Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Эволюция подходов к предметному полю политической науки




Делегативная демократия и полиархия

В рамках теории политического плюрализма Р. Даль (совместно с Ч. Линдбломом) предложил

использовать понятие «полиархия» (власть многих) в отличие от «демократии» - «власть всех».

Даль изложил свою концепцию полиархии в работе «Демократия и ее критики» (1989).

Полиархия – политический порядок, при котором гражданские права предоставляются

значительному числу населения, а также существует возможность путем голосования смещать

высших должностных лиц в управлении.

П. опирается на 7 основных институтов, действующих вместе:

1. Контроль над правительственными решениями, касающимися политического курса,

конституционно закреплен за выборными должностями.

2. Выборные должностные лица определяются и мирно смещаются в ходе сравнительно

частых, справедливых и свободных выборов, при которых принуждение ограничено.

3. Практически все взрослое население имеет право голоса.

4. Большая часть взрослого населения также имеет право выступить в качестве кандидатов

на официальные должности.

5. Граждане имеют, гарантируемы права на свободное самовыражение, особенно

политическое, включая критику должностных лиц, деятельности правительства, господствующей

идеологии и пр.

6. Граждане имеют свободный доступ альтернативным источникам информации, не

находящимся под контролем государства или кого-либо другого.

7. Граждане имею эффективно обеспечиваемое право образовывать самостоятельные

ассоциации и вступать в них, включая политические объединения, которые борются за власть

мирными средствами.

Полиархия ассоциируется с обществом, обладающим следующие характеристики:

относительно высокий уровень доходов населения, высокий уровень урбанизации, многообразие

сфер профессиональной деятельности, широкое распространение грамотности, экономика,

ориентированная на национальные и международные рынки. Общество, обладающее этими

чертами – динамическое плюралистическое общество. Такие общества имеют два важных

свойства:

 Рассредоточение власти, влияния, авторитета и контроля, между различными индивидами,

группами и организациями.

 Появления установок и убеждений, подготавливающих почву для развития

демократических идей.

Полиархическая инфраструктура институтов характеризуется следующими принципами:

правление большинства и уважение прав меньшинства, политическое и правовое равенство граждан, легитимизация власти и ее представителей, плюрализм и свобода политической

деятельности.

Новый вид современной демократии описал Г. О’Доннел в своей статье «Делегативная

демократия» (1991) – делегативная (полномочная) демократия. По мнению исследователя

становление демократии не связано с характеристиками предшествующего авторитарного

правления, а зависит от исторических фактов и степени сложности социально-экономических

проблем, наследуемых демократическим правительством. Делегативная демократия не является

пре

Представительной и институализированной, но, несмотря на это, она может быть устойчива.

Когда демократическое правительство приходит к власти появляется возможность

институализировать демократический режим. Но эта возможность может быть реализована только

в том случае если будут созданы демократические институты, которые возможны при наличии

широкой коалиции, пользующейся поддержкой влиятельных лидеров. Эти институты

способствуют решению социально-экономических проблем.

В случае если демократическому правительству не удастся достигнуть успехов в экономике и

социальной сфере оно может потерять поддержку общества, что, в конечном счете, приведет к

возврату к авторитаризму. Наличие демократических институтов не есть гарантия сохранения

демократии, т.к. принципиально чтобы эти институты были центрами принятия решений и

гарантировали открытость политического процесса. Только в этом случае возможен переход к

представительной демократии.

Делегативная демократия основывается на предпосылке, что победа на выборах дает право

победителю управлять страной по своему усмотрению в рамках существующих конституционных

ограничений. Народ вверяет свою судьбу политическому лидеру и ожидает от него заботы. В

таких условиях невозможен плюрализм, он не поддерживается обществом.

Если представительная демократия в идеале основана на равенстве независимых кандидатов,

способных представлять самих себя, то делегативная демократия – все наоборот.

В странах с делегативной демократией существует вертикальная подотчетность – перед

избирателями, лидер непосредственно обращается к народу. При этом исполнительная власть не

отчитывается перед другими институтами: парламентом, судами, это притупляет ответственность

за политику.

Участники политического процесса просчитываю варианты взаимной ответственности за

неправомерные действия, принимая во внимание возможности наказания в рамках существующей

системы. В отличии от авторитарного государства не используется насилие для решения спорных

вопросов, конфликты просто институализируются.

Издержки делегативной демократии заключаются в преобладании исполнительной власти и

слабой роли парламента, который не участвует в ответственности за проводимую политику. Это

приводит к низкой проработанности социально-экономических программ, а в конечном итоге к

падению престижа политических партий и политиков.

Эволюция подходов к предметному полю политической науки

Термин «политика» происходит от слова полис (polis), буквально означающего «город-

государство». Древняя Греция была разделена на множество независимых городов-государств,

каждое из которых имело свои органы управления. В свете истории, следовательно, под

политикой следует понимать все то, что имеет отношение к делам полиса, буквально — это то,

«что касается полиса». Современная форма такого определения — «то, что касается государства».

Представления о политике менялись с течением времени. Выделяют следующие этапы

становления политики:

1 этап: доминирует «государствоцентристский» подход к пониманию политики. Основной

парадигмой выступает теоретическая модель, где государство, возникающее для регулирования и

оптимальной организации жизни людей, предстает как носитель верховной власти над ними. Для

обоснования необходимости существования государства привлекаются либо мифологические и

теологические идеи о божественной воле, либо рассуждения о естественном порядке и

рациональном характере государственной организации человеческой жизни. Вся политическая

жизнь людей как бы вращается вокруг центра верховной, государственной власти.

2 этап: происходит отделение общества и государства. В центре становится взаимодействие

гос-ва и общества. Политика понимается как инструмент поддержания согласия и реализации

некоего разумного «общественного договора» во взаимоотношениях государства и гражданского

общества. Одностороннее подчинение человека установленной свыше государственной воле

сменяется как бы взаимными обязательствами партнеров, когда гражданское общество и его

сословия получают «естественное право» оказывать давление, а если надо, то и менять

государственный режим, хотя при этом государство все еще стоит на первом месте по сравнению

с гражданином, то есть с человеком.

3 этап: приходит «социоцентристский» подход, где на смену монополии единой верховной и

суверенной государственной власти приходят идеи плюрализма, процесса взаимного давления

различных социальных групп, делящих власть и влияние. Со становлением системы

демократических институтов меняется и сама основная парадигма видения мира политики: от

«государственного моноцентризма» к «социальному полицентризму», от единого и неделимого

суверенитета государя к участию во власти всех основных групп и слоев граждан, формально

отдавая приоритет уже обществу и составляющим его людям, по сравнению с государством и его

институтами.

4 этап: обретает значимость «наднациональная» политика, что обусловлено обострением

глобальных проблем (экологической, угрозой ядерной катастрофы и опасности мирового

терроризма, проблем истощения минеральных ресурсов и др.), вызывающих к жизни различные

надгосударственные структуры, межправительственные организации (ЕС, ООН) и международные

неправительственные объединения. Особую значимость приобретают движения за эмансипацию

личности, что выражается в усилении различных институтов самоуправления, подъеме

альтернативных движений (консъюмеристы, феминистки) и т. д.

 

Основные взгляды на политику:

- политика как искусство управления: политика охватывает только те процессы, посредством

которых правительство, реагируя на давление общества, осуществляет распределение благ и

ценностей или, напротив, прибегает к мерам негативного характера, а под ценностями

понимаются такие блага, которые приняты обществом и признаны им в качестве обязательных.

Политика здесь ближе всего подходит к англоязычному понятию «policy» - совокупности

официальных решений, которыми орган власти предписывает обществу ту или иную программу

или направление деятельности. В таком понимании политика и совершается лишь в кабинетах,

законодательных палатах, правительственных ведомствах, а вершат ее очень малые и особые

группы людей — политики, чиновники, лоббисты.

- политика как публичный процесс: различие между «политическим» и «неполитическим»

совпадает с различием между публичной (общественной) и частной сферами жизни. Политику в

данной традиции понимают как деятельность государства и других публичных структур. Эта

традиция была продолжена Ханной Арендт, которая в работе «Условия человеческого

существования» (1958) писала о том, что политика является наиболее важной формой

человеческой деятельности, потому что здесь мы имеем дело с отношениями свободных и равных

граждан, — она является чем-то таким, что утверждает уникальность каждого человека и дает ему

смысл жизни.

- политика как компромисс и консенсус: политика рассматривается как способ разрешения

конфликтов через компромисс, переговоры, любые иные меры согласительного характера — через

все то, что противостоит применению силы или голой власти. Именно эту концепцию имеют в

виду, когда говорят, что «политика есть искусство возможного». Политика предстает как

цивилизованная и цивилизующая сила, побуждающая граждан к политическому участию. Один из

ведущих сторонников этой традиции в наше время – Бернард Крик – в работе «В защиту

политики» определяет политику как «такое решение проблемы, при котором выбор

осуществляется скорее в пользу согласия и примирения, нежели насилия и принуждения».

- политика как власть: политике не отводится какой-либо конкретной сферы, она присутствует

во всех областях общественной деятельности. Мы видим ее во всех общественных отношениях,

будь то семья, малая группа, компания друзей или нация и глобальное сообщество. Политикой

является все то, что связано с производством, распределением и использованием ресурсов для

жизнеобеспечения общества, речь же по большей части идет о власти — способности «получить

свое» теми или иными, подчас вообще любыми, средствами. В общественной жизни эта традиция

усматривает прежде всего несовпадение и извечный конфликт интересов, но главное —

дефицитность ресурсов, проистекающую из того, что человеческие желания и потребности

безграничны, а возможности их удовлетворения всегда ограничены. Политика поэтому

понимается как соперничество за ограниченные ресурсы, а власть — как главный инструмент в

этом соперничестве.

Существует несколько взглядов на природу политики:

- теологический (источник политики – Божественная воля)

- антропологический (источник политики – человеческая природа)

- биологический (источник политик – человек – это животное, он обладает агрессивным

началом)

- психологический (источник политики – психологические свойства человека)

- социальный (источник политики имеет общественное происхождение)

Субъект политики – тот, кто принимает участие в процессе принятии решений; активно

участвующий гражданин. Субъекты могут делиться на группы: социальные, институциональные,

функциональные.

Объект политики – тот, на кого направлена политика; человек всегда является объектом

политики.

Функции политики:

- выражения и реализации властно значимых интересов групп и слоев общества;

- рационализации конфликтов, придания межгрупповым отношениям цивилизованного

характера, умиротворяющего противоборствующие стороны;

- распределения и перераспределения общественных благ с учетом групповых приоритетов для

жизнедеятельности общества в целом;

- управления и руководства общественными процессами;

- интеграции общества и обеспечения целостности общественной системы; - социализации личности, включения ее в жизнь сложноорганизованного государства и

общества;

- обеспечения коммуникации.

Концептуальные подходы.

- Концепция М. Вебера («Политика как профессия и призвание», 1918)

Определяет политику как область общественных отношений по поводу власти. Политика

является особым видом человеческой деятельности, представляя собой, с одной стороны,

предприятие, аппарат легитимного господства, а с другой, специфическую профессиональную

деятельность, пронизывающую всю общественную жизнь. Все общество и люди делятся в

зависимости от своего места в этом общесоциальном «предприятии» на: 1) «политиков по

случаю» (например, все мы, как рядовые избиратели, в нем участвуем); 2) «политиков по

совместительству» (партийные активисты, для которых политика еще не составляет главной

области деятельности) и 3) «профессиональных политиков» (государственных деятелей и

чиновников, освобожденных партийных функционеров и т. д.). Таким образом, по М. Веберу,

политика как сфера общественной жизни формируется лишь с возникновением государственно-

административного аппарата как «штаба политического предприятия» всего общества, а также с

обособлением управленческой деятельности в особую профессию людей, связанную с контролем

и распределением власти.

- Концепция К. Шмитта («Понятие политического», 1927)

Представляет политику как особый тип дихотомического социального отношения «врага-

друга». Критерий политического – это выделение противоположного, противоположность

приобретает политический смысл в независимости от изначального предназначения. Выделяет

всех людей на два класса: друг и враг. В работе он рассматривает различные сферы человеческой

жизни, но отдает безусловное господство политической сфере. Народ существует тогда, когда он

образует независимую политическую общность, и если он противопоставляет себя другим

политическим общностям. «Политическое может извлекать свою силу из различных сфер

человеческой жизни, из религиозных, экономических, моральных и иных противоположностей;

политическое не означает никакой собственной предметной области, но только степень

интенсивности, ассоциации или диссоциации людей, мотивы которых могут быть религиозными,

национальными (в этническом или в культурном смысле), хозяйственными или же мотивами

иного рода и, в разные периоды они влекут за собой разные соединения и разъединения».

- Концепция Р. Дарендорфа («Классы и классовый конфликт в индустриальном обществе»,

1959; «Конфликт и свобода», 1971)

Формулирует мысль о том, что человек от природы антагонистичен. Антагонизм проистекает

из-за экзистенциональной неопределенности политический отношений. Политика существует

везде, у нее нет собственной субстанции, она естественная среда человеческого обитания.

Сущность политики надо искать в природе человека. Политика как специфическая сфера

господства и социального конфликта. Социальный конфликт - это конфликт между ресурсами и

притязания. Люди – носители политических ролей, каждой позиции принадлежит социальная

роль, каждая роль носит принудительный характер, в этой системе существуют поощрения и

наказания. Политическое господство - это те, кто обладает правами устанавливать санкциями и

применять их, и угнетаемые - те, кто не имеет этого влияния.

- Концепция Т. Парсонса

Рассматривает общество как глобальную систему, совокупность социальных действий всех

людей, элементы которой обладают специфическими функциями и статусами. Общественная

система состоит из четырех подсистем, каждая из которых выполняет определенную функцию: 1)

экономика- адаптации к внешней среде; 2) политика - целедостижения; 3) право - интеграции и 4)

культура – «латентного» поддержания стереотипов и образцов. Политическая подсистема, таким

образом, благодаря своей опоре на власть связана со способностью обеспечивать организацию

людей для эффективного коллективного действия с тем, чтобы достигать общих целей. Власть в

политике для Т. Парсонса представляет такое же средство обмена и мобилизующий стимул, каким

в экономике являются деньги.

- Бихевиористский концептуальный подход

По мнению классиков бихевиорализма (Ч. Мерриэм, Г. Лассуэлл, Дж. Кэтлин и др.) политика

складывается из совокупности политических действий и взаимодействий отдельных индивидов, то

есть из суммы векторов индивидуального политического поведения. Индивиды вступают между

собой в отношения власти, их индивидуальные установки составляют основу целостной динамики

политической жизни, которая поэтому становится совокупным движением «политических атомов», соединяющихся и разъединяющихся, сталкивающихся и борющихся и т. д. Политическая

сфера понимается как совокупная политическая активность индивидов, формирующаяся из

отдельных действий и взаимодействий.

- Коммуникативный концептуальный подход

К числу авторов, разрабатывавших еще в 50-60-е гг. взгляд на политику как систему

коммуникаций и информационных потоков, можно отнести X. Арендт и К. Дойча. Теоретические

построения, рассматривающие политическую сферу как мир коммуникаций и коммуникативных

действий, связаны с разработками Ю. Хабермаса. Он отмечает, что политика отражается в системе

коммуникативных действий, которые выступают в качестве цепочки опосредований, например, во

взаимоотношениях между капитализмом и демократией, когда частная и публичная сферы

общества сообщаются через такие механизмы этих каналов опосредования, как деньги и власть.

- Концепция Р. Дербе («Писец», 1980)

Выстраивает концепцию политики, продолжая коммуникативную модель. Политика это

треугольник: государство, СМИ, интеллигенция. Природа любого из трех не может измениться, не

переменив два других. Основной элемент политики – интеллигенция; как носитель информации,

она выполняют роль государственных писцов. Их задача налаживать отношения, интеллигент как

посредник, связывающий людей в обществе. Является умственной деятельностью.

- Марксистская концепция

Марксизм говорит о политике применительно к двум уровням общества — «надстройке» и

«базису». К. Маркс первоначально связывал политику с аппаратом государства: так, в

«Коммунистическом манифесте», 1848) он пишет о политической власти как «об организованной

власти одного класса для подавления другого». Позже, развивая свою теорию, он отнес

политические отношения вместе с правовыми и культурными к «надстройке», возвышающейся

над экономическим «базисом» — подлинной основой общества. По Марксу, экономический

«базис» и «надстройка» связаны: «надстройка» вырастает из «базиса» и отражает его.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...