Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Порядок назначения на должность Председателя Правительства РФ.




Формирование Правительства охватывает два взаимосвязанных этапа, две стадии. На первом этапе формируется институт главы Правительства. Глава Правительства - ключевая и ведущая должность в государстве. В силу значительности процедура и порядок назначения Председателя Правительства определены Конституцией и федеральным конституционным законом. Конституция устанавливает, что Председатель Правительства назначается Президентом с согласия Государственной Думы. Согласно Конституции (ч. 3 ст. 111) Государственная Дума рассматривает представленную Президентом кандидатуру Председателя Правительства в течение недели со дня внесения предложения о кандидатуре. Второй этап формирования Правительства связан с назначением членов Правительства: первых заместителей Председателя Правительства, заместителя Председателя и федеральных министров. Кроме того, Конституция устанавливает, что Председатель Правительства РФ не позднее недельного срока после назначения представляет Президенту РФ предложения о структуре федеральных органов исполнительной власти.
В соответствии с Федеральным конституционным законом «О Правительстве РФ» (ст. 7) Председатель Правительства РФ назначается Президентом РФ (с согласия Государственной Думы) и освобождается им от должности: а) по собственному заявлению Председателя Правительства; б) в случае его невозможности исполнения своих полномочий. При этом Президент уведомляет палаты Федерального Собрания об освобождении от должности Председателя Правительства в день принятия решения. Освобождение от должности Председателя Правительства одновременно влечет за собой отставку Правительства РФ.
Никто, кроме Президента, не вправе выдвигать кандидатуру Председателя Правительства или вносить в Думу альтернативную кандидатуру. Дума может дать согласие на назначение либо отказать в согласии, но она не мо­жет обсуждать ни одну кандидатуру, кроме внесенной Президен­том РФ. Тем самым достигаются две важные цели: представи­тельный орган участвует в назначении главы Правительства, но не является решающим источником предоставления ему власти, что неизбежно породило бы зависимость и контроль.

Роспуск Думы возможен в случае трехкратного отклонения ею представленных кандидатур Председателя Правительства (ч. 4 ст. 111 Конститу­ции РФ

Кандидат на должность Председателя Правительст­ва РФ докладывает Государственной Думе программу основных направлений деятельности будущего Правительства, отвечает на вопросы депутатов. По окончании ответов на вопросы предста­вители фракций и депутатских групп высказываются за выдвину­тую кандидатуру или против нее.

Решение о даче согласия на назначение Председателя Прави­тельства РФ принимается по усмотрению Государственной Думы тайным голосованием путем подачи бюллетеней или с примене­нием электронной системы. Согласие на назначение считается полученным, если за предложенную кандидатуру проголосовало большинство от общего числа депутатов. По результатам тайного голосования принимается постановление.

В случае отклонения кандидатуры Президент РФ в течение недели вносит на согласование палаты новую кандидатуру. В случае двукратного отклонения представленных кандидатур Президент РФ в течение недели вправе представить третью кан­дидатуру.

23. Конституционно-правовые характеристики России как Федерации. В качестве принципа конституционного строя государства федерализм выступает и как способ государственного территориального устройства страны, и как конституционная основа исторически сложившегося государственного единства многонационального народа России, являясь юридической (и фактической) гарантией государственной целостности РФ, целостности ее территорий, а также территорий, входящих в Федерацию субъектов. Конституция РФ (ч. 3 ст. 5) прямо указывает: «Федеративное устройство Российской Федерации основано на ее государственной целостности, единстве системы государственной власти». Признание России федеративным государством означает, что в Российской Федерации национальный вопрос и вопрос о территориально-политической организации общества и государства, разграничении предметов ведения между федеральным центром и составляющими его частями (субъектами) решается на основе принципа федерализма. Субъекты Российской Федерации имеют собственную территорию, конституции или уставы и органы власти - все это обеспечивает в пределах предоставленных им прав высокую степень независимости. Предметами ведения Федерации являются важнейшие вопросы государственной жизни: организация высших органов власти, внешняя политика, оборона страны, финансы, федеральные налоги, федеральные энергетические системы, транспорт, информация, связь, правовые основы единого рынка и др. В ведение субъектов Федерации входит более широкий круг вопросов, но это в основном вопросы, не требующие единого (общегосударственного) регулирования. Во многих сферах жизни: природопользование, вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами, координация вопросов здравоохранения и др. - Федерация и ее субъекты, тесно взаимодействуя, обеспечивают политическую, правовую, экономическую интеграцию государства в единый работающий организм. Субъекты Российской Федерации не обладают государственным суверенитетом. Действующая Конституция РФ, как и предыдущая, не говорит о том, что субъекты Федерации являются суверенными. Субъекты лишены права на сецессию - свободный односторонний выход из состава Российского государства, не обладают верховенством на своей территории, не имеют абсолютной независимости в сфере международных отношений. Действие федерального права распространяется на всю Федерацию, и ни один из ее субъектов не вправе препятствовать его законному применению (ч. 1, 2 ст. 15 Конституции РФ). Всякое федеративное государство (лат. federatio - союз) - это объединение двух или нескольких государственно-территориальных (или национальных) образований (штатов, земель, краев, областей, республик и т.п.) в единое государство при сохранении за ними политической самостоятельности. Федеративные государства характеризуются следующими юридическими признаками: 1) двухуровневой системой органов государственной власти - федеральные органы власти и органы власти субъектов федерации; 2) наличием федеральной правовой системы и правовой системы субъектов федерации; 3) принципом бикамерализма в построении союзного парламента (двухпалатное строение парламента, при котором одна из палат, как правило верхняя, представляет интересы субъектов федерации); 4) верховенство федерального права; 5) непризнанием за субъектами федерации суверенитета (хотя они обладают некоторыми его признаками); 6) финансовой зависимостью субъектов от федеральной власти - субъекты лишены реальной финансовой власти, права чеканить монету, эмиссии банковских билетов и других денежных знаков (таким образом создается механизм подчинения центральной властью субъектов федерации); 7) принципом двойного гражданства; 8) отсутствием у субъектов федерации права сецессии, т.е. выхода из состава федерации (такое право за субъектом федерации не признает ни одна из современных конституций федеративных государств).
Несомненно, все эти признаки присущи федеративному строю России. Территория России состоит из территорий ее субъектов, по статусу выступающих как ограниченно-правоспособные государственные образования, наделенные определенной учредительной властью; компетенция между РФ и ее субъектами разграничивается федеральной Конституцией; верховная законодательная, исполнительная и судебная власть в РФ принадлежит федеральным государственным органам; общенациональный парламент - Федеральное Собрание - имеет в лице Совета Федерации палату, представляющую региональные интересы; приоритет осуществления внешнеполитической деятельности принадлежит Федерации, органы которой представляют Россию на уровне межгосударственных отношений. Участие субъекта РФ в таких отношениях может иметь исключительно санкционированный характер; как члены Федерации субъекты РФ имеют собственное законодательство, собственную систему органов власти (республики - свое гражданство) и др.

24. Избирательная система РФ. В конституционном праве понятие избирательной системы употребляется в двух значениях: 1) в широком - как система общественных отношений, связанных с выборами органов публичной власти, а также предусмотренный законодательством порядок организации и проведения выборов и определения результатов голосования. В этом значении понятие избирательной системы тождественно понятию «избирательная кампания»; 2) в узком значении - как способ определения результатов голосования. разновидности избирательных систем - мажоритарную, пропорциональную и смешанную.

По мажоритарной избирательной системе проводились выборы половины депутатов Государственной Думы первого, второго и третьего созывов. В настоящее время большинство субъектов РФ применяет мажоритарную избирательную систему, в то время как немногие из них отдают предпочтение смешанной избирательной системе. Мажоритарная избирательная система используется преимущественно при проведении выборов представительных органов местного самоуправления.

Достоинство мажоритарной избирательной системы в ее результативности (выборы во всех случаях заканчиваются победой одного из кандидатов), персонифицированности, т.е. каждого депутата избирают в личном качестве (избиратель голосует не за список кандидатов, а за конкретного кандидата), в непосредственной связи избранного депутата и избирателей (что дает возможность депутату быть избранным на следующих выборах). К недостаткам относят невысокую представительность или репрезентативность победившего депутата, потерю голосов избирателей, голосовавших за проигравшего кандидата. Получается так, что чем больше кандидатов выдвинуто на выборах, тем меньше голосов требуется набрать победителю. От этих недостатков свободна пропорциональная система.

Согласно мажоритарной избирательной системе абсолютного большинства избранным считается кандидат, за которого отдано абсолютное число голосов (50% + 1 голос). Такая система определения результатов выборов используется при проведении выборов Президента РФ. В соответствии с Федеральным законом от 31 декабря 1999 г. «О выборах Президента РФ» (ст. 55) избранным считается кандидат на должность Президента РФ, который получил более половины голосов избирателей, принявших участие в голосовании. Число избирателей, принявших участие в голосовании, определяется по числу избирательных бюллетеней, обнаруженных в избирательных ящиках. В том случае, если для победы на выборах необходимо набрать фиксированное или определенное число голосов (25%, 30%, 2/3 голосов избирателей, участвующих в выборах), то это мажоритарная избирательная система квалифицированного большинства.

Мажоритарная избирательная система относительного большинства представляет такой способ определения результатов голосования, согласно которому избранным считается тот кандидат, за которого отдано голосов больше, чем набрал каждый из конкурирующих с ним кандидатов. В соответствии с Федеральным законом от 31 декабря 1999 г. «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ» (ст. 61) избранным по одномандатному избирательному округу признается кандидат, который получил наибольшее число голосов избирателей, принявших участие в голосовании. При равном числе полученных кандидатами голосов избранным считается кандидат, зарегистрированный раньше. Если при мажоритарной системе абсолютного и квалифицированного большинства голосование проводится в два тура, то особенность мажоритарной системы относительного большинства в том, что оно проводится в один тур.

Пропорциональная избирательная система представляет собой систему пропорционального представительства партий и движений в парламенте, основанную на том, чтобы каждая партия (движение) получала в парламенте или ином представительном органе число мандатов, пропорциональное числу голосов, поданных за ее кандидатов на выборах. В РФ такая система определения результатов голосования применяется при проведении выборов депутатов Государственной Думы по федеральному избирательному округу. Распределение депутатских мандатов осуществляется следующим образом: 1) сумма голосов избирателей, поданных за федеральные списки кандидатов избирательных объединений, получивших 5% и более голосов избирателей, делится на 225 (число депутатских мандатов, распределяемых по федеральному избирательному округу). Полученный результат есть первое избирательное частное (избирательной квотой); 2) число голосов, полученных каждым федеральным списком кандидатов, участвующим в распределении депутатских мандатов, делится на первое избирательное частное. Целая часть полученного в результате деления числа и является числом депутатских мандатов, которое получает соответствующий федеральный список кандидатов.

Смешанная избирательная система сочетает элементы мажоритарной и пропорциональной систем и в определенной мере исключает либо компенсирует их недостатки. Согласно Федеральному закону о выборах депутатов Государственной Думы 1999 г. половина состава этой палаты избирается по одномандатным округам, по мажоритарной системе абсолютного большинства. Вторая половина избирается по партийным (федеральным) спискам, которые баллотируются по единому федеральному избирательному округу, а мандаты между ними распределяются по пропорциональной системе. При применении смешанной системы каждый избиратель наделяется двумя голосами: один - в одномандатном избирательном округе, а другой - в федеральном избирательном округе. Подсчет голосов избирателей осуществляется раздельно (за кандидатов по одномандатным округам и за федеральные списки) по методике, определенной Федеральным законом от 24 июня 1999 г. «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ» (ст. 79-80).

 

25. Конституционно-правовые нормы в РФ.

им свойственны и общие признаки, присущие всем правовым нормам, безотносительно к их отраслевой принадлежности, и особенности, выделяющие их в самостоятельную часть системы права. понятие "конституционно-правовые нормы" охватывает не только нормы конституций, но и всех нормативных правовых актов, имеющих своим назначением регулирование общественных отношений, относящихся к предмету отрасли конституционного права.

От норм других отраслей права конституционно-правовые нормы отличаются: 1) своим содержанием, зависящим от той сферы общественных отношений, на регулирование которых эти нормы направлены;

2) источниками, в которых они выражены. Основополагающие, наиболее значимые нормы содержатся в особом акте, обладающем высшей юридической силой во всей системе права, - в Конституции РФ;

3) своеобразием видов: среди рассматриваемых норм значительно больше, чем в других отраслях, общерегулятивных норм. Это нормы-принципы, нормы-дефиниции, нормы-задачи. Они рассчитаны на всех правоприменяющих субъектов, независимо от вида правоотношений, участниками которых эти субъекты являются (гражданско-правовых, административно-правовых, трудовых и др.);

4) учредительным характером содержащихся в них предписаний. Именно конституционно-правовые нормы первичны, устанавливают обязательный для создания всех других правовых норм порядок: определяют формы основных нормативных правовых актов, порядок их принятия и опубликования, компетенцию государственных органов в сфере правотворчества, наименование принимаемых ими правовых актов. Нормы конституционного права определяют и саму систему государственных органов;

5) особым механизмом реализации, которая для многих конституционно-правовых норм связана не с возникновением конкретных правоотношений, а с особого вида отношениями общего характера или правового состояния (состояние в гражданстве, состояние субъектов в составе Российской Федерации);

6) специфическим характером субъектов, на регулирование отношений между которыми данные нормы направлены. Такими особыми субъектами можно назвать народ, государство, главу государства, представительные (законодательные) органы государственной власти; 7) особенностями структуры: для конституционно-правовых норм не характерна традиционная трехчленная структура, выделяемая в составе правовой нормы, - гипотеза, диспозиция и санкция. В рассматриваемых нормах обычно имеются гипотеза и диспозиция и лишь в отдельных случаях - санкция.

Наиболее значимые по сфере и уровню правового регулирования нормы закреплены в Конституции РФ, и они обладают высшей юридической силой. Ни одна правовая норма не может противоречить Конституции. Среди других нормативных правовых актов, содержащих конституционно-правовые нормы, наибольшей юридической силой обладают федеральные конституционные и федеральные законы. На основе Конституции и названных законов издаются все иные нормативные правовые акты. По отношению к нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации высшей юридической силой обладают конституции республик и уставы других субъектов. Названные акты, а также иные нормативные правовые акты субъектов Федерации должны соответствовать Конституции РФ и федеральным законам.

Следует, однако, учесть, что в случае противоречия между федеральным законом и нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, принятым в пределах предметов ведения, по которым субъекты обладают всей полнотой государственной власти (ст. 73 Конституции РФ), действует нормативный правовой акт субъекта.

Управомочивающие нормы закрепляют право субъектов осуществлять предусмотренные в этих нормах действия, определяют рамки правомочий соответствующих субъектов. Таковы все нормы, закрепляющие компетенцию Российской Федерации, ее субъектов, предметы ведения всех государственных органов (например, ст. 71, 72, 73, 83 - 90, 102, 103 Конституции). В качестве управомочивающих могут рассматриваться и содержащиеся в Конституции нормы-принципы, нормы-цели, нормы-задачи и т.п. Их предписания закрепляют правомочия всех субъектов соответствующих отношений действовать в целях предусмотренных в них предписаний. Например, норма ст. 2 Конституции, которая устанавливает, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью.

Обязывающие нормы закрепляют в конкретной форме обязанности субъектов совершать определенные действия, предусмотренные данными нормами, избирать тот вариант поведения, который соответствует их требованиям. К этой группе относятся нормы, устанавливающие конституционные обязанности граждан, а также все нормы, в которых исключается любой иной вариант действия, кроме предусмотренного в норме. Например, ч. 3 ст. 107 Конституции обязывает Президента РФ подписать и обнародовать федеральный закон, если при повторном рассмотрении Государственной Думой и Советом Федерации он одобрен ими в ранее принятой редакции.

Запрещающие нормы содержат в своих предписаниях запреты на совершение определенных действий, в них предусмотренных. Это обычно такие формулы: "запрещается", "не допускается", "обязаны", "не вправе" и т.п. Например, согласно ч. 5 ст. 13 Конституции РФ, запрещаются создание и деятельность общественных объединений по указанным в ней основаниям. Императивные нормы - такие, в которых однозначно определяются вариант поведения, действия субъектов в соответствующих обстоятельствах. Диспозитивные нормы предусматривают возможности выбора варианта действия субъекта с учетом указанных в норме условий и обстоятельств. В качестве примера можно привести нормы, содержащиеся в ч. 3 ст. 117 Конституции РФ. Они предусматривают, что после выражения Государственной Думой недоверия Правительству, Президент вправе объявить об отставке Правительства либо не согласиться с решением Думы. В случае, если Дума выразит повторно в течение трех месяцев недоверие Правительству, Президент объявляет об отставке Правительства либо распускает Государственную Думу. Эти нормы являются диспозитивными. Примером императивной нормы является установленное в ч. 4 ст. 111 Конституции РФ положение о том, что после трехкратного отклонения Думой кандидатур Председателя Правительства Президент распускает Думу и назначает новые выборы;

 

26. Исполнительные органы государственной власти субъектов РФ.

Система законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации устанавливается ими самостоятельно на основе Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ». Данный принцип означает право субъектов РФ самостоятельно устанавливать органы государственной власти в регионе, их статус, наименование, порядок формирования, компетенцию и др. В то же время действие принципа самостоятельности ограничено положением Конституции РФ (ч. 1 ст. 77) и указанием Закона на то, что образование и деятельность органов государственной власти субъектов РФ должна соответствовать основам конституционного строя и общим принципам организации представительных и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ, установленным федеральным законом.

Система исполнительных органов государственной власти субъекта РФ представляет совокупность органов государственной власти, призванных обеспечивать, реализовывать исполнительную власть в субъекте РФ посредством государственного управления и наделенных в этих целях государственно-властными полномочиями, которые закреплены в Конституции РФ, федеральных законах, законодательстве субъекта Федерации, соглашениях с федеральными органами исполнительной власти в рамках предметов ведения данного субъекта и совместного ведения Федерации и ее субъектов. По действующему законодательству в субъекте РФ устанавливается система органов исполнительной власти во главе с высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ, возглавляемым руководителем высшего исполнительного органа государственной власти этого субъекта. Систему органов исполнительной власти в республиках возглавляет правительство. Правительства учреждены в Ленинградской области, Ставропольском крае и в г. Москве, в иных субъектах РФ - администрация. В соответствии с Конституцией РФ в пределах ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Федерации, федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Федерации образуют единую систему исполнительной власти в Российской Федерации.
Высший исполнительный орган государственной власти субъекта РФ - это постоянно действующий орган исполнительной власти субъекта РФ, призванный обеспечивать исполнение законодательства на территории данного субъекта. Наименование высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Федерации, его структура, порядок его формирования устанавливаются конституцией (уставом) и законами субъекта Федерации с учетом исторических, национальных и иных традиций субъекта РФ.

К функциям высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ относятся разработка и осуществление программ по обеспечению комплексного социально-экономического развития субъекта РФ, участие в проведении единой государственной политики в области финансов, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения и экологии. Реализуя эти функции, высший исполнительный орган власти в пределах своих полномочий осуществляет меры по реализации, обеспечению и защите прав и свобод человека и гражданина, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью; разрабатывает для представления высшим должностным лицом субъекта РФ в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта РФ проект бюджета субъекта Федерации, а также проекты программ социально-экономического развития субъекта РФ. Как высший исполнительный орган государственной власти обеспечивает исполнение бюджета субъекта РФ и готовит отчеты об исполнении указанного бюджета, а также о выполнении программ социально-экономического развития; формирует иные органы исполнительной власти субъекта РФ; управляет и распоряжается собственностью субъекта РФ, федеральной собственностью, переданной в управление субъекту РФ; заключает в соответствии с федеральным законом договоры с федеральными органами исполнительной власти о разграничении предметов ведения и полномочий, а также соглашения о взаимной передаче осуществления части своих полномочий.
Высшее должностное лицо субъекта РФ. Им является руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ, избираемый населением, проживающим на территории данного субъекта. Высшее должностное лицо субъекта Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Федерации) избирается на срок не более 5 лет и не может избираться на указанную должность более двух сроков подряд. Наименование должности высшего должностного лица субъекта Федерации - руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Федерации устанавливается конституцией (уставом) субъекта Федерации с учетом исторических, национальных и иных традиций данного субъекта Федерации.
В республиках высшее должностное лицо представлено президентом республики (за исключением Хакассии, которую возглавляет председатель правительства республики); в краях, областях, автономных округах - губернатором или главой администрации; в городах федерального значения - мэром. Высшее должностное лицо субъекта РФ представляет субъект РФ во взаимоотношениях с иными субъектами РФ, органами местного самоуправления и соответствующими органами иностранных государств и подписывает с ними договоры; подписывает законы, принятые законодательным органом субъекта РФ; формирует высший исполнительный орган субъекта РФ и др. По Закону полномочия высшего должностного лица субъекта Федерации прекращаются досрочно в случае: его смерти; его отставки в связи с выражением ему недоверия законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта РФ; отставки по собственному желанию; признания его судом недееспособным или ограниченно дееспособным; вступления в отношении него в законную силу обвинительного приговора суда; его выезда за пределы Российской Федерации на постоянное место жительства; его отзыва избирателями субъекта РФ в случае, если такое положение предусмотрено законодательством субъекта РФ.

 

 

27. Политические партии в РФ: конституционно-правовые основы формирования и деятельности.

2001 г. - принятие ФЗ «О политических партиях» было обусловлено необходимостью более четкого определения роли политических партий и их места среди институтов гражданского общества. Согласно Закону политическая партия - добровольное объединение граждан РФ, созданное в целях участия в политической жизни общества посредством формирования и выражения политической воли граждан, участия в выборах и представления интересов граждан в законодательных (представительных) органах государственной власти и представительных органах местного самоуправления. Законом устанавливаются требования, предъявляемые к политическим партиям: наличие региональных объединений более чем в половине субъектов Российской Федерации; общая численность членов политической партии - не менее 10 тыс. граждан Российской Федерации, при этом в каждом региональном отделении должно состоять не менее 100 членов политической партии; руководящие и иные органы политической партии, а также ее структурные подразделения должны находиться на территории Российской Федерации (ст. 3). Политическая партия вправе осуществлять свою деятельность на всей территории РФ (ст. 5). Согласно Закону в РФ не предусматривается создание и деятельность межрегиональных, региональных и местных политических партий, а также иных политических общественных объединений.

принципы деятельности политических партий - законность и гласность, свобода партий в определении своей внутренней структуры, целей, форм и методов деятельности, за исключением установленных законом ограничений. Запрещается создание и деятельность политических партий, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности РФ, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни. Деятельность политических партий также не должна нарушать права и свободы граждан, гарантированные Конституцией и федеральными законами (ст. 8 и 9). В соответствии с Законом политическая партия может быть создана на учредительном съезде политической партии либо путем преобразования в политическую партию общероссийской общественной организации, общероссийского общественного движения при условии, что государственная регистрация преобразуемого общественного объединения осуществлена не позднее чем за 6 месяцев до принятия съездом общественного объединения решения о преобразовании в политическую партию. Для подготовки и проведения учредительного съезда предусматривается создание организационного комитета. В случае же преобразования действующего общественного объединения в политическую партию образование организационного комитета не обязательно (ст. 11-13 Закона). Политические партии и их региональные отделения подлежат государственной регистрации и наделяются в связи с этим правами юридического лица. При этом регистрация региональных отделений осуществляется после регистрации политической партии и должна быть завершена более чем в половине субъектов РФ не позднее чем через 3 месяца со дня регистрации политической партии. Только после этого политическая партия может осуществлять свою деятельность в полном объеме. В противном случае свидетельство о государственной регистрации политической партии утрачивает свою силу, а запись о ее создании, внесенная в единый государственный реестр юридических лиц, аннулируется (ст. 15-19).

В целях обеспечения демократических принципов в организации и деятельности политических партий Законом предусматриваются требования к их уставам. Соблюдение этих требований позволит обеспечить выборность и сменяемость руководящих органов политических партий, а также демократическую процедуру принятия решений, в том числе при выдвижении кандидатов в ходе проведения выборов в органы государственной власти и органы местного самоуправления.

Согласно Закону членство в политической партии является добровольным, фиксированным и индивидуальным. Членами политической партии могут быть граждане Российской Федерации, достигшие возраста 18 лет. Не вправе быть членами политической партии иностранные граждане, лица без гражданства, а также лица, признанные судом недееспособными либо содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда. Ограничение права на вступление в политические партии может устанавливаться для определенных категорий граждан РФ федеральными законами. Член политической партии может состоять только в одном региональном отделении данной политической партии - по месту постоянного или преимущественного проживания, основному месту работы или учебы.

В целях обеспечения финансовой прозрачности деятельности политических партий предусматривается ежегодное государственное финансирование партий по результатам их участия в выборах, а не в период проведения самих выборов. Такая форма финансирования политических партий достаточно широко распространена в мировой практике.
Поскольку политические партии играют особую роль в организации электоральных процессов, Закон устанавливает, что политические партии являются единственным видом общественных объединений, которые обладают правом самостоятельно выдвигать кандидатов при проведении выборов в органы государственной власти. Одновременно определены критерии, в соответствии с которыми партия признается участвующей в выборах. В случае если в течение пяти лет после создания партии она не принимает участие в выборах, такая политическая партия подлежит ликвидации. Законом предусмотрены и иные основания ликвидации политической партии, а также основания приостановления ее деятельности.

 

28. Правительство РФ: конституционные основы формирования и деятельности.

Правительство РФ – высший исполнительный орган РФ.

Правительство – коллегиальный орган. В его структуру входят: 1) должностные лица (Председатель Правительства РФ (он назначается на должность Президентом РФ с одобрения Государственной Думы РФ, при этом Президент РФ вправе предлагать кандидатуру Председателя Правительства на одобрение Государственной Думы не более 3 раз, если же нижняя палата Федерального Собрания трижды отклонит эту кандидатуру, то после третьего отклонения Думой представленной Президентом кандидатуры Президент обязан назначить самостоятельно Председателя Правительства и распустить Думу с назначением новых ее выборов), заместители Председателя Правительства РФ (они назначаются на должность Президентом РФ по представлению Председателя Правительства РФ), федеральных министров (назначаются на должность Президентом РФ по представлению Председателя Правительства РФ)); 2) структурные подразделения (в соответствии с Указом Президента РФ от 9 марта 2004 г. № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти») (федеральные министерства, федеральные службы, федеральные агентства).

Срок полномочий Правительства РФ равен 4 годам и начинает течь (истекает) с принятием своих полномочий вновь избранным Президентом РФ. Правительство РФ слагает свои полномочия перед вновь избранным Президентом РФ.

Полномочия Правительства РФ (ст. 114 Конституции РФ): 1) разработка и представление Государственной Думе РФ проекта федерального бюджета и обеспечение его исполнения; 2) обеспечение проведения в РФ единой государственной политики в области культуры, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения, экологии; 3) осуществление мер по обеспечению обороны страны, государственной безопасности, реализации внешней политики РФ; 4) осуществление мер по обеспечению законности, прав и свобод граждан, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью; 5) управление федеральной собственностью; 6) осуществление мер по обеспечению законности и борьбе с преступностью; 7) иные полномочия, возложенные на Правительство РФ Конституцией РФ, федеральными законами, указами Президента РФ.

Правительство РФ осуществляет контроль за деятельностью органов исполнительной власти – как федеральных, так и субъектов РФ – по вопросам, отнесенным к ведению РФ, совместному ведению РФ и ее субъектов. Правительство РФ обладает правом законодательной инициативы в Государственную Думу РФ, т. е. Правительство РФ вправе вносить законопроекты в Государственную Думу РФ, подготовленные по поручению Президента РФ, и направлять в палаты Федерального Собрания официальные отзывы о рассматриваемых федеральных законах и законопроектах.

Правительство в пределах своих полномочий выносит: 1) постановления (носят нормативный характер и принимают

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...