Глава 20. О каноне Библии 4 страница
Есть и другие случаи, когда Господь открывает нечто постепенно, и что становится ясным только со временем. Например, многие пророчества, такие как приведенные в абз. 289, 349 и 350, становятся понятными только со временем. Также и пророчество из Откровения о том, что «никому нельзя будет ни покупать, ни продавать, кроме того, кто имеет это начертание, или имя зверя, или число имени его» (13: 17) для всех предыдущих поколений было не понятно – нам же, дожившим до электронных денег, видящим, как объединяется мир в глобализации; как уже открыто говорят о чипах, которые планируют помещать человеку под кожу для его отождествления и хранения о нём всех данных; что вся эта система пронизана числом зверя 666, становится намного понятнее, о чём говорит данное пророчество. И всё касающееся последнего времени, то есть эсхатологии, Церковь будет всё больше понимать по мере приближения к последним временам. Так вот, одно из важнейших событий перед приходом антихриста и концом мира будет раскрытие и объяснение Церковью тайных книг. (Сделано это будет для борьбы с антихристом и для спасения, как Церкви, так и многих, оставшихся на великую скорбь. ) Об этом событии ясно пророчествовал Ездра: «А когда назнаменается век, который начнет проходить, то вот знамения, которые Я покажу: книги раскроются пред лицем тверди, и все вместе увидят» (3Езд. 6: 20). И в этом Божьем промысле раскрытия тайных книг и их смысла перед концом мира находится и сама третья книга Ездры, которая была раскрыта (и даже введена в состав Священного Писания) первой, и служит, таким образом, авторитетным указанием на существование святых тайных книг и переходом к их раскрытию… Но если об этом и православные мало что знают, то протестанты тем более. А знать это, особенно нам, живущим в последнее время последнего времени, крайне важно!
Что же говорят протестанты против 3-й книги Ездры? Мак-Дауэлл приводит известный факт, что «Мартин Лютер был настолько смущен этими видениями, что, как рассказывают, выбросил эту книгу в реку Эльбу». То есть, Лютеру показалось, что пророчества этой книги совершенно не соответствуют книге Откровения и другим библейским пророчествам. На самом же деле, пророчества 3Езд. находятся в удивительной гармонии с Библией и самой реальностью, которую мы уже наблюдаем, и в абз. 187–309, 345–350 одно и другое соответствие было ясно показано. Потому, если Лютер был слеп, то нам совершено не обязательно следовать его слепоте. Неверующие в Богодухновенность 3-й книги Ездры говорят ещё, что в ней описаны странная и мифическая история о сотворении огромных чудовищ бегемота и левиафана (6: 49–52). Но о бегемоте и левиафане ещё более подробно говорится в книге Иова (40: 10–27), и упоминается в Пс. 73: 14; 103: 26 и Ис. 27: 1. Об этих животных неоднократно говорится и в иудейских преданиях – Талмуде и таргуме1386. Это одна из тайн Божиих, которая откроется в последнее время, и непонимание её не может быть основанием для отвержения 3Езд. – тогда нужно отвергать и другие вышеуказанные книги. Говоря о каноне, важно уяснить 1) само значение этого понятия, а также 2) взаимоотношение канонических, библейских книг, и других священных книг Церкви. Дело в том, что протестанты очень неточно понимают как один, так и другой пункт. Известно, что «канон» значит «мера длины», на подобии нашего метра. В энциклопедии «Википедия» о каноне говорится так: «Исследователи выводят происхождение греческого термина «канон» от западно-семитского слова qā noeh/ḳ ā nu, «тростник, камыш», обозначавшего в числе прочего тростниковый шест, использовавшийся в строительстве для точности измерений в качестве эталона длины». Обычно протестанты хорошо об этом знают, и применительно к Библии делают такой вывод: книги, вошедшие в канон, то есть Библия, это эталон, это Богодухновенные и безошибочные писания; остальные книги подложны, не Богодухновенны, не имеют никакого (или большого) значения и всегда содержат ошибки. Поэтому, для сознания протестантов книги Библии отстоят от прочих книг на бесконечном расстоянии. Но это весьма искажённый вывод из понятия канона. Да, канон, безусловно, есть эталон, это, можно сказать, самые святые и важные книги, но канон есть ещё и мера. То есть, определив канон, Церковь (или лучше сказать – Сам Дух Святой) не просто выделила истинные, Богодухновенные и безошибочные книги из среды не истинных, не Богодухновенных и содержащих ошибки. Для канона Церковь, безусловно, избрала самые святые книги, но кроме этого, Она руководствовалась ещё и мерой, то есть: для канона достаточно вот такой меры, вот стольких книг, и не больше – вот что очень важно понять! Отличным примером для иллюстрации этого служит то, как составляют в настоящее время учебники для школ или вузов. Есть какой-либо предмет, например, русская литература или биология. Оба эти предмета весьма обширны, и их нельзя охватить сразу. Поэтому, для школьной программы составляют учебники по двум важнейшим критериям: 1) он должен быть лучшим изложением предмета; 2) он должен давать определённую меру – не больше, и не меньше – самых главных знаний, которые министерство образования считает необходимым и достаточным для принятой программы. Итак, в данном контексте школьный учебник можно с полным правом назвать каноном. Но значит ли это, что Минобразования, избрав из многих учебников один, считает все остальные плохими и неправильными? Нет, другие могут быть тоже весьма неплохими, просто в министерстве посчитали выбранный учебник наиболее удачным. Кроме того, Минобразования никак не отвергает те знания по данным предметам, которые не вошли в школьную программу – просто их посчитали не настолько важными, или слишком сложными для школьников. И конечно, если ученик, изучив учебник, станет и дальше углубляться в предмет и станет читать другие книги, то учителями это будет только поощряться.
Вот так же обстоят дела и с библейским каноном. Из многих богодухновенных и святых книг Церковь избрала для своих чад: 1) наиболее удобоприемлемые, которые можно и полезно читать всем, и 2) определённое количество книг, достаточное для того, чтобы понять суть христианской веры. Но это вовсе не значит, что кроме Библии нет больше истинных и Богодухновенных книг. Например, св. Афанасий Великий в известном своём 39 праздничном послании после перечисления книг «принятых в канон» говорит: «…есть, кроме сих, и другие книги, не введенные в канон, но назначенные отцами для чтения нововступающим, и желающим огласиться словом благочестия: премудрость Соломонова, премудрость Сирахова, Есфирь, Иудифь, и Товия, и так именуемое Учение апостолов, и Пастырь». Впоследствии промыслом Божиим первые пять книг были введены Церковью в библейский канон, а последние две – нет. К этим книгам нужно отнести и Постановления Апостольские1387 и два послания Климента, которые в 85-м Апостольском правиле относятся «к чтимым и святым книгам», то есть к канону. Но Церковью все эти книги (в итоге) не были причислены к канону вовсе не потому, что их посчитали не святыми или небогодухновенными – нет. Просто канон не может вместить в себя все святые книги, и по самому своему определению должен иметь меру, как имеет меру всякий учебник. Определив канон, Церковь как бы говорит своим духовным чадам: вот главные книги, которые всем вам обязательно и прежде всего нужно читать и изучать1388. Но, повторюсь, это не значит, что Церковь ограничивает круг Богодухновенных и святых книг каноном.
Чтобы с ещё большей ясностью понять то, чем является канон, нужно осознать тот факт, что в Евангелие (то есть в канон), вошли лишь некоторые слова Христа. При этом совершенно понятно, что, не введя в канон многие слова Христа, Церковь (и Сам Дух Святой) не отделила истинные, святые и Богодухновенные слова Христа от не таковых – нет, ибо все слова Христа на протяжении всей Его жизни были святы, истины и Богодухновенны. Церковь лишь избрала определённую меру самого главного, что говорил и чему учил Христос. Вот так же Она поступила и со святыми книгами.
Здесь, кстати, нужно сказать ещё об одном недопонимании протестантов относительно Библии и вообще слов Божиих. Они знают лишь о разделении слова Божьего и слова человеческого, и писаний Богодухновенных и не Богодухновенных. На самом деле, как у всех плодов и даров Духа – святости, любви, смирения, терпения, прощения, пророчества, чудотворения, вспоможения и т. д. – есть степень (то есть, разные люди обладают одними и теми же дарами и проявлениями Духа, но в разной степени и силе), так и Богодухновенность у книг бывает разная. Можно сказать, что у Богодухновенности есть иерархия. Библейские книги стоят, безусловно, на высоте этой иерархии, хотя и сами библейские книги подчинены своей внутренней иерархии. Например, из всей Библии лишь Евангелие (именно 4 Евангелия) православные полагают на престоле в алтаре, лишь его целуют и читают наиболее торжественно. За Евангелием следует книга Апостол – то есть Деяния и послания Апостолов, за ней Псалтирь, а потом остальные книги Ветхого Завета. За Библией идут другие весьма святые книги, такие как Дидахе, Пастырь Ермы, послания св. Климента и подобные. На следующую ступень святости можно поставить писания святых отцов, которые также разняться по святости и силе. Например, те послания святых отцов, которые введены в книгу правил, имеют больше авторитета и святости, чем другие книги отцов, и т. д. Кроме этого, в Церкви есть как минимум три различных канона – 1) библейский, 2) богослужебный (в который входят книги, читаемые за Богослужением – служебник, требник, часослов, октоих и пр. ) и 3) канон догматов и правил церковного благочестия, которые составляют книгу правил, называемую ещё канонником или кормчей (в ней находятся: апостольские правила, правила Семи Вселенских Соборов, правила Святых поместных Соборов и правила святых отцов, признанные каноническими). И все эти каноны Церковь почитает Богодухновенным и непогрешимым Словом Божиим. У православных, например, нет ни малейшего сомнения в полной святости каждого слова литургии, хотя она не входит в библейский канон! Таким образом, православные, зная, что библейским каноном отнюдь не ограничивается круг Божественных и святых книг – иначе говоря, не одна Библия содержит и провозглашает веру Христову и Божественное предание Церкви – могут вместе с Библией читать и почитать и другие книги. Протестанты же со своим ущербным и весьма превратным пониманием канона лишают себя множества поистине Божественных и святых книг, то есть огромной части Божественного Предания, без которого нельзя правильно понять и главную часть этого Предания – Священного Писания.
И последнее, что хотелось бы сказать протестантам о каноне: если Библия есть Слово Божие, и если о Своём Слове Господь проявляет особенное попечение (о чём постоянно говорят и пишут протестанты), то как же получилось, что в протестантской Библии оказалось не святое число 771389, а довольно соблазнительное 66, и не является ли само число книг православного канона Божьим знаком и помощью человеку в его поиске истины? * * * 1276 Доктрины и устройство баптистских церквей. С. 162. 1277 Е. Пушков, например, говорит, что православное утверждение «Библия не самодостаточна» для баптистов «звучит ужасно» (http: //blagovam. org/media. php? tid=1812. 17-я мин. 1-й лекции. ). 1278 Бывший протестант Джон Уайтфорд в своей книге «Только одно Писание? » справедливо замечает: «Среди многих протестантов, особенно среди евангеликов и харизматиков слово «предание», или «традиция», носит пренебрежительный оттенок, и назвать что-либо относящимся к преданию равносильно тому, чтобы обозвать это «плотским», «духовно мертвым», «деструктивным» или «законническим" ». 1279 В богослужебном использовании Новый Завет в Православии разделён на две книги – Евангелие (4 книги евангелистов) и Апостол (деяния и послания апостольские), и такое деление имеет древнее происхождение (см. абз. 22). 1280 Например, Пастырь Ермы; послания св. Игнатия Богоносца, св. Варнавы, св. Климента; Дидахе; «Апостольские Постановления» и другие книги святых отцов. 1281 Например, дары знания, проповеди или управления имеют разные люди в Церкви, но не все в равной степени; также и плоды Духа, например, любовь и терпение, могут и должны иметь все христиане, но не у всех эти плоды одного наивысшего качества. И как протестанты (как и православные) стремятся послушать более одарённых проповедников, но не отвергают при этом тех, кто имеет меньший дар слова, так нужно относиться и к Библии – признавая её высшую святость, не нужно отвергать и ни во что ставить другие, более низшего уровня, выражения Божественной истины, например, труды отцов Церкви. 1282 Джон Уайтфорд. Только одно Писание? 1283 Многие протестанты настолько предвзяты в мышлении, что для них слово «старцы» сразу отвращает слух и ассоциируется исключительно с фарисеями, ссылавшихся на «предание старцев» (Мф. 15: 2), которые обличал Христос. На самом деле, на греческом «старец» это «пресвитер», и старцы есть не только фарисейские, но и святые (см. напр., Быт. 43: 27; 3Цар. 13: 6; 3Цар. 13: 11, 29; Откр. 5: 8) – этим словом называют себя и Апостолы (2Ин. 1: 1; 1Ин. 1: 1; Флм. 9). И по контексту речи под старцами св. Папий имеет в виду именно Апостолов. 1284 У Христа, кроме 12 и 70, были и другие ученики и постоянные Его слушатели, всего как минимум 120 человек (см. Деян. 1: 16), к которым, очевидно, и принадлежал Аристион. 1285 Евсевий Кесарийский. Церковная история, 3/36. 1286 Против ересей. Книга 3, глава 2/1–2. 1287 Против ересей. Кн. 3, гл. 4/1–2. 1288 Беседы на книгу Деяний Апостолов. Беседа 1/1 1289 Правило 97. О Святом Духе. Гл. 27. 1290 Толкование на Ин. 16: 12–15. 1291 Хотя протестанты исказили Предание Церкви, удалив из Библии 11 книг. 1292 В Православии, кстати, все эти события также в определённый день отмечаются – какое одним евангельским чтением об этом событии, а какое и весьма торжественно, как, например, воскресение Лазаря (Лазарева суббота), Тайная Вечеря (Чистый четверг), обрезание Христово, усекновение главы Иоанна Крестителя и др. 1293 Важнейшие праздники – Воскресение Христа, Вознесение, Пятидесятницу, Рождество, Крещение определяется праздновать, например, в «Апостольских Постановлениях» (кн. 5/19–20; 8/33). Здесь же, кстати, говорится: «А спустя восемь дней (от Пасхи) да будет опять у нас честным праздником этот восьмой день, в который Господь уверил меня, Фому, не верившего воскресению Его, показав мне язвы гвоздиные и рану от копия в боку» (кн. 5/19), а также: «…да празднуют в день первомученика Стефана и во дни прочих святых мучеников, которые предпочли Христа своей жизни» (кн. 8/33). Это до сих пор соблюдается в Православии, и на следующее воскресение после Пасхи вспоминается ап. Фома, и эта неделя называется «фоминой». Празднуют православные также и «в день первомученика Стефана и во дни прочих святых мучеников». 1294 Сделали они это по понятной причине: 1) об этих событиях не говорится в Библии; 2) они не почитают Богородицу и Крест. 1295 В главе 13 (абз. 75–80) было показано, что Церковь изначально совершала крещение только тройным погружением. 1296 Важно заметить, что обычай этот не просто человеческое предание, но бесовские козни. Такое погружение, навзничь, есть бесовское противопоставление благочестивому поклону. Поэтому баптистское крещение мистически символизирует духовное падение человека (ибо о падение навзничь в Библии говорится только в отрицательном смысле (см. Ис. 28: 13; 1Цар. 4: 18), его ниспровержение и борьбу с Богом. 1297 Другой пример – винопитие. Библия позволяет пить вино, а баптистское предание – нет. Баптисты предпочитают следовать своему преданию. 1298 К таковым баптистским обычаям относится, например, говорить при встрече «приветствую». (В связи с этим был довольно смешной случай, когда в братскую вошёл молодой баптист, не наученный ещё всему баптистскому преданию, и обратился к сидящим «добрый день», на что ему ответили: «ты бы ещё «здравствуйте» сказал»). 1299 Кроме песнопений, у баптистов (и у других протестантов) есть заученные формулировки, которые они используют при определённых моментах богослужения. Например, приглашая встать на молитву, проповедник говорит «вставши на наши ноги», и никак иначе (с этого некоторые «прогрессивные» протестанты нередко смеются), а служение пастор заканчивает молитвой, буквально взятой из 2Кор. 13: 13. Также при конце собрания пастор и собрание участвуют в некотором заученном диалоге. Пастор: «за все переданные приветы сердечно» собрание: «благодарим», пастор: «и от нас всем любящим Господа сердечный привет передавать» собрание: «просим». Всё это – примеры баптистского предания. 1300 Ещё более существенная разница между Преданием Церкви и преданием протестантским заключается в том, что первое – это Предание Божественное – то, чему научил Церковь Дух Святой, а последнее – предание человеческое и бесовское, то, чему научились протестанты от своих основателей и духов обольстителей (ср. 1Тим. 4: 1). 1301 Впрочем, у этой позиции есть ясный бесовский смысл: протестантов нужно держать в своём предании, а если они начнут много читать и искать хорошие проповеди и поучения, то они легко могут выйти на отцов Церкви и «заразиться» Преданием Церкви. Вот от этой опасности и удерживают своих людей духи протестантизма путём отвлечения их внимания от писаных проповедей, даже своих. 1302 Иными глазами. С. 84. 1303 Иными глазами. С. 11. 1304 А. Кураев. Протестантам о Православии. Глава «Конфликт интерпретаций». 1305 Лютеранские богословы, через 30 лет по смерти своего основателя, писали патриарху Иеремии II так: «Может быть, кто-нибудь скажет, что хотя, с одной стороны, Писания абсолютно безошибочны, но с другой – в них содержится много темных мест, которые нельзя понять, не прибегая к толкованиям духоносных отцов... Между тем справедливо также, что сказанное в виде намека в одном месте Писания, оказывается выраженным явно и вполне ясно в другом, так что его могут понять даже самые простые люди» Джон Уайтфорд. Только одно Писание?. 1306 Алистер Мак-Грат. Богословская мысль Реформации. Одесса: Богомыслие, 1994. С. 188. 1307 Алистер Мак-Грат. Богословская мысль Реформации. Одесса: Богомыслие, 1994. С. 187. 1308 Алистер Мак-Грат. Богословская мысль Реформации. Одесса: Богомыслие, 1994. С. 189. 1309 Доктрины и устройство баптистских церквей. С. 144–145. 1310 И очередное его предание, ибо Библия нигде не говорит ни о способности каждого отдельного человека понять Библию, ни о его праве толковать её «по-своему». 1311 Это правильно, только протестантам нужно знать о том, что Библия часто содержит, кроме простого смысла, пророческие намёки и глубинные смыслы, не всегда жёстко связанные с контекстом. 1312 Если протестантам сказать, что вам, когда вы читаете Библию, может не Дух Святой, а бесы внушать своё понимание, то для протестантов это будет, как правило, большим личным оскорблением – так они уверены в своей святости и способности слышать голос Божий в своей душе, и отвергать бесовские внушения. Для православных же такая уверенность – очевиднейший признак глубокой прелести. 1313 Джон Уайтфорд пишет: «Когда многочисленные течения, возникшие под знаменем Реформации, не смогли придти к согласию друг с другом относительно толкования Священного Писания, вторым решением проблемы стало утверждение, что благочестивыми протестантами руководит Святой Дух, чтобы они могли правильно истолковывать Писания. Разумеется, каждый, кто не согласен с этим «благочестивым протестантом», не может быть руководимым тем же самым Духом, так что в результате каждое протестантское направление должно перестать считать христианами всех тех, кто от него отличается. Если такой подход правилен, то во всем протестантизме осталось всего-навсего одно направление, правильно толкующее священное Писание, – но какое же именно из нескольких тысяч существующих деноминаций? Конечно, ответ будет зависеть от того, с представителем какого направления вы будете разговаривать, но можно быть уверенным, что он назовет то направление, к которому принадлежит сам» Джон Уайтфорд. Только одно Писание?. 1314 Богословская мысль Реформации. С. 182, 189, 188, 192. 1315 Джон Уайтфорд. Только одно Писание? 1316 Богословская мысль Реформации. С. 189–190. 1317 Богословская мысль Реформации. С. 191. 1318 Джон Уайтфорд пишет: «Хотя эти лютеранские ученые и заявляли, что пользуются святоотеческими писаниями, они возражали против необходимости обращения к ним и в тех случаях, когда, как им казалось, между Писаниями и святыми отцами не было согласия, считали, что мнением отцов нужно пренебречь. На самом же деле ученые утверждали, что если святоотеческое толкование не совпадает с их личным мнением по поводу Писаний, то их личные взгляды должны считаться более авторитетными, нежели мнение отцов Церкви». И приводит это только к тому, что теперь мнение самих реформаторов также отвергается, причём их же последователями: «Та же самая (человеческая) причина привела большинство современных лютеранских богословов к отвержению почти всего библейского учения (включая божественность Христа, Воскресение и т. д. ) и даже к отрицанию богодухновенности самой Библии, на которой для первых лютеран, по их же словам, основывалась вся их вера» Джон Уайтфорд. Только одно Писание?. 1319 «Традиция» с латинского значит «предание». 1320 Д. Уайтфорд замечает: «Несмотря на очевидные проблемы, возникшие в связи с этим учением о Священном Писании как единственном источнике веры, приведшим к дроблению протестантизма на множество сект, протестанты, не желая признавать своего поражения перед Папой, свели все дело к тому, что несогласные с ними просто неправильно читают Библию. Тогда в качестве решения проблемы был предложен целый ряд способов толкования Библии» Джон Уайтфорд. Только одно Писание?. 1321 Этот способ толкования использует, например, евангелист Матфей, когда говорит, что Иисус «поселился в городе, называемом Назарет, да сбудется реченное через пророков, что Он Назореем наречется» (Мф. 2: 23). Хотя «назарей» в Библии значит не то же, что «житель Назорета», ап. Матфей, толкуя Библию методом рэмэз, говорит, что она предсказывала именно это событие. Евангелист также повествует о бегстве Христа в Египет, и добавляет: «да сбудется реченное Господом через пророка, который говорит: из Египта воззвал Я Сына Моего» (Мф. 2: 15). Хотя Осия (11: 1) говорит об Израиле, ап. Матфей, используя метод рэмэз, утверждает, что здесь сокрыто пророчество о Христе. Также, и по поводу избиения младенцев в Вифлееме мы читаем: «Тогда сбылось реченное через пророка Иеремию, который говорит: глас в Раме слышен, плач и рыдание и вопль великий; Рахиль плачет о детях своих и не хочет утешиться, ибо их нет» (Мф. 2: 17–18), хотя буквально Иеремия говорил о другом событии. 1322 Аллегорически толкует Писание, например, ап. Павел, видя в истории с Агарью не только прямой, но и иной смысл (Гал. 4: 25). 1323 К примеру, ап. Матфей, разбив родословную Христа на три череды по 14 родов (Мф. 1: 17), тайно передаёт читателю дополнительное свидетельство, что Христос есть сын Давида, ибо число имени Давид, по-еврейски, 14. Тайну сообщает и ап. Иоанн, говоря, что число имени зверя 666 (Откр. 13: 18). Разгадать это число, и понять, какое имя за ним стоит, значит толковать Библию методом сод. 1324 История ЕХБ в СССР. Изд. ВСЕХБ, 1989г. С. 60. 1325 Хотя это не оправдывает еретиков, ибо, во-первых, неведение – тоже грех, а во-вторых, еретики пришли к этому только потому, что были нечисты душой и закрыты для благодати и внушений Духа (Дух же действует на человека в некоторой степени и извне, а не только изнутри, после Миропомазания). 1326 Если бы в человеке не был повреждён Божественный логос, то он бы, безусловно, всегда мог понимать смысл Библии и видеть, какие места подходят для объяснения другого места, а какие нет. Но в том всё и дело, что обычно человек на это не способен, и его легко запутать, показав одни места Писания в неправильной связи с другими. Потому человек нуждается в святом истолковании, то есть в истинном Предании. 1327 Впрочем, протестанты изучают в основном лишь букву Св. Писания и являются всегда учащимися и никогда не могущими дойти до познания истины (ср. 2Тим. 3: 7), ибо, постоянно читая Библию, они не могут понять главнейшего в ней, не могут прийти в Церковь и соединиться через Неё со Христом. 1328 Православие и экуменизм. М.: МФТИ, 1999. С. 170–171. 1329 Игнатий Брянчанинов. Собрание сочинений. Краматорск: Тираж-51, 2001. Т. I, c. 16–17. 1330 Википедия. Статья «Реформация». 1331 Подробнее об этом будет сказано в гл. 21, абз. 16. 1332 Это можно сказать вообще о всех классических православных книгах. Я хорошо помню, как во время учёбы в ДХУ я читал какую-то книгу по Ветхому Завету, рекомендованную нам как лучшую, а потом взял почитать «Библейскую историю» Лопухина, на ту же тему, и я сразу ощутил огромную разницу – здесь, в отличие от первой, всё так хорошо усваивалось и ложилось на душу. И только потом я сообразил то, почему мне так понравилась вторая книга – она была написана хорошим православным богословом. 1333 На самом деле, возвращение протестантов к вере древней Церкви – одна из наибольших их иллюзий о самих себе. Чтобы в этом убедиться, нужно просто почитать труды древних христиан. Как писал Д. Уайтфорд: «Когда же протестанты начинают серьезно изучать Древнюю Церковь и писания раннехристианских отцов и видят совсем другую картину, чем та, которую они привыкли себе воображать, для них это равносильно удару, как это было и для меня в свое время». Этот «удар» озарения и осознания своей иллюзии пережили, по Божьей милости, многие протестанты; пережил его в своё время и я, недостойный раб и иерей Божий Сергий Кобзарь. 1334 Т. е. протестантизме – С. К. 1335 Игнатий Брянчанинов. Собрание сочинений. Краматорск: Тираж-51, 2001. Т. I, c. 16–17. 1336 История ЕХБ в СССР. С. 54. 1337 К Автолику. Кн. 2/12. 1338 Ср. «увидев благодать Божию, возрадовался…» (Деян. 11: 23). 1339 Это вовсе не значит, что после отцов Церкви уже нет истинных пастырей, учителей, мудрых и книжников. Церковь признаёт писания и учение и более поздних своих святых, и считает их авторитетными, но отцы Церкви являются для Неё важнейшими авторитетами в толковании Писания, да и поздние святые находятся в полном согласии с ними. 1340 Собрание сочинений. Т. I, с. 121. 1341 Собрание сочинений. Т. I. С. 117. 1342 Богословская мысль Реформации. С. 181. 1343 Или к самому себе, чтобы человек сам читал Библию, а при этом дьяволу очень легко обольщать человека и внушать ему своё толкование Писания. 1344 Как отличить истинную Церковь от лжецерквей. С. 23–24. 1345 В истории были и лжесоборы (провозгласившие ложные догматы), названные разбойничьими или волчьими, которые церковное сознание отвергло. Ибо решение каждого Собора принимается Церковью не слепо, а проверяется Её кафолическим Духом. 1346 Главнейшее несловесное Предание Церкви есть Дух Святой, Который передаётся в Церкви в таинстве Миропомазания, а священству ещё и в таинстве Хиротонии. Этот Дух (в сотрудничестве с Церковью) и есть Творец всего Предания Церкви, в том числе и самого Св. Писания. 1347 Хотя примеры исполнения Св. Писания мы находим и в самой Библии, тем не менее, в Св. Предании этих примеров значительно больше. 1348 Откуда всё это появилось? Глава «Предания». 1349 Именно этот стих, конечно же, сделал П. Рогозин эпиграфом к своей главе «Предания». 1350 Богословская мысль Реформации. С. 176. 1351 Не смущайся. Глава «Отношение к православию современного православного». 1352 А кажущихся противоречий в Библии достаточно – ср., например, 2Цар. 24: 13 и 1Пар. 21: 12; 2Цар. 8: 4 и 1Пар. 18: 4; Езд. 2: 19 и Неем. 7: 22; Езд. 2: 12 и Неем. 7: 17; 2Цар. 23: 8 и 1Пар. 11: 11; 3Цар. 16: 1–8 и 2Пар. 16: 1; Мф. 1: 12 и Лк. 3: 27; Мф. 11: 14 и Ин. 1: 19–21; Мф. 4: 18–22 и Ин. 1: 42; Мф. 10: 10 и Мк. 6: 8; Ин. 5: 31 и Ин. 8: 14; Ин. 18: 20 и Мк. 4: 34; Мк. 15: 32 и Лк. 23: 40–43, и др.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|