Определение и источники сопротивления
Сопротивление согласно З. Фрейду сила и процесс, производящие вытеснение. Сопротивление это импульсивное действие, направленное на защиту привычной идентичности и знакомого мира от того, что воспринимается как угроза. В психоанализе выделены следующие источники сопротивления: 109 1. Сопротивление-подавление, связанное с потребностью клиента защитить себя от травмирующих воспоминаний, ощущений, событий. 2. Сопротивление-перенос, отражающее борьбу с импульсами, возникшими у пациента в отношении личности психоаналитика. 3. Сопротивление-выгода, представляющее собой вторичную выгоду от сохранения проблемы, симптома, болезни. 4. Бессознательное сопротивление (сопротивление-Id) – сопротивление инстинктивных импульсов любым изменениям в их способах и формах выражения. 5. Сопротивление-Super-Ego: сопротивление, вызванное чувством вины клиента, его потребностью в наказании. 6. Сопротивление, вызванное неправильными действиями аналитика, неверно выбранной тактикой. 7. Сопротивление, связанное с тем, что происходящие изменения ведут к сложностям в отношениях с близкими, значимыми людьми (например, с супругом, в основе отношений с которым лежит невротический выбор). 8. Сопротивление, являющееся следствием нежелания прекращать отношения со своим аналитиком, зависимостью от него. 9. Сопротивление из-за необходимости отказа от привычных форм адаптации и др.
Билет 5 1.Психотерапевтические отношения. Важнейший фактор, определяющий эффективность психологического консультирования – это качество отношений между психологом и клиентом. Существенным моментом, касающимся требований к профессиональным отношениям, является связь консультанта с той или иной психотерапевтической школой. Поэтому целесообразным будет краткое рассмотрение основных подходов к профессиональным отношениям в рамках ведущих концепций и теорий личности. Взгляды классического психоанализа характеризует директивный, даже авторитарный стиль отношений с клиентом, а в самом процессе психотерапии выделяют реальные и терапевтические отношения - перенос и рабочий альянс. Перенос можно определить как ситуацию, когда клиент оценивает психолога как самого значительного человека в его жизни, следствием чего является искаженное восприятие психолога клиентом.Контрперенос возникает, когда психолог теряет свою объективность и развивает в себе сильное и глубокое чувство по отношению к клиенту, романтическое или сексуальное. Психолог, которому не удалось распознать наличие контрпереноса, может реагировать неожиданным и неуместным для клиента образом. Психоаналитик сохраняет позицию объективного наблюдателя, являясь исключительно субъектом профессиональной деятельности, а реальная личность психоаналитика представлена лишь его опытом и мастерством. Он должен быть молчаливым, уклончивым и нереагирующим, чтобы обеспечить чистый экран, на который клиент мог бы проецировать свой перенос.Бихевиоральная психотерапия занимается в основном поведением клиента и в меньшей мере – его внутренним миром. Задача психолога- бихевиориста - создать для клиента "неугрожающую" аудиторию, где он бы мог рассказывать все, что думает. Позитивные психотерапевтические отношения являются необходимым, но недостаточным условием эффективной психотерапии.Психодрама функционирует в рамках эклектического подхода к отношениям между тем, кто помогает, и тем, кто нуждается в помощи [241]. Большинство психодраматистов оценивают реальные взаимоотношения ("теле"), развивающиеся между членами группы и между клиентом и психотерапевтом, как потенциально важную целительную силу в психодраме. Я.Л.Морено характеризовал психодраму как межличностную терапию и как приглашение к общению, общению двоих лицом к лицу.
Техники бихевиоральной терапии и консультирования (парадоксальная интенция, моделирование, позитивное подкрепление, вызывание отвращения, самоконтроль) 4.Парадоксальная интенция (стремление). Согласно этой методике, предложенной В.Франклом, клиенту предлагается прекратить борьбу с симптомом и, наоборот, пытаться умышленно вызвать его и усилить. Метод заключается не только в перевертывании своего страха, но и в юмористическом к нему отношении. 5.Моделирование. Использование данной техники предполагает демонстрацию желаемого поведения. Психолог может сам показать клиенту, как спокойно вести себя в пугающих ситуациях (например, как убивать пауков), либо использовать видеозапись. 6.Позитивное подкрепление (поощрение). Позитивным подкреплением со стороны психолога могут служить улыбки, внимательное выслушивание, кивки головой. Широко распространена жетонная (талонная) система поощрения за желательное поведение. 7.Техника вызывания отвращения (аверсивноеобусловливание). В основе метода лежит выработка условного рефлекса. Нежелательное поведение клиента сочетается с неприятным стимулом: резкими, громкими звуками, ударами электрическим током (при невротическом заикании, энурезе, дрожании рук), веществами, вызывающими рвоту (при алкоголизме) и др. 8.Наказание. В этой технике наказание следует после нежелательного поведения. 9.Техники самоконтроля. Данная техника предполагает активную роль клиента в определении целей консультирования и выполнении программы позитивных изменений. Самоконтроль – основа успешной саморегуляции поведения. Билет 6 1.Основные теоретические положения РЭТ. Личность в РЭТ рассматривается на трех уровнях: когнитивном, эмоциональном и поведенческом. Сущность концепции РЭТ выражается моделью А – В – С, где А – возбуждающее событие (activatingevent), В – система убеждений (beliefsystem), С – эмоциональное последствие (emotionalconsequence).Обычно сильное эмоциональное последствие (С), следующее за возбуждающим событием (А), расценивается человеком с позиций причинно-следственной связи (А вызвало С). На самом деле эмоциональное последствие С возникает не под влиянием события А, а под влиянием В – системы убеждений человека. РЭТ базируется на следующих основных принципах: 1. Мысли – это главный фактор, определяющий эмоциональное состояние человека (как мы думаем, так и чувствуем). 2. В основе патологии эмоций и многих психопатологических состояний лежат нарушения мыслительных процессов, к которым относятся: • преувеличение; • упрощение; • чрезмерное обобщение; • алогичные предположения; • ошибочные выводы; • абсолютизация.
2. Виды директив. Директива – самая сильная из техник воздействия. При использовании директивы психолог говорит клиенту, какое действие ему следует предпринять. В рамках разных теорий используются разнообразные виды директив, например: • свободные ассоциации: "Вспомните и расскажите, с какими моментами из вашего детства ассоциируется это чувство…"; • гештальт-метод работы с полярностями: "Представьте, что ваша подруга сидит в этом кресле. Скажите ей все, что думаете и чувствуете. Теперь пересядьте в это кресло и ответьте себе от ее имени"; • фантазирование: "Представьте, что вы вернулись в прошлое, в свое детство… Перед вами – девочка 5-6 лет. Эта девочка – Вы… Подойдите к ней поближе… Посмотрите, во что она одета, как выглядит… Вы можете спросить ее о чем-то важном…" • парадоксальная инструкция: "В следующий раз, когда испытаете страх, не пытайтесь подавить его. Наоборот, усильте свой страх, расскажите о нем окружающим… Желательно, чтобы вы испытывали в день не меньше трех приступов страха…"• релаксация: "Закройте глаза… Почувствуйте свое тело… Расслабьте мышцы лица…" • пожелание: "Я хотел бы, чтобы вы сделали следующее…" • домашнее задание: "В течение недели вы должны письменно каждый вечер отвечать на следующие вопросы…", "К следующей нашей встрече заполните этот опросник" и др. Психолог может давать указания клиенту, предлагая определенные изменения в поведении (тренировка поведенческих навыков), языковые замены ("должен" на "хочу" и "не хочу"), вовлекая его в групповую работу (изменение пространственного положения членов семьи). Необходимо помнить, что использование директив возможно только после установления контакта психолог с клиентом. Билет 7
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|