Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Глава 10. О православном храме и Богослужении 1 страница




Православные храмы и совершаемые в них Богослужения радикально отличаются от протестантских служений и их домов молитвы. Эти различия мог легко заметить всякий, кто хотя бы однажды присутствовал на протестантской и православной службах624. Дон Ферберн пишет об этом так: «Любой евангельский христианин, который хотя бы поверхностно знаком с Православием, заметит драматическую разницу в формах богослужения православных и евангельских христиан. Вместо хорошо освещенных, относительно неукрашенных помещений – полутемные залы с большим количеством икон и свечей. Общее пение (под аккомпанемент органа, пианино или группы прославления) обычно заменено пением хора без музыкального сопровождения. Проповедь во время богослужения не занимает такого выдающегося положения, как у евангельских христиан, хотя Литургия в основном состоит из чтения избранных мест из Священного Писания. Большая часть богослужения проходит за иконостасом, вне поля зрения мирянина. Подобная атмосфера кажется чужеродной для евангельских христиан, и эта чужеродность легко может вызвать у них множество вопросов о Православии»625. Хотя протестантам свойственно не столько спрашивать – о, если бы они только спрашивали и слушали, вдумываясь в ответы православных! – сколько обвинять и всему давать свои извращённые оценки. Таким образом, в настоящей главе я ставлю своей задачей дать библейско-историческое оправдание главным элементам православного Богослужения и устройства храма.

Начну с ответа на два общих возражения протестантов против Православия в связи с данной темой.

Возражение 1. Главное место из Писания, которое приводят протестанты – Ин.   4: 23, где сказано, что Богу нужно поклоняться «в духе и истине». Именно этим стихом они пытаются опровергнуть чуть ли ни всё, что относится к православной храмовой жизни. От протестантов не редко можно слышать такое: иконы (или мощи, каждение, поклоны, крестное знамение и различные обряды) не нужны, потому что Богу нужно поклоняться в духе и истине. В своей истории баптисты так и пишут: «Внешняя обрядность в богослужении не нужна, ибо Богу следует поклоняться в духе и истине»626.

Для начала важно понять, что значит поклоняться Богу в духе? «В духе» значит, прежде всего, «в Духе Святом»627. После грехопадения Адама до самого дня Пятидесятницы никто из людей не имел Духа Святого в себе, как говорил Христос Апостолам: «Он с вами пребывает и в вас будет» (Ин.   14: 17). Заметим: в Апостолах, как и других учениках Христа (и вообще в праведниках Ветхого Завета после грехопадения Адама) Духа ещё не было, а вошёл Он в человека впервые только на десятый день после вознесения Христова. О ветхозаветных людях обычно говорится, что Дух Святой сходил и почивал на них, а не в них: «И сошел Господь в облаке, и говорил с ним (Моисеем), и взял от Духа, Который на нем, и дал семидесяти мужам старейшинам. И когда почил на них Дух, они стали пророчествовать… Двое из мужей оставались в стане, одному имя Елдад, а другому имя Модад; но и на них почил Дух, и они пророчествовали в стане» (Числ.   11: 25–26); «опочил дух Илии на Елисее» (4Цар.   2: 15); «И взглянул Валаам и увидел Израиля, стоявшего по коленам своим, и был на нем Дух Божий» (Числ.   24: 2); «и сошел Дух Божий на Саула» (1Цар.   11: 6; ср. 10: 10 и 19: 23); «Дух Божий сошел на слуг Саула» (1Цар.   19: 20); «Тогда на Азарию… сошел Дух Божий» (2Пар.   15: 1), и т. д. О христианах же говорится, что Дух Божий живёт в них: «Разве не знаете, что вы храм Божий, и Дух Божий живет в вас? » (1Кор.   3: 16); «Не знаете ли, что тела ваши суть храм живущего в вас Святаго Духа» (1Кор.   6: 19). Именно этот момент кардинально отличает ветхозаветных праведников от новозаветных: первые имели Духа Святого на себе (или же с собою, рядом с собой, как и говорит Христос в Ин.   14: 17), то есть, Дух был рядом с ними, но не в них – вторые же имеют Его в себе, внутри себя628. В этом и смысл дня Пятидесятницы: Дух Святой и прежде был среди людей и особенно близко Он был с праведниками, но только после победы Христа Он поселился в них Самой Своей Личностью. Именно поэтому христиане и называются храмом Духа Божия, как никогда не называются в Библии ветхозаветные праведники. Вот об этом и говорит Спаситель в Ин.   4: 23: Богу нужно поклоняться с Духом Святым в себе, и только такое поклонение может поистине угодить Богу. Дар же Духа Святого может быть получен только в Церкви в Таинстве Миропомазания (читать об этом в гл. 14). Поэтому протестанты, находящиеся вне Церкви и враждующие с Ней, не имеющие Миропомазания, никогда не поклонялись и в принципе не могут поклониться Богу в Духе Святом, ибо они не имеют Его и никогда не будут иметь, если не примут Его в Таинстве Христовой Православной Церкви.

Справедливость данного толкования подтверждает и контекст речи Христа, ведь Он отвечает на вопрос не «как», а «где», то есть Он говорит не о способе, а месте поклонения Богу: «... не на горе сей, и не в Иерусалиме будете поклоняться Отцу… Но наста­нет время и настало уже, когда истинные поклонники будут поклоняться Отцу в духе и истине». Раньше Дух Божий пребывал сначала в скинии, а затем в иерусалимском храме (по вере же самарян – на горе Гаризим). Причём, хотя в храме и пребывал Дух Святой, приходившие туда всё же не могли поклониться Богу в Духе, ибо в них Он не вселялся и во время храмового Богослужения. Но настает время, говорит Спаситель, когда Дух Святой особенным образом будет пребывать не только в иерусалимском храме, но всей Своей Личностью (Ипостасью) Он вселится в каждого человека, кто родится свыше, кто получит дар Святого Духа. И те, кто уверуют во Христа, войдут в Его Церковь и получат дар Духа Святого, смогут поклоняться Богу на любом месте, ибо уже не только рядом с ними, но в них самих будет тот же Дух, который пребывает сейчас в иерусалимском храме. На всяком месте – в отдельности или вместе, в частных домах, пещерах, домашних церквах или в храмах, которые, как знал Христос, будут построены не только в Иерусалиме, имеющие в себе Духа Святого смогут поклоняться Отцу – такой смысл слов Христа.

Теперь, что значит поклоняться Богу «в истине»? Это значит «по истине», «истинно»; то есть, Богу нужно поклоняться в истинной (правой) вере, имея правильные понятия и правильное отношение к Богу. Но, опять же, так поклоняется Богу только Единая Христовая Церковь – Православная. Понятно, что «свидетели Иеговы», не признающие Божество Христа и Духа Святого, не поклоняются Отцу в истине. Протестанты, хотя и не в такой степени, как «свидетели», но также исказили множество важнейших догматов веры, и посему поклоняются Богу не в истине.

Как же протестанты толкуют слова Христа о поклонении Отцу «в духе и истине»? Под «духом» они понимают не Дух Святой, а дух человеческий, и говорят, что Богу нужно поклоняться «в духе», то есть с чистым сердцем, от души, не лицемерно, а поэтому никакие обряды и внешние формы поклонения не нужны. Таковое понимание неверно, и вот почему.

Во-первых, Христос говорит о поклонении «в духе» как о чём-то новом, как о поклонении, которого прежде не было: «настанет время и настало уже». Итак, Господь говорит о сошествии Духа Святого, и ни о чём ином. Если же под поклонением «в духе» понимать поклонение искреннее, не лицемерное, не формальное, от чистого сердца и всей души, то так поклонялись Богу и ветхозаветные праведники – Авраам, Моисей, Давид, Даниил и прочие. Что же тогда нового в таковом поклонении? Или протестанты думают, что Иосиф и Исаия поклонялись Богу только формально, бездушно, механически, только внешне?

Во-вторых, искреннее поклонение Богу от всего сердца и души никак не противопоставляется возможности использовать в поклонении Богу различные формы и обряды, и никоим образом не отменяет их, ибо православные обычаи и обряды, используемые в поклонении Богу (крестное знамение, телесные поклоны, возжжение лампад, каждение и пр. ) есть лишь форма и внешнее выражение поклонения духа человеческого Богу; противопоставлять же форму духу совершенно нелепо. Известна философская истина: «дух ищет себе форму». Дух Божий, вселившийся в учеников Христа, нашёл формы для угодного Ему поклонения, в чём и наставил Церковь, по обетованию Христа: «Когда же приидет Он, Дух истины, то наставит вас на всякую истину» (Ин.   16: 13). Эти формы и запечатлены в православном Богослужении, обрядах и обычаях. Трудно или даже невозможно представить поклонение Богу без формы: по крайней мере, с полной уверенностью это можно утверждать о человеке, находящемся в теле. Даже если он только в мыслях молится Богу (что также можно считать поклонением), то для этого он использует слова, которые есть форма для выражения мысли. И на словах противясь всякой внешней формальности, протестанты на своих служениях никоим образом без неё не обходятся и используют свои формы629 и обряды – у них есть свои традиции и чины для совершения крещения, хлебопреломления, бракосочетания, погребения и обычных служб630, только они, в сравнении с православными, весьма бедны. Поэтому протестанты лишь упростили «внешнюю обрядность», но обходиться без неё (без каких-либо форм поклонения) совсем они никак не могут, ибо это невозможно.

В своей борьбе с Церковью протестанты сделали многие понятия чисто отрицательными, что весьма затрудняет конструктивный диалог с православными, так как из-за этого они часто говорят на разных языках. Одно из таких слов – обряд; протестант слышит это слово только в негативном смысле, и его мозг невольно добавляет «мёртвый». То есть, для протестанта понятие «обряд» ассоциируется только с бездуховностью, формализмом, холодностью, мёртвостью. На самом же деле, обряд это просто регулярно повторяемая последовательность определённых действий (и слов), это лишь форма для духа. И у протестантов, как было сказано, на деле есть свои обряды – крещения, бракосочетания и всех других служб. Когда протестанты крестят, они всегда совершают все (погружение, крестильная формула, пение, проповеди, руковозложение, поздравления и пр. ) в одной последовательности. Всё это есть не что иное, как обряд, но протестанты не хотят этого признавать. Для них обряд мёртв и всё. Но ведь от повторяемости каких-то действий обряд не становятся мёртвым автоматически, из-за самой по себе повторяемости. Если для кого-то обряд мёртвый, то это значит, что этот человек не раскрывает свою душу для данного обряда, не учувствует в нём душой; происходящее не находит отклика в его душе. Например, на крещении баптистов я видел, как некоторые плакали. Это значит, что происходящий обряд находил живой отклик в их душе. Другие же, естественно, могли быть равнодушными. Но от этого сам обряд не становится мёртвым. Можно привести и мирской пример – церемонию (обряд) награждения, например, за какой-нибудь фильм. Одни люди, имеющие к происходящему отношение, особенно награждаемые, всей душой учувствуют в этой церемонии, ловят каждое слово, наблюдают за всем: в напряжённые моменты они напрягаются, в весёлые – улыбаются. Другие же могут быть совершенно равнодушными к происходящему. Таким образом, обряд не бывает мёртвым самим по себе, пока есть те, которые живо его воспринимают, ценят и понимают. Православные же обряды весьма духовные, символичные и наполненные смыслом. Всё православное Богослужение было создано Святой Церковью по воле и вдохновению Самого Духа. Православное Богослужение имеет Божественное происхождение, в чём нетрудно убедиться, ибо, если душой не противиться благодати, а принимать её, и с любовью вникать в православное Богослужение, то становится совершенно понятно, что такое величие, красоту, мудрость и гармонию не мог создать человек сам по себе. Это чувство родственно тому, когда читаешь Библию и понимаешь, что она не могла быть написана человеком, без Божественного участия. Потому православный церковный человек, искренно верующий, никогда не назовёт Богослужение мёртвым, ведь он постоянно испытывает на нём и радость, и слёзы умиления и покаяния, и духовный восторг, и умиротворение. Всё это, в определённой степени, многократно испытывал по милости Божией и я на православных Богослужениях. Например, когда я только принял Православие, я попал на службу в один монастырь, и когда стали петь «Символ Веры» и дошли до слов: «Верую во Единую Святую Соборную и Апостольскую Церковь», то слёзы радости и умиления сами просто потоком потекли из моих глаз. Подобных моментов было много, да не полезно о них писать: как же я могу назвать православное Богослужение мёртвым? Для меня теперь это просто богохульство – ни больше, ни меньше!

Очень важно, кстати, что ветхозаветное Богослужение было подобно православному, а не протестантскому; то есть, все действия и молитвы священников были одними и теми же, а не произвольными, и всё совершалось по определённому чину. Так что же, ветхозаветное Богослужение было из-за этого мёртвым, и ветхозаветные святые и пророки стояли на мёртвой службе? Нет, конечно. Можно взять в пример и Библию. Её текст строго определён, и христиане веками читают и слушают на Богослужении одни и те же слова. Так что же, если библейский текст застыл и не продолжает дополняться и изменяться, то значит, он мёртв? Опять нет. Поэтому если протестантам православное Богослужение кажется мёртвым, то это лишь свидетельство того, что мертва их душа, к их же несчастью, и закрыта к его восприятию; что тот Дух, Который создал православное Богослужение, не живёт в их душе. Потому протестант и не чувствует в душе никакого отклика, потому он так убеждён в мёртвости православных обрядов и Богослужения. Сами же православные богослужебные чины и обряды – это дух и жизнь, это, повторю, совместное творение Духа Святого с духом святых людей. И всякий, кто того же духа с теми святыми, кто создал церковное Богослужение, живо воспринимает их, с большой радостью и удовлетворением. И нужно заметить, что православным не свойственно рассказывать, особенно в подробностях, о своих духовных переживаниях, испытывать которые сподобляет их Господь на Богослужении. Это обычно держится втайне, во избежание гордости и людской похвалы, чтобы не потерять награды у Бога, по заповеди Христа – рассказывается же об этом иногда духовным людям, для назидания. А протестантам, которые на всю вселенную любят кричать и «свидетельствовать» о своём духовном опыте и переживаниях, тем более кажется, что православные, раз ничего не рассказывают, ничего на своих «мёртвых» Богослужениях и не испытывают.

Возражение 2. Второе место, также нередко приводимое протестантами – Евр.   9: 10, где ап. Павел пишет о ветхозаветном Богослужении: «и которые с яствами и питиями, и различными омовениями и обрядами, относящимися до плоти, установлены были только до времени исправления». Потому, говорят протестанты, в Новом Завете уже не нужно ничего ветхозаветного – ни храмов, ни лампад, ни каждения, ни священнических облачений, ни поклонов, ни жертвенников и т. п., ибо всё это было установлено только до времени Нового Завета.

Если мы внимательно прочтём предложенное место Писания, то увидим, что оно не только не противоречит православному Богослужению, но напротив – служит важным свидетельством в его пользу. Ведь здесь говорится не о всецелом отвержении (как читают протестанты) ветхозаветного Богослужения, а о его исправлении (! ). Параллельное этому место находится в Деян.   15: 14–17: «Симон изъяснил, как Бог первоначально призрел на язычников, чтобы составить из них народ во имя Свое. И с сим согласны слова пророков, как написано: «Потом обращусь и воссоздам скинию Давидову падшую, и то, что в ней разрушено, воссоздам, и исправлю ее, чтобы взыскали Господа прочие человеки и все народы, между которыми возвестится имя Мое, говорит Господь, творящий все сие" ». Приведенное пророчество взято из Ам.   9: 11–12, и относится оно, безусловно, к Новому Завету. Христос пророчествовал об иерусалимском храме: «Истинно говорю вам: не останется здесь камня на камне; все будет разрушено» (Мф.   24: 2), и данное пророчество сбылось. Это событие, падение скинии Давидовой (и вообще иудаизма), и прозревал Амос. И Господь обещает, что иерусалимский храм будет воссоздан и исправлен, причём уже не для одного еврейского, но для всех народов, о чём и говорят слова: «чтобы взыскали Господа прочие человеки и все народы, между которыми возвестится имя Мое». И христианские храмы являются исполнением этого пророчества631.

Уместно также вспомнить здесь слова Христа: «Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков: не нарушить пришел Я, но исполнить» (Мф.   5: 17). «Исполнить» значит: «дополнить». Это относится и к ветхозаветному Богослужению: Церковь, под водительством Духа Святого, дополнила то, чего недоставало ветхозаветному Богослужению, и исправила то, что было в нём ветхим и временным, и главное из этого, конечно же, то, что Церковь отменила жертвоприношения животных, заменив их приношением «безкровной жертвы»632, то есть Евхаристии.

Именно об исправлении, а не полной отмене ветхозаветного Богослужения, говорится и в «Апостольских Постановлениях»: «Омовение, жертву, священство и богослужение местное Он преобразовал: вместо омовения каждодневного, дал одно только погружение, в смерть Его; вместо одного колена повелел избирать в священство наилучших из всякого народа и рассматривать не пороки на теле, но веру и жизнь; вместо жертвы кровавой установил жертву разумную, безкровную и таинственную, совершаемую в смерть Его ради образов, жертву тела и крови Своей, а вместо богослужения местного повелел и признал справедливым прославлять Его «от востока до запада на всяком месте владычества Его» (кн. 6/23), то есть определил христианам иметь не один, а много храмов, и созидать их не на одном, а на всяком месте. Таким образом, Церковь, согласно со Священным Писанием, воссоздала, исправила (преобразовала) и дополнила (усовершила) ветхозаветное Богослужение, а не тотально его отвергла, как протестанты.

Теперь поговорим о различных элементах православного Богослужения и устройства храмов в отдельности.

 

О храмах (в общем).

 

Протестанты, как известно, категорически не признают храмов, и места своих собраний называют домами молитвы, но не храмами. Хотя баптисты, например, последние годы стали строить свои дома молитвы в виде православных храмов, иногда с апсидой633, устанавливая на них не только кресты (хотя раньше они категорически были запрещены – этот вопрос обсуждался в гл. 2), но даже купола в виде маковки (см. фотографию ниже) – характерной черты православных храмов. Этим они, естественно, хотят заманить к себе православных, но где же здесь истина? Если храмы не нужны, то зачем баптисты специально стали строить свои дома молитвы в виде храмов?

Баптистский дом молитвы (г. Первомайск, Луганская область, Украина)

Итак, важно решить вопрос: должны ли быть у Церкви храмы? Важнейшее пророчество о христианских храмах Дух Божий нашёл необходимым оставить уже в первой книге Библии, где патриарх Иаков вдохновенно говорит: «да распространит Бог Иафета, и да вселится он в шатрах Симовых…» (Быт.   9: 27). Вот толкование этого места: «В еврейском языке шатер, скиния (что в переводе с греческого значит – шатёр, палатка) и храм – одно и то же слово – hейхаль. Таким образом, в Быт.   9: 27 содержится великое пророчество о том, что: 1) у Сима, т. е. у потомков Сима – евреев будет не один храм (Ветхозаветный, Иерусалимский), а много – т. е. имеются в виду Новозаветные храмы иудео-христиан; и 2) Иафет, т. е. его потомки иафетиды – греки, римляне, скифы (Быт.   10: 2–5), принявшие от евреев Христианскую Веру, в том числе – и всё то, что касается учения о Новозаветном храме, – как бы вселились в их храмы, устроив и у себя такие же храмы, как и у иудео-христиан, но и буквально, – войдя в жизнь их храмов, когда не имели ещё своих».

Итак, евреи, потомки Сима (Апостолы и первые христиане были евреями) возвестили Евангелие язычникам (ревностнее всего приняли Христианство именно потомки Иафета), которые «вселились» в «шатрах Симовых» – в том смысле, что приняли от евреев всё то, что касается Новозаветного учения о воссозданном и исправленном Иерусалимском храме (т. е. о христианских храмах), стали посещать их храмы и Богослужения, а затем и у себя устроили такие же храмы.

Важно также осознавать, что у Бога на небесах есть храм, где Он восседает на престоле, и где Ему поклоняются Ангелы и святые. Так, в Апокалипсисе говорится о мучениках за Христа: «За это они пребывают ныне перед престолом Бога и служат Ему день и ночь в храме Его, и Сидящий на престоле будет обитать в них» (Откр.   7: 15)634. Сидящим в храме Господа видит и Исаия: «…видел я Господа, сидящего на престоле высоком и превознесённом, и края риз Его наполняли весь храм» (Ис.   6: 1). Церкви же дана заповедь: «подражайте Богу, как чада возлюбленные» (Еф.   5: 1). Вот поэтому, в подражание Богу, Ангелам и святым, служащим Богу в храме, Церковь на земле также строит и обустраивает храмы. И как ветхозаветная скиния (а затем и иерусалимский храм) была устроена по образцу небесному – «по образу, который показал Господь Моисею» (Числ.   8: 4); «сделай всё по образу, показанному тебе на горе» (Евр.   8: 5) – то так же устраиваются и новозаветные храмы – по образу, показанному Иоанну Богослову в Откровении, Моисею на горе Хорив и Исаии и другим пророкам в видениях.

И Православная Церковь воспринимает храм и всё совершаемое в нём Богослужение, прежде всего, как присоединение к служению Ангелов и небесной Церкви, как сослужение с ними – в церковных песнопениях эта мысль утверждается постоянно, когда говорится, например, что верные на литургии «таинственно изображают херувимов»635; что «силы небесные с нами невидимо служат»; что с Ангелами – «с сими блаженными силами» и мы «вопием и глаголем», и т. п. Св. Иоанн Златоуст, например, говорит: «Священнослужение совершается на земле по чиноположению небесному. Ибо не человек, не Ангел, не Архангел, и не другой кто-либо из сотворенных, но Сам Утешитель учредил сие служение, и людей, ещё облечённых плотию, соделал представителями служения Ангелов»636. О том же говорит и св. Григорий Богослов в слове к готовящимся креститься: «Предстояние твоё великому алтарю, к которому будешь допущен тотчас после крещения, есть предизображение тамошней (небесной) славы, псалмопение, с которым тебя ведут, есть начало тамошнего песнопения»637. Итак, на православном Богослужении поистине небо встречается с землёй.

Теперь нужно задаться вопросом: были ли храмы у древних христиан, или иначе: как относились первые христиане к местам своих собраний, и как они их устраивали? Вот что говорит древнецерковная археология: «Катакомбы знаменуют эпоху раннехристианской духовной культуры и достаточно ясно характеризуют направление развития храмовой архитектуры, живописи, символики. Это особенно важно потому, что наземных храмов этого периода не сохранилось: они безжалостно разрушались во времена гонений. Так, в III в. при гонениях императора Декия в одном только Риме было уничтожено около 40 христианских храмов. Подземный христианский храм представлял собою прямоугольное, продолговатое помещение, в восточной, а иногда в западной части которого делалась обширная полукруглая ниша, отделённая особой низкой решеткой от остальной части храма. В центре этого полукружия обычно помещалась гробница мученика, служившая престолом. В капеллах к тому же имелась за престолом кафедра (седалище) епископа, перед алтарём – солея, затем следовала средняя часть храма, а за ней – отдельная, третья часть для оглашённых и кающихся, соответствующая притвору. Архитектура древнейших катакомбных христианских храмов являет нам чёткий, законченный корабельный тип церкви, разделённой на три части, с алтарём, отделённым преградой от остального храма. Это – классический тип храма, сохранившийся и до наших дней»638.

Итак, места собраний древних христиан во всех главных элементах: 1) полукруглая ниша (апсида), 2) решетка, отделяющая алтарь (которая со временем преобразовалась в иконостас), 3) гробница мученика (сейчас ни один храм не созидается хотя бы без частицы мощей мучеников или святых), 4) престол (т. е. алтарь, жертвенник), 5) седалище епископа за престолом, что до сих пор имеется во всех храмах, 6) солея (возвышенный помост) перед алтарём, 7) разделение здания на три части (алтарь, средняя часть и притвор) – со всей очевидностью соответствуют православным храмам, а не домам молитвы баптистов или пятидесятников. И само такое устройство мест собраний первых христиан свидетельствует, что к ним относились как к храмам – местам, где особенным образом пребывает Господь. Конечно, древние христиане по причине гонений часто собирались и в частных домах, и в катакомбах, будучи вынужденными часто менять места своих собраний. По этой причине их первые храмы часто были очень простыми. Но как только закончились гонения, христианские храмы сразу приобрели величественный вид. Это говорит о том, что христиане всегда имели тенденцию устраивать места своих собраний как Божий храм, как место особого Божьего пребывания.

Нужно отметить также, что разделение храма на три части имеет глубокий богословско-символический смысл и обозначает сразу несколько духовных реалий: 1) трёхчастное деление всего сущего – область бытия Божия (алтарь), небесный ангельский мир (храм) и мир земной (притвор); 2) человека – его дух, душу и тело; 3) трехчинность церковной иерархии; 4) трёхстепенное духовное состояние верующих – начало духовного пути – приближение к вере (притвор), жизнь в вере и возрастание во Христе и святости (храм) и состояние совершенной чистоты и обоженности в Царствии Небесном (алтарь).

Переносной храм евреев (скиния), а впоследствии и храм в Иерусалиме, после их созидания были освящены. Так, Бог повелел Моисею: «И возьми елея помазания, и помажь скинию и все, что в ней, и освяти ее и все принадлежности ее, и будет свята» (Исх.   40: 9). Также и Соломон освятил новосозданный храм и иудеи праздновали это событие семь дней (см. 2Пар.   5–6 гл; 7: 1–10). По примеру древних евреев христиане также имеют обыкновение освящать новопостроенные храмы, свидетельства чего находят уже в I-II веках639. А после Константина Великого освящения храмов стали совершаться в Церкви особенно торжественно.

Нужно заметить, что, как ни странно, протестанты также освящают свои новопостроенные дома молитвы – баптисты, например, приглашают гостей и многих пасторов с других общин, которые с воздетыми руками все по очереди молятся о новом молитвенном доме, называя его храмом640. При этом, естественно, вспоминается именно событие с освящением храма Соломоном, и читаются соответственные места из Ветхого Завета. Но в этом протестанты противоречат себе, ведь Соломон освящал храм Богу, а протестанты не признают храмов: что же они освящают по примеру Соломона? Кроме того, протестанты не признают никаких вещественных святынь, святых мест и самой возможности материи быть святой (освящённой) – таких категорий просто нет в их богословии (этой теме была посвящена 1-я глава книги): как же и для чего тогда они освящают свои дома молитвы? Ещё нужно заметить, что, как древние евреи для освящения скинии, храма и прочих святынь помазывали их елеем, так и Церковь при освящении своих храмов всегда использует освященный елей – протестанты же, естественно, ничего об этом не знают.

Теперь хочу дать православный ответ на главные возражения протестантов против храмов.

Возражение 1. «Так говорит Господь: небо – престол Мой, а земля – подножие ног Моих; где же построите вы дом для Меня, и где место покоя Моего? » (Ис.   66: 1). А также: «Бог, сотворивший мир и все, что в нем, Он, будучи Господом неба и земли, не в рукотворенных храмах живет» (Деян.   17: 24). Вот, говорят протестанты, Бог велик и вездесущ, и для Него нельзя построить дом, чтобы Он там жил. Поэтому, храмов нет и не может быть. (И как же иначе мог П. Рогозин назвать свою главу против православных храмов, как не «рукотворные храмы»? )

Православный ответ таков: премудрый Соломон, построивший Богу храм, прекрасно понимал то, что Господь велик, и что Его не вмещает и вся вселенная. В своей молитве при освящении храма он говорил: «Поистине, Богу ли жить на земле? Небо и небо небес не вмещают Тебя, тем менее сей храм, который я построил» (3Цар.   8: 27). Но тем не менее, храм Богу был построен, причём по воле Самого Бога (см. 2Цар.   7: 13). И как дальше говорит Соломон в своей молитве? Разве так: «поэтому, поскольку Тебя и небеса не вмещают, и тем более этот храм, то познав Твоё величие понимаю, что напрасны и весьма суетны были мои ожидания, что Ты сможешь поселиться в этом рукотворном храме»? Нет, не так. Признав величие и необъятность Божию, Соломон просит: «Но призри на молитву раба Твоего и на прошение его, Господи Боже мой; услышь воззвание и молитву, которою раб Твой умоляет Тебя ныне. Да будут очи Твои отверсты на храм сей день и ночь, на сие место, о котором Ты сказал: «Мое имя будет там»; услышь молитву, которою будет молиться раб Твой на месте сем. Услышь моление раба Твоего и народа Твоего Израиля, когда они будут молиться на месте сем; услышь на месте обитания Твоего, на небесах, услышь и помилуй» (3Цар.   8: 28–30).

Таким образом, Бога не вмещает небо и земля, тем более не может вместить малое здание, однако же Он Сам пожелал пребывать в храме. Отвечая на молитву Соломона, Господь сказал: «Я услышал молитву твою и прошение твое, о чем ты просил Меня. Я освятил сей храм, который ты построил, чтобы пребывать имени Моему там вовек; и будут очи Мои и сердце Мое там во все дни» (3Цар.   9: 3). Еврейское выражение: «чтобы пребывать имени Моему там» (и вышеприведенное: «Моё имя будет там») означает: «чтобы пребывать личности Моей там». Эта мысль усиливается обещанием Бога, что в храме будет Его сердце! К тому же в 3Цар.   8: 13 Соломон прямо говорит: «я построил храм в жилище Тебе, место, чтобы пребывать Тебе во веки». И ту истину, что Бог живёт и пребывает в храме, подтверждал Сам Господь, говоря, что приходящие в храм стояли «пред лицем Моим в доме сем, над которым наречено имя Мое» (Иер.   7: 9). Подтвердил эту истину и Христос, когда сказал: «клянущийся храмом клянется им и Живущим в нем» (Мф.   23: 21). Итак, здесь антиномия: хотя Бога не вмещает Вселенная, Он пожелал пребывать и действительно пребывал в храме особым образом.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...