Эволюция подходов к предметному полю политической науки
Стр 1 из 9Следующая ⇒ Делегативная демократия и полиархия В рамках теории политического плюрализма Р. Даль (совместно с Ч. Линдбломом) предложил использовать понятие «полиархия» (власть многих) в отличие от «демократии» - «власть всех». Даль изложил свою концепцию полиархии в работе «Демократия и ее критики» (1989). Полиархия – политический порядок, при котором гражданские права предоставляются значительному числу населения, а также существует возможность путем голосования смещать высших должностных лиц в управлении. П. опирается на 7 основных институтов, действующих вместе: 1. Контроль над правительственными решениями, касающимися политического курса, конституционно закреплен за выборными должностями. 2. Выборные должностные лица определяются и мирно смещаются в ходе сравнительно частых, справедливых и свободных выборов, при которых принуждение ограничено. 3. Практически все взрослое население имеет право голоса. 4. Большая часть взрослого населения также имеет право выступить в качестве кандидатов на официальные должности. 5. Граждане имеют, гарантируемы права на свободное самовыражение, особенно политическое, включая критику должностных лиц, деятельности правительства, господствующей идеологии и пр. 6. Граждане имеют свободный доступ альтернативным источникам информации, не находящимся под контролем государства или кого-либо другого. 7. Граждане имею эффективно обеспечиваемое право образовывать самостоятельные ассоциации и вступать в них, включая политические объединения, которые борются за власть мирными средствами. Полиархия ассоциируется с обществом, обладающим следующие характеристики: относительно высокий уровень доходов населения, высокий уровень урбанизации, многообразие
сфер профессиональной деятельности, широкое распространение грамотности, экономика, ориентированная на национальные и международные рынки. Общество, обладающее этими чертами – динамическое плюралистическое общество. Такие общества имеют два важных свойства: Рассредоточение власти, влияния, авторитета и контроля, между различными индивидами, группами и организациями. Появления установок и убеждений, подготавливающих почву для развития демократических идей. Полиархическая инфраструктура институтов характеризуется следующими принципами: правление большинства и уважение прав меньшинства, политическое и правовое равенство граждан, легитимизация власти и ее представителей, плюрализм и свобода политической деятельности. Новый вид современной демократии описал Г. О’Доннел в своей статье «Делегативная демократия» (1991) – делегативная (полномочная) демократия. По мнению исследователя становление демократии не связано с характеристиками предшествующего авторитарного правления, а зависит от исторических фактов и степени сложности социально-экономических проблем, наследуемых демократическим правительством. Делегативная демократия не является пре Представительной и институализированной, но, несмотря на это, она может быть устойчива. Когда демократическое правительство приходит к власти появляется возможность институализировать демократический режим. Но эта возможность может быть реализована только в том случае если будут созданы демократические институты, которые возможны при наличии широкой коалиции, пользующейся поддержкой влиятельных лидеров. Эти институты способствуют решению социально-экономических проблем. В случае если демократическому правительству не удастся достигнуть успехов в экономике и
социальной сфере оно может потерять поддержку общества, что, в конечном счете, приведет к возврату к авторитаризму. Наличие демократических институтов не есть гарантия сохранения демократии, т.к. принципиально чтобы эти институты были центрами принятия решений и гарантировали открытость политического процесса. Только в этом случае возможен переход к представительной демократии. Делегативная демократия основывается на предпосылке, что победа на выборах дает право победителю управлять страной по своему усмотрению в рамках существующих конституционных ограничений. Народ вверяет свою судьбу политическому лидеру и ожидает от него заботы. В таких условиях невозможен плюрализм, он не поддерживается обществом. Если представительная демократия в идеале основана на равенстве независимых кандидатов, способных представлять самих себя, то делегативная демократия – все наоборот. В странах с делегативной демократией существует вертикальная подотчетность – перед избирателями, лидер непосредственно обращается к народу. При этом исполнительная власть не отчитывается перед другими институтами: парламентом, судами, это притупляет ответственность за политику. Участники политического процесса просчитываю варианты взаимной ответственности за неправомерные действия, принимая во внимание возможности наказания в рамках существующей системы. В отличии от авторитарного государства не используется насилие для решения спорных вопросов, конфликты просто институализируются. Издержки делегативной демократии заключаются в преобладании исполнительной власти и слабой роли парламента, который не участвует в ответственности за проводимую политику. Это приводит к низкой проработанности социально-экономических программ, а в конечном итоге к падению престижа политических партий и политиков. Эволюция подходов к предметному полю политической науки Термин «политика» происходит от слова полис (polis), буквально означающего «город- государство». Древняя Греция была разделена на множество независимых городов-государств, каждое из которых имело свои органы управления. В свете истории, следовательно, под
политикой следует понимать все то, что имеет отношение к делам полиса, буквально — это то, «что касается полиса». Современная форма такого определения — «то, что касается государства». Представления о политике менялись с течением времени. Выделяют следующие этапы становления политики: 1 этап: доминирует «государствоцентристский» подход к пониманию политики. Основной парадигмой выступает теоретическая модель, где государство, возникающее для регулирования и оптимальной организации жизни людей, предстает как носитель верховной власти над ними. Для обоснования необходимости существования государства привлекаются либо мифологические и теологические идеи о божественной воле, либо рассуждения о естественном порядке и рациональном характере государственной организации человеческой жизни. Вся политическая жизнь людей как бы вращается вокруг центра верховной, государственной власти. 2 этап: происходит отделение общества и государства. В центре становится взаимодействие гос-ва и общества. Политика понимается как инструмент поддержания согласия и реализации некоего разумного «общественного договора» во взаимоотношениях государства и гражданского общества. Одностороннее подчинение человека установленной свыше государственной воле сменяется как бы взаимными обязательствами партнеров, когда гражданское общество и его сословия получают «естественное право» оказывать давление, а если надо, то и менять государственный режим, хотя при этом государство все еще стоит на первом месте по сравнению с гражданином, то есть с человеком. 3 этап: приходит «социоцентристский» подход, где на смену монополии единой верховной и суверенной государственной власти приходят идеи плюрализма, процесса взаимного давления различных социальных групп, делящих власть и влияние. Со становлением системы демократических институтов меняется и сама основная парадигма видения мира политики: от «государственного моноцентризма» к «социальному полицентризму», от единого и неделимого
суверенитета государя к участию во власти всех основных групп и слоев граждан, формально отдавая приоритет уже обществу и составляющим его людям, по сравнению с государством и его институтами. 4 этап: обретает значимость «наднациональная» политика, что обусловлено обострением глобальных проблем (экологической, угрозой ядерной катастрофы и опасности мирового терроризма, проблем истощения минеральных ресурсов и др.), вызывающих к жизни различные надгосударственные структуры, межправительственные организации (ЕС, ООН) и международные неправительственные объединения. Особую значимость приобретают движения за эмансипацию личности, что выражается в усилении различных институтов самоуправления, подъеме альтернативных движений (консъюмеристы, феминистки) и т. д.
Основные взгляды на политику: - политика как искусство управления: политика охватывает только те процессы, посредством которых правительство, реагируя на давление общества, осуществляет распределение благ и ценностей или, напротив, прибегает к мерам негативного характера, а под ценностями понимаются такие блага, которые приняты обществом и признаны им в качестве обязательных. Политика здесь ближе всего подходит к англоязычному понятию «policy» - совокупности официальных решений, которыми орган власти предписывает обществу ту или иную программу или направление деятельности. В таком понимании политика и совершается лишь в кабинетах, законодательных палатах, правительственных ведомствах, а вершат ее очень малые и особые группы людей — политики, чиновники, лоббисты. - политика как публичный процесс: различие между «политическим» и «неполитическим» совпадает с различием между публичной (общественной) и частной сферами жизни. Политику в данной традиции понимают как деятельность государства и других публичных структур. Эта традиция была продолжена Ханной Арендт, которая в работе «Условия человеческого существования» (1958) писала о том, что политика является наиболее важной формой человеческой деятельности, потому что здесь мы имеем дело с отношениями свободных и равных граждан, — она является чем-то таким, что утверждает уникальность каждого человека и дает ему смысл жизни. - политика как компромисс и консенсус: политика рассматривается как способ разрешения конфликтов через компромисс, переговоры, любые иные меры согласительного характера — через все то, что противостоит применению силы или голой власти. Именно эту концепцию имеют в виду, когда говорят, что «политика есть искусство возможного». Политика предстает как
цивилизованная и цивилизующая сила, побуждающая граждан к политическому участию. Один из ведущих сторонников этой традиции в наше время – Бернард Крик – в работе «В защиту политики» определяет политику как «такое решение проблемы, при котором выбор осуществляется скорее в пользу согласия и примирения, нежели насилия и принуждения». - политика как власть: политике не отводится какой-либо конкретной сферы, она присутствует во всех областях общественной деятельности. Мы видим ее во всех общественных отношениях, будь то семья, малая группа, компания друзей или нация и глобальное сообщество. Политикой является все то, что связано с производством, распределением и использованием ресурсов для жизнеобеспечения общества, речь же по большей части идет о власти — способности «получить свое» теми или иными, подчас вообще любыми, средствами. В общественной жизни эта традиция усматривает прежде всего несовпадение и извечный конфликт интересов, но главное — дефицитность ресурсов, проистекающую из того, что человеческие желания и потребности безграничны, а возможности их удовлетворения всегда ограничены. Политика поэтому понимается как соперничество за ограниченные ресурсы, а власть — как главный инструмент в этом соперничестве. Существует несколько взглядов на природу политики: - теологический (источник политики – Божественная воля) - антропологический (источник политики – человеческая природа) - биологический (источник политик – человек – это животное, он обладает агрессивным началом) - психологический (источник политики – психологические свойства человека) - социальный (источник политики имеет общественное происхождение) Субъект политики – тот, кто принимает участие в процессе принятии решений; активно участвующий гражданин. Субъекты могут делиться на группы: социальные, институциональные, функциональные. Объект политики – тот, на кого направлена политика; человек всегда является объектом политики. Функции политики: - выражения и реализации властно значимых интересов групп и слоев общества; - рационализации конфликтов, придания межгрупповым отношениям цивилизованного характера, умиротворяющего противоборствующие стороны; - распределения и перераспределения общественных благ с учетом групповых приоритетов для жизнедеятельности общества в целом; - управления и руководства общественными процессами; - интеграции общества и обеспечения целостности общественной системы; - социализации личности, включения ее в жизнь сложноорганизованного государства и общества; - обеспечения коммуникации. Концептуальные подходы. - Концепция М. Вебера («Политика как профессия и призвание», 1918) Определяет политику как область общественных отношений по поводу власти. Политика является особым видом человеческой деятельности, представляя собой, с одной стороны, предприятие, аппарат легитимного господства, а с другой, специфическую профессиональную деятельность, пронизывающую всю общественную жизнь. Все общество и люди делятся в зависимости от своего места в этом общесоциальном «предприятии» на: 1) «политиков по случаю» (например, все мы, как рядовые избиратели, в нем участвуем); 2) «политиков по совместительству» (партийные активисты, для которых политика еще не составляет главной области деятельности) и 3) «профессиональных политиков» (государственных деятелей и чиновников, освобожденных партийных функционеров и т. д.). Таким образом, по М. Веберу, политика как сфера общественной жизни формируется лишь с возникновением государственно- административного аппарата как «штаба политического предприятия» всего общества, а также с обособлением управленческой деятельности в особую профессию людей, связанную с контролем и распределением власти. - Концепция К. Шмитта («Понятие политического», 1927) Представляет политику как особый тип дихотомического социального отношения «врага- друга». Критерий политического – это выделение противоположного, противоположность приобретает политический смысл в независимости от изначального предназначения. Выделяет всех людей на два класса: друг и враг. В работе он рассматривает различные сферы человеческой жизни, но отдает безусловное господство политической сфере. Народ существует тогда, когда он образует независимую политическую общность, и если он противопоставляет себя другим политическим общностям. «Политическое может извлекать свою силу из различных сфер человеческой жизни, из религиозных, экономических, моральных и иных противоположностей; политическое не означает никакой собственной предметной области, но только степень интенсивности, ассоциации или диссоциации людей, мотивы которых могут быть религиозными, национальными (в этническом или в культурном смысле), хозяйственными или же мотивами иного рода и, в разные периоды они влекут за собой разные соединения и разъединения». - Концепция Р. Дарендорфа («Классы и классовый конфликт в индустриальном обществе», 1959; «Конфликт и свобода», 1971) Формулирует мысль о том, что человек от природы антагонистичен. Антагонизм проистекает из-за экзистенциональной неопределенности политический отношений. Политика существует везде, у нее нет собственной субстанции, она естественная среда человеческого обитания. Сущность политики надо искать в природе человека. Политика как специфическая сфера господства и социального конфликта. Социальный конфликт - это конфликт между ресурсами и притязания. Люди – носители политических ролей, каждой позиции принадлежит социальная роль, каждая роль носит принудительный характер, в этой системе существуют поощрения и наказания. Политическое господство - это те, кто обладает правами устанавливать санкциями и применять их, и угнетаемые - те, кто не имеет этого влияния. - Концепция Т. Парсонса Рассматривает общество как глобальную систему, совокупность социальных действий всех людей, элементы которой обладают специфическими функциями и статусами. Общественная система состоит из четырех подсистем, каждая из которых выполняет определенную функцию: 1) экономика- адаптации к внешней среде; 2) политика - целедостижения; 3) право - интеграции и 4) культура – «латентного» поддержания стереотипов и образцов. Политическая подсистема, таким образом, благодаря своей опоре на власть связана со способностью обеспечивать организацию людей для эффективного коллективного действия с тем, чтобы достигать общих целей. Власть в политике для Т. Парсонса представляет такое же средство обмена и мобилизующий стимул, каким в экономике являются деньги. - Бихевиористский концептуальный подход По мнению классиков бихевиорализма (Ч. Мерриэм, Г. Лассуэлл, Дж. Кэтлин и др.) политика складывается из совокупности политических действий и взаимодействий отдельных индивидов, то есть из суммы векторов индивидуального политического поведения. Индивиды вступают между собой в отношения власти, их индивидуальные установки составляют основу целостной динамики политической жизни, которая поэтому становится совокупным движением «политических атомов», соединяющихся и разъединяющихся, сталкивающихся и борющихся и т. д. Политическая сфера понимается как совокупная политическая активность индивидов, формирующаяся из отдельных действий и взаимодействий. - Коммуникативный концептуальный подход К числу авторов, разрабатывавших еще в 50-60-е гг. взгляд на политику как систему коммуникаций и информационных потоков, можно отнести X. Арендт и К. Дойча. Теоретические построения, рассматривающие политическую сферу как мир коммуникаций и коммуникативных действий, связаны с разработками Ю. Хабермаса. Он отмечает, что политика отражается в системе коммуникативных действий, которые выступают в качестве цепочки опосредований, например, во взаимоотношениях между капитализмом и демократией, когда частная и публичная сферы общества сообщаются через такие механизмы этих каналов опосредования, как деньги и власть. - Концепция Р. Дербе («Писец», 1980) Выстраивает концепцию политики, продолжая коммуникативную модель. Политика это треугольник: государство, СМИ, интеллигенция. Природа любого из трех не может измениться, не переменив два других. Основной элемент политики – интеллигенция; как носитель информации, она выполняют роль государственных писцов. Их задача налаживать отношения, интеллигент как посредник, связывающий людей в обществе. Является умственной деятельностью. - Марксистская концепция Марксизм говорит о политике применительно к двум уровням общества — «надстройке» и «базису». К. Маркс первоначально связывал политику с аппаратом государства: так, в «Коммунистическом манифесте», 1848) он пишет о политической власти как «об организованной власти одного класса для подавления другого». Позже, развивая свою теорию, он отнес политические отношения вместе с правовыми и культурными к «надстройке», возвышающейся над экономическим «базисом» — подлинной основой общества. По Марксу, экономический «базис» и «надстройка» связаны: «надстройка» вырастает из «базиса» и отражает его.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|