Глава 20. О каноне Библии 5 страница
1353 Не смущайся. Глава «О православном богослужении». 1354 Собрание сочинений. Т. I, с. 115–116. 1355 Настольная книга священнослужителя. Свято-Успенская Почаевская Лавра, 2003. Т. V, с. 391–417. 1356 Иными глазами. С. 61–62. 1357 Иными глазами. С. 237. 1358 Иными глазами. С. 19. 1359 Кроме этих книг, православная Библия отличается от протестантской ещё несколькими разделами: 1) в книге Даниила 14, а не 12 глав, и 2) в 3-й главе не 23, а 91 стих; 3) в начале книги Есфири есть вступление; 4) в конце 2Пар. находится молитва царя Манасии; 5) в Псалтири не 150, а 151 псалом, о победе Давида над Голиафом. Кроме того, в православной Библии в скобках добавлены некоторые слова из Септуагинты, которых нет в еврейском тексте и в протестантских Библиях. 1360 Из статьи еп. Нафанаила «О святой Библии». 1361 Хотя различные кодексы (версии) Септуагинты несколько разнятся между собой (в ранних, например, нет Маккавейских книг, а в некоторых кодексах к книге Псалтирь добавлены несколько псалмов и од Соломона), но все они включают большинство «неканонических» книг, и нет ни одного кодекса Септуагинты с протестантским ветхозаветным каноном. 1362 Изначально, в Септуагинте не было и Маккавейских книг, поскольку события, описанные в этих книгах, произошли намного позже перевода LXX. Но когда маккавейские книги были написаны, то ещё древними евреями они были включены в Септуагинту. 1363 В православной Библии на эти книги проставлены параллельные ссылки, причём, далеко не все и, в общем, их не меньше, чем в остальных книгах Ветхого Завета. 1364 Этот факт, кстати, даёт повод иудею Вадиму Черному, яростному противнику христианства как такового, в своей книге «Иисус, не знавший Христа» говорить об «искаженности цитат» (ветхозаветных) авторами Нового Завета (глава «Возникновение христианства»).
1365 «Словом Божиим» является прежде всего Сам Христос Господь: «Слово было Бог» (Ин. 1: 1). 1366 Из оставшихся хотелось бы упомянуть один важный стих – Сир. 28: 2: «Прости ближнему твоему обиду, и тогда по молитве твоей отпустятся грехи твои» (ср. Мф. 6: 14: «Ибо если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный»). 1367 «…побеждающему дам вкушать от древа жизни…» (Откр. 2: 7); «…побеждающий не потерпит вреда от второй смерти (2: 11); «…побеждающему дам вкушать сокровенную манну, и дам ему белый камень и на камне написанное новое имя, которого никто не знает, кроме того, кто получает» (2: 17); «Побеждающий облечется в белые одежды; и не изглажу имени его из книги жизни, и исповедаю имя его пред Отцем Моим и пред Ангелами Его» (3: 5); «Побеждающего сделаю столпом в храме Бога Моего, и он уже не выйдет вон; и напишу на нем имя Бога Моего и имя града Бога Моего, нового Иерусалима, нисходящего с неба от Бога Моего, и имя Мое новое» (3: 12); «Побеждающему дам сесть со Мною на престоле Моем, как и Я победил и сел с Отцем Моим на престоле Его» (3: 21); «Они победили его кровию Агнца и словом свидетельства своего, и не возлюбили души своей даже до смерти» (12: 11). 1368 Данное пророчество описывают взрыв ядерной бомбы: её действительно можно назвать звездой (и иначе древний пророк, которому Бог показал в видении взрыв этой бомбы, и не мог её назвать), ибо она падает с неба, сжигает всё вокруг и излучает свет, сильнее солнечного; при этом «пыль и дым» действительно поднимается «до неба», и покрывает всю землю. 1369 Под «скорбью» у Ездры и «годиной искушения» в Откровении имеется в виду «великая скорбь» (Откр. 2: 22). 1370 Нужно заметить, что у евреев понятие «канон» отсутствует. Все книги они разделяют на святые и посторонние. 1371
Вадим Черный. «Иисус, не знавший Христа». Гл. «Проблема текстов». 1372 http: //evrey. com/sitep/askrabbi1/q. php? q=otvet/q3453. htm 1373 Джош Мак-Дауэлл это признаёт, говоря: «Слово «апокрифический» происходит от греческого, и означает «спрятанный, скрытый». 1374 О Божественных именах. Гл. 1/4, 8. 1375 Мистическое Богословие. Гл. 2. 1376 О церковной иерархии. Гл. 1/1. 1377 Книга правил, 91-е правило св. Василия. 1378 Кстати, тот факт, что в различных религиях и культах есть открытое учение для всех, и есть учение для посвященных, является лишь дьявольским подражанием Церкви. 1379 Это понятно хотя бы из того обстоятельства, что многие факты рождения и жизни Пресвятой Богородицы (что родителей Её звали Иоаким и Анна; что у них долго не было детей и как слёзно они вымолили его у Бога; что Мария девочкой была отдана на воспитание в храм; что первосвященники обручили Её вдовцу старцу Иосифу, у которого уже были взрослые дети, с обязательством соблюдать Её девство; что родила Она Христа в 16 лет; что во время рождения Христа остановилось время; что Мария, родив, осталась Девою, и пр. ) Церковь знает из апокрифических книг (главным образом из протоевангелия от Иакова), и такой великий церковный праздник, как Успение Богородицы, также основан на апокрифе. 1380 Они были названы «девтероканоническими» (второканоническими), но «вторыми» не по их значимости, а только по времени принятия в канон. 1381 Неоспоримые свидетельства. Гл. 3. 1382 Из статьи еп. Нафанаила «О святой Библии». 1383 Равно как и для православных скептиков, ибо, к сожалению, даже некоторые православные богословы заражаются духом либерализма в отношении к 3Езд. и других «неканонических» книг. 1384 В Толковой Библии об этом говорится: «Можно сказать с блаж. Иеронимом, что книгу эту лучше бы отнести к апокрифам». 1385 Об этом говорилось в гл. 14 (абз. 29–34). 1386 См.: Толковая Библию. Толкование на 3Езд. 6: 49–52. 1387 Об этой великой и весьма важной книге нужно заметить, что, к сожалению, со временем еретикам удалось испортить эту книгу. Во 2-м правиле Шестого Вселенского Собора об этом говорится: «Прекрасным и крайнего тщания достойным признал сей святый Собор и то, чтобы отныне, ко исцелению душ и ко уврачеванию страстей, тверды и ненарушимы пребывали приятыя, и утвержденныя бывшими прежде нас святыми и блаженными отцами, а также и нам преданныя именем святых и славных Апостолов, восемьдесят пять правил. Поелику же в сих правилах повелено нам принимать оных же святых Апостолов постановления, чрез Климента преданные, в которыя некогда иномыслящие, ко вреду Церкви, привнесли нечто подложное и чуждое благочестия, и помрачившее для нас благолепную красоту Божественнаго учения: то мы, ради назидания и ограждения Христианской паствы, оные Климентовы постановления благорассмотрительно отложили, отнюдь не допуская порождений еретическаго лжесловесия, и не вмешивая их в чистое и совершенное Апостольское учение». Кроме того, в самом 85-м апостольском правиле, на которое и ссылается Собор, о Постановлениях говорится, что их «не подобает обнародовати пред всеми ради того, что в них таинственного». Таким образом, данная книга является тайной, и предназначена отнюдь не для всех (выявить же в ней не многие вставки еретиков не так трудно, если знать суть дела).
1388 Канон, кроме прочего, отделяет книги открытые, которые можно читать всем, от книг тайных, для мудрых. 1389 Что Божье число есть 7, понятно даже людям, далёким от Церкви. Так, в Апокалипсисе мы читаем о семи Церквах, семи звездах в руке Христа, семи светильниках, семи Ангелах, семи печатях на книге, семи трубах, семи очах, которые суть семь духов Божиих, семи громах, семи золотых чашах, и пр. Различные сроки часто в Библии отчитываются седмицами и седминами (см. Втор. 16: 9; Дан. 9: 24–27); по прошествии же семи лет по семь у евреев наступал юбилейный год. Число 7 Господь вложил в наш мир и при самом сотворении: семь дней Он творил мир; наша неделя состоит из 7-ми дней; в музыке у нас 7 нот; радуга включает в себя 7 цветов. Число 7 свято и для Церкви: у неё есть 7 Таинств; её вера утверждена 7-ю Вселенскими Соборами; в алтаре за престолом у неё находится семисвечник.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|