Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тема 5. Человек классического




Западноевропейского средневековья (4 часа)

 

Занятие I. Человек классического средневековья

Как историко-культурный тип

 

План занятия:

1. Средневековая христианская модель человека.

2. Общие характеристические черты ментальности, картина мира и стереотипы поведения средневекового человека.

3. Проблема существования личности в средние века.

Методические рекомендации

Одна из тенденций развития современной исторической науки – смещение привычных акцентов с событий как таковых на стоящих за ними людей. Социокультурное направление в исторической науке (которое часто называют «новой исторической наукой» или «историчекой антопологией») ориентировано на восприятие исторических обществ как социокультурных целостностей. Предметом изучения является человек как субъект истории во всех проявлениях его социальности. С этим связано значительное расширение поля зрения исторической науки. Новая тенденция в развитии исторической науки, ведущая к смещению центра ее интересов, обозначилась еще в первые десятилетия XX в. Особенно большое значение в пробуждении интереса к подобного рода проблематике сыграла школа «Анналов» (журнал «Анналы экономической и социальной истории», ставший центром притяжения исследователей этого направления, был основан во Франции в 1929 г. историками-медиевистами Марком Блоком и Люсьеном Февром). В последние десятилетия социокультурное направление развернулось с особой силой. В России первыми исследованиями в этом направлении стали работы
Л.П. Карсавина о средневековой религиозности и М.Н. Бахтина о смеховой культуре средневековья. Огромную роль в продвижении отечественной исторической науки в этом направлении сыграли исследования А.Я.Гуревича, Ю.Л.Бессмертного, А.Л. Ястребицкой.

Семинарские занятия по теме «Человек классического западноевропейского средневековья» призваны познакомить студентов с общим подходом к изучению исторического материала представителями «новой исторической науки». Это в определенной мере приблизит их к пониманию феномена средневекового человека, что, в свою очередь, позволит по-новому раскрыть для себя содержание западноевропейской средневековой культуры. Следует учесть, что в «новой исторической науке» традиционный подход к определению содержания понятия «культура» считается ограниченным. Представителями этого направления культура понимается как «система общественного сознания и адекватных (соответствующих) ей форм социального поведения» и «выражение способности человека придавать смысл своим действиям» (Средневековая Европа глазами современников и историков. Ч. 3: Средневековый человек и его мир / отв. ред А.Л. Ястребицкая. М., 1995. С. 9).

Взгляды, чувства, ценности людей, их представления о самих себе, об окружающем мире, о добре и зле отражены в манере общения друг с другом, в обычаях и ритуалах, в памятниках изобразительного искусства и зодчества, в литературе, народном творчестве и т. д. В связи с этим исследователи, работающие в русле так называемой «антропологически ориентированной истории», как правило, выходят на междисциплинарный уровень, работая на стыке истории и этнографии, культурологии, статистики, философии, психологии, демографии, социологии и т. д. Многие историки культуры переориентируются сегодня на «новые» многозначные и сложные для интерпретации источники, которые в большинстве своем были давно известны специалистам, но не пользовались их вниманием. Не исключаются варианты нового прочтения и хрестоматийных исторических материалов. Учитывая сказанное, следует отдавать себе отчет в том, что трудности, которые неизбежно будут возникать при подготовке семинарских докладов по данной теме, являются закономерным явлением.

На первом занятии предполагается выявить своеобразие средневекового человека, его отличие от других историко-культурных типов.

1 вопрос. При рассмотрении этого вопроса важно попытаться увидеть человека классического средневековья глазами его современников, то есть с позиций самого средневековья, а не нашего времени. Следует выяснить, какое представление о человеке и смысле его жизни было характерно для средневекового общества и почему, какой общий (независящий от социального статуса) образ человека существовал в эту эпоху и какую роль в его складывании играло христианство. Особое внимание следует обратить на двойственность христианского представления о человеке: с одной стороны, он – образ и подобие Божье, с другой – наследник первородного греха Адама и Евы. Следует разобраться в том, каким образом согласно католическому вероучению происходит Спасение, какую роль в нем играет человеческая воля, каким представлялся средневековому человеку его путь к Богу и мистическое единение с ним.
В этом может помочь анализ содержания сочинений таких популярных в средние века религиозных мыслителей, как Ансельм Кентерберийский, Франциск Ассизский, Бонавентура, Майстер Экхарт, Фома Кемпийский и др. Уяснение указанных положений средневекового западного христианства поможет сориентироваться в ряде более узких проблем. Каково было средневековое представление о строении человека? Как воспринималось в средневековом западноевропейском обществе человеческое тело? Чем объясняется характерная для средневекового человека постоянная готовность к покаянию? Что повлияло на складывание образа и типа средневекового человека-странника? Каково было средневековое представление об основных периодах человеческой жизни?

2 вопрос. Приступая к рассмотрению этого вопроса, целесообразно уделить внимание понятийному аппарату. В частности, следует уяснить, какой смысл вкладывается представителями «новой исторической науки» в понятие «ментальность» и как оно соотносится с понятием «традиция». Требует раскрытия содержание понятия «картина мира». К примеру, А.Я.Гуревич высказывался по этому поводу следующим образом: «Картина мира есть продукт культуры в антропологическом смысле этого понятия и всякий, кто принадлежит к данному обществу, не может не разделять этот взгляд на мир и не интериоризировать [усваивать] ту сетку культурных координат, которая заложена в человеческое сознание. Эти координаты (время–пространство, личность, социум, оценка права и обычая, осознание труда, богатства, бедности, отношение к смерти, представления о потустороннем мире, соотношение земного и трансцендентного, восприятие истории, источники страхов, «культура стыда», «культура вины» и т.д.) – коренные категории сознания. Люди воспринимают и моделируют действительность при посредстве этих категорий и только через них. Вне этой системы невозможна никакая деятельность, ее предусловием являются эти категории» (Гуревич А.Я. От истории ментальности к историческому синтезу // Споры о главном. М., 1993. С. 26).

Люди средневековья в своей жизни руководствовались особым, специфичным для своего времени смыслом, поэтому они могут быть поняты только при учете своеобразия присущей данному обществу ментальности. В связи с эти очень важно попытаться выявить общие «привычки» сознания, характерные для средневекового человека. Реальная действительность трансформировалась в сознании средневекового человека в соответствии с заложенной в него картиной мира, которая складывалась под влиянием религии, воспитания, социального общения и т. д. Своеобразная картина мира, присущая средневековью, в свою очередь во многом определяла стереотипы поведения людей. Учитывая сказанное, при раскрытии данного пункта плана следует в первую очередь показать основные характеристические черты сознания средневекового человека: отсутствие границы между естественным и сверхъестественным, одержимость сознанием своей греховности и страхом вечной смерти, ожидание чуда, символизм, значительная роль авторитета, сила традиции
и т. д. При этом неизбежно возникнет ряд вопросов. Каковы были космографические и географические представления средневекового человека, его микрокосм и макрокосм? Каковы были его представления о времени, смерти, Страшном суде и загробном мире? Что такое Чистилище? В связи с чем появляется идея о Чистилище и когда она получает официальное признание? С чем связаны страхи, напряженное психическое состояние людей эпохи классического средневековья? В чем проявлялась неуравновешенность психики средневекового человека? Каково было отношение в средневековой Западной Европе к инаковерующим? Каковы были представления о чудесах, колдовстве и ведовстве? Что значили для средневекового человека сон и сновидения? Как понималась «божественная справедливость» и «суд Божий»?

3 вопрос. На основе обобщения рассмотренного в ходе первого занятия материала следует попытаться занять определенную позицию относительно того, можно ли говорить о существовании личности в средние века. В настоящее время единой точки зрения на этот счет в отечественной исторической науке не выработано (материалы дискуссии по этой проблеме см.: Одиссей: Человек в истории: Личность и общество. 1990. М., 1990). При подготовке к этому вопросу чрезвычайно полезно познакомиться с работами А.Я.Гуревича (см., например: Гуревич А.Я. Человек средневековья // История Европы: В восьми томах с древнейших времен до наших дней. Т. 2: Средневековая Европа. М., 1992. С. 685–697).

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...