Федеральные конституционные законы: их роль и особенности принятия.
Федеральные конституционные законы принимаются квалифицированным большинством голосов, т.е. не менее чем тремя четвертями от общего числа депутатов Совета Федерации и не менее чем двумя третями от общего числа депутатов Государственной Думы (ч. 1 ст. 108). Ввиду того, что федеральные конституционные законы приняты квалифицированным большинством, в отношении их не предусмотрена возможность возвращения на новое рассмотрение, т.е. Президент не вправе применить к ним право отлагательного вето. Юридическая сила федерального конституционного закона предусмотрена в ч. 3 ст. 76 Конституции, в которой говорится о том, что федеральные законы не могут противоречить федеральным конституционным законам. Федеральные конституционные законы принимаются по предметам ведения Российской Федерации (ч.1 ст. 76 Конституции РФ). В настоящее время действуют федеральные конституционные законы «О Конституционном Суде» (1994 г.), «Об арбитражных судах в РФ» (1995 г.), «О референдуме» (1996 г.), «О судебной системе РФ» (1997 г.), «Об уполномоченном по правам человека» (1997 г.), «О Правительстве РФ» (1997 г.); «О Государственном гербе» (2000 г.), «О Государственном гимне» (2000 г.), «О Государственном флаге» (2000 г.), «О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта Российской Федерации» (2001 г.); «О чрезвычайном положении» (2001 г.); «О военном положении» (2002 г.).
Кроме того, согласно ч. 2 ст. 108 Конституции РФ федеральные конституционные законы подлежат обязательному рассмотрению обеими палатами Федерального Собрания, а значит, и Советом Федерации. Конституцией указывается (ч. 3 ст. 76), что федеральные законы не могут противоречить федеральным конституционным законам, из чего можно сделать вывод, что в иерархии источников права федеральные конституционные законы занимают более высокое место, следуя сразу же за Конституцией. Конституционные законы, как это вытекает из текста Конституции, должны приниматься по важнейшим вопросам, затрагивающим права и свободы граждан, правомочия государства (ограничение прав и свобод в условиях чрезвычайного положения — ч. 1 ст. 56, определение режима военного положения — ч. 3 ст. 87 и др.). Такие законы обязательно должны приниматься по вопросам, предусмотренным Конституцией; этих вопросов 15, но приняты пока не все федеральные конституционные законы. Федеральные конституционные законы не могут изменять Конституцию и не являются частью Конституции. Например, федеральные конституционные законы принимаются по определению режима военного положения, порядка введения чрезвычайного положения, по установлению судебной системы РФ и др. Федеральные конституционные законы, федеральные законы подлежат официальному опубликованию в течение семи дней после дня их подписания Президентом РФ.
35. Порядок отрешения от должности Президента РФ. Отрешение Президента от должности - Акт принудительного смещения Президента с должности на основании обвинения его в государственной измене или в совершении иного тяжкого преступления. Отрешение от должности в этом смысле является мерой конституционной ответственности (конституционно-правовой санкцией), применяемой к главе государства. В зарубежном конституционном праве институт отрешения главы государства от должности именуется импичментом.
2) для выдвижения обвинения Президента в совершении им государственной измены или иного тяжкого преступления и принятия по этому вопросу окончательного решения Государственная Дума образует специальную комиссию, которая по факту обвинения (большинством голосов, т.е. 226 депутатами) выносит свое заключение; 3) обвинение Президента в государственной измене или совершении им тяжкого преступления должно быть подтверждено двумя заключениями: а) Верховного Суда - о наличии в действиях Президента РФ признаков таких (такого) преступлений; б) Конституционного Суда - о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения;
36. Конституция РФ о системе федеральных органов государственной власти. Федерация определила собственную систему органов государственной власти РФ в Конституции РФ. По пункту “г” статьи 71 Конституции в ведении Российской Федерации находится “установление системы федеральных органов законодательной, исполнительной и судебной власти, порядка их организации и деятельности, формирование федеральных органов государственной власти”. При этом как указано в Постановлении Конституционного суда от 27 января 1999 года № 2-П“ По делу о толковании статей 71 (пункт “г”), 76 (часть 1) и 112 (часть 1) Конституции РФ “под системой федеральных органов законодательной, исполнительной и судебной власти следует понимать единство взаимосвязанных федеральных органов различных ветвей государственной власти, которое, исходя из разграничения полномочий при осуществлении законодательных, исполнительных и судебных функций обеспечивает баланс этих ветвей, систему взаимных сдержек и противовесов” Другими словами систему федеральных органов государственной власти составляют система федеральных органов законодательной власти, система федеральных органов исполнительной власти и система органов судебной власти, взятые в их совокупности. Причем к ведению федерации относится не только установление системы этих органов, но и их организация, а также определение порядка их деятельности и формирования. Статья 71 В ведении Российской Федерации находятся: г)установление системы федеральных органов законодательной, исполнительной и судебной власти, порядка их организации и деятельности; формирование федеральных органов государственной власти; Статья 77 2.В пределах ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации образуют единую систему исполнительной власти в Российской Федерации.
Статья 78 1.Федеральные органы исполнительной власти для осуществления своих полномочий могут создавать свои территориальные органы и назначать соответствующих должностных лиц. 2.Федеральные органы исполнительной власти по соглашению с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации могут передавать им осуществление части своих полномочий, если это не противоречит Конституции Российской Федерации и федеральным законам. 3.Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по соглашению с федеральными органами исполнительной власти могут передавать им осуществление части своих полномочий. Статья 112 1.Председатель Правительства Российской Федерации не позднее недельного срока после назначения представляет Президенту Российской Федерации предложения о структуре федеральных органов исполнительной власти. Конституция РФ не предусматривает закрепления системы федеральных органов исполнительной власти в федеральном законе, и только в 1997 г. Федеральный конституционный закон "О Правительстве Российской Федерации" установил такое правило. Поэтому система устанавливалась указами Президента РФ.
37. Источники избирательного права РФ. В конституционном праве понятие избирательного права трактуется двояко: 1) в объективном смысле - как подотрасль конституционного права, представленная совокупностью юридических норм, регулирующих действия и отношения, возникающие в процессе проведения выборов. 2) в субъективном смысле - как конституционное право гражданина избирать и быть избранным в органы государственной власти. Избирательное право включает следующие правовые источники: 1. Конституция РФ, закрепляющая основные принципы избирательного права и порядок избрания Президента РФ и депутатов Государственной Думы; 2. Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (в редакции от 30 января 2007 г.), включающий общие для Федерации и ее субъектов требования к порядку организации выборов, составляющие основные гарантии избирательных прав граждан. Значение этого Закона исключительно велико: акты законодательных органов государственной власти субъектов РФ о выборах в свои органы власти, а также о выборах в органы местного самоуправления не могут противоречить данному Федеральному закону;
3. федеральные законы «О выборах Президента Российской Федерации» (в редакции от 30 декабря 2006 г.), «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» (в редакции от 30 декабря 2006 г.), «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (в редакции от I декабря 2006 г.) и «Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления» (в редакции от 12 июля 2006 г.); 4. Федеральный конституционный закон «О референдуме Российской Федерации» (в редакции от 30 декабря 2006 г.), регулирующий порядок реализации права граждан на участие в референдуме и проведения референдума; 5. другие федеральные избирательные законы; 6. указы Президента РФ, которые издаются по вопросам организации и проведения выборов, например о сроках проведения выборов в Государственную Думу и др.; 7. нормативные акты Центральной избирательной комиссии, постановления, инструкции и разъяснения, которые детализируют порядок проведения выборов (например, о порядке формирования участковой избирательной комиссии, о порядке поступления денежных средств в избирательные фонды и проч.); 8. конституции республик, уставы краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов и принимаемые ими законы, акты глав администраций и избирательных комиссий, регламентирующие порядок избрания глав администраций (президентов) и депутатов законодательных органов субъектов РФ, а также органов местного самоуправления.
38. Конституция РФ о разделении властей. Конституция РФ относит к уровню основ конституционного строя такие принципы, свойства и качества государственной власти, как суверенитет государства, разделение властей, органы государственной власти. Разделение властей — принцип конституционного строя, согласно которому государственная власть осуществляется законодательными (представительными), исполнительными и судебными органами независимо друг от друга и при наличии механизмов, сдерживающих и уравновешивающих объем их полномочий. Р.в. — основополагающий, фундаментальный принцип организации государственной власти. В соответствии с Конституцией РФ (ст. 10 и 11) государственная власть осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. На федеральном уровне государственную власть в РФ осуществляют Президент, Федеральное Собрание, Правительство и суды — Конституционный Суд, суды общей юрисдикции и арбитражные суды. Государственную власть в субъектах РФ осуществляют образуемые ими органы государственной власти (ч. 2 ст. 11 Конституции РФ), к которым относятся главы администраций (президенты, главы государств, губернаторы), возглавляющие систему органов исполнительной власти, законодательные (представительные) органы и определенные федеральным законодательством судебные органы. Конституция устанавливает, что на региональном уровне государственная власть реализуется на основе принципа разделения властей, а также на основе разграничения предметов ведения и полномочий между федеральными и региональными органами государственной власти. Согласно статье 11 Конституции РФ [5] государственную власть осуществляют Президент РФ, Федеральное Собрание (Совет Федерации иГосударственная Дума), Правительство Российской Федерации, суды Российской Федерации. Президент РФ является главой государства, гарантом Конституции РФ, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти, определяет основные направления внутренней и внешней политики. Федеральное Собрание — парламент Российской Федерации - законодательный и представительный орган. Правительство Российской Федерации возглавляет систему органов исполнительной власти РФ. Cуды Российской Федерации — Конституционный Суд, Верховный Суд, Высший Арбитражный Суд и другие федеральные суды осуществляют судебную власть. В конституции президент в системе федеральных органов власти поставлен на первое место и формально не отнесён к какой-либо одной ветви власти, как и в конституции Французской Республики.
39. Совет Безопасности: конституционно-правовые основы формирования и деятельности. Президент РФ возглавляет Совет Безопасности, который является конституционным органом, осуществляющим подготовку решений Президента РФ по вопросам проведения единой государственной политики в области обеспечения безопасности. Этот совещательный орган призван проводить работу по упреждающему выявлению и оценке угроз национальной безопасности, оперативно готовить для Президента проекты решений по их предотвращению, координирует деятельность сил и органов обеспечения национальной безопасности, контролирует реализацию решений в этой области органами исполнительной власти Федерации и субъектов РФ. Совет Безопасности формируется Президентом РФ в соответствии с Конституцией РФ и Законом РФ «О безопасности». В развитие этого Закона Указом Президента РФ (в редакции от 25 июля 2006 г.) утверждено Положение о Совете Безопасности Российской Федерации. Основными задачами Совета Безопасности, в частности, являются: 1. определение жизненно важных интересов личности, общества и государства как основных объектов обеспечения национальной безопасности, 2. выявление внутренних и внешних угроз безопасности этих объектов; 3. разработка основных направлений стратегии развития государства, обеспечения безопасности; 4. подготовка предложений Президенту РФ для принятия решений по вопросам внутренней и внешней политики РФ в области обеспечения национальной безопасности; 5. подготовка оперативных решений по предотвращению чрезвычайных ситуаций; 6. подготовка предложений Президенту РФ о введении, продлении или отмене чрезвычайного положения; 7. разработка предложений по координации деятельности федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов РФ; 8. разработка предложений Президенту РФ по реформированию существующих либо созданию новых органов, обеспечивающих национальную безопасность. В соответствии с этими задачами строятся функции Совета Безопасности, которые весьма широки. В состав Совета Безопасности входят Председатель (Президент РФ), Секретарь, постоянные члены и члены Совета Безопасности, которые назначаются Президентом РФ по представлению Секретаря Совета Безопасности. Среди постоянных членов: Председатель Правительства РФ, Секретарь Совета Безопасности, Руководитель Администрации Президента, Председатель Совета Федерации, директор ФСБ и директор СВР, министры обороны, внутренних и иностранных дел. Членами Совета являются Начальник Генерального штаба, полномочные представители в федеральных округах, Генеральный прокурор, министры финансов, МЧС и юстиции, Президент Российской академии наук. Работой Совета Безопасности руководит Председатель Совета Безопасности. Заседания Совета проводятся на регулярной основе, по планам, утверждаемым Председателем. При необходимости проводятся внеочередные заседания. Повестку дня и порядок рассмотрения вопросов на заседаниях Совета определяет Председатель Совета по представлению Секретаря. Секретарь Совета Безопасности проводит рабочие совещания с членами Совета. Присутствие на заседаниях Совета Безопасности постоянных членов и членов Совета Безопасности обязательно. Делегирование постоянным членом и членом Совета своих полномочий в Совете Безопасности иным должностным лицам не допускается. Решения Совета Безопасности принимаются на его заседании постоянными членами Совета простым большинством голосов от их общего числа и вступают в силу только после утверждения Председателем Совета Безопасности, т. е. Президентом РФ (члены Совета обладают совещательными голосами). Решения Совета по важнейшим вопросам оформляются указами Президента РФ, иные решения — протоколами. Проекты указов Президента РФ, выносимые на заседания Совета Безопасности, предварительно рассматриваются на заседаниях постоянных членов и членов Совета, проводимых под руководством Секретаря Совета. Совет Безопасности в соответствии с основными задачами и направлениями его деятельности образует межведомственные комиссии, которые являются рабочими органами Совета Безопасности. В зависимости от возлагаемых на них задач они могут создаваться по функциональному или региональному признаку на постоянной или временной основе. При Совете Безопасности образован научный совет.
40. Роль норм Конституции РФ, содержащих отсылки и придающей ей жесткость. В зависимости от того, каков порядок изменения и пересмотра основного закона, все конституции подразделяются на две группы: 1) гибкие, порядок изменения которых аналогичен обычным законам; 2) жесткие, порядок изменения которых существенно усложнен в сравнении с обычными законами. К числу жестких конституций относится и российская. Со времени ее принятия ни одно из конституционных положений не подвергнуто изменению или дополнению. Предусмотренные Основным Законом условия и процедуры принятия новой Конституции, а также внесения изменения (поправок) в действующую Конституцию ранее не известны отечественной конституционной практике. К числу таких конституционных новелл относятся: 1) действующая Конституция вводит принципиально новую терминологию для характеристики изменений, дополнений и пересмотра Основного Закона. Таковыми понятиями являются: «конституционные поправки», «пересмотр Конституции»; 2) новая Конституция существенно сужает (ограничивает) круг субъектов инициативы ее пересмотра, а также внесения в нее изменений и дополнений; 3) специфика России как федеративного государства нашла отражение в порядке изменения Конституции. Необходимо обратить внимание в этой связи на два обстоятельства. Первое: вступление в силу конституционных поправок, принятых по правилам принятия федеральных конституционных законов, обременено специальным условием - их одобрением органами законодательной власти не менее чем в / субъектов Федерации. Второе: предусмотрен специальный порядок для внесения изменения в ст. 65 Конституции, закрепляющий состав субъектов Российской Федерации (ст. 137 Конституции); 4) значительно усложнен порядок внесения поправок и пересмотра положений действующей Конституции РФ. Содержание Конституции в этой связи подразделяется на три части: главы 1, 3, 9, которые не могут быть изменены или дополнены; главы 3-8, в которые могут быть внесены изменения; ст. 65 предполагает особый порядок изменения. По порядку изменения действующая Конституция относится к числу жестких. Такой усложненный порядок не противоречит международной политике. А кроме того, он (с формально-юридической стороны) способствует стабильности установленного конституционного порядка (политико-правовой и социально-экономической жизни общества), служит интересам охраны Конституции, предотвращает частые (порой необоснованные) внесения в нее изменений. Следует вспомнить, что в Конституцию РСФСР 1978 г. только за период с 1990 по 1992 г. было внесено свыше 350 поправок. В то же время надо иметь в виду, что жесткость Конституции иногда служит мощным юридическим оружием защиты (консервации) интересов властвующих элит, в интересах которых (в гораздо большей степени, чем для интересов других социальных групп) эта Конституция принималась С одной стороны, жесткость выполняет определенную функцию, делая конституцию стабильной, с другой стороны, эта жесткость не мешает приспосабливать некоторые нормы конституции к требованиям сегодняшнего дня. Конституция РФ является актом долговременного действия, жесткой по характеру пересмотра. Её важнейшим свойством является стабильность. Гарантией стабильности выступает особый, усложненный порядок её принятия и пересмотра. Однако это не означает, что конституция России вообще не нуждается ни в каких изменениях.
41. Функции и полномочия Счетной Палаты РФ. Постоянно действующий орган государственного финансового контроля, образуемый Федеральным Собранием и подотчетный ему. Правовое положение Счетной палаты определяется Конституцией (ч. 5 ст. 101) и Федеральным законом от 16 декабря 1994 г. «О Счетной палате РФ». В соответствии с Законом на Счетную палату возлагаются следующие задачи: 1. организация и осуществление контроля за своевременным исполнением доходных и расходных статей федерального бюджета; 2. финансовая экспертиза проектов федеральных законов, а также нормативных правовых актов федеральных органов государственной власти, предусматривающих расходы, покрываемые за счет средств федерального бюджета; 3. контроль за законностью и своевременностью движения средств федерального бюджета и средств внебюджетных фондов в Центральном банке РФ, уполномоченных банках и иных финансово-кредитных учреждениях РФ; 4. регулярное представление палатам Федерального Собрания информации о ходе исполнения федерального бюджета и результатов проводимых контрольных мероприятий.
42. Порядок формирования Совета Федерации Федерального Собрания РФ. Совет Федерации - это верхняя палата Федерального Собрания, в которую входят по два представителя от каждого субъекта Федерации: один представитель от законодательного и один от исполнительного органов государственной власти. Порядок формирования Совета Федерации второго и третьего созывов определялся Федеральным законом от 5 декабря 1995 г. «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания РФ». Данный закон устанавливал, что в Совет Федерации входят по два представителя от каждого субъекта РФ - главы законодательного (представительного) и исполнительного органов государственной власти, по должности. В двухпалатном законодательном (представительном) органе субъекта совместным решением обеих палат определяется его представитель в Совет Федерации. В Совет Федерации, таким образом, входили представители органов государственной власти субъекта РФ исключительно по должности. Федеральный закон от 3 августа 2000 г. «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания РФ» существенно изменил порядок формирования верхней палаты. Согласно этому Закону в Совет Федерации входят по два представителя от каждого субъекта РФ: один от законодательного (представительного) и один от исполнительного органов государственной власти субъекта РФ (ст. 1). При этом представитель от законодательного (представительного) органа в Совете Федерации избирается этим органом из числа депутатов путем тайного голосования. Кандидатуру для избрания представителя вносит на рассмотрение данного органа его председатель; кроме того, она может быть выдвинута группой депутатов численностью не менее 1/3 от общего числа депутатов законодательного (представительного) органа субъекта РФ.
43. Порядок организации и проведения референдума в РФ. Конституция РФ предусмотрела необходимость принятия конституционного закона о референдуме. Первый такой закон был принят в 1995 г. Ныне действует Федеральный конституционный закон «О референдуме Российской Федерации» (в редакции от 30 декабря 2006 г.). Референдум РФ — всенародное голосование граждан РФ по вопросам государственного значения. Референдум наряду со свободными выборами является высшим непосредственным выражением власти народа. Референдум регулируется также Федеральным законом «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации». Референдум не проводится в условиях военного или чрезвычайного положения, введенного на территории Российской Федерации, а также в течение трех месяцев после отмены военного или чрезвычайного положения. Повторный референдум не проводится; в течение двух лет после дня официального опубликования (обнародования) результатов референдума с такой же по содержанию или по смыслу формулировкой вопроса. Проведение референдума Российской Федерации не допускается в период избирательной кампании, проводимой одновременно на всей территории Российской Федерации в соответствии с решением, принятым уполномоченным федеральным органом, а также в случае, если проведение референдума Российской Федерации приходится на последний год полномочий Президента РФ, Государственной Думы Федерального Собрания РФ (данное положение не действует в случаях вынесения на всенародное голосование проекта новой Конституции или вопроса, предусмотренного международным договором). Вопросы, связанные с подготовкой и проведением референдума, рассматриваются избирательными комиссиями, комиссиями по проведению референдума, органами государственной власти и органами местного самоуправления открыто и гласно. Инициатива проведения референдума принадлежит: не менее чем 2 млн граждан РФ, имеющих право на участие в референдуме, при условии, что на территории одного субъекта РФ или в совокупности за пределами территории Российской Федерации проживают не более 50 тыс. из них; Конституционному Собранию — в случае, предусмотренном ч. 3 ст. 135 Конституции РФ; федеральным органам государственной власти — в случаях, предусмотренных международным договором и федеральным конституционным законом. Референдум назначает Президент РФ. До принятия такого решения Президент в течение 10 дней со дня поступления к нему документов направляет их в Конституционный Суд РФ с соответствующим запросом. Конституционный Суд проверяет соблюдение требований, предусмотренных Конституцией РФ, и в течение месяца направляет Президенту соответствующее решение, которое подлежит незамедлительному опубликованию. В случае признания Конституционным Судом соблюдения требований, предусмотренных Конституцией РФ, Президент назначает референдум не позднее 15 дней со дня поступления к нему решения Конституционного Суда. В случае отрицательного решения Конституционного Суда все процедуры, предусмотренные Федеральным конституционным законом, прекращаются. Президент РФ не позднее чем через 10 дней определяет дату проведения референдума, при этом голосование может быть назначено на любое воскресенье в период от 60 до 100 дней со дня опубликования решения. Проведение голосования одновременно с выборами федеральных органов государственной власти не допускается. Подготовку и проведение референдума, обеспечение реализации и защиты права на участие в референдуме осуществляют избирательные комиссии, созданные и действующие на постоянной основе в соответствии с законодательством Российской Федерации о выборах и референдумах, а также специальные территориальные комиссии референдума и участковые комиссии референдума. Для проведения голосования и подсчета голосов граждан, имеющих право на участие в референдуме, образуются участки референдума. Эти участки образует глава муниципального образования по согласованию с соответствующей территориальной комиссией по проведению референдума не позднее чем за 50 дней до дня проведения референдума с учетом административно-территориального деления и местных условий в целях создания максимальных удобств для граждан, имеющих право на участие в референдуме. Списки участков референдума с указанием их границ, адресов и номеров телефонов участковых комиссий по проведению референдума подлежат обязательному опубликованию не позднее чем за 45 дней до дня проведения референдума. Список граждан, имеющих право на участие в референдуме, по участку референдума составляется не позднее чем за 21 день до дня голосования территориальной комиссией по проведению референдума на основании данных, предоставляемых главой муниципального образования. Предусмотрен особый порядок составления списков военнослужащих и других граждан, находящихся ко времени проведения референдума вне территории своего участка На основании протоколов комиссий субъектов РФ по проведению референдума об итогах голосования и протоколов об итогах голосования участковых комиссий по проведению референдума, образованных за пределами территории Российской Федерации, путем суммирования содержащихся в них данных Центральная избирательная комиссия не позднее чем через 10 дней со дня проведения референдума определяет результаты референдума. Центральная избирательная комиссия признает референдум состоявшимся, если в голосовании приняло участие более половины граждан, имеющих право на участие в референдуме. Комиссия признает решение принятым, если за него проголосовало более половины граждан, принявших участие в голосовании. Центральная избирательная комиссия признает результаты референдума недействительными, если итоги голосования признаны недействительными на части участков референдума, на которых списки участников референдума на момент окончания голосования в совокупности включают в себя не менее чем 25% от общего числа участников референдума, включенных в списки участников референдума на момент окончания голосования. Решение Центральной избирательной комиссии о признании результатов референдума недействительными может быть обжаловано в Верховный Суд РФ. В этом случае Центральная комиссия назначает повторное голосование не позднее 30 дней со дня вступления в силу решения Комиссии. Принятое на референдуме решение и итоги голосования в целом по Российской Федерации подлежат официальному опубликованию Це ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|