Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Глава 2. Этнопсихологические идеи в учебно-воспитательной работе школы




Работа психолога со старшеклассниками

Беседа: «Прославленные сыновья казахского народа»

Цель: На примере знаменитых исторических личностей на казахской земле формировать у школьников чувства патриотизма, гордости за общеизвестных знаменитых людей в истории нашего народа. Личности, которые отличались гуманизмом, любовью к народу, они внесли определенный вклад развитие этнопсихологии, как самостоятельной науки.

Задачи:

· Познакомить с именами великих людей, как представителей казахского народа;

· Определить их вклад в развитие общества;

· Дать историческую, географическую особенность той территории, где родились, трудились и оставили творческий след как представители определенного этноса.

Формирование личностных качеств: патриотизм, любовь к Родине, гордость, честь, уважение.

Содержание

Земля Семиречья в истории казахского народа, во-первых, славится своим величием, красотой, богатством, плодородием, разнообразием флоры и фауны, где переплетаются могущественные горы с равнинами, степями, лесами, реками. Во-вторых, являясь «жемчужиной» Казахстана вскормила и вырастила достойный дочерей и сыновей, которые не только любили, но и прославили свою родину. К числу самобытных, уникальных, героических личностей мы с гордостью перечисляем следующих мудрецов казахского народа: Ескелды бий, Балпык бий, Каблиса жырау, Малай сары батыр, Каракерей Кабанбай батыр, Котен тауп, Айтеке бий и др. Сегодня наши современники, почитая их прах, отдавая дань уважения как к святым людям все чаще посещают места их захоронения. Паломничество по святым местам совершают, не зависимо от возраста, пола, национальности, социального положения. Чаще наведываются семьями, объединяя различное поколение (старшие, средние, младшие) либо по родственным линиям. Это в свою очередь укрепляет взаимоотношения, взаимопонимание членов семьи, имеет огромное положительное психологическое воздействие на людей. Об этом свидетельствует восстановленные, возведенные мавзолеи, окруженные заботой, образцовым отношением к святым местам, соблюдая традиции казахского народа (қурбан шалып, жеты шелпек пісіріп, ақ мата жауп, куран оқытып).

На просторах «Семиречья» оставили «творческий след» талантливые передовые представители казахского народа как просветитель И. Жансугуров. Его имя с гордостью носят школы, районные центры, главные улицы, проспекты, высшее государственное учебное заведение в г.Талдыкоргане. Мы гордимся известными талантливыми писателями – земляками: Гали Орманов, Ануар Алимжанов; самобытный народный художник А. Кастеев: великий труженик, дважды герой социалистического труда Нурмолда Алдабергенов; публицист Какимжан Казыбаев; состязательница устного народного творчества Акын Сара; знаменитая актриса Бекен Римова; этнографы Ч. Валиханов, Мухтар Арын и др.

Вопросы для обсуждения:

1. Почему сегодня актуальна жизнь и деятельность великих мудрецов казахского народа?

2. Какие обычаи и традиции существуют в честь прославленных сыновей казахского народа?

3. Какой дополнительной информацией Вы владеете?

4. Что можете рассказать о представителях своего родного края?

5. Какие дополнительные эмоционально-волевые чувства возникли у Вас?

6. Описать свое психологическое состояние по итогам беседы?

 

Примерный классный час для старшеклассников

Тема: «Ш. Уалиханов - как представитель казахского этноса, в процессе формирования личности в ранней юности»

Цель: Опираясь на жизнь и деятельность Ш. Уалиханова формировать личностные качества у детей старших классов. Формировать у современного юношества акцентуационные характеристики.

Задачи: На примере исторической личности Ш. Уалиханова, оценить уровень национального самосознания, национального характера, национального темперамента у современника.

Формирование личностных качеств: альтруизм, интеллигентность, коммуникабельность, этнокультурная компетентность, адаптационность, уважение и соблюдение субординации, творческость, удовлетворенность.

Содержание.

Ш.Ш.Уалиханов – одна из замечательных личностей в среде казахского народа в дореволюционный период, просветитель-демократ, путешественник, этнограф, филолог. Появление на исторической арене такого всестороннего ученого и передового человека совпало с важным этапом истории казахского народа – оживлением развития производительных сил Казахстана и углублением его столетнего экономического и культурного общения с Россией. Огромное значение Ш. Уалиханова для нашей отечественной науки еще в XIX веке было общеизвестным. Профессор Н. И. Веселовский говорил: «Как блестящий метеор, промелькнул над нивой востоковедения Шокан Шынгысович Уалиханов: русские ориенталисты единодушно признали в лице его феноменальное явление». Ученый и путешественник П.П.Семенов-Тян-Шанский считал Уалиханова одним из «самых просвещенных людей из национальных окраин». Исследователь Азии Г. Н. Потанин писал: «В среде казахов не найдется ни одного, за которым было бы признать значение, равное с Шоканом». Современники Уалиханова называли его «гениальным молодым человеком», честнейшей и чистейшей личностью». Шокан Уалиханов был патриотом, просветителем. Он прекрасно знал жизнь казахского народа, его быт, нравы, обычаи, многовековую духовную культуру, прекрасно разбирался в сложнейших политических проблемах, в нуждах и чаяниях своего народа, глубоко чувствовал его потребность в развитии, в выходе из темноты. По своим социально-политическим взглядам Ш. Уалиханов примыкал к прогрессивному демократическому лагерю России, выступавшему против самодержавно-крепостнического строя, против колонизаторской политики царизма. Ш. Уалиханова волновал вопрос о пути, по которому должно пойти дальнейшее историческое развитие казахского общества. Путь экономического, политического и культурного прогресса казахского народа он видел в просвещении, в образовании. «Для нормального роста и развития народа, - писал он, - необходимы, прежде всего, свобода и знания». Вся его деятельность носит просветительский характер. Ш. Уалиханов сумел глубоко и верно понять историческую необходимость взаимного сближения России и Казахстана для того, чтобы возможно быстрее вывести свой народ в ряд развитых народов. Ш. Уалиханов решительно выступал против царских колониальных, а также местных властей, чинивших произвол и беззаконие в казахской степи.

Вопросы для обсуждения:

1. Где и когда родился Ш. Уалиханов?

2. Как Вы считаете, какими качествами должна обладать великая личность?

3. Как Вы считаете, какая роль отведена Ш. Уалиханову в этнопсихологии?

4. Опираясь на полученную информацию, расскажите, какие у Вас чувства возникли, при проведении классного часа?

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...