Союз наук в развитии этнической психологии
Этническая психология — это самостоятельная, довольно молодая и одновременно достаточно сложная отрасль знаний, возникшая на стыке таких наук, как психология, философия (социология) и этнография (этнология), которые в той или иной мере изучают национальные особенности психики человека и групп людей. Имея свои задачи, свои возможности в познании психологических особенностей представителей разных этносов, эти науки вступают в особое своего рода сотрудничество с этнопсихологией, привнося в ее пространство важные характеристики, выводы, предлагая свои научные позиции. Философия (от греч. sophia — мудрость) — одна из наиболее древних наук — теоретически осмысливает социальное и психологическое своеобразие этнических групп и их представителей, прежде всего наций, и выясняет специфику его влияния на внутри- и межнациональное взаимодействие и общение людей; разрабатывает методологические принципы познания этих явлениям Представители отечественной теории наций и межнациональных отношений и многие их коллеги за рубежом давно уже признают наличие специфических черт национального характера (национальной психики) и их особого сочетания (находящего выражение в психическом складе нации, этноса) у членов той или иной этнической общности, проявляющихся активно в их деятельности и поведении. Социология (от лат. societas — общество + logos — учение), в свою очередь, всегда исследовала в рамках своей дисциплины качественные характеристики национальных групп, выявляла их место в социумах, параметры и отличительные характеристики, вот почему она не может оставить без внимания и их психологическое содержание. Этнография же (от греч. ethnos — племя, народ + grapho — пишу или этнология — от греч. ethnos + logos — учение) была изначально ориентирована на познание и обобщение данных о национальных традициях, привычках и вкусах, специфических особенностях поведения и действий людей различных этносов, непосредственно сталкивалась с проявлением в этих феноменах психологического своеобразия, не могла не комментировать его специфику, в определенной мере ее описывать и изучать.
Психологическая наука, и в частности ее отрасль — социальная психология (от лат. societas — общество + греч. psyche — душа + logos — учение), — в силу предназначения должна заниматься конкретным анализом национальных особенностей психики людей и выявлением закономерностей их проявления и функционирования. Национальная (этническая) принадлежность индивида, — отмечает Г.М. Андреева, — является чрезвычайно значимым для социальной психологии фактором потому, что она фиксирует определенные характеристикой микросреды, в условиях которой формируется личность». А так как сфера проявления национальных особенностей психики индивида достаточно обширна, закономерно вторгается в макросреду и в то же время весьма рельефно очерчена в структуре общественного сознания (общественного бытия), выделилась особая отрасль социальной психологии — этническая психология (от греч. ethnos — племя, народ + psyche — душа + logos — учение). Вместе с тем этническая психология должна развиваться в тесном сотрудничестве с другими науками;/Ее взаимодействие с ними обусловливается необходимостью объединения усилий многих исследователей в интересах изучения сходного объекта — явлений, выступающих следствием взаимодействия, общения, взаимоотношений и поведения людей в составе этнических общностей. Этнология (этнография) и социология помогают психологам: методологически верно и всесторонне более грамотно осмысливать потребности, ценностные ориентации, настроения, чувства, традиции, привычки и нравы представителей различных национальных групп; осознавать, как они влияют и в каком соотношении находятся с национально-психологическими особенностями людей, как последние проявляются в процессе социального и культурного их бытия. В связи с этим предметом исследований социологов и этнографов выступают не собственно национально-психологические особенности, отличающие одних людей от других, а социокультурные феномены, а также социальная специфика внутригрупповых и межгрупповых этнических отношений.
Историческая наука дает возможность психологам точно интерпретировать факторы и источники формирования национально-психологических особенностей представителей тех или иных этнических общностей, правильно оценивать формирование, функционирование и трансформацию конкретных проявлений психики этих людей на различных исторических этапах их развития. С другой стороны, эти и другие науки, например, педагогика (от греч. pcdagogike—наука о воспитании детей), политояогия (от греч. politika — государство или общественные дела + logos — учение) нуждаются в результатах исследований психологов, поскольку без них не могут быть правильно объяснены конкретные явления, относящиеся к областям их собственных интересов. Так, политология с помощью этнопсихологов может более точно описывать специфику протекания политических процессов в конкретных национальных регионах, которая во многом зависит от своеобразия проявления национально-психологических особенностей народов, в них проживающих. А педагогам этнопсихология способна подсказать, например, наиболее адекватное содержание воспитательных мероприятий, т.к. во многом определяется спецификой национального опыта конкретной этнической общности. Кроме того, в настоящее время из конкретных наук выделились прикладные отрасли знаний, ориентированные на изучение национальной специфики многочисленных явлений и процессов, без анализа результатов исследований которых не может обойтись этническая психология. Вместе с тем эти отрасли знаний отличаются своим предметом и соответственно спецификой исследований.
Так, этносоциология (от греч. ethnos — племя, народ и лат. so-cietas — общество + logos — учение) — научная дисциплина, сложившаяся на стыке социологии и этнографии и занимается изучением социальных явлений, происходящих в различных этнических общностях. Некоторые ее представители, как уже говорилось, считают, что она должна исследовать национальное сознание и самосознание, этнопсихологические особенности людей, проявляющиеся в национальных отношениях, межличностном социальном взаимодействии, общении и поведении, т.е. охватывать большую часть предмета этнической психологии. Однако, несмотря на то, что этносоциология объективно выходит на психологические вопросы, сталкиваясь с необходимостью учета психологических особенностей исследуемых субъектов, поле их исследования иное, различны изучаемые закономерности. И здесь очень важно чувствовать и учитывать границы различия, в частности, между понятиями «социальное» и «психологическое», что, однако, не всегда отмечается в этносоциологических работах. Часто представители этой науки не видят четкой грани между понятиями «социальное» и «психологическое» и не стремятся объяснить их соответственно социологическими и психологическими закономерностями. Этнокультурология (от греч. ethnos — народ + cultura — развитие + logos — учение) — отрасль культурологической науки, в свою очередь, в качестве определяющего фактора этнопсихологических характеристик народов считает влияние культурной среды. По ее мнению, культура начинается с того, что на поведение людей накладываются ограничения, т.к. целостность культурной среды предполагает выработку единых правил поведения, наличие общей национальной памяти, единой картины мира у представителей одного этноса. В процессе исторического развития каждый народ создает собственную целостную систему культурных ценностей. Их особенности выражают его этническое сознание. Культурная антропология (от греч. cultura — развитие + anthropos — человек + logos — учение) — отрасль науки, возникшая на стыке культурологии и этнографии (социальной антропологии), занимается изучением человека как представителя различных культур, национальных общностей. Она исследует индивида как члена определенной этнической группы, рассматривая последнюю как часть целого — конкретной культуры, понимаемой как образ жизни, присущий тому или иному народу, обществу.
Этнопедагогика (от греч. ethnos — народ + pedagogike — наука о воспитании детей) — отрасль педагогической науки, занимается: 1) исследованием своеобразия целей, задач, методов, приемов и способов воспитания и обучения, традиционных для конкретных народов; 2) сравнительным изучением специфики обучения и воспитания у различных народов; 3) анализом влияния национальной психологии на обучение и воспитание представителей тех или иных этнических общностей; 4) учетом закономерностей этого процесса в организации и осуществлении педагогического и обучающего воздействия. Этнопедагогика тесно связана с этнической психологией. Но их нельзя отождествлять, как это иногда делается. Этнопсихолингвистика (от греч. ethnos — народ + psyche — душа + от лат. linqua — язык) —отрасль лингвистической науки, которая в качестве главного фактора формирования психики этноса рассматривает влияние его языка и мышления, которые накапливают и отражают его исторический опыт. По мнению ее представителей, любой язык тесно связан с этническими, правовыми, религиозными формами общественного сознания, которые несут в себе значительную этническую нагрузку. Кроме того, считается, что в функциональном плане структура языка определяет и структуру мышления представителей конкретной национальной общности, а специфическая функция языка, (речи) влияет на своеобразие развития их психических процессов. Предметом этнической психологии как самостоятельной отрасли знаний является изучение своеобразия проявления и функционирования психики представителей различных этнических о6щностей. Однако эта наука, как уже подчеркивалось, формировалась в борьбе различных взглядов на ее содержание, предмет, объект и методы, и многие точки зрения, позиции, до сих пор отстаиваемые, уже не отвечают велению времени, являются препятствием для изучения национально-психологических явлений. Долгое время главным общепризнанным в этнической психологии считалось понятие психологического склада. Вместе с тем, будучи заимствовано, оно до сих пор не наполнено реальным содержанием. «…Понятие «психологический склад нации» оказывается достаточно трудно поддающимся операциональному определению, — подчеркивает Г.М.Андреева. — Поэтому в этнопсихологии предпринят ряд попыток найти такие эквиваленты этому понятию, которые были бы более доступны для использования их в эмпирических исследованиях. Как синоним «психологическому складу нации» употребляются понятия «национальный характер», «национальное самосознание», просто «национальная психология». Однако введение множества таких понятий не поправляет дело и лишь вносит недопустимый терминологический разнобой».
Даже на примере одного этого замечания известного российского социального психолога, во многом верно отражающего ситуацию с категориальным аппаратом этнической психологии, хорошо виден методологический казус, с которым сталкивается данная наука. Вместо того, чтобы первоначально с помощью конкретных исследований изучить и понять сущность и содержание этнопсихологических феноменов, а затем на этой основе сформулировать соответствующую концепцию, выдвигаемые позиции без достаточных на то оснований заранее загоняются в жесткую схeмy «психологического склада нации», содержание которого оказывается аморфным, неконкретным, противоречивым. Вот почему структура этнопсихологических явлений при наполнении ее конкретным содержанием до сих пор испытывает влияние двух тенденций. Первая из них состоит в том, что в систему элементов этой структуры включаются компоненты, представления о которых заимствованы из общей и социальной психологии: характер, темперамент, чувства, воля и т.д. представителей той или иной нации. Вторая тенденция предполагает изучение определенных общих черт национальной психологии, национального характера людей, составляющих содержание этнопсихологических феноменов. На наш взгляд, обе тенденции заслуживают серьезного отношения, безусловно, должны приниматься во внимание. Вместе с тем они еще недостаточно осмыслены в их взаимодействии и как бы существуют независимо друг от друга. На самом же деле их можно заставить «работать» в интересах общего дела, т.к. они не отрицают реально существующих, проявляющихся и осознаваемых человеком национально-психологических особенностей. Сделать это можно, если, правильно продумав исходные позиции, объединить в единое целое уже имеющиеся представления. Действительно, в рамках первой тенденции главным образом констатируется наличие системообразующих элементов психологии представителей этнических общностей, таких, как национальный темперамент, национальный характер и других… Функционирование последних само по себе предполагает присутствие внутри них конкретных составляющих подсистем: черт национального характера и темперамента, определенных национальных чувств и т.д. Общие характеристики национальной психологии, на которые делается упор во второй тенденции, теперь уже с определенными оговорками укладываются в рамки подсистемных элементов первой тенденции. Другое дело, что их очень сложно классифицировать по единому основанию, т.к. в обоих случаях названия заимствованы из арсенала обобщающих понятий о психологических явлениях общей психологии, ориентирующих на проявление многообразных компонентов, их составляющих, эмоциональных, познавательных, волевых и т.п. Все подобные противоречия снимаются, если ввести в научный оборот базовую категорию для этнической психологии — национально-психологические особенности, что позволяет, с одной стороны, сами эти особенности в последующем идентифицировать в зависимости от того класса психологических феноменов, который их порождает. Можно говорить, например, о мотивационно-фоновых, интеллектуально-познавательных, эмоциональных, волевых и коммуникативно-поведенческих национально-психологических особенностях людей. Мотивационно-фоновые национально-психологические особенности характеризуют побудительные силы деятельности представителей той или иной этнической общности, показывают своеобразие ее мотивов и целей; интеллектуально-познавательные — определяют своеобразие восприятия и мышления носителей национально» психики, выражающееся в наличии у них специфических познавательных качеств, отличных от аналогичных у представителей других народов и дающих возможность по-особому воспринимать окружающую действительность, оценивать ее, строить планы деятельности модели и схемы способов достижения результатов; эмоционально волевые — обусловливают функционирование у представителей той или иной этнической общности четко выраженных своеобразных эмоциональных и волевых качеств, от которых во многом зависит результативность деятельности; коммуникативно-поведенческие — охватывают информационное и межличностное взаимодействие, общении взаимоотношения представителей конкретных народов, показывают их отличие, поскольку у этнической общности существуют свое установившиеся нормы взаимоотношений и обмена необходимыми сведениями, особенности организации и руководства. С другой стороны, совершенно очевидно: национально-психологические особенности —это реально присутствующие в общественном сознании и общественном бытии социально-психологические феномены, признавать наличие которых обязаны и социология, и этнография, поскольку обе эти науки, констатируя существование этнических своеобразных характеристик различных групп общества, должны согласиться и с реальностью функционирования особенностей психологии представителей этих групп. Фактически подобное уже давно имеет место, т.к. и социология, этнография фиксируют и даже в определенной мере исследуют своеобразие психики, различных общностей. Национально-психологические особенности в то же время выступают специфической форм функционирования общечеловеческих свойств психики. Вместе с тем представляется, что термин «национально-психогические особенности» более точен. Это не означает, что в фокусе главного внимания из всех этнографических групп оказываются только нации, которые как виды этнических общностей сложились на относительно позднем этапе исторического развития. Наоборот, мы придерживаемся точки зрения, согласно которой понятие «национально-психологические особенности» должно отражать в своем названии высшую степень развития психологии всех этнических групп, а не только наций. Исследовать эти особенности — значит, выявить сущностные характеристики психики любого этноса, видеть, прежде всего его национальную, т.е. окончательно оформленную этническую специфику, т.к. последняя только на уровне нации предполагает самый высокий уровень обобщения, присущего той или иной общности своеобразия. И, наконец, необходимо помнить о еще двух характеристиках национально-психологических особенностей, важных для их практического осмысления. С одной стороны, предпочтительное внимание национально-психологическим особенностям не означает, что в психологии народов этноспецифические черты являются преобладающими. Напротив, они базируются на одной общечеловеческой психологической основе. С другой стороны, своеобразие национальной психологии того или иного народа выражается не в каких-то неповторимых психологических чертах, а, скорее, в дифференцированном их сочетании, воплощенном в его исторических традициях, предписывающих определенные формы реакций и поведения людей в ходе социализации. Таким образом, этническая психология — это наука, изучающая закономерности развития и проявления национально-психологических особенностей людей как представителей конкретных этнических общностей и отличающих их друг от друга. Она, в свою очередь, является отраслью социальной психологии и базируется на иссчедо-;;з,-'-иях, осуществляемых не только учеными-психологами, но и соц-, иологами, этнографами, философами, политологами, антропологами.у Национально-психологические особенности людей — реально существующие, активно функционирующие и четко осознаваемые исследователями явления общественного сознания, имеющие свои специфические свойства, своеобразные механизмы проявления и оказывающие большое воздействие на поведение и деятельность людей. Этническая психология и ученые, ее представляющие, занимаются прикладными исследованиями, которые в зависимости от того, кто их осуществляет, могут быть двух видов. Во-первых, психологи занимаются изучением собственно национально-психологических особенностей людей как представителей конкретных этнических общностей, независимо от того, являются ли они врожденными или приобретенными в ходе социализации индивида, а также закономерностей их проявления и функционирования. Национально-психологические особенности формируются и в филогенезе ив онтогенезе, а значит, имеют непосредственную связь и с общим развитием психики человека. Общий перечень возможных направлений исследований этнической психологии именно психологами должен отражать и традиционную психологическую рубрикацию, включая в себя как интеллектуально-познавательные процессы, эмоционально-волевые явления, психологическое своеобразие групповых форм взаимодействия и поведения людей, так к национально-специфические потребности интересы ценностные ориентации. Во-вторых, социологи, и, этнографы проводят, главным образом, этнокультурное исследования. Их предметом является не изучение собственно национально-психологических особенностей, отличающих одних людей от других, а национальное своеобразие культурных потребностей и традиций, социальных стереотипов поведения и жизни представителей конкретных этнических общностей. Методологическими принципами этнической психологии, безусловно, выступают принципы; психологической науки в целом, которыми она должна руководствоваться, при анализе собственно психологических феноменов. Принцип детерминизма показывает причинную обусловленность национально-психологических особенностей социальными и иными, в том числе общепсихологическими факторами, влияющими на про цесс формирования той или иной этнической общности, которые и определяют специфику их, функциониррвания и проявления. Вот почему для того, чтобы, правильно осмыслить конкретный этнопсихологический феномен, необходимо понять специфические причины и условия, его породившие. Методологический принцип единства сознания и деятельности вооружает этнопсихологию правильным пониманием сущности проявления этнопсихологических феноменов в зависимости от закономерностей того или иного вида деятельности, в которую вовлечен представитель национальной общности. С одной стороны, очевидно, что общие закономерности конкретной деятельности рождают сходство в проявлении психологии субъектов её осуществления. С другой — национальное самосознание, будучи по своему происхождению своеобразным у каждого народа, вносит такое же отличие и в элементы, формы и результаты самой деятельности. Принцип личностного подхода требует при изучении любых национально-психологических особенностей учитывать, что их носителем всегда выступает, во-первых, конкретная личность и, во-вторых, представитель определенной этнической Общности, с характерными для них чувствами мыслями, переживаниями и т.д. Следовательно, нужно постоянно помнить: в психологии каждого человека присутствует и личностно, и национально особенное, проявляющиеся в единстве и противоречивости своего сочетания. Можно говорить и о наличии у этнической психологии и своих собственных методологических принципов, каким например, выступает принцип гносеологического подхода к анализу национально-психологических особенностей людей, который ориентирует на тщательное изучение и сопоставление социально-исторического своеобразия процессов развития одной нации или народа в отличие от других, учит видеть проявление специфического в их психологии как результат закономерного сочетания воздействия известных экономических, политических, социальных, культурных я психологических факторов. Кроме того, необходимо принимать во внимание и принцип учета этнографических факторов. Последние производны от материальной жизни и материального бытия людей. При их осмыслении важно руководствоваться демографическими и статистическими закономерностями, с которыми они связаны. Следует помнить и о принципе относительности всех психологических характеристик наций, равноправии и взаимоуважении их представителей в вопросах духовного развития каждого этноса, который ориентирует ученых на достаточно осторожное обращение с результатами своих исследований, предполагает отказ от противопоставления и абсолютизации конкретных черт этнической психики конкретных народов. Одним словом, этнопсихология как особая научная сфера, занимающая все более активно важное место в системе научных знаний, не только прочно опирается на достижения многих других дисциплин в их познании психологии человека, но и сама щедро питает их, раскрывая в рамках своих возможностей не только психологические особенности разных этносов, но и закономерности их функционированияи развития.
Мосейко А.Н
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|