Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Часть IV. О Единой Святой, Соборной и Апостольской Церкви, и о лжецерквях 2 страница




В чём же причина того, что протестанты так настаивают на отступлении Церкви? Духовная причина та, что сами они являются волками и врагами Церкви. Они, как и все сектанты, последовали духовно не за Христом, но за духами обольщения, для которых главный враг в этом мире – это Церковь Христа. Потому они и клевещут на Церковь и пытаются ниспровергнуть Её всеми возможными путями. Логически-богословская же причина протестантского учения об отступлении Церкви заключается, прежде всего, в непонимании ими Её учения о таких вопросах, как иконопочитание, святыни, в частности – мощи, почитание святых и молитвы святым и за усопших, и пр. Эти учения протестанты, по обольщению и дьявольскому наущению, считают язычеством, и, следовательно, и Церковь они вынуждены признавать отступившей и впавшей в язычество. Но на самом деле, указанные догматы совершенно истинные и библейские, которых держалась Церковь с древности, что было показано в соответствующих главах (1–5) настоящей книги.

Вообще, протестантам нужно задуматься над тем, во что они веруют и что утверждают. А верят они в то, что Апостолы, двенадцать и семьдесят, их сотрудники, ученики и преемники, и все многие мученики и свидетели жизни и воскресения Христова оказались неудачниками, ибо всё их дело вскоре было уничтожено, и дьяволу через своих людей, посланных в Церковь, удалось всю Церковь склонить к отступлению и возвратить к язычеству. Вот какова сила дьявола – он смог победить Церковь более чем на 1000 лет! И не нужно забывать о том, что немало протестантов разделяют в этом вопросе позицию «свидетелей Иеговы» о том, что Церковь отступила от Бога и впала в язычество даже не в V, а уже во II веке, вскоре после смерти Апостолов. Итак, по их мнению, усилия Апостолов и их учеников, всей первенствующей Церкви, быстро сошли на нет. Но когда за созидание Церкви взялись Лютер, Кальвин, Проханов, Рябошапка и пр., то Церковь с тех пор твёрдо стоит и не впадает ни в какое язычество и отступление, и врата ада никак не могут уже победить Её, и в протестантизме всегда есть истинные ученики Христа, и Церковь отныне уже никогда не прерывала своего существования, и ни на один год не впадала в язычество и отступление! Можно ли представить себе, что Апостолы и вся ранняя Церковь оказались намного менее успешными, чем протестанты-реформаторы?

Итак, Церковь, по обетованию Христа, не могла и не может быть уничтожена язычеством ни на один день, не говоря о 1000 годах. Если бы уничтожение Церкви и Её воссоздание через века было бы в Божьем промысле, то Христос не давал бы тех обетований о непрерывности Церкви и о том, что Он пребудет с Нею «во все дни», и в Своих притчах о Церкви, например, в притче о горчичном зерне (Мф.   13: 31–32) Он должен был бы сказать о том, что первоначально выросшее растение будет срублено, а затем снова возродится. Но вместо этого Христос предсказал, что горчичное зерно, весьма малое, будет постепенно расти, пока не станет большим деревом. О том же самом, только с использованием другого образа, говорится и в книге Даниила (2: 31–45), где от горы без содействия рук человеческих отрывается камень, который наполняет собою всю землю. Этот камень есть Христос и Его Царство (см. ст. 44), то есть Церковь. Своё Царство Христос в известное время проповедал и насадил на земле, и Царство Его растёт и умножается, пока не уничтожит все другие царства и не наполнит собою всю землю (во Второе Пришествие Христа). И нигде здесь нет и намёка на то, что Царство Христа будет пресечено на много лет, а потом заново воздвигнуто, что оторвавшийся от скалы камень сначала станет увеличиваться, потом рассыпется в прах, пребыв в таком состоянии долгое время, а потом опять соберётся в камень и продолжит увеличиваться. Если же говорить о Церкви как о дереве, то Господь предсказал лишь, что от него будут отпадать некоторые ветви, но само дерево всегда будет стоять.

Вообще, протестанты в своём презрении Единой Церкви дошли до того, что термин «историческая Церковь» сделали ругательным. Но какая же ещё может быть Церковь, как не историческая, если Сам Христос и Апостолы – это совершенно конкретные исторические личности, которые родились, жили и проповедовали в конкретное время, в конкретных городах и странах. Истинная Церковь может быть только историческая – Она родилась в определённый день, день Пятидесятницы, через десять дней после вознесения Христа, в определённом месте – в горнице Иерусалима, и Её составили совершенно определённые люди – Апостолы и другие верующие-евреи, бывшие с ними. С того дня Церковь росла и расширялась, и стать членом Церкви во все времена можно только одним способом – присоединиться к этой одной, созданной Христом Церкви, приняв Её проповедь, крестившись в Ней, получив в Ней Духа Святого в Таинстве Духа через Её служителей, и причастившись от Её законно рукоположенных пастырей Тела и Крови Христа. И никак иначе нельзя стать Церковью; никак иначе, и никогда Церковь Христа не возникала и не возникнет в истории, ибо Она никогда не была и не будет уничтожена, чтобы у Бога появилась необходимость Её воссоздавать.

Здесь также важно заметить, что клевета часто бывает не голой ложью, а содержит в себе, для приманки, часть правды. Так вот, протестантские заявления о духовном отступничестве Церкви являются не чистой выдумкой – в них есть та доля правды, что уровень посвящённости и ревности в вере в Церкви сейчас (в общем) действительно ниже, чем был при Апостолах. И понижение уровня святости и водительства верных Духом Святым выразилось, прежде всего, в угашении духовных дарований – воскрешений, исцелений, чудотворений, знамений, говорения на языках, а также – в оставлении Церковью общения имуществ. Потому Господь и упрекает Ефесскую церковь, которая обозначает первый период истории Церкви, именно в оставлении первой любви (Откр.   2: 4). Но это совершенно не значит, что Церковь умерла и совсем отступила от Бога, как говорят протестанты, ведь и Ефесскую и последующие Церкви Господь хотя и упрекает, но всё же и хвалит (кроме Лаодикийской), и главное – считает и называет их своей Церковью. Если жена, пожив со своим мужем, и охладела несколько в любви к нему по сравнению со своей первой любовью, как это иногда бывает, то при этом не нужно считать их брак совершенно разрушенным. Если родник стал источать меньше воды, то не нужно кричать, что он совсем пересох. Если пчёлы принесли в какой-то сезон меньше мёда, чем прежде, то не нужно называть их совсем бесполезными. Если огонь в печи сначала бушевал, а потом немного поутих и плиты на печи хотя и горячи, но уже не раскалены, то не нужно говорить, что печь совсем потухла. Если евреям, пожелавшим избрать себе царя, Бог сказал «они… отвергли Меня» (1Цар.   8: 7), то это ещё не значит, что они совершенно отвергли Бога и что этот шаг лишил всех древних евреев благодати, избранности и святости. Но протестанты именно так, по бесовскому внушению, клевещут на Церковь – видя, что Церковь сейчас находится не в такой силе и горении Духа, как мы видим Её в Деяниях (с этим согласны и православные), протестанты радостно спешат раструбить и объявить Церковь умершей и совершенно отступившей, и бросаются Её воссоздавать. Но ни воссоздать Церковь, ни достичь святости древних христиан в своих рядах они, естественно, не могут, а вместо того – только святотатствуют и распространяют свои ереси и хуления на Церковь, причиняя Ей и Её Главе только вред и бесчестие.

Кстати сказать, описанные в Откровении 2–3 главах семь Церквей обозначают семь периодов жизни Церкви и имеют для экклезиологии1406 огромное значение. Для протестантов особенно важно понять то, что хотя Церковь в своих исторических путях не безупречна (потому Господь и упрекает Её), но Она тем не менее остаётся Церковью и Христос обращается к Ней как к Своей Жене. Если Она и согрешает, то согрешает «перед своим Господом» (Рим.   14: 4), Которому Она подсудна. А протестанты бесчинно взяли на себя право судить Церковь и вынесли свой безумный и лживый приговор – «Церковь совершенно пала и духовно умерла, потому нам нужно заменить Её и принять на себя Её функции».

Поведение протестантов в данном случае можно проиллюстрировать такой притчей. Некий царь увидел, что поведение его возлюбленной жены было в чём-то неподобающим, за что он нашёл необходимым упрекнуть её. Но этот разговор услышала придворная кухарка и с радостью побежала к царю, грубо толкнула царицу на пол, сняла с неё корону, одела на себя и заявила царю: «ну всё, раз твоя жена так недостойно себя вела, теперь я буду царицей и буду во всём тебе угождать». Понравится ли такое царю?

Или другой пример. Израильский избранный народ много согрешал перед Богом своим, за что Он часто его обличал и наказывал. Но имели ли право иные народы, на основании этого факта, заявить, что раз Израиль так страшно согрешает, то он уже не народ Божий и его место теперь занимаем мы? Нет, Господу совершенно не угодно такое самочинство, и над теми, кто так поступает, в частности, над протестантами, «Живущий на небесах посмеется» и поругается (Пс.   2: 4), и уже не с любовью, как Свою Церковь, а с яростью будет обличать их (ср. Пс.   37: 2).

Второе, что важно отметить насчёт 2–3 глав Откровения – Господь не укоряет две церкви – Смирнскую, которая соответствует периоду гонений на Церковь от Нерона до Константина, и Филадельфийскую, которая соответствует последнему периоду жизни Церкви перед Её восхищением на небеса. В этом – ясное указание на то, что перед концом, перед пришествием Христа, Церковь освятится и будет пред Богом безупречной, что совершенно необходимо, потому как Церковь восхищается для Своего брака со Христом и по самой логике вещей должна встретить Его приготовленной. Потому Господь всё устроит так, что перед концом даст Своей Церкви Духа покаяния и ревности, так что Она возвратится к святости и духовным дарованиям первых христиан, и к первой своей любви, так что будет восстановлено и общение имуществ. Все эти события непосредственно связанны с прп. Серафимом Саровским и его воскресением, а также с Дивеевским монастырём, о котором он имел попечение и много пророчествовал. Но Филадельфийская Церковь – это шестая по счёту и за ней идёт седьмая, Лаодикийская, которая отличается от других тем, что Господь её ни за что не хвалит, а только порицает. Это значит, что когда Церковь (Сардийская, в период которой мы живём сейчас) начнёт освящаться и становиться Филадельфийской, многие Её члены, мирские по духу, не пожелают этого и будут противиться Её стремлению к освящению, и составят из себя Церковь Лаодикийскую. И это духовное напряжение между ревнителями церковного благочестия – с одной стороны и различного рода отступниками, мирскими по духу и не понимающими сути Православия, желающими, в частности, соединить его с иными конфессиями – с другой, уже всё сильнее в Церкви нарастает1407.

Итак, Церковь, родившись однажды, никогда не отступала1408 от Бога и не умирала, и никогда язычество Её не побеждало, хотя в разные периоды земной жизни Церкви в Ней существуют несовершенства.

Возражение 2. Протестанты, понимая вышесказанное, – что, утверждая об уничтожении Церкви язычеством, они противоречат Библии, делают Апостолов неудачниками, а дьявола – победителем Церкви более чем на 1000 лет, – для смягчения своей позиции говорят, что Церковь была не вся уничтожена язычеством, не вся отступила, но немногие, оставшиеся верными, укрывались где-то в горах и лесах. Причём каждая протестантская конфессия уверена, что «где-то в ущельях» были люди именно их веры и духа. Баптисты, например, так описывают свою историю: «Баптисты имеют славную историю, которой нет нужды стыдиться им; историю благородных имен и дел, которая имеет за собой много веков и которой может хвалиться настоящее поколение. От дней Иоанна Крестителя и доныне не прекращался в ней род славных свидетелей истины, которые ради нее терпели узы, побои, лишения имения и даже саму смерть» 1409. Кроме основной (весьма лживой и наглой) мысли данного заявления (что баптисты существуют не с XVI, а непрерывно с I века), замечательно здесь и то, что баптисты проводят свою линию от Иоанна Крестителя, притом, что Церковь родилась после его смерти, при сошествии на учеников Духа Святого в день Пятидесятницы, с чем невозможно спорить и с чем согласны практически все, именующие себя христианами. Но баптисты утверждают такую нелепость только потому, что им весьма льстит, что по-гречески «Иоанн Креститель» читается как «Иоанис баптистис» (по-английски же «креститель» буквально звучит «баптист»). Потому они и считают Иоанна первым баптистом.

Харизматы с этим, конечно же, не согласны. Хотя они тоже веруют, что после отступления Церкви «где-то в ущельях» оставались верные Богу, но, по их мнению, эти верные были не баптистами, а харизматами, говорившими, как они, на иных языках, и как они падающими на землю от действия Духа Святого.

Субботники, конечно, считают, что «где-то в горах» прятались именно их братия, почитающие субботу и не заменившие её воскресеньем, в чём они усматривают возврат к языческому празднованию дня солнца.

«Свидетели Иеговы», естественно, также веруют, что после «отступления Церкви» оставались в мире истинные верующие, но они были «свидетелями Иеговы». Они даже выпустили солидную книгу «Свидетели Иеговы – возвещатели Царства Бога», которая описывает всю их «историю» с первого века! И так думают о себе, по сути, все деноминации.

На самом же деле совершенно очевидно, что никаких баптистов, харизматов, субботников и прочих протестантов и сектантов не было до их известного исторического появления в XVI-XX веках. Такая уверенность всех сект в своём где-то там существовании в веках происходит лишь из богословской для них необходимости так верить, что они, якобы, возникли не в каком-нибудь XIX веке, а именно в I, и были основаны Самими Апостолами. Но совершенно очевидно, что для таких мнений, кроме необходимости выдавать желаемое за действительное, нет никаких оснований, и на самом деле до М. Лютера не было лютеран; до Джона Уэсли не было методистов; до Ч. Рассела не было в мире «свидетелей Иеговы». От своего реального исторического происхождения каждая конфессия хорошо знает свою историю, ибо о них с этого времени действительно осталось немало исторических свидетельств. Но до этого времени их просто не было. И протестанты верят в своё существование в прежних веках слепо, и эта вера есть лишь подражание и замена веры Церкви в саму себя. То есть как Церковь верит «во Единую Святую, Соборную и Апостольскую Церковь», так и протестанты верят в свою церковь. Но разница в том, что вера Церкви – истинна, и о Её существовании в веках есть величайшее множество самых различных свидетельств, а о существовании лютеран, кальвинистов или баптистов история ничего не знает и знать не может.

В разговорах на данную тему протестанты нередко ссылаются, например, на иконоборцев, видя в них своих братьев. Но при этом протестанты вовсе не утруждаются подумать о том, насколько нелепо сравнивать иконоборцев с протестантами, ведь первые лишь в одном этом пункте веровали как протестанты, во всем же остальном были православными. Так иконоборцы, как и православные: 1) верили в то, что Крещение спасает, возрождает и прощает грехи; 2) миропомазывались; 3) совершали литургию; 4) верили в реальность Причастия; 5) признавали только законно и преемственно рукоположенных епископов и пресвитеров; 6) признавали все семь Таинств; 7) молились святым и за усопших, и т. д. То есть если бы иконоборцы были сейчас живы, то они осудили бы протестантов во всех ересях, в которые осуждает их и Православная Церковь, кроме иконоборчества.

Протестанты ссылаются иногда и на несториан, которые, как и они, не желали называть Деву Марию Богородицей, о чём уже говорилось в гл. 5 (абз. 77). Но разве были несториане по духу и учению протестантами? Никоим образом – кроме своего несторианства, они во всём были православными. Да и само отрицание термина «Богородица» они выводили из своей страшной ереси о том, что Христос был не Богочеловек, а лишь Богоносец, с чем, конечно, не согласны и протестанты. Так что же общего было у несториан и протестантов, кроме одного маленького пункта?

Так же и «свидетели Иеговы» хотят видеть в арианах, отвергающих Божество Христа, своих собратий, но ариане, естественно, кроме этого учения, не были «свидетелями», и во всём остальном были православными по вере. Таким образом, до XVI века в истории никогда не было, тем более непрерывно от Апостолов, никакой группы людей, которая бы верила, как протестанты.

К этому нужно добавить, что Христос сказал своим ученикам: «Вы – свет мира. Не может укрыться город, стоящий на верху горы» (Мф.   5: 14). Итак, ученики Христа, Его Церковь, по обетованию Христа всегда должна быть хорошо видна. И Она, действительно, однажды созданная Христом, уже не укрывалась и не могла укрыться, и о Её историческом пути мы имеем множество сведений от самого Её рождения. По-протестантски же выходит, что Церковь более чем на 1000 лет не находилась на верху горы, но так плотно укрылась от мира, что нельзя найти и малейших следов Её существования в это время. Здесь, кстати, можно заметить протестантам, что они постоянно упрекают монахов в том, что они бегут из мира, а не идут в мир, по заповеди Христа (этот вопрос уже обсуждался в 7-й главе). Здесь хочу только указать, что монастыри и отшельники как раз оставили огромный след в истории и очень на неё повлияли во многих отношениях. И монахи не уходили и не уходят обычно из мира совсем, но служат миру и сообщаются с ним. А как же это вы, протестанты, для которых проповедь миру – основа всей духовной жизни и главная цель жизни, так ушли и спрятались от мира, что не оставили в нём и малейшего воспоминания? А так, что вас попросту не было в мире до XVI века, и если вы где и были в это время, то, как метко замечает Д. Чуйков, разве что «в мечтах дьявола».

Итак, важно подытожить сказанное в ответе на первые два возражения. Согласно Библии, Церковь Христа имеет три важнейших признака.

1) Неодоленность (непобедимость). Силы ада могут в этом мире наносить вред Церкви Христа, но никогда не могут победить Её, тем более на 1000 лет.

2) Непрерывность. Однажды возникнув, Церковь уже никогда не может прервать Своего существования даже на один день, а тем более – на 1000 лет. Непрерывность Церкви выражается, прежде всего, в непрерывном сохранении Ею Апостольского Предания и преемственности рукоположения. Никогда в Церкви не могут быть уничтожены все епископы, чтобы появилась у Бога нужда в воссоздании новой линии преемственности.

3) Известность (видимость издалека). Церковь – это город, стоящий на верху горы, который не может укрыться. И Церковь, возникнув в истории, уже никогда не могла укрыться, и всегда была известна всем.

Все эти библейские признаки Церкви отлично подходят к Православию1410 и совершенно не подходят к протестантам. Если протестанты являются Церковью (если первые христиане были по вере и духу протестантами, хотя это совершенно не так), то как эти христиане могли быть побеждены более чем на 1000 лет? Как могло в мире не быть истинной Церкви целые столетия? А если даже истинная Церковь скрывалась «где-то в горах» (хотя это просто выдумка), то как такое могло быть, если Церковь – это город, стоящий на верху горы, Которая не может укрыться настолько, чтобы о Ней не осталось ни каких сведений?

Итак, никаких «истинных христиан», баптистов, пятидесятников или адвентистов, не принявших вошедшее в Церковь «язычество» (иконопочитание, почитание мощей и святынь, почитание Богородицы и святых, и прочее, что протестанты по безумию считают ересями и язычеством) и укрывавшихся где-то в пещерах, попросту не существовало.

Возражение 3. Е. Пушков заявляет (и эту позицию поддерживает большинство протестантов): «Если бы была сохранена верность Господу, то, безусловно, и в IV веке церковь была бы гонимой»1411. Итак, прекращение гонений означает, что Церковь отступила от Бога и истины – это типичная позиция протестантов.

Ложность и бессмысленность такого мнения протестанты могут легко понять и прочувствовать, если подобное заявление сделать в их отношении и сказать словами Е. Пушкова: «Если бы была сохранена верность Господу, то, безусловно, и в XXI веке протестанты были бы гонимы (как при Советском Союзе)». Т. е. при СССР, как православные, так и протестанты, были в той или иной степени и форме гонимы, но потом по независящим от них причинам гонения закончились. Согласятся ли баптисты с тем, что факт прекращения гонений на них означает, что они отступили от Господа? Протестантов, как известно, долгое время гнали не только коммунисты, но и католики, но потом гонения прекратились, и уже в Европе протестантов не преследуют и не убивают. Означает ли и этот факт то, что протестанты не сохранили верность Господу? Или они скажут, что это просто милость Божия? Значит, по-протестантски выходит, что прекращение на них гонений – это Божья милость, а прекращение гонений на Церковь это свидетельство Её отступления? Очень «логично»! Или Церковь должна была отправить посольство императору Константину с просьбой не давать Ей свободу и продолжить гнать и убивать христиан? Да и если бы о таком кто-нибудь тогда или сейчас попросил бы власть, то разве она согласилась бы на это? Да, как ужасно думают о Церкви Христовой протестанты, если считают, что одно решение императора, причём, решение доброе – о прекращении гонений на Церковь, может так легко и просто Её уничтожить. Гонения и страшные пытки не смогли уничтожить Церковь, а прекращение гонений вмиг Её уничтожило. Значит, в жутких обстоятельствах всегда находились верные Господу, а как только их перестали гнать, то тут же они все и предали Христа. Вот как силен диавол в глазах протестантов, вот как легко он может уничтожить Церковь – одним указом о прекращении несправедливого насилия!

Слова же ап. Павла, на которых основывает свой вывод Е. Пушков: «да и все, желающие жить благочестиво во Христе Иисусе, будут гонимы» (2Тим.   3: 12) не утверждают, что благочестивые христиане всегда будут гонимы внешним образом и физически. При внешних гонениях они будут гонимы буквально, а при их отсутствии они всё равно будут гонимы: во-первых, дьяволом, который, имея к душе доступ, всегда ведёт с ней духовную брань; во-вторых, от людей мирского духа, которые всегда так или иначе противятся людям духовным и часть которых видимым образом находится в Церкви, но на деле являются лжебратиями – от таковых были гонимы и Сам Христос (Ин.   1: 11), и пророки (Деян.   7: 52), и Апостолы (3Ин.   1: 9; 2Кор.   11: 26) и многие святые в Церкви, такие как Иоанн Златоуст, Афанасий Великий, Сергий Радонежский, Серафим Саровский и др. Если же понимать гонения в 2Тим.   3: 12 только в физическом смысле, то получается, что если нет у христиан внешних врагов, пытающих, убивающих и сажающих их в тюрьмы, то они уже не могут быть истинными христианами. Тогда нужно сделать вывод, что все протестанты отступили от Господа, по крайней мере, в Америке, Европе и на постсоветском пространстве, потому как никого сейчас в этих странах не убивают, не бьют и не сажают за веру в тюрьмы. Получается также, что у дьявола есть реальная и простая возможность победить Церковь Христа – просто прекратить на Неё гонения.

Возражение 4. «Множество называющих себя православными живёт совсем не свято и не по-христиански. По этой причине, чтобы не быть причастниками их грехов, мы и вышли из Православия и воссоздали Церковь в Её изначальной святости и чистоте», говорят протестанты.

Для правильного отношения ко грехам и грешникам в Церкви нужно знать, по крайней мере, две важнейшие библейские истины.

Первая: Христос создал Свою Церковь таким образом, что в Ней (здесь на земле, видимым образом) среди истинных Его учеников должны быть (не как нечто желательное, но как нечто неизбежное) и не истинные – тайные враги, еретики, волки в овечьих одеждах или просто случайные, плотские и не духовные люди. И всё это допущено промыслом Божиим прежде всего для того, чтобы испытать Свою Церковь, Которая должна подвизаться в этом мире среди как внешних, так и внутренних врагов, преодолевая как одни, так и другие соблазны. Это Своё положение всегда понимала и понимает Церковь. Архиепископ Филарет Гумилевский, например, кратко охарактеризовав многих древних еретиков, пишет: «Такова толпа ложных Христиан, с которыми надлежало бороться мужам Апостольским среди борьбы с открытыми врагами – Иудеями и язычниками»1412. А ведь многие еретики долгое время находились внутри Церкви, и продолжают находиться, скрывая или маскируя свои взгляды и называясь православными (часто же при этом они и сами не знают, какого они духа – ср. Лк.   9: 55). И о том, что в Церкви многие из принадлежащих к Ней и крещённых Ею будут на самом деле лжехристианами и погибшими, Христос рассказал несколько притч.

Одна из них – притча о десяти девах, пять из которых оказались мудрыми и вошли на пир, а остальные – неразумными, которые остались перед закрытыми дверьми (Мф.   25: 1–13). То, что эта притча говорит о Церкви – нет сомнения, ибо все десять названы «девами», и все десять выходят навстречу жениху, а значит, они были им избраны в невесты. То есть, здесь говорится о крещённых в Церкви и ни о ком другом.

Другая притча о брачном пире царя, на котором был обнаружен человек не в брачной одежде, которого извергли вон (Мф.   22: 1–14). Совершенно понятно, что поскольку этот человек вошёл на брачный пир, то значит, он (видимым образом) был членом Церкви, крещённым в Ней и причащавшимся Христовых Таин, то есть вкушал царскую трапезу, но оказался недостойным и был ввержен во тьму кромешную.

Следующая притча: «Еще подобно Царство Небесное неводу, закинутому в море и захватившему рыб всякого рода, который, когда наполнился, вытащили на берег и, сев, хорошее собрали в сосуды, а худое выбросили вон. Так будет при кончине века: изыдут Ангелы, и отделят злых из среды праведных, и ввергнут их в печь огненную: там будет плач и скрежет зубов» (Мф.   13: 47–50). Хотя данная притча говорит, прежде всего, о воскресении всех умерших при кончине мира и разделении их Богом на Своём Суде на праведных и неправедных, эта притча говорит также о Церкви. Море здесь, как и во многих других местах Библии, означает мир, а рыбы – людей. Этот образ перекликается со словами Христа Петру и Андрею, которые были рыбаками: «идите за Мною, и Я сделаю вас ловцами человеков» (Мф.   4: 19), и совершенно не случайно один из первых символов христианства была рыба. И как невод захватывает рыбу из моря, так и Церковь приобретает для Себя некоторых людей из этого мира, и как одни рыбы оказались добрыми, а другие худыми, так и в Церкви одни оказываются истинными, а другие ложными христианами, что будет выявлено на Суде Божием. Но здесь особо важно заметить, что как до момента сортировки в неводе находятся добрые рыбы вместе с дурными, так и в Церкви до Суда находятся истинные христиане с неистинными.

В другой притче Христос говорит о том же самом, используя, однако, другой образ – пшеницы и плевелов на поле (Мф.   13: 24–30). Засеянное пшеницей поле есть Церковь1413. Но на этом поле дьявол посеял и плевелы, то есть ввел в Церковь своих людей. И Господь решает оставить1414 эти плевелы и не отделять их от пшеницы до жатвы, то есть до Суда. Таким образом, Церковь, истинные последователи Христа, должны Своё земное поприще проходить именно в таком положении, то есть находиться вместе с плевелами.

Что не все члены Церкви являются истинными, явствует и из апостольских посланий. Так, ап. Павел дважды прямо говорит о том, что в среде верных христиан есть лжебратия (2Кор.   11: 26; Гал.   2: 4). Также и коринфской церкви ап. Павел свидетельствует: «…некоторые из вас не знают Бога» (1Кор.   15: 34), а во 2Тим.   4: 10 он говорит: «…Димас оставил меня, возлюбив нынешний век…». То есть даже среди сотрудников Апостола многие годы был человек, крестившийся, причащавшийся и видимо принадлежавший Церкви, но который не был на самом деле из овец Христовых. Был среди первых христиан ещё один такой человек, о котором упоминает ап. Иоанн: «Я писал церкви; но любящий первенствовать у них Диотреф не принимает нас» (3Ин.   9). Не принимать же Апостола есть великий грех, ибо это значит не принимать Самого Христа (ср. Мф.   10: 40). И поскольку мы имеем такое свидетельство о Диотрефе в самом Евангелии, то этот грех не был временным его ослеплением, в котором он потом покаялся – по всей видимости, он просто был одним из духовных волков в Божьей овчарне. Таковым же волком явился и Симон волхв, который первое время, видимым образом, принадлежал Церкви, ибо он, по свидетельству Писания, уверовал и крестился (Деян.   8: 13). Итак, даже в Церкви апостольского времени не все Её члены были действительно овцами Христа, а сейчас таковых ещё больше. Потому грехами подобных людей не нужно соблазняться, ибо их грехи никак не являются грехами Церкви и не повреждают Её святости. Другими словами, наличие плевел в Церкви никаким образом не может быть причиной разрыва с Церковью и создания иных «святых» церквей, без плевел.

Весьма уместно здесь вспомнить и о ветхозаветной Церкви – Израиле. Это, безусловно, был святой, избранный Божий народ. Но разве мы видим, что все евреи были святыми? Нет – многие из них, быв посвящёнными Богу, не реализовывали на деле свою святость и отступали от Него, чему примеров в Библии великое множество. Достаточно вспомнить хотя бы тот факт, что при Илии, по свидетельству Самого Бога, лишь семь тысяч израильтян (из нескольких миллионов) не отступили от Него и не впали в идолопоклонство (3Цар.   19: 18). Но даже такое неравное соотношение верных и неверных в народе Божием не могло уничтожить святость Израиля, и он и при наличии многих отступников в его среде оставался святым Божиим народом, ибо всё определял тот верный остаток. Так же обстоят дела и с новым Израилем (Церковью) – сколько бы ни было среди Его членов неверных, в Нём всегда есть верный остаток1415, благодаря которому Церковь остаётся святым и избранным Божиим народом и истинным Телом Христа.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...