Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Формы нарушения взаимодействия между индивидом и средой в гештальт-терапии




Билет 1

1.Определение психологического консультирования. Психологическое консультирование как профессия является относительно новой областью психологической практики, выделившейся из психотерапии. Эта профессия возникла в ответ на потребности людей, не имеющих клинических нарушений, однако ищущих психологическую помощь. Поэтому в психологическом консультировании мы сталкиваемся прежде всего с людьми, испытывающими трудности в повседневной жизни. Спектр проблем поистине широк: трудности на работе (неудовлетворенность работой, конфликты с коллегами и руководителями, возможность увольнения), неустроенность личной жизни и неурядицы в семье, плохая успеваемость в школе, недостаток уверенности в себе и самоуважения, мучительные колебания в принятии решений, трудности в завязывании и поддержании межличностных отношений и т. п Консультант принимает клиента как уникального, автономного индивида, за которым признается и уважается право свободного выбора, самоопределения, право жить собственной жизнью. Тем более важно признать, что любое внушение или давление мешает клиенту принять ответственность на себя и правильно решать свои проблемы. 2. Истерические или театральные личности. Данный тип представлен в основном женщинами. Часто выбирают профессии, бросающиеся в глаза. Среди них есть необыкновенно креативные личности, которым свойственна импрессионистичность и образность.Это внутренне напряженные и реактивные люди с высоким уровнем тревожности, их жизнь плавно переходит из одного кризиса в другой. Истериков преследуют драмы, они часто попадают в рискованные ситуации. Конфликты переживают очень болезненно, эмоциональность таких людей часто кажется окружающим преувеличенной. Истерики жаждут любви и внимания окружающих. Используют сексуальные провокации и искренне недоумевают, когда слышат, что их поведение приглашает к сексуальному взаимодействию. Могут быть обаятельными и милыми, легко поддаются внушению. Склонны демонстирировать свое тело, хотя сами его не любят и стыдятся. Такие люди стремятся оказаться в центре внимания, хотя внутренне уверены в том, что они намного хуже других. Их поведение направлено на то, чего они бессознательно боятся. Истерическую личность легко подавить, так как она постоянно живет в тревоге, преследуемая чувством вины и стыда. Истерики боятся сильных людей и всегда живут с ощущением маленького испуганного ребенка.В ситуациях беззащитности и отвержения они становятся совершенно беспомощными, тем самым обезоруживая обидчиков. Для того чтобы избежать эксплуатации и отвержения, им приходится очаровывать других. Когда у них нет причин для беспокойства, они могут быть искренне радушными и приветливыми. Выражаемые ими чувства поверхностны, драматичны, преувеличенны, но подобная наигранность объяснима. Она вытекает из обеспокоенности человека тем, что случится, если он будет аутентичным, и не обернется ли его искренность перед сильным против него же самого. Эмоции преувеличиваются для того, чтобы уменьшить тревожность и иметь право на самовыражение. Истеричные женщины ведут себя с мужчинами возбужденно, испуганно и одновременно соблазняют их, тогда как истеричные мужчины по отношению к женщинам враждебны и воспринимают их как конкурентов. Отношения мужчин и женщин истероидного склада напоминают отношения маленьких детей.К коллегам такого типа обычно возникают теплые чувства. Истерики дружелюбны, заботливы и немедленно идут на контакт. Наряду с добрыми чувствами они могут вызывать сильное беспокойство, которое невозможно терпеть. Во взаимоотношениях с истериком собеседник неосознанно сам становится инфантильным, начинает уподобляться ему в поведении или включает защитное дистанцирование.Это сердечные люди склонные попадать в ситуации, связанные с личными драмами и риском. Иногда они могут настолько пристраститься к волнениям, что переходят от одного кризиса к другому. Из-за высокого уровня тревоги и конфликтов, от которых они страдают, их эмоциональность может казаться окружающим поверхностной, искусственной и преувеличенной. Их чувства меняются очень резко. Людям с истерической структурой характера нравятся бросающиеся в глаза профессии - профессии актера, танцора, проповедника, политика или учителя. Люди с истерической структурой личности используют подавление (репрессию), сексуализацию и регрессию. Им свойственно противофобическое отреагирование вовне (acting out), обычно связанное с озабоченностью вымышленной властью и опасностью, исходящими от противоположного пола. Они также используют диссоциативные защиты в широком смысле.

Билет 2

Тренинг профессионального развития психолога-консультанта (основные направления работы)

1. Диагностика представлений о себе, как о будущем психологе консультанте.2. Выявление представлений и мифов о психологе консультанте.3. Осознание стратегий профессионального выбора.4. Проработка профессиональных страхов.5. Выявление представлений о психологической помощи, её целях и задачах.6. Актуализирование представлений о личности идеального психолога.7. Актуализирование представлений о профессиональном взаимодействии психолога и клиента
8. Осознание препятствий на пути профессионального саморазвития. Обнаружение ресурсов для их преодоления.9. Осознание своих проекций.
10. Осознание ответственности за себя и свои профессиональные планы.

Формы нарушения взаимодействия между индивидом и средой в гештальт-терапии

Гештальт-терапия - это направление психотерапии, которое ставит своими целями расширение осознания человека и посредством этого лучшее понимание и принятие человеком себя, достижение большей внутриличностной целостности, большей наполненности и осмысленности жизни, улучшение контакта с внешним миров, в том числе с окружающими людьми. Человек и окружающая его среда представляют собой единый гештальт, структурное целое, которое называют полем организм - окружающая среда. Среда влияет на организм, а организм преобразует свою среду. Выделяют 5 форм нарушения взаимодействия индивида и его окружения.Интроекция - энергично блокируется путем пассивного восприятия элементов среды. Понятия, нормы, суждения, образцы поведения из внешнего мира не подвергаются усвоению и ассимиляции. Проекция - отмежевание от некоторых аспектов личности и приписываете их окружению. Эмоции, установки, элементы поведения, которые не соответствуют или угрожают достаточно ограниченной и ригидной я-концепции, отчуждаются и проецируются вовне. А возникающие дыры заполняются интроекцией. С этим механизмом связан отказ от ответственности за какие-либо действия и явления, возникающие в самой личности, которые приписываются окружению или безличным факторам путем опредмечивания себя. «Ретрофлексия» означает «обращение назад на себя». Смысл этого механизма состоит в том, что человек вместо активного изменения среды и обстоятельств направляет энергию на изменение самого себя.Дефлексия- человек пытается избежать непосредственного контакта с окружением, другими людьми, проблемами, ситуациями. Проявляется в форме разговора общими фразами, болтливости, шутовства, избегания смотреть в глаза собеседнику, ритуальности, условности поведения, сглаживания конфликтных проблем. Здесь энергия рассеивается. Конфлуенция (слияние). Если границы между индивидом и окружением стираются и исчезает скачал отличия. В таком состоянии пребывает младенец, не способный к различению мира и себя. Моменты экстаза, медитации человек также может ощущать себя сбитым воедино с миром. Слияние и растворение с другими людьми создается ритуальным поведением и идентификацией с группой.

 

Билет 3

1.Оценка эффективности психологического консультирования Так, в 1952 г. Г.Айзенк получил результаты, свидетельствующие о том, что использование психотерапевтических методов не увеличивает шансов клиентов на личностные изменения и решение проблем. Другие исследователи в то же время получили сходные результаты и выявили, что психотерапия в среднем имеет весьма скромный эффект. Эти разочаровывающие выводы были обусловлены упрощенным пониманием результата психотерапии и примитивным подходом к измерению ее эффективности. Обзоры психологической литературы последних лет свидетельствуют, что "нулевая гипотеза" Г.Айзенка была опровергнута, а психотерапия и консультирование имеют в целом позитивный результат. Однако критики метаанализа утверждают, что даже сложная комбинация результатов, представляющая "смесь" хороших и посредственных исследований эффективности психотерапии, может вводить в заблуждение. Критерием эффективности работы психолога с клиентом может быть информация коллег психолога - независимых экспертов, специалистов в области практической психологии, которые могут ориентироваться на выбранную ими шкалу (например, на следующие основные критерии, предлагаемые Д.Блочер: социальная приспособленность, личностные особенности, профессиональная приспособленность, успешность учебы.Основой для изучения эффективности консультативного процесса могут выступать следующие тезисы экзистенциально-феноменологического направления: • материальная или объективная действительность, сознательно воспринимаемая и интерпретируемая человеком в данный момент времени, есть его субъективная, психологическая реальность; • люди способны сами принимать жизненно важные решения; • вся совокупность жизненного опыта человека, субъективная значимость и осмысленность его решений, переживаний и поступков – основа для профессионального взаимодействия с ним психолога; • средства такого взаимодействия состоят не в аналитическом изучении человека, а в безоценочном понимании и безусловном принятии его уникального внутреннего мира во всей полноте и напряженности его жизненных проблем; 98• обеспечить такое взаимодействие может только его диалогическая направленность, предполагающая искреннее и открытое присутствие самого психолога; • главная задача практического психолога – раскрыть творческий и духовный потенциал человека, способствовать его самопознанию, саморазвитию, реализации его потребностей, пониманию им своей уникальности, свободы и ответственности, собственного предназначения.

2. Параноидные личности. Параноидные личности не расположены доверять посторонним. Параноидные индивидуумы стремятся избежать психотерапии, если только они не испытывают серьезной эмоциональной боли или не доставляют значительного беспокойства другим. Поскольку параноидные люди видят источник своих страданий вне самих себя, похоже, наиболее нарушенные из них представляют большую опасность для других, чем для себя. Они гораздо менее суицидальны, чем столь же нарушенные депрессивные, хотя известно, что могут и убить себя, чтобы опередить кого-то (воображаемого), кто грозит разрушить их личность. Поразительно, что параноидные личности борются не только с гневом, негодованием, мстительностью и другими более враждебными чувствами, но, кроме того, они страдают от подавляющего страха. Даже самый грандиозный параноидный индивид живет с ужасом ожидания возможного вреда от другого и с особой бдительностью следит за каждым человеческим взаимодействием. Так же как и нарциссические личности, параноидные индивиды чрезвычайно уязвимы к зависти. Наконец, параноидные люди сильно обременены чувством вины. Клиническая практика предполагает, что ребенок, выросший параноидом, он подвергался повторяющемуся подавлению и унижению.

Билет 4

1.Основные теоретические положения поведенческого подхода. Главная задача психолога-бихевиориста — помочь изменению неэффективного, неадаптивного поведения клиента. Психолог вместе с клиентом пытается вмешаться в жизненные условия последнего с целью их изменения. Бихевиоральный анализ осно­ван на следующих конструкциях: 1. Установление отношений между психологом и клиен­том. Психологи-бихевиористы демонстрируют высокий уровень эмпатии, внутренней гармоничности и способности к контакту, а также теплоту и уважение к клиенту. Они отличаются внутренней силой, умением устанавливать раппорт, взаимопонимание, тща­тельно выстраивать структуру интервью, объяснять клиенту основ­ные технические приемы и их смысл, вследствие чего клиент при­нимает активное участие в процессе консультирования. 2. Определение проблемы через операционализацию поведе­ния. Психолог-бихевиорист в наиболее организованной (по сравнению с другими направлениями) форме занимается сбором информации о клиенте. Общее представление о проблеме клиента в терминах бихевиоризма — это знание того, как клиент себя ве­дет. Жизнь последнего рассматривается как цепь отдельных поступков. Психолог работает с «тем, что есть», что можно увидеть в реальном поведении клиента, и что можно изменить благо­даря научному планированию. 3.Понимание всего контекста проблемы через функциональный анализ. Второй задачей психолога-бихевиориста являет­ся установление понимания того, как клиент ведет себя в «естественном окружении».В рамках бихевиоризма анализ проводится по трехступенчатой модели: предыстория; результирующий поступок; последствия такого поведения. Устанавливая причинно-следственные связи, психолог прихо­дит к пониманию последовательности событий, лежащих в основе поведения клиента, т.е. к пониманию функциональной картины, исходя из которой он разрабатывает программу изменения карти­ны событий. Цель любого функционального анализа — разобрать­ся в системе поощрений клиента, таких как внимание, одобрение, деньги, еда, материальные ценности, привязанность, признание. Нельзя забывать о наказаниях, одним из которых является игнори­рование человека.

4. Установление социально важных целей для клиента. На этой стадии психолог вместе с клиентом вырабатывают конкретные и достижимые цели. Нужно строить конкретные планы на будущее, ставить определенные задачи: научиться плавать, изучить иностранный язык, найти работу. Психолог-бихевиорист не будет использовать в своей работе такое широкое понятие, как страх, а разобьет его на наблюдаемые, конкретные единицы поведения и будет учить клиента поступать так, чтобы его жизнь стала более успешной и счастливой.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...