Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Занятие II. Итальянская гуманистическая мысль XIV–XV вв.




План занятия:

1. Этика и «антропология» итальянского гуманизма.

2. Политические и исторические воззрения итальянских гуманистов.

3. Изменение представлений о мироздании и месте человека в мире (Платоновская академия).

 

Второе занятие ориентировано на изучение развития гуманистической мысли в Италии XIV–XV вв., знакомство с ее различными направлениями, с учением гуманистов о человеке, его поведении в обществе и месте в мироздании.

1 вопрос. Несмотря на индивидуалистическую направленность гуманистическая этика была ориентирована на достижение гармонии личных и общественных интересов, призывала к служению общему благу и утверждала идеалы гражданственности. С этим идеями связано формирование «гражданского гуманизма». Это этическое учение стало ведущим направлением в гуманизме примерно с 70-х гг. XIV в. Основоположником и главой этого направления в гуманизме считается Колюччо Салютати (1331–1406). С 1375 г. до своей смерти он занимал должность канцлера Флоренции и руководил ее внешней политикой. Его учеником и преемником на посту канцлера был гуманист Леонардо Бруни ( 1374–1444). Для характеристики гражданского гуманизма система идей Салютати и Бруни представляют первоочередной интерес.

Наиболее ценными для гуманистической этики являлись понятия полезности, благородства, свободы, наслаждения и т. п. Это объясняется тем, что новая этика логически связана с гуманистическим учением о человеке («антропологии»): переосмыслением природы и достоинства человека, его призвания, роли и возможностей. В этом плане показательны отрывки из произведения Джаноццо Манетти (1396–1459) «О достоинстве и превосходстве человека», Леона Баттиста Альберти (1404–1472 ) «О семье», Козимо Раймонди (ум. в 1435) «Речь в защиту Эпикура против стоиков, академиков и перипатетиков», Лоренцо Валлы (1407–1457) «О наслаждении». Исходя из этого, можно объяснить индивидуализм и самоутверждение личности, присущие деятелям Ренессанса наряду с идеалами служения общему благу.

2 вопрос. Почвой для политических воззрений представителей гражданского гуманизма послужили республиканские традиции итальянских коммун (прежде всего уцелевшего к началу XIV в. республиканского строя в пополанской Флоренции). Согласно убеждениям сторонников гражданского гуманизма, республика обеспечивает наилучшие условия для воплощения идеала свободной личности с ее призванием к служению общественному благу. Вместе с тем следует учитывать, что те гуманисты, которые отстаивали идею объединения Италии, приходили к мысли о необходимости сильного и просвещенного монарха, который способен объединить страну (Ф.Петрарка, гуманисты конца XV в.).

Итальянские гуманисты XV в. внесли значительный вклад в развитие европейской исторической мысли. Гуманистами были определены новые принципы исторического познания и разработаны методы историко-филологического критического анализа текстов (например, см: Лоренцо Валла «Рассуждения о подложности так называемой дарственной грамоты Константина»). Они заложили основы нового взгляда на историю и ее периодизацию. Именно ими период, последовавший за падением Римской империи, впервые был выделен в особую эпоху, за которой закрепилось название «средние века». Время, в которое жили гуманиты, они воспринимали как новый этап в развитии общества – эпоху возрождения античной культуры. В то же время «возрождение» античности никоим образом не означало слепого подражания и простых заимствований, а являлось переосмыслением античной культуры и имело огромное значение в создании новой ренессансной культуры. Отношение гуманистов к античной культуре отражено, в частности, в письмах Поджо Браччолини (1380–1459 гг.) и в отрывке из трактата архитектора Леона Баттиста Альберти «О зодчестве».

3 вопрос. Начало следующего этапа в развитии итальянского гуманизма было ознаменовано постановкой новых проблем и перемещением гуманистических интересов в новую сферу. Во второй половине XV в. гуманизм, до этого времени сосредотачивавшийся на проблемах антропологии и этики, стал вторгаться в сферу представлений о мироздании, нарушив тем самым монополию схоластики в этой области. Если схоластическая наука опиралась на авторитет Аристотеля, ученые – гуманисты обратились к философии Платона и неоплатонизму. Необходимо выяснить, что нового появилось в гуманизме второй половины XV в. по сравнению с предшествующей стадией его развития; как изменилось представление о мироустройстве, о месте человека во Вселенной, о соотношении божественного и естественного; как повлияла на дальнейшее развитие научной мысли характерная для ренессансного неоплатонизма идея деперсонализации Бога и его «растворения» в природе. При этом следует использовать отрывки из сочинения основателя флорентийской Платоновской академии Марсилио Фичино (1433–1499) «Комментарий на «Пир» Платона» и «Речи о достоинстве человека» Джованни Пико делла Мирандолы (1463–1494).

 

Источники

Литература эпохи Возрождения: хрестоматия/ [сост. В. Иванцов]. – СПб.: Амфора, 2010. – 696.

Рекомендуемая литература по теме

Абрамсон, М.Л. От Данте к Альберти./ М.Л. Абрамсон. – М.: Наука, 1979. – 186 с.

Арган, Дж. История итальянского искусства: Античность. Средние века. Раннее Возрождение. Высокое Возрождение. Барокко. Искусство XVIII века. Искусство XIX – начала XX века / Дж.К. Арган. – М.: Радуга, 2000. – 533 с.

Баткин, Л.М. Итальянские гуманисты: стиль жизни и стиль мышления / Л.М. Баткин.– М.: Наука, 1978. – 209 с.

Баткин, Л.М. Итальянское Возрождение: Проблемы и люди /
Л.М. Баткин. – М.: РГГУ, 1995. – 448 с.

Брагина, Л.М. Итальянский гуманизм. Этические учения XIV–
XV веков: учебное пособие / Л.М. Брагина. – М.: Высшая школа, 1977. – 254 с.

Брагина, Л.М. Итальянский гуманизм: Этич. учения XIV – XV вв.: учеб. пособие для ист. фак. ун-тов и пед. ин-тов / Л.М. Брагина. – М.: Высшая школа, 1977. – 254 с.: ил.

Брагина, Л.М. Социально-этические взгляды итальянских гуманистов (вторая половина XV в.) / Л.М. Брагина. – М.: Издательство Московского университета, 1983. –303 с.

Варзин, А.М. Проблемы немецкого гуманизма XV-XVI вв. в отечественной историографии второй половины XX в. / А.М. Варзин // Идеология и религия в эпоху Реформации. – Вологда, 2005. –
С. 92-113.

Данте. Петрарка. Микеланджело: Поэты эпохи Возрождения/ отв. ред. А. Корина. – М.: Эксмо, 2003. – 352 с.

Гуковский, М.А. Итальянское Возрождение / под ред. А.Н. Немилова и А.С. Кантор-Гуковской; 2-е изд., испр. и доп. – Л.: изд. ЛГУ, 1990. – 624 с.

Дживелегов, А.К. Творцы итальянского Возрождения / А.К. Дживелегов; А.К. Дживелегов. – М.: ТЕРРА-Книжный клуб: Республика Кн.1. – 1998. – 352 с.

Жестаз, Б. Архитектура. Ренессанс / Б. Жестаз. – М.: Астрель, 2003. – 159 с.

История Европы: Эпоха возрождения. – Минск: М.: Харвест: АСТ, 2000. – 656 с.

История женщин на Западе: [в 5 т.]/ ред. тома Натали Земон Дэвис и Арлетта Фарж. – СПб.: Алетейя Т.3: Парадоксы эпохи Возрождения и Просвещения/ Натали Земон Дэвис, Арлетта Фарж. – 2008. – 560 с.

Клулас, И. Повседневная жизнь в замках Луары в эпоху Возрождения/ И. Клулас. – М.: Молодая гвардия: Палимпсест, 2001. –
358 с.

Лосев, А.Ф. Эстетика Возрождения / А.Ф. Лосев. – М.: Мысль, 1982. –623 с.

Пророкова, М. В. Женщина в культуре итальянского Возрождения XVI века: автореф. дис. … канд. ист. наук: 07.00.03: защищена 28.01.11/ Пророкова, Марина Валерьевна. – Иваново: [б. и.], 2010. – 24 с.

Пуришев, Б.И. Литература эпохи Возрождения: Курс лекций / Б.И. Пуришев. – М.: Высшая школа, 1996. – 366 с

Сочинения итальянских гуманистов эпохи Возрождения (XV век) / под ред. Л.М. Брагиной. – М.: Издательство Московского университета, 1985. – 384 с.

Франческо Петрарка и европейская культура/ [отв. ред. Л. М. Брагина]. – М.: Наука, 2007. – 256 с.: ил..

Чемберлин, Э. Эпоха Возрождения. Быт, религия, культура /
Э. Чемберлин. – М.: Центрполиграф, 2006. – 239 с.: ил.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...