Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Основания для обращения в Конституционный Суд РФ.




Конституционный Суд РФ обладает так назы­ваемой связанной компетенцией, что означает возможность осу­ществления Судом своих полномочий только по запросам или жалобам лиц, упомянутых в Конституции РФ. Суд, следователь­но, не вправе рассматривать какое-либо дело по собственной инициативе.

Компетенция Конституционного Суда РФ состоит из четырех конституционных полномочий:

1) проверка конституционности законов, нормативных право­вых актов и договоров (нормоконтроль), осуществляемая по трем видам запросов и жалоб (от органов власти, граждан и судов)

Право обращения имеют: Прези­дент РФ, Совет Федерации, Государственная Дума, одна пятая членов Совета Федерации или депутатов Государственной Думы, Правительство РФ, Верховный Суд РФ, Высший Арбитражный Суд РФ, органы законодательной и исполнительной власти субъ­ектов РФ.

Запрос в Конституционный Суд возможен как в отношении все­го нормативного акта или договора, так и в отношении отдельных их положений, он допустим, если заявитель считает их не подле­жащими действию из-за неконституционности либо подлежащи­ми действию вопреки официально принятому решению соответ­ствующих органов государственной власти или их должностных лиц об отказе применять и исполнять их как не соответствующие Конституции РФ. В отношении актов, изданных субъектами РФ, запрос возможен только в случае, если нормативный акт издан по вопросу, относящемуся к ведению органов государственной вла­сти Российской Федерации или к совместному ведению органов государственной власти Российской Федерации и органов госу­дарственной власти субъектов РФ. Следовательно, не рассматри­ваются запросы в отношении актов, изданных по вопросам, не пе­речисленным в ст. 71 и 72 Конституции РФ. Конституционный Суд устанавливает соответствие Конституции РФ нормативных актов органов государственной власти и договоров между ними в определенных пределах, а именно: по содержанию норм; по форме нормативного акта или договора; по порядку подписания, заключения, принятия, опублико­вания или введения в действие; с точки зрения установленного Конституцией РФ разделе­ния государственной власти на законодательную, исполнитель­ную и судебную; с точки зрения установленного Конституцией РФ разграни­чения компетенции между федеральными органами государст­венной власти; с точки зрения разграничения предметов ведения и полно­мочий между органами государственной власти Российской Фе­дерации и органами государственной власти субъектов РФ, уста­новленного Конституцией РФ, Федеративным и иными догово­рами о разграничении предметов ведения и полномочий. По итогам рассмотрения дела Конституционный Суд прини­мает решение о признании нормативного акта или договора либо отдельных их положений соответствующими или не соответст­вующими Конституции РФ.

Контроль распространяется также на международные догово­ры РФ, не вступившие в законную силу. Запрос допустим, если договор подлежит ратификации Государственной Думой или утверждению иным федеральным органом государственной власти или если заявитель считает не вступивший в силу международный договор не подлежащим введению в действие и применению в Российской Федерации из-за несоответствия Конституции РФ.

Другая разновидность нормоконтроля — конкретный нормоконтроль — связана с жалобами граждан и их объединений. Пра­вом на обращение в Конституционный Суд РФ с индивидуаль­ной или коллективной жалобой на нарушение конституционных прав и свобод обладают граждане, чьи права и свободы наруша­ются законом, примененным или подлежащим применению в конкретном деле, и объединения граждан, а также иные органы и лица, указанные в федеральном законе. Жалоба допустима, если: закон затрагивает конституционные права и свободы граж­дан; закон применен или подлежит применению в конкретном деле, рассмотрение которого завершено или начато в суде или ином органе, применяющем закон.

2) разрешение споров о компетенции;

Правом на обращение в Конституционный Суд с ходатайст­вом о разрешении спора о компетенции обладает любой из уча­ствующих в споре органов государственной власти, указанных в ч. 3 ст. 125 Конституции РФ, а Президент РФ также в случае, предусмотренном ч. 1 ст. 85 Конституции РФ.

Конституционный Суд рассматривает споры о компетенции исключительно с точки зрения установленных Конституцией РФ разделения государственной власти на законодательную, испол­нительную и судебную и разграничения компетенции между фе­деральными органами государственной власти, а также с точки зрения разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и орга­нами государственной власти субъектов РФ, между высшими го­сударственными органами субъектов РФ, установленного Кон­ституцией РФ, Федеративным и иными договорами о разграни­чении предметов ведения и полномочий.

По итогам рассмотрения спора о компетенции Конституцион­ный Суд принимает решение, подтверждающее или отрицающее полномочие соответствующего органа государственной власти издать акт или совершить действие правового характера, послу­жившие причиной спора о компетенции. В случае если Консти­туционный Суд признает издание акта не входящим в компетен­цию издавшего его органа государственной власти, акт утрачива­ет силу со дня, указанного в решении.

3) толкование Конституции РФ;

Правом на обращение в Кон­ституционный Суд с запросом о толковании Конституции РФ обладают Президент РФ, Совет Федерации, Государственная Ду­ма, Правительство РФ, органы законодательной власти субъек­тов РФ. Толкование, данное Конституционным Судом, является официальным и обязательным для всех представительных, ис­полнительных и судебных органов государственной власти, орга­нов местного самоуправления, предприятий, учреждений, орга­низаций, должностных лиц, граждан и их объединений.

4) дача заключения о соблюдении порядка выдвижения обви-
нения Президента РФ в государственной измене или совершении
иного тяжкого преступления.

Обращение с запросом о даче заключения по данному вопросу направляется в Конститу­ционный Суд Советом Федерации. Запрос допустим, если обви­нение выдвинуто Государственной Думой и имеется заключение Верховного Суда РФ о наличии в действиях Президента РФ при­знаков соответствующего преступления. Запрос направляется в Конституционный Суд не позднее месяца со дня принятия Госу­дарственной Думой решения о выдвижении обвинения. Заключе­ние должно быть дано Конституционным Судом РФ не позднее десяти дней после регистрации запроса. По итогам рассмотрения дела Конституционный Суд РФ дает заключение о соблюдении или несоблюдении установленного порядка выдвижения обвине­ния. В случае принятия Конституционным Судом решения о не­соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента РФ в государственной измене или совершении тяж­кого преступления предусмотренное Конституцией РФ рассмот­рение обвинения прекращается.

 

57. Судебные органы субъектов РФ. К судам субъектов РФ относятся: конституционные (уставные) суды субъектов РФ, мировые судьи, являющиеся судьями общей юрисдикции субъектов РФ. В соответствии со ст. 27 Закона о судебной системе РФ Конституционный (уставный) суд субъекта Российской Федерации может создаваться субъектом РФ для рассмотрения вопросов соответствия законов субъекта РФ, нормативных правовых актов органов государственной власти субъектов РФ конституции (уставу) субъекта РФ, а также для толкования конституции (устава) субъекта РФ. Финансирование конституционного (уставного) суда субъекта РФ производится за счет средств бюджета соответствующего субъекта РФ. На 1 января 2001 года конституционные (уставные) суды учреждены в 44 субъектах Федерации, в том числе в 15 республиках. Данные суды функционируют в 12 субъектах Федерации, из которых 10 - республики. Создан Консультативный совет председателей органов конституционного (уставного) контроля в Российской Федерации. В настоящее время происходит унификация формы конституционного контроля: комитеты конституционного контроля, палаты и т.п. преобразованы в суды ( Татарстан, Северная Осетия - Алания, Адыгея, Иркутская, Тюменская и Челябинская области). Конституционный (уставный) суд субъекта Российской Федерации рассматривает отнесенные к его компетенции вопросы в порядке, установленном законом субъекта РФ. Решение конституционного (уставного) суда субъекта РФ, принятое в пределах его полномочий, не может быть пересмотрено иным судом.

Мировые судьи. В соответствии с Законом "О мировых судьях в РФ" мировые судьи в РФ являются судьями общей юрисдикции субъектов РФ и входят в единую судебную систему РФ. На них распространяются гарантии статуса судей, установленные Законом "О статусе судей в РФ ". В то же время законами субъектов РФ мировым судьям могут быть установлены дополнительные гарантии материального обеспечения и социальной защиты. Мировым судьей может быть гражданин РФ, достигший возраста 25 лет, имеющий высшее юридическое образование, стаж работы по юридической профессии не менее пяти лет, не совершивший порочащих его поступков, сдавший квалификационный экзамен и получивший рекомендацию квалификационной коллегии судей соответствующего субъекта РФ. Законом субъекта РФ могут быть установлены дополнительные требования к кандидату на должность судьи. Мировые судьи назначаются (избираются) на должность законодательным органом государственной власти субъекта РФ либо избираются на должность населением соответствующего судебного участка в порядке, установленном законом субъекта РФ. Срок полномочий мирового судьи устанавливается законом субъекта РФ, но он не должен превышать пяти лет. По истечении указанного срока лицо, занимавшее должность мирового судьи, вправе снова выдвинуть свою кандидатуру для назначения (избрания) на данную должность.
При повторном и последующих назначениях (избраниях) срок полномочий мирового судьи также устанавливается законом соответствующего субъекта РФ, но он не должен быть менее пяти лет. Работу мирового судьи обеспечивает аппарат мирового судьи.
Финансирование расходов на заработную плату мирового судьи и социальные выплаты, предусмотренные для судей федеральным законом, осуществляется из федерального бюджета через органы Судебного департамента при Верховном Суде РФ.
Материально-техническое обеспечение деятельности мировых судей осуществляют органы юстиции либо органы исполнительной власти соответствующего субъекта РФ в порядке, установленном законом субъекта РФ. Мировые судьи единолично рассматривают в первой инстанции уголовные дела о преступлениях, за совершение которых может быть назначено максимальное наказание, не превышающее двух лет лишения свободы; дела о выдаче судебного приказа; гражданские дела, возникающие из семейно-правовых, имущественных и трудовых отношений, а также дела об административных правонарушениях, отнесенные к их компетенции ст. 3 закона о мировых судьях. Мировые судьи осуществляют свою деятельность в пределах судебных участков. Общее число мировых судей и количество судебных участков субъекта РФ определяется федеральным законом по законодательной инициативе субъекта РФ, согласованной с Верховным Судом РФ, или по инициативе Верховного Суда РФ, согласованной с соответствующим субъектом РФ. Судебные участки и должности мировых судей создаются и упраздняются законами субъекта РФ. Они создаются из расчета численности населения на одном участке от 15 до 30 тысяч человек.
Судебный участок или должность мирового судьи не могут быть упразднены, если отнесенные к компетенции этого мирового судьи дела не были одновременно переданы в юрисдикцию другого судьи или суда.

58. Конституционно-правовое оформление государственного суверенитета России.

Государственный суверенитет означает способность государственной власти независимо и самостоятельно осуществлять свои функции как внутри страны, так и в области межгосударственных взаимоотношений с другими странами. Суверенитет государства означает верховенство и независимость государственной власти внутри своей территории и по отношению к другим государствам

Суверенитет государства проявляется в верховенстве государственной власти, ее единстве, независимости и неделимости. Конституция РФ (ст. 4) закрепила новый подход к суверенитету государства. Положение о государственном суверенитете следует сразу же за статьей, в которой закреплен суверенитет народа, - этим подчеркивается их неразрывная связь и исходное значение суверенитета народа. С позиции современных подходов к проблеме государство может считаться суверенным только при условии, что оно реализует волю народа и что его система управления демократична.
Суверенитет Российской Федерации выражается в сфере исключительных прав (прерогатив), закрепленных за ней Конституцией РФ. К ним отнесены: 1. признание верховенства федерального права над правом субъектов Федерации (единство правового пространства);

2. неприкосновенность границ РФ и ее территориальная целостность;

3. единство экономического пространства, бюджетно-финансовой, банковской иденежной систем;

4. наличие единых Вооруженных Сил;

5. право государства на защиту суверенитета и прав граждан, включающее право на оборону, ведение военных действий, введение чрезвычайного положения;

6. право на защиту национальных интересов и интересов граждан вовне (международная политика и связанная с ней внешнеэкономическая и внешнеполитическая деятельность);

7. признание государственной монополии на управление важнейшими отраслями национальной экономики и др.

Государственный суверенитет характеризуют такие свойства, как верховенство государственной власти, ее единство и независимость.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...