Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Работа с чувствами клиента в консультировании




Самый простой случай (хотя в консультировании не бывает простых случаев) – это понимание клиентом своих чувств. Например, клиент говорит: Первый этап работы с чувством – диагностический. Важно выявить, прояснить, какое именно чувство испытывает клиент. Для этого психолог задает вопросы: • Что ты сейчас чувствуешь?• Что сейчас с тобой происходит? • Ты злишься (обижаешься, радуешься, чувствуешь себя виноватым)? Если удалось обнаружить чувство, можно переходить ко второму этапу – выявлению объекта: того, кому адресовано это чувство. На третьем этапе обычно выясняется потребность клиента в отношении выявленного объекта. Клиент хочет что-то получить от этого человека либо что-то ему отдать, вернуть. Иногда для клиента бывает важным эмоциональное отреагирование в отношении данного человека (людей). Психолог поддерживает процесс исследования клиентом своего внутреннего мира и выявляет потребности клиента: • Что хотел бы получить от...? • Для чего тебе злиться на...? • Что тебе нужно от...? • Для чего в твоей жизни этот человек? Этот процесс позволяет выявить истинные потребности клиента. Поэтому кратко обозначим чувства, с которыми консультант может встретиться в ходе консультирования. Злость Ярость Тревога Обида Вина. С тыд возникает всякий раз, когда человек осознает «свою базовую дефективность», ощущает себя неадекватным, несовершенным, ничего не стоящим, отвратительным, опозоренным, выставленным напоказ. В чувство стыда вовлечен весь образ Я. Обычно чувство стыда переживается на физиологическом уровне: человек опускает глаза, голову, «съеживается», у него «подкашиваются» ноги, он краснеет. Ревность обычно возникает в консультировании в одном контексте с такими понятиями, как «проявление любви», «измена». Это сильное и весьма болезненное чувство, связанное в большей мере со страхом потери, чем с проявлением любви. Необоснованные и частые проявления ревности свидетельствуют не столько о недоверии партнёру, сколько о неверии в собственную способность удерживать партнера во взаимоотношениях перед лицом даже незначительного соревнования. Унижение – неприятное чувство. Семантическое значение слова «унижение» содержит в себе желание подняться вверх и невозможность это сделать, так как человеку указали на его место, более низкое, чем ему бы хотелось. Оно обычно начинается с некоторого намерения клиента, которое ему не удается реализовать. Страх – это чувство, которое возникает на первых этапах терапии, причем иногда не только у клиента, но и у терапевта. Это может быть страх какого-либо события, другого человека. Страх характеризуется тем, что у человека возникает повышенное внимание к опасной ситуации, человеку, событию (реально произошедшему или мнимому). Тревога – это самая ранняя младенческая эмоция. (Альтернатива ей – безразличие, когда равновесие слияния поддерживается стопроцентно). Это состояние общего недифференцированного раздражения, которое не обеспечивает достаточной ориентации для успешного управления ситуацией.

2. Техники воздействия Воздействие осуществляется на трех уровнях: эмоциональном, когнитивном и поведенческом. 1. Воздействие на когнитивном уровне. РЭТ применяет сократовский тип диалога между клиентом и психологом, а также когнитивный диспут. Задачи психолога заключаются в прояснении смысла, в демонстрации логической несостоятельности. В процессе такого спора может выявиться вторичная выгода, которую дает сохранение иррациональной установки. РЭТ учит клиентов семантической точности: если клиента не любят, это не значит, что его всегда не будут любить; если клиент потерпел неудачу, это не значит, что он никогда не сможет добиться успеха и т.п.2. Воздействие на эмоциональном уровне. Психолог использует различные способы драматизации предпочтений и долженствований, чтобы клиенты могли четко различать эти два феномена (отличие "было бы лучше" от "должно"). Терапевт может использовать: - ролевую игру, чтобы клиент увидел свои ложные идеи и их влияние на отношения с другими людьми; - моделирование, чтобы показать клиенту, как принимать различные идеи; - юмор, чтобы довести до абсурда иррациональные мысли;- безусловное принятие, показывая клиенту, что он принимает его, несмотря на наличие негативных черт, тем самым давая импульс для самопринятия;- эмоционально насыщенное разубеждение, приводящее клиентов к отказу от некоторых абсурдных идей и замене их на более разумные понятия;- поощряет поведение, связанное с риском: побуждает клиентов к самораскрытию, предлагает им поделиться своими социально неодобряемыми чувствами (злостью, враждебностью). 3. Воздействие на поведенческом уровне. Поведенческие методы в РЭТ применяются и для изменения когниций (представлений) клиентов. Склонность к перфекционизму может быть снижена путем выполнения следующих заданий психолога: пойти на риск; нарочно провалиться при решении какой- либо задачи (например, нарочно плохо выступить перед публикой); воображать себя в ситуациях неудачи; браться за ту деятельность, которую клиент считает особо опасной.

 

Билет 13

1.Первая встреча с клиентом. Первой встрече необходимо уделить особое внимание. Прежде всего, необходимо встретить и усадить клиента. С первых минут беседы следует проявить себя доброжелательным и заинтересованным собеседником, поднявшись навстречу клиенту. Хорошо, если с самого начала психолог подбадривает клиента репликами типа: "Добрый день. Располагайтесь, пожалуйста, поудобнее". Перед началом беседы лучше сделать паузу (45-60 секунд). Важный момент консультации – знакомство с клиентом по имени. Иногда в начале беседы возникает необходимость объяснить клиенту, что такое психологическое консультирование, на что он может рассчитывать, обращаясь за помощью. В начале первой встречи важно выяснить, пришел ли клиент сам или его кто-то направил к психологу. Стадия Мультимодальное определение проблемы. В том случае, когда контакт установлен, а клиент перешел к рассказу о себе, начинается вторая стадия консультирования (которая может занять 25- 30 минут), на которой клиент должен как можно больше рассказать о себе и своей ситуации. На этой стадии лучше всего помогают открытые вопросы и реплики, максимально структурирующие рассказ. 3. Желаемые изменения. На этом этапе консультанту необходимо еще раз внимательнопроанализировать особенности поведения клиента, лежащие в основепредъявленной проблемы, и попытаться ответить на вопрос: чего именноклиент хочет добиться своим поведением, какие потребности он пытаетсяудовлетворить. Задачи этого этапа можно считать реализованными только в том случае, если и клиент, и консультант выстроили своеобразную "цепочку" событий. 4.Поиск Альтернативные пути решения проблемы. Главная задача данного этапа – выработка нескольких альтернативных решений, нескольких выходов из сложившейся ситуации, позволяющих добиться желаемого результата. Психолог помогает клиенту сформулировать возможные альтернативы, критически их осмыслить и выбрать наиболее подходящий и реалистичный вариант поведения. Обсуждение можно начать с вопросов типа: "Как вы думаете, можно ли было вести себя в этой ситуации по-другому?" или "Если вы молча уйдете, это будет такое же поведение, как и сейчас?". 5.Поиск ресурсов. Пятый этап тесно связан с четвертым. На этом этапе важнопроанализировать имеющиеся клиента ресурсы, на которые клиент можетопереться при решении проблемы. Иногда на этом этапе полезно спроситьклиента, что он за человек, за что он сам себя ценит, что позволяет емувыполнять сложную, ответственную работу (воспитывать подростка, жить внепростой семейной ситуации). 6. Экологическая проверка. На этой стадии происходит последовательная реализация плана решенияпроблем. Необходимо отметить, что многие клиенты послеконсультирования ничего не меняют в своей жизни. Поэтому вначаленеобходимо выяснить у клиента, собирается ли он в действительностипредпринимать шаги для изменений.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...