Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

5. Надзор за соблюдением законности реализации своих полномочий следователями, дознавателями при задержании подозреваемого в совершении преступления.




5. Надзор за соблюдением законности реализации своих полномочий следователями, дознавателями при задержании подозреваемого в совершении преступления.

+Законность содержания в ИВС состоит в соблюдении сроков содержания, условий содержания, нарушения при этом могут быть выявлены проверками: Периодическая (не реже 1 раза в месяц) проверка СИЗО и прокурорами областей, г. Минска, в целях обеспечения законности и обоснованности содержания граждан и соблюдения установленных законом сроков и принятие мер к немедленному освобождению незаконно содержащихся в них лиц и привлечению виновных в нарушениях законности должностных лиц к установленной законом ответственности.

23. Формы прокурорского реагирования на нарушения закона органами дознания и предварительного следствия

В соответствии с требованиями уголовно-процессуального законодательства формами прокурорского реагирования на нарушения законов при производстве следственных действий являются:

1) требование об устранении нарушений федерального законодательства (п. 3 ч. 2 ст. 37 УПК);

2) постановление о признании доказательств недопустимыми (ч. 3 ст. 88 УПК).

Применительно к данной теме требование прокурора надлежит рассматривать как акт реагирования на нарушения уголовно-процессуального закона, допущенные при производстве предварительного расследования, принимаемый в условиях существования процессуальной возможности устранения этого нарушения и его последствий.

Признание прокурором недопустимым доказательства, полученного с нарушением уголовно-процессуального закона, - вынужденная мера, принимаемая им в условиях отсутствия объективных возможностей устранения последствий выявленного нарушения процессуальным путем.

Согласно ч. 3 ст. 88 УПК прокурор вправе признать доказательство недопустимым по ходатайству подозреваемого, обвиняемого или по собственной инициативе.

В целях пресечения и предупреждения нарушений законов органами дознания и предварительного следствия, привлечения к ответственности должностных лиц, их допустивших, а также восстановления нарушенных прав, прокурорами используется весь комплекс предоставленных им законом правовых средств, включая акты прокурорского реагирования. В законодательстве отсутствует общее понятие акта прокурорского реагирования. Однако оно содержится в проекте новой редакции федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» [4]. В соответствии со статьей 22 законопроекта под актом прокурорского реагирования понимается официальный документ, исходящий от Генерального прокурора Российской Федерации, его заместителя, прокурора субъекта Российской Федерации, приравненного к нему прокурора, прокурора города, района и приравненного к ним прокурора, их заместителей (далее — прокурор или его заместитель), а в установленных федеральными законами случаях — от других прокуроров в целях реализации полномочий по предупреждению и устранению нарушений закона.

Н. В. Буланова, выделяя особенности, присущие актам прокурорского реагирования на досудебных стадиях уголовного судопроизводства, отметила, что указанные акты:

· выносятся уполномоченными на то должностными лицами органов прокуратуры в пределах их компетенции;

· определяют правовое отношение прокурора к деятельности поднадзорных государственных органов и должностных лиц, осуществляющих уголовное преследование;

· имеют четко выраженную целевую направленность, устанавливают, изменяют или прекращают уголовно-процессуальные отношения;

· принимаются в установленном законом порядке;

· выражаются в письменной форме и отвечают определенным требованиям к оформлению, структуре и содержанию;

· обязательны для рассмотрения государственными органами и должностными лицами, которым адресованы;

· могут содержать властное волеизъявление (быть актами прямого действия, обязательными для исполнения) либо действовать опосредованно.

Кроме того, для актов прокурорского реагирования на рассматриваемых стадиях уголовного процесса характерно следующее: они могут содержать как требование об устранении нарушений законов (в соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 37 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации; далее — УПК РФ), так и устранять нарушение (например, постановление об отмене постановления о прекращении уголовного дела) [6]; требование об устранении причин и условий, способствующих нарушениям законов, а также привлечении к ответственности виновных должностных лиц преследует цель устранения и предупреждения нарушений законов; они могут быть направлены как на восстановление нарушенных прав и свобод участников уголовного судопроизводства, так и иных лиц, чьи права и законные интересы затрагиваются в ходе досудебных стадий уголовного судопроизводства.

Учитывая перечисленные выше признаки, акт прокурорского реагирования можно определить как адресованный уполномоченным должностным лицам органов дознания, следственных органов формализованный (т. е. отвечающий требованиям закона о его форме, структуре и содержанию) официальный документ, исходящий от прокурора в пределах его компетенции при наличии предусмотренных законом оснований и в установленном законом порядке в целях реализации полномочий по устранению и предупреждению нарушений закона в досудебных стадиях уголовного судопроизводства, восстановления нарушенных прав и свобод участников уголовного судопроизводства, а также иных лиц, чьи права и законные интересы затрагиваются в ходе уголовного судопроизводства. Мерами активного воздействия на нарушителей в арсенале прокурора являются полномочия по применению специальных актов прокурорского реагирования, предусмотренных уголовно-процессуальным законодательством, и применяемых только в сфере уголовного судопроизводства.

Одним из таких актов является постановление. Оно выносится прокурором в следующих случаях:

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...