Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Основы конституционного строя РФ.




Основы конституционного строя составляют первичную нормативную базу для остальных положений Конституции РФ, всей системы действующего законодательства.

Конституционным является строй, основные устои которого отображены в демократической Конституции и реальной конституционной практике. Конституционный строй в этом смысле есть совокупность конституционных отношений, есть устоявшаяся конституционная практика.

Понятие «основы конституционного строя» характеризуют закрепленные в Конституции базовые принципы государственного и общественного строя, в которых получили юридическое выражение основополагающие ценности данного строя. Это ценности демократии: «Российская Федерация - Россия есть демократическое федеративное правовое государство» (ч. 1 ст. 1); «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью» (ст. 2); «Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ» (ч. 1 ст. 3); «Никто не может присваивать власть в Российской Федерации» (ч. 4 ст. 3) и т.д. Это ценности государственности: «Суверенитет Российской Федерации распространяется на всю ее территорию» (ч. 1 ст. 4); «Российская Федерация обеспечивает целостность и неприкосновенность своей территории» (ч. 3 ст. 4) и др. Это ценности социального мира: «Запрещается... разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни» (ч. 5 ст. 13) и др. В Конституции РФ эти и другие основополагающие ценности переведены на язык права, получив предметное выражение в принципах конституционного строя. К ним Конституция РФ относит: 1. суверенитет народа, признание человека, его прав и свобод высшей ценностью, федерализм, республиканскую форму правления, разделение властей, правовое, демократическое, социальное, светское государство; 2. политический плюрализм, социальное рыночное хозяйство, многообразие и равноправие форм собственности; 3. признание и гарантирование местного самоуправления. Сконцентрированные в первой главе Конституции, представляя в своем единстве основы конституционного строя РФ, отмеченные принципы обладают высшей юридической силой по сравнению с иными конституционными нормами. Согласно ст. 16 Конституции РФ никакие другие положения Основного Закона не могут противоречить основам конституционного строя.

 

 

18. Центральная избирательная комиссия России: конституционно-правовой статус.

Руководящий избирательный орган РФ, возглавляющий систему избирательных комиссий. Данная комиссия действует на постоянной основе. Срок ее полномочий - 4 года. Состоит из 15 членов. По 5 членов комиссии назначаются соответственно Государственной Думой, Советом Федерации и Президентом РФ. К членам Центризбиркома предъявляются повышенные требования - наличие высшего юридического образования либо ученой степени в области права.
Центральная избирательная комиссия РФ обладает структурными полномочиями:
обеспечивает реализацию федеральных целевых программ, связанных с подготовкой и проведением выборов, развитием избирательной системы в РФ, правовым обучением избирателей и профессиональной подготовкой членов избирательных комиссий; осуществляет меры по организации системы финансирования выборов, единого порядка распределения эфирного времени между зарегистрированными кандидатами, установления итогов голосования, определения результатов выборов; руководит деятельностью избирательных комиссий при проведении выборов в федеральные органы власти; осуществляет контроль за законностью в деятельности иных комиссий, обеспечивает единообразное применение федерального избирательного законодательства и в этой связи издает инструкции и иные акты по вопросам его применения; регистрирует избирательные блоки, кандидатов на должность Президента РФ и их доверенных лиц, выдает им удостоверения; устанавливает форму избирательного бюллетеня, списки избирателей и других избирательных документов, распределяет средства, выделяемые из федерального бюджета на финансовое обеспечение подготовки и проведения выборов; устанавливает единый порядок обработки итогов голосования; устанавливает результаты выборов Президента РФ и депутатов Государственной Думы по федеральному избирательному округу; организует повторное голосование и повторные выборы Президента РФ и депутатов по федеральному избирательному округу; оказывает правовую, методическую, организационно-техническую помощь избирательным комиссиям; рассматривает жалобы (заявления) на решения и действия нижестоящих избирательных комиссий; совместно с органами государственной власти, избирательными комиссиями субъектов РФ, органами местного самоуправления организует государственную систему регистрации (учета) избирателей и др. Центральная избирательная комиссия РФ вправе давать заключения о соответствии законов субъектов РФ Федеральному закону от 19 сентября 1997 г. «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме РФ». Официальным печатным органом данной комиссии является Вестник Центральной избирательной комиссии РФ.

Центральная избирательная комиссия и комиссии субъектов РФ имеют аппараты, структуру и штаты, которые устанавливаются ими самостоятельно. Работники этих аппаратов являются государственными служащими. Центральная избирательная комиссия РФ, избирательные комиссии субъектов РФ являются юридическими лицами. Иные избирательные комиссии могут признаваться в качестве таковых.

 

 

19. Юридические свойства Конституции РФ 1993 г.

Конституцию характеризуют социальные и юридические свойства.
Юридические свойства Конституции - это совокупность юридических характеристик, отображающих особенности принятия Основного Закона, его строение, механизм реализации и правовой охраны, а также определяющих его место в правовой системе страны. К юридическим свойствам относятся: 1. верховенство Конституции, 2. ее прямое действие, 3. признание Конституции базой текущего законодательства, 4. особая правовая охрана Конституции, 5. особый порядок ее изменения и пересмотра, 5. стабильность Конституции.
Верховенство Конституции
указывает на господствующее (верховенствующее) положение ее норм во всей национальной системе права, характеризует ее высшую юридическую силу, прямое действие и применимость без каких-либо изъятий на всей территории РФ. Верховенство федеральной Конституции означает также, что принимаемые в РФ законы и иные правовые акты не должны ей противоречить. В случае такого противоречия эти акты считаются неконституционными, т.е. недействительными. Верховенство федеральной Конституции обеспечивается единством государственной власти и государственной целостностью РФ.
Стабильность Конституции - это неизменность основных положений Конституции при неизменяющихся социально-политических условиях общества. Стабильность Конституции является одним из главных условий стабильности конституционного строя, устойчивости всей системы и организации государственной власти, ее предсказуемости, а также устойчивости всей правовой системы. Стабильность Конституции определяется социально-политическими и экономическими факторами (стабильностью регулируемых Конституцией отношений, стабильностью политической и социальной ситуации и др.), а также обеспечивается действием специальных юридических механизмов, в частности существующим порядком изменения и пересмотра Конституции. В зависимости от того, каков порядок изменения и пересмотра основного закона, все конституции подразделяются на две группы: 1) гибкие, порядок изменения которых аналогичен обычным законам; 2) жесткие, порядок изменения которых существенно усложнен в сравнении с обычными законами. К числу жестких конституций относится и российская. Со времени ее принятия ни одно из конституционных положений не подвергнуто изменению или дополнению.
Конституция - это база развития текущего законодательства - такова юридическая характеристика Конституции, которая выражает ее способность оказывать присущими ей способами воздействие на формирование системы законодательства, развитие национальной правовой системы. Значение Конституции для развития национального законодательства проявляется в следующем: Конституция определяет главные цели правового регулирования, указывает на те отношения, которые требуют законодательной регламентации. Конституция РФ содержит прямое указание на необходимость принятия федеральных конституционных законов (этому посвящены 12 ее положений) и федеральных законов (около 100 статей содержат подобные отсылки). Указанные положения Конституции обязывают Федеральное Собрание принять соответствующие законы. Влияние Конституции на развитие законодательства выражено и в том, что она устанавливает правотворческую компетенцию федеральных органов и органов государственной власти субъектов РФ; определяет официально признанную классификацию нормативных актов и их иерархию и др.
Прямое (непосредственное) действие Конституции - свойство конституционных норм оказывать без относительных конкретизирующих их актов непосредственное регулирующее воздействие на всех, кому данные нормы адресованы, а также возможность граждан требовать защиты (обеспечения) своих прав, ссылаясь только на конституционные положения. Прямое действие Конституции, предусмотренное в ч. 1 ст. 15, а также в ст. 18 Конституции РФ, означает, что она действует на всей территории страны и не требует имплементации в законодательстве субъектов Федерации. Ее положения обязательны для всех без исключения органов, должностных лиц и граждан. Отсутствие конкретизирующих Конституцию РФ актов означает не невозможность применения ее положений, а лишь указывает на своеобразие их применения, связанного с использованием специфических правовых средств (к примеру, принятие судом решения на основе общего положения Конституции, если это необходимо для обеспечения прав и свобод граждан).

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...