Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тема 6. Итальянский гуманизм XIV–XV вв. (4 часа)




Занятие I. Начало эпохи Возрождения и сущность гуманизма

План занятия:

1. Проблемы Возрождения в отечественной историографии.

2. Общая характеристика гуманизма: его сущность, основные черты и историческое значение.

3. Франческо Петрарка – первый гуманист итальянского Возрождения.

Методические указания

Как культурный феномен Возрождение (или французский вариант названия – Ренессанс) возникло в Италии в XIV в. Здесь оно получило наиболее полное развитие и приобрело свои классические черты. Отсюда оно стало распространяться по Европе и в XVI в. преобразовало ее духовный облик, приобретая в различных регионах специфические национальные черты. В связи с этим именно итальянскому Возрождению в научной литературе всегда уделялось особенно пристальное внимание. Не случайно и наше обращение к изучению идейного содержания культуры итальянского Возрождения. Значение эпохи Возрождения выходит далеко за рамки средневековой истории. С ней связано становление нового человека и закладывание духовных основ современной мировой цивилизации.

Первое занятие посвящено вхождению в возрожденческую проблематику, знакомству с сущностью гуманизма в целом и с творчеством его основоположника Ф.Петрарки. В ходе этого занятия необходимо составить представление о Возрождении как новой эпохе в развитии культуры и о гуманизме как мировоззрении ее деятелей.

1 вопрос. Неповторимая эстетическая ценность ренессансной культуры, ее значимость для становления культуры нового времени и в конечном счете духовных ценностей современного человека вызывают к ней интерес со стороны многочисленных исследователей. При изучении истории Возрождения перед ними встает целый ряд сложнейших проблем, в решении которых они зачастую далеки от единодушия. В связи с этим при ответе на первый вопрос следует предпринять краткий историографический обзор, уяснить позиции ведущих отечественных исследователей по основным проблемам Возрождения и по мере возможности определиться в выборе наиболее приемлемых точек зрения. В первую очередь следует рассмотреть проблему социально-экономических предпосылок итальянского Возрождения. М.А. Гуковский, впервые поставивший этот вопрос, считал основой новой ренессансной культуры раннекапиталистические формы производства. Высокий уровень развития Италии, в передовых центрах которой к XIV в. появились элементы капиталистических отношений, сделал возможным и необходимым формирование новой культуры, которая отвечала интересам ранней буржуазии. В отечественной исторической науке эта концепция в целом до настоящего времени является наиболее распространенной. Л.М. Баткин не ограничивает социальную базу ренессансной культуры определенным социальным слоем: он ведет речь о всей массе городского населения, выделяя в качестве ведущей силы слившуюся с частью нобилитета пополанскую верхушку. Ряд исследователей (в частности, В.Н.Лазарев) считает культуру Возрождения результатом расцвета простого товарного производства в условиях вольного города, т. е. не следствием, а одной из предпосылок зарождения раннего капитализма. Т.П. Знамеровская рассматривает ренессансную культуру как народную, выражавшую интересы ремесленников.

Проблема идейной сущности, содержания и исторической роли ренессансной культуры также вызывает серьезные разногласия (см.: Петров М.Т. Проблема Возрождения в советской науке. Л., 1989. С. 3–70, 151–182, 206–230). Необходимо разобраться, какое содержание вкладывается в само понятие «Возрождение», каковы его общие признаки (критерии) и их взаимосвязь. Что конкретно имеется в виду, когда «Возрождение» рассматривается как расцвет культуры, переворот в культуре, переходный культурный этап и как восстановление древности?

От того, как определяется содержание культуры Возрождения, зависит оценка ее исторической роли. Диапазон этих оценок весьма широк: от рассмотрения Возрождения как сугубо итальянского и западноевропейского явления до подхода к нему как к явлению мирового масштаба, включая восточные страны (Н.И.Конрад и др.). Какие доводы имеются у сторонников различных точек зрения?

Развитие гуманизма не шло синхронно с развитием искусства и литературы эпохи Возрождения: выработка гуманизмом новых мировоззренческих ценностей, которые легли в основу ренессансной культуры в целом, несколько опережала развитие искусства и литературы. Этим во многом обусловлены имеющие место расхождения в периодизации эпохи Возрождения, особенно между специалистами по истории гуманизма, с одной стороны, и специалистами по истории ренессансной литературы и искусства, с другой.

2 вопрос. Приступая к подготовке ответа на этот вопрос, в первую очередь необходимо выяснить, каково происхождение понятия «гуманизм» и его содержание. Следует обратить внимание на то, что гуманизм трактуется двояким образом:

1) как профессиональная деятельность, связанная с изучением вновь открытых произведений классической древности и преподаванием ряда гуманитарных дисциплин на основе латино-греческой образованности;

2) как новое миропонимание, вольномыслие, подрывающее основы традиционной средневековой картины мира, способствующее появлению нового склада мышления и ведущее к серьезнейшим переменам (даже перевороту) в культуре в целом.

При подготовке ко второму вопросу целесообразно попытаться ответить на следующие вопросы. В чем заключается разница между гуманизмом как новым идейным движением и традиционной средневековой схоластической наукой? Какие основные черты гуманизма, его наиболее общие характерные особенности можно выделить? Как эволюционизировала гуманистическая мысль на протяжении XIV– XV вв.? Какие основные этапы в ее развитии можно выделить? Каков стиль мышления и образ жизни гуманистов? В чем проявляется их взаимосвязь? (См. например: Баткин Л.М. Итальянские гуманисты: стиль жизни и стиль мышления. М., 1978.) В чем заключается историческое значение гуманизма?

3 вопрос. При рассмотрении этого вопроса главная задача – выявление тех идей в творчестве Франческо Петрарки (1304–1374), которые оказали огромное влияние на современников и сделали его основоположником гуманизма. Следует обратить особое внимание на пристальный интерес Петрарки к собственному внутреннему миру и к проблеме смысла человеческого существования. Не следует упускать из вида и присущие ему средневековые черты. Они во многом объясняют постоянные метания, душевную раздвоенность и противоречивость взглядов поэта. С духовными исканиями и взглядами Петрарки следует познакомиться на основании анализа содержания его произведений (сонетов, автобиографии «Письмо к потомкам», отрывков из философских трактатов и писем). Особого внимания заслуживает автобиография Петрарки, показательная в плане утверждения прав человека на свободное творчество и свидетельствующая о небывалом росте авторитета поэта и мыслителя в итальянском обществе. Сочинения Петрарки положили начало гуманистической антропологии, индивидуалистическим тенденциям новой этики и идее гражданственности, связанной с мечтой о возрождении былого величия Рима. Все эти начала получили в гуманизме дальнейшее развитие.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...