Воспитания бурятской моложёжи
(по материалам исследования)
Национальная психология как особое явление социального мира существует в виде специфических качеств национального характера, национального сознания, национальных интересов, ориентации, традиций, привычек и т.д., проявляющихся в особенностях протекания психических процессов и состояний человека как представителя той или иной этнической общности, национальных особенностей взаимодействия, взаимоотношений и общения людей, особенностях, которые обычно принято называть национально-психологическими особенностями. В основе проявления и функционирования национально-психологических особенностей лежат национальные установки и национальные стереотипы. Объективное существование и четкое фиксирование закономерностей проявления национально-психологических особенностей позволяют подвергать их специальному научному изучению при разработке соответствующих принципов исследования и методов сравнения, а также выделять основные критерии их адекватной оценки. Национально-психологические особенности, влияя на деятельность и поведение личности и группы, обусловливают своеобразие их самосознания, интеллектуально-познавательной, эмоционально-волевой и коммуникативной активности; обнаруживают себя в индивидуально- и социально-психологических характеристиках поведения и действий представителей конкретных этнических общностей, приемах и способах реагирования на воздействия окружающего мира, во взаимоотношениях людей. Именно эти перечисленные моменты позволяют определять этническую специфику разных групп населения людей. Анализ такого рода показателей проявления особенностей национальной психологии бурят обеспечивает важные характеристики этого сохраняющего традиции своей древней культуры самостоятельного этноса.
Обобщение данных различных исторических и прежде всего собственно-этнографических источников и проведенное нами с использованием специальных методик стандартное этнопсихологическое исследование показали, что бурятам устойчиво присущи следующие психологические особенности: мотивационно-фоновые — трудолюбие, слабо выраженная личная активность, неторопливость и осмотрительность в работе; усердие и достаточно высокая степень прилежания; интеллектуально-познавательные — хорошая память, устойчивость внимания, настойчивая пытливость и смелость в познании окружающего мира, наблюдательность, хороший глазомер, сообразительность, интеллектуальная и познавательная восприимчивость, практический склад ума; эмоциально-волевые — выдержанность, слабое выражение эмоций и чувств, немногословность, внутренняя уравновешенность, рассудительность; коммуникативно-поведенческие — коллективизм, взаимопомощь, взаимовыручка, исполнительность, устойчивость родственных связей, немногословность и сдержанность в межличностных отношениях, уважительное отношение к старшим, стремление обойти острые углы, конфортность, терпеливость во взаимоотношениях. Свойственные по отдельности и другим народам выделенные особенности в своем комплексном, интегрированном проявлении в большой степени характеризуют национальную психологию бурят. Знание этих национально-психологических особенностей помогает понять специфику национального традиционного воспитания, своеобразие восприятия воспитательных воздействий представителями бурятской национальности: особенности адаптации бурят к воспитательным мероприятиям; характер эмоционально-экспрессивного реагирования представителей бурятской национальности в процессе восприятия воспитательных воздействий; своеобразие проявления конкретных отношений бурят в ходе контактов воспитателей с ними. Выявление таких характеристик позволяет учитывать их в организации учебно-воспитательного процесса, в частности, при разработке содержания воспитательных мероприятий с учетом исторического опыта педагогической практики бурятского народа, при выборе конкретных форм коммуникативного воздействия, где очень важно сохранение определенных, необходимых норм, сложившихся в процессе историческою и культурного развития этой нации, и т.д.
Многие философы, этнографы, психологи и педагоги доказали, что каждый народ имеет собственные исторически сложившиеся формы и методы национального воспитания, которые ориентированы на развитие определенных национально-психологических качеств. Воспитывается не абстрактный человек, а всегда представитель той или иной нации с присущими ему психологическими характеристиками. Каждый народ имеет свой идеал человека, на достижение которого и направлено воспитание. Идеал этот у каждого народа соответствует его национальному характеру, исторически формируется в процессе его жизни, совершенствуется вместе с его развитием. Но каким бы ни был этот идеал, он всегда выражает определенную степень самосознания народа; народную мудрость, сформировавшуюся на протяжении всего исторического развития. Воспитание всегда по своей сути национально своеобразно, т.к. оно ориентировано у каждого народа на развитие тех психологических качеств, которые испокон веков ему присущи. Являясь глубоко национальными по своему содержанию и специфике проявления, воспитание отражает многогранные традиции, национальную психологию данного народа. Каждый ребенок должен быть носителем национального характера и национального самосознания представителей своей этнической общности. Вот почему противоестественным является воспитание детей разных национальностей за счет унифицированного содержания, средств и методов педагогической работы. У каждого народа должна быть и есть своя система воспитания, свои особенные цели и свои особенные средства достижения этих целей.
Национальная система воспитания включает в себя: идейное богатство для каждого народа, традиционной педагогики, богатство, берущее начало в культурно-историческом опыте, особые принципы организации учебно-воспитательной работы, своеобразные методы психологического воздействия, а также особое поведение в семье, специфику деятельности общественных структур и т.д., обеспечивающих эффективность функционирования всей системы. Как показывает практика и проведенное нами исследование, до сих пор многие учителя воспитательную деятельность строят без учета национально-психологических особенностей своих воспитанников и понимания специфики национальной культуры. Далеко не все учителя и учительские коллективы знают и учитывают в полной мере как в планировании, так и в самой педагогической деятельности национальные особенности представителей своей этнической общности, их традиции, обычаи, семейные устои, накопленные в ходе исторического и культурного развития, рекомендации этнопедагогики бурятского народа. В настоящее время в системе педагогических научных знаний еще недостаточно полно изучены значение, возможности и принципы учета национально-психологических особенностей молодежи, так же как и специфика влияния национальной психологии на процесс воспитания в целом. Научное изучение проблемы роли и значения национального своеобразия в системе педагогических усилий значительно отстает от изучения этих же проблем в историко-этническом плане. Первыми исследователями педагогики бурятского народа являются В. Бальжиев, К.Д. Басаева, Ж.Д. Доржиева и др. Однако их опыт еще мало известен, слабо обобщен и фактически не реализован на практике. Налицо диспропорция между наличием богатейшего наследия в народном воспитании бурят и использованием его в сегодняшней школе. Хотя в последнее время в этом направлении наметились определенные сдвиги. В частности определены некоторые основные принципы организации учебно-воспитательского процесса с учетом национально-психологических особенностей учащихся, обусловливающих специфику содержания, характер стратегии этого процесса. Последний должен осуществляться с соблюдением следующих принципов. Во-первых, принципа этнопедагогического детерминизма воспитательных воздействий, предполагающего, что воспитание обязано всегда ориентироваться на такие педагогические мероприятия, которые были бы понятны объекту-субъекту, для которого они организуются, соответствовали бы его исторически сложившимся традициям, привычкам и которые одновременно учитывали бы влияние на этот процесс его национально-психологических особенностей, сложившихся под воздействием специфики социально-политического, экономического и культурного развития.
Во-вторых, принципа учета единства национального сознания, предусматривающего, что активность воспитателя может быть достаточно эффективной только в том случае, если она учитывает те нравственные ценности и ту специфику мировосприятия воспитанника, которые сложились под влиянием национального самосознания представителей его этнической общности, сформировавшихся в ходе исторического развития. В-третьих, нельзя игнорировать принцип сохранения норм воспитания, сложившихся в специфических условиях жизни бурят, организации их трудовой деятельности в соответствии с национальным идеалом, диктующего осуществление всего комплекса воспитательных мероприятий в процессе национально специфической жизни и труда в соответствии с законами, национальными традициями. В-четвертых, надо принимать во внимание принцип индивидуального и дифференцированного подхода к воспитанию представителей каждой, в данном случае бурятской, нации, предусматривающий учет не только общенациональных особенностей воспитуемых в целом, но и сугубо индивидуальных характеристик, свойственных для конкретных людей и их групп. Важно, наконец, учитывать принцип развития адаптационных возможностей к воспитательным воздействиям, предполагающий, с одной стороны, наличие определенных трудностей в восприятии педагогических воздействий воспитателя, особенно тогда, когда он является представителем другой национальности, и, с другой — оставляющего перспективы для приспособления к ним, так как сам воспитатель и его воспитанники могут со временем расширять и углублять взаимодействие и общение. Вместе с тем и само знание и учет в воспитательном процессе национально-психологических особенностей выступают важной предпосылкой эффективности воспитательной деятельности, когда: а) правильно осмыслены и оцениваются специфика национального самосознания, национальное своеобразие потребностно-мотивацион-ной, интеллектуально-познавательной, эмоционально-волевой и поведенческо-коммуникативной сфер национальной психологии бурятов; адаптационные возможности их национально-психологических особенностей соответствуют педагогическим приемам и способам воздействия на них; б) более масштабно используются данные этнопедагогики представителей бурятского народа (их семейные устои, своеобразие воспитания, народные традиции, их обычаи и нравы поведения в процессе национально-своеобразного воспитания); г) воспитатель четко осознает собственные педагогические возможности и вероятность их продуктивного использования при национально специфическом воздействии на представителей своего народа.
Как показывают результаты проведенного нами исследования, к этнопсихологическим предпосылкам, обеспечивающим повышение эффективности воспитания бурят, следует относить: знание их национально-психологических особенностей; правильное использование и учет механизмов функционирования национально-психологических особенностей бурят; предварительную проработку модели воспитательной деятельности с учетом национально-психологических особенностей бурятской молодежи и особенностей их детерминации воспитательных воздействий, правильный учет ее возрастных особенностей. Исследование показало, что эффективность воспитания бурят значительно возрастает, если воспитатель хорошо представляет и продуманно использует в ходе деятельности такие их национально-психологические особенности, как национальная специфика восприятия воспитательных воздействий; особенности адаптации бурят к педагогическим мероприятиям; эмоционально-экспрессивные формы проявления отношений в ходе воспитания (выдержанность, слабое выражение эмоций и чувств); способы коммуникативного воздействия в ходе педагогического общения (немногословность, сдержанность, исполнительность, коллективизм, взаимопомощь). Тщательно обобщив имеющийся в Бурятии педагогический опыт как известных учителей-новаторов, так и коллективов учебных заведений, в которых было проведено экспериментальное исследование, мы пришли к выводу, что основными характеристиками действенной системы воспитания населения являются: ориентация ее на конкретные качества бурят, в том числе относящиеся к своеобразию восприятия ими воспитателя и его педагогических усилий; упрощенное (в начале воспитательной деятельности) преподнесение педагогических задач с последующим их усложнением по мере адаптации воспитателя и воспитуемых к процессу воспитания и проявлению индивидуально-психологических качеств представителей каждой из сторон; особо широкое использование наглядно-образных и культурно-фольклорных средств для активизации воспитательного процесса и более быстрого его приспособления к конкретным национальным условиям; повышенное акцентирование внимания на своеобразных бытовых и климатическо-географических характеристиках жизнедеятельности бурят, влияющих на формирование культурных традиций; учет своеобразия общения бурят в процессе осуществления воспитательной деятельности. В национальной школе, так же, как и в любой, особое значение приобретает проблема общения. Проведенное исследование позволяет выделить основные структурные компоненты общения воспитателя с воспитанниками с учетом их национально-психологических особенностей. Во-первых, это нравственно-мотивационный компонент, отражающий проявление качеств личности воспитателя и его мотивов педагогической деятельности: любовь и уважение к детям вне зависимости от этнической принадлежности; вера в человека; отношение к человеку как к высшей ценности; справедливость и искренность; отзывчивость и доброта; заботливость, сотрудничество и общительность; способность сопереживать этническим чувствам и настроениям; тактичность, требовательность к себе и др. Когнитивный компонент, в котором проявляются знания и готовность учителя к познанию: знания особенностей психологии этнических групп, многообразия национальных традиций и обычаев, прогрессивного наследия народной педагогики в области общения; специфики общения в процессе учебно-воспитательной работы в школьном коллективе; представления о своеобразии общения в процессе учебно-воспитательной работы в школьном коллективе, индивидуальных особенностях учащихся этнических групп в процессе общения, социально-психологических особенностях коллектива класса, методике работы с родителями, способах и формах самовоспитания, самосовершенствования, саморазвития в сфере культуры педагогического общения, своих недостатках в общении с учащимися. Операциональный компонент, отражающий функционирование умений и навыков: устанавливать с детьми искренние, доверительные отношения; учитывать психологические особенности учащихся конкретной этнической группы при планировании общения; оценивать психические состояния учащихся той или иной национальной этнической общности в учебно-воспитательном процессе; давать социально-психологическую оценку учащимся разных этнических групп; использовать в процессе общения разнообразные формы и методы вербального и невербального общения; поддерживать доверительные отношения с коллегами, родителями; использовать в процессе общения опыт народной педагогики. Народная педагогика бурят является частью исторического наследия и культуры народа, в рамках которой складывались традиции воспитания. Изучая произведения устного народного творчества, можно понять образ мыслей и чувств, особенности национального самосознания, мировоззрения находящих отражение в этих образцах народной мудрости. В общении учителя и учащегося в процессе учебно-воспитательного процесса учет национально-психологических особенностей последних значительно повышает эффективность не только обучения, но личностного развития бурят. Интересные и важные данные получены в связи с изучением характера проявления и значения национально-психологических особенностей в процессе познавательной деятельности. К специфическим характеристикам познавательных процессов бурят можно отнести хороший глазомер, наблюдательность, внимательность, настойчивость в постижении знаний, практический склад ума, рациональный образ мышления, и неслучайно народная педагогика бурят традиционно ориентировала на целостное, логичное всестороннее восприятие окружающего мира, предполагающее его нравственную оценку, и на этой основе формирование и развитие у молодежи определенных моральных, нравственных и интеллектуальных качеств. Это хорошо подтверждает, в частности, проведенный контент-анализ бурятских пословиц и поговорок. С другой стороны, национальная народная мудрость всегда высоко оценивала, а родители старались сформировать у детей такие качества, как неторопливость, внутренняя уравновешенность, рассудительность, что подтверждается и проведенным в процессе нашего исследования экспериментом. Изучение коммуникативно-поведенческой деятельности бурят выявило нормативную структуру традиционной национальной группы, особенности восприятия личностью своей группы, направленность личности группе.У бурят доминирует деловой тип нормативных предпочтений (табл. 1).
Таблица 1
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|