Работа психолога со старшеклассниками
Беседа: «И. Жансугуров – как представитель этнопсихологии. Вклад И. Жансугурова в этнопсихологию». Цель: Сформировать у детей старших классов личностные качества, опираясь на жизнь и деятельность И. Жансугурова. Задачи: · Выявить в каких исторических этнопсихологических условиях, он вырос и сформировался, как яркий представитель этноса · Также, на примере И. Жансугурова, показать как образ жизни, поведения других этносов влияют на развитие этнической психологии Семиречья · Показать, как проявлялось у И. Жансугурова межэтническая связь к представителям других этнических групп Формирование личностных качеств: дисциплинированность, доброта, свободомыслие, справедливость, ответственность, целеустремленность. Содержание На творческую деятельность И. Жансугурова, на развитие его как одаренной личности, становление как просветителя, формирование его как общественного деятеля оказали воздействие различные положительные этнопсихологические ресурсы: климат, приближающийся к климату жайлау, географическое положение – горы, степи, река, богатый животный и растительный мир, окружающая социальная среда – караванный торговый путь, благоприятная образовательная среда. Родился И. Жансугуров на жайлау Капальских гор, его имя во всеуслышание огласил знаменитый Молыкбай кобызши. Само рождение в мае знаменательно, т.к. это время, когда пробуждается и благоухает природа, когда окружающий мир после долгой «спячки» неистово одевается во все яркие сочные цвета, омолаживается, земля согревается теплом. На земле Семиречья отмечаются благоприятные климатические условия, удачное географическое расположение, разнообразие и богатство природы, поэтому земля эта называется «Семиречье – жемчужина Казахстана». Без сомнения, на жизнедеятельность и творческий полет, целеустремленность, и мечты И. Жансугурова оказывали существенное влияние также и величественные снежные горы Джунгарского Алатау. И. Жансугурова особо отличали мужество и огромная сила воли; непоколебимость и цельность натуры поэта сформировало своенравное, сильное и стремительное течение реки Аксу, которая берет начало в этих горах и впадает в озеро Балхаш. О любви к природе, к родной реке он повествует в стихотворении «Аксу»
Через преграды, Через годы, Являя дикую красу, Несешь ты вспененные воды, Неукротимая Аксу. О том, что И. Жансугуров заряжается определенной психологической энергией, укрепляет силу духа и формируется как волевая личность, под воздействием реки свидетельствуют следующие строки: Ах, скольких немощных сносило Твое теченье. Но всегда Меня одаривала силой, Как лед холодная вода. Как и река Аксу, наш земляк И. Жансугуров родился на жайлау, в горах, жил у подножья гор, и как его любимая река, вырвался на общественную арену, стал известной личностью. В вопросе об этнической особенности казахского народа прошлых веков удачным на, наш взгляд, является высказывание исследователя В.Г. Крысько, который считает, что казахский этнос был одним из центров, где происходило становление мировой цивилизации. Автор так характеризует основные отличительные этнические признаки казахского народа, который обладает: - практическим складом ума, рациональным мышлением, для них несвойственны отвлеченные суждения, оперирование абстрактными понятиями; - способностью стойко переносить физические страдания, неблагоприятные погодные и климатические условия; - высокой исполнительностью, честностью, уважением к старшим» (3, 178). При определении этнических особенностей казахского народа не следует оставлять без внимания научную работу В. Тимошинова, где он исследует проблему этнической структуры казахского общества и высказывает следующую интересную мысль «… каждое звено родоплеменной структуры имело сложные генеалогические предания и родословные, вело свое происхождение от одного общего героического предка или вымышленного легендарного образа». Поэтому на современном этапе каждый представитель казахского этноса обязан знать свою родословную до седьмого колена.
Таким образом, с одной стороны, на становление личности И. Жансугурова определенным образом влияло семейное воспитание, окружающая среда, природа, общественное воспитание в школе «Мамания». С другой стороны, определенный вклад в развитие этнопсихологических особенностей казахского народа внес И. Жансугуров посредством передовых произведений, бессмертных поэм о казахском народе, о природе, о земле родной. Вопросы для обсуждения: 1. Как Вы считаете, почему сегодня актуальна жизнь и деятельность великих личностей, казахского народа, к примеру, И. Жансугурова? 2. С какими событиями связана жизнь и деятельность просветителя И. Жансугурова? 3. Какими качествами должна обладать великая личность? 4. Как Вы считаете, играют ли роль исторические, географические, климатические условия на формирование великой личности?
Примерный открытый урок для детей старших классов
Тема: «История правового воспитания в этнопсихологии казахского народа». Цель: На примере истории правового воспитания, показать правовое воспитание в 21 веке, показать разницу правового воспитания в 21 веке и правовое воспитания в истории казахского народа. И с какой стороны лучше изучать правовое воспитание. Задачи: · Рассмотреть проблемы воспитания в историческом плане; · Опираясь на историю правового воспитания, выявить сходства с Конституцией Республики Казахстан; · Рассказать какую роль сыграли легендарные личности: Айтеке би, Толе би, Казыбек би которые внесли вклад в историю правового воспитания и правового развития. Формирование личностных качеств: уважение, гордость, создание идеала, динамичность, лидерство. Содержание
Основной задачей данной статьи является рассмотрение проблемы правового воспитания в историческом плане. Мы хотим исследовать, как решалась названная нами проблема на протяжении примерно трехсот лет. Это сегодня на пороге XXI века правовое воспитание позволяет опираться на Конституцию Республики Казахстан, гражданское право, уголовное право. Реалии сегодняшнего дня диктуют, чтобы во всех звеньях системы образования обучающиеся знакомились с элементарными правами и обязанностями современного человека. Однако в потоке множества информации индивид зачастую теряется и не всегда способен выбрать правильное решение в сложных социально-правовых ситуациях, не всегда способен соблюдать законность и оградить себя от негативных явлений. И поэтому важно знать историю своего народа, изучать жизненный путь знаменитых деятелей прошлого и брать на вооружение их опыт, чтобы ошибки, которые совершало человечество на пути своего исторического становления, не передавались следующим поколениям. Изучая историю нашего государства, славные подвиги, трудовые свершения, благородные деяния наших предков в развитии казахской цивилизации, мы видим, какую значительную роль сыграли легендарные личности: Айтеке би, Толе би, Казыбек би, которые в те далекие времена внесли существенный вклад в историю правового воспитания и правового развития. Уже тогда существовала гибкая структура управления государством. Так, например, Тауке хан осуществляет идею солидарности трех жузов следующим образом: Толе би возглавляет Старший жуз, Казыбек би возглавляет Средний жуз, Айтеке би возглавляет Младший жуз,что позволило бы эффективно поддерживать идею централизованного, объединенного ханства и способствовало созданию единного государства. Айтеке би, Казыбек би, Толе би внесли огромный вклад в дело правового развития степного народа. Они заложили основы для составления ряда законов, которых обязан был придерживаться человек, если он живет в социуме. Поэтому наши современники, изучая жизненный и общественный опыт легендарных судей-биев, могут брать на вооружение следующие положительные психологические черты их характеров:
· Альтруизм – особая форма социального поведения наших предков-биев. Это качество заключается в бескорыстном стремлении делать добро окружающим людям; желании систематически оказывать различную помощь своему народу; регулярно осуществлять поддержку всем, кто в этом · Гениальность – исключительные, выдающиеся способности · Динамичность – способность проявлять поведение так, чтобы найти · Идеал – таких легендарных личностей, как Айтеке би, Толе би, Казыбек би можно считать эталоном в правовой практике казахского народа. Это определяет их жизненные цели, смысл их жизни, их деятельности. Они воплощение лучших человеческих качеств: доброты, справедливости, принципиальности, мудрости, объективности, которые востребованы во все времена и эпохи человеческого общества. · Лидер – каждый из выше перечисленных биев-предков является ярким образом, чей авторитет, власть, полномочия добровольно признавались народом. И люди шли за ними, верили им, воспевали их славу во все века. Вопросы для обсуждения: 1. Назовите имена великих мудрецов в истории казахского этноса? 2. Как Вы считаете, почему на протяжении многих столетий жизнь и деятельность великих мудрецов высоко оценивалась современниками каждого поколения? 3. Какие чувства Вы испытываете, когда слышите такие великие личности как: Айтеке би, Казыбек би, Толе би?
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|