Глава 20. О каноне Библии 1 страница
Библия, как для православных, так и для протестантов, является главной книгой, Священным Писанием, Богодухновенным и непогрешимым Словом Божиим. Но дело в том, что Библия состоит из многих книг (само слово «библия» буквально значит «книги»): православная включает в себя 77 книг, а протестантская – 66. Потому, в основательной православно-протестантской полемике нельзя не коснуться вопроса о библейском каноне. Речь идет, главным образом, об 11-ти книгах Ветхого Завета: 1) вторая книга Ездры; 2) Товита; 3) Иудифи; 4) Премудрости Соломона; 5) Премудрости Иисуса, сына Сирахова; 6) Послание Иеремии; 7) Варуха; 8–10) три книги Маккавейские; 11) третья книга Ездры1359. Итак, вопрос нашего исследования очевиден: какой же канон – истинный, и какой состав должна иметь Библия? Поскольку все спорные книги и места относятся к Ветхому Завету, то для ответа на этот вопрос нужно решить другой вопрос: какой канон был у доновозаветных евреев, и какие книги они признавали своим Священным Писанием? Важнейшим свидетельством о каноне Ветхозаветной Церкви является Септуагинта. История появления её такова. Египетский царь Птолемей Филадельф решил собрать в библиотеке Александрии, столице своего государства, все книги, существовавшие тогда во всем мире. В то время (284–274 гг. до Р. Х. ) Иудея была в подчинении у Египта, и царь приказал иудеям прислать ему их писания, с переводом на греческий язык. «Иудейские первосвященники – говорит еп. Нафанаил – отнеслись, конечно, под воздействием Духа Святого, к этой задаче с чрезвычайной серьезностью и сознанием ответственности. Несмотря на то, что к этому времени фактически весь еврейский народ сосредоточился в одном колене иудином и иудеи смело могли бы взять на себя одних выполнение пожелания египетского царя, однако, вполне справедливо и свято желая, чтобы в таком деле приняла бы участие вся Ветхозаветная Церковь, весь Богоизбранный Израиль, духовные вожди еврейского народа установили пост и усиленную молитву во всем народе и призвали все 12 колен Израилевых избрать по 6 человек толковников, т. е. переводчиков от каждого колена, чтобы они совместным трудом перевели Священное Писание на греческий язык – язык всех племен и народов тогдашнего времени.
Этот перевод, явившийся, таким образом, плодом соборного подвига всей Ветхозаветной Церкви, получил название Септуагинты, т. е. Семидесяти, и сделался для православных христиан самым авторитетным изложением Священного Писания Ветхого Завета»1360. Итак, Септуагинта – свидетельство того, какие книги считали древние евреи Св. Писанием1361. И все ссылки на Ветхий Завет, которые делает Христос и Апостолы в Евангелии, цитируются исключительно по Септуагинте, потому её авторитет бесспорный. Но ведь в ней находятся все те книги и отрывки (кроме 3Ездры)1362, которые отвергают протестанты! Но ещё более важное значение для решения вопроса о каноне имеет, безусловно, то, какие книги считала каноническими древняя Церковь? Вера Церкви в отношении библейского канона, как ветхозаветного, так и новозаветного, была выражена главным образом: 1) 85-м апостольским правилом; 2) 60-м правилом святого Лаодикийского Собора; 3) 33-м правилом святого Карфагенского Собора и 4) 39-м праздничным посланием св. Афанасия. Ни в одном из этих списков не приводится полностью весь библейский канон (ни православный, ни протестантский), но в них, вместе взятых, перечисляются все книги православного, ветхо-и-новозаветного, канона (кроме 3Ездры, о которой будет сказано ниже, в абз. 316, 365–368). Кроме вышеуказанных правил и самих православных библейских изданий, где в Библию включены 77 книг, каноничность непризнанных протестантами книг подтверждается в Православии и тем, что за Богослужением эти книги читаются наряду с прочими библейскими книгами, причём Премудрости Соломона и Иисуса, сына Сирахова, из Ветхого Завета читаются наиболее часто, после Псалтири.
Но протестанты в определении ветхозаветного канона не держаться ни Септуагинты, ни мнения древней Церкви. Какого же канона они держатся? Иамнийского канона, установленного иудейскими вождями, собравшимися в Палестине в городе Иамнии уже после разрушения Иерусалима, около 90-го года по Р. Х. На этом соборе наиболее значимыми фигурами были рабби Акиба и Гамалиил Младший. Они и установили список в 39 книг, искусственно сведённый в 22 книги, по числу букв еврейского алфавита (при этом в одну книгу были соединены: Судьи и Руфь; 1 и 2 книги Царств; 3 и 4 Царств; две Паралипоменон; Ездры и Неемии; книги Иеремии – пророчества и плач; 12 малых пророков). Этот канон был принят всеми иудеями и введен во все синагоги, и в соответствии с этим списком книги Ветхого Завета называются каноническими или неканоническими. И протестанты полностью приняли постановление данного собора. Но рассудим здраво: как можно с полным доверием принимать решение иудеев, отвергших и распявших Христа и активно боровшихся с Его последователям, уже полностью потерявших благодать – которым Сам Христос сказал: «се, оставляется ваш дом пуст» (Лк. 13: 35), а ап. Павел писал о них, что они ожесточились (Рим. 11: 7), ослепли и оглохли (11: 8), пали (11: 12) и были отвергнуты Богом (11: 15) – а с каноном благодатной Ветхозаветной Церкви (Септуагинтой) и каноном, установленным Святой Церковью, не считаться? Разумно ли это? Важно также заметить, что Новозаветный канон протестанты приняли исключительно из церковного Предания – здесь они полностью поверили Церкви. Церковь же на Соборах и в лице своих пастырей неоднократно приводила различные списки книг, которые нужно считать каноническими – эти списки немного разнились между собой – и, наконец, св. Афанасий Великий в своём 39-м праздничном послании, которое включено Церковью в книгу правил, перечисляет все 27 книг Нового Завета, которые окончательно были утверждены как канонические. Этот список книг в том же составе приводит вскоре и Карфагенский Собор в 33-м правиле. Повторю: этот канон, установленный Церковью, протестанты полностью признают. Потому разумно было бы, если и о каноне Ветхого Завета протестанты справлялись бы у Церкви. Но нет – здесь они самовольно презрели предание Церкви (как ветхозаветной, так и новозаветной), и приняли вместо этого предание оставленных Богом иудеев.
Теперь хочу дать ответ на аргументы протестантов против «неканонических» книг. Джош Мак-Дауэлл в своей широко известной в протестантских кругах книге «Неоспоримые свидетельства», в 3-й главе «Канон», ссылаясь на Гейслера и Нике, приводит десять таких аргументов. 1) «Иудейский философ Филон Александрийский (20 г. до Р. Х. – 40 г. от Р. Х. ) обильно цитировал Ветхий Завет и даже признавал его деление на три части, но никогда не ссылался на апокрифы, как на Боговдохновенные книги». Данный аргумент не может быть принят во внимание, ибо если в творениях Филона не встречается ссылок на какие-то книги Библии, то это ещё не значит, что он их отвергал. Например, если изучать творения какого-нибудь из отцов Церкви, особенно того, кто написал не очень много, то можно выявить целый ряд библейских книг, на которые он не ссылается, но это не значит, что он их не признавал – просто у него по каким-то причинам не было повода и случая привести цитату из той или иной книги. А в случае с Филоном нужно учитывать и то, что в сознании иудея наиболее важной частью Священного Писания была и есть Тора (Пятикнижие Моисея). И именно на неё ссылается Филон в подавляющем большинстве случаев, и сами темы его сочинений в основном вращаются вокруг событий и лиц, описанных в Пятикнижии, особенно в Бытии. Другие библейские книги он цитирует редко, и после Пятикнижия для него, конечно, были более авторитетны древние книги, написанные во время израильского Царства, а не после разрушения храма в пленении. Кроме того нужно понимать, что Филон писал на греческом языке для греческого мира (он часто цитирует греческих философов), для которого чем древнее была религия и книга, тем она была авторитетнее. Потому Филон мог сознательно ссылаться лишь на древнейшие книги Священного Писания, которые в определённом смысле действительно могут считаться более авторитетными за свою древность.
2. «Иудейский историк Иосиф Флавий (30–100 гг. от Р. Х. ) недвусмысленно исключает апокрифы, насчитывая всего 22 книги в Ветхом Завете. Он также ни разу не цитировал эти книги в качестве Священного Писания». Иосиф Флавий был иудеем, а не христианином, и он, естественно, следовал решению иамнийского собора. Его слова «…у нас… есть только двадцать две книги…» встречаются в последнем его творении (Против Апиона, 1/8), которое он написал уже после «Иудейских древностей» незадолго до своей смерти, то есть во второй половине 90-х годов. Иамнийский же собор состоялся около 90-го года – по крайней мере, Джош Мак-Дауэлл и большинство протестантов придерживается этой даты (см. абз. 312). А мнение иудеев, не принявших Христа, для Церкви не авторитетно. 3) «Ни Иисус, ни авторы Нового Завета, ни разу не цитируют апокрифов, хотя сотни раз употребляют цитаты и делают ссылки практически почти на все канонические книги Ветхого Завета». Это не правда: в Новом Завете во многих местах цитируются или пересказываются близко к тексту многие выражения и отрывки из «неканонических» книг1363. Но перед тем, как рассмотреть эти места, важно заметить, что в Новом Завете Ветхий Завет почти никогда не цитируется так, как цитируются тексты в современных книгах, то есть точно и дословно, и множество ветхозаветных «цитат» приводятся в Евангелии весьма приблизительно, даже в тех случаях, когда цитату предваряет слово «написано». Например, в Ин. 15: 25 Христос говорит: «Но да сбудется слово, написанное в законе их: возненавидели Меня напрасно». Но как звучат данные слова в Пс. 68: 5, которое указано как параллельное место? «Ненавидящих меня без вины больше, нежели волос на голове моей; враги мои, преследующие меня несправедливо, усилились; чего я не отнимал, то должен отдать». То есть, говоря «написано», Христос приводит цитату далеко не буквально. Другой пример: ап. Павел говорит: «Но, как написано: не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его» (1Кор. 2: 9). В параллельном же месте мы читаем: «Ибо от века не слыхали, не внимали ухом, и никакой глаз не видал другого бога, кроме Тебя, который столько сделал бы для надеющихся на него» (Ис. 64: 4). Итак, Христос и Апостолы часто цитируют Ветхий Завет очень свободно, передавая только суть и даже придавая тексту новый смысл. И таких далеко не буквальных цитат в Новом Завете множество, в чём можно легко убедиться, если взять Библию и сравнивать параллельные места (см., например, Мф. 11: 10 и Мал. 3: 1; Мф. 21: 13 и Ис. 56: 7; Мф. 26: 31 и Зах. 13: 7; 1Кор. 1: 31 и Иер. 9: 24, и т. д. )1364. Таким образом, перед знакомством и оценкой соответствия нижеприводимых мест из «неканонических» книг Новому Завету очень важно иметь в виду данную особенность.
Итак, привожу ряд важных отрывков, в порядке библейских книг, не только для опровержения протестантской лжи, высказанной Мак-Дауэллом, но и для того, чтобы мой читатель, прежде всего протестант, мог хотя бы отчасти увидеть Божественное достоинство этих книг, их соответствие Новому Завету (доказывать соответствие «неканонических» книг остальной части Ветхого Завета нет никакой необходимости из-за полной очевидности этого факта), и их пророческую силу (хотя о ней ещё будет отдельно сказано, в абз. 344–350). 2Езд. 1: 50–51: «Бог отцов их посылал вестников Своих призывать их к обращению, так как щадил Он их и жилище Свое; но они смеялись над вестниками Его: в тот самый день, в который Господь говорил, они насмехались над пророками Его». Мф. 5: 12: «…так гнали и пророков, бывших прежде вас»; Лк. 16: 14: «…и они смеялись над Ним» (ср. Лк. 20: 9–16, притчу о виноградарях). 2Езд. 4: 38: «а истина пребывает и остается сильною в век, и живет и владычествует в век века». 2Ин. 2: «…истины, которая пребывает в нас и будет с нами вовек»; 1Пет. 1: 25: «…слово Господне пребывает вовек». Тов. 4: 15: «Что ненавистно тебе самому, того не делай никому». Лк. 6: 31: «И как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними» (ср. Мф. 7: 12). Тов. 4: 15: «Вина до опьянения не пей…». Еф. 5: 18: «И не упивайтесь вином…». Тов. 13: 16–17: «ибо Иерусалим отстроен будет из сапфира и смарагда и из дорогих камней; стены твои, башни и укрепления – из чистого золота, и площади Иерусалимские выстланы будут бериллом, анфраксом и камнем из Офира». Откр. 21: 18–21: «Стена его (Иерусалима) построена из ясписа, а город был чистое золото, подобен чистому стеклу. Основания стены города украшены всякими драгоценными камнями: основание первое яспис, второе сапфир, третье халкидон, четвертое смарагд, пятое сардоникс, шестое сердолик, седьмое хризолит, восьмое вирилл, девятое топаз, десятое хризопрас, одиннадцатое гиацинт, двенадцатое аметист». (Заметим: в Ветхом Завете больше нет подобного пророчества, и Товит, как и всякий другой иудей, при всей его любви к Иерусалиму, не мог бы ожидать, что он будет построен из чистого золота и драгоценных камней. Поэтому, его слова – истинное, Богодухновенное пророчество, которое подтвердил впоследствии и тайнозритель ап. Иоанн). Тов. 12: 15: «Я – Рафаил, один из семи святых Ангелов, которые возносят молитвы святых и восходят пред славу Святаго». Откр. 8: 2: «И я видел семь Ангелов, которые стояли пред Богом…» (ср. 8: 6; 15: 1, 6, 8; 17: 1; 21: 9); Откр. 8: 4: «И вознесся дым фимиама с молитвами святых от руки Ангела пред Бога»; Лк. 1: 19: «…я Гавриил, предстоящий пред Богом»; Тов. 13: 11: «Многие народы издалека придут к имени Господа Бога с дарами в руках, с дарами Царю Небесному». Мф. 2: 11: «и, войдя в дом, увидели Младенца с Мариею, Матерью Его, и, пав, поклонились Ему; и, открыв сокровища свои, принесли Ему дары: золото, ладан и смирну»; Откр. 21: 24: «Спасенные народы будут ходить во свете его, и цари земные принесут в него славу и честь свою». Тов. 14: 4: «Иерусалим будет пустынею, и дом Божий в нем будет сожжен и до времени останется пуст». Лк. 19: 41: «придут на тебя (Иерусалим) дни, когда враги твои… разорят тебя, и… не оставят в тебе камня на камне»; и Мф. 23: 38: «Се, оставляется вам дом ваш пуст». Тов. 4: 7, 16: «…Ни от какого нищего не отвращай лица твоего… Давай… нагим от одежд твоих; от всего, в чем у тебя избыток…» (ср. Сир. 4: 4: «…не отвращай лица твоего от нищего»). Лк. 14: 13: «Но, когда делаешь пир, зови нищих, увечных, хромых, слепых» и Лк. 3: 11: «у кого две одежды, тот дай неимущему». Тов. 4: 14: «Плата наемника, который будет работать у тебя, да не переночует у тебя, а отдавай ее тотчас…» (ср. Лев. 19: 13). Иак. 5: 4: «Вот, плата, удержанная вами у работников, пожавших поля ваши, вопиет, и вопли жнецов дошли до слуха Господа Саваофа». Иудифь 8: 14: «потому что вам не постигнуть глубины сердца у человека и не понять слов мысли его: как же испытаете вы Бога, сотворившего все это, и познаете ум Его, и поймете мысль Его? » (ср. Пс 63: 7). 1Кор 2: 11: «Ибо кто из человеков знает, что в человеке, кроме духа человеческого, живущего в нем? Так и Божьего никто не знает, кроме Духа Божия»; Рим. 11: 34: «Ибо кто познал ум Господень? Или кто был советником Ему? ». Иудифь 16: 14: «…нет никого, кто противостал бы гласу Твоему». Рим. 9: 19: «Ибо кто противостанет воле Его? ». Иудифь 16: 13: «Воспою Господу моему песнь новую». Откр. 5: 9: «И поют новую песнь…». Иудифь 16: 17: «…Господь Вседержитель отмстит им в день суда, пошлет огонь и червей на их тела, – и они будут чувствовать боль и плакать вечно». Мк. 9: 44, 46, 48: «где червь их не умирает и огонь не угасает»; Мф. 8: 12: «…там будет плач и скрежет зубов» (ср. Мф. 13: 42; 13: 50; 22: 13; 24: 51; 25: 30); 2Фес. 1: 9: «…которые подвергнутся наказанию, вечной погибели…». Прем. 3: 7: «Во время воздаяния им они (праведники) воссияют…». Мф. 13: 43: «тогда праведники воссияют…». Прем. 2: 2: «дыхание в ноздрях наших – дым… жизнь наша пройдет, как след облака, и рассеется, как туман». Иак. 4: 14: «ибо что такое жизнь ваша? пар, являющийся на малое время, а потом исчезающий». Прем. 2: 6: «Будем же наслаждаться настоящими благами и спешить пользоваться миром, как юностью». 1Кор. 15: 32: «Станем есть и пить, ибо завтра умрем! ». Прем. 3: 8: «(Праведные) будут судить племена и владычествовать над народами, а над ними будет Господь царствовать вовеки» (ср. Сир. 4: 16: «послушный ей (премудрости) будет судить народы…». 1Кор 6: 2: «Разве не знаете, что святые будут судить мир? »; Откр. 20: 4: «И увидел я престолы и сидящих на них, которым дано было судить». Прем. 1: 6: «Бог есть свидетель внутренних чувств его и истинный зритель сердца его, и слышатель языка его». 1Кор. 4: 5: «Господь… осветит скрытое во мраке и обнаружит сердечные намерения…»; Евр. 4: 12: «…слово Божие1365…судит помышления и намерения сердечные». Прем. 1: 13: «Бог… не радуется погибели живущих». 2Пет. 3: 9: «... не желая, чтобы кто погиб…». Прем. 2: 12: «Устроим ковы праведнику, ибо он в тягость нам и противится делам нашим, укоряет нас в грехах против закона…» Мф. 12: 14: «Фарисеи же, выйдя, имели совещание против Него, как бы погубить Его»; Ин. 7: 19: «Не дал ли вам Моисей закона? и никто из вас не поступает по закону». Прем. 2: 13: «объявляет себя имеющим познание о Боге и называет себя сыном Господа». Ин. 10: 15: «Как Отец знает Меня, так и Я знаю Отца»; Мф. 11: 27: «…Отца не знает никто, кроме Сына…»; Мф. 27: 43: «…Ибо Он сказал: Я Божий Сын». Прем. 2: 14: «он пред нами – обличение помыслов наших». Ин. 8: 9: «Они же, услышав то и будучи обличаемы совестью, стали уходить один за другим, начиная от старших до последних…»; Ин. 7: 7: «…Я свидетельствую о нем (мире), что дела его злы». Прем. 2: 15: «Тяжело нам и смотреть на него, ибо жизнь его не похожа на жизнь других, и отличны пути его». Мф. 7: 29: «ибо Он учил их, как власть имеющий, а не как книжники и фарисеи». Прем. 2: 16: «он считает нас мерзостью и удаляется от путей наших как от нечистот…». Лк. 11: 44: «Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что вы – как гробы скрытые…»; Мф. 23: 16, 23: «Горе вам, вожди слепые… Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры…»; Мф. 23: 3: «…по делам же их не поступайте, ибо они говорят, и не делают»; Прем. 2: 16: «…ублажает кончину праведных…». Откр. 14: 13: «…блаженны мертвые, умирающие в Господе»; 20: 6: «Блажен и свят имеющий участие в воскресении первом»; Мф. 10: 39: «…потерявший душу свою ради Меня сбережет ее». Прем. 2: 16: «…и тщеславно называет отцом своим Бога». Ин. 5: 18: «…Он… Отцем Своим называл Бога, делая Себя равным Богу». Прем. 2: 17: «Увидим, истинны ли слова его, и испытаем, какой будет исход его». Мф. 27: 40: «…Разрушающий храм и в три дня Созидающий! спаси Себя Самого; если Ты Сын Божий, сойди с креста». Прем. 2: 18: «ибо если этот праведник есть сын Божий, то Бог защитит его и избавит его от руки врагов». Мф. 27: 43, 49: «уповал на Бога; пусть теперь избавит Его, если Он угоден Ему. Ибо Он сказал: Я Божий Сын. …а другие говорили: постой, посмотрим, придет ли Илия спасти Его». Прем. 2: 19: «Испытаем его оскорблением и мучением, дабы узнать смирение его и видеть незлобие его». Лк. 18: 31–32: «…вот, мы восходим в Иерусалим, и совершится все, написанное через пророков о Сыне Человеческом, ибо предадут Его язычникам, и поругаются над Ним, и оскорбят Его, и оплюют Его»; 1Пет. 2: 23: «Будучи злословим, Он не злословил взаимно; страдая, не угрожал…». Прем. 2: 20: «осудим его на бесчестную смерть, ибо, по словам его, о нем попечение будет». Мк. 8: 31: «И начал учить их, что Сыну Человеческому много должно пострадать, быть отвержену старейшинами, первосвященниками и книжниками, и быть убиту, и в третий день воскреснуть». Прем. 2: 21: «Так они умствовали, и ошиблись; ибо злоба их ослепила их». 2Кор. 4: 4: «для неверующих, у которых бог века сего ослепил умы». Прем. 5: 17–20: «Он возьмет всеоружие – ревность Свою… облечется в броню – в правду, и возложит на Себя шлем – нелицеприятный суд; возьмет непобедимый щит – святость; строгий гнев Он изострит, как меч…». Еф. 6: 11–17: «Облекитесь во всеоружие Божие… приимите всеоружие Божие, дабы вы могли противостать в день злый и, все преодолев, устоять. Итак станьте, препоясав чресла ваши истиною и облекшись в броню праведности, и обув ноги в готовность благовествовать мир; а паче всего возьмите щит веры, которым возможете угасить все раскаленные стрелы лукавого; и шлем спасения возьмите, и меч духовный, который есть Слово Божие». (Явно, что ап. Павел вооружал христиан по подобию воинствующего Бога, и при написании этих строк он непременно имел в виду Прем. 5: 17–20, ибо нигде больше в Библии не говорится о «всеоружии». ) Прем. 9: 15: «…эта земная храмина…». 2Пет. 1: 13: «…в этой телесной храмине…». Прем. 10: 21: «премудрость отверзла уста немых и сделала внятными языки младенцев» (ср. Пс. 8: 3). Мф. 21: 16: «Иисус же говорит им: да! разве вы никогда не читали: из уст младенцев и грудных детей Ты устроил хвалу? ». Прем. 12: 12: «Ибо… кто противостанет суду Твоему?.. ». Рим. 9: 19: «Ибо кто противостанет воле Его? ». Прем. 13: 6: «Впрочем, они меньше заслуживают порицания, ибо заблуждаются, может быть, ища Бога и желая найти Его». Деян. 17: 27: «дабы они искали Бога, не ощутят ли Его и не найдут ли, хотя Он и недалеко от каждого из нас». Прем. 13: 7–8: «потому что, обращаясь к делам Его, они исследывают и убеждаются зрением, что все видимое прекрасно. Но и они неизвинительны». Рим. 1: 19–20: «Ибо, что можно знать о Боге, явно для них, потому что Бог явил им. Ибо невидимое Его, вечная сила Его и Божество, от создания мира через рассматривание творений видимы, так что они безответны». Прем. 14: 22–31: «Потом не довольно было для них заблуждаться в познании о Боге, но они, живя в великой борьбе невежества, такое великое зло называют миром. Совершая или детоубийственные жертвы, или скрытные тайны, или заимствованные от чужих обычаев неистовые пиршества, они не берегут ни жизни, ни чистых браков, но один другого или коварством убивает, или прелюбодейством обижает. Всеми же без различия обладают кровь и убийство, хищение и коварство, растление, вероломство, мятеж, клятвопреступление, расхищение имуществ, забвение благодарности, осквернение душ, превращение полов, бесчиние браков, прелюбодеяние и распутство. Служение идолам, недостойным именования, есть начало и причина, и конец всякого зла, ибо они или, веселясь, неистовствуют, или прорицают ложь, или живут беззаконно, или скоро нарушают клятву. Надеясь на бездушных идолов, они не думают быть наказанными за то, что несправедливо клянутся. Но за то и другое придет на них осуждение, и за то, что нечестиво мыслили о Боге, обращаясь к идолам, и за то, что ложно клялись, коварно презирая святое. Ибо не сила тех, которыми они клянутся, но суд над согрешающими следует всегда за преступлением неправедных». Рим. 1: 21–32. Но как они, познав Бога, не прославили Его, как Бога, и не возблагодарили, но осуетились в умствованиях своих, и омрачилось несмысленное их сердце; называя себя мудрыми, обезумели, и славу нетленного Бога изменили в образ, подобный тленному человеку, и птицам, и четвероногим, и пресмыкающимся, – то и предал их Бог в похотях сердец их нечистоте, так что они сквернили сами свои тела. Они заменили истину Божию ложью, и поклонялись, и служили твари вместо Творца, Который благословен во веки, аминь. Потому предал их Бог постыдным страстям: женщины их заменили естественное употребление противоестественным; подобно и мужчины, оставив естественное употребление женского пола, разжигались похотью друг на друга, мужчины на мужчинах делая срам и получая в самих себе должное возмездие за свое заблуждение. И как они не заботились иметь Бога в разуме, то предал их Бог превратному уму – делать непотребства, так что они исполнены всякой неправды, блуда, лукавства, корыстолюбия, злобы, исполнены зависти, убийства, распрей, обмана, злонравия, злоречивы, клеветники, богоненавистники, обидчики, самохвалы, горды, изобретательны на зло, непослушны родителям, безрассудны, вероломны, нелюбовны, непримиримы, немилостивы. Они знают праведный суд Божий, что делающие такие дела достойны смерти; однако не только их делают, но и делающих одобряют». (Данный отрывок явно состоит из тех же трёх частей, что и Прем. 14: 22–31, причём – со многими частными совпадениями: 1) нечестивые не познали Бога; 2) в результате этого они уклонились во всевозможные грехи и преступления; 3) за это их ожидает суд и возмездие. ) Прем. 15: 3: «Знать Тебя есть полная праведность, и признавать власть Твою – корень бессмертия». Ин. 17: 3: «Сия же есть жизнь вечная, да знают Тебя, единого истинного Бога». Прем. 17: 1: «Велики и непостижимы суды Твои…». Рим. 11: 33: «Как непостижимы судьбы Его и неисследимы пути Его! ». Прем. 17: 17: «…были связаны одними неразрешимыми узами тьмы». 2Петр. 2: 4: «…связав узами адского мрака». Прем. 17: 15–16: «сошло с небес от царственных престолов на средину погибельной земли всемогущее слово Твое, как грозный воин. Оно несло острый меч – неизменное Твое повеление и, став, наполнило все смертью... ». Откр. 20: 4: «И увидел я престолы и сидящих на них…»; Откр. 19: 11–21: «И увидел я отверстое небо, и вот конь белый, и сидящий на нем… Имя Ему: Слово Божие. (…). Из уст же Его исходил острый меч, чтобы им поражать народы. … остальные убиты мечем Сидящего на коне…». Сир. 1: 1: «Всякая премудрость – от Господа…». Иак: 1: 5: «Если же у кого из вас недостает мудрости, да просит у Бога, дающего всем просто и без упреков, – и дастся ему». Сир. 1: 4: «Прежде всего произошла Премудрость…(т. е. Христос – ср. Притч. 9: 1–6)». Кол. 1: 15: «Который есть образ Бога невидимого, рожденный прежде всякой твари». Сир. 1: 6: «Кому открыт корень премудрости? и кто познал искусство ее? » Рим. 11: 34: «Ибо кто познал ум Господень? Или кто был советником Ему? » Сир. 1: 7: «Один есть премудрый… Господь» 1Тим. 1: 17: «единому премудрому Богу…» (ср. Рим. 16: 27; Иуд. 25). Сир. 1: 7: «…весьма страшный, сидящий на престоле Своем, Господь». Откр. 20: 11: «И увидел я великий белый престол и Сидящего на нем, от лица Которого бежало небо и земля, и не нашлось им места»; 6: 16: «и говорят горам и камням: падите на нас и сокройте нас от лица Сидящего на престоле и от гнева Агнца». Сир. 1: 10: «…и особенно наделил ею (премудростью) любящих Его». Еф. 1: 17: «…Отец славы, дал вам Духа премудрости…». Сир. 1: 18: «…Бога, Который распространяет славу любящих Его». Рим. 8: 30: «…кого оправдал, тех и прославил»; Деян. 5: 13: «…народ прославлял их» (ср. 1Цар. 2: 30: «Я прославлю прославляющих Меня» и (Пс. 148: 14: «Господь возвысил рог народа Своего, славу всех святых Своих... ». Сир. 1: 22: «…самое движение гнева есть падение для человека». Мф. 5: 22: «…всякий, гневающийся на брата своего напрасно, подлежит суду»; Иак 1: 20: «ибо гнев человека не творит правды Божией». Сир. 1: 28: «…не приступай к Нему с раздвоенным сердцем». Иак. 4: 8: «Приблизьтесь к Богу… исправьте сердца, двоедушные». Сир. 1: 30: «Не возноси себя, чтобы не упасть…». Лк. 18: 14: «…ибо всякий, возвышающий сам себя, унижен будет…». Сир. 2: 1: «Сын мой! если ты приступаешь служить Господу Богу, то приготовь душу твою к искушению». Мф. 4: 1: «Тогда Иисус возведен был Духом в пустыню, для искушения от диавола» (как раз перед началом Своего служения). Сир. 2: 5: «ибо золото испытывается в огне, а люди, угодные Богу, – в горниле уничижения» (ср. Прем. 3: 6: «Он испытал их как золото в горниле…» и 3Езд. 16: 74: «Тогда настанет испытание избранным Моим, как золото испытывается огнем»). 1Пет. 1: 7: «дабы испытанная вера ваша оказалась драгоценнее гибнущего, хотя и огнем испытываемого золота…» (ср. Дан. 12: 10: «Многие очистятся, убелятся и переплавлены будут в искушении…»). Сир. 2: 8: «Боящиеся Господа! веруйте Ему, и не погибнет награда ваша» (ср. ст. 6: «Веруй Ему…»). Ин. 12: 36: «Доколе свет с вами, веруйте в свет, да будете сынами света»; Деян. 16: 31: «…веруй в Господа Иисуса Христа, и спасешься ты и весь дом твой» (ср. Евр. 11: 6). (Заметим: в Ветхом Завете нигде больше не встречается призыва «веруй» и «веруйте». ) Сир. 2: 10: «…кто верил Господу – и был постыжен?.. ». Рим. 9: 33: «…всякий, верующий в Него, не постыдится». Сир. 2: 12: «Горе… грешнику, ходящему по двум стезям! ». Иак. 1: 8: «Человек с двоящимися мыслями не тверд во всех путях своих»; Мф. 6: 24: «Никто не может служить двум господам…».
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|