Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Использование НИТ в учебном процессе




Изучение отечественного и зарубежного опыта использования новых информационных технологий (НИТ), в т.ч. включение компьютера в учебный процесс, оказывает значительное влияние на роль средств обучения, используемых в процессе преподавания того или иного предмета, а само применение НИТ изменяет уже сложившуюся традиционную структуру учебного процесса. Для осуществления положительных сдвигов в области повышения эффективности процесса обучения необходим комплексный подход к проблеме использования НИТ. Именно отсутствие такого подхода и повлекло за собой распространение практики использования компьютера только в качестве средств поддержки традиционной методики обучения, а это дискредитирует саму идею информатизации образования. Видимо, правильным будет говорить о том, что НИТ и компьютер, в частности, следует рассматривать как элемент системы.

Центральным звеном в процессе обучения является учебное время и время взаимодействия педагога и учащегося. При этом все менее плодотворными становятся традиционные методы обучения. На первом месте, естественно, остается сам педагог - его знание предмета квалификация, эрудиция, умение заинтересовать аудиторию, органично включить в учебный процесс новые методы и средства обучения. И тут ведущую роль играют ТСО вообще, компьютерные в частности.

Компьютерная технология расширила возможности представления учебной информации, дала возможность внедрения новых информационных технологий в учебный процесс. Это позволяет поднять уровень образования на новую ступень, модернизируя учебный процесс, изменяя формы и содержание педагогической деятельности. В частности, это применение обучающих и контролирующих программ, являющихся эффективным средством активизации познавательной деятельности учащихся, повышения интереса и усиления мотивации к учебе. Подобные программы активно вовлекают обучающихся в учебный процесс, позволяют осуществлять индивидуальный подход к обучению с учетом различий в уровнях подготовленности каждого учащегося и осуществлении обратной связи.

Одной из основных составляющих в формировании специалиста «нового уровня» выступает использование активных методов, форм и средств обучения, способствующих созданию нового типа интеллекта. При этом особую роль приобретает использование интерактивных методов обучения, позволяющих воссоздать модель открытого обсуждения, развивающую умение спорить, дискутировать и решать конфликты мирным путем.

Имея в наличии кабинеты, оснащенные ПЭВМ на базе Pentium, перед преподавателями поставлена задача о применении компьютеров в процессе изучения предметов, о разработке электронных учебных пособий по различным предметам. В условиях дефицита учебников и их дороговизны компьютерные классы приобретают особое значение. Они являются как бы филиалом электронного читального зала. Например, каждый компьютерный класс, кроме своего прямого назначения, является специализированным классом по изучению каких-то предметов. Так, один кабинет специализируется на общеобразовательных предметах; второй - на 1С - бухгалтерии (при этом надо заметить, что некоторые разделы электронных учебников используются при работе с курсовыми и дипломными работами - это выбор схематического решения и расчетная часть); третий кабинет - на иностранных языках; четвертый - на казахском языке; пятый - на экономических дисциплинах; шестой - ИНТЕРНЕТ и т. д. Таким образом, каждый учащийся, пропустивший занятия или желающий более углубленно изучить тему, из соответствующего компьютерного класса по сети может войти в электронный читальный зал, выбрать необходимый предмет и тему и индивидуально заниматься.

Естественно, речь идет и о комплексном применении ТСО: видео- и аудиоаппаратуры, графо - и диапроекторов, фильмоскопов. Видео-, аудио- и компьютерная техника заняла прочное место в учебном процессе. В настоящее время многие преподаватели используют уже готовые приобретенные электронные учебники и видеокурсы по различным предметам.

Часть преподавателей не ограничилось применением готовых учебников и занялось разработкой своих электронных пособий. Естественно, использование и создание собственных электронных пособий - не самоцель. К ним должны иметь свободный доступ учащиеся. Для этого компьютеры должны быть установлены в читальном зале библиотеки. Любой учащийся может, взяв диск по интересующему его предмету, заниматься индивидуально. Кроме того, в созданном «Интернет-классе» учащиеся в процессе обучения смогут изучать работу с современными Интернет-технологиями и в любое время могут заниматься самостоятельно.

Создание собственных электронных учебных пособий - процесс непростой, требующий значительных материальных, финансовых и временных затрат. Первые попытки представляли собой обычное сканирование текстового материала с незначительным использованием программных средств. С приобретением навыков и опыта становились более совершенными и электронные пособия. Появляется звуковое сопровождение, дополнительные ссылки.

Желание развивать систему управления учебным процессом, разрабатывать и внедрять в учебный процесс новые информационные технологии, работать над собственными электронными учебниками требует создания комплекса мер с привлечением квалифицированных программистов и специалистов по компьютерному дизайну, приобретения современного компьютерного оборудования. Конечно, затраты значительные, но они оправданы. Владение информационно – компьютерными технологиями при этом становится обязательным для всего большего числа рабочих мест. Целенаправленная деятельность по внедрению компьютеров и информационно-компьютерных технологий в учебный процесс позволяет учащимся, еще будучи студентами, во время прохождения производственной практики пройти конкурсный отбор и быть принятым на работу. Одним из главных факторов при этом умение работать на компьютере.

В настоящее время преподаватели в высшем учебном заведении используют компьютерную технику в процессе обучения не только при изучении информатики, но и специальных дисциплин. Некоторые кафедры всем коллективом работают над электронными учебными пособиями. Широко используются мультимедийные и компьютерные технологии при изучении иностранных и казахского языков. Компьютерные и лингафонные кабинеты позволяют отрабатывать правильное произношение, сравнивая его с эталоном. Самым естественным является применение компьютерной техники при изучении дисциплин по информатике и математики, физики, химии и других предметов. При этом преподаватели не просто используют ЭВМ при объяснении нового материала, но и при самостоятельной работе студентов и для контроля знаний. НИТ не ограничиваются только применением компьютерной техники. Также широко применяется аудио- и видеотехника. Всевозможные аудио- и видеофильмы не только позволяют интересно и зрелищно провести занятия, но и повышают интерес и тягу студентов к знаниям и к получению образования вообще. Взяв за основу все вышеперечисленные факторы, созданы «учебно-методические комплексы преподавателя" (УМК).

Имеющаяся в вузе компьютерная сеть позволяет внедрить в учебный процесс учебно-методические комплексы (УМК). Это концентрированно изложенный материал по предмету, содержащий темы, контрольные и тестовые задания, задачи и упражнения. При этом преследовались следующие цели:

1. Индивидуализировать обучение

2. Облегчить усвоение материала

3. Повысить результативность учебного процесса

4. Совершенствовать контроль и самоконтроль

5. Помочь студентам осознать целостную картину изучаемого материала.

Таким образом, любой студент, пропустивший тему или желающий изучить ее более углубленно, имеет возможность, используя УМК в электронном варианте, индивидуально работать с ним или в электронном читальном зале, или вызвать его по сети из любого компьютерного класса.

Одним из самых современных направлений НИТ является ИНТЕРНЕТ.

Значительный шаг вперед в информационных технологиях, возможность доступа и получения самой последней и наиболее полной информации по интересующему вопросу, оперативность, широчайшая география общения - все это не могло не привлечь внимания, и в настоящее время широко внедряется ИНТЕРНЕТ и в процесс обучения, и в процесс повышения квалификации преподавателей, и в работу соискателей, аспирантов, и в подготовку диссертаций. Преподаватели в ходе подготовки учебно-методических комплексов широко используют материалы публикаций ИНТЕРНЕТ, диссертанты используют его возможности для поиска диссертационного материала.

Работа над созданием электронных учебных пособий в стадии становления, но видна перспективность и будут прилагаться все усилия для ее продолжения и развития.

С учетом специфики отдельных вузов и большого числа специальностей, значительное количество учебных электронных материалов для студентов должны готовиться силами самих высших учебных заведений. Существенное снижение расходов на подготовку и переподготовку педагогических и технических кадров может быть достигнуто за счет использования дистанционного обучения.

Для эффективной работы учащихся целесообразно поставлять в образовательные учреждения не отдельные компьютеры, а компьютеры, объединенные в локальную сеть, в комплект поставки должно входить лицензионное системное программное обеспечение.

Предметом поставки в образовательные учреждения являются:

- компьютерные классы (в т. ч. рабочие места преподавателя и ученика);

-учебная техника в номенклатуре в соответствии с утвержденными перечнями минимально необходимого учебного оборудования (принтер, сканер, цифровая камера, проектор), расширяющего спектр и эффективность применения компьютерной техники;

- программно-методические комплексы (компьютерные обучающие программы) по каждой учебной дисциплине;

- модем, программное обеспечение для установки электронной почты;

- специализированная мебель для учебных кабинетов и сетевых компьютерных классов.

Для вузов, имеющих компьютерные классы, доступ в компьютерные сети, необходимо решать задачи модернизация, автоматизация и развитие существующего оборудования. В качестве транспортной среды необходимо максимально использовать существующую инфраструктуру сетей связи общего пользования, выделенных сетей, имеющих наиболее разветвленную инфраструктуру на региональных уровнях. Сетевая телекоммуникационная инфраструктура образования должна быть реально интегрирована в существующие системы связи. Основу сети связи должны составлять региональные узлы, расположенные в крупных вузах региона.

Программы, предназначенные для передачи обучаемому знаний и/или умение получили название «Автоматизированные обучающие системы» (АОС). Разработка персональных компьютеров нового поколения, обладающих широкими возможностями и высоким «интеллектом», привела к переоценке целей разработки программных обучающих средств, основной задачей которых является получение информации и формирование знаний в какой либо области, закрепление навыков, умений, контроля и тестирования. Основным элементом АОС является электронный учебник.

Электронный учебник (ЭУ) - это программно-методический комплекс, обеспечивающий возможность самостоятельного изучения учащимся или при участии преподавателя учебного курса с помощью компьютера. Электронный учебник или курс обычно содержит три компонента: презентационную составляющую, в которой излагается основная информационная часть курса; упражнения, способствующие закреплению полученных знаний; тесты, позволяющие проводить объективную оценку знаний учащегося.

Возможная область применения электронных учебников чрезвычайно широка: использование электронно-обучающих систем эффективно и при самообразовании, и при дистанционном обучении; рекомендуется для людей со специальными потребностями в образовании.

Электронный учебник (ЭУ) удобен для преподавателя потому, что он:

• позволяет выносить на лекционных и практических занятиях материал по собственному усмотрению, возможно, меньший по объему но наиболее существенный по содержанию, оставляя для самостоятельной работы с ЭУ то, что оказалось вне рамок аудиторных занятий;

• освобождает от утомительной проверки домашних заданий, типовых расчетов и контрольных работ, передоверяя эту работу компьютеру;

• позволяет оптимизировать соотношение количества и содержания примеров и задач, рассматриваемых в аудитории и задаваемых на дом;

• позволяет индивидуализировать работу со студентами, особенно в части, касающейся домашних заданий и контрольных работ.

Электронный учебник является также составной частью дистанционного образования (ДО).

Основными задачами подготовки к широкому внедрению дистанционного образования являются:

· определить и подготовить к использованию целесообразные для применения в учебном процессе методы, модели, технологии и средства ДО;

· продолжение разработки и тиражирование современных электронных средств обучения (электронные учебники и справочники, энциклопедии, видеофильмы, мультимедийные средства, средства тестирования учащихся и др.), интеграция их с традиционными учебными пособиями, организация электронных библиотек обучающих средств и обеспечение доступа к размещенным в них образовательным ресурсам;

• организация системы доставки электронных учебно-методических материалов, дистанционного обучения и консультирования учащихся учебных заведений различного уровня;

· обеспечение качества, стандартизация и сертификация средств информационных технологий учебного назначения;

· создание новых образовательных программ дистанционного образования на основе информационных технологий, развитие сети электронных библиотек, модернизация и развитие существующей сетевой инфраструктуры и др.;

· создание и развитие нормативной базы образовательной информационной среды;

· создание системы повышения квалификации и профессиональной переподготовки педагогических, административных и инженерно-технических кадров образовательных учреждений в области дистанционного образования, телекоммуникационных средств и новых информационных технологий;

· обеспечение образовательных учреждений региона средствами вычислительной техники, современными электронными средствами обучения, а также средствами доступа к глобальным информационным ресурсам;

· создание телекоммуникационной образовательной сети;

· создать условия для повышения качества образования за счет эффективного использования современных информационных технологий;

· создать условия для обеспечения равных возможностей на получение образования всех уровней и ступеней; обеспечить доступ учащихся и преподавателей, общеобразовательных учреждений и профессиональных учебных заведений к сетевым информационным ресурсам;

· создать систему производства электронных учебных материалов и программно-методического обеспечения, осуществить их интеграцию с традиционными средствами обучения;

· создать систему доступа к глобальным образовательным ресурсам;

· создать условия для развития технологии интерактивного дистанционного обучения;

· развить фундаментальные и прикладные исследования для реализации
открытого образования. Реализовать возможность персонализации образования путем создания и реализации индивидуальных образовательных траекторий;

· создать систему методической поддержки преподавателей учебных учреждений всех уровней, провести подготовку и переподготовку преподавателей общеобразовательных учреждений в области новых информационных технологий;

· создать условия гражданам с ограниченными возможностями здоровья
получать полноценное образование и необходимую специальную помощь;

· создать программное обеспечение сетевого тестирования и банки данных с тестовыми заданиями;

· создать систему центров информационной и научно-методической поддержки образовательного процесса, а также осуществляющих обслуживание программно-аппаратных средств единой образовательной информационной среды.

Для учета и реализации мировых образовательных тенденций в области высшего образования совершенствование учебного процесса предполагает:

- создание независимого аттестационного центра по проверке знаний студентов университета и филиалов;

- создание банка данных экзаменационных вопросов и билетов, тестовых
заданий и листов ответов к ним;

- поэтапный переход на кредитную систему обучения;

- создание деловых электронных игр в дуплексном режиме на примере
банковских и экономических систем;

- создание сценариев активных семинаров;

-создание автоматизированной системы базы данных и поисково-справочной системы «Деканат», а впоследствии и «Ректорат»;

-создание учебных видеофильмов и аудиокурсов;

-создание мультимедиа курсов;

- написание методических рекомендаций по дистанционному обучению и проведение семинаров;

- создание электронной проходной в университете, обеспечение всех студентов ППС и АУП смарт-картами (электронными удостоверениями личности);

- дальнейшее использование смарт-карт студентов для регистрации посещаемости студентов;

- создание сетевой электронной библиотеки. Перевод имеющейся литературы на бумажном носителе в электронный вид.

Таким образом, внедрение компьютерных технологий позволит существенно повысить качество образования и облегчить труд преподавателя.

 

 

Резюме

· Одним из приоритетных направлений процесса информатизации современного общества является информатизация образования – процесс обеспечения сферы образования методологией и практикой разработки и оптимального использования современных информационных технологий, ориентированных на реализацию психолого-педагогических целей обучения, воспитания.

· Компьютерная технология расширила возможности представления учебной информации, в частности, дала возможность внедрения новых информационных технологий (НИТ) в учебный процесс. Это: применение обучающих и контролирующих программ, электронные учебники, интерактивные методы обучения, использование ресурсов сети Интернет.

· Электронный учебник – программно-методический комплекс, обеспечивающий возможность самостоятельного или при участии преподавателя освоения учебного курса с помощью компьютера. Электронный учебник включает три компонента: презентационную составляющую, в которой излагается основная информационная часть курса; упражнения, способствующие закреплению полученных знаний; тесты, позволяющие проводить объективную оценку знаний учащихся.

· Перспективным направлением использования информационных технологий в образовании является дистанционное обучение.

Вопросы для самоконтроля

 

1. Дайте понятие «информатизация общества».

2. Опишите концепцию развития образования, принятую в РК?

3. Назовите основные черты новой системы образования.

4. Что является центральным звеном в процессе обучения?

5. Какие Вы знаете новые информационные технологии (НИТ), применяемые на отечественном и зарубежном рынке?

6. Опишите какие НИТ применяются в Казахстане?

7. Что Вы понимаете под электронным учебным пособием?

8. Охарактеризуйте сущность учебно-методического комплекса (УМК)?

9. Перечислите существующие цели при внедрении в учебный процесс УМК?

10. Какое направление НИТ является одним из современных?

11. Дайте понятие «Автоматизированные обучающие системы (АОС)».

12. то является основным элементом АОС?

13. Почему электронный учебник удобен для преподавателя?

14. Какие Вы знаете задачи подготовки к внедрению дистанционного образования?

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...