Глава 6. О спасении (о вере, делах, благодати, Таинствах,уверенности в спасении, предопределении, покаянии) 1 страница
Спасение – что в жизни есть важнее? Ради спасения человека воплотился, жил, принял позорную смерть и воскрес Сам наш Господь. Спасение есть единственная цель жизни человека, ради которой и существует Церковь со всем своим Богословием, Богослужением и Таинствами (да и всякая религия и секта объявляет своей целью не что иное, как спасение человека). Потому крайне важно точно знать, каковы условия нашего спасения? Что, по учению протестантизма, необходимо для спасения? Уверовать во Христа и принять Его как своего личного Спасителя. Если человек сделал это, если обратился ко Христу в молитве, в которой признал себя грешником, а Христа – Богом и своим Спасителем и попросил Его войти в его сердце, то он спасся – вот формула спасения, которую твёрдо знает каждый протестант. Кто знаком с протестантами, тот знает, что самое трепетное и желанное для них событие – это именно момент произнесения грешником (желательно перед кафедрой и всем собранием) первой вот такой покаянной молитвы, после которой его всегда торжественно поздравляют, часто не без слёз, напутствуют и поют гимны (баптисты обычно поют: «Радостную песнь воспойте в небесах, найдена пропавшая овца…»). Протестанты совершенно уверены в спасении покаявшегося таким образом человека, ибо он: 1) уверовал во Христа, а Евангелие утверждает, что таковой спасён: «…верующий в Сына имеет жизнь вечную» (Ин. 3: 36); «веруй в Господа Иисуса Христа, и спасешься ты и весь дом твой» (Деян. 16: 31); «Сие написал я вам, верующим во имя Сына Божия, дабы вы знали, что вы, веруя в Сына Божия, имеете жизнь вечную» (1Ин. 5: 13), и т. п.; 2) исповедал Его Сыном Божиим, а Апостол пишет: «кто исповедует, что Иисус есть Сын Божий, в том пребывает Бог, и он в Боге» (1Ин. 4: 15); 3) призвал имя Божье, а Библия ясно учит, что таковой спасён: «…всякий, кто призовет имя Господне, спасется» (Деян. 2: 21)454. Кроме того, он 4) покаялся, по воле Христа: «покайтесь и веруйте в Евангелие» (Мк. 1: 15) и 5) принял Христа как своего Спасителя (то есть принял Его благодать), признав, что он нуждается в Спасителе и не может спастись своими делами и праведностью, а только благодатью Христовой по вере, как написано: «благодатью вы спасены через веру, и сие не от вас, Божий дар: не от дел, чтобы никто не хвалился» (Еф. 2: 8–9); «человек оправдывается не делами закона, а только верою в Иисуса Христа» (Гал. 2: 16). Потому протестанты всегда противятся всякой мысли о том, что спасение человека зависит от его дел и исполнения заповедей. Что касается Таинств, то они (крещение и хлебопреломление, которые признают протестанты) не влияют на спасение человека: в крещении человек не спасается, а лишь открыто пред всеми свидетельствует о своей вере и о том, что он уже спасся и находится в союзе со Христом. В крещении он становится членом не мистической Церкви Христовой (Тела Христа), ибо он уже присоединился к Ней в момент покаяния, а конкретной поместной общины. Также и хлебопреломление никоим образом не является средством и условием спасения – это лишь такое символическое воспоминание о смерти Христа. Также и Церковь (земная) в глазах протестанта не нужна для спасения; то есть, спасается он никак не через неё и не в ней – он может получить спасение и стать членом Тела Христа и без Церкви, например, читая Евангелие у себя дома и помолившись к Богу. К поместной же церкви он присоединяется не ради спасения, а потому, что такова воля Божия, чтобы уверовавшие и уже (! ) спасённые общались и назидали друг друга455.
При знакомстве же с Православием не трудно заметить, что ко спасению оно относится во многом принципиально иначе. Православные знают, что у некоторых людей бывают моменты яркого обращения от неверия к вере, и весьма приветствуют такое покаяние, но они явно воспринимают его намного сдержаннее, чем протестанты, и вообще обычно мыслят о покаянии не как об одном событии в начале христианского пути, а как о процессе длиною в жизнь – этот факт подтверждается хотя бы тем, что православные регулярно исповедуются. Они также полностью признают, что наше спасение совершается по вере и благодати, но признают для спасения и необходимость исполнения заповедей Христа. А кроме того, они учат, что для спасения совершенно необходимо участие в Таинствах, прежде всего в Крещении, Миропомазании и Причастии, благодаря которым верующий спасается – получает прощение грехов, возрождается, принимает Духа Святого и соединяется со Христом, становясь Его Телом (Церковью). Участие же необходимо, естественно, в Таинствах истинных и законных (а не сектантских или каких-нибудь), которые есть только в Христовой Церкви – Православной. Таким образом православные положительно утверждают, что для спасения человек должен принадлежать к Православной Церкви, и что в Ней и через Неё – Её священство и Таинства – он наследует спасение и единение со Христом.
Итак, наша цель разобраться, кто же правильно понимает путь спасения. Перед началом рассмотрения данной темы хочу обратить внимание моего протестантского читателя на всю остроту и серьёзность данного вопроса: ведь если не вы, а православные понимают доктрину спасения правильно, то вы явно оказываетесь вне спасения, по крайней мере, вне Церкви456. (Для православных такой опасности нет, ибо если вдруг правы оказались бы протестанты, то православным, так сказать, нечего терять, поскольку они веруют во Христа как своего личного Спасителя, а значит они, по учению самих же протестантов, спасены. ) Хочу начать с того, что с протестантским пониманием спасения по вере нельзя согласиться по той причине, что есть много мест в Евангелии, которые прямо говорят о том, что для спасения, кроме веры, необходимы: 1) дела, то есть исполнение заповедей Христа, и 2) Таинства – Крещение, Миропомазание и Причастие. Начну с первого пункта457. Вот некоторые стихи, говорящие о прямой зависимости спасения человека от его дел.
Мф. 5: 22: «А Я говорю вам, что всякий, гневающийся на брата своего напрасно, подлежит суду; кто же скажет брату своему: «рака», подлежит синедриону; а кто скажет: «безумный», подлежит геенне огненной». Очевидно, что для того, чтобы спастись и избежать геенны огненной, необходимо не только веровать во Христа как своего Спасителя, но и не говорить на ближних своих оскорбительных слов. Мф. 6: 15. Христос говорит: «... если не будете прощать людям согрешений их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших». Эту же истину более пространно донёс до нас Спаситель также в притче о царе и двух должниках (см. Мф. 18: 23–35), из которой явствует, что «если не простит каждый из вас от сердца своего брату своему согрешений его», то и Бог не простит человеку его грехов, даже тех, которые уже были ранее прощены. Ведь немилостивого должника царь уже простил, но узнав о его жестокосердии, отменил своё прощение и оставил на нём его долг. То есть можно верить во Христа как своего личного Спасителя, но не простить некоторым людям их согрешений и обид, и, придя на Суд, узнать, что и Бог не прощает нас, хотя ранее, возможно, и простил. Так достаточно ли для спасения только веровать, или нужно ещё и делать, в частности прощать ближним прегрешения? И не зависит ли наше спасение самым прямым образом от наших дел? Мф. 7: 2. Христос поучает: «Ибо каким судом судите – таким будете судимы». О том же говорится и в других местах Библии: «Суд без милости не оказавшему милости» (Иак. 2: 13); «с милостивым Ты поступаешь милостиво» (Пс. 17: 26). Опять же, нам ясно даётся понять, что мы будем помилованы Богом только в том случае, если сами будем миловать людей. Если мы поступаем с людьми немилостиво, то и Бог на Страшном Суде нас не помилует и нас ждёт «суд без милости», несмотря даже на то, что мы верили и признавали Христа своим личным Спасителем. Мф. 7: 20–23: «Итак по плодам их узнаете их. Не всякий, говорящий Мне: «Господи! Господи! », войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного. Многие скажут Мне в тот день: Господи! Господи! не от Твоего ли имени мы пророчествовали? и не Твоим ли именем бесов изгоняли? и не Твоим ли именем многие чудеса творили? И тогда объявлю им: Я никогда не знал вас; отойдите от Меня, делающие беззаконие». Вот одна из картин Страшного Суда. Христос ясно объясняет, что спасётся не всякий верующий, но только «исполняющий волю Отца». Ведь неужели все те, которые именем Христа пророчествовали, изгоняли бесов и многие чудеса творили, не веровали в Него? Очевидно, что если и не все, то многие веровали и думали, что они спасены, но тем не менее были отвергнуты Христом. Так достаточно ли для нашего спасения одного признания Христа Своим личным Спасителем, и не нужны ли для спасения и дела – исполнение воли Божией?
Мф. 10: 37–38. Христос говорит: «Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто любит сына или дочь более, нежели Меня, не достоин Меня», а также: «если кто приходит ко Мне и не возненавидит отца своего и матери, и жены и детей, и братьев и сестер, а притом и самой жизни своей, тот не может быть Моим учеником» (Лк. 14: 26). Может ли так статься, что некоторые люди, признавая Христа своим личным Спасителем, не возлюбили Его больше всего, в том числе и своей жизни? Конечно, такое очень возможно. Мы знаем, что многие, называющие себя верующими, преданы душой жене, детям, карьере, материальным ценностям или чревоугодию настолько, что трудно сказать, любят ли они Христа превыше всего, и готовы ли они отказаться от всего ради Христа, если понадобится. Все ли из тех, кто верует во Христа как своего личного Спасителя, согласятся умереть и не отречься от Него, или же, если придут гонения, окажется, что многие любят свою жизнь больше Христа? И если это так, то по словам Самого Спасителя таковые недостойны Его и не могут быть Его учениками. Так можем ли мы спастись, если мы будем верить во Христа как своего личного Спасителя, но не будем любить Его больше самой жизни? Ап. Павел пишет: «Если имею… и всю веру, так что могу и горы переставлять, а не имею любви, – то я ничто» (1Кор. 13: 2). Очевидно, что для спасения нужна не только вера, но и любовь ко Христу превыше всего, потому что человек без любви – ничто, а «ничто», пусть и имеющее какую-то веру, в Царство Божие не войдёт. Мф. 10: 32–33: «Итак всякого, кто исповедает Меня пред людьми, того исповедаю и Я пред Отцем Моим Небесным; а кто отречется от Меня пред людьми, отрекусь от того и Я пред Отцем Моим Небесным», а также: «ибо кто постыдится Меня и Моих слов, того Сын Человеческий постыдится, когда приидет во славе Своей и Отца и святых Ангелов» (Лк. 9: 26). Ап. Павел пишет о том же: «сердцем веруют к праведности, а устами исповедуют ко спасению» (Рим. 10: 10). Из этих слов ясно, что для спасения необходимо не только веровать во Христа как своего личного Спасителя, но и исповедовать Его пред людьми. И если человек сердцем верует во Христа, но стыдится при людях выявлять свою веру, то он не спасется – Христос также его постыдится. Опять выходит, что одной веры (в протестантском её понимании) недостаточно для спасения – нужны и дела.
Мф. 25: 42–45. Христос говорит: «Алкал Я, и вы не дали Мне есть; жаждал, и вы не напоили Меня; был странником, и вы не приняли Меня; был наг, и не одели Меня; болен и в темнице, и вы не посетили Меня: так как вы не сделали этого одному из сих меньших, то не сделали Мне». «Но так как Вы верили в Меня как Своего личного Спасителя – войдите в радость Господина Моего», – так ли закончился этот разговор? Нет: «... и пойдут сии в муку вечную»! Так не зависит ли наше спасение от наших дел? Здесь опять наше отношение к ближнему, наши добрые дела по отношению к нему, ставятся в прямую зависимость к нашему спасению! Лк. 16: 16. Христос говорит, что в Царствие Божие «всякий усилием входит», а также: «От дней же Иоанна Крестителя доныне Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его (Мф. 11: 12). Из сего явствует, что для спасения человеку нужно не только веровать во Христа, но и трудиться, прилагать усилия, делать. Мф. 5: 20: «…если праведность ваша не превзойдет праведности книжников и фарисеев, то вы не войдете в Царство Небесное». Итак, для спасения нужно не только признавать Христа своим личным Спасителем, но и иметь праведность. И здесь под праведностью имеется в виду не «оправданность», как могут истолковать протестанты, то есть – не вменение Богом грехов человека ради его веры во Христа, но личная праведность человека, потому и сказано «праведность ваша». Хотя приобрести Богоугодную праведность человек не может сам, но только с помощью благодати Божьей, но и Бог не может сделать человека праведным без его воли и усилий. Потому, для приобретения праведности, а значит и для входа в Царство Небесное, совершенно нужны усилия человека, то есть дела. Рим. 2: 13: «потому что не слушатели закона праведны пред Богом, но исполнители закона оправданы будут». Из этих слов очевидно явствует, что для оправдания, то есть спасения, совершенно необходимо исполнение закона, то есть заповедей Христа, главная из которых – любовь. 2Кор. 1: 6. Ап. Павел утверждает, что спасение «совершается перенесением… страданий». Таким образом, для спасения нужно не только веровать, но и переносить страдания, то есть делать, совершать подвиг, нести крест. Откр. 2: 7, 11, 17; 3: 5, 12, 21; 21: 7. Господь Иисус даёт многие славные обетования побеждающему! Только побеждающий дьявола и все виды соблазнов и искушений будет вкушать сокровенную манну и от древа жизни, не потерпит вреда от второй смерти, облечется в белые одежды, сядет со Христом на престоле и т. д., а не просто верующий в Него как своего личного Спасителя. Опять же, для спасения явно нужны победоносные дела, и только делающий, сражающийся и побеждающий, наследует Царство Небесное. Откр. 22: 12; 2: 23; 20: 13: «Се, гряду скоро, и возмездие Мое со Мною, чтобы воздать каждому по делам его»; «воздам каждому из вас по делам вашим»; «судим был каждый по делам своим». Ясно сказано, что Бог будет судить и воздавать каждому человеку по делам. Значит, дела совершенно необходимы для спасения, и именно в зависимости от своих дел, добрых или худых, будет оправдан человек. Иак. 2: 14–24. В этом отрывке, пожалуй, наиболее прямо и убедительно говорится о совершенной необходимости дел для спасения; что человек спасается не верою только, но и делами: «Что пользы, братия мои, если кто говорит, что он имеет веру, а дел не имеет? может ли эта вера спасти его? Если брат или сестра наги и не имеют дневного пропитания, а кто-нибудь из вас скажет им: «идите с миром, грейтесь и питайтесь», но не даст им потребного для тела: что пользы? Так и вера, если не имеет дел, мертва сама по себе. Но скажет кто-нибудь: «ты имеешь веру, а я имею дела»: покажи мне веру твою без дел твоих, а я покажу тебе веру мою из дел моих. Ты веруешь, что Бог един: хорошо делаешь; и бесы веруют, и трепещут. Но хочешь ли знать, неосновательный человек, что вера без дел мертва? Не делами ли оправдался Авраам, отец наш, возложив на жертвенник Исаака, сына своего? Видишь ли, что вера содействовала делам его, и делами вера достигла совершенства? И исполнилось слово Писания: «веровал Авраам Богу, и это вменилось ему в праведность, и он наречен другом Божиим». Видите ли, что человек оправдывается делами, а не верою только? Подобно и Раав блудница не делами ли оправдалась, приняв соглядатаев и отпустив их другим путем? Ибо, как тело без духа мертво, так и вера без дел мертва». Вот именно так понимают веру и спасение православные. Слова ап. Иакова «человек оправдывается делами, а не верою только» являются ключевыми для понимания православного отношения ко спасению. Итак, из Евангелия совершенно ясно видно, что для спасения необходимы дела. Чтобы спастись (получить Божье прощение), нужно и самому прощать; чтобы спастись (не быть осуждённым Богом), нужно и самому не осуждать; чтобы спастись (не быть вверженному в геенну), нужно не оскорблять ближних; чтобы спастись (получить милость Божью), нужно и самому миловать; чтобы спастись (войти в радость Господа), нужно творить добрые дела; чтобы спастись (быть учеником Христа), нужно возлюбить Христа больше самой жизни; чтобы спастись (чтобы Христос исповедал нас пред Отцом Своим), нужно самим исповедовать Христа пред людьми; чтобы спастись (войти в Царствие Божие), нужно исполнять волю Отца, то есть все заповеди Христа; чтобы спастись, нужно не только веровать, но и делать, прилагать усилия ко своему спасению, переносить страдания, побеждать дьявола и свою плоть. Но протестанты игнорируют данные места Писания, точнее – как бы не замечают в них той ясной мысли, что наши дела и исполнение заповедей Христа являются прямым условием нашего спасения, и утверждают, что для спасения нужна лишь «вера во Христа как своего личного Спасителя», и что если человек так верует, то он должен быть полностью уверенным в своём спасении. Это свойственно всему западному и подавляющему числу458 русскоязычных протестантов. Особенно это характерно для харизматов, которые не только совершенно уверены в том, что они уже навеки спасены, но и в том, что имеют самые близкие и даже панибратские отношения со Христом. Так, они нередко заявляют о том, что когда они придут в Царство Небесное, то подойдут ко Христу, похлопают Его по плечу и скажут Ему: «ну как Ты? я рад Тебя видеть! ». И кроме такой своей уверенности в своём спасении, протестанты осуждают православных за то, что они учат о необходимости дел для спасения, чем якобы пытаются заслужить его, отвергая благодать Христову. Так, Сергей Санников, характеризуя апокрифический апокалипсис ап. Петра (который согласуется с общеправославным учением о спасении), пишет: «Важность этого апокалипсиса состоит в том, что его автор первым внедрил в христианство языческие идеи об адских мучениях за грехи в связи с греховным поведением людей на земле, а с другой стороны – превозносил райское блаженство тех, кто проводил добродетельную жизнь. Таким образом, новозаветное представление о спасении по благодати благодаря жертве Иисуса Христа начало отходить на «задний план», а главное место в сознании стала снова занимать привычная, дохристианская картина спасения за добрые дела и наказания за злые»459. Нет, протестанты: постоянно читая Библию, вы не видите в ней многих мест, ясно говорящих именно о том, что Бог будет наказывать людей за «греховное поведение на земле» и вознаграждать праведных за «добродетельную жизнь», то есть «воздаст каждому по делам его». Эта идея не языческая, а вполне христианская и новозаветная… Но попробуем подробно во всём разобраться. Первая проблема, которая возникает при чтении одних и других мест Писания (то есть когда в одних местах Писания говорится о том, что для спасения нужна лишь вера, а в других – что для спасения нужны также дела и исполнение заповедей) такова: как же их можно согласовать? Как же понимать многие уверения Евангелия в том, что верующий во Христа имеет спасение и жизнь вечную, на которых и основывают своё учение о спасении протестанты, и которые и служат для них источником известной их уверенности в своём спасении? Естественно, Писание не может противоречить само себе, а значит, что в одних и других местах Евангелия говорится об одном. Иначе говоря, нужно признать, что спасающая вера – тождественна делам, то есть, она является, в известном смысле, тем же самым, что и дела. Протестанты же очень ущербно понимают и трактуют суть веры. Для них спасительная вера, как было сказано, заключается в формуле: «веруй во Христа как своего личного Спасителя и ты спасён». Эту формулу, повторю, знает наизусть каждый протестант, при том, что её, как и выражения «личный Спаситель», нет в Евангелии. Такое определение спасающей веры это ложное протестантское предание, ибо в Предании Церкви оно нигде не встречается – ни в каких древних документах Церкви и писаниях святых отцов подобной формулы мы не находим. Но именно такое толкование сути спасающей веры является для протестантов важнейшим в их богословском сознании, и именно оно (толкование) и приводит протестантов к полной уверенности в своём спасении, и именно оно более всего делает протестантов легкомысленными как в вопросах догматов веры, так и в выборе церкви, к которой они примыкают: как не обличай неправые догматы протестантизма и их несоответствие жизни и учению древней Церкви, как ни указывай на его бесчисленные расколы и ереси, на самозваное происхождение его пресвитеров, на отсутствие даже самозваных епископов, Таинств и пр., протестанта всё это, как правило, мало трогает. Он думает в себе (или отвечает на всё это) так: «Всё это малозначащие полемические вопросы, которые «не влияют на моё спасение»460. Главное, что верую во Христа, а потому, по обетованию Евангелия, я спасён и имею жизнь вечную». На самом деле, спасающая вера есть намного более широкое понятие, чем то, как понимают её протестанты, чем «вера во Христа как своего Спасителя». Такая вера это лишь признание того, что Христос умер, в том числе и за меня, но это есть лишь малая часть веры. Истинная спасительная вера есть не только признание Христа Своим Спасителем, но и Господом: иначе говоря, вера есть исполнение воли и всех заповедей Христа. Митр. Макарий совершенно правильно определяет веру как «свободное принятие и усвоение человеком, всеми силами души, тех истин (в том числе и нравственных), которые Бог благоволил открыть нам во Христе для нашего освящения и спасения»461. «Верить в Господа Иисуса» значит исполнять все Его заповеди! Раб тогда признаёт своего господина господином, когда исполняет все его приказания, иначе он, говоря евангельским языком, не верует в своего господина (или настолько не верует, насколько не исполняет). Поэтому слова «веруй в Господа и спасёшься» означают: «исполняй заповеди Христа, и спасёшься». То же самое означают и другие подобные места: веровать и исповедовать Иисуса Сыном Божиим и Христом значит жить по Евангелию, исполняя волю Христа. Потому, кто говорит, что верует во Христа и исповедует Его Спасителем и Сыном Божиим, но не творит Его волю, тот не верует, как должно веровать, и такая вера не может его спасти. Ведь и бесы веруют, что Иисус есть Христос и Сын Божий, но они совершенно вне спасения, так как не творят воли Христа. «Зачем ты нам это говоришь? – спросит меня мой читатель протестант – разве ты не знаешь, что мы и сами постоянно говорим о том, что вера без дел мертва? » Но в том и вся суть, что протестанты, признавая, что за истинной верой должны следовать дела, не понимают глубины этого вопроса и не делают из этого должных выводов, иначе они не твердили бы постоянно о том, что для спасения нужно лишь признать Христа своим Спасителем, и что они спасены, поскольку имеют веру, и не спорили бы с тем, что для спасения нужны дела, как делает это С. Санников в вышеприведенной цитате и все протестанты постоянно. Протестанты не понимают также и обратной стороны утверждения (которое они теоретически признают) «дела есть выражение веры», а именно: если исполнение заповедей есть выражение и плод веры, то справедливо и то, что всякий грех есть выражение и плод неверия! А это значит, что чем больше человек грешит, тем больше он не верует во Христа и Евангелие (то есть душой не приемлет его и не сообразуется с ним), и никак иначе. И поскольку многие грехи человека не видны, и только Бог есть истинный сердцеведец, то окружающим людям обычно не дано точно знать, в вере ли находится человек. Если протестанты скажут, что нужно судить по плодам, то и этот критерий весьма субъективен, ибо с одной стороны человек может лицемерить, с другой же, чтобы право судить кого-то по делам нужно самому быть в святости. Но протестанты этого не понимают, и признают всех верующих во Христа как своего личного Спасителя спасёнными! Они просто разделяют людей на верующих и возрождённых, то есть тех, кто покаялся и принял Христа как своего Спасителя, и не верующих и не возрождённых. На самом же деле, всё происходит в душе человека гораздо сложнее, и человек не бывает, кроме самых великих святых, цельным462. То есть, он, обычно, не может принять Христа и уверовать в Него и Евангелие всей своей душой и всем существом, но в его душе остаётся и неверие, которое продолжает бороться с верой и производить свои плоды – грехи. Потому, вся жизнь истинного христианина есть борьба за веру. В его душе вера с неверием борется. Как говорил Ф. М. Достоевский: Бог с дьяволом борется, и поле боя – душа человека. Это не значит, что человек всё время сомневается в существовании Бога или в том, является ли Христос Сыном Божиим463. Имеется в виду вера в полном смысле этого слова, та вера, которая производит дела веры и плод праведности. Если бы человек веровал во Христа всей душой и изгнал бы из неё всякое неверие, то он бы был полностью свят, он не грешил бы и творил бы только благие Богоугодные дела. Но поскольку христианин, обычно, то угождает Богу, то грешит, это значит, что он не имеет достаточно веры, его вера ущербна, и в душе есть также и неверие. Бог же, на Своём Суде, будет оценивать, делала ли душа больше добрых дел или злых, дел веры или дел неверия; иначе говоря, больше веровала или не веровала во Христа464. Хочу подчеркнуть то, что протестанты признают человека верующим или не верующим, возрождённым или не возрождённым и не понимают именно того, что человек обычно не может уверовать во Христа и Евангелие всей душой, и что словесное и умственное признание Христа своим Спасителем и Господом и акт покаяния не изгоняют из его души всё неверие, и в душе человека и после этого остаётся много неверия, то есть неусвоения и внутреннего непринятия, несообразования с волей и характером Христа. И только Бог может точно судить, чего в душе человека больше – веры или неверия, и в результате, чего он достоин – Небесного Царства или ада, и какой степени465 блаженства или мучения. В подтверждение сказанному хочу привести несколько мест из Евангелия. Ап. Иоанн говорит: «Всякий, пребывающий в Нем, не согрешает…» (1Ин. 3: 6) и: «мы знаем, что всякий, рожденный от Бога, не грешит…» (1Ин. 5: 18). Но в другом месте он пишет: «Если говорим, что не имеем греха, – обманываем самих себя, и истины нет в нас... Если говорим, что мы не согрешили, то представляем Его лживым, и слова Его нет в нас» (1Ин. 1: 8, 10). Также и другой Апостол говорит: «…все мы много согрешаем» (Иак. 3: 2), или, что одно и то же, все мы много не веруем! Эти места, кстати сказать, часто смущают протестантов, и они не умеют удовлетворительно истолковать это «противоречие»466. А объяснить эти места можно именно так, что Апостол говорит в первом случае об абсолюте, о совершенстве. Истинно, всей душой верующий человек – кто всецело пребывает во Христе; кто рождён от Бога так, что из души изгнан всяких грех и все ростки иной, дьявольской жизни, и всю душу наполняет одна лишь новая Божья жизнь – не грешит и не согрешает. Но во втором случае он говорит о реальности, что на практике почти нет таких людей, кто во всём верует Христу и во Христа; кто всецело пребывает в Нём; в котором новая Божья жизнь вытеснила всю другую жизнь, все другие ростки греха. Таковыми были лишь самые великие святые Церкви – Матерь Божия, Апостолы и некоторые другие. Протестанты без зазрения совести говорят: «мы познали Христа и пребываем в Нем, потому мы и имеем жизнь вечную». Но что пишет об этом ап. Иоанн? «Кто говорит: «я познал Его», но заповедей Его не соблюдает, тот лжец, и нет в нем истины; а кто соблюдает слово Его, в том истинно любовь Божия совершилась: из сего узнаем, что мы в Нем. Кто говорит, что пребывает в Нем, тот должен поступать так, как Он поступал» (1Ин. 2: 4–6). Итак, тот, кто познал Бога и пребывает в Нём, тот соблюдает Его заповеди и поступает так, как поступал Христос; иными словами, тот уподобился Христу. Но кто из протестантов подобен Христу во всех своих чувствах, мыслях и делах? Христос заповедал нам любить врагов, любить ближних своих больше своей жизни; быть святыми и совершенными, как свят и совершенен Отец Небесный467; любить Бога всей душой, всей крепостию, всем помышлением; непрестанно молиться, и пр. Кто любит ближнего больше самого себя, как возлюбил Христос, или как любил своих ближних ап. Павел, который был готов навеки быть в аду ради своих ближних, как он сам о том говорит: «я желал бы сам быть отлученным от Христа за братьев моих, родных мне по плоти» (Рим. 9: 3)? Если какой-нибудь дерзкий харизмат заявит, что и он также любит людей и готов на такую жертву, если из-за этого спасутся многие, то для осознания своего жуткого обольщения я предлагаю таковому подержать свою руку в огне хотя бы несколько секунд и подумать, готов ли он на самом деле хотя бы ради спасения всего человечества вечно находиться в таком огне, не говоря об адском? Может, при этом ваша прелесть хотя бы немного отступит и хотя бы немного придёт осознание того, насколько вы далеки от любви, святости и уподобления Христу Апостола Павла, иначе говоря – от его веры. Кто из протестантов исполняет все заповеди Христа? Кто непрестанно молится? Кто поступает и говорит всегда совершенно и свято? Всякий же грех (уклонение от совершенства) и неисполнение заповедей Христа, повторю, есть только плод неверия, неусвоения душой Евангелия! Если христианин не может от души простить брата, то значит, он попросту не верит во Христа, как должно верить. Или если «кто имеет достаток в мире, но, видя брата своего в нужде, затворяет от него сердце свое» (1Ин. 3: 17) и говорит при этом, что верит во Христа как своего личного Спасителя, то он лжет и не имеет истинной и спасительной веры во Христа (по крайней мере, в данном случае). Он не верит словам Христа: «истинно говорю вам: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне (Мф. 25: 40). Потому он может погибнуть: не просто по своим делам, а по своему неверию. Ведь спасение по вере, а он не поверил Христу; не поверил, что в милости нуждался Сам Христос. Если человек смехотворствует и любит смотреть телепередачи, прямой целью которых есть смехотворство, то он также делает это по неверию. Он не верит Христу, запретившему смехотворство; он не исполняет Его волю; он отвергает Христа как Господа; душа его не откликается на волю Христа и внутренне не соглашается с этой заповедью. Или если человек, считающий себя верующим, постоянно занимается чревоугодием, то он не верит во Христа, он не признаёт Его Господом, и богом своим сделал своё чрево. Или, если жена не повинуется своему мужу, спорит с ним и настаивает на своём, то она не верит Евангелию, которое заповедует жене повиноваться мужу своему как Церковь повинуется Христу, а верует она более учению мира, масонской демократии, проповедующей равноправие между мужчиной и женщиной и отвергающей послушание жены мужу, и т. д. Так как же женщина может утверждать, что она спасена, если не повинуется своему мужу, если она не верит в Евангелие, а для спасения нужна такая вера. А есть ли из протестантов причастные к таковым грехам? Безусловно! Я мог бы здесь перечислить множество случаев, которые знаю и видел, когда протестанты отнюдь не поступают по Евангелию. Но как же тогда вы, протестанты, можете быть так уверенными в своём спасении? Как вы можете петь «от греха я спасен», если продолжаете грешить? Как же вы спасены от греха? Если бы вы веровали во Христа всей душой и пребывали бы в Нём, если бы действительно были спасены от греха, то вы бы не согрешали и были бы подобны Христу. А поскольку вы много согрешаете, а грех есть выражение неверия (который лишь показывает, что в душе нет веры), то значит, вы не веруете, по крайней мере, отчасти. Спасение же по вере. Так как же вы спасены, если вы не имеете веры?
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|