Часть IV. О Единой Святой, Соборной и Апостольской Церкви, и о лжецерквях 4 страница
Страшное заблуждение протестантов заключается в том, что они строят свои церкви на основании Священного Писания (! ), тогда как основанием Церкви может быть только Христос: «никто не может положить другого основания, кроме положенного, который есть Иисус Христос» (1Кор. 3: 11), а также: «быв утверждены на основании Апостолов и пророков, имея Самого Иисуса Христа краеугольным камнем» (Еф. 2: 20). Итак, Христос есть основание Церкви, Апостолы – первые и важнейшие камни в церковном здании, на которых созидается всё остальное церковное строительство. Библия же, как и каноны Церкви – это не основание, а отвес, по которому домостроители Церкви, прежде всего епископы и пресвитеры, сверяют то, как они устрояют Церковь. И как нелепо отвес сделать основанием дома, так нелепо Библию делать основанием Церкви, как делают это протестанты. Церковь не основана на Священном Писании, ибо сначала появилась Церковь, а потом Она написала Библию1429. Потому Церковь выше Библии и является её творцом (и да не удивляются протестанты такому утверждению, потому как никогда не нужно забывать, что Глава у Церкви есть Христос, и таким образом, Церковь – это не только люди, но Христос и Его люди – Глава и Его Тело). Лучшими годами жизни Церкви были самые первые годы, когда книги Нового Завета ещё только писались, а до окончательного формирования канона было ещё далеко. Таким образом, Церковь может существовать и без Библии, ибо Она есть «столп и утверждение истины» (1Тим. 3: 15). И если сейчас вдруг исчезла бы Библия, то Церковь не перестала бы существовать и опять написала бы для Себя Библию1430 под вдохновением Духа Святого, Который живёт в Ней. Но если исчезла бы Церковь, особенно – Её епископы, а Библия осталась бы, то на её основании никак уже нельзя было бы воссоздать Церковь. Здесь уместно напомнить слова св. мученика Игнатия Богоносца († 107 г. ), которые уже приводились в гл. 12: «Все почитайте дьяконов, как заповедь Иисуса Христа, а епископа, как Иисуса Христа, Сына Бога Отца, пресвитеров же, как собрание Божие, как сонм апостолов. Без них нет Церкви. Я уверен, что так думаете и вы сами», а также: «Ибо, которые суть Божии и Иисус-Христовы, те с епископом»; «Где будет епископ, там должен быть и народ; так же как где Христос Иисус, там и Кафолическая Церковь». Хочу подчеркнуть, что данная истина была понятна Церкви от самого начала: Церковь не там, где изучается Библия, а там, где законные епископы (! ), которые могут крестить (облечь) во Христа, освятить миро и через Миропомазание передать Духа Святого, совершить Евхаристию и причастить народ Телом и Кровью Христа, рукоположить пресвитеров (и диаконов), которые также будут иметь право и власть совершать Таинства. И чтобы убедиться в правомерности данной истины, нужно мысленно вернуться к первым векам христианства и задать себе вопрос, каков был тогда признак Церкви – единство с Апостолами и поставленными ими через рукоположение епископами, пресвитерами и диаконами или чтение Библии? Представим, что некие люди в I или II веке, не имея законно рукоположенных пресвитеров, не признающие ни Апостолов ни их преемников, не посещающие собраний христиан, возглавляемых Апостолами и поставленными ими епископами, стали бы собираться отдельно и строить свою церковь, заявляя, что они также ученики и служители Христа, что они возрождённые и спасённые кровью Христа, что у них так же как и у Церкви есть все книги Св. Писания. Как бы отнеслись к такой группе первые христиане? С полным осуждением! Но с того времени ничего, по сути, не поменялось. Во все времена Церковь есть там, где есть Апостолы или их законные (и не отлучённые от священства) преемники, прежде всего епископы, а не просто там, где изучают Библию и стараются следовать её заповедям. Хотя, если бы протестанты изучали Библию по истине, а не в свете своего лживого предания, то они пришли бы в Церковь, ведь Св. Писание свидетельствует о Церкви, однажды и на все века созданной Христом – значит, нужно найти Её в этом мире, а не строить Её заново, подсказал бы им Божественный Логос, если бы они следовали Ему, а не логосам бесовским.
Таким образом, Церковь можно строить только на уже положенном основании и на том, что уже построено за Её историю. Уместно здесь вспомнить о древнем святом Ерме (I в. ), ученике Апостолов, и его книге «Пастырь», которая была весьма авторитетна в древней Церкви. Так вот, св. Ерм описывает бывшее ему видение строящейся башни и старицы, которая сказала ему: «Итак, башня, которую видишь строящейся, – это я, Церковь, которая явилась тебе теперь и являлась прежде»1431. В этом видении описываются многие подробности строительства башни (Церкви) – какие камни кладутся в башню, какие отбрасываются, какие временно откладываются (для покаяния), и т. п. Но что со всей очевидностью явствует из данного видения, так это истина о том, что Церковь есть и может быть только одна – Она однажды была основана Христом, Который есть фундамент башни, и на этот фундамент были положены первые камни – Апостолы и первые святые служители Церкви, о которых говорится так: «Камни квадратные и белые, хорошо приходящиеся один к другому своими соединениями – это суть апостолы, епископы, учителя и дьяконы, которые ходили в святом учении Божием, надзирали и свято и непорочно служили избранникам Божиим, – как почившие, так и живущие еще доселе, – которые всегда пребывали в мире и согласии и слушали взаимно друг друга: потому-то они и в здании башни хорошо примыкают один к другому»1432. На этот первый ряд камней кладутся следующие ряды, и это строительство Церкви будет продолжаться до тех пор, пока башня не будет достроена, пока не войдёт в Церковь полное число избранных (ср. Рим. 11: 25; Откр. 6: 11). Поэтому, если мы желаем быть вовлечённым в строительство Церкви, то мы можем лишь присоединиться к зданию Церкви, как присоединяется к строящемуся дому отдельный камень или кирпич, а не созидать заново свои новые человеческие церкви вне Единой Церкви, основанной Христом. Создать же новую поместную церковь в новой стране (или новую общину в городе или селе) может только епископ Церкви и посланные им миссионеры, ибо только он (или его священники) может крестить верующих и желающих стать членами Церкви, и передать им Духа Святого через Миропомазание; только он может освятить престол храма, рукоположить новой общине пресвитеров и передать им святое миро. И таким только образом может законно образоваться новая церковь – отдельная ли община или национальная (поместная) церковь. Получить же статус самостоятельной поместная церковь может только по решению материнской церкви. Протестанты же пренебрегают всем этим, то есть самым главным. Они считают, что если несколько людей, хотя бы двое или трое1433, почитали Библию и уверовали во Христа как Своего личного Спасителя, то они могут собраться вместе и это уже будет церковь. Они могут друг друга крестить, избрать себе пресвитера, который начнёт совершать Богослужение и все священнодействия, которые будут действительны и без рукоположения епископа. Потому мы и видим в протестантизме такое бесконечное число различных деноминаций и отдельных церквей, что все протестанты веруют, что таким образом, то есть без законного епископа и какой-либо связи с уже существующей Церковью, может быть создана истинная Церковь.
Как-то, будучи уже православным, я говорил с одной баптистской миссионеркой, с которой ранее мы трудились вместе, как раз о том, что баптисты, не имея законной преемственности рукоположения, никак не могут быть Церковью Христа. Она всё не понимала меня и, наконец, сказала: «объясни мне по Библии, по функциям Церкви, почему мы не Церковь». Вот это и есть главнейшее заблуждение протестантов: они думают, что если они будут исполнять функции Церкви, делать то, что делает Церковь, то они тоже станут Церковью! То есть они знают из Библии, что должна делать Церковь – веровать во Христа, молиться Богу, собираться на Богослужения, петь псалмы, проповедовать о Христе, крестить, совершать хлебопреломление, исследовать Писание, исполнять заповеди Христа и Апостолов, и пр., и они думают, что если они будут делать то же самое, то непременно станут Церковью, но это – жесточайший дьявольский обман, который можно проиллюстрировать такой притчей.
У некоего царя было много детей. Он желал, чтобы они вели себя, как подобает их высокому положению и потому составил для них правила, устав жизни, где указал, как им одеваться, как вести себя друг с другом и окружающими, как проводить своё время, и пр. При дворе же царя были и дети придворных, которым очень нравились царские дети, и им очень хотелось быть похожими на них и тоже быть царевичами. Потому они заказали себе одежду, подобную той, в которой одевались царевичи, украли копию устава и стали во всём следовать ему, думая, что если они будут делать всё здесь написанное, то они тоже будут царевичами. Они ревностно изучали устав, старались его исполнять и думали, что царь очень доволен, что у него появились новые и такие послушные дети. Они даже начали постоянно следить за тем, как исполняют устав сами дети царя, и радовались, если замечали в их поведении какое-либо нарушение, и любили им на это указывать, и были уверены, что ими царь, которого они уже считали своим отцом, доволен, даже больше, чем своими детьми. Так вот, царь – это Господь, у Которого есть дети – Церковь, Которой Он дал Свои заповеди о том, как нужно жить и верить. Дети же придворных – это протестанты и подобные им сектанты, которые думают, что если они начнут исполнять заповеди Христа, данные Им Его Церкви, то они тоже станут Церковью, без присоединения к Ней, без Её Таинств, тогда как единственный способ стать дитём Царя – это быть Им усыновлённым, то есть родиться в Церкви в Крещении, получить через Её Миропомазание Духа Святого и причаститься из рук Её священства Тела и Крови Христа. Иного пути стать сыном Божиим и членом Церкви нет! Здесь нужно вспомнить одно важное евангельское замечание: «Многие уверовали во имя Его, но Сам Иисус не вверял себя им» (Ин. 21: 23–24). То есть, чтобы стать Церковью, важно не только уверовать во Христа, но и чтобы Христос вверил нам Себя. А вверяет Он Себя только Своей Церкви, только тем, кто принимает Христа в установленных Им Таинствах. Чтобы брак состоялся, недостаточно девушке избрать мужчину – мужчина тоже должен избрать эту девушку себе в жёны. Потому, мало того, что протестанты избрали Христа своим Богом, потому как Христос не избрал протестантов, ибо Он избрал Себе одну Церковь, Которую Он Сам и создал через Своих Апостолов, одну на все века. Как говорил Спаситель Апостолам: «Не вы Меня избрали, а Я вас избрал и поставил... » (Ин. 15: 16). Протестантов же, повторю, Христос не избирал и не поставлял (и не посылал на проповедь). И если вы хотите быть избранными Христом – присоединитесь к однажды созданной Им Церкви, а не создавайте свои, человеческие и рукотворные.
Немаловажно напомнить протестантам и другое место Писания – Числ. 16 гл., где описывается то, как Корей, Дафан и Авирон, не будучи священниками, захотели священнодействовать на основании того, что «все общество, все святы», а не только Аарон и его потомки. Таким образом, они не хотели подчиниться Божьему установлению, и были за то жестоко наказаны. Вот так поступают и протестанты: они не хотят подчиняться законно поставленным епископам и признавать очевидное, что только такие епископы имеют всю священнодейственную власть в Церкви, и дерзают создавать своё самочинное священство, думая, что Господь примет и его. Но Господь ненавидит всё это самочинство и накажет всех тех, кто без законного рукоположения дерзает выдавать себя за служителей Его Церкви, и всех, кто следует за таковыми лжесвященниками. Итак, Церковь можно строить только на уже положенном фундаменте – Христе. Нельзя взять Библию и самим построить на её основании Церковь. Церковь уже создана Христом, и к Ней можно только присоединяться, как кирпичик присоединяется к зданию. Возражение 7. Христос обещал: «где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них» (Мф. 18: 20). Значит, если мы собираемся во имя Христа, то Он посреди нас, а если среди нас Христос, то мы, конечно же, являемся Церковью – так мыслят и говорят все без исключения протестанты. Во-первых, чтобы понять смысл данных слов Христа, нужно вникнуть в их контекст: «Если же согрешит против тебя брат твой, пойди и обличи его между тобою и им одним; если послушает тебя, то приобрел ты брата твоего; если же не послушает, возьми с собою еще одного или двух, дабы устами двух или трех свидетелей подтвердилось всякое слово; если же не послушает их, скажи церкви; а если и церкви не послушает, то да будет он тебе, как язычник и мытарь» (Мф. 18: 15–17). Отсюда ясно видно, кто эти двое или трое – члены церкви, и, конечно, церкви истинной (не самозваной, не раскольнической и не еретической), которая учреждена Апостолами или их законными преемниками. И вот, когда двое или трое членов церкви соберутся вместе для указанного дела – справедливого обличения согрешающего брата, то среди них будет Христос – таков смысл приведенных слов, вытекающий из контекста. И, кроме того, крайне важно здесь то, что эти двое или трое ещё не церковь – они не отождествляются, а противопоставляются церкви и являются лишь её частью, что явствует из слов: «если же не послушает их (двоих или троих), скажи церкви». И этого совершенно не хотят видеть протестанты в данном отрывке. Во-вторых, данные слова Христа должно толковать не только в непосредственном контексте, но и в контексте всего Евангелия. Нужно задать вопрос, к кому относятся эти слова? К ученикам Христа, которые пребывают в Церкви, которые крестились в Ней и находятся в единстве с Её Апостолами и ими поставленными епископами, пресвитерами и диаконами. Вот если два или три члена Церкви соберутся во имя Христа, чтобы вместе помолиться или поговорить о Господе и Его заповедях, то в таком собрании присутствует Христос. Он пребывает и с каждым отдельно взятым христианином, который облёкся в Него в Крещении, получил Святого Духа в Миропомазании и причащается Его святого Тела и Крови, и тем более, ещё в большей степени и качестве, Он находится в собрании двоих или троих членов Его Тела, собранных во имя Его и призывающих Его. Протестанты же хотят понимать эти слова вне контекста Церкви – если какие-либо два или три человека, прочитавших в Евангелии данные слова Христа, соберутся вместе для молитвы или изучения Писания, то среди них будет Христос; нет, потому как данное обетование относится только к Церкви. Кроме того, само собой понятно, что Христос может находиться только в собрании правоверующих в Него, а не в собрании еретиков и хулителей догматов, преданных Церкви Духом Святым. Не только православным, но и протестантам понятно, что если соберутся «свидетели Иеговы» на своё собрание, то среди них не будет Христа, ибо они искажают истину и только думают, что собираются во имя Христа – на самом же деле, они собираются во имя дьявола, во имя проповеди ереси и хулы, во имя обольщения и погибели себя и других людей. Во имя этого же собираются и протестанты, а не ради имени Христа. (О том, во имя каких ересей и хулений собираются протестанты, пространно говорит вся моя книга, а краткий перечень даётся в приложении I). Итак, отнюдь не всякое собрание во имя Христа есть истинное. Христос пребывает в таком собрании двоих, троих или большего числа людей, если это собрание: 1) членов Единой Церкви, крещённых в Ней и находящихся в единстве с Её епископами, а не самочинцев и самозванцев; 2) правоверующих, а не еретиков. Возражение 8. Протестанты говорят: «В Евангелии ясно сказано о том, что нужно для того, чтобы иметь жизнь вечную, пребывать в Боге и спастись, и, соответственно, для того, чтобы принадлежать Церкви Христа: «…верующий в Сына имеет жизнь вечную» (Ин. 3: 36), а также: «кто исповедует, что Иисус есть Сын Божий, в том пребывает Бог, и он в Боге» (1Ин. 4: 15) и: «…всякий, кто призовет имя Господне, спасется» (Деян. 2: 21) «покайтесь и веруйте в Евангелие» (Мк. 1: 15). Мы всё это сделали и продолжаем делать, а значит, мы не можем не быть Церковью». О том, как нужно понимать данные места – что значит, в новозаветном смысле, веровать во Христа и Евангелие, исповедовать Иисуса Сыном Божиим, призывать Его Имя и покаяться в моей книге уже был дан ответ (см. гл. 6 и гл. 13, абз. 86–108). Возражение 9. Христос сказал: «по тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою» (Ин. 13: 35). Мы имеем между собою любовь, и это есть признак и свидетельство того, что мы – ученики Христа, а значит – и истинная Церковь, говорят все протестанты. Здесь опять же важно понимать, что Христос говорит эти слова не абстрактно, а обращает их к Своим ученикам, призывая их являть миру Его любовь. И относить эти слова к себе может только Церковь, только те, которые приняли: 1) учение Христа (истинное, а не еретическое) и 2) Самого Христа в: а) Его посланниках – Апостолах и их преемниках («кто принимает вас, принимает Меня» – Мф. 10: 40); б) в Таинствах Его Церкви, прежде всего в Крещении, Миропомазании и Причастии. Только такие люди являются Церковью и могут относить к себе слова Христа, стремясь достигать любви Христовой и являть её миру. Иначе, то есть безотносительно и вне контекста Церкви, понимать эти слова никак нельзя, с чем легко могут согласиться и сами протестанты, если задумаются над словами Христа чуть глубже. Ведь если всякую группу людей, члены которой имеют между собою любовь, обязательно нужно считать учениками Христа, то тогда множество людей, совершенно чуждых Христа и Его учения, нужно будет считать Церковью. Ведь высшее проявление любви есть пожертвование своей жизнью за своих ближних, как сказал Сам Господь: «нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих» (Ин. 15: 13). Но, как известно, жизнь за своих друзей не раз полагали и атеисты-коммунисты, например, на войне с фашистами, когда закрывали своей грудью амбразуру, когда бросались на брошенную в окоп гранату, чтобы спасти своих товарищей ценою своей жизни, и т. п. Такую жертвенную любовь не раз являли в истории человечества многие люди, живущие в разные времена и разных религиях, по отношению, например, к своим царям. Но при этом должно быть совершенно понятно, что и такое высшее проявление любви не может само по себе сделать человека Церковью1434. Когда я посетил однажды собрание «свидетелей Иеговы», то больше всего меня поразила именно их кажущаяся любовь друг ко другу – они с такой радостью приветствовали друг друга, что казалось их душа вот-вот расстанется с телом от переполняющих чувств. Но при этом и протестанты согласятся, что такая любовь не может сделать их Церковью, потому как они находятся в страшных ересях, не веруя ни в Троицу, ни в Божество Христа, ни в Духа Святого. То есть если применить аргумент протестантов не к ним, а к другим – коммунистам, буддистам, мормонам, расселистам и т. п., то они согласятся с тем, что наличие любви в каком-либо обществе ещё не делает его Церковью. Итак, существует много организаций, объединений, религий и сект, между членами которых есть какая-то, а нередко и довольно сильная, любовь. Так чем же отличается она от любви, которая есть в Церкви между истинными Её сынами? Прежде всего, качеством. Строго говоря, никто, кроме Церкви, не имеет и не может иметь между собою настоящей Христовой любви, ибо только крещённые в Церкви имеют в себе новозаветный дар Духа Святого и живущего в них Христа, Который и есть Сама Любовь и источник любви. Другие же люди могут быть причастными к Любви только косвенно, внешне и частично, поскольку они сотворены по образу Божию и из своей души могут произвести некую любовь. Но такая любовь будет лишь человеческой любовью – это совсем не та любовь, которую производит в душе человека новозаветный дар Духа Святого. И никогда никто, не получивший в Церкви Духа Святого, не может почувствовать и иметь в своей душе ту любовь, которую даёт Господь Своим ученикам. Кроме качества и степени, любовь нецерковных людей между собою, особенно в религиозных обществах и сектах, очень часто отличается от любви, которую даёт Господь ревностно принявшим Его, ещё и духом. Ведь не нужно думать, что дьявол производит в своих учениках и последователях (в частности – в представителях иных религий и христианских сект) только ненависть, злобу, коварство, предательство, жадность и пр. – нет. Напротив, сатана часто производит в них именно подобия плодов Духа Святого – любовь, радость, кротость, скромность, миротворчество, щедрость, услужливость и т. п. – для подражания Христу и Его Церкви, и для привлечения в свои лжецеркви людей. И по внешнему поведению, например, хорошего буддиста, мормона, баптиста, расселиста и православного можно заметить, что все они ведут себя вполне достойно – кротко, мирно и любовно, но при этом дух их разный, и истинную любовь имеет в себе только православный человек, принявший Духа Любви в Таинствах Церкви. У остальных же эта любовь своим источником имеет совершенно иной дух, который только внешне, в проявлениях, похож на действие Духа Божия. Какая любовь может быть, например, у убеждённых коммунистов, если они отвергают Сам источник Любви (Христа) и борются с Ней? Никакой – их любовь, заботу друг о друге, самопожертвование производят в них дьявол, чтобы этим обольщать людей и привлекать их в свои ряды к их погибели. Для той же цели нужно дьяволу подобие любви и в сектах – для обольщения. «Свидетели Иеговы», например, начнут ухаживать за инвалидом, являя ему любовь и заботу, и этой любовью они обольщают его и склоняют думать, что раз эти люди так обо мне заботятся, то они точно от Бога. И таким образом, явление такой любви служит только на погибель человеку, и потому совершенно понятно, что эта «любовь» происходит от дьявола. Здесь возникает закономерный вопрос: если внешние проявления любви не доказывают ещё, что люди, её являющие, есть ученики Христа, то как же тогда по любви можно узнать истинных учеников Христа? Другими словами, о чём тогда говорил Христос: «по тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою»? Как было сказано, только истинные члены Церкви могут иметь в себе любовь Христову, и те люди, которые ещё не находятся в Церкви, но которые «предуставлены к вечной жизни» (Деян. 13: 48) и являются от вечности овцами Христа обязательно увидят эту особую любовь Церкви и благодаря ей познают учеников Христа. И каждый истинный православный христианин может нелицемерно засвидетельствовать, что в Церкви, в лице Её святых и достойных членов, он видит совершенно особенную любовь, которой нет в этом мире нигде больше. Я с полной искренностью могу засвидетельствовать о себе, что я пришёл в Православие потому, что увидел истинную любовь учеников Христовых, по сравнению с которой любовь протестантов обычно лишь льстивое и лицемерное подражание ей (хотя некоторые протестанты имеют искреннюю, но всё же человеческую любовь), что по мере посвящения в Православие становится совершенно очевидным. Но такие вещи никогда нельзя доказать «математически» – они познаются лишь опытом, если Господь помилует человека и откроет ему духовные глаза. Возражение 10. «Наши братья, – говорят постсоветские протестанты, – во времена Советского Союза и прежде, претерпевали много гонений за веру во Христа, претерпели ссылки и даже смерть. Как же мы не Церковь, если явили Христу такую верность и жертвенность? » Добровольное перенесение гонений и смерти отнюдь не является ещё угождением Богу и свидетельством истинности той веры, за которую пострадал человек. Самопожертвование как таковое не может сделать человека членом Церкви и причастником Христу, ибо Богу угодны страдания за Истину, а не за ложь и ересь. Церкви из древности известно правило, что грехи ереси и раскола не смываются и мученической кровью. И это не жестоко, а вполне справедливо, ибо таковой человек только думает, что умирает за имя Христа, тогда как на самом деле он умирает за свою ересь и лжецерковь, за того нечистого духа лжи и противления, которым он был руководим. И таковой человек приносит Христу не славу и пользу, а поношение (ср. 2Петр. 2: 2) и вред, ибо как «кровь мучеников есть семя для Церкви» – то есть истинное мученичество всегда приносит Церкви славу и пользу, обращая к Ней новые души – так кровь мучеников-еретиков и раскольников есть семя для их лжецерквей, и служит только для их укрепления и умножения, а значит – во вред Христу и Его Церкви, и на погибель многих. А что жертвенность может быть угодна Богу только в случае, когда это жертва за истинную Веру, понятно на многих примерах – за свою веру и идею умирают и мусульманские террористы, и буддистские монахи, и коммунисты (за свою веру в светлое будущее), и католики (например, в крестовых походах), и «свидетели Иеговы» от различных гонителей, и мормоны – почти в каждой религии и секте, если она появилась не вчера, есть свои мученики, что, естественно, не делает эти лжецеркви истинными. Впрочем, здесь можно сделать такую оговорку. Церковь из древности учила, что если смерть за Христа принимает оглашённый, то есть ещё не крещённый в Церкви, но принимающий Её учение и готовящийся креститься, то таковой спасается и причисляется к Церкви, поскольку он крестится собственной кровью (см. гл. 13, абз. 115–119). Также и из Откровения мы знаем, что те, которые не примут начертание зверя и не поклонятся антихристу, будут иметь участие в воскресении первом и причислятся к Церкви (Откр. 20: 4–6). Таким образом, и у не крещённых в Церкви, но пострадавших за Христа по истине (то есть, не в расколе и самозваном обществе, выдающем себя за Церковь) есть возможность войти в славу Церкви. Поэтому можно допустить, что если некий человек, чуждый сектантского духа, прочёл в Евангелии о Христе и полюбил Его образ и учение, и ради Него погиб (например, при нападении разбойников не стал защищать себя по заповеди Христа), то такового Господь за его любовь и веру Его словам может не только спасти, но и причислить к Церкви. Но если человек противится Церкви и находится в расколе и ереси, зная о Православной Церкви и имея все возможности примкнуть к Ней, но остаётся в своём, то таковой грех ереси, раскола и противления не смоет и мученичество. Возражение 11. Многие протестанты говорят: «в вере важна не столько правильная догматика, сколько искренность веры, ибо один может веровать в правильные догматы, но быть лицемерным и душой холодным к Богу, а другой хотя и заблуждается, но любит Бога и заблуждается искренно, а Господь поступает с «искренним – искренно» (Пс. 17: 26), и потому оправдает нас, даже если мы что-то и неправильно понимали». Безусловно, искренность в вере предельно важна и с лицемерной верой, даже в истинные догматы, нельзя спастись. Но в вере совершенно необходима и истина! Во всех религиях и сектах всегда есть вполне искренние верующие. Многие индусы, например, хотя и живут в очень тяжёлых условиях, но большинство из них совсем не склонны бастовать, возмущаться и добиваться своих прав, поскольку искренно верят, что если они хорошо и безропотно проживут эту жизнь, то в следующем перевоплощении получат лучшую долю. Также искренно веруют в своих богов и свои ложные догматы и многие представители других религий и сект. Савл преследовал христиан, совершенно искренне полагая, что это – доброе и богоугодное дело. Можно вспомнить даже некоторых сатанистов, которым видится, что зла в мире больше, чем добра, искренно полагают, что дьявол сильнее Бога, и потому нужно служить ему. Но сама по себе искренность в вере не может спасти человека, тем более сделать его членом Тела Христа, ибо истина в вере нужна не менее, чем искренность. Это можно проиллюстрировать на примере человека, которому нужно плыть в Израиль, а его обманули, посадив на другой корабль. И хотя этот человек искренно думает, что плывёт к своей цели, но его искренности не достаточно для того, чтобы оказаться в желаемом месте. Вот так и в духовной жизни. Например, человек уверовал во Христа и желает соединиться с Ним и достичь Его Царства, чтобы быть с Ним навеки. Для этой цели Господь создал Свою Церковь, этот корабль, который плывёт по волнам житейского моря к небесной отчизне. На сём корабле человек действительно может достичь своей цели, приняв Христа и соединившись с Ним посредством Таинств. Но к этому человеку приходят протестанты и говорят, что мы тоже (или только мы) Церковь, что мы тоже плывём в Царствие Небесное, что у нас тоже есть Христос, и если ты к нам присоединишься, то достигнешь своей цели. На самом же деле это обман, и протестанты не могут человека облечь во Христа в Крещении, не могут передать ему Духа Святого, не могут причастить его Тела и Крови Христа, а молитва покаяния у их кафедры никак не может заменить Таинств. Одним словом, протестантизм – это не Церковь; это корабль, не плывущий в Царство Небесное, на котором нет кормчего Христа. Таким образом, если люди совершенно искренно поверят1435 протестантам, то эта искренность всё равно не сможет привести их к желаемой цели, не сможет соединить их со Христом. Да, даже ревностному православному очень трудно во всё веровать правильно, знать и безошибочно понимать все догматы веры и тексты Св. Писания, и мало кто не ошибается в вере ни в чём. Но отнюдь не всякие ошибки равноценны, как неравноценны болезни и раны на теле человека, ибо одно дело, когда у человека сколиоз, с которым он может всю жизнь прожить, а другое дело – рак крови, и одно дело – поцарапать палец, а другое дело – получить пулю в сердце. Так вот, если православный человек в чём-то и заблуждается, то поскольку он находится в Церкви, то у него есть много средств к исцелению и покрытию грехов его неведения – Исповедь, Причастие, молитвы Церкви и вся другая церковная благодать. Да и его заблуждения совершенно не сопоставимы с жуткими ересями и богохульствами протестантизма. Если, например, православный богослов, поддаваясь духу либерализма, разделяет мнение о том, что труды св. Дионисия Ареопагита на самом деле принадлежат не ему, а неизвестному писателю IV века, то при таком заблуждении он может не только спастись, но и быть хорошим богословом, поскольку таковое заблуждение духовно не смертельно, которое можно уподобить небольшой слабости зрения. Но если кто принимает такие протестантские догматы как: 1) символичность причастия; 2) возможность приступать к священнодействию не рукоположенных законным образом пресвитеров; 3) отрицание епископата, то есть третьей священнической степени; 4) отрицание возрождения, прощения грехов и спасения через Крещение; 5) отрицание Миропомазания; 5) отрицание Исповеди; 6) иконоборчество; 7) отрицание приснодевства Марии и т. д., то это уже не просто небольшая потеря зрения, а удары ножом в грудь. Более того, многих протестантов даже нельзя сравнить со смертельно больными или ранеными, ибо они не просто тяжело больны – они, вообще, духовно мёртвы, ибо никогда не рождались в истинном Крещении. Смертельно больным можно уподобить только тех протестантов, которые были крещены в Православной Церкви, но которые, приняв протестантскую лесть и последовав за духовными Кореями и Дафанами, получили сразу множество смертельных ранений (или же заразились множеством смертельных болезней) одновременно.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|