Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Нозологические категории и их альтернативы в консультировании.




Альтернативой психиатрическому подходу и нозологическим категориям в консультировании являются проблемно-ориентированный, решение-ориентированный и клиент-центрированный подходы. Проблемно-ориентированный подход – интегративный подход, разработанный швейцарскими специалистами А.Блазером, Э.Хаймом, 57 Х.Рингером, М.Томменом путем синтеза элементов психоанализа, гештальт- терапии, поведенческой и телесно-ориентированной терапии. Проблемно- ориентированные психологи отказываются от диагноза, так как сам по себе диагноз не содержит указаний относительно необходимых действий, показаний к психотерапии. Картина болезни, и, следовательно, диагноз, может быть обусловлен различными факторами, а при выборе психотерапевтических средств необходимо руководствоваться причинами болезни. Если же охарактеризовать человека не при помощи диагноза "невротическая депрессия", а как человека, "имеющего низкую самооценку" или "неспособного к самозащите", психолог получает очень важную информацию. Очевидно, что в случае человека с низкой самооценкой, неспособного к достижениям, с подавленной агрессией необходимо разработать такие стратегии, которые будут направлены на устранение именно этих сложностей. Решение-ориентированный подход – интегративный подход, направленный на изучение индивидуальности клиента, истоков его проблем и потребности в психологической помощи. Наиболее полно в русскоязычном издании он изложен в практическом руководстве А.Айви, М.Айви, Л.Саймэк- Даунинга (их взгляды являются наиболее близкими автору данного пособия и подробно излагаются в следующей главе). Клиент-центрированный подход возник как альтернатива медицинской модели. Согласно взглядам его основоположника К.Роджерса, сущность природы человека ориентирована на движение вперед к определенным целям, конструктивна, реалистична и заслуживает доверия. Основополагающей в клиент-центрированном подходе является Я- концепция, отражающая представления человека о себе. Этот набор образов "Я" включает не только восприятие того, каков человек на самом деле (Я- реальное), но и представление о том, каким человек хочет быть (Я-идеальное).

Техники работы с рецидивами.

На этой стадии происходит последовательная реализация плана решения проблем. Необходимо отметить, что многие клиенты после консультирования ничего не меняют в своей жизни. Поэтому вначале необходимо выяснить у клиента, собирается ли он в действительности предпринимать шаги для изменений. В случае положительного ответа консультант помогает клиенту строить деятельность с учетом обстоятельств, времени, эмоциональных затрат, а также с пониманием возможности неудачи в достижении целей. Очень уместно на этой стадии использование техники предотвращения рецидивов, особеннопопулярных у психологов бихевиорального направления. А.Айви ссоавторами разделяют стратегии предотвращения рецидивов на следующиекатегории: 1. Предвидение трудных ситуаций. Эта стратегия позволяет выделить рискованные для клиента ситуации и работает как превентивная, упреждающая система. 2. Регулирующие ситуацию мысли и чувства. Клиент учится бороться со всплесками эмоций, которые могут нарушить его планы, путем ожидания таких эмоциональных всплесков и возможностью их осмыслить, отрегулировав таким путем ситуацию.3. Выработка необходимых дополнительных навыков (например, тренировка настойчивости, четкое временное расписание и др.) 4. Выстраивание клиентом системы самопоощрений за желаемое поведение. Методы предотвращения рецидивов могут принести пользу психологам не только бихевиорального, но и других направлений на стадии перехода от обучения к действию.

 

 

Билет 9

Невербальное общение

Невербальное общение. Информация в общении передается выражениями лица, телодвижениями, установлением дистанции и др. В консультировании крайне важно, чтобы консультант умел "считывать" невербальные послания клиента с одновременным осознанием собственных невербальных посланий. Газда с соавт. (1984) предложил классифицировать невербальные реакции по следующим четырем модальностям: 1.Невербальное поведение и структурирование времени (опоздание; приоритеты). 2.Невербальное общение с использованием тела (контакт глаз; глаза; кожа; поза; выражение лица; руки и жесты; манипулирование своим телом; монотонное поведение; прикосновение) 3.Невербальное общение посредством голоса (тон голоса, темп речи, громкость голоса, произношение) 4.Невербальное общение и структурирование окружения (дистанция; предметы обстановки и оборудование комнаты; одежда; позиция в пространстве).

2. Диссоциативные личности. Терапевты, работавшие с диссоциативными клиентами, рассматривают множественность личности как адаптацию индивида к его собственной истории – или посттравматический синдром, происходящий из детства. В этом отношении диссоциативная личность не отличается качественно от других типов структуры характера или патологии. Множественная личность является «патологией утаивания», при которой пациент нередко не сознаёт существования других личностей и при которой доверие настолько проблематично, что даже части Я, знающие о диссоциации, неохотно разглашают свой секрет. Люди, которые используют диссоциацию в качестве главного защитного механизма, являются виртуозами самогипноза. Не для каждого оказывается возможным в состоянии стресса перейти из одного состояния в другое – для этого нужно иметь определённый талант. Диссоциативные защиты, подобно другим защитам, в начале являются наилучшей возможной адаптацией незрелого организма к особенной ситуации. Чередующиеся личности совершенно не помнят часть своего опыта и болезненно переживают провалы в памяти. Диссоциирующие люди умеют «прикрывать» своё отклонение. Ещё в детстве они развивают технику двойной жизни и «легенд для прикрытия», и оказываются постоянно обвиняемыми во «лжи».

Билет 10

1.Контрперенос в консультировании. Контрперенос, как и перенос, является предметом пристального внимания психологов. Согласно ранним представлениям о контрпереносе, он возникает, когда психолог теряет свою объективность и развивает в себе сильное и глубокое чувство по отношению к клиенту: романтическое, агрессивное, сексуальное. Различают тотальное (слишком широкое) и классическое определение контрпереноса. Тотальное определение охватывает все эмоциональные реакции консультанта на клиента. К контрпереносу тогда относятся и совершенно естественные реакции консультанта, не связанные с его внутренними конфликтами. Классическое определение характеризует контрперенос как ответную реакцию на перенос клиента. Контрперенос может проявляться в форме внешнего поведения либо в форме внутренних переживаний психолога. Психолог, которому не удалось распознать наличие контрпереноса, может реагировать неожиданным и неуместным для клиента образом.

Причинами контрпереноса могут быть: 1.Стремление консультанта понравиться клиентам. 2.Страх консультанта, что клиенты могут о нем плохо подумать, не прийти на встречу и т.п. 3.Эротические и сексуальные чувства консультанта по отношению к клиентам, сексуальные фантазии, связанные с клиентами. 4.Очень бурная эмоциональная реакция клиентов, которая может спровоцировать у консультанта чувства, обусловленные его внутренними конфликтами. 5.Стремление к власти над клиентом, проявляющееся в выдаче клиентам навязчивых советов, как им следует жить, пророчествах ("Я вас предупреждал", "Я же говорил вам…").

2.Виды слушания. На основе вышеперечисленных микротехник выделяют несколько видов слушания психологом клиента. Нерефлексивное слушание (пассивное слушание, принцип молчания) – это самый основной вид слушания. Он состоит в умении психолога молчать, оставаясь внимательным и не вмешиваясь при этом в рассказ клиента. Пассивным этот процесс можно назвать лишь условно, так как он требует внимания от психолога.Есть разные варианты нерефлексивного слушания. Первый предполагает исключение любых действий со стороны психолога: кивков головой, «угу-слушания», поддержки. В другом варианте в ходе нерефлексивного слушания психолог может выражать понимание, одобрение, поддержку, использовать микротехнику минимального подкрепления. Нерефлексивное слушание является незаменимым инструментом в тех ситуациях, когда: • клиент находится в ситуации сильного эмоционального возбуждения; • клиенту трудно четко сформулировать свои мысли, желания, затруднения, проблемы; • клиенту нужно выговориться и он не готов выслушивать наши комментарии, вопросы и замечания; • клиент переживает такие чувства, как горе или утрату, гнев, разочарование, страх• клиент – застенчивый, неуверенный в себе человек. Рефлексивное (активное) слушание используется психологом для того, чтобы более точно понимать суть сообщения клиента. Большинство слов нашего языка являются многозначными, многие имеют синонимы. Это создает определенные трудности понимания, так как одно и то же слово может по-разному восприниматься говорящим и слушающим. Таким образом, психологу необходимо "раскодировать", "расшифровать" сообщение клиента.

Эмпатическое слушание включает способность реагировать на другого человека (клиента) возникновением эмпатии. Эмпатия - это глубокое проникновение психолога во внутренний мир клиента, принятие того содержания, которое пытается постичь и осознать клиент. Эмпатия характеризуется переживанием особого отношения к другому человеку. Основное правило эмпатического слушания – не сочувствие, а со – п е р е ж и в а н и е, то есть создание эмоционального резонанса переживаниям клиента. Цель эмпатического слушания состоит в как можно более точном понимании чувств клиента.

Билет 11

Консультативный контакт.

Для эффективного психологического консультирования большое значение установление консультативного контакта (раппорта). Его качество зависит от многих факторов. Консультативное пространство. Идеальная ситуация консультирования – когда психолог имеет возможность принимать клиента в специально оборудованном кабинете, где обеспечены уединенность, удобство и комфорт, ничто не отвлекает от беседы. Если нет специальной мебели и отдельного помещения, можно организовать какую-то часть пространства, лучше в углу, посадив клиента спиной к двери, чтобы ограничить его поле зрения, максимально сосредоточив его на консультанте. При встрече клиента и знакомстве с ним следует придерживаться следующих правил: встать и встретить клиента на полпути, представиться, попросить клиента назвать имя и фамилию, предложить ему выбрать место и сесть, прежде чем расположиться самому. Для создания атмосферы доверия и непринужденности психолог с первых минут должен быть вежливым, гостеприимным хозяином и вести себя естественно. Оптимальный вариант посадки психолога и клиента – напротив друг друга и чуть наискосок, чтобы, с одной стороны, с легкостью видеть лицо собеседника и, с другой стороны, без труда было можно отвести глаза в сторону. Лучше сидеть не слишком близко друг к другу, чтобы оставалось свободное пространство для ног. Хорошо, если между ними находится нечто вроде журнального столика, на который можно что-то положить, вести запись. Время консультирования. Время – важнейшая характеристика процесса\ консультирования. Желательно, чтобы уже первая встреча продолжалась столько же времени, сколько и последующие встречи. Если первая встреча затянется, она может создать у клиента иллюзии относительно продолжительности консультирования.(45-1 час)Необходимо также установить частоту встреч. Для установления продуктивного контакта достаточно одной – двух встреч в неделю. При более редких встречах гораздо труднее ближе узнать клиента, вспомнить, что происходило на прошлой встрече, а также сохранить непрерывность процесса консультирования. Создание атмосферы взаимодоверия. Создавать атмосферу взаимного доверия является обязанностью консультанта. Успешность этого процесса обусловлена личностными качествами консультанта и его отношением к окружающему миру: • во время консультирования все внимание надо уделять клиенту, не отвлекаясь на посторонние дела; • предоставить клиенту максимальную возможность высказаться; • не проявлять излишнего любопытства; • соблюдать профессиональную тайну; • помочь клиенту чувствовать себя непринужденно; • относиться к проблеме клиента и к нему самому без осуждения.

2. Обсессивные личности. Обсессивной личностью называют человека с обсессивными или (и) компульсивными чертами. Обсессия - это постоянное повторение нежелательной, навязчивой мысли, от которой невозможно избавиться волевым усилием. Компульсия - это повторяющееся навязчивое побуждение к выполнению какого - либо действия или серии действий. Серия навязчивых действий обычно носит ритуальный характер. Осуществление навязчивости позволяет индивиду избежать приступов тревожности. Обсессивной личности свойственны определенные социально ценные черты: старательность, надежность, самоконтроль, честность. С другой стороны, Freud при описании личности со склонностью к обсессивным симптомам указывает на обязательную комбинацию трех черт: педантичности, скупости и упрямства. Эту комбинацию он называет "анальным характером. Обсессивная личность обычно обращается за помощью не вследствие специфических проблем, а в силу напряжения и тревожности в межличностных отношениях или семейной жизни. Обсессивно - компульсивные симптомы могут составлять лишь незначительную часть жалоб такого клиента. Консультанту необходимо разобраться в особенностях обсессивной личности, чтобы избежать ошибок в работе с обсессивными клиентами и понимать собственные реакции при встречах с ними. Ведущей защитой у людей с преобладанием обсессивной симптоматики является изоляция, рационализацию, морализирование, компартментализацию и интеллектуализацию. Также они активно используют реактивное образование.

Билет 12

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...