Практическая работа № 9. Теоретические положения
Практическая работа № 9 Тема: Предупреждение аварийных ситуаций и несчастных случаев при обслуживании ленточных конвейеров. Решение ситуационных задач Цель работы: Научиться анализировать аварийные ситуации и несчастные случаи при обслуживании ленточных конвейеров и предупреждать их. Применяемое оборудование, аппаратура, приспособления: 1. Инструкция по выполнению практической работы 2. Действующий макет ленточного конвейера 3. Схема ленточного конвейера 4. ПК Теоретические положения Порядок обслуживания конвейерной линии при транспортировке угля После приемки конвейерной линии машинист должен выполнять работу в следующем порядке: 1. Получить разрешение от мастера ( оператора пульта управления) на запуск конвейерной линии. 2. Согласовать запуск линии с машинистом, обслуживающим приемный бункер или следующий по ходу транспортировки материала аппарат или механизм. 3. Запустить конвейерную линию дистанционно или с места (предпусковой сигнал подается автоматически). 4. Во время работы конвейерной линии следить за состоянием приводов, положением ленты и её натяжением, состоянием конвейерной ленты и её стыковых соединений, за исправностью роликов, креплением и положением натяжных станций и центрирующих устройств, средств автоматической защиты и сигнализации. Не допускать заштыбовки натяжных и приводных станций в местах перегрузки угля. 5. Немедленно остановить конвейерную линию при следующих неполадках: - остановке одного из конвейеров; стуке (шуме) в редукторе привода; повреждении ленты или стыкового соединения; пробуксовке ленты на приводных барабанах; ослаблении натяжения ленты;
- срыве футеровки приводного или натяжного или отклоняющего барабана. 6. Остановить конвейерную линию при попадании на конвейер крупных кусков угля или породы, а также посторонних предметов; сбросить их на отметку. Куски угля раздробить и погрузить на конвейер, куски породы и другие посторонние предметы убрать с прохода. 7. Не останавливать без необходимости загруженный конвейер. Частые запуски ускоряют износ ленты и приводных узлов конвейера. 8. По окончании смены остановить линию. Проинформировать мастера или машиниста следующей смены о наблюдавшихся неполадках и неисправностях в работе. Предупреждение аварийных ситуаций При правильной эксплуатации и надлежащем техническом обслуживании современные ленточные конвейеры обеспечивают длительную безаварийную работу. Нарушение требований по эксплуатации и обслуживанию конвейеров и средств противоаварийной защиты нередко приводит к авариям с тяжелыми последствиями. Наиболее опасны следующие аварии: 1. Пробуксовка ленты на приводных барабанах, загорание ленты и угольного штыба. Пожар может охватить всю отметку в районе приводной станции при наличии большого количества штыба, пролитого машинного масла. Причинами пробуксовки ленты могут явиться: - заштыбовка пункта перегрузки просыпавшимся углем (рис. 1. 1)
Рисунок 1. 1 Заштыбовка конвейерной ленты в месте перегрузки угля - перегрузка конвейера углем; - недостаточное натяжение ленты; - задевание ленты за ограждение; - заклинивание поддерживающих роликов. Пожар может произойти также из-за трения ленты об ограждение. В случае пожара конвейерную линию следует немедленно отключить, сообщить диспетчеру, приступить к тушению доступными противопожарными средствами (рис. 1. 2). Рисунок 1. 2 Тушение пожара на головке конвейера 2. Продольные порывы или поперечные разрывы лент. Такие аварии происходят в результате неудовлетворительного технического обслуживания. Непосредственными причинами их могут быть: попадание на ленту посторонних предметов, перегруз ленты, несвоевременный её ремонт. Ликвидация таких аварий занимает длительное время и вызывает большие простои отдельных участков обогатительной фабрики.
При обнаружении порыва ленты линию немедленно остановить, доложить мастеру или диспетчеру. 3. Сход ленты с роликоопор в сторону (рис. 1. 3). Рисунок 1. 3 Сход конвейерной ленты Эти аварии возникают при загрузке ленты углем на одну сторону, расцентровке ленты, неисправности роликоопор или при частичном разрыве ленты в месте сшива, а также при неисправности устройств, предупреждающих сход ленты в сторону, и ослаблении болтовых соединений става конвейера. При обнаружении схода ленты необходимо линию остановить, выяснить причины и устранить их. Предупреждение несчастных случаев Строгое соблюдение инструкции по охране труда и требований по эксплуатации конвейеров гарантирует высокую безопасность труда обслуживающего персонала. Неправильные приемы труда и недисциплинированность нередко приводят к несчастным случаям, в том числе с тяжелыми последствиями. По статистике ленточные конвейеры являются одними из самых травмоопасных механизмов на фабрике. Наиболее характерные следующие несчастные случаи: 1. Затягивание лентой на приводные и отклоняющие барабаны приводной станции (рис. 1. 4). Эти несчастные случаи, как правило, связаны с попыткой ликвидации проскальзывания ленты, очистки, расштыбовки или ремонта конвейера во время его работы. Поэтому запрещается принимать какие бы то ни было меры для ликвидации проскальзывания ленты, а также выполнять очистку, расштыбовку и ремонт конвейера до его остановки и блокировки пускателя. 2. Затягивание между лентой и барабаном натяжной станции. Эти несчастные случаи чаще всего возникают при расштыбовке, выравнивании, центрировании и направлении движения ленты ломом или другими подручными предметами. Рисунок 1. 4 Затягивание человека в привод конвейера Эти операции нужно выполнять только при остановленном конвейере, заблокированном пускателе в вывешенном плакате «Не включать - работают люди».
3. Затягивание лентой под сооружения, расположенные над конвейером: переходные мостики, питатели, бункера и т. п. (рис. 1. 5).
Рисунок 1. 5 Затягивание человека под переходной мостик Такие случаи возникают во время езды на ленточном конвейере, не оборудованном для этой цели, при попытке перейти через работающий конвейер. Поэтому запрещается переходить через конвейер в неустановленном месте, ездить на ленте, неприспособленной для перевозки людей. 4. Ушиб кусками угля и другими предметами, скатившимися с ленты во время транспортирования. Эти случаи возможны из-за большой перегрузки ленты углем, случайного попадания на ленту посторонних негабаритных предметов. При попадании на ленту элементов крепи, деталей машин, других посторонних предметов конвейер необходимо остановить и снять их. Ситуационные задачи по закреплению учебного материала Задача 1 Вы обслуживаете ленточный конвейер, которым транспортируется уголь. На одном из участков лента сдвинулась в сторону и стала касаться деревянной крепи (рис. 1. 6). Рисунок 1. 6 1. Ваши действия в этой ситуации? 2. По каким причинам лента могла отклониться в сторону? 3. Что может произойти, если своевременно не принять меры? Задача 2 Вы обслуживаете ленточный конвейер. После запуска конвейера вдруг послышался хлопок, через некоторое время хлопок повторился (рис. 1. 7). Рисунок 1. 7 1. Что это может означать? 2. Ваши действия? 3. В чем опасность создавшейся ситуации? Задача 3 Вы обслуживаете линию ленточных конвейеров. В месте перегрузки с конвейера на конвейер Вы заметили, что начал накапливаться уголь (рис. 1. 8). Рисунок 1. 8 1. Что случилось? 2. Ваши действия? 3. Причины случившегося? Задача 4 Машинист линии ленточных конвейеров, обнаружив заштыбовку натяжной и приводной станций, убрал ограждение, стал чистить конвейер, не останавливая его (рис. 1. 9), и был травмирован (рис. 1. 10). Рисунок 1. 9 Рисунок 1. 10 1. Что необходимо было сделать машинисту, когда он обнаружил заштыбовку конвейера?
2. Причины несчастного случая? Ход работы: 1. Ознакомиться с возможными аварийными ситуациями при обслуживании ленточных конвейеров и способами их предупреждения 2. Ознакомиться с возможными несчастными случаями при обслуживании ленточных конвейеров и способами их предупреждения 3. Решить ситуационные задачи по закреплению учебного материала по предупреждению аварийных ситуаций и несчастных случаев при обслуживании ленточных конвейеров. 4. Составить отчет. Контрольные вопросы: 1. Охарактеризуйте типичные производственные аварийные ситуации при эксплуатации ленточных конвейеров 2. Какие несчастные случаи характерны для рабочих, обслуживающих конвейеры? 3. Что необходимо сделать машинисту конвейера при обнаружении заштыбовки, порыва ленты? 4. Как правильно устранить просыпи с конвейера, если они вызваны сходом ленты? 5. Что может произойти с рабочим при попытке ликвидации проскальзывания ленты, очистки, расштыбовки или ремонта конвейера во время его работы? 6. Какие установлены правила перехода через конвейер? 7. Можно ли ездить на конвейерах? 8. Что такое блокировка пускателя? Содержание отчета: 1. Тема, цель практической работы. 2. Решение ситуационных задач. 3. Выводы Литература: 1. Технология работ и организация труда машинистов конвейеров. Кемерово. 1989. – с. 238 2. Пухов Ю. С. Рудничный транспорт. М.: Недра, 1991. - 238 с. 3. Конспект лекций по технологии работ машиниста конвейеров. Донецк.: ГПОУ ДонТЭК, 2017. -82 с.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|