Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Основные этнопсихологические направления в устном - народном творчестве




Схема №1

Направления Характеристика психологических процессов
1. Психология патриотического воспитания подрастающего поколения Эмоционально-волевые особенности, установки и уровни психического развития личности
2. Этнопсихология семейного воспитания Национально-психологические свойства, этническая установка, организация элементов поведения, предрасположенность к конкретной форме реагирования, внутренне мотивированная константная особенность активности личности в юношеском возрасте
3. Народные мудрости в этнопсихологии Эмпатии: социальные, этнические, эмоциональные, когнитивные
4. Психология личности Процесс приобретения индивидом социального опыта и регулярное его наращивание, оперативное регулирование, становление, развитие личности, способы воздействия на психику, поведение, деятельность, ясность и четкость целей формирования в конкретных условиях
5. Психология экологического воспитания Общая социализация личности в окружающей среде. Развивает компоненты: когнитивный, эмоциональный, поведенческий. Выполняет функции: защитные, оценочные, познания, инструментальные.
6. Психологические особенности неблагополучия личности Неблагоприятные условия социализации личности, слабая ориентация личности на тот или другой социальный объект, субъект; не достаточно сформированы способы воздействия, взаимодействия, отсутствует умение прогнозировать поведение в конкретных ситуациях.

 

Этнопсихология как новая отрасль психологических наук сегодня востребована в нашем обществе. Этнопсихология с учетом специфики нашего полинационального государства может иметь существенное значение в подготовки будущих психологов, в деятельности практических психологов. Актуальность этнического возрождения в современном обществе, возрастающую роль духовной и материальной культуры подчеркивают известные психологи-исследователи.

Цель схемы №1 показать как этнопсихология может вступать в различных ракурсах в практической психологии. Насколько важно вооружить будущих специалистов основами этнопсихологии, чтобы обогатить содержание их работы в качестве психолога оказывающего воздействие, взаимодействие со школьниками. Этнопсихологию можно сравнить с драгоценным анализом, отсвечивающим своими различными гранями: пословицы, поговорки, сказки, мифы, легенды, обряды, обычаи, традиции и т.д. Этнопсихология сегодня засверкала необычно и ярко, так имеет нескончаемые ресурсы, которые могут содержательно, благоприятно, альтруистический, влиять на успешное развитие подрастающего поколения, урегулировать межэтническое реконструированное взаимодействие, взаимопонимание жизненного мира на земле.

 

Глава 1. Этнопсихология: пословицы и поговорки

Психология патриотического воспитания подрастающего поколения

Этнопсихология – важнейший инструментарий а процессе патриотического, гражданского воспитания школьников. Этнопсихология может служить как бы в качестве действующего агента между прошлым, настоящим и будущим этнической общности, поскольку пронизывает все виды социальной структуры: экономическую, производственную, политическую, моральную, нравственную, идеологическую, религиозную, семейную, социальную, управленческую и т.п.

Психологические особенности патриотического воспитания

Схема №2

Характеристика Ценность Содержание
Сложное явление общественного сознания с проявлением любви к Родине, родному краю, Отечеству, своему народу. Проявление социальных чувств, нравственных, политических принципов жизни и деятельности людей. В условиях формирования нации, образования национальных независимых, суверенных государств патриотизм становится неотъемлемой частью общественного сознания всего народа. Чувство привязанности к Родине, которое возникает свободно, внутренне и обязывает служить человечеству.   Привязанность к родной земле, уважение языка, соблюдение традиции и обычаев своего народа. Выражение и проявление специфических отношений и интересов в условиях формирования национального сознания. Путь возвышения личности от ограниченной любви к самому себе и любви к ближним, до любви к любому человеку как таковому и тем самым – к человеку в целом. Любовь к дому Уважение семьи Любовь к родной земле Отечеству Преданность Гордость за Родину Готовность служить и защищать интересы Родины.

Этнопсихология, а конкретно народные пословицы, поговорки вступают как самостоятельный вид адаптации различных этнокультур: психологическое и социальной привыкание, приспособление к своей, к новой и «чужой» культурам (национальным ценностям, устному народному творчеству, образу жизни, действиям, поведению), т.е. тогда когда этносы выступают в межэтническое взаимодействие, трансформируют самые полезные, ценные для жизни содержания.

Патриотизм к Родине

Родина – мать народу, народ – мать джигиту.

Нет земли лучше Родины, нет людей лучше, чем на Родине.

Родины тепло – нет огня жарче.

Родная земля – золотая колыбель.

На родной стороне и дни жаркие и ночи теплые.

Где-то, говорят, золота навалом, но Родина лучше и без золота даром.

Где-то, может, и хорошо, а на Родине лучше.

Все земли хороши, а своя – всех лучше.

И лук на Родине сладок.

Каждому родная земля – рай.

Джигита доля – за Родину стоять.

Если серп острый, без хлеба не будешь; если Родина сильна, с врагом на «ты» будешь.

Человек без Родины, что соловей без леса.

На чужбину попав, поймешь, как дорога Родина.

Не видать добра гусю, покинувшему озеро родное; не видать счастье джигиту, оставившему край родной.

Гусь тоскует по озеру родному, человек – по Родине.

Человек в здравом уме Родину не покинет.

Пока в груди бьется жизнь, Родину отыщи.

Сколько б коня не кружил, к коновязи своей вернется; сколько б джигит не бродил, на Родину вернется.

Лучше быть на Родине подметкой, чем на чужбине султаном.

На Родине и воздух – лекарство.

Лягушка – на болоте царь, рыба – в воде, джигит – на Родине.

Собаке хорошо, где сытно, а джигиту – на Родине.

Гуманизм

В бою железо дороже золота.

В возвращении на родину нет стыда.

Герой рождается в битве.

Добрый конь не устает, добрый человек не отказывает в помощи.

Изучение и анализ выше указанных пословиц и поговорок формирует патриотическое воспитание школьников. Способствуют успешному развитию следующих личностных качеств: любовь к Родине, гордость за Отечество, уважение к своему народу. Пословицы, поговорки способствуют развитию основных элементов патриотизма в виде привязанности к родному краю, языку, традициям, обычаям своего народа, любовь к семье, формирования самоуважения.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...