Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Полномочия Совета Федерации Федерального Собрания по формированию органов Государственной власти




Назначение выборов Президента РФ. Основанием для рассмотрения Советом Федерации вопроса о назначении выборов Президента РФ может быть истечение срока пребывания Президента РФ в должности, а также досрочное пре­кращение Президентом исполнения полномочий в соответствии с ч. 2 ст. 92 Конституции РФ. Досрочные выборы в случае от­ставки Президента РФ назначаются Советом Федерации в двух­недельный срок с момента досрочного прекращения исполнения полномочий Президентом РФ. Решение о назначении выборов Президента РФ принимается большинством голосов и подлежит опубликованию не позднее чем через пять дней.

Отрешение Президента РФ от должности. Совет Федерации вправе отрешить Президента РФ от должно­сти только на основании выдвинутого Государственной Думой обвинения в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления, подтвержденного заключением Верховно­го Суда РФ о наличии в действиях Президента РФ признаков преступления и заключением Конституционного Суда РФ о со­блюдении установленного порядка выдвижения обвинения.

Назначение на должность судей Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ. Кандидатуры для назначения на эти должности представляет Президент РФ. Совет Федерации рассматривает вопросы о на­значении на должность судей в срок не позднее 14 дней с момен­та получения представления. Кандидатуры предварительно обсу­ждаются в Комитете по конституционному законодательству, ко­торый готовит заключение по каждой кандидатуре. Назначенным на должность судьи считается лицо, получив­шее при тайном голосовании большинство голосов от общего числа членов Совета Федерации. Если кандидатуры, представ­ленные для назначения на должности судей, при голосовании не наберут требуемого количества голосов, то они отклоняются.

Назначение на должность и освобождение от должности Гене­рального прокурора РФ. Кандидатуру для назначения на должность Генерального про­курора РФ представляет Совету Федерации Президент РФ. Совет Федерации рассматривает вопрос о назначении на должность Ге­нерального прокурора РФ в течение 30 дней со дня, следующего за днем получения представления Президента РФ. Кандидатура предварительно обсуждается в Комитете по конституционному законодательству и судебно-правовым вопросам, который гото­вит заключение по представленной кандидатуре. Генеральный прокурор РФ считается назначенным на должность, если при тайном голосовании за представленную кандидатуру проголосо­вало большинство от общего числа членов Совета Федерации. Назначение оформляется постановлением Совета Федерации. Если кандидатура, представленная Президентом РФ, при голосо­вании не наберет требуемого количества голосов, Президент РФ в течение 30 дней представляет новую кандидатуру для назначе­ния на должность Генерального прокурора РФ.

Вопрос об освобождении от должности Генерального проку­рора РФ рассматривается Советом Федерации на основании предложения Президента РФ. Если это предложение не набрало большинства голосов от общего числа членов Совета Федерации, оно отклоняется, что оформляется постановлением Совета Феде­рации. Генеральный прокурор РФ считается освобожденным от должности, если в результате тайного голосования за его освобо­ждение от должности проголосовало большинство от общего числа членов Совета Федерации. Освобождение от должности Генерального прокурора РФ также оформляется постановлением Совета Федерации.

Назначение на должность и освобождение от должности за­местителя Председателя Счетной палаты РФ и половины состава ее аудиторов. Заместитель Председателя Счетной палаты назначается на должность Советом Федерации по представлению Президен­та РФ. Предложения о кандидатах на эту должность могут вно­ситься Президенту комитетами и комиссиями Совета Федерации, а также не менее одной пятой от общего числа членов Совета Федерации. Кандидатуру для назначения на должность замести­теля Председателя Счетной палаты Президент представляет не позднее чем за три месяца до истечения полномочий действую­щего заместителя Председателя. В случае досрочного освобожде­ния от должности Президент представляет кандидатуру на эту должность в двухнедельный срок со дня указанного освобожде­ния. В случае отклонения предложенной кандидатуры Президент в течение двух недель вносит новую кандидатуру. При этом Пре­зидент вправе вновь представить на рассмотрение Совета Феде­рации ту же кандидатуру либо внести другую кандидатуру. Кандидатуры для назначения на должности аудиторов пред­ставляют комитеты и комиссии Совета Федерации. Вопрос о ли­шении неприкосновенности заместителя Председателя и аудито­ров Счетной палаты, назначенных на должность Советом Феде­рации, решается Советом Федерации по представлению Генерального прокурора РФ.

Назначение членов Центральной избирательной комиссии РФ. В соответствии с Федеральным законом об основных гаранти­ях избирательных прав граждан Российской Федерации Совет Федерации назначает на должность пять членов Центральной из­бирательной комиссии Российской Федерации. Кандидатуры для назначения на эти должности предлагают Совету Федерации за­конодательные (представительные) и исполнительные органы го­сударственной власти субъектов РФ. Назначение производится тайным голосованием. Назначение на должность членов Цен­тральной избирательной комиссии оформляется постановлением Совета Федерации.

 

46. Конституционно-правовой статус республики в составе РФ.

Субъект Российской Федерации - это родовое (обобщающее) понятие, используемое для обозначения многосоставности государственной территории Российской Федерации, характеристики ее статуса, способа образования. Субъектами РФ являются входящие в состав РФ республики (государства), национально-территориальные или автономные государственные образования (автономная область, автономные округа), а также территориальные или территориально-государственные образования (края, области, города федерального значения). Конституция РФ (ч. 1 ст. 65) содержит исчерпывающий перечень и официальное наименование всех 89 субъектов Федерации. В состав РФ входят: 21 республика, 6 краев, 49 областей, 2 города федерального значения, 10 автономных округов и одна автономная область. Правовой статус каждого из перечисленных субъектов определяется Конституцией РФ и их уставами. Республика, сказано в Конституции РФ (ч. 2 ст. 5), является государством; края, области, федеральные города не являются государствами, они - государственные образования, созданные по территориальному принципу.

Республика как субъект Российской Федерации есть государство в составе РФ, обладающее всей полнотой власти вне пределов компетенции РФ. В бывшем СССР республика - это форма политической автономии, представлявшая особую разновидность национальных государств (союзная республика) или национально-государственных образований (автономная республика). Автономная республика обладала ограниченным суверенитетом: наличием собственной конституции, законодательства, правовой системы, правительства, высших представительных органов государственной власти, высших судебных органов, гражданства республики. До 1990 г. в состав РСФСР входили 16 автономных республик: Башкирия, Бурятия, Дагестан, Калмыкия и др. После провозглашения в июне 1990 г. государственного суверенитета России все автономные республики приобрели статус субъектов Федерации.
Статус республики - государства в составе РФ - определяется Конституцией РФ (ст. 5) и конституцией республики. Конституция 1978 г. республику называла «республикой в составе Российской Федерации». В отличие от других субъектов РСФСР автономная республика обладала всей полнотой государственной (законодательной, исполнительной, судебной) власти на своей территории. Новая Конституция РФ изменила данное положение. Вне пределов ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации субъекты Российской Федерации обладают всей полнотой государственной власти (ст. 73). Тем самым сделан немаловажный шаг к симметричной федерации. Республика как государство имеет свою конституцию, которую разрабатывает и принимает самостоятельно. Единственное требование - соответствие этого акта Конституции РФ. Республики самостоятельны в определении своих государственных языков, которые наряду с русским (государственным) языком употребляются в органах государственной власти, органах местного самоуправления и государственных учреждениях республик. При этом в республиках, в которых титульная нация составляет большинство населения (такого большинства нет в Татарстане и Калмыкии), законодательно может быть закреплено двуязычие (таких 6 из 21).В многонациональном Дагестане закреплено многоязычие.У республики есть все виды символики (герб, гимн, флаг), у иных субъектов, как правило, герб, за редким исключением, официальная символика края (области) характеризуется наличием гимна. Сохраняется различие в наименовании органов государственной власти республики. Многие из них уже имеют собственных президентов, избранных населением, парламенты, правительства, весьма различающиеся друг от друга, что не характерно для других субъектов РФ.

На конституционном статусе каждого субъекта, несомненно, сказываются два обстоятельства: 1) признание государственного суверенитета исключительно за РФ и 2) отсутствие как у республик, так и у других субъектов РФ права выхода из ее состава.

Часть 2 ст. 68 Конституции закрепляет право республик устанавливать свои государственные языки, которые могут употребляться в органах государственной власти, органах местного самоуправления, государственных учреждениях республик наряду с государственным языком РФ. Российская Федерация, согласно Конституции (ч. 3 ст. 68), гарантирует всем ее народам право на сохранение родного языка, создание условий для его изучения и развития.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...