Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Союз наук в развитии этнической психологии




Этническая психология — это самостоятельная, довольно молодая и одновременно достаточно сложная отрасль знаний, возникшая на стыке таких наук, как психология, философия (социология) и этно­графия (этнология), которые в той или иной мере изучают нацио­нальные особенности психики человека и групп людей. Имея свои задачи, свои возможности в познании психологических особенностей представителей разных этносов, эти науки вступают в особое своего рода сотрудничество с этнопсихологией, привнося в ее пространство важные характеристики, выводы, предлагая свои научные позиции.

Философия (от греч. sophia — мудрость) — одна из наиболее древних наук — теоретически осмысливает социальное и психологи­ческое своеобразие этнических групп и их представителей, прежде всего наций, и выясняет специфику его влияния на внутри- и межна­циональное взаимодействие и общение людей; разрабатывает мето­дологические принципы познания этих явлениям Представители оте­чественной теории наций и межнациональных отношений и многие их коллеги за рубежом давно уже признают наличие специфических черт национального характера (национальной психики) и их особого сочетания (находящего выражение в психическом складе нации, эт­носа) у членов той или иной этнической общности, проявляющихся активно в их деятельности и поведении.

Социология (от лат. societas — общество + logos — учение), в свою очередь, всегда исследовала в рамках своей дисциплины качествен­ные характеристики национальных групп, выявляла их место в соц­иумах, параметры и отличительные характеристики, вот почему она не может оставить без внимания и их психологическое содержание.

Этнография же (от греч. ethnos — племя, народ + grapho — пишу или этнология — от греч. ethnos + logos — учение) была изначально ориентирована на познание и обобщение данных о национальных традициях, привычках и вкусах, специфических особенностях пове­дения и действий людей различных этносов, непосредственно сталки­валась с проявлением в этих феноменах психологического своеобра­зия, не могла не комментировать его специфику, в определенной мере ее описывать и изучать.

Психологическая наука, и в частности ее отрасль — социальная психология (от лат. societas — общество + греч. psyche — душа + logos — учение), — в силу предназначения должна заниматься конкрет­ным анализом национальных особенностей психики людей и выявле­нием закономерностей их проявления и функционирования. Национальная (этническая) принадлежность индивида, — отмечает Г.М. Андреева, — является чрезвычайно значимым для социальной психо­логии фактором потому, что она фиксирует определенные характери­стикой микросреды, в условиях которой формируется личность». А так как сфера проявления национальных особенностей психики индивида достаточно обширна, закономерно вторгается в макро­среду и в то же время весьма рельефно очерчена в структуре обще­ственного сознания (общественного бытия), выделилась особая от­расль социальной психологии — этническая психология (от греч. ethnos — племя, народ + psyche — душа + logos — учение).

Вместе с тем этническая психология должна развиваться в тесном сотрудничестве с другими науками;/Ее взаимодействие с ними обус­ловливается необходимостью объединения усилий многих исследова­телей в интересах изучения сходного объекта — явлений, выступающих следствием взаимодействия, общения, взаимоотношений и пове­дения людей в составе этнических общностей.

Этнология (этнография) и социология помогают психологам: методологически верно и всесторонне более грамотно осмысливать потребности, ценностные ориентации, настроения, чувства, тради­ции, привычки и нравы представителей различных национальных групп; осознавать, как они влияют и в каком соотношении находятся с национально-психологическими особенностями людей, как послед­ние проявляются в процессе социального и культурного их бытия. В связи с этим предметом исследований социологов и этнографов вы­ступают не собственно национально-психологические особенности, отличающие одних людей от других, а социокультурные феномены, а также социальная специфика внутригрупповых и межгрупповых этнических отношений.

Историческая наука дает возможность психологам точно интерп­ретировать факторы и источники формирования национально-психо­логических особенностей представителей тех или иных этнических общностей, правильно оценивать формирование, функционирование и трансформацию конкретных проявлений психики этих людей на различных исторических этапах их развития.

С другой стороны, эти и другие науки, например, педагогика (от греч. pcdagogike—наука о воспитании детей), политояогия (от греч. politika — государство или общественные дела + logos — учение) нуждаются в результатах исследований психологов, поскольку без них не могут быть правильно объяснены конкретные явления, отно­сящиеся к областям их собственных интересов. Так, политология с помощью этнопсихологов может более точно описывать специфику протекания политических процессов в конкретных национальных ре­гионах, которая во многом зависит от своеобразия проявления наци­онально-психологических особенностей народов, в них проживаю­щих. А педагогам этнопсихология способна подсказать, например, наиболее адекватное содержание воспитательных мероприятий, т.к. во многом определяется спецификой национального опыта конкрет­ной этнической общности.

Кроме того, в настоящее время из конкретных наук выделились прикладные отрасли знаний, ориентированные на изучение нацио­нальной специфики многочисленных явлений и процессов, без ана­лиза результатов исследований которых не может обойтись этниче­ская психология. Вместе с тем эти отрасли знаний отличаются своим предметом и соответственно спецификой исследований.

Так, этносоциология (от греч. ethnos — племя, народ и лат. so-cietas — общество + logos — учение) — научная дисциплина, сложив­шаяся на стыке социологии и этнографии и занимается изучением социальных явлений, происходящих в различных этнических общностях. Некоторые ее представители, как уже говорилось, считают, что она должна исследовать национальное сознание и самосознание, этнопсихологические особенности людей, проявляющиеся в нацио­нальных отношениях, межличностном социальном взаимодействии, общении и поведении, т.е. охватывать большую часть предмета этниче­ской психологии. Однако, несмотря на то, что этносоциология объек­тивно выходит на психологические вопросы, сталкиваясь с необходи­мостью учета психологических особенностей исследуемых субъектов, поле их исследования иное, различны изучаемые закономерности. И здесь очень важно чувствовать и учитывать границы различия, в частности, между понятиями «социальное» и «психологическое», что, однако, не всегда отмечается в этносоциологических работах. Часто представители этой науки не видят четкой грани между понятиями «социальное» и «психологическое» и не стремятся объяснить их соот­ветственно социологическими и психологическими закономерностями.

Этнокультурология (от греч. ethnos — народ + cultura — развитие + logos — учение) — отрасль культурологической науки, в свою оче­редь, в качестве определяющего фактора этнопсихологических харак­теристик народов считает влияние культурной среды. По ее мнению, культура начинается с того, что на поведение людей накладываются ограничения, т.к. целостность культурной среды предполагает выра­ботку единых правил поведения, наличие общей национальной памя­ти, единой картины мира у представителей одного этноса. В процессе исторического развития каждый народ создает собственную целост­ную систему культурных ценностей. Их особенности выражают его этническое сознание.

Культурная антропология (от греч. cultura — развитие + anthropos — человек + logos — учение) — отрасль науки, возникшая на стыке культурологии и этнографии (социальной антропологии), за­нимается изучением человека как представителя различных куль­тур, национальных общностей. Она исследует индивида как члена определенной этнической группы, рассматривая последнюю как часть целого — конкретной культуры, понимаемой как образ жизни, присущий тому или иному народу, обществу.

Этнопедагогика (от греч. ethnos — народ + pedagogike — наука о воспитании детей) — отрасль педагогической науки, занимается: 1) исследованием своеобразия целей, задач, методов, приемов и спо­собов воспитания и обучения, традиционных для конкретных наро­дов; 2) сравнительным изучением специфики обучения и воспитания у различных народов; 3) анализом влияния национальной психоло­гии на обучение и воспитание представителей тех или иных этниче­ских общностей; 4) учетом закономерностей этого процесса в органи­зации и осуществлении педагогического и обучающего воздействия. Этнопедагогика тесно связана с этнической психологией. Но их нель­зя отождествлять, как это иногда делается.

Этнопсихолингвистика (от греч. ethnos — народ + psyche — душа + от лат. linqua — язык) —отрасль лингвистической науки, которая в качестве главного фактора формирования психики этноса рассмат­ривает влияние его языка и мышления, которые накапливают и отра­жают его исторический опыт. По мнению ее представителей, любой язык тесно связан с этническими, правовыми, религиозными форма­ми общественного сознания, которые несут в себе значительную эт­ническую нагрузку. Кроме того, считается, что в функциональном плане структура языка определяет и структуру мышления представи­телей конкретной национальной общности, а специфическая функ­ция языка, (речи) влияет на своеобразие развития их психических процессов.

Предметом этнической психологии как самостоятельной отрас­ли знаний является изучение своеобразия проявления и функциониро­вания психики представителей различных этнических о6щностей.

Однако эта наука, как уже подчеркивалось, формировалась в борьбе различных взглядов на ее содержание, предмет, объект и ме­тоды, и многие точки зрения, позиции, до сих пор отстаиваемые, уже не отвечают велению времени, являются препятствием для изучения национально-психологических явлений.

Долгое время главным общепризнанным в этнической психологии считалось понятие психологического склада. Вместе с тем, будучи заимствовано, оно до сих пор не наполнено реальным содержанием. «…Понятие «психологический склад нации» оказывается достаточно трудно поддающимся операциональному определению, — подчерки­вает Г.М.Андреева. — Поэтому в этнопсихологии предпринят ряд попыток найти такие эквиваленты этому понятию, которые были бы более доступны для использования их в эмпирических исследовани­ях. Как синоним «психологическому складу нации» употребляются понятия «национальный характер», «национальное самосознание», просто «национальная психология». Однако введение множества та­ких понятий не поправляет дело и лишь вносит недопустимый терми­нологический разнобой».

Даже на примере одного этого замечания известного российского социального психолога, во многом верно отражающего ситуацию с категориальным аппаратом этнической психологии, хорошо виден методологический казус, с которым сталкивается данная наука. Вме­сто того, чтобы первоначально с помощью конкретных исследований изучить и понять сущность и содержание этнопсихологических фено­менов, а затем на этой основе сформулировать соответствующую концепцию, выдвигаемые позиции без достаточных на то оснований заранее загоняются в жесткую схeмy «психологического склада нации», содержание которого оказывается аморфным, неконкретным, противоречивым.

Вот почему структура этнопсихологических явлений при напол­нении ее конкретным содержанием до сих пор испытывает влияние двух тенденций. Первая из них состоит в том, что в систему элементов этой структуры включаются компоненты, представления о которых заимствованы из общей и социальной психологии: характер, темпе­рамент, чувства, воля и т.д. представителей той или иной нации. Вторая тенденция предполагает изучение определенных общих черт национальной психологии, национального характера людей, состав­ляющих содержание этнопсихологических феноменов.

На наш взгляд, обе тенденции заслуживают серьезного отноше­ния, безусловно, должны приниматься во внимание. Вместе с тем они еще недостаточно осмыслены в их взаимодействии и как бы сущест­вуют независимо друг от друга. На самом же деле их можно заставить «работать» в интересах общего дела, т.к. они не отрицают реально существующих, проявляющихся и осознаваемых человеком нацио­нально-психологических особенностей.

Сделать это можно, если, правильно продумав исходные позиции, объединить в единое целое уже имеющиеся представления.

Действительно, в рамках первой тенденции главным образом кон­статируется наличие системообразующих элементов психологии представителей этнических общностей, таких, как национальный темперамент, национальный характер и других… Функционирование последних само по себе предполагает присутствие внутри них конк­ретных составляющих подсистем: черт национального характера и темперамента, определенных национальных чувств и т.д. Общие ха­рактеристики национальной психологии, на которые делается упор во второй тенденции, теперь уже с определенными оговорками укла­дываются в рамки подсистемных элементов первой тенденции. Дру­гое дело, что их очень сложно классифицировать по единому основа­нию, т.к. в обоих случаях названия заимствованы из арсенала обоб­щающих понятий о психологических явлениях общей психологии, ориентирующих на проявление многообразных компонентов, их со­ставляющих, эмоциональных, познавательных, волевых и т.п. Все подобные противоречия снимаются, если ввести в научный оборот базовую категорию для этнической психологии — национально-пси­хологические особенности, что позволяет, с одной стороны, сами эти особенности в последующем идентифицировать в зависимости от того класса психологических феноменов, который их порождает.

Можно говорить, например, о мотивационно-фоновых, интеллек­туально-познавательных, эмоциональных, волевых и коммуникативно-поведенческих национально-психологических особенностях людей. Мотивационно-фоновые национально-психологические осо­бенности характеризуют побудительные силы деятельности представителей той или иной этнической общности, показывают своеобразие ее мотивов и целей; интеллектуально-познавательные — определя­ют своеобразие восприятия и мышления носителей национально» психики, выражающееся в наличии у них специфических познавательных качеств, отличных от аналогичных у представителей других народов и дающих возможность по-особому воспринимать окружающую действительность, оценивать ее, строить планы деятельности модели и схемы способов достижения результатов; эмоционально волевые — обусловливают функционирование у представителей той или иной этнической общности четко выраженных своеобразных эмоциональных и волевых качеств, от которых во многом зависит результативность деятельности; коммуникативно-поведенческие — охватывают информационное и межличностное взаимодействие, общении взаимоотношения представителей конкретных народов, показывают их отличие, поскольку у этнической общности существуют свое установившиеся нормы взаимоотношений и обмена необходимыми сведениями, особенности организации и руководства.

С другой стороны, совершенно очевидно: национально-психологические особенности —это реально присутствующие в общественном сознании и общественном бытии социально-психологические феномены, признавать наличие которых обязаны и социология, и этнография, поскольку обе эти науки, констатируя существование этнических своеобразных характеристик различных групп общества, должны согласиться и с реальностью функционирования особенностей психологии представителей этих групп.

Фактически подобное уже давно имеет место, т.к. и социология, этнография фиксируют и даже в определенной мере исследуют своеобразие психики, различных общностей. Национально-психологические особенности в то же время выступают специфической форм функционирования общечеловеческих свойств психики.

Вместе с тем представляется, что термин «национально-психогические особенности» более точен. Это не означает, что в фокусе главного внимания из всех этнографических групп оказываются только нации, которые как виды этнических общностей сложились на относительно позднем этапе исторического развития. Наоборот, мы придерживаемся точки зрения, согласно которой понятие «нацио­нально-психологические особенности» должно отражать в своем на­звании высшую степень развития психологии всех этнических групп, а не только наций. Исследовать эти особенности — значит, выявить сущностные характеристики психики любого этноса, видеть, прежде всего его национальную, т.е. окончательно оформленную этниче­скую специфику, т.к. последняя только на уровне нации предполага­ет самый высокий уровень обобщения, присущего той или иной об­щности своеобразия.

И, наконец, необходимо помнить о еще двух характеристиках на­ционально-психологических особенностей, важных для их практиче­ского осмысления. С одной стороны, предпочтительное внимание национально-психологическим особенностям не означает, что в пси­хологии народов этноспецифические черты являются преобладающими. Напротив, они базируются на одной общечеловеческой психологиче­ской основе. С другой стороны, своеобразие национальной психоло­гии того или иного народа выражается не в каких-то неповторимых психологических чертах, а, скорее, в дифференцированном их соче­тании, воплощенном в его исторических традициях, предписываю­щих определенные формы реакций и поведения людей в ходе социа­лизации.

Таким образом, этническая психология — это наука, изучающая закономерности развития и проявления национально-психологиче­ских особенностей людей как представителей конкретных этниче­ских общностей и отличающих их друг от друга. Она, в свою очередь, является отраслью социальной психологии и базируется на иссчедо-;;з,-'-иях, осуществляемых не только учеными-психологами, но и соц-, иологами, этнографами, философами, политологами, антропологами.у Национально-психологические особенности людей — реально суще­ствующие, активно функционирующие и четко осознаваемые иссле­дователями явления общественного сознания, имеющие свои специ­фические свойства, своеобразные механизмы проявления и оказыва­ющие большое воздействие на поведение и деятельность людей.

Этническая психология и ученые, ее представляющие, занимают­ся прикладными исследованиями, которые в зависимости от того, кто их осуществляет, могут быть двух видов. Во-первых, психологи зани­маются изучением собственно национально-психологических осо­бенностей людей как представителей конкретных этнических общно­стей, независимо от того, являются ли они врожденными или приоб­ретенными в ходе социализации индивида, а также закономерностей их проявления и функционирования. Национально-психологические особенности формируются и в филогенезе ив онтогенезе, а значит, имеют непосредственную связь и с общим развитием психики чело­века. Общий перечень возможных направлений исследований этни­ческой психологии именно психологами должен отражать и традици­онную психологическую рубрикацию, включая в себя как интеллек­туально-познавательные процессы, эмоционально-волевые явления, психологическое своеобразие групповых форм взаимодействия и поведения людей, так к национально-специфические потребности ин­тересы ценностные ориентации.

Во-вторых, социологи, и, этнографы проводят, главным образом, этнокультурное исследования. Их предметом является не изучение собственно национально-психологических особенностей, отличаю­щих одних людей от других, а национальное своеобразие культурных потребностей и традиций, социальных стереотипов поведения и жиз­ни представителей конкретных этнических общностей.

Методологическими принципами этнической психологии, безусловно, выступают принципы; психологической науки в целом, кото­рыми она должна руководствоваться, при анализе собственно психо­логических феноменов.

Принцип детерминизма показывает причинную обусловленность национально-психологических особенностей социальными и иными, в том числе общепсихологическими факторами, влияющими на про цесс формирования той или иной этнической общности, которые и определяют специфику их, функциониррвания и проявления. Вот по­чему для того, чтобы, правильно осмыслить конкретный этнопсихологический феномен, необходимо понять специфические причины и условия, его породившие.

Методологический принцип единства сознания и деятельности вооружает этнопсихологию правильным пониманием сущности про­явления этнопсихологических феноменов в зависимости от законо­мерностей того или иного вида деятельности, в которую вовлечен представитель национальной общности. С одной стороны, очевидно, что общие закономерности конкретной деятельности рождают сход­ство в проявлении психологии субъектов её осуществления. С другой национальное самосознание, будучи по своему происхождению своеобразным у каждого народа, вносит такое же отличие и в элементы, формы и результаты самой деятельности.

Принцип личностного подхода требует при изучении любых на­ционально-психологических особенностей учитывать, что их носите­лем всегда выступает, во-первых, конкретная личность и, во-вторых, представитель определенной этнической Общности, с характерными для них чувствами мыслями, переживаниями и т.д. Следовательно, нужно постоянно помнить: в психологии каждого человека присутст­вует и личностно, и национально особенное, проявляющиеся в един­стве и противоречивости своего сочетания.

Можно говорить и о наличии у этнической психологии и своих собственных методологических принципов, каким например, выступает принцип гносеологического подхода к анализу национально-психологических особенностей людей, который ориентирует на тщательное изучение и сопоставление социально-исторического своеоб­разия процессов развития одной нации или народа в отличие от других, учит видеть проявление специфического в их психологии как результат закономерного сочетания воздействия известных экономи­ческих, политических, социальных, культурных я психологических факторов.

Кроме того, необходимо принимать во внимание и принцип учета этнографических факторов. Последние производны от материаль­ной жизни и материального бытия людей. При их осмыслении важно руководствоваться демографическими и статистическими закономер­ностями, с которыми они связаны.

Следует помнить и о принципе относительности всех психоло­гических характеристик наций, равноправии и взаимоуважении их представителей в вопросах духовного развития каждого этноса, который ориентирует ученых на достаточно осторожное обращение с результатами своих исследований, предполагает отказ от противопо­ставления и абсолютизации конкретных черт этнической психики конкретных народов.

Одним словом, этнопсихология как особая научная сфера, зани­мающая все более активно важное место в системе научных знаний, не только прочно опирается на достижения многих других дисциплин в их познании психологии человека, но и сама щедро питает их, раскрывая в рамках своих возможностей не только психологические осо­бенности разных этносов, но и закономерности их функционированияи развития.

 

 

Мосейко А.Н

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...