формирования древесины. Довольно сильным аттрагирующим центром может выступать флоэма ствола и других частей дерева. В данной схеме основным механизмом регуляции биосинтеза компонентов древесины считается конкуренция тканей дерева за ассимиляты, направляемые на различные процессы жизнедеятельности и морфогенеза. К настоящему времени разработаны практические мероприятия, направленные на повышение урожайности растений путем оптимизации условий внешней среды. В лесном хозяйстве для увеличения продуктивности лесов и улучшения их качественного состава широко используются рубки ухода. Регулируя световой режим в лесу, эти рубки оптимизируют процесс фотосинтеза оставшихся деревьев, Причем не только в верхней, но и в нижней части кроны, и тем самым повышают размеры активно фотосинтезирующей поверхности этих деревьев. Наряду с рубками ухода существует целая серия мероприятий, направленных на регулирование фотосинтетической активности древесных растений. Среди них можно назвать такие приемы, как орошение в засушливых и осушение в водоизбыточных областях, внесение минеральных удобрений на бедных питательными веществами почвах, применение физиологически активных веществ и др.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|