Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Глава 18. О Таинстве Брака. Часть III. О Священном Писании и Священном Предании. Глава 19. «Только Писание» или «Писание и Предание»?




По мере развития, и в то же время непрекращающегося дробления протестантизма на множество конфессий, многие протестанты стали всё больше осознавать, что такое их положение, а также их противостояние и споры друг с другом, явно противоречат воле Христа, молившегося к Отцу о единстве Своих последователей (Ин.   17: 22–23), и являются большим соблазном для мира. При этом со временем протестанты ясно осознали то, что добиться единомыслия между собою, а тем более – с католиками и православными, практически не представляется возможным, и все попытки протестантов доказать истинность своей веры приводят лишь к тому, что другие протестанты (а также католики и православные) ещё с большим рвением доказывают истинность своей догматики. Более того – по мере того, как богословы одних деноминаций вникают в мировоззрение других, изучая их аргументацию, они всё больше осознают и то, что их оппоненты вполне искренни; что мыслят иначе они отнюдь не потому, что отвергают и не любят истину, а потому, что просто другая богословская точка зрения им в действительности кажется более правильной; что их взгляды тоже имеют библейскую основу; что в их богословии также есть своя логика и своя правда. Но главное – протестанты всё больше видят, что многие верующие из других церквей так же, как и они, любят Бога и Его слово, и в нравственном отношении такие же, как и они, и стараются жить по заповедям Христа.

Всё это привело католицизм, а также почти весь протестантизм, к экуменизму, главные идеи которого заключаются в следующем.

1) Христианам всех конфессий нужно объединяться на основе главного – их веры во Христа как Сына Божия и Спасителя мира, и единых нравственных ценностей. Христиане всех конфессий должны считать друг друга своими братьями во Христе и членами Единой невидимой Церкви Христа.

2) Нужно перестать спорить, обличать и осуждать друг друга, доказывать истинность каких-то догматов1463 и опровергать взгляды других, считая иные богословские точки зрения теологуменами, т. е. частными взглядами, имеющими право на существование. Нельзя заниматься прозелитизмом, т. е. не нужно стараться обращать христиан других конфессий в свою веру.

3) Христианам разных конфессий необходимо общаться друг с другом, упражняясь в любви и терпимости, для чего как можно больше совершать совместных молитв и богослужений, и вместе участвовать в преломлении хлеба.

Эти три пункта суть главные догмы экуменизма. Еретиков же (и самого понятия «ересь») для экуменистов практически не существует: точнее, еретиками, которых они не терпят (и которых бы они анафематствовали, если бы не отвергали понятие анафемы), являются для них лишь традиционные верующие, которые, утверждая свои догматы веры, смеют при этом осуждать и отвергать противоположные взгляды1464.

Конечно, такое «миролюбие» очень многих вдохновляет – и протестантов, и католиков и даже некоторых православных, и в экуменизме они видят единственный реальный путь к объединению всех христиан и преодоление того соблазна, что христиане так разрозненны и так часто враждебны друг к другу. Но может ли православное сознание принять идеи экуменизма? Решительно нет, и вот по каким причинам.

Прежде всего, нужно осознать то, что экуменизм это совершенно новая и самостоятельная религия со своими догматами и мировоззрением, суть которой заключается в том, что определённой истины не существует или она непознаваема и весьма расплывчата. Стать экуменистом значит – не больше, не меньше – отречься от своей прежней веры. Если баптист или харизмат становится экуменистом, то он попросту меняет свою религию. «Баптист» и «баптист-экуменист» это совершенно два разных человека, и веруют они совершенно различно. Православного же экумениста непременно следует считать предавшим Христа, отрекшимся от Веры, от Апостолов и всех отцов и святых Церкви, ибо он принял дух прелести – новую и чуждую религию. Ведь Церковь приняла от Христа веру, в которой наставил Её Дух Святой и которую выразили Апостолы и утвердили Святые Соборы, отцы и другие святые Церкви. Эта вера, по крайней мере – в главных вопросах, вполне определённа. Экуменизм же требует отречения от этой веры, что можно доказать на конкретных примерах.

1) Для Церкви исключительно важным является догмат об апостольской преемственности, суть которого заключается в том, что совершать церковные Таинства и Богослужение могут только такие люди (епископы и священники), которые были рукоположены епископами, принявшими в свою очередь рукоположение от других, предшествующих им епископов, и только такие Таинства являются действительными, благодатными и соединяющими человека со Христом. Экуменисты же, признавая Церковью всякое общество верующих, и тех, естественно, кто не имеет апостольской преемственности, по сути, ниспровергают данный догмат и утверждают, что не только правильно рукоположенные священники имеют право и благодать совершать церковные Таинства. И если православный христианин станет экуменистом, то он должен отречься от Православия в данном вопросе.

2) Другой важнейший догмат Церкви – трёхчинная иерархия: епископы, священники и диаконы. Православие исповедует, что такую иерархию установил Сам Христос, и Церковь не может существовать без неё. И главное, что только епископы имеют право и благодать рукополагать священников и других епископов. Экуменисты же признают, что и те церкви, которые не имеют епископов, также являются частью Церкви Христа. Итак, признать церкви без епископов – частью Церкви, значит отречься Веры Православия.

3) Вопрос Крещения. Православие учит, что только в Таинстве Крещения человек может получить прощение прежних грехов, духовно возродиться и соединиться с Церковью. Экуменисты же считают, что и те, кто в это не веруют и вообще принимают крещение не в Церкви и не от законных священников все равно всё это получают. Таким образом, быть экуменистом опять же значит отвергаться данного догмата Церкви.

4) Учение о Миропомазании. Церковь учит, что Духа Святого в новозаветном качестве человек может принять только через таинство Миропомазания, совершённого, конечно же, в Церкви правильно поставленными священниками. Экуменисты же признают, что Духа Святого имеют и те, кто не миропомазывался. Посему, принять экуменистическую точку зрения в данном вопросе значит отречься от указанного православного догмата.

5) Учение о Таинстве Причастия – о том, что евхаристические хлеб и вино на литургии пресуществляются в Тело и Кровь Христа, и что через Их вкушение причастник соединяется со Христом. Экуменисты же убеждены, что и те, кто так не верует – кто признает хлеб и вино на вечери лишь символами, и кто принимает причастие не из рук законных священников, всё равно имеют причастие Христу. Соглашаться с экуменистами – значит не веровать православно и отрекаться от сего важнейшего догмата Церкви.

6) Догмат о приснодевстве Марии. Церковь учит, что Дева Мария пребыла девой и после рождения Христа и не имела супружеских отношений с Иосифом. Тех, кто так не верует, Церковь давно предала анафеме. Экуменисты же говорят, что эта анафема ничего не значит, и что те, кто учит о Деве Марии иначе, не отсекаются от Церкви. Таким образом, быть экуменистом это вменять ни во что церковные Соборы и анафемы, т. е. отрекаться от Православия.

7) Отношение к раскольникам. Здесь важно сказать, что в Православии вторая по важности книга после Библии это книга правил, где собраны признанные каноническими постановления Апостолов, Вселенских и поместных Соборов, и святых отцов. Так вот среди этих правил находится множество различных анафем раскольникам. Например, св. Василий Великий в своем послании (признанном каноническим и помещённым Церковью в книге правил) к епископу Амфилохию говорит, что отступившие от Церкви через раскол уже не имеют в себе благодати Святого Духа. Это правило веры Христова Церковь на VI (правилом 2) и на VII (правилом 1) Вселенских Соборах утвердила как непреложную истину. Эту мысль высказывал и св. Игнатий Богоносец († 107 г. ): «Кто последует за вводящим раскол, тот не наследует Царствия Божия» (Фила­д., гл. 3), и другие отцы Церкви. Экуменизм же заповедует принимать и признавать всех раскольников и вообще не называть никого раскольниками. Таким образом, принять данное положение экуменизма – значит отвергнуть отцов Церкви и церковные каноны.

8) Отношение к еретикам. Апостолы, Святые Соборы и святые отцы постоянно оперировали понятием «ересь» и «еретик». Вся Церковь всегда от самого начала постоянно утверждала одно своё учение, и всегда же обличала ереси, то есть те мнения, которые противоречили Её учению. Можно сказать, что обратная сторона истины и есть обличение ереси, и любить истину и ненавидеть ересь есть одно и то же. И у святых отцов есть множество трудов, которые так и называются: «Против ересей» (св. Ириней); «12 слов против Аномеев», «8 слов против Иудеев»; «Рассуждение против иудеев и язычников» (св. Иоанн Златоуст); «Слово против евномиан» (св. Григорий Богослов), и т. д. и т. п. Экуменизм же запрещает называть кого-то еретиками – это одна из важнейших догм этой религии. Таким образом, стать экуменистом и перестать осуждать ереси и еретиков – значит отказаться от самого понятия истины, отвергнуть образ мысли святых отцов и всё Предание Церкви.

Впрочем, сейчас я не доказываю истинность Православия – этой цели были посвящены все предыдущие главы моей книги. Я хочу лишь, чтобы мой читатель ясно понял, что даже чисто логически совершенно нельзя быть православным экуменистом (или баптистом-экуменистом), ибо, если православный христианин принимает идеи экуменизма – он перестаёт быть православным, отрекается от своей веры и принимает иную религию с иной верой и догматикой. (Так же как и баптист, принимая экуменизм, уже отрекается от догматов баптизма, ведь, например, обычный баптист считает православное почитание икон – идолопоклонством, а баптист-экуменист уже так не считает, ибо его новая вера запрещает осуждать любые богословские взгляды. )

В возражение сказанному экуменистически настроенные протестанты говорят, что вот, православные гордецы, только себя считают истинной Церковью и не желают единства христиан. На самом деле, подобный упрёк – несусветная наглость. Ведь в нежелании единства упрекают тех, кто ни от кого не отделялся и 2000 лет хранит единство; и упрекают те, кто сами отделились от единства веры и сотворили тысячи расколов! То есть, протестанты наделали расколы, учредили свои самозваные чины священства, ввели множество ересей, и теперь они говорят Церкви: «давайте объединяться; мы же ведь готовы признать вас Церковью, вот и вы нас признавайте». На самом же деле, такое единство с раскольниками и еретиками – духовный Вавилон1465. Для истинного же единства нужно просто отречься от ересей, покаяться в своих расколах и самочинстве и вернуться в Единую Церковь. Но Божьего единства протестанты, естественно, не желают.

Писание говорит: «не всякому духу верьте, но испытывайте духов, от Бога ли они, потому что много лжепророков появилось в мире» (1Ин.   4: 1). Так вот экуменизм это порождение нечистых духов обмана и прелести, духа антихриста1466, который всё больше усиливает своё действие в мире. Люди ощущают суррогатные сладость и миролюбивость этого духа и принимают его, и упиваются им, не подозревая о том, какой страшный этот дух, и какое богохульное учение он несёт. Почему дух этот есть именно антихристов понять не так сложно. Ведь известно, что антихрист будет властвовать над всеми народами (Откр.   13: 7), и всех объединит в поклонении себе. Но как же это можно сделать, если каждый народ имеет свою религию и своих богов? При таком положении дел никто не захочет поклоняться антихристу, как Богу. Поэтому бесам нужно подготовить людей, сделав все религии относительными; нужно убедить народы, что все боги и религия равны и ведут они к одному Богу, как разные тропы горы ведут к одной вершине, и что, следовательно, единого Бога можно чтить в различных формах и религиях с различными догматами. Для этого изобретаются такие заманчивые идеи, как, например, идея разбитого зеркала: все религии, учит дух экуменизма, это как часть разбитого зеркала, которая отражает часть истины. Но чтобы получить нам всю истину целиком, нужно собрать и склеить все кусочки этого зеркала. И эти идеи, как известно, уже давно широко пропагандируются, особенно на Западе, где находится плацдарм тайны беззакония – тех людей, состоящих в духовном заговоре, которые планомерно ведут человечество к принятию антихриста. Уже существуют храмы, где в одном углу можно поклониться Христу, а в другом Будде и другим богам. И это есть не что иное, как подготовка мирового сознания к принятию антихриста. Ведь когда люди поверят в то, что все боги и религии равны, то тогда уже не будет разницы, кому поклоняться, и люди поклонятся сильнейшему богу, который на время избавит мир от многих проблем – антихристу, который будет выдавать себя за Бога. А то, что дух экуменизма ведёт к объединению не только все христианские конфессии, но и все религии, совершенно ясно, ведь на экуменических встречах уже давно перестали ограничиваться совместными молитвами с представителями христианских деноминаций. Например, римский папа Иоанн Павел II 27 октября 1986 года открыл новую страницу в истории экуменизма, пригласив представителей всех религий, вплоть до язычников и шаманов, на общерелигиозное моление в Ассизи, которое началось с молитв «Единому Богу». Под влиянием духа экуменизма папа уже допускает приветствия с Далай-ламой, «божественным» главой буддизма; получать от индийской жрицы на лоб наклейку – символ принадлежности идолу Шиве, богу мести и разрушения; брататься со служителями сатанинского культа Вуду, называя контакт с ними «обоюдным обогащением»; целовать Коран в знак равенства всех религий… Вот суть и плоды экуменизма.

Одним словом, дух антихриста планомерно стремится смешать и объединить все религии и христианские конфессии, уничтожить истину и сделать её относительным понятием, размыть границы истины и лжи, и принимать или сочувствовать экуменистическим идеям – значит принимать антихриста.

Протестант Д. Ферберн, пропагандируя идеи экуменизма и пытаясь примирить Православие и протестантизм, пишет о необходимости признать, «что и восточное, и западное мировосприятие являются приемлемыми, но каждое в своём культурном контексте, и что различные богословские акценты, порождаемые ими, являются взаимно дополняющими… восточное и западное богословия можно рассматривать как полностью приемлемые выражения библейской истины, однако каждое в своём собственном культурном окружении»1467. Это – типичное мышление всех экуменистов. Они всегда пытаются сделать вид, что противоречия между одними и другими христианскими конфессиями незначительны и несущественны, которые легко можно объяснить различием культур. На самом же деле, различие между, например, догматикой Православия и протестантизма, огромно и совершенно непримиримо, и нет в действительности никаких особенностей культуры, которые могли бы заставить протестантов говорить, что Дева Мария не пребыла Девой и имела детей от Иосифа; отвергать преемственность священства; отвергать реальность причастия; отвергать миропомазание, учение о возрождении и прощении грехов через крещение, и прочие догматы Церкви. Противоречить Церкви заставили католиков и протестантов не иная культура, а иной дух, который их обольстил, как написано: «Дух же ясно говорит, что в последние времена отступят некоторые от веры, внимая духам обольстителям и учениям бесовским» (1Тим.   4: 1). Поэтому для достижения единства христиан отступившим от веры нужно не оправдывать свои ереси, называя их «полностью приемлемыми выражениями библейской истины», а покаяться в них, перестав внимать духам-обольстителям, и последовать за Духом Истины.

В другом месте Д. Ферберн, обращаясь к протестантам, пишет: «Возможно, вы познакомились с православными христианами, и вас привела в замешательство их «странная» вера и невозможность достичь взаимопонимания при попытке объяснить им ваш путь следования за Христом»1468. Опять же, вопрос ставится так, что проблема вражды Православия и протестантизма заключается в неспособности понять друг друга, но если послушать друг друга, то можно прийти к единомыслию и взаимопониманию. На самом же деле проблема совсем в другом: православные верующие всей своей душой (а богословы ещё и умом) вполне понимают путь протестантизма, что ведут его духи обольстители от Церкви в духовную погибель. Т. е., православные намного лучше знают путь протестантизма (его духовное направление), чем протестанты – что же они могут объяснить православным? Ничего, только подробности того, какими именно хитросплетенными дьявольскими уловками и лестью стали они на путь раскола, ереси и святотатства.

Теперь несколько слов о главных положениях экуменизма, о чём говорилось в начале главы (абз. 1–5).

1) Насчёт единства христиан и соблазна. Прежде всего, единство Церкви никак не нарушается отпадением от Неё еретиков и раскольников. Кроме того, истина превыше единства, и никоим образом нельзя Церкви объединяться с еретиками и раскольниками против истины, ради самого единства, ибо «какое согласие между Христом и Велиаром? Или какое соучастие верного с неверным? » (2Кор.   6: 15). Сам Христос через Вселенские Соборы и другие средства добивался и добивается отделения упорствующих еретиков от Его Церкви, для Которой жить отдельно от них – великое благо и спасение. (И сейчас для Церкви великое зло заключается в том, что многие еретики ещё не выявлены и не отсечены от Неё, и, находясь внутри Церкви, своими ересями постоянно отравляют Её). Причём, протестанты и католики сами создали свои расколы и ереси, а теперь показывают свою обеспокоенность тем, что это соблазняет мир и призывают Церковь к объединению с ними. На самом же деле, они лишь искушают Церковь этим безбожным единством и призывают Её к духовной смерти, т. е стать такими же, как и они. Божественное же средство преодоления соблазна очевидно: те, кто создали расколы, ереси и свои человеческие церкви должны покаяться в этом и вернуться в Церковь – и соблазн прекратиться.

2) Насчёт искренности еретиков. Заблуждаться можно очень искренно, как и в обычной жизни многие люди вполне искренне обманываются (вопрос искренности веры обсуждался в гл. 21, абз. 117–122). Поэтому, тот факт, что еретики поверили лжи от всей души, не делает ложь истиной.

3) Насчёт того, что в учении каждой деноминации есть своя логика и правда, а лучше сказать – правдочка. По-другому быть и не может, ибо редчайшая душа настолько развращается, что может полюбить и принять ложь в открытом виде, и дьявол не иначе может обольстить человека, как прикрыв ложь подобием правды. Разве не было своей правды в учении большевиков? Была, и очень сильная, иначе бы за ними не пошли массы людей, причём с таким энтузиазмом. Но если человек не смог распознать ложь под личиной правды, и, проповедуя богохульные ереси, он думает, что говорит правду, то это не оправдывает его и, тем более, не делает его членом Церкви Христа. Причём, если он под личиной правды не распознал ложь, то значит, он был нечист душой. (Основаны же на Библии учения еретиков только мнимо, что было достаточно показано в предыдущих главах и что показывается и во многих других православных книгах по сравнительному богословию. ) Но главное, если еретик слышит от Церкви опровержение своей лжи, но упорствует в ней и не желает принимать истину, то, очевидно, он возлюбил свою ложь больше Божьей правды, и на самом деле не любит истину.

4) Насчёт единой нравственности всех христиан. Многие единые нравственные правила присущи не только всем христианским конфессиям, но и людям других религий и всем вообще порядочным людям. И православный, и баптист, и мусульманин, и буддист, и коммунист против насилия, убийства, воровства, супружеской измены, пьянства и т. п. Этот факт, кстати, как раз даёт различным экуменистам повод говорить о том, что все религии – равны, что происходят они от Единого Бога и ведут к Нему же. На самом же деле, единое отношение всех людей ко многим нравственным вопросам говорит о том, что человек даже в падшем состоянии сохраняет в себе Божественный логос, что он не до конца попрал свою природу. Но должно быть понятно то, что как буддистов, так и еретиков и раскольников, не может сделать Церковью то обстоятельство, что они во многом тех же нравственных понятий, что и христиане.

5) Насчёт совместных молитв. Православные каноны (45-е и 56-е апостольское правило, 33-е правило Лаодикийского Собора и др. ) положительно запрещают совместную молитву с еретиками, тем более – совместное совершение литургии, и именно потому, что еретики находятся в ином духе. А «какое согласие между Христом и Велиаром? Или какое соучастие верного с неверным? ». Таким образом, экуменисты, предлагая совместные молитвы, склоняют православных просто отречься от своей веры и своих канонов, и пойти на это могут только отступники от веры.

Итак, экуменизм есть тончайшая ложь и лесть – ещё тоньше и хитрее, чем протестантизм. И если протестант становится экуменистом, то он падает духовно ещё ниже, потому как обычный протестант хоть и заблуждается, но верует в существование единой истины. И если он действительно любит истину, но просто обманут, то ему можно объяснить, в чём заключается истина, и как веровала Церковь изначала, и он оставит свой протестантизм и присоединится к Церкви (и такое действительно нередко происходит – см. Приложение III). Но с экуменистом всё намного сложнее. Православный христианин может всё ему объяснить и показать, и он даже не будет спорить с ним. Напротив, он будет даже рад слышать, что православные тоже читают Библию и разумно богословствуют. Он может даже похвалить православных, как, например, нередко это делает Д. Ферберн в своей книге1469, или даже начать иногда заходить в православный Храм и ставить свечи. Но для него Православие будет лишь одной из форм выражения Истины, и, хваля Православие, он всё равно останется вне Церкви…

Впрочем, для протестанта переход от традиционного протестантизма в экуменизм хотя и является духовным падением, но небольшим, потому как при этом в духовном его положении мало что меняется по существу: он как был, так и остаётся во власти дьявола и лжи. Он просто переходит от одних духов во владение к другим, от одних духовных хозяев к другим, только более тонким, лживым и лукавым. Одним словом, он переходит из огня в полымя. Для православного же стать экуменистом это полная духовная катастрофа, это низвержение из рая в ад, это изгнание из души Духа Святого и принятия духа вражеского, это отречение от Истины, от Апостолов, Соборов, канонов и веры всех святых Церкви. Пойти на это никаким образом не может верная православная душа.

* * *

1390

Я никогда не забуду, как в 2001 году, вскоре после моего обращения в Православие, когда я впервые был на архиерейском Богослужении в Касперовском женском монастыре, слёзы невольно ручьём потекли из моих глаз, когда православное священство и народ все вместе запели «Символ Веры» и дошли до слов: «Верую во Единую Святую, Соборную и Апостольскую Церковь». Мне стало ясно, что моя молитва, на первой неделе моей учёбы в ДХУ, когда я в горечи души задавал Богу вопрос Пилата «Что есть истина? (то есть как же разобраться среди множества мнений в том, как нужно правильно верить и к какой церкви из многих нужно принадлежать)», теперь вполне отвечена, и уже слёзы не отчаяния, а радости текли по моим щекам.

1391

Важно заметить, что протестанты не веруют и в 10-й член Символа Веры, что было показано в 13-й главе (абз. 8).

1392

Нужно сказать, что со Христом человек может соединяться и другими путями – через молитву, созерцание, чтение святых книг, праведные дела и т. п., и постоянно всё больше прилепляться ко Христу всеми возможными путями есть цель и смысл всей жизни христианина. Но названные Таинства есть главный, основной и основополагающий путь соединения со Христом, и все остальные пути соединения со Христом (в качестве Церкви) возможны только тогда, когда человек крестился, миропомазался, и участвует в Евхаристии.

1393

По канонам Церкви мирянин может крестить, но только в самых исключительных случаях, например, когда священника рядом нет, а желающий принять крещение умирает.

1394

Впрочем, сейчас всё меняется, и некоторые протестанты становятся экуменистами, допускающими и такое взаимообщение. Но экуменизм – это уже не протестантизм и не Православие, это, по сути, совершенно новая религия – об этом будет сказано в следующей главе.

1395

Прот. Митрофан Зноско-Боровский. Сравнительное богословие. Глава XXIII.

1396

Монтгомери Дж. Рассвет. 7 миллионов церквей в 2000 г. М., 1993. С. 58.

1397

Обратим особое внимание на это свидетельство Евангелия: «…многие… уверовали во имя Его. Но Сам Иисус не вверял Себя им…». Протестанты постоянно говорят о том, что для спасения нужно только уверовать во Христа. На самом же деле, нужно не только самим уверовать и избрать Христа – нужно чтобы и Христос избрал и уверовал в нас (вверил Себя нам), а вверяет Себя Христос человеку, только если он приходит в Его Церковь, в Таинстве Крещения. Другими словами, если человек уверовал во Христа, но не пришёл в Его Святую Церковь и не крестился в Ней во Христа, то это есть явный признак того, что Христос не вверил Себя ему.

1398

Как отличить истинную Церковь от лжецерквей. С. 9.

1399

Как отличить истинную Церковь от лжецерквей. С. 10.

1400

О том, какого Иисуса проповедуют протестанты, было сказано в гл. 6, абз. 39.

1401

Погибло около 100. 000 человек! (С. К. ).

1402

Текст лекций С. В. Санникова к курсу: «История и богословие ЕХБ». Раздел «Предыстория баптизма».

1403

Если не все пастыри Церкви были и есть действительно святые, то вера Церкви утверждается на учении святых пастырей – отцов Церкви и прочих святых. Вера же протестантов утверждается именно на учении их нечестивых основателей.

1404

Откуда всё это появилось? Глава «Небесное и земное».

1405

Цит. по: Н. Варжанский. Оружие правды. М.: Паломник, 1991. С. 10.

1406

Наука о Церкви.

1407

Подробнее обо всём этом можно прочесть в моей книге «Ленин – антихрист из Апокалипсиса, который был, и нет его, и явится».

1408

Отступают от Бога только некоторые – либо те, которые были лжебратиями и никогда духовно не были Христовыми овцами, либо истинные верующие, но временно павшие.

1409

В. Г. Павлов. Правда о баптистах. Глава «Начало истории баптистов».

1410

Видимым образом, эти признаки соответствуют и католичеству, но после своего отпадения от Церкви в 1054 году католики сохраняют лишь видимость Церкви, тогда как духовно от Неё отпали, о чём будет сказано ниже (см. абз. 80–91).

1411

Не смущайся. Глава «О православном богослужении».

1412

Историческое учение об отцах Церкви. М.: Паломник, 1996. С. 4.

1413

Поле – это не мир, как иногда толкуют протестанты, ибо оно названо «полем своим», то есть полем Господа, среди многих других полей диавола в этом мире (то есть его организаций, религий и сект).

1414

Можно полагать, что Господь оставляет плевелы среди пшеницы на Своём поле для испытания Своей Церкви, а также для того, чтобы дать возможность самим нечестивым сделать свой выбор, чтобы они потом не сказали Господу, что Ты не дал нам возможности спастись. По этим причинам и сама Церковь не должна во многих случаях отделять от себя нечестивых, ибо кто может войти в собрание христиан и с точностью сказать, что вот эти – истинные христиане, а вот эти – ложные? Это можно было бы сделать, судя по делам человека, но, во-первых, многие люди грешат тайно и об истинном положении их сердца мы можем не знать; во-вторых, если даже человек открыто в чём-то грешит, то мы никак не можем на этом основании сделать заключение, что он – погибший, ибо завтра он может раскаяться и оказаться в конечном итоге среди избранных.

1415

«Остаток» не всегда значит нечто малое, и только Бог знает число верных душ в Его Церкви.

1416

Десять заповедей. Dutch Reformed Tract Society, 2002. С. 73.

1417

http: //www. youtube. com/watch? v=lzZ0zBUPrLM

1418

Падают под воздействием «Духа Святого»; катаются по полу в истерике; неистово трясутся и дёргаются в экстазе; вопят не своими голосами, дико хохочут, шипят и пищат; говорят грубейшие и вульгарнейшие вещи, например: «вы просто воняете, люди, это то, как я о вас думаю»; «иногда я хочу, чтобы Господь дал мне автомат Святого Духа, чтобы я вам отстрелил голову»; о «клизме Духа Святого», и т. п.

1419

Хотя, на самом деле, у протестантов не может быть никакого верного остатка, ибо они не являются полем Господа, а полем врага, на котором растут одни плевелы, только разного сорта. Пшеница же среди них может оказаться только случайно (как и на диком поле сорняков иногда можно увидеть пшеничный колос) – это те люди, которые временно являются протестантами, но имеют стать православными, или те, о которых будет сказано ниже (абз. 180–183).

1420

Таковыми были Дева Мария (более всех других), ап. Иоанн Богослов, ап. Павел, прп. Серафим Саровский и подобные им великие святые Церкви.

1421

Я хорошо помню, что когда я перешёл в Православие, то среди моих бывших собратий баптистов ходило мнение, что я ушёл потому, что соблазнился недостойным поведением многих из них. Это совершенно не так, ибо, слава Богу, меня ни в баптизме, ни в Православии никогда не соблазняли никакие грехи отдельных людей, о которых я слышал (ушёл же я из баптизма только ради самой истины, потому, что протестантизм: 1) не является Церковью, созданной Христом, а самозваными рукотворными обществами; 2) он во многом отступил от Библии и веры древней Церкви, даже в самом важнейшем). Но сама эта версия говорит о том, что баптисты знают, что у них многие грешат, и это многих соблазняет и может соблазнить. Помню так же, как одна новообращённая баптистка из артемовской общины, где я вырос, говорила мне, что когда она только пришла к баптистам, то поверить не могла, что она столько прожила и не знала, что в её городе есть такие святые люди. Однако, через время она не могла уже по­верить, что эти «святые» люди могут быть «хуже неверующих», как она выразилась. Но интересно то, что такое открытие не поколебало её в баптизме. Помню также, как, ещё будучи баптистом, я говорил нашему пастору, И. М. Кобзарю, о том, что наш донецкий старший пресвитер поступает во многом неправедно, о чём многие у нас говаривали (этот пресвитер потом создал новый раскол в баптизме). Иван Михайлович ничего не опровергал и говорил только то, что нам нужно следить за собой, а за свои грехи каждый сам ответит перед Богом. Итак, сами протестанты понимают, что: 1) многие из них часто грешат и служат для других соблазном, но 2) это не причина разрыва с ними и поиска другой церкви, ибо каждый за себя даст отчёт Богу.

1422

Те протестанты, которые отделились от католиков или других протестантов, всё равно отделились от Православия, потому как сам католицизм отделился от него.

1423

Только за последние 10 лет от баптистов нашей Донецкой области отделилась сначала одна группа общин в Макеевке, затем другая в Донецке, и вряд ли это все случаи, так как протестанты имеют неуклонную и неизменную тенденцию постоянно делиться. Что забавно, последние, создав свою «Библейскую Церковь Украины», по сути – учинив очередной раскол, объявили своей целью создание «прочного фундамента для межцерковного и межденоминационного диалога» (http: //www. mfbc. info/index. php? page=4& leng=1& nb=2& nid=74). Вот до какого безумия уже дошли протестанты – они создают новые расколы ради единства и объединения!

1424

Можно заметить, что никакой грех не предохраняет и не отделяет человека от Церкви так, как сектантство. Горького пьяницу нередко можно увидеть кланяющимся в Церкви и истово полагающим на себя крестное знамение. Я всегда стараюсь ходить по улицам в подряснике и ко мне не раз подбегали такие люди, кланяясь до земли, целуя руки и всячески выражая своё уважение, с просьбой благословить их и помолиться о них, говоря о том, какие они грешные (священника же они, естественно, принимают как Божия служителя). Если я предложу таковому пьянице, например, поцеловать Распятие, благословить его или окропить святой водой, то он с большой радостью согласится. Сектант же буквально шарахается от Церкви, от Её священства, от всякой Её святыни и благодати, верно, сознательно и посвященно храня себя от Неё. Таким образом, многие пьяницы, которых так презирают сектанты, гораздо ближе к Царствию Небесному, чем они.

1425

Двадцать веков Христианства. Т. I, с. 151.

1426

Протестанты, видя, что множество называющих себя православными живут в грехах, заявляют кроме всего вышесказанного, что это – признак слабости Православия, которое не может повлиять на своих членов так, чтобы они не грешили. Но если это так, то как объяснить то, что в одном и том же городе, при одних и тех же условиях одни православные живут полноценной церковной жизнью, посвященно служат Богу, ревностно исполняют Его заповеди, а другие погрязают во грехах? Как же получается, что одних Церковь может делать святыми, а других – нет? Значит, очевидно, дело только в воле самих людей, а не слабости Православия. Ведь если так рассуждать, что слаб и Сам Христос, Который принёс спасение всему миру и «хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины» (1Тим.   2: 4), но при этом многие не спасаются и не достигают этого. Так что же, это признак слабости Христа и Его неспособности сотворить Свою волю? Нет, это говорит лишь о том, что человек свободен и что Христос лишь предлагает, а не заставляет его следовать за Ним – так поступают и православные, подражая Христу. А почему Церковь открыто не отлучает от Себя грешников, то таков Её мудрый миссионерский и стратегический подход к домостроительству Церкви на данный период времени, что уже было объяснено.

1427

Всё больше развивая учение о папе, католики со временем пришли к догмату о непогрешимости папы в делах веры, хотя ложность этого утверждения, кроме прочих аргументов, легко доказывает сами исторические факты. Так, протоиерей Митрофан Зноско-Боровский пишет: «История свидетельствует о взаимно друг друга уничтожающих противоречиях отдельных пап, облеченных в торжественную тогу вселенского учительства. Так, папа Либерий подписывает (354) – не в качестве частного лица, а в качестве епископа Рима, арианский Символ Веры; папа Зосима (417–418) – в противоположность своему непосредственному предшественнику Иннокентию! – высказывается сначала в пользу Пелагия; папа Вигалий (537–555) в споре о трех главах три раза менял свое мнение: «он подчинился, наконец, решению Собора, заявив про себя, что он являлся до сих пор, к сожалению, орудием сатаны, работающего на ниспровержение Церкви, и был посему вовлечен в раздор со своими сослужителями – епископами собора, но теперь Господь просветил его»; разителен пример папы Гонория I (625–638) в монофелитском споре: «В самом начале спора папа Гонорий, спрошенный тремя патриархами, высказался в пользу ереси», и на VI Вселенском соборе (681) в числе других проповедников этой ереси был осужден и умерший папа Гонорий; папа Лев  III, вопреки требованию императора Карла Великого, запретил добавление в Никео-Цареградский Символ Веры вставки «и от Сына», а папа Венедикт VIII принял «филиоквэ» в Символ Веры, и эта вставка становится догматом Латинской Церкви; папа Сикст V – под угрозой анафем – объявил лично им исправленный и изданный под его непосредственным наблюдением текст Вульгаты за обязательный для верующих и имеющий достоинство подлинника, но этот текст оказался настолько кишащим ошибками, что преемнику Сикста V пришлось скорее изъять его из употребления. Все это никак нельзя примирить с догматом непогрешимости в делах веры» (Сравнительное Богословие. «Православие, римо-католичество, протестантизм и сектантство». Глава X).

1428

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...