Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Воспитания бурятской моложёжи




(по материалам исследования)

 

Национальная психология как особое явление социального мира существует в виде специфических качеств национального характера, национального сознания, национальных интересов, ориентации, тра­диций, привычек и т.д., проявляющихся в особенностях протекания психических процессов и состояний человека как представителя той или иной этнической общности, национальных особенностей взаимо­действия, взаимоотношений и общения людей, особенностях, кото­рые обычно принято называть национально-психологическими особенностями. В основе проявления и функционирования национально-психологических особенностей лежат национальные установки и на­циональные стереотипы. Объективное существование и четкое фиксирование закономер­ностей проявления национально-психологических особенностей по­зволяют подвергать их специальному научному изучению при разра­ботке соответствующих принципов исследования и методов сравне­ния, а также выделять основные критерии их адекватной оценки. Национально-психологические особенности, влияя на деятельность и поведение личности и группы, обусловливают своеобразие их само­сознания, интеллектуально-познавательной, эмоционально-волевой и коммуникативной активности; обнаруживают себя в индивидуаль­но- и социально-психологических характеристиках поведения и дей­ствий представителей конкретных этнических общностей, приемах и способах реагирования на воздействия окружающего мира, во взаи­моотношениях людей.

Именно эти перечисленные моменты позволяют определять этни­ческую специфику разных групп населения людей. Анализ такого рода показателей проявления особенностей национальной психоло­гии бурят обеспечивает важные характеристики этого сохраняющего традиции своей древней культуры самостоятельного этноса.

Обобщение данных различных исторических и прежде всего соб­ственно-этнографических источников и проведенное нами с исполь­зованием специальных методик стандартное этнопсихологическое исследование показали, что бурятам устойчиво присущи следующие психологические особенности: мотивационно-фоновые — трудолю­бие, слабо выраженная личная активность, неторопливость и осмотри­тельность в работе; усердие и достаточно высокая степень прилежа­ния; интеллектуально-познавательные — хорошая память, устой­чивость внимания, настойчивая пытливость и смелость в познании окружающего мира, наблюдательность, хороший глазомер, сообрази­тельность, интеллектуальная и познавательная восприимчивость, практический склад ума; эмоциально-волевые — выдержанность, слабое выражение эмоций и чувств, немногословность, внутренняя уравновешенность, рассудительность; коммуникативно-поведенче­ские — коллективизм, взаимопомощь, взаимовыручка, исполнитель­ность, устойчивость родственных связей, немногословность и сдер­жанность в межличностных отношениях, уважительное отношение к старшим, стремление обойти острые углы, конфортность, терпели­вость во взаимоотношениях. Свойственные по отдельности и другим народам выделенные осо­бенности в своем комплексном, интегрированном проявлении в боль­шой степени характеризуют национальную психологию бурят. Знание этих национально-психологических особенностей помогает понять специфику национального традиционного воспитания, своеобразие восприятия воспитательных воздействий представителями бурятской национальности: особенности адаптации бурят к воспитательным ме­роприятиям; характер эмоционально-экспрессивного реагирования представителей бурятской национальности в процессе восприятия воспитательных воздействий; своеобразие проявления конкретных отношений бурят в ходе контактов воспитателей с ними. Выявление таких характеристик позволяет учитывать их в организации учебно-воспитательного процесса, в частности, при разработке содержания воспитательных мероприятий с учетом исторического опыта педаго­гической практики бурятского народа, при выборе конкретных форм коммуникативного воздействия, где очень важно сохранение определенных, необходимых норм, сложившихся в процессе историческою и культурного развития этой нации, и т.д.

Многие философы, этнографы, психологи и педагоги доказали, что каждый народ имеет собственные исторически сложившиеся фор­мы и методы национального воспитания, которые ориентированы на развитие определенных национально-психологических качеств. Вос­питывается не абстрактный человек, а всегда представитель той или иной нации с присущими ему психологическими характеристиками.

Каждый народ имеет свой идеал человека, на достижение которого и направлено воспитание. Идеал этот у каждого народа соответствует его национальному характеру, исторически формируется в процессе его жизни, совершенствуется вместе с его развитием. Но каким бы ни был этот идеал, он всегда выражает определенную степень самосоз­нания народа; народную мудрость, сформировавшуюся на протяже­нии всего исторического развития.

Воспитание всегда по своей сути национально своеобразно, т.к. оно ориентировано у каждого народа на развитие тех психологиче­ских качеств, которые испокон веков ему присущи. Являясь глубоко национальными по своему содержанию и специфике проявления, воспитание отражает многогранные традиции, национальную психоло­гию данного народа. Каждый ребенок должен быть носителем нацио­нального характера и национального самосознания представителей своей этнической общности. Вот почему противоестественным явля­ется воспитание детей разных национальностей за счет унифициро­ванного содержания, средств и методов педагогической работы. У каждого народа должна быть и есть своя система воспитания, свои особенные цели и свои особенные средства достижения этих целей.

Национальная система воспитания включает в себя: идейное бо­гатство для каждого народа, традиционной педагогики, богатство, берущее начало в культурно-историческом опыте, особые принципы организации учебно-воспитательной работы, своеобразные методы психологического воздействия, а также особое поведение в семье, специфику деятельности общественных структур и т.д., обеспечива­ющих эффективность функционирования всей системы.

Как показывает практика и проведенное нами исследование, до сих пор многие учителя воспитательную деятельность строят без уче­та национально-психологических особенностей своих воспитанников и понимания специфики национальной культуры. Далеко не все учи­теля и учительские коллективы знают и учитывают в полной мере как в планировании, так и в самой педагогической деятельности нацио­нальные особенности представителей своей этнической общности, их традиции, обычаи, семейные устои, накопленные в ходе историческо­го и культурного развития, рекомендации этнопедагогики бурятского народа.

В настоящее время в системе педагогических научных знаний еще недостаточно полно изучены значение, возможности и принципы учета национально-психологических особенностей молодежи, так же как и специфика влияния национальной психологии на процесс вос­питания в целом.

Научное изучение проблемы роли и значения национального сво­еобразия в системе педагогических усилий значительно отстает от изучения этих же проблем в историко-этническом плане. Первыми исследователями педагогики бурятского народа являются В. Бальжиев, К.Д. Басаева, Ж.Д. Доржиева и др. Однако их опыт еще мало известен, слабо обобщен и фактически не реализован на прак­тике.

Налицо диспропорция между наличием богатейшего наследия в народном воспитании бурят и использованием его в сегодняшней школе. Хотя в последнее время в этом направлении наметились определенные сдвиги. В частности определены некоторые основные прин­ципы организации учебно-воспитательского процесса с учетом наци­онально-психологических особенностей учащихся, обусловливаю­щих специфику содержания, характер стратегии этого процесса. Последний должен осуществляться с соблюдением следующих прин­ципов. Во-первых, принципа этнопедагогического детерминизма вос­питательных воздействий, предполагающего, что воспитание обяза­но всегда ориентироваться на такие педагогические мероприятия, которые были бы понятны объекту-субъекту, для которого они орга­низуются, соответствовали бы его исторически сложившимся тради­циям, привычкам и которые одновременно учитывали бы влияние на этот процесс его национально-психологических особенностей, сло­жившихся под воздействием специфики социально-политического, экономического и культурного развития.

Во-вторых, принципа учета единства национального сознания, предусматривающего, что активность воспитателя может быть доста­точно эффективной только в том случае, если она учитывает те нрав­ственные ценности и ту специфику мировосприятия воспитанника, которые сложились под влиянием национального самосознания представителей его этнической общности, сформировавшихся в ходе исторического развития.

В-третьих, нельзя игнорировать принцип сохранения норм воспитания, сложившихся в специфических условиях жизни бурят, организации их трудовой деятельности в соответствии с национальным идеалом, диктующего осуществление всего комплекса воспитатель­ных мероприятий в процессе национально специфической жизни и труда в соответствии с законами, национальными традициями.

В-четвертых, надо принимать во внимание принцип индивидуального и дифференцированного подхода к воспитанию представителей каждой, в данном случае бурятской, нации, предусматривающий учет не только общенациональных особенностей воспитуемых в це­лом, но и сугубо индивидуальных характеристик, свойственных для конкретных людей и их групп.

Важно, наконец, учитывать принцип развития адаптационных возможностей к воспитательным воздействиям, предполагающий, с одной стороны, наличие определенных трудностей в восприятии пе­дагогических воздействий воспитателя, особенно тогда, когда он является представителем другой национальности, и, с другой — оставляющего перспективы для приспособления к ним, так как сам воспи­татель и его воспитанники могут со временем расширять и углублять взаимодействие и общение.

Вместе с тем и само знание и учет в воспитательном процессе национально-психологических особенностей выступают важной предпосылкой эффективности воспитательной деятельности, когда: а) правильно осмыслены и оцениваются специфика национального самосознания, национальное своеобразие потребностно-мотивацион-ной, интеллектуально-познавательной, эмоционально-волевой и по­веденческо-коммуникативной сфер национальной психологии бурятов; адаптационные возможности их национально-психологических особенностей соответствуют педагогическим приемам и способам воз­действия на них; б) более масштабно используются данные этнопедагогики представителей бурятского народа (их семейные устои, своеобразие воспитания, народные традиции, их обычаи и нравы поведения в процессе национально-своеобразного воспитания); г) воспитатель четко осознает собственные педагогические возможности и вероят­ность их продуктивного использования при национально специфиче­ском воздействии на представителей своего народа.

Как показывают результаты проведенного нами исследования, к этнопсихологическим предпосылкам, обеспечивающим повышение эффективности воспитания бурят, следует относить: знание их национально-психологических особенностей; правильное использование и учет механизмов функционирования национально-психологиче­ских особенностей бурят; предварительную проработку модели воспитательной деятельности с учетом национально-психологических особенностей бурятской молодежи и особенностей их детерминации воспитательных воздействий, правильный учет ее возрастных осо­бенностей.

Исследование показало, что эффективность воспитания бурят значительно возрастает, если воспитатель хорошо представляет и продуманно использует в ходе деятельности такие их национально-психологические особенности, как национальная специфика воспри­ятия воспитательных воздействий; особенности адаптации бурят к педагогическим мероприятиям; эмоционально-экспрессивные фор­мы проявления отношений в ходе воспитания (выдержанность, сла­бое выражение эмоций и чувств); способы коммуникативного воздей­ствия в ходе педагогического общения (немногословность, сдержан­ность, исполнительность, коллективизм, взаимопомощь).

Тщательно обобщив имеющийся в Бурятии педагогический опыт как известных учителей-новаторов, так и коллективов учебных заве­дений, в которых было проведено экспериментальное исследование, мы пришли к выводу, что основными характеристиками действенной системы воспитания населения являются: ориентация ее на конкрет­ные качества бурят, в том числе относящиеся к своеобразию воспри­ятия ими воспитателя и его педагогических усилий; упрощенное (в начале воспитательной деятельности) преподнесение педагогических задач с последующим их усложнением по мере адаптации воспитате­ля и воспитуемых к процессу воспитания и проявлению индивидуаль­но-психологических качеств представителей каждой из сторон; особо широкое использование наглядно-образных и культурно-фольклор­ных средств для активизации воспитательного процесса и более быс­трого его приспособления к конкретным национальным условиям; повышенное акцентирование внимания на своеобразных бытовых и климатическо-географических характеристиках жизнедеятельности бурят, влияющих на формирование культурных традиций; учет сво­еобразия общения бурят в процессе осуществления воспитательной деятельности.

В национальной школе, так же, как и в любой, особое значение приобретает проблема общения.

Проведенное исследование позволяет выделить основные структурные компоненты общения воспитателя с воспитанниками с учетом их национально-психологических особенностей. Во-первых, это нравственно-мотивационный компонент, отражающий проявление качеств личности воспитателя и его мотивов педагогической деятель­ности: любовь и уважение к детям вне зависимости от этнической принадлежности; вера в человека; отношение к человеку как к вы­сшей ценности; справедливость и искренность; отзывчивость и добро­та; заботливость, сотрудничество и общительность; способность сопереживать этническим чувствам и настроениям; тактичность, требо­вательность к себе и др.

Когнитивный компонент, в котором проявляются знания и готов­ность учителя к познанию: знания особенностей психологии этнических групп, многообразия национальных традиций и обычаев, прогрессив­ного наследия народной педагогики в области общения; специфики общения в процессе учебно-воспитательной работы в школьном кол­лективе; представления о своеобразии общения в процессе учебно-воспитательной работы в школьном коллективе, индивидуальных особенностях учащихся этнических групп в процессе общения, соци­ально-психологических особенностях коллектива класса, методике работы с родителями, способах и формах самовоспитания, самосовер­шенствования, саморазвития в сфере культуры педагогического об­щения, своих недостатках в общении с учащимися.

Операциональный компонент, отражающий функционирование умений и навыков: устанавливать с детьми искренние, доверитель­ные отношения; учитывать психологические особенности учащихся конкретной этнической группы при планировании общения; оцени­вать психические состояния учащихся той или иной национальной этнической общности в учебно-воспитательном процессе; давать социально-психологическую оценку учащимся разных этнических групп; использовать в процессе общения разнообразные формы и ме­тоды вербального и невербального общения; поддерживать довери­тельные отношения с коллегами, родителями; использовать в процес­се общения опыт народной педагогики. Народная педагогика бурят является частью исторического наследия и культуры народа, в рам­ках которой складывались традиции воспитания. Изучая произведе­ния устного народного творчества, можно понять образ мыслей и чувств, особенности национального самосознания, мировоззрения находящих отражение в этих образцах народной мудрости.

В общении учителя и учащегося в процессе учебно-воспитатель­ного процесса учет национально-психологических особенностей по­следних значительно повышает эффективность не только обучения, но личностного развития бурят.

Интересные и важные данные получены в связи с изучением характера проявления и значения национально-психологических осо­бенностей в процессе познавательной деятельности.

К специфическим характеристикам познавательных процессов бурят можно отнести хороший глазомер, наблюдательность, внима­тельность, настойчивость в постижении знаний, практический склад ума, рациональный образ мышления, и неслучайно народная педаго­гика бурят традиционно ориентировала на целостное, логичное все­стороннее восприятие окружающего мира, предполагающее его нрав­ственную оценку, и на этой основе формирование и развитие у моло­дежи определенных моральных, нравственных и интеллектуальных качеств. Это хорошо подтверждает, в частности, проведенный контент-анализ бурятских пословиц и поговорок. С другой стороны, на­циональная народная мудрость всегда высоко оценивала, а родители старались сформировать у детей такие качества, как неторопливость, внутренняя уравновешенность, рассудительность, что подтверждает­ся и проведенным в процессе нашего исследования экспериментом.

Изучение коммуникативно-поведенческой деятельности бурят выявило нормативную структуру традиционной национальной груп­пы, особенности восприятия личностью своей группы, направлен­ность личности группе.У бурят доминирует деловой тип нормативных предпочтений (табл. 1).

 

Таблица 1

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...