Глава 20. О каноне Библии 3 страница
Причиной невведения 3-й Ездры в еврейский канон, должно быть, послужило, главным образом, то, что евреи считали её книгой тайной, которую нельзя открывать для всех. Об открытых и тайных книгах ясно говорится в самой 3Езд. (см. ниже, абз. 323). Но для Своей Церкви, имеющей уже больше мудрости и благодати, чем древний Израиль, Господь расширил канон, и позволил ввести в него одну из действительно ранее тайных книг – 3Езд. Другие же «неканонические» книги, которые есть в Септуагинте, и для Израиля, и для язычников не были тайными, и иамнийские евреи не ввели их в свой канон по своей глупости и ревности не по разуму, несмотря даже на то, что древние евреи, сделавшие указанный перевод, считали эти книги частью Священного Писания. Вообще, чем руководствовались иудеи при составлении канона на своём соборе в Иамнии, доподлинно не известно, и об этом можно только догадываться. Но как бы там ни было, важно то, что канон, составленный безблагодатными иудеями, не может быть для Церкви мерилом истины. 5) «Ни один собор христианской церкви за первые четыре века после Рождества Христова не признавал Боговдохновенности апокрифов». Данный аргумент – фактическая ложь. Лаодикийский Собор состоялся в IV веке, в 364 году, и к Ветхому Завету он причисляет книги Варуха и Послание Иеремии. Кроме того, в 85-м Апостольском правиле к канону причисляются три книги Маккавейские и книга Сираха, а эти правила для Церкви имеют не меньший авторитет, чем Соборы, и помещаются в книге правил в самом начале. Также и св. Афанасий, живший в IV веке, в своём 39 послании (где впервые перечисляет полностью канон Нового Завета, который в таком виде приняли и протестанты) к канону причисляет книги Варуха и послание Иеремии. Остальные «неканонические» книги упоминает Карфагенский Собор, состоявшийся в 419 г. Но почему нужно не брать его во внимание лишь потому, что он состоялся в начале V века? Почему нужно думать, что канон Церковь должна была определить не позднее конца IV века, и что в V веке истинных Соборов уже не могло быть?
6) «Против апокрифов выступали многие из отцов ранней церкви, например, Ориген, Кирилл Иерусалимский, Афанасий». Здесь пора сказать о том, что Джош Мак-Дауэлл и все вообще протестанты путают «некононические» книги с апокрифами, в то время как апокрифами называются другие книги, такие как книга Еноха, Юбилеев, евангелия от Петра, от Никодима, от евреев, от Иакова; откровение Седраха, Варуха, Петра, Павла и многие другие, которых никогда не было в Септуагинте и которые Церковь никогда даже не пыталась ввести в библейский канон, которые ни на каком Соборе и ни в каком списке библейских книг никогда не упоминаются, ибо «апокрифы» значит «утаённые»1373, и они по самой своей сути не могут быть в списке книг, предназначенном для всех, как Библия. Протестанты же совершенно не разделяют «неканонические» книги от апокрифов, и одни и другие книги называют просто «апокрифы». Об утаённых книгах (апокрифах в истинном смысле) ясно говорится в 3Езд. 12: 37–38; 14: 26, 44–48: «Все это, виденное тобою, напиши в книге и положи в сокровенном месте; и научи этому мудрых из народа твоего, которых сердца признаешь способными принять и хранить сии тайны. (…) И когда ты совершишь это, то иное объяви, а иное тайно передай мудрым. (…) Написаны же были в сорок дней девяносто четыре книги. И когда исполнилось сорок дней, Всевышний сказал: первые, которые ты написал, положи открыто, чтобы могли читать и достойные и недостойные, но последние семьдесят сбереги, чтобы передать их мудрым из народа; потому что в них проводник разума, источник мудрости и река знания. Так я и сделал». Таким образом, одни ветхозаветные книги предназначались для всех – и достойных, и недостойных, а другие – только для мудрых. Со времен Ездры были написаны и другие тайные книги, в том числе и христианские. Поэтому, как в ветхозаветной Церкви было открытое учение для всех, и учение тайное, лишь для мудрых, для верных и достаточно посвящённых, так это остаётся и в новозаветной Церкви. Именно о тайном учении Христос говорит: «Не давайте святыни псам и не бросайте жемчуга вашего перед свиньями» (Мф. 7: 6). О том же говорил и ап. Павел: «Мудрость же мы проповедуем между совершенными» (1Кор. 2: 6).
О тайном учении и необходимости сохранять его от взоров недостойных многократно говорит в своих посланиях и св. Дионисий Ареопагит: «даровало нам тайное предание наших боговдохновенных руководителей (Апостолов)»; «ограждая его («божественное предание») от насмешек и глумления непосвященных»; «следуя священнейшему правилу не говорить и не показывать непосвященным ничего божественного»1374; «Смотри, однако же, чтобы никто из непосвященных об этом не услышал»1375; «Смотри же, как бы священнейшей святыни не вынести из ограды Церкви; поступай осторожно и тому, что касается сокровенного Бога, воздавай честь мысленным и незримым углублением, сохраняя это недоступным и неприкосновенным для непосвященных, а одним освященным сообщая святыню достойно святыни – вместе со священным просвещением»1376. О том же пишет и св. Василий Великий: «Из сохраненных в Церкви догматов и проповеданий, некоторые мы имеем от письменного наставления, а некоторые прияли от апостольского Предания, по преемству в тайне… Благословляем также и воду крещения и елей помазания, ещё же и самого крещаемаго, по какому писанию? Не по преданию ли, умалчиваемому и тайному?.. Не из сего ли необнародываемого и неизрекаемого учения, которое отцы наши сохранили в недоступном любопытству и выведыванию молчании, быв здраво научены молчанием охранять святыню таинства? Ибо, какое было бы приличие, писанием оглашать учение о том, на что непосвященным в таинство и воззрение не позволительно?.. Сия есть причина предания без писаний, дабы к многократно изучаемому познанию догматов не утратили многие благоговения, по привычке… Род же умолчания есть и неясность, которую употребляет Писание, неудобосозерцаемым творя разум догматов, ради пользы читающих... »1377.
Итак, можно видеть, что Церковь использует три способа сохранения тайны учения от непосвящённых: 1) неписанное предание (у различных преданий есть различная степень утаённости); 2) таинственность и неудобопонятность самих библейских текстов, которые нечестивые не разумеют, а любящим Бога открывается их смысл (об этом и говорит св. Василий: «род же умолчания есть и неясность, которую употребляет Писание»; о том же пишет и ап. Пётр, говоря, что в посланиях ап. Павла «есть нечто неудобовразумительное» – 2Пет. 3: 16) – по этой причине и возникает столько споров о том, чему на самом деле учит Библия; 3) тайные, апокрифические книги. И среди этих книг, безусловно, есть и ложные апокрифы, ибо невозможно представить, чтобы дьявол, вредящий Церкви везде и во всём, не попытался бы повредить эти книги и не «пристроить» к ним и свои. Именно этим и занимались в первые века церковной жизни так называемые гностики и прочие еретики. Зная, что у Церкви есть тайные книги, они писали свои ложные и еретические сочинения, и пытались выдать их за истинные апокрифы, за тайное учение Апостолов. И нужно осознать, что гностического соблазна и всей этой тяжёлой с ними борьбы не могло бы быть, если бы в Церкви действительно не было бы никаких истинных апокрифов, если бы верные ничего не знали, как протестанты, ни о каком тайном учении1378. Вот с этими лжеапокрифами и боролась Церковь, в частности те мужи, которых называет Джош Мак-Дауэлл. С истинными же апокрифами Церковь не боролась и не борется1379: Она лишь сохраняет их в тайне (или в полутайне), и отнюдь не предписывает всем их читать, поскольку многие в Церкви не являются достаточно зрелыми для вкушения этой твёрдой пищи. Итак, борьба отцов и учителей Церкви с лжеапокрифами еретиков не имеет никакого отношения к «неканоническим» книгам и даже к истинным апокрифам. Св. Афанасий, упомянутый Джошем Мак-Дауэллом, никогда не боролся с «неканоническими»; напротив, и некоторые из них он сам причисляет к библейскому канону.
7) «Иероним (340–420 гг. от Р. Х. ), знаменитый ученый и переводчик Вульгаты, отвергал апокрифы как часть канона. Об этом он спорил с Августином, находившимся по ту сторону Средиземного моря. Вначале он даже отказался переводить их на латынь, но впоследствии дал торопливые переводы некоторых из них. После его смерти, буквально «через его труп», апокрифические книги были перенесены в Вульгату из старой латинской Библии». Никто не говорит о том, что вопрос о каноне Церковь сразу и единогласно решила, как только была написана последняя книга Нового Завета. Напротив, о каноне, как ветхозаветном, так и новозаветном, были разномыслия (по слову Апостола: «Ибо надлежит быть и разномыслиям между вами, дабы открылись между вами искусные» – 1Кор. 11: 19)и разные Соборы и Отцы составляли разные списки книг. Блаж. Иероним, как известно, долгое время жил в Палестине, изучая еврейский язык и работая над переводом Библии на латынь, и поскольку евреи следовали иамнийскому канону, то и он, что естественно, склонялся к следованию ему. Но, во-первых, мнение блаж. Иеронима не есть ещё мнение всей Церкви – сам факт его спора с блаж. Августином как раз и говорит о том, что его позиция не была общецерковной, и почему нужно считать, что прав был блаж. Иероним, а не блаж. Августин?; во-вторых, блаж. Иероним всё же сделал переводы некоторых «неканонических» книг. Значит и он сам не был настроен решительно против этих книг, и церковные власти отнюдь не разделяли его мнение о каноне, если повелели ему перевести эти книги, и внесли их в латинскую Библию (Вульгату). 8) «В период Реформации апокрифические книги отвергались многими римско-католическими богословами». Во-первых, нужно помнить, что «неканонические» книги входили (и входят) в Вульгату, а значит – являлись для католиков частью Священного Писания: если бы не так, их бы просто не было в их Библии. Брожения в умах католических богословов по поводу «неканонических» книг начались как раз под влиянием Реформации. Но вскоре эти разномыслия в католической среде закончились утверждением на Тридентском Соборе в 1546 году этих книг как канонических1380. Во-вторых, для решения вопроса о каноне очень мало значит, что думали о нём латиняне в XVI веке, ведь они уже давно находились в духовном отступлении, что единогласно признают как православные, так и протестанты (хотя по разному видят, в чём оно выражается). 9) «Принадлежность апокрифов к канону отрицалась Лютером и его реформаторами».
Что думал Лютер и реформаторы о каноне, имеет ещё меньшее значение для вопроса о каноне, чем мнение католиков. Лютер, например, вместе с «неканоническими» книгами отвергал и послание Иакова. Так что же протестанты не считаются в данном вопросе с мнением своего основателя? (Причём, нужно отметить, что Лютер не исключил из Библии «неканонические» книги, кроме 3Ездры, и в своем переводе Библии на немецкий язык в 1534 г. выделил их в особый раздел, помещавшийся между Ветхим и Новым Заветом. ) 10) «Римско-католическая церковь признала апокрифические книги, принадлежащими к канону, лишь в 1546 году от Р. Х. в Тридентском Соборе, имевшем контрреформационный характер. Этот шаг имел явную полемическую окраску». Нет, у западной Церкви с древности, от блаж. Иеронима Библия включала «неканонические» книги, хотя эти книги имели у них несколько неопределенный статус. А на своём Соборе они лишь подтвердили свою веру. Так всегда поступала и Церковь: на своих Соборах Она только подтверждала и официально и авторитетно заявляла о своей вере (особенно о тех её положениях, которые прежде не были чётко сформулированы и на которые нападали еретики), а не изобретала что-то новое. Вот ещё другие 4 аргумента против «неканонических» книг, которые приводит Джош Мак-Дауэлл в своей книге «Неоспоримые свидетельства» (со ссылкой на «Библейский словарь» Унгера). Общую оценку этим аргументам можно дать такую: они являются просто голыми, субъективными, клеветническими и предубежденными заявлениями, не подкреплёнными никакими фактами и примерами. Кратко рассмотрим их. 1) «Они («неканонические» книги) содержат исторические и географические неточности, а также множество анахронизмов». Об исторических и географических неточностях постоянно говорят и пишут либералы и атеисты; эти «неточности», «ошибки» и «анахронизмы» они находят практически во всех библейских книгах, особенно Ветхого Завета. Но консервативные протестанты этому не верят и находят этим «противоречиям» объяснения, веруя, что ошибаться может наука и учёные, но не Библия. Но так как протестанты не верят «неканоническим» книгам, то в отношении их они с радостью и без всякого отпора принимают эту либеральную критику. 2) «Они учат ложным взглядам и поддерживают обряды, расходящиеся с Боговдохновенным Писанием». Под ложными взглядами протестанты имеют в виду, нужно полагать, прежде всего молитвы за умерших, о которых ясно говорится в 2Мак. 12: 39–45. Но, как было показано в 4-й главе настоящей книги, молитвы за умерших это не ложный взгляд, и канонические книги (равно как и древнецерковные письменные и археологические свидетельства) полностью подтверждают это учение. 3) «В них выведены литературные типы и содержится искусственность сюжета и стиля, которых нет в Писании». Здесь можно только недоумевать: где протестантам видится в «неканонических» книгах искусственность стиля и сюжета? Данное мнение совершенно предвзято и надумано. Напротив, дух этих книг един с остальным Священным Писанием. 4) «Им недостает отличительных черт, которые делают подлинные Писания Божественными, – таких, как пророческая сила, поэтическое и религиозное чувство». Здесь тот же вопрос: где протестанты заметили в этих книгах нехватку пророческой силы, поэтичности и религиозного чувства? Напротив, эти книги написаны весьма поэтично, с сильнейшим религиозным чувством, и содержат множество важных пророчеств. Если бы протестанты не были предубеждены против этих книг, то они никогда при чтении их не сказали бы того, что они говорят. То есть, если бы они ничего не знали о каноне, и им бы сказали, что некоторые книги в Библии неканонические, и что нужно их выявить, то по объективным причинам они скорее бы исключили книгу Есфирь, где ни разу не употребляется слово «Бог», чем Иудифь; и книгу Екклесиаста, где выражаются как бы сомнения в бессмертии души, воскресении и воздаянии ( например: «Всему и всем – одно: одна участь праведнику и нечестивому…» (9: 2); «Живые знают, что умрут, а мертвые ничего не знают, и уже нет им воздаяния…» (9: 5); см. также 3: 18–21; 5: 14–16, 19; 6: 3–8, 12; 8: 7; 9: 2–5, 10 – потому, кстати, эту книгу так любят цитировать субботники и «свидетели», не верующие в ад и бессмертие души ), чем книгу Премудрости Соломона, где о воскресении и воздаянии говорится с ясностью Нового Завета ( например: «Тогда праведник с великим дерзновением станет пред лицем тех, которые оскорбляли его и презирали подвиги его» (5: 1); «А праведники живут вовеки; награда их – в Господе, и попечение о них – у Вышнего. Посему они получат царство славы и венец красоты от руки Господа…» (5: 15–16); ср. 3: 4, 7, 14, 18; 4: 10–11 ), и где содержится такое яркое пророчество о Христе (2: 12–21); и Песни Песней, с её, как может показаться, слишком откровенным эротизмом, чем книгу Сираха, ни в чём не уступающую по мудрости притчам Соломона; и какую ни будь книгу малого пророка, чем 3-ю Ездры, где находится множество великих и сильнейших пророчеств. Вообще, наибольшее недоумение вызывает то, что протестанты говорят о недостатке пророческой силы «неканонических» книг. Выше были приведены много явных и сильных пророчеств из «неканонических» книг. Предлагаю моему читателю вернуться и прочесть ещё раз эти места (например, абз. 26, 30, 32, 44, 46, 52, 102, 181 и большинство мест из 3Езд. ). К ним хочу добавить ещё несколько ярких пророчеств из «неканонических» книг. Пророчество о Церкви и язычниках: «Предам домы ваши людям грядущим, которые, не слышав Меня, уверуют, которые, хотя Я не показывал им знамений, исполнят то, что Я заповедал, не видев пророков, воспомянут о своих беззакониях. Завещеваю благодать людям грядущим, дети которых, не видев Меня очами плотскими, но духом веруя тому, что Я сказал, торжествуют с весельем. Итак теперь смотри, брат, какая слава, – смотри на людей, грядущих с востока…» (3Езд. 1: 35–38). Пророчество о Христе, Его Церкви и воздаянии: «Посему вам говорю, язычники, которые можете слышать и понимать: ожидайте Пастыря вашего, Он даст вам покой вечный, ибо близко Тот, Который придет в скончание века. Будьте готовы к воздаянию царствия, ибо свет немерцающий воссияет вам на вечное время. Избегайте тени века сего; приимите сладость славы вашей. Я открыто свидетельствую о Спасителе моем. Вверенный дар приимите, и наслаждайтесь, благодаря Того, Кто призвал вас в небесное царство. Встаньте и стойте, и смотрите, какое число знаменованных на вечери Господней, которые, переселившись от тени века сего, получили от Господа светлые одежды. Приими число твое, Сион, и заключи твоих, одетых в белые одеяния, которые исполнили закон Господень. Число желанных сынов твоих полно. Проси державу Господа, чтобы освятился народ твой, призванный от начала. Я, Ездра, видел на горе Сионской сонм великий, которого не мог исчислить, и все они песнями прославляли Господа. Посреди них был юноша величественный, превосходящий всех их, и возлагал венцы на главу каждого из них и тем более возвышался; я поражен был удивлением. Тогда я спросил Ангела: кто сии, господин мой? Он в ответ мне сказал: это те, которые сложили смертную одежду и облеклись в бессмертную и исповедали имя Божие; они теперь увенчиваются и принимают победные пальмы. Я спросил: а кто сей юноша, который возлагает на них венцы и вручает им пальмы? Он отвечал мне: Сам Сын Божий, Которого они прославляли в веке сем. И я начал славить их, мужественно стоявших за имя Господне. Тогда Ангел сказал мне: иди и возвести народу моему, какие видел ты дивные дела Господа Бога» (3Езд. 2: 34–48). А вот какое ясное пророчество о Христе, что Он – Сын Божий, о Его полном имени и Его смерти: «Ибо откроется Сын Мой Иисус… А после этих лет умрет Сын Мой Христос…» (3Езд. 6: 28–29); ср. 3Езд. 13: 37: «Сын же Мой обличит нечестия…». Пророчество о воскресении, Страшном Суде и воздаянии: «И отдаст земля тех, которые в ней спят, и прах тех, которые молчаливо в нем обитают, а хранилища отдадут вверенные им души. Тогда явится Всевышний на престоле суда, и пройдут беды, и окончится долготерпение. Суд будет один, истина утвердится, вера укрепится. Затем последует дело, откроется воздаяние, восстанет правда, перестанет господствовать неправда. И откроется озеро мучения, а против него место покоя; видна будет печь геенны, а против нея рай сладости. И скажет тогда Всевышний пробудившимся народам: «посмотрите и поймите, кого вы отвергли, кому вы не служили и чьи заповеди вы презрели. Взгляните прямо пред собою и напротив: там сладость и покой, а тут огонь и мучения». Вот что скажешь Ты им в день суда» (3Езд. 7: 32–35, (36–38)). А вот пророчество о последнем времени: «и однолетние младенцы заговорят своими голосами, и беременные женщины будут рождать недозрелых младенцев через три и четыре месяца, и они останутся живыми, и укрепятся» (3Езд. 6: 21). Действительно, мы все свидетели исполнения данного пророчества: в последнее время всё чаще появляются такие дети, которые в 1 год бегло разговаривают, а медицина не так давно достигла того, что действительно, трёх-четырёхмесячные дети могут быть выхоженными, о чём во все прежние века и помыслить было невозможно. Так не ясно ли, что такое пророчество могло быть произведено лишь всеведущим Духом Божиим? При описании войн последнего времени Ездра упоминает о «мечах летающих» (3Езд. 15: 41). Очевидно, ему были показаны летящие ракеты (или самолёты), которые он описал таким выражением. Но как он мог говорить о летающих мечах, если Господь не открыл бы ему этого? Теперь хочу дать краткую характеристику каждой из отвергаемых протестантами книг в отдельности, отвечая по ходу на те возражения, которые приводит против этих книг Джош Мак-Дауэлл (ссылаясь на Ральфа Эрла). 2 Ездры. Эта книга почти полностью повторяет 1 Ездры и Неемию, и во многом книги Паралипоменон. По этой причине не признавать эту книгу канонической есть меньше всего оснований. Ральф Эрл так говорит о 2 Ездры: «Наиболее интересна в этой книге история трех стражей, споривших о том, что сильнее всего на свете. Один из них сказал: «Вино», другой – «Царь», а третий – «Женщина и истина». Свои ответы они положили под подушку царю. Проснувшись, царь потребовал от трех стражей доказать их точку зрения. Единодушным решением стало: «Истина несет в себе высшую, недосягаемую силу». Зоровавель, которому принадлежал этот ответ, получил в награду право заново отстроить храм в Иерусалиме». Но при этом он совершенно огульно называет эти сведения «легендарными». Но откуда ему известно, что этого не могло быть, что это легенда? Почему протестантам история о том, как Даниил был брошен в ров ко львам, а трое отроков в печь, но при этом они остались живыми, и прочие многие подобные, казалось бы, невероятные библейские истории не кажутся легендами, а история с Зоровавелем, где нет ничего чудесного, кажется легендой? Товита. Данная книга повествует об Ассирийском пленении 10 колен Израилевых, случившемся в 722 г. до Р. Х. О жизни иудеев в Вавилонском пленении мы знаем из книги Есфири и Даниила; о жизни же израильтян в плену Ассирийском говорит только книга Товита. Потому в этом отношении она уникальна, и восполняет важный пробел в истории народа Божия. Ральф Эрл характеризует эту книгу так: «повесть, фарисейская по своему тону, и подчеркивающая необходимость соблюдать Закон Моисеев, употреблять лишь чистую пищу, совершать ритуальные омовения, жертвовать бедным, поститься и молиться. Ее идея, что милостыней можно искупить грех, явно противоречит Священному Писанию». Эти слова – свидетельство того, что протестанты в своем слепом отвержении «неканонических» книг впадают в какое-то безумие. Они в своей критике как бы забывают, что речь идёт о книге Ветхого Завета. Ветхий же Завет постоянно говорит о необходимости: 1) соблюдать Закон Моисеев: «пристали к братьям своим, к почетнейшим из них, и вступили в обязательство с клятвою и проклятием – поступать по закону Божию, который дан рукою Моисея, раба Божия, и соблюдать и исполнять все заповеди Господа Бога нашего, и уставы Его и предписания Его (Неем. 10: 29); 2) употреблять лишь чистую пищу: «Отличайте скот чистый от нечистого и птицу чистую от нечистой и не оскверняйте душ ваших скотом и птицею и всем пресмыкающимся по земле, что отличил Я, как нечистое» (Лев. 20: 25); 3) совершать ритуальные омовения: «Очищаемый омоет одежды свои, острижет все волосы свои, омоется водою…» ( Лев. 14: 8); 4) жертвовать бедным: «…не ожесточи сердца твоего и не сожми руки твоей пред нищим братом твоим» (Втор. 15: 7); «…кто милосерд к бедным, тот блажен» (Притч. 14: 21); 5) поститься: «пойди, собери всех Иудеев, находящихся в Сузах, и поститесь…» (Есф. 4: 16); «Назначьте пост…» (Иоил. 1: 14); 6) молиться: «И воззовете ко Мне, и пойдете и помолитесь Мне, и Я услышу вас» (Иер. 29: 12). Причем, к совершению последних трёх добродетелей многократно призывает и Новый Завет (см., напр., Лк. 3: 11; Мф. 6: 16; Мк. 14: 38). Так чем же книга Товита противоречит Библии? То же относится и к заявлению: «Ее идея, что милостыней можно искупить грех, явно противоречит Священному Писанию». Нет, данная идея – совершенно типична для Ветхого Завета! У Даниила мы читаем: «Посему, царь, да будет благоугоден тебе совет мой: искупи грехи твои правдою и беззакония твои милосердием к бедным... » (4: 27). Поэтому, протестантам нужно отвергать как противную Св. Писанию и книгу Даниила. Смущение протестантов мыслью о том, что милостыней (и вообще делами) можно искупить грех, происходит главным образом от их неверного понимания взаимосвязи веры и дел, о чём говорилось в гл. 6. Итак, книга Товита весьма благодатна и трогательна, и в ней и близко нет ничего фарисейского. Она показывает нежную Божью заботу о любящих Его, и убеждает хранить верность Завету и соблюдать Божьи заповеди в условиях, когда почти все израильтяне отступили от Бога. Иудифь. Данная книга повествует о том, как весьма красивая, мудрая и богобоязненная иудейская женщина Иудифь спасла свой народ от уничтожения, которое готовил ему Олоферн, военачальник царя Навуходоносора. Книга Иудифь в определённом смысле подобна книге Есфирь, где рассказывается похожая история. О книге Иудифь Ральф Эрл говорит, что она «тоже отличается фарисейской позицией и литературностью». Когда протестанты обвиняют в фарисействе книгу Товита, то можно, зная их менталитет, хотя бы догадаться, почему они это говорят. Но данное обвинение в адрес Иудифи – совершенно нелепо. Если книга Левит, которая почти вся состоит из обрядовых предписаний, не кажется протестантам фарисейской, то что фарисейского они нашли в Иудифи? Здесь опять на лицо крайняя предвзятость протестантов к «неканоническим» книгам и потребность придумать хоть какое-нибудь обвинение против них. Что же касается «литературности», то этим автор, безусловно, выражает своё неверие данной книге, но история Иудифи не более чудесна, чем история Есфири, патриархов, Даниила и его друзей, пророка Ионы и многих других, и не верить ей нет никаких оснований. Премудрости Соломона. Данная книга относится к разделу поэтических книг, и подобна книгам Притчи и Сираха. В ней, как мы видели, немало важных пророчеств (см. абз. 46, 52, 58–80, 102), а также много весьма мудрых наставлений. Эту книгу обычно даже протестанты не решаются критиковать – Ральф Эрл признаёт, что в книге Премудростей «содержится немало благородных мыслей». Хотя, при этом он утверждает, что данная книга была написана в 40 г. от Р. Х. и, естественно, не является творением Соломона. Но в 33-м правиле Карфагенского Собора к каноническим писаниям причисляются «Соломоновых книг четыре», то есть: Притчи, Екклесиаст, Песни Песней и Премудрости, и лучше веровать данному древнему Собору, нежели выдумкам либералов. Премудрости Иисуса, сына Сираха. Эта книга написана настолько мудро и разумно, что даже протестантского скептицизма и неверия недостаточно для того, чтобы сказать о ней что-то дурное. Напротив, от многих протестантов я неоднократно слышал высказывания о том, что это очень полезная книга, не уступающая Притчам Соломона. Ральф Эрл в своей характеристике даже приводит цитаты из неё, чтобы показать её мудрость, и замечает, что известный протестантский миссионер «Джон Весли нередко пользовался этой книгой в своих проповедях. Ее и поныне широко используют в англиканских кругах». Не понятно только то, почему протестанты при всём этом не включили до сих пор эту книгу в свою Библию – вот настолько свято они чтят предание иудеев-богоборцев. Послание Иеремии. Данное послание, состоящее из одной главы, написано пророком для иудеев, идущих в вавилонский плен. Это краткое и великолепное резюме всех тех многочисленных увещеваний пророков против идолопоклонства. Трудно даже представить, как можно ещё сильнее и талантливее написать краткое наставление на данную тему. И даже протестанты не находят в ней ничего, к чему можно было бы придраться. Варуха. Эта пророческая книга не уступает по своей духовной силе другим малым пророкам. Протестантам также нечего против неё сказать и они подрывают авторитет данной книги лишь отрицанием времени её написания, датируя её примерно 100 г. по Р. Х. 1381. Но это – очередная и вполне типичная либеральная выдумка. Три книги Маккавейские. Эти книги описывают борьбу иудеев, под предводительством священника Матафии и его сыновей, братьев Маккавеев, против сирийского царя Антиоха IV Епифана (175–163 гг. ), который превратил иерусалимский храм в языческое капище, «мерзость запустения» (1Мак. 1: 54), запретил иудеям исполнять закон Моисея и начал настоящее гонение на тех, кто не подчинялся его указу. Еп. Нафанаил замечает, что когда настали гонения на христиан, то «все бесчисленные сонмы христианских мучеников первых веков вдохновлялись на подвиг святейшим примером мучеников Маккавейских, о которых повествует 2-я книга Маккавейская»1382. В книге «Неоспоримые свидетельства» говорится, что «первая книга Маккавеев… является, возможно, самой ценной из апокрифических книг. В ней описываются подвиги трех братьев Маккавеев – Иуды, Ионафана и Симона. Наряду с книгами Иосифа Флавия, она представляет собой один из самых важных источников по этому важному и богатому событиями периоду еврейской истории». Действительно, без этих книг мы бы намного меньше знали о тех 400 лет жизни иудеев от пророка Малахии до Христа. 3-я Ездры. Данная книга относится к разделу апокалиптики. В ней содержится много сильных пророчеств и весьма важных и точных откровений: выше (абз. 187–309) были показаны многие из них. И эти пророчества должны быть для скептиков-протестантов1383 главным признаком истинности и святости этой книги. Выше (абз. 322–325) уже было сказано о тайных книгах. 3-я Ездры – это полутайная книга: ранее она была тайная1384 (по этой причине она и не была помещена евреями в Септуагинту), но со временем Господь сделал её открытой. Так Господь поступает нередко, и сами протестанты используют термин «прогрессивное откровение», который говорит как раз о том, что Господь открывал Себя и догматы веры людям не сразу, а постепенно, поэтапно. Так, Бог открыл людям Себя как Троицу только в Новом Завете. До этого Он говорил о Себе как Боге Триедином лишь намёками. Причём это учение, тринитарное Богословие, было развито и открыто для всех Церковью не сразу, а лишь в IV-V веках. То же нужно сказать и о Божьем замысле соединить в Церкви все народы, а не только народ еврейский. До времени Господь скрывал эту тайну, и открывал её лишь в туманных изречениях – открыто же Он говорил о спасении и избранности лишь Израиля. Но потом Бог вполне открыл эту тайну язычников ап. Павлу, о чём он неоднократно упоминает в своих посланиях: «…мне через откровение возвещена тайна…» (Еф. 3: 3); «тайну, сокрытую от веков и родов, ныне же открытую святым Его» (Кол. 1: 26); «по откровению тайны, о которой от вечных времен было умолчано» (Рим. 16: 25; ср. 11: 25; 1Кор. 2: 7; Еф. 1: 9; 3: 3–4, 9; 6: 19; Кол. 1: 27; 4: 3). И этой тайны до времени не понимали даже Апостолы1385.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|