Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Глава 10. О православном храме и Богослужении 4 страница




Смыслов у каждения есть несколько.

1) Освящение храма и молящихся. Всякая святыня служит к освящению верных, и ладан, над которым перед каждением совершается особая молитва, служит той же цели.

2) Каждение символизирует: а) молитвы и их возношение к Богу, как написано: «и вознёсся дым фимиама с молитвами святых от руки Ангела пред Бога» (Откр.   8: 4), и как поёт Церковь: «да направится молитва моя, как фимиам, пред лице Твое» (Пс.   140: 2); б) благодать Духа Святого; в) духовное благоухание веры, которое должны распространять верующие своим словом и жизнью (см. 2Кор.   2: 14–16).

Что же говорят протестанты против каждения? Одни лишь нелепости и логические несуразицы. Например:

1) «Никакое каждение не может заменить собою Духа Святого»683. А кто из православных говорит, что каждение заменяет Духа Святого, и что нам уже не нужен Св. Дух, поскольку у нас есть каждение? Так можно сказать о любой протестантской реальности, например: проповеди, пение псалмов, молитвы, хождение на собрания, участие в евангелизациях, духовное образование и т. д. не могут заменить собою Св. Духа, и с этим протестанты, конечно же, согласятся. Но если это так, то разве всё перечисленное уже не нужно? Нет, нужно. Почему же в отношении каждения они ставят вопрос так, что раз оно не может заменить собою Духа, то оно совершенно не нужно, запрещено, и что Дух не может быть совместим с каждением? Протестанты предлагают выбирать: или Дух Святой, или каждение, ибо как только совершится каждение, Дух Святой убежит, уверены протестанты. Православные знают, что бесы ладана боятся, а по-протестантски выходит, что ладана боится Дух Святой. Очень «разумно».

2) «Если мы живём и поступаем, как язычники, если Дух Святой не вселился в нас и не очистил нас от всякой скверны, если Он ещё не привёл нас к подражанию Христу, любви к Богу и любви к ближнему, то никакое каждение нас не спасёт»684. Опять – всё та же безумная протестантская логика и богомерзкое стремление одной истиной отменить другую, всё та же неспособность к восприятию полноты истины. Ведь в вышеприведенной формулировке вместо слово «каждение» можно вставить что угодно, и сказать протестантам: «если мы живём и поступаем, как язычники, если Дух Святой не вселился в нас и не очистил нас от всякой скверны, если Он ещё не привёл нас к подражанию Христу, любви к Богу и любви к ближнему, то никакое посещение собраний, участие в евангелизациях, чтение Библии, богословское образование и пр. нас не спасёт». Но можно ли на этом основании сделать вывод, что всё вышеперечисленное не нужно, что нужно отменить посещение собраний и чтение Библии? Нет, это был бы безумный вывод! Но протестанты, как видим, согласны и на безумство, лишь бы удовлетворить жгучему желанию своего сердца и духа противиться Церкви и всячески хулить Её веру и устройство.

3) «Нашим каждением пред Богом является наше достойное хождение пред Ним… и жертвенная способность и готовность проявлять любовь… (Фил.   4: 18)»685. Здесь протестанты опять пытаются одну истину отвергнуть другой истиной, ставя вопрос так, что их совмещение совершенно невозможно. Если наша добродетельная жизнь есть благоухание Богу, то каждения уже не нужно, говорят протестанты: нужно выбирать – или добрые дела, или каждение. Воспринять же одну и другую истину, и дать каждой их них своё место протестанты никак не могут. Мысль о том, что каждение ладаном может никак и не мешать каждению добрыми делами (тем более – содействовать), не приходит к протестанту – к такому «великому» озарению и «утончённой» догадке он не способен; по неосознаваемому им внушению бесов он твёрдо уверен, что нужно только выбирать – или одно каждение, или другое.

4) «Напротив, Бог не благоволит к нашим курениям: «Не носите больше даров тщетных; курение отвратительно для Меня…» (Ис.   1: 13–20)»686. Но разве здесь Бог говорит о том, что Ему отвратительно каждение как таковое? Нет. Эти слова обращает Господь к грешному народу Израильскому, обременённому беззакониями, оставившему и презревшему Господа (Ис.   1: 4), возмутившемуся против Господа (2 ст. ), коснеющему в нераскаянном упорстве (5 ст. ). Вот таким нечестивым людям Бог и говорит: ваши курения отвратительны для Меня. Но если бы они раскаялись, то курение ладана и прочие жертвы были бы Ему приятны. Если же не так, и если Богу отвратительно всякое воскурение фимиама, то почему же Он Сам повелел совершать его? Почему и на небесах воскуряется ладан? Потому данный аргумент не имеет никакой силы.

Итак, протестантское заявление, что «применение… фимиама в христианской церкви решительно ничем не может быть оправдано»687, и сама их практика, совершенно отвергающая каждение фимиама, есть просто демонстрация духовной их слепоты, ущербного сектантского духа и верности своим человеческим преданиям.

 

О телесных поклонах.

 

Протестанты не совершают ни поясных, ни земных поклонов, говоря, что Богу нужно поклоняться не так, а «в духе и истине». Хотя в Ин.   4: 23 Христос, говоря о поклонении Богу «в духе», имел в виду поклонение «в Духе Святом», о чём уже было сказано выше (абз. 3–4), но не станем на этом заострять внимание и согласимся с тем, что Господь непременно желает, чтобы человек поклонялся Ему в своём духе (и своим духом). Из этого протестанты делают совершенно неразумный вывод и говорят: «Богу нужно поклоняться в духе (в своей душе), а не телесно (внешне)». Но разве поклонение Богу в духе означает запрет на телесное поклонение? Разве первое никак не может быть совместимо со вторым и должно непременно противопоставляться ему и упразднять его? Разве если человек телесно поклоняется Богу, то он в то же самое время уже не может и духом Ему поклониться? Напротив, мы видим по жизни, что дух, душа и тело человека тесно связаны между собой, и когда плачет душа, плачет и тело, и когда радуется дух, с ним радуется и душа и тело, и лице человека бывает весело. Поэтому, что же неестественного в том, что человек, желая поклониться Богу духом, поклоняется Ему и телом, как говорится в «Апостольских Постановлениях»: «Призри на преклонивших Тебе шею души и тела…» (кн. 8/9). Для протестантов же это почему-то совершенно неестественно – они запрещают телесное поклонение. Им кажется, что нужно только выбирать – или поклониться Богу духом, или телом. Поклониться же Богу всем своим существом – и духом, и душой, и телом – они почему-то не могут, и отвергают таковое поклонение.

Причём, и здесь они сами себе, как обычно, противоречат. Поклоны можно разделить на 4 вида: поясной поклон, земной поклон (лицем до земли), коленопреклонение и поклонение головой, называемое в Православии «малым поклоном»688. Так вот, протестанты отвергают только два вида поклона – поясной и земной, но признают малый поклон (хотя они его так и не называют), опуская в молитве свои головы, и коленопреклонение. Итак, если Богу не нужно от нас внешнее телесное поклонение, как учат протестанты, то зачем же они преклоняют пред Богом свои головы и колени, то есть, по сути, телесно поклоняются689 Богу? Зачем они вообще используют своё тело в поклонении и прославлении Бога – приходят на собрания (в теле, естественно), встают и садятся, поют песни и проповедуют с помощью языка, и т. п. Ведь если Богу нужно поклоняться в духе, а не внешне и телесно, то нужно тогда просто выйти из тела, а иначе при поклонении Богу всегда будет задействоваться и тело человека, ведь даже если он просто будет молиться в своём уме, то его мозг (то есть тело) также будет в этом участвовать. Из этого понятно, что протестанты также поклоняются и служат Богу телесно, а не только духом и в духе. Да, и если их спросить: «почему вы, молясь, преклоняете колени? », то они скажут, что «мы таким образом хотим выразить Богу наше почтение и смирение». Почему же, если делать то же самое, то есть становиться на колени, только ещё преклонять и голову до земли, как делал Христос (см. ниже, абз. 107), то протестанты это уже осуждают и не позволяют, говоря, что Богу не нужно так поклоняться, а «в духе»? Нелепость полная! (Хотя я ясно помню, как в дом моего отца в детстве приезжал баптист издалека, который после молитвы поклонился лицом до земли, что очень мне запомнилось. )

Итак, причина отвержения поклонов протестантами заключается не в несовместимости духовного поклонения Богу с телесным (ведь они также служат и поклоняются Богу в теле и телом), и не в том, что Библия где-то запрещает или отменяет телесное внешнее поклонение – напротив, само слово «поклоняться» значит «преклоняться», то есть опускаться вниз перед кем-то, и во всех местах Библии, где используется слово «поклонение» и его производные, имеется в виду телесное, внешнее поклонение, что будет показано ниже. Истинная причина отказа протестантов от земных и поясных поклоном заключается только в их человеческом предании, которое заповедует им всячески бороться с Церковью, отсекая от Её учения и Предания всё, что можно отсечь. Таким образом, протестанты оставили у себя из Православия то, что захотели: остальное нагло, бесцеремонно и безосновательно отвергли (поскольку одна из главнейших идей и линий протестантизма – упрощенство и минимум обрядов и традиций), а в оправдание приводят совершенно нелепые места Писания.

Итак, телесное поклонение никак не противоречит поклонению человеческого духа Богу, а лишь гармонично его дополняет, или, точнее, как раз и выражает таковое поклонение, ибо дух и тело человека неразрывно связаны: человек – это духовно-телесное существо. Потому ап. Павел и пишет: «прославляйте Бога и в телах ваших... » (1Кор.   6: 20), а не только «в духе». Телесное же поклонение Богу как раз относится к прославлению Бога «в телах ваших». Евреи, как известно, телесно поклонялись Богу: они «поклонялись и повергались пред Господом лицем до земли» (Неем.   8: 6); «По окончании же всесожжения царь и все находившиеся при нем преклонились и поклонились» (2Пар.   29: 29). Поклонялись Христу телесно и Апостолы: «Они поклонились Ему... » (Лк.   24: 52). В своих небесных, тонких телах поклоняются Господу Ангелы и святые: «И все Ангелы… пали перед престолом на лица свои, и поклонились Богу…» (Откр.   7: 11); «И двадцать четыре старца, сидящие пред Богом на престолах своих, пали на лица свои и поклонились Богу» (Откр.   11: 16). Сам Христос, молясь Отцу, поклонялся до земли, как написано: «отойдя немного, пал на лице Свое, молился и говорил: Отче Мой…» (Мф.   26: 39). Христианам же заповедано подражать Христу и Его святым. Потому они изначала поклонялись Богу не только в духе и духом, но и телом. Так, в «Апостольских Постановлениях» описывается чин совершения Богослужения, и там есть такие слова: «диакон пусть говорит: «преклонитесь…». И епископ пусть молится, говоря: Бог верный и истинный… призри на этот народ Твой, преклонивший Тебе головы свои…» (кн. 8/38–39). А также: «Встав, Богу Христом Его поклонитесь…» (кн. 8/8, 15). Также и св. Иоанн Златоуст упоминает о телесных поклонах как о самом обычном деле для христиан: «Если бы он (диавол) низверг тебя после долговременных непрерывных постов, земных поклонов и других подвигов, то и тогда не надлежало бы отчаиваться…»690.

Конечно, Церковь вовсе не учит, что поклонение Богу может выражаться только посредством тела. Естественно, что парализованный человек и без участия тела может поклоняться Богу. Сокрушаясь духом, смиряясь душой пред Богом и ближним, усердно совершая какое-либо служение для Господа, читая Священное Писание, молясь Богу непрестанно (ср. 1Фес.   5: 17) во время различных занятий или даже лёжа на постели, христианин тем самым, в определённом смысле, поклоняется Богу (преклоняется пред Ним – Его волей и заповедями), но, во-первых, всё это никак не отменяет возможности во время общественной или частной молитвы телесно поклониться Богу; во-вторых, всё, что бы ни делал человек, живя на земле, что можно отнести к поклонению Богу, делается им при участии тела, в теле и телом (при чтении используются глаза; при проповеди – язык, при молитве – ноги и колени, при других служениях – руки, ноги и другие части тела, а также во всех случаях – мозг), и между поклонением Богу в духе и поклонением телесным нет ни малейшего противоречия – оно есть только в духовно больном сознании протестантов, в их лживом учении, которое внушил им их отец всякой лжи.

 

О стоянии на Богослужении.

 

Протестанты на своих службах, как известно, преимущественно сидят, а православные – стоят. Чем объясняется такое различие, и кто поступает лучше? Протестанты более всего на своих собраниях уделяют внимание проповеди, потому они и сидят. Православные же собираются в храме, прежде всего для молитвы, для Богослужения, а молиться прилично, естественно, стоя, а не сидя, и протестанты на молитву также встают (хотя западные протестанты и харизматы всё чаще и на молитве сидят). И поскольку большая часть православных богослужебных текстов, которые читаются и поются в Церкви, являются молитвами, то потому верные стараются стоять, по слову Христа: «когда стоите на молитве» (Мк.   11: 25). Посему пророческие слова Господа о том, что «дом Мой назовется домом молитвы для всех народов» (Ис.   56: 7) полностью соответствуют православному храму, где молитва действительно занимает важнейшее, центральное место при Богослужении, где по этой причине молящиеся и стоят, а не сидят. Протестантским же домам их собраний, которые они называют «дом молитвы», применяя к себе пророчество Исаии, данные слова соответствуют куда меньше, чем православным храмам, и их гораздо справедливее было бы назвать «домами проповеди», ибо проповедь, а отнюдь не молитва занимает у протестантов главное место – оттого они и сидят. Здесь хочу заметить, что протестанты много говорят о «христоцентричности» Богослужения и «личных отношениях со Христом», но на самом деле на своих службах они очень много внимания уделяют не Богу и молитве, а друг другу. Если вы хотите увидеть действительно христоцентричное Богослужение – пойдите в православный храм, особенно в монастыре, где верующие всю службу действительно обращены всем своим существом к Богу и молитве, и друг на друга стараются поменьше обращать внимание.

Это качество православной службы заметил и высоко оценил известный и авторитетный англиканский богослов Клайв Льюис: «Образец для меня – «русская православная» служба. Одни сидят, другие лежат ничком, кто-то стоит на коленях, кто-то просто стоит, кто-то ходит, и никто ни на кого не обращает внимания. Умно, учтиво и по-христиански. «Не лезь в чужие дела» – хо­рошее правило, даже в церкви». А также: «Однажды я был на греческой службе, и больше всего мне понравилось, что там, насколько я понял, нет правил для паствы. Кто-то сидел, кто-то стоял, кто-то опустился на колени... Самое же лучшее в том, что никто ни в малой степени не следил друг за другом. Хотел бы я, чтобы мы, англичане, это переняли! У нас есть люди, кото­рым очень мешает, если сосед не крестится или крестится. Лучше бы они вообще не смотрели, тем более – не судили чужого раба»691. А причина, по которой православные стараются не обращать на Богослужении внимания друг на друга, заключается именно в том, что сюда они пришли, прежде всего, помолиться Богу! Потому православное Богослужение намного более «христоцентрично», чем протестантское, и именно православный храм не только на словах, а на самом деле есть «дом молитвы».

Нужно сказать и то, что собрания христиан есть прежде всего Богослужение, и протестанты с этим не будут спорить. Но если это так, то служить приличнее и почтительнее, естественно, стоя, а не сидя: сидит господин, слуга же ему предстоит; так и солдат на службе стоит, а не сидит. Все небесные силы пред Богом стоят и предстоят: «И сказал Михей… я видел Господа, сидящего на престоле Своем, и все воинство небесное стояло при Нем, по правую и по левую руку Его» (3Цар.   22: 19; ср. Ис.   6: 2; Дан.   7: 10; Откр.   7: 11). Множество спасённых на небесах также «стояло пред престолом и пред Агнцем» (Откр.   7: 9). Евреи на своих Богослужениях также стояли: «Благословите ныне Господа, все рабы Господни, стоящие в доме Господнем, во дворах дома Бога нашего, во время ночи» (Пс.   133: 1); «И все Иудеи стояли пред лицом Господним, и малые дети их, жены их и сыновья их» (2Пар.   20: 13); «приходите и становитесь пред лицем Моим» (Иер.   7: 10; ср. 2Пар.   5: 12; 20: 5; 1Езд.   3: 10; Неем.   8: 7; 9: 4–5).

Древняя Церковь также на своих Богослужениях преимущественно стояла, как это видно из археологических раскопок, где в древних храмах, в том числе и катакомбах, часто не обретают никаких сидений. В «Апостольских Постановлениях», например, не раз говорится о стоянии священства и обычных христиан на Богослужении: «бдящие», то есть верные, «в день Господень сходятся… на общее стояние собрания» (кн. 3/6), а также: «Подобным образом диакон пусть надзирает за народом, чтобы никто не шумел, не дремал, не смеялся и не размахивал; ибо в церкви должно стоять со вниманием, трезвенно и бодро, имея слух устремленным к слову Господню» (кн. 2/57). И ещё: «Во время же чтения Евангелия все пресвитеры и диаконы и весь народ пусть стоят в глубоком безмолвии; ибо написано: «молчи и слушай, Израиль»; и опять: «ты же здесь стань и слушай" » (кн. 2/57). Далее говорится о том, как совершать литургию: «…прямо ко Господу со страхом и трепетом стоя, станем приносить (безкровную жертву). По совершении сего, диаконы пусть приносят дары епископу к жертвеннику, а пресвитеры пусть стоят по правую и левую стороны его (епископа), как ученики, предстоящие учителю: два же диакона с той и другой стороны жертвенника пусть держат из тонких кож или из павлиновых перьев или из полотна рипиду, и тихо отгоняют малых летающих животных, чтобы не попали в чаши… первосвященник вместе со священниками и одевшийся в светлое одеяние и стоящий пред жертвенником (молится): …Ты сподобил нас стоять пред Тобою и священствовать Тебе» (кн. 8/12). Священство (прежде всего – епископы и пресвитеры), кстати, часто называются здесь именно «предстоятелями», прежде всего потому, что они на службах стоят пред Богом, Его алтарём, впереди верных. Предстоятелями называет священство и ап. Павел (1Фес.   5: 12). Важно также заметить, что всё описанное выше – и само стояние на службе, и епископы, и стояние пресвитеров по правую и левую руку епископа, и приношения даров, и жертвенник, и рипиды, и священствование, и читаемые молитвы – всё это и поныне есть элементы православного Богослужения. У протестантов же ничего этого нет: их убеждение, что они вернулись к жизни древней Церкви – жестокий дьявольский обман; их вера и служба совсем иные, чем у древних христиан.

Впрочем, в «Апостольских Постановлениях» упоминается и о сидении священства на некоторых моментах Богослужения: «В средине да будет поставлен престол епископа, а по обеим сторонам его пусть сидит пресвитерство и стоят проворные и легко одетые диаконы» (кн. 2/57). Описанный эпизод Богослужения (а православное Богослужение преизобилует библейскими текстами, символами и образами) епископ изображает собой Христа, сидящего на престоле, пресвитеры уподобляются старцам, сидящим на своих престолах пред Ним (см. Откр.   4: 3–4), а стоящие диаконы – Ангелам (см. Откр.   7: 11), ибо и одни и другие – служители. Всё описанное опять же вполне соответствует православному Богослужению, где в храмах, особенно кафедральных692, посреди алтаря стоит престол епископа, по обеим его сторонам – сидения для пресвитеров, где в определённые моменты службы епископ и пресвитеры садятся в предстоянии диаконов. «Постановления» говорят о возможности сидеть в определённое время и мирянам (кн. 2/57). Такая возможность есть и сегодня в православных храмах, в которых сзади и по сторонам располагаются сидения. На них в определённые моменты Богослужения можно сидеть. Эти места занимают преимущественно пожилые и больные люди. Но стояние на Богослужении пред Богом предпочтительнее, ибо при этом оказывается больше почтение Господу, Его дому и молитве.

 

О молитве на восток.

 

В книге Премудрости Соломона говорится: «…должно предупреждать солнце благодарением Тебе и обращаться к Тебе на восток света» (16: 28). И православные в молитве действительно всегда стремятся обращаться на восток, потому и храмы свои, которые суть дома молитвы, всегда стараются строить на восток, и вот почему: «Св. Писание именует Христа Солнцем Правды693 которому надлежит взойти, а по сей причине – и Востоком свыше694, поэтому Невеста Христова молится Небесному Жениху Своему: «приди»695, обращаясь туда, откуда Он – Солнце Правды – и должен прийти, т. е. – на Восток». Обычай этот наблюдает Церковь от самого начала своего существования. Так, в «Апостольских Постановлениях», например, говорится об этом неоднократно: «Прежде всего, церковное здание да будет продолговато, обращено на восток, с притворами по обеим сторонам к востоку, подобное кораблю… После этого, все вместе встав и смотря на восток, по выходе оглашенных и кающихся, пусть молятся Богу, возшедшему на небеса небес на восток, воспоминая о древнем наследовании рая, находившегося на востоке, откуда изгнан первый человек после того, как нарушил заповедь, поддавшись навету змия» (кн. 2/57). Действительно, рай, по свидетельству Библии, находился на востоке (см. Быт.   2: 8; 3: 24), и туда и обращают христиане свои взоры – и духовные, и телесные. Причём Церковь уподобляется кораблю, плывущему от тьмы греховной к свету Христовому, а если плыть от тьмы к свету, то необходимо, разумеется, плыть на восток.

О том, что древние христиане молились на восток, ясно свидетельствует и Тертуллиан (II-III вв. ) в своей «Апологии» (гл. 16). Он защищает христиан от нападений язычников, которые говорили, что «солнце – наш (христианский) Бог», и объясняет причину происхождения такого взгляда: «Не вдаваясь в подробности, скажем, что мнение это произошло от того, что узнали, что мы молимся, обратившись лицом на восток».

Св. Василий Великий (IV в. ) говорит, что обычай «к востоку обращаться в молитве» верные «приняли от апостольского предания», и: «Посему то все зрим к востоку во время молитв, но немногие знаем, что чрез сие ищем древнего отечества рая, который насадил Бог в Едеме на востоке (Быт.   2: 8)»696.

Св. Афанасий Великий697 (IV в. ) подтверждает слова св. Василия, и, кроме того, даёт прекрасное богословское объяснение данному обычаю: «Еллинам же говорим следующее: когда мы кланяемся к востоку, то отнюдь не думаем, будто бы Бог ограничивался востоком; но поскольку Бог есть истинный свет и называется истинным светом, посему, устремляя взор на созданный свет, мы поклоняемся не ему, но Творцу его, светлою стихиею научаясь почитать светлейшего паче всех стихий и предвечного Бога. Верные же пусть услышат и узнают, что блаженнейшие Апостолы для того заповедали обращать Церкви Божии к востоку, чтобы мы устремляли взор к раю, который потеряли, к нашему древнему отечеству и стране, прося Бога и Владыку снова ввести нас туда, откуда изгнаны»698.

Св. Кирилл Иерусалимский (IV в. ) также упоминает о христианском обычае молиться на восток, духовно противопоставляя его западу. В своём 1-м тайноводственном поучении он говорит новокрещённым: «Вы сперва взошли в преддверие крестительного притвора, стоя лицом к западу слушали, по повелению простирали руку, и как бы находящегося там сатаны отрицались… Хочу сказать и то, для чего вы лицом к западу стояли: ибо сие нужно. Поскольку место видимой тьмы есть запад, сатана же, будучи тьма, во тьме и державу имеет: для того прознаменовательно смотря на запад, вы отрицаетесь того темного и мрачного князя... Когда же ты отрицаешься сатаны, разрывая совершенно всякий с ним союз и древнее согласие с адом (Ис.   28: 15): тогда отверзается тебе рай Божий, на востоке насажденный (Быт.   2: 8), откуда за преступление изгнан был наш праотец (Быт.   3: 23). Обозначая сие, обратился ты от запада к востоку, стране света». Здесь же св. Кирилл свидетельствует о том, что крещаемые отрицались от сатаны, стоя лицом к западу, произнося слова: отрекаюсь «от всех дел твоих, и всея гордыни твоей, и всего служения твоего». Этот элемент до сих пор присутствует в православном чине крещения.

На всё это протестанты скажут, что Бог находится везде, не только на востоке, а потому и не важно, в какую сторону обращаться в молитве. На данное возражение св. Афанасий уже ответил в вышеприведенной цитате, говоря, что «когда мы кланяемся к востоку, то отнюдь не думаем, будто бы Бог ограничивался востоком», и пр. Тем не менее, молитва на восток имеет свой смысл, поскольку восток символизирует Христа, Его свет и утерянный рай. Причём данный обычай установлен самими Апостолами!

Ещё протестанты лукаво вопрошают: а услышит ли Бог христианина, если он молится не на восток? Например, если он движется в автобусе на запад, или лежит на постели лицом к югу? Ведь верующим заповедано молиться всегда и везде. Православный ответ: конечно, услышит. Ну вот, говорят протестанты, из сего ясно, что совершенно не важно, в какую сторону молиться и строить свои дома молитвы.

Это – очередной пример ущербной, чисто сектантской логики, которую можно назвать логикой усечения или минимализации (или культом простоты), формула которой такова: «если без чего-то можно обойтись, то это и не нужно». Этой логикой постоянно пользуются протестанты, особенно, в отношении Церкви. Понять крайнюю несостоятельность данного утверждения можно по такому примеру. Живёт человек в достатке. И вот некто у него спрашивает: «А можете ли вы выжить без своего автомобиля? » – «Могу», – отвечает человек. – «А можете ли вы выжить без мебели, кровати, бытовой техники, штор, обоев, книг; без мяса, масла и разнообразной пищи – на одной каше, хлебе и воде? » – «Смогу, наверное». Но следует ли из этого вывод, что раз так, то всё перечисленное ему не нужно? Нет, конечно же, ибо человеку для полноценной жизни нужны не только вещи первейшей необходимости, как вода, хлеб и тепло, но и многое другое. Иначе говоря, если без мебели можно прожить, то это ещё не значит, что её нужно выбросить. Протестанты же очень часто в духовных вопросах совершенно не понимают этой простой истины, и оспаривают её699.

Можно привести и более близкий к нашему разговору пример. Многие протестанты хотя бы иногда молятся с воздетыми вверх руками. Баптисты, например, в лице своих пасторов так молятся при освящении своих домов молитвы, а харизматы – на каждом своём собрании. Так вот, таковых можно спросить: «А услышит ли вас Бог, если вы не будете воздевать руки в молитве? » «Конечно», – ответят протестанты. «Ну, раз так, тогда совершенно не нужно молиться с воздетыми руками», – нужно сказать им, пользуясь их же логикой. Согласятся ли с этим протестанты? А если нет, то что они на это скажут? «Да, Бог услышит нас и без воздетых рук, но это не значит, что использование этого символа в молитве не нужно. Воздетые руки нам только помогают молиться, символизируя стремление нашего сердца вверх, к Богу». Вот мы и ответили на вышепоставленный вопрос. Да, Бог слышит Своих в любом положении тела. Да, православные могут построить храм и не на восток, если по каким-то причинам нет такой возможности; они также не редко служат в таких домах, которые изначала не строились как храмы и не обращёны на восток. Но это не значит, что молитву на восток нужно отвергать, и не нужно следовать вере апостольской Церкви. Всякий символ всегда имеет свой смысл и силу, особенно, если символ истинный и Божественный. И как воздетые в молитве руки имеют и свой смысл и силу, так и другие молитвенные символы – обращение в молитве на восток, горение лампады, каждение и крестное знамение – их имеют. И если протестантизм стремится к минимализации и отсечению всего, «без чего можно обойтись», то есть к духовной скудости, то Православие всегда имеет тенденцию к полноте и богатству духовной жизни.

Литургия, богослужебные тексты и священнодействия.

Православное Богослужение отличается от протестантского, кроме прочего, тем, что оно имеет записанный устав, который определяет, как и какие священнодействия совершать, когда и какие тексты читать и петь. Протестанты же богослужебного устава не имеют700, и их службы носят более «непосредственный» характер. Молитвы, составленные и записанные заранее, они не читают, а произносят сами, свои – об этом говорилось в гл. 9. Здесь же важно сказать в общем в защиту православной позиции совершать Богослужение по уставу.

Прежде всего, нужно решить вопрос: как совершала Богослужение древняя Церковь? Были ли у неё записанные молитвы и богослужебные тексты, и указания, какие и в какой момент службы совершать священнодействия? Безусловно, были, как ни удивительно слышать это протестантам, чему есть много подтверждений в древних документах Церкви.

Возьмём на рассмотрение несколько древних церковных книг.

«Дидахе», то есть «учение двенадцати Апостолов» – весьма ранний христианский памятник. Данная книга совсем небольшая – в ней коротко говорится только о самом главном, и к этому главному причислены, кроме молитвы «Отче наш», тексты молитв перед причащением (см. гл. 9, абз. 7). Слова «так благодарите» (Дидахе, 10: 1) означают: «благодарите вот такими словами». То есть, записанные и произносимые наизусть молитвы, были в древней Церкви обычным делом, особенно на общественном Богослужении.

Следующая книга – «Апостольские Постановления», написанная св. Климентом в I веке преимущественно со слов Апостола Петра. Здесь даётся много молитвенных текстов и указаний, что и когда читать и делать. Например: «После этого диакон пусть молится о всей Церкви и о всем мире и странах его, о плодах земных, о священниках и начальниках, о первосвященнике и царе, о мире всего мира» (кн. 2/57). Православный человек сразу же поймёт, что речь здесь идёт о хорошо знакомой ему мирной (великой) ектенье, в которой есть все упомянутые прошения.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...