Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Глава 6. О спасении (о вере, делах, благодати, Таинствах,уверенности в спасении, предопределении, покаянии) 4 страница




Важно заметить, что в этом пункте сознание протестантов сильно отличается от православного, и оно рождает у них много недоумений, когда они пытаются понять православную духовную жизнь. Протестанты, считают (это их обычное самоощущение), что поскольку они уверовали во Христа и покаялись, и Дух Святой вошёл в их сердце, то в их душе уже не может жить грех и они уже не грешат, а если грешат, то только мелкими, незначительными грехами, случайно. Так мыслят они не столько по гордости, сколько потому, что само их богословие заставляет их так думать. Показательными являются здесь уже приводимые слова одного их песнопения «от греха я спасён». Вот именно спасёнными и уже избавленными от грехов и ощущают себя протестанты. К тому же не видеть своих грехов и своего истинного положения всеми силами помогает протестантам дьявол, для их обольщения. В результате, они действительно часто ощущают себя святыми; они анализируют себя и видят, что в них нет каких-либо значительных грехов, что они любят Христа и с радостью исполняют Его заповеди. Оттого, кстати, что вопрос личного спасения для протестантов уже решён – они уже спасены и заниматься своим спасением и борьбой со страстями им уже не нужно – протестанты так ориентированы на миссионерство, то есть на спасение других; оттого они совершенно не понимают православной духовной жизни – монашества, подвижничества, аскетизма. Потому для них сами эти слова чужды и вызывают только отторжение...

Итак, грех – это не только вина – это болезнь человека, живущая в его плоти, от которой он, обычно, не исцеляется ни при первом покаянии, ни даже в крещении. Да, бывают случаи, что некий человек так сильно уверует во Христа, так прилепится к Нему душой, так осознает свои грехи и отвратится от них, что душа его исцеляется от всякого греха. Таким, например, был Апостол Павел – приняв крещение, он уже не грешил, и всей душой был в Боге. Такими были первенствующие христиане, когда они ещё не оставили первой любви (ср. Откр.   2: 4) и жили в одном духе, имея всё общее. Такими также были некоторые мученики, которые, видя стойкость христиан в перенесении мучений, сами становились в их ряды и принимали смерть за Христа. Таким образом, они за короткое время необычайно освящались, ибо такой мощный и решительный порыв любви ко Христу и презрения всего, в том числе самой своей жизни, сразу уничтожал и побеждал в человеке все грехи. Но разве многие на такое способны, разве «спасённые от греха» протестанты так любят Христа? Причём нужно заметить, что полное исцеление (спасение) от греха даже самых великих святых произойдёт только при совлечении этой плоти греха и облечении в новое тело. Пока же человек в этом теле, он должен постоянно бороться с плотскими страстями и побеждать их, подавлять. Для того вся православная аскетика, посты, поклоны, молитвы, стояния на службах и прочее делание, что не понимают и постоянно критикуют протестанты, не разумея сущности греха и того, насколько глубоко он вошёл в человека. Потому протестанты очень склонны не осознавать свои грехи и считать себя святыми. Но одно дело быть «призванным святым», как называет Апостол всех христиан, и которыми действительно являются все крещённые в Православной Церкви, которых Господь призвал к святости, но совсем другое дело стать действительно святым, победить свои страсти и уподобиться Христу. Вот за эту действительную святость и борется Православие. Потому оно и различает «призванных святых» и святых, которые освятились и уподобились, по крайней мере, очень существенно, Христу.

Не понимая силы греха и степени, в которой человек заражён им, протестанты, естественно, не понимают, или сильно недопонимают, и суть покаяния. Они не осознают того, как нагло и глупо звучат их заявления «я покаялся». Протестанты хорошо знают, что покаяние в переводе с еврейского значит «обращение», поворот на 180 градусов, поворот от греха к Богу. Но чего они не осознают, так это того, что покаяние есть не только обращение (разворот), но и возвращение. Блудный сын тогда покаялся, когда не только повернулся в сторону отца, но и возвратился к нему. Одним словом, покаяние есть возвращение от греха и полное его оставление, с принесением плодов покаяния, то есть дел, противоположных греху, как говорил святой предтеча Господень: «Сотворите достойный плод покаяния... » (Лк.   3: 8), или св. Иоанн Лествичник: «Покаяние есть примирение с Господом через совершение благих дел, противных прежним грехам»493. Господь тогда похвалил покаяние Закхея, когда он твёрдо решил не только оставить свой грех лихоимства, но раздать половину своего имения нищим и воздать всем обиженным им вчетверо. Таким образом «покаяться» в полном смысле этого слова значит совершенно оставить и изгнать (в синергизме с Божьей благодатью) из души всякий грех и наполнить душу противоположным – христианскими добродетелями. Но разве протестанты сделали это?

Приведу только несколько хорошо мне известных случаев из жизни протестантов. Когда я был ещё в составе артёмовской баптистской молодёжи494, мы поехали в другую общину в соседний город, и по окончании собрания общались с их молодёжью. Среди них был один парень, которого, как я потом понял, мучили бесы. Они ему являлись видимым образом, а он пытался от них руками отмахиваться. Но поскольку видел их только он, то остальным казалось, что он безумец, бьющий руками воздух. И лидер молодёжи соседней общины натурально насмехался над этим парнем, а остальные смеялись вместе с ним. Этот случай лишь открывает истину, что в душах этих людей есть много грехов – немилосердие, презрение к несчастному, превозношение и пр., и пр. Но при этом все считают себя покаявшимися. Как же они покаялись, если в душе их столько грехов? И здесь важен не сам случай, а то, что он является только плодом, выражением и свидетельством внутренних страстей и неверия во Христа, отсутствия покаяния, то есть обращения от греха. Так как же тогда протестанты заявляют, что они покаялись?

Другой случай. Когда я учился в ДХУ, то нам, студентам, были положены отработки. И вот на одном из таковых мероприятий некий студент вышел на работу в шлёпках, а потом говорит: «ой, я в шлёпках, пойду переобуюсь», и пришёл только через минут 40. Конечно, всё это он спланировал заранее, чтобы меньше работать. Но о чём говорит этот поступок? О том, что в его душе есть лень, лукавство, презрение к своим братьям, отсутствие веры и страха Божия и пр. Так как же он покаялся, как он спасён от греха, как он обратился от него, если в его душе на самом деле продолжают жить многие грехи?

Ещё один пример. В Донецкой области долгое время был старшим пресвитером баптистов С. Ф. Карпенко. Когда его не избрали на очередной срок, то оказалось, что он не может уже быть без власти. Потому он сотворил раскол и оторвал несколько общин, над которыми он остался старшим пресвитером. Это говорит о том, что в душе этого человека есть гордость и властолюбие. Но при этом и он сам и другие, даже его оппоненты, не считают, что он погибший – хоть он и плохо поступил, но он спасён, ведь он же верит во Христа, он же покаялся, скажет большинство протестантов. Но где же он покаялся, как же он обратился от греха, если грех явно живёт и действует в нём? И кто может точно знать, насколько сильна в нём эта страсть, и какую часть души она занимает?

А сколько случаев было среди протестантов, когда они, разделяя гуманитарную помощь, сильно ссорились между собою, так что некоторые ради сохранения мира даже отказывались от дальнейшей помощи? А ведь это лишь показывает, каковы эти «покаявшиеся» на самом деле, и сколько грехов – эгоизм, вещизм, сребролюбие, лукавство, зависть, сварливость, отсутствие кротости и пр. – живут в их душах и после их «покаяния». Но все эти люди, находясь в таких грехах, приходят на собрания и с чистой совестью поют: «Готово место для меня в стране небес святой» и: «Пусть земля вся утверждает, что Тобой я не спасён, дух мой песню воспевает: «принят раб твой на Сион" ». Всё это показывает, в какой жуткой прелести находятся протестанты!

Другой случай. Когда в 90-х годах Москве проводилась грандиозная «евангелизация» с участием Билли Грэма, то баптисты со всех городов съезжались туда. Поехали и наши братья и сёстры, и, приехав, первым делом они пошли в кино, на эротический фильм. Это говорит о том, что в то время, как они считали себя покаявшимися, отвернувшимися от греха, в их душах на самом деле жила плотская похоть, которая проявилась при первой возможности, как только они избавились от опеки своего пастора и растворились в большом городе.

Понятно, что это лишь ничтожная часть примеров, которые можно привести. Причём это лишь внешние, видимые грехи. А сколько протестанты грешат тайно? Сколько есть у них в душе страстей, которые они всеми силами стараются не показать на людях и даже самим себе в них не признаваться? А сколько есть в них таких грехов, как гордость, сребролюбие, эгоизм, чревоугодие и пр., которые нельзя выявить, так сказать, математически и доказать их со всей очевидностью, которые увидеть и признать очень трудно бывает и самой душе, не только окружающим. А ведь такие грехи – самые страшные и опасные! Потому благодать видения своих грехов нужно ещё испросить у Бога, и даётся она лишь тем, кто действительно этого желает, просит и смиряется пред Богом. Протестантизм же ориентирован на внешнюю святость, на фарисейство – это одна из главных его черт. Потому курение, например, что невозможно даже сопоставить с такими внутренними грехами, как гордыня, эгоизм или сребролюбие, считается у баптистов чуть ли не самым страшным преступлением, и только потому, что он явно видим и легко доказуем. Протестантам же крайне нужно соблазнять людей своей кажущейся внешней святостью. Но если кто-либо заражён страстью чревоугодия, то он никогда практически не подвергнется осуждению, ведь кто может точно определить, когда утоление голода превращается в чревоугодие? Например, на одном застолье один такой любитель покушать наелся до отказа и спрашивает своего друга: «Сергеевич, я ещё сижу? ». «Сидишь», – был ответ. «Ну тогда толкни меня (на диван)». Этот случай часто у нас потом рассказывали, что вызывало только смех – никому и в голову не приходила мысль, что ведь это явное чревоугодие. А если у человека бог – чрево (ср. Фил.   3: 19), то как же он покаялся? Как он отвернулся от греха, если страсть живёт в нём?

Но сейчас я хочу обратить внимание не на сами грехи протестантов (грехов и у православных хватает495), а на их отношение ко греху. Грешат и православные и протестанты, но как они относятся ко греху, и как относиться к нему заповедует сама их вера? Православные постоянно молят о милости Божией и исцелении своей души от греха, признавая себя грешниками (не бывшими грешниками, что признают и протестанты, а настоящими, в которых и сейчас живёт в душе много страстей и грехов). Протестанты же не осознают себя грешниками, не плачут и не сокрушаются о своих грехах и своей нераскаянности (то есть как раз о том, что они на самом деле не покаялись, не отвернулись, не исцелились от многих грехов) и видят в себе, как правило, лишь незначительные грехи, видят себя святыми, «спасёнными от греха», и лишь благодарят Бога за своё избавление от греха, в то время как находятся во многих неисцельных страстях.

Итак, покаяться, в полном смысле этого слова, значит оставить и изгнать из души всякий грех и исполнить всю душу без остатка Духом Святым; это значит уподобиться Христу. Но разве протестанты сделали это? Как же тогда они могут говорить, что они покаялись? Потому покаяние, как выявление и изгнание всякого греха и несовершенства из души и стяжание христианских добродетелей, должно быть постоянным содержанием жизни христианина – он должен постоянно пребывать в покаянии, совершать его, углублять. И для этого обычно нужно большое стремление к святости, долгий труд, многие молитвы и борьба, плач о себе. Потому Христос и говорил: «Блаженны плачущие» (Мф.   5: 4), плачущие постоянно, плачущие о своих грехах. И Православие учит о покаянии как об образе жизни и постоянном, ежедневном делании до самого конца жизни, как пишет, например, Антоний Великий: «Непрестанно и тщательно пребывай в покаянии». Да, в каких-то внешних грехах можно покаяться раз и навсегда, например, бросить курить или воровать496. Но это лишь малая часть грехов. Покаяться же в гордыне, эгоизме, тщеславии, самолюбии, равнодушии к ближним, духовной лености, сребролюбии, и пр. намного труднее, и, как правило, человек не может покаяться в этом сразу, он не может отвернуться от этих грехов совсем и полностью изгнать их из своей души. Другими словами, человек часто способен покаяться, то есть возвратиться от греха к Богу, только немного, лишь частично отвернувшись от некоторых грехов. А кроме того, очень часто человек только думает, что он обратился от греха и возненавидел его. Можно взять хотя бы главный грех – не любовь к Богу и ближнему. Кто покаялся в этом грехе полностью? Кто любит ближних своих так, как любил Христос, отдавший за нас Свою жизнь, или как ап. Павел, который за своих братьев иудеев готов был быть отлу­ченным от Христа (Рим.   9: 3)? И настолько мы далеки от этой любви, насколько мало мы покаялись в самолюбии и равнодушии к нашим ближним. Протестанты же этого не понимают. Потому православная аскетика и говорит, что «сподобившийся видеть свои грехи блаженнее сподобившегося видеть Ангелов». Потому и молитва Иисусова имеет такое большое значение в Православии, ведь в ней исполнение практически всех блаженств и заповедей. Если христианин постоянно молится этой молитвой от сердца, то он, безусловно, нищ духом, так как постоянно просит о милости (исцелении) и нуждается в Боге. Он, естественно, и плачущий, так как постоянно сокрушается и осоз­нает свою греховность и недостоинство. Он также алчет и жаждет правды (праведности), так как не хочет оставаться грешником и просит Бога об освящении. Молящийся Иисусовой молитвой будет также и милостив, так как сам постоянно просит о милости. Он будет также исполнять и самую главную заповедь о любви к Богу, так как постоянно призывает и имеет в уме сладчайшее имя Иисусово, непрестанно помышляет о Боге.

Итак, для спасения необходимо: 1) веровать во Христа – не просто как в своего личного Спасителя, но веровать истинно, то есть, во-первых, в истинные догматы, в том числе «во Единую Святую Соборную и Апостольскую Церковь», и, во-вторых, веровать в Евангелие, то есть усвоить его всей душой и жить по нему. Протестанты же веруют в весьма искажённую духовную реальность, и учат, что спасительная вера это не усвоение и воплощение в жизнь Евангельских заповедей, а признание Христа своим Спасителем. 2) Спасение по благодати, потому, чтобы спастись, совершенно необходимо принять благодать Христову, подаваемую в Таинствах Церкви – прощение грехов и возрождение, дар Духа Святого, Тело и Кровь Христа. Протестанты же ревностно хранят себя вне этой благодати и не желают её принимать. 3) Для спасения нужно, после принятия благодати, пребывать и возрастать в ней, исполняя заповеди Христа, прикладывая к этому все свои усилия и волю. Протестанты же отрицают необходимость человеческих дел и усилий в совершении спасения, по безумию считая это попыткой заслужить своё спасение и отвержением благодати. 4) Для спасения необходимо покаяние в грехах, то есть отвращение и изгнание из души всякого греха и страсти, и возвратиться к противоположному – к христианским добродетелям, наполнив душу любовью, милосердием, прощением, кротостью, смирением и пр. Протестанты же, произнеся лишь одну молитву покаяния и отнюдь не оставив и не искоренив в душе многих грехов, считают себя покаявшимися и спасёнными от греха. Таким образом, протестанты весьма далеки от спасения и находятся в глубочайшей прелести (обольщении) насчет своего спасения и духовного положения перед Богом.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...