Стадия 2 - зависимость и идентификация.
Границы стадии: от начала работы с первым клиентом до того момента, когда появляется осознание значительности воздействия психолога на клиента. Состояние супервизируемого – недостаток уверенности в себе, нехватка знаний о профессиональной деятельности и ее последствиях. Роль супервизора: а) помощь начинающему терапевту в том, чтобы справиться с "голодом подтверждения": доброжелательность, поддержка сверхтребовательного к себе начинающего психолога; б) функции организатора: прояснение ближних и дальних целей, предсказания относительно процесса и результатов психотерапии; в) помощь росту доверия супервизируемого к силе и эффективности психотерапии. Стадия 3 – деятельность и продолжающаяся зависимость. Границы стадии: от момента осознания того, что клиент серьезно воспринимает психотерапевтический процесс. Состояние супервизируемого характеризуется движением отпассивности и зависимости к автономии и активности. Роль супервизора - сходная с "реакцией значимых других" (Винникот) для детского самоопределения: признание значимости, сложности работы психолога; понимание потребностей супервизируемого; Стадия 4 – ненасыщение и принятие самостоятельности. Границы стадии: от момента осознания супервизируемым того, что он является психотерапевтом. Состояние супервизируемого – осознание ответственности за арсенали спользуемых им приемов и методов; понимание процесса терапии, сущности его профессиональной деятельности. Роль супервизора – не контролирование, а консультирование супервизируемого; снятие чрезмерной опеки. Стадия 5 – идентичность и независимость. Границы стадии: появление способности работать без поддержки супервизора. Состояние супервизируемого – борьба за власть; желание чувствовать себя независимым психотерапевтом; уменьшение воздействия супервизора; увеличение автономии. Роль супервизора - доступность в качестве помощника; передача супервизируемому свободы действий и ответственности за проводимые терапевтические вмешательства.
Стадия 6 – спокойствие и коллегиальность. Границы стадии: появление спокойствия, стабильности, коллегиального взаимодействия со старшими, равными и младшимиколлегами. Состояние психотерапевта на этой стадии – спокойствие; отсутствиестраха; профессиональное самопринятие; интеграция с профессиональнымсообществом. Роль супервизора можно описать двумя возможными типами отношений: 1) отношения, сходные с существовавшими в первые годы обучения. Супервизор несет ответственность за терапию, профессиональный рост терапевта, его продвижение по профессиональной лестнице; 2) отношения типа "коллега - коллега", когда младший не обязан работать по плану старшего, а старший не несет ответственности за процесс и результат терапии, не является экспертом Консультативный процесс в психоанализе Цели психологической помощи: • помощь клиенту в осознании неосознаваемых защитных механизмов, мотивов, способов поведения и принятие их интерпретации; • усиление Я для более продуктивного существования в мире и взаимодействия с окружением. Роли и функции консультанта: отстраненность, нейтралитет, личностная закрытость; умение выдерживать перенос и работать с контрпереносом; способность давать адекватные интерпретации; осознание собственных проблем и их возможного влияния на процесс консультирования и на клиента. Ожидания от клиента: принятие теории психоанализа: полная открытость; готовность к длительной проработке собственных проблем; воздержание от глобальных изменений в своей жизни (развод, женитьба и т.п.) на протяжении работы с консультантом.
Анализ статьи (З. Фрейд. Женщина, которой казалось, что ее преследуют)
Билет 23 Условия успешного консультирования по К.Роджерсу Согласно К.Роджерсу, если взаимоотношения психолога и клиента осуществляются при определенных условиях, то у клиента возникают позитивные изменения, ведущие к большей личностной интеграции, уменьшению внутренних конфликтов и освобождению такой энергии, которую клиент может использовать для эффективной жизни. Первое из них - эмпатия при понимании мира клиента. Психолог переживает мир клиента как будто бы свой, но при этом ни на одну минуту не теряет чувство "как будто бы". Психолог переживает гнев и тревогу клиента, но он не может допустить, чтобы эти чувства возникли как его собственные и тем самым оказали бы неблагоприятное влияние на процесс работы с клиентом. Второе условие успешности – установка на безусловно теплое и позитивное принятие. Это значит, что психолог с откровенным, добрым намерением стремится навстречу клиенту, независимо от своих эмоций – от страха, смущения, гордости, гнева. Он не хочет руководить клиентом и считает его такой личностью, в которой открываются большие человеческие возможности. Третье необходимое условие – аутентичность – заключается в том, чтобы психолог откровенно, "без маски" показывал свои чувства, возникающие в данную минуту, то есть те чувства, которые испытывает, осознает психолог, которые стали доступными ему и переживаются им. Депрессивные личности Депрессивная личность - человек с постоянно пониженным настроением. Их картина мира нарисована преимущественно в черных красках и темных тонах. Жизнь кажется лишенной смысла, во всем они отыскивают только мрачные стороны. Даже при большом желании им с трудом удается отыскать что-то позитивное вокруг: в событиях, поведении других людей.
В движениях, в мимике и пантомимике обычно видна заторможенность:
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|