Работа психолога с детьми старших классов.
Тема: «Цивилизация и этнопсихология» Цель: Проблема роли цивилизации казахского народа и значение этнопсихологии в формировании социальных качеств у детей старших классов. Задачи: · Дать полное определение понятиям «цивилизация» и «этнопсихология» · Значение этнопсихологии в формировании социальных качеств у детей старших классов · Взаимодействие цивилизации и этнопсихологии · Взаимодействие наций внутри государства · Раскрыть ценность устного народного творчества, также творчество ярких представителей (аль-Фараби, Коркут - ата). Формирование социальных качеств: доброжелательность, терпимость, верность традициям, сила воли, единство, позитивизм, творческость. Содержание Проблема цивилизации и этнопсихологии существовали во все века, они как два неизбежных процессов взаимопереплетаются и дополняют друг друга. Так о значении этнопсихологической науки на современном этапе удачно подчеркивает Н.Н. Палагина «Этнопсихология – наука молодая и быстро развивающаяся… Развитие этнопсихологии связано с запросами практики межнационального общения, с расширяющимися возможностями делового сотрудничества, торговли, образования в странах зарубежья, с проблемой взаимопонимания и политики по отношению к другим народам». Автор тем самым подчеркивает о значимости этнопсихологической науки на пути к цивилизованному обществу. Так как, эти знания позволяют строить правильные взаимоотношения с различными этносами как внутри Республики Казахстан, так и с ближним и дальним зарубежьем. Изучить этнические особенности мирового пространства с целью осуществления более цивилизованного подхода к культуре, традициям, языкам, религии, во избежание межэтнической напряженности и т.д. Знания в области этнопсихологии позволяет успешно решить проблемы:
· по сближению нации, · этнических взглядов, · формирование толерантности к другим нациям, · культуры общения в разнонациональных группах, · позитивное решение проблем этнической маргинальной личности, · этническое самосознание, · этническая идентичность Цивилизованное общество было способным не имея, письменности, донести до наших дней огромный вклад: · пословиц, поговорок, · обрядные песни, песни-состязания, · сказки, изречения, философские толгау, легенды. В устной форме слово в слово передавались из поколения в поколение, основной смысл, которых поучителен и остаются, актуальными и по сей день. Задача современной этнопсихологической науки в Казахстане с точки зрения национально-психологических особенностей раскрыть ценность устного народного творчества, специфику этнопсихологического воззрения ярких представителей с древнейших времен до образования казахского ханства (аль-Фараби, Коркут – ата, Ахмед Югнаки и др.). Этнопсихологические мысли в период XY – начало ХХ в.в. авторы жырау, акыны, философы, географы, ученые (Шокан Валиханов, Абай Кунанбаев, Ибрай Алтынсарин и др.). Этнопсихологические мысли в годы советской власти (Жамбыл Жабаев, Мухтар Ауэзов, Ильяс Жансугуров и др.). Вопросы для обсуждения: 1. Как Вы понимаете, термин «цивилизация» и «этнопсихология»? 2. Как Вы считаете, какую роль играет этнопсихология в современном мире? 3. Ваше отношение к процессу цивилизации?
Работа с родителями, детей старших классов. Тема: Традиции. Роль традиции в формировании личности детей старших классов. Цель: Показать роль традиций в формировании личности старших классов. Изучая традиций своего народа и других народностей, проживающих на территории Республики Казахстан, выявить какую роль играют традиций и обычаи в этнопсихологии для формирования детей в юношеском возрасте.
Задачи: · Раскрыть психологические особенности научных терминов: традиций, обычаи, обряды, ритуалы; · Дать характеристику полезным, ценным традициям, обосновать востребованность, возрождение их в современном обществе; · Продемонстрировать подготовленные, разработанные сценарий по данной теме. Содержание Действительно, сегодня для подрастающего поколения очень важно владение основными идеями аль-Фараби как основоположника исламской философии. Также необходимо знание казахской философии как основы любой науки, связанной с человеком. А этическая, нравственная, социальная, психологическая концепции Абая особо актуальны в современном обществе. Все это, в конечном счете, должно решать проблемы безопасности в региональном масштабе, в национальном плане, в международной системе как во внутренней политике Республики Казахстан, так и во внешней для обеспечения стабильного развития нашего общества. Этнопсихология как молодая, но самостоятельная наука имеет свои глубокие исторические и культурные корни, что подтверждается при изучении социально-психологических особенностей разных народов: их обычаев, традиций, верований, обрядов, специфики общения этносов, их взаимодействия и взаимоотношений. Сегодня современный человек не только моделирует, проектирует свое настоящее и будущее, но осознанно возвращается к своим корням, активно изучает традиции различных культур, одновременно вбирает в себя наиболее положительные, позитивные, полезные знания и опыт. Так, например, сегодня стало традиционным активно участвовать в паломничестве по святым местам, более глубоко изучать родной край, в особенности ее историю, владеть определенными знаниями в плане этнопсихологических и этнографических характеристик конкретных исторических личностей, учитывать и ценить их общественные заслуги. В качестве примера приведем традицию, зародившуюся совсем недавно. В наши дни уделяется большое внимание изучению неоценимых заслуг великих деятелей прошлого, пересматривается их деятельностный вклад в развитие нашего государства, признается актуальность их прогрессивных идей. Ценя их великие деяния, современное общество восстанавливает, реконструирует мавзолеи, где они захоронены, объявляя эти места святынями. В их честь названы улицы наших городов: Абылай хан, Кабанбай батыр, Толе би, Казыбек би, Айтеке би и др., что стало сегодня особой традицией.
«Традиции являются наиболее устойчивой стереотипной частью культуры, противопоставляясь в этом отношении новшествам – новациям или инновациям. Однако это противопоставление относительно. В процессе взаимодействия традиций и новаций многие традиции не только отмирают, но и видоизменяются, принимая вид новаций, а многие новации становятся традициями. Выделяют четыре стадии такого взаимодействия: · традиции сопротивляются новациям; · те и другие существуют одновременно; · традиции и новации смешиваются, образуя компромиссные формы-паллиации; · новации превращаются в традиции. Таким образом, относительна и устойчивость традиций, но все же именно они являются наиболее стабильной частью культуры, обеспечивающей ее преемственность». Исходя из выше изложенного, можно сделать следующий вывод: почти третье столетие соблюдается традиция передачи знаний о святых от поколения к поколению. Инновационность этой традиции заключается в том, что, несмотря на то, что на дворе стоит XXI век, народ проявляет любовь к своим святым, особо чтит их память и ценит их заслуги перед народом и отчеством. Вопросы для обсуждения: 1. Дайте определение понятиям: обычаи, традиций народов, обряды? 2. Как Вы считаете, какое влияние имеет традиций на детей старших классов? 3. Почему нужно знать традиций своего народа? 4. Как Вы считаете, играют ли традиций и обычаи других народов в формирований детей старших классов?
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|