Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Подписные индексы по каталогу РОСПЕЧАТИ: 72035, 70855, 71852





В. А. Розанова

три месяца зарплата им будет повышена. Они стали добросовестно работать. Прошло уже не три месяца, а гораздо больше, но зарплату рабочим никто повышать не собирался. Самые активные поинтересовались, почему им не прибавляют обещанную надбавку. Разговор руководителя с ними был не из приятных. С ними говорили отрывисто, недоброжелательно, да еще и пригрозили, что, если они поднимут еще раз этот разговор, их больше здесь не будет.

Таковы на данный момент "волчьи" законы нашего рынка труда.

Ответьте на вопросы:

1. В чем была ошибка поступающего на работу?

2. Почему была нарушена социальная ответственность работодателя?

3. Понесет ли он ответственность за свои действия?

4. Как нужно было подойти к решению этой проблемы еще на стадии поступления на работу в эту фирму?

5. Можно ли исправить эту ситуацию? Каким образом?

Вопросы длп усвоения

1. Что такое ответственность?

2. Чем характеризуется социальная ответственность?

3. Что такое долг и совесть?

4. Какова связь личности с ответственностью?

5. Что такое атрибуция ответственности и что такое инстанция?

6. Как соотносится функция осознания ответственности и управ-

ление поведением личности?

Вопросы для повторения и обсуждения

1. Что такое групповые нормы поведения?

2. Как они соотносятся с ответственностью?

3. Каково происхождение слова "ответственность"?

4. Почему ответственность считают стойким личностным свойством?

5. Что такое "локус контроля"? Кто автор этого термина?

6. За что и за кого должен быть ответственным руководитель?

7. В чем заключается социальная ответственность руководителя?

8. Какое отношение имеет социальная ответственность руководителя к выполнению функций управления?

Библиотека журнала "УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ"


Часть IV. Глава 1. Психология ответственности. Социальная ответственность руководителя

Литература

1 Франкл В. Человек в поисках смысла / Пер. с англ. и нем. — М: Прогресс, 1890

2. Фромм Э Психоанализ и этика / Пер. с англ. — М.: Изд-во "Республика", 1993.

3. Срезневский И.И. Материалы для Словаря древнерусского языка. — М.: 1958, т. 2, 1802 стб.

4. Bain A. The emotions and the will. — London, 1865.

5. Муздыбаев К. Психология ответственности. — Ленинград: "Наука", Ленинградское отделение, 1983.

6. Шевандрцн Н.И. Социальная психология в образований. — М.: Владос, 1995.

7. Словарь современного русского литературного языка. — М„ 1959, Т. 8.

8. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности / Пер. с англ. — С.-Петербург, Москва, Харьков, Минск, 1997

Приложение 1

Чем характеризуется ответственное поведение? Психологический практикуй

. Вашему вниманию предлагается тест*, позволяющий оценить ответственное (безответственное) поведение членов группы. Тест содержит семь основных позиций, имеющих непосредственное отношение к ответственности личности. Ваша задача заключается в том, чтобы оценить каждую из этих позиций по 7-балльной шкале. Максимальное число баллов, которое может быть получено по этому тесту, — 49.

1. Члены группы руководствуются высокими моральными нормами поведения 2. В группе преобладающим является интерналь-ный тип оценки поведения 765432 1 765432 1 Члены группы руководствуются недостаточно высокими моральными нормами В группе преобладающим является экстернальный тип поведения

Тест Сконструирован автором книги.

Подписные индексы по каталогу РОСПЕЧАТИ: 72035, 70855, 71852 261


В. А. Розанова

3- Члены группы стремится к ответственному поведению 4. Члены группы стремятся к коллективной ответственности 5. Члены группы готовы отстаивать свои жизненные позиции 6. Членам группы свойственна высокая самооценка 7. Члены группы стремятся к самостоятельному решению возникающих проблем 7 654 32 1 765432 1 7 6543 2 1 765432 1 765432 1 Члены группы стремятся к безответственному поведению Члены группы стремятся к индивидуальной ответст венности Члены группы готовы отказаться от своих жизненных позиций Членам группы свойственна низкая самооценка Члены группы стремятся уйти от самостоятельного решения проблем

Оценка результатов

Суммируйте отмеченные вами баллы по всем позициям.

Сумма баллов, равная 49, характеризует высокую степень принятия ответственности членами группы. Сумма баллов, равная 40— 48, указывает на достаточно выраженную степень принятия ответственности членами группы, 30—39 баллов — на средне выраженную степень принятия ответственности, 20—29 баллов — на степень принятия ответственности ниже среднего значения и сумма баллов менее 19 — на слабо выраженную степень принятия ответственности членами группы.

Библиотека журнала "УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ


Часть IV. Глава 1. Психология ответственности. Социальная ответственность руководителя

Приложение 2

Тест Уровень субъективного контроля

Инструкция к выполнению теста. "Перед вами 44 утверждения, На каждое из них вы отвечаете "да" — " +" или "нет" — " — "

1. Продвижение по службе больше зависит от удачного стечения обстоятельств, чем от особенностей и усилий человека.

2. Большинство разводов происходит оттого, что люди не захотели приспосабливаться друг к другу

3. Болезнь — дело случая: если уж суждено заболеть, то ничего не поделаешь.

4 Люди оказываются одинокими из-за того, что сами не проявляют интереса и дружелюбия к окружающим.

5 Осуществление моих желаний часто зависит от везения.

6. Бесполезно предпринимать усилия для того, чтобы завоевать симпатии других людей.

7 Внешние обстоятельства — родители и благосостояние — влияют на семейное счастье не меньше, чем отношения супругов.

8 Я часто чувствую, что мало влияю на то, что происходит со мной.

9. Как правило руководство оказывается более эффективным, когда полностью контролирует действия подчиненных, а не полагается на их самостоятельность.

10 Мои отметки в школе часто зависели от случайных обстоятельств, например настроения учителя, чем от моих собственных усилий

11. Когда я строю планы, в общем, верю, что смогу осуществить их.

12 То, что многим людям кажется удачей или везением, на самом деле является результатом долгих целенаправленных усилий.

13 Думаю, что правильный образ жизни может больше помочь здоровью, чем врачи и лекарства.

14. Если люди не подходят друг другу, то как бы они не старались наладить семейную жизнь, у них все равно не получится

15 То хорошее, что я делаю обычно бывает по достоинству оценено другими

16. Дети вырастают такими, какими их воспитывают родители.

Подписные индексы по каталогу Роспечати: 72035, 70855, 71852


В. А. Розанова

17. Думаю, что случай или судьба не играют важной роли в моей жизни

18 Я стараюсь не планировать далеко вперед, потому что многое зависит то того, как сложатся обстоятельства

19 Мои отметки в школе больше всего зависели от моих усилий и степени подготовленности.

20. В семейных конфликтах я чаще чувствую вину за собой, чем за противоположной стороной

21 Жизнь большинства людей зависит от стечения обстоятельств

22 Я предпочитаю такое руководство, при котором можно самостоятельно определять, что и как делать

23. Думаю, что мой образ жизни ни в коей мере не является причиной моих болезней.

24 Как правило, именно неудачное стечение обстоятельств мешает людям добиться успеха в своем деле.

25 В конце концов, за плохое управление организацией ответственны сами люди, которые в ней работают

26. Я часто чувствую, что ничего не могу изменить в сложившихся отношениях в семье

27 Если я очень захочу, то смогу расположить к себе почти любого.

28 На подрастающее поколение влияет так много разных обстоятельств, что усилия родителей по их воспитанию часто оказываются бесполезными.

29. То, что со мной случается — это дело моих собственных рук.

30. Трудно бывает понять, почему руководители поступают так, а не иначе

31. Человек, который не смог добиться успеха в своей работе, скорее всего не проявил достаточно усилий

32 Чаще всего я могу добиться от членов моей семьи того, что я хочу.

33. В неприятностях и неудачах, которые были в моей жизни, чаще были виноваты другие люди, чем я сам

34. Ребенка всегда можно уберечь от простуды, если за ним следить и правильно его одевать

35 В сложных обстоятельствах я предпочитаю подождать, пока проблемы разрешатся сами собой

36 Успех является результатом упорной работы и мало зависит от случая или везения

Библиотека журнала "УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ"


Часть IV. Глава 1. Психология ответственности.

Социальная ответственность руководителя __________________________

37 Я чувствую, что от меня больше, чем от кого бы то ни было зависит счастье моей семьи

38 Мне всегда было трудно понять, почему я нравлюсь одним людям и не нравлюсь другим

39 Я всегда предпочитаю принять решение и действовать самостоятельно, а не надеяться на помощь других людей или на судьбу

40 К сожалению, заслуги человека часто остаются не признанными несмотря на все его старания

41 В семейной жизни бывают такие ситуации, которые невозможно разрешить даже при самом сильном желании

42 Способные люди, не сумевшие реализовать свои возможности, должны винить в этом только самих себя

43 Многие мои успехи были возможны только благодаря помощи других людей

44 Большинство неудач в моей жизни произошло от неумения, незнания или лени и мало зависели от везения или невезения

Ключ для обработки данных и оценка результатов теста "Уровень субъективного контроля".

Сложите ваши ответы со знаком " +" на следующие номера вопросов 2, 4, 11, 12, 13, 15, 16, 17, 19, 20, 22, 25, 27, 29, 31, 32, 34, 36, 37, 39, 42, 44

Затем сложите ваши ответы со знаком " —" на следующие номера вопросов 1, 3, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 14, 18, 21, 23, 24, 26, 28, 30, 33, 35, 40, 41, 43

Если ваши ответы в сумме со знаком " +" превышают сумму ответов со знаком " —", то это говорит о наличии у вас интерналь-ного уровня контроля (или общей интернальности).

И, наоборот, если на большинство суждений вы ответили знаком " —", то это говорит о вашей экстернальности

Приложение 3

Ответственный ли вы человек?*

Внимательно прочтите каждое из 25 утверждений Выберите из предложенных вариантов ответа тот, который наиболее точно ха-

* Тест разработал Александр Махнач, директор Московского центра психологии и ncuxomepqnuu

Подписные индексы по каталогу Роспечати: 72035, 70855, 71852


В. А. Розанова

рактеризует вас. "а" означает НЕТ, НЕ СОГЛАСЕН и "б" — ДА, СОГЛАСЕН Сложите все ответы "б", присвоив каждому 1 балл

1 Я достаточно быстро достигаю необходимых мне результатов 2 Если это необходимо, я без труда работаю без выходных 3 Свою работу я считаю ответственной 4 Как правило, я довожу до конца начатое дело 5 Я способен быть объективным в оценке своих достижений и неудач 6 Я всегда возвращаюсь к проделанному и исправляю свои ошибки 7 Многие считают, что я ответственно отношусь к работе 8. Я считаю, что работа не должна зависеть от личной жизни 9. Принимая решение, я должен четко представлять, как оно отразится на деле 10 Я всегда заканчиваю дела, которые начал 11 В жизни у меня было больше успехов, чем неудач 12 Я способен достаточно точно определять приоритеты в моей работе 13. Для меня важно, чтобы моя работа приносила пользу другим 14 Если я лишусь любимого занятия, жизнь потеряет для меня смысл 15 Я считаю, что нужно постоянно совершенствовать свой профессионализм 16 Я могу признаться в том, что был не прав 1 7 Мне доставляет удовольствие принимать ответственные решения 18 Я способен увидеть свои проблемы в истинном свете 19 Выполненное дело приносит мне удовлетворение 20 Я способен доводить до логического конца свои планы 21. Иногда так получается, что я беру на себя обязательства других 22 Если я плохо выполню какую-либо работу, то долго чувствую себя неважно 23 Ошибки моих подчиненных — мои ошибки 24 Я достаточно близко к сердцу принимаю нужды других 25 Я всегда подчиняюсь указаниям вышестоящего — начальника а а а а а а а а а а а а а а а а а а а а а а а а а б б б б б б б б б б б б б б б б б б б б б б б б б

Библиотека журнала "УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ"


Часть IV. Глава 1. Психология ответственности. Социальная ответственность руководителя

Если вы набрали 20—25 баллов, то с уверенностью можно сказать, что вы очень ответственный человек и у вас развито чувство долга. Обычно вы предпочитаете доводить начатые дела до конца, и если какие-либо события мешают вам реализовать намеченные планы, то это доставляет вам определенные неудобства. Вы человек, часто берущий на себя ответственность за других людей, охотно всем помогаете, способны жертвовать собой в интересах других. К непоследовательности, неточности и другим слабостям окружающих вы относитесь критично. Поэтому склонны строить межличностные отношения, основываясь на том, насколько окружающие вас люди обладают чувствами долга и ответственности. Для достижения своих целей вы проявляете настойчивость и упорство. Вы целеустремленны. Ваш стиль работы характеризуется сверхобязательностью и точностью.

Если вы набрали 15—19 баллов, то вы, несомненно, обладаете чувством ответственности и долга. Но вам важно быть уверенным, что от вас никто не потребует больше того, что вы можете сделать. Иногда вы бываете излишне пассивными — чтобы кто-либо из окружающих не оценил ваше желание действовать как попытку взять на себя бразды правления и полную ответственность за происходящее. Опасаясь этого, вы иногда сдерживаете желание что-нибудь сделать, в то время как ваша природная активность и работоспособность вполне позволяют вам принимать ответственные решения и доводить начатые дела до конца.

Если вы набрали меньше 14 баллов, то вы человек, склонный к спонтанным — а иногда и непоследовательным — решениям. Часто вы не задумываетесь о том, что от вас как от сотрудника ожидают ответственных решений-хотя бы потому, что вам платят деньги. Ваша неточность и необязательность могут привести к конфликту с начальством. Излишне легковесное отношение к своим обязанностям, а может, и к жизни в целом, не доставляет вам неприятностей только потому, что вы пока ни разу не сталкивались с серьезными требованиями шефа, сотрудников или близких. То, что вам необходимо, — это представить, как приятно вовремя сделать все, что запланировано, показать себе и другим, что вы способны быть ответственным человеком и принимать волевые, ответственные решения.

Подписные индексы по каталогу Роспечати: 72035, 70855, 71852


В. А. Розанова

Глава 2. Эффективность и конкурентоспособность современных организаций

2.1 Характер организационных изменений и его диагностика

2.2. Человеческий фактор в управлении

2.3 Эффективность современной организации

2.4. Конкурентоспособность современной организации

2.5. Роль и место японских организаций в системе мировой экономики

2 6. Роль психологических факторов в конкурентоспособности современных организаций Приложение 1

Краткое содержание главы

1. Рациональное использование человеческих ресурсов является основным фактором в эффективной деятельности организаций

2. Эффективно действующая организация находится постоянно в

состоянии динамического равновесия.

3. Менеджеры и персонал препятствуют возможным организационным изменениям.

4. Эффективность и конкурентоспособность организации — вза-

имосвязанные понятия.

5. Увеличение конкурентоспособности требует применения но-

вых методов управления.

Ключевые слова

Организация, решение, человеческий фактор.

Библиотека журнала "УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ"


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...