Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Примерный открытый урок для детей старших классов




Тема: «Слова назидания Абая. Абай - как отец этнопсихологии казахского народа».

Цель: Анализируя «слова назидания» Абая, выявить какие качества формируются у детей старших классов. Какое впечатление производят его «слова назидания».

Задачи:

· Рассказать о жизни и деятельности Абая;

· Показать психологию того времени и какое значение имеет в наши дни;

· «Абай - как отец этнопсихологии казахского народа», вклад в развитие этнопсихологии

Формирование личностных качеств: гордость, целеустремленность, справедливость, человечность, жажда знаний, трудолюбие, любовь к ближнему, упорство.

Содержание

Абай Кунанбаев - великий поэт, писатель, общественный деятель, основоположник современной казахской письменной литературы, реформатор культуры в духе сближения с русской и европейской культурой на основе просвещенного либерального ислама. Абай родился 10 августа 1845 г. в Чингизских горах Семипалатинской области (по нынешнему административному делению) от одной из четырех жен Кунанбая, старшего султана Каркаралинского окружного приказа. Семья Абая была потомственно аристократической, и дед (Оскенбай) и прадед (Иргизбай) главенствовали в своем роду в качестве правителей и биев. Ему повезло в смысле семейного уюта и домашнего воспитания, поскольку и мать Улжан и бабушка Зере были чрезвычайно обаятельными и одаренными натурами. Именно с легкой руки матери данное отцом имя "Ибрагим" было заменено ласкательным "Абай", что означает "осмотрительный, вдумчивый". Под этим именем он прожил всю свою жизнь и вошел в историю. Начатое в раннем детстве приобщение к устному творчеству народа и домашнее обучение у муллы было продолжено в медресе имама Ахмед-Ризы. Одновременно он учился в русской школе и к концу пятилетней учебы начинает писать стихи. С 13 лет Кунанбай начинает приучать Абая к административной деятельности главы рода. Ему пришлось вникнуть в межродовые тяжбы, ссоры, интриги и постепенно он испытал разочарование к административно-политической деятельности, что привело к тому, что в возрасте 28 лет Абай отходит от нее, целиком занявшись самообразованием. Но только к 40 годам он осознает свое призвание как поэта и гражданина, в частности, поставив под стихотворением "Лето" свое имя (ранее он приписывал свои сочинения другу Джантасову Кокпаю). Значительным импульсом в раскрытии высоких потенций Абая в этот момент стало его общение с ссыльными русскими, с Е.П. Михаэлисом, Н. Долгополовым, С. Гроссом. Обращение Абая к русской культуре, испытавшей в XIX в. свой период "бури и натиска" в литературе и искусстве, оказалось тем более естественным, что в восточной традиции поэтическое слово ценилось чрезвычайно высоко. Абаю оказалась близка поэзия Пушкина, Лермонтова, Гете и Байрона. Он в своих переложениях их на казахский тонко передавал дух переводимых стихов и адаптировал к мироощущению соплеменников.

В назиданиях Абая, человек может быть самодостаточным и улучшить свое благосостояние: благодаря труду можно улучшить свою жизнь; это можно добиться благодаря разуму; разум необходимо использовать для развития науки, и что благоразумие принесет счастье человеку. Для более полного доказательства можно еще раз процитировать в том же «Назидании Абая», следующие его высказывания: «... но я не встречал еще человека, который, разбогатев, нашел бы потом достойное применение своему состоянию. Быстротечное изобилие, достигнутое гнусными способами, оно оставляет за собой лишь муки, горечь и злобу».

Удивительно метко, точно характеризует Абай психологическое состояние человека нечестным путем поднявшего свое благосостояние, и сегодня в период перехода к рыночным отношениям, мы наблюдаем как он прозорлив и как его слова актуальны сегодня в нашем обществе. Так например: «Я знавал богачей, хваставших тугой мошной, потом встречал их банкротами. Они не забывали былого довольства, но не стыдились ходить и с протянутой рукой». Сегодня мы восхищаемся, каким тонким знатоком психологического состояния человека был Абай и как полезно сегодня руководствоваться его назиданиями, чтобы не допускать ошибки, используя опыт из далекого прошлого человечества.

Потому именно сегодня в нашем обществе существует четкое разделение на богатых, средне зажиточных, бедных, так как в советский период все люди имели приблизительно средний достаток. Поэтому сегодня в нашем обществе важно формирование наиболее важных духовно-личностных качеств, как писал Абай: «Качества духовные – вот что главное в человеческой жизни. Живая душа и отзывчивое сердце должны вести человека, тогда и труд его осмыслен, и достаток уместен».

Вопросы для обсуждения:

1. Расскажите, что Вы знаете о «словах назидания»?

2. Как Вы считаете, в чем ценность идеи Абая в развитии национального самосознания казахского народа?

3. Что Вы можете дополнить о жизни и деятельности Абая?

 

Беседа с детьми в юношеском возрасте

Тема: «аль-Фараби. Его вклад в этнопсихологию»

Цель: Анализируя труды аль-Фараби, показать какой вклад внес в развитие этнопсихологии.

Задачи:

· Рассказать о жизни и деятельности аль-Фараби;

· Основные идей этнопсихологии;

· Роль аль-Фараби в этнопсихологии

Формирование личностных качеств: рассудительность, проницательность, сметливость, добродетельность, сообразительность, неискушенность, смышленость.

Содержание

Абу Наср Мухаммед ибн Мухаммед ибн Тархан ибн Узлаг аль-Фараби ат-Турки родился в городе Фарабе на Сыр-Дарье при впадении в нее реки Арысь в 870 г. Он происходит из семьи знатного тюркского военачальника, что явствует из термина "тархан".

Бассейн Сыр-Дарьи сыграл в истории своего региона такую же роль как Нил для Египта, Тигр и Ефрат для Месопотамии. Позже Фараб стал именоваться Отраром, развалины которого находятся на территории Отрарского района Южно-Казахстанской области. Об Отраре имеются сведения в китайских источниках и у Птолемея. В IX-X вв., по описанию современников, это был крупный центр, важнейший пограничный и узловой пункт караванных дорог мировой торговли того времени, в котором связывались кочевая степь и оседлое население. Широко известен факт разрушения монголами города в 1218 г., вошедший в историю как "Отрарская катастрофа". Здесь же в феврале 1405 г. умер Тимур. Но на карте культурного развития Отрар отмечен, как родина целой плеяды выдающихся ученых, поэтов, мыслителей, среди которых по праву выделяется Абу Наср аль-Фараби как величина мирового масштаба.

Крупнейшие историки культуры и науки отмечали величие и уникальность фигуры Фараби. Требования, предъявляемые Фараби к тому, кто желает постичь мудрость, столь же высокого порядка. “Тому, кто стремится к истокам науки мудрости, необходимо (с малых ногтей) быть доброго нрава, воспитанным наилучшим образом, изучить Коран и науки Закона в первую очередь. Быть благоразумным, целомудренным, совестливым, правдивым, отталкивающим порок, разврат, измену, ложь, уловки. Быть свободным умом от интересов пропитания, приближаясь к выполнению законных назначений, не нарушая опоры законных основ и не нарушая ни одного из правил сунны и шариата. Стремиться к возвышению в науке и (среди) ученых, не избирая науку ради нескольких достижений и приобретений, (не избирая ее) средством приобретении материальных благ”.

Тот, кто преследует иные цели, превращая стремление к знанию как таковому сделать подчиненным по отношению к честолюбию, славе и материальным благам, изменяет самой сути философии. Именно это, т. е. предательство разума и творческих способностей человека - наихудший порок, поскольку, как считает Фараби, растлевается ни душа отдельного человека, спекулирующего духом и продающего его, а всего общества - сверху донизу. Исторический опыт тоталитаризма доказал глубокую правоту этих размышлений Учителя. Серость и посредственность XX в. утвердила себя в качестве власти только за счет физического уничтожения самостоятельно мыслящих личностей. Для продления и узаконения своей власти она нуждается в угодливой продажной интеллигенции. Действительно, ведь у нас каждые 10 лет скашивали под корень творчески и критически мыслящую интеллигенцию. Так и сформировалась угодливо мыслящая прослойка, по-прежнему именуемая интеллигенцией, но лишенная всякого чувства собственного достоинства, которая своей трепотней и анафемой по поводу того, чему она поклонялась только вчера, вызывает омерзительное ощущение. “Город” станет тогда добродетельным, утверждал Фараби более тысячи лет тому назад, когда в нем почетное место займут науки и искусства, когда мыслящие люди не только сохранят свою честь и достоинство, но своим примером и воздействием на души сограждан, как правителей, так и подданных, сделают всеобщей нормой стремление к совершенству. Обратимся к личности великого ученого. Как отмечает современный исследователь О.Х. Аймагамбетова: «Абу Наср аль-Фараби также занимался вопросами этнопсихологии различных народов. Фараби считал, что в основе теории этнопсихологических различий лежит несходство по трем основным параметрам: нравам, характерам и языкам. Но причину этнопсихологических различий он видел в особенностях астрономических тел и географических условий»[1]. На наш взгляд аль-Фараби известен не только как исследователь в области философии, психологии, но и этнопсихологии. В центре его внимания во всех трудах стоит человек, его совершенство, развитие, и человек, по его мнению, приобретает счастье в том случае, если у него сформированы лучшие духовные навыки, привычки, личностные качества, которые лежат в основе его характера. А характер формируется с помощью направляющих слов и деятельности наставника. О роли наставника, о методах воздействия на воспитуемого он в виде стройной системы изложил в своих трактатах.

Вопросы для обсуждения:

1. Расскажите, что нового Вы узнали о жизни и деятельность аль-Фараби?

2. Какой вклад в этнопсихологию внес аль-Фараби?

3. Как Вы считаете, какова роль аль-Фараби в психологий?

4. Какие произведения аль-Фараби Вам известны?

 

 

Заключение

Этнопсихология – актуальная новая отрасль психологических наук, возникшая на стыке философии, социологии, этнологии, этнографии. Наука изучающая этнические особенности психики людей как представителей конкретных наций, народности.

Этнопсихология – огромный социальный механизм, присутствующий во всех экономических формациях и в котором участвуют конкретные исторические личности которые служат эталоном, идеалом для своего народа и их возносят, воспевают во все века.

Этнопсихология попадает как бы в парадоксальную ситуацию: с одной стороны, она как бы существует на протяжении всего человечества бытовом и житейском плане, а с другой стороны, в научном плане она только сейчас возрождается как уникальная, самостоятельная, востребованная наука.

Сегодня в деле подготовки будущих социальных педагогов, социальных работников, специалистов по самопознанию, психологов, практических психологов, педагогов-психологов, этнопсихология может служить средством, видом, формой, структурой, феноменом в деле воспитания подрастающего поколения. И поэтому хорошо вооруженный специалист может гибко, творчески, позитивно, продуктивно и наиболее эффективно применять содержание учебного пособия в своей практической деятельности.

Пословицы и поговорки задействованные в нашем учебном пособии, излагают народную мудрость, которую нам оставили в качестве наследства и подарка наши предки. Пословицы и поговорки это не только прожитая жизнь наших предков, это смысл и правила той жизни которую прожили наши прадеды, они не смогли нас воспитать но оставили нам свои наставления переданные в этих пословицах, и мы принимая во внимание наше воспитание а также в память наших дедов должны внимать тот опыт, оставленный нам.

 

Словарь

Агрессия – индивидуальное или коллективное поведение или действие, направленное на нанесение физического или психического вреда либо даже на уничтожение другого человека или группы.

Агрессия инструментальная – отличается тем, что цель действия субъекта, проявляющего агрессию, нейтральна, и агрессия используется лишь как средство достижения этой цели.

Агрессия реактивная – возникает как реакция субъекта на фрустрацию и сопровождается эмоциональными состояниями гнева, враждебности, ненависти и др.

Ажитация – аффективная реакция, возникающая в ответ на угрозу жизни, аварийную ситуацию и иные психогенные факторы. Проявляется в форме сильного беспокойства, тревоги, потери целенаправленности действий.

Активизация – усиление, оживление деятельности, активности; переход к более подвижному состоянию, решительным действиям.

Активность надистуитивная – способность подниматься над уровнем требований ситуации, ставить цели, избыточные с точки зрения исходной задачи.

Актуализация - действие, заключающееся в извлечении усвоенного материала из памяти долговременной или кратковременной для последующего использования его при узнавании, припоминании, воспоминании или непосредственном воспроизведении.

Акцентуация лабильная – характеризует резкой сменой настроения в зависимости от ситуации.

Акцентуация неустойчивая – акцентуация, для которой характерны склонность, легко поддаваться влиянию окружающих, постоянный поиск новых впечатлений, компаний, умение легко устанавливать контакты поверхностного характера.

Альтруизм – система ценностных ориентаций личности, при которой центральный мотив и критерий нравственной оценки – это интересы другого человека или социальной общности.

Амбивалентность чувств – несогласованность, противоречивость нескольких одновременно испытываемых эмоциональных отношений к некоторому объекту.

Анализ – процесс мысленного расчленения целого на части. У человека развилась способность осуществлять анализ на уровне оперирования понятиями.

Апатия – состояние, характеризующееся эмоциональной пассивностью, безразличием, упрощением чувств, равнодушием к окружающим событиям, ослаблением побуждений и интересов.

Астения – 1. Слабость нервно-психическая; проявляется в повышенной утомляемости и истощаемости, сниженном пороге чувствительности, крайней неустойчивости настроения, нарушения сна. 2. Определяющее свойство характера. К астенической группе характеров относятся две разновидности – астеники и психастеники. Их общие свойства – повышенная чувствительность и быстрая истощаемость. Они возбудимы и истощаемы в нервно-психическом смысле.

Аффективный – относящийся к состояниям удовольствия или неудовольствия; связанный с ощущениями, эмоциями, страстями, чувствами, мыслями.

Аффилиация – стремление быть в обществе других людей. Тенденции к аффилиации возрастают при вовлечении субъекта в потенциально опасную стрессовую ситуацию.

Базальная враждебность – чувство гнева у ребенка по отношению к тем, кто отвергает его или плохо обращается с ним.

Базальная тревога - всепроникающее чувство одиночества и изоляции во враждебном мире.

Барьер психологический – психическое состояние, проявляющееся как неадекватная пассивность, препятствующая выполнению тех или иных действий.

Безусловное позитивное внимание к себе – термин, используемый для обозначения человека, который не воспринимает ни одного из переживаний как достойное более или менее позитивное внимание по сравнению с любым другим.

Факторы психического развития личности – это - то объективно существующее, что с необходимостью определяет ее жизнедеятельность в самом широком смысле этого слова.

Факторы психического развития личности могут быть внешними и внутренними. Внешними факторами выступают окружающая среда и общество, в которых развивается человек, внутренними – биогенетические и физиологические особенности человека и его психики.

Факторы социализации:

· К социальным факторам;

· Макрофакторы;

· Мезофакторы;

· Микрофакторы;

· Индивидуально-личностные факторы.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...