Основные парадигмы политической науки.
В 60-х гг. XX столетия американский историк науки Т. Кун ввел в научный оборот понятие «парадигма» в работе «Структура научных революций». Всего он дал более двадцати определений этого понятия, связывая их с этапами развития научного знания и определения статуса науки. Однако в наиболее общем смысле он трактовал парадигму как своеобразную логическую модель постановки и решения познавательной проблемы. Основными парадигмами политической науки являются следующие: - теологическая: Бог (демиург, абсолют) полностью определяет земные порядки, источая власть и повелевая человеком (св. Августин). В рамках заданных им отношений «царь» и «народ» полностью зависят от божественного промысла, ни в малейшей степени не претендуя на какую- либо самостоятельность в сфере власти. Их роль заключалась лишь в передаче, воплощении небесной воли. Такое сверхъестественное объяснение природы власти, полностью исключавшее человека из числа творцов политики (государства) свидетельствовало о неспособности полити- ческой мысли того времени дать рациональное истолкование этого вида реальности, выявить его внешние и внутренние связи. Фома Аквинский меняет теологическую парадигму и исходит из наличия трех основных элементов власти: принципа, способа и существования. Первый исходит от Бога, второй и третий являются производными от человеческого права. Таким образом, и власть, и субъекты власти определялись не только сверхъестественным проявлением божественной воли, но и волей Человека. Божественный промысел формировал самые общие установления власти, а ее реальное, земное пространство и формы наполнялись действиями
услышавших глас Божий людей, обладавших собственной волей и имевших собственные интересы. -натуралистическая: ученые пытаются объяснить природу политики, исходя из доми- нирующего значения факторов внесоциального характера. В отличие от принципов теологического подхода в основе этой группы идей лежат воззрения рационального толка. * географическая: основателями можно считать Бодена, Монтескье, Ратцеля, Маккиндера, Зигфрида и др. Политические процессы неизменно зависят от географической среды в целом или ее отдельных компонентов. Территория географического положения страны – уникальный политический ресурс, определяющий возможности государства в деле своего жизнеобеспечения, развития торговых, финансовых и других отношений. Геополитические методы политического регулирования в настоящее время способны оказывать серьезное влияние на решение правящими режимами многих внешних и внутренних политических проблем. * биополитическая: появилась в 70-е гг. 20 века, опирается на Дарвина, Н.Тинбергена, К. Лоренца, Ч. Ломброзо. В качестве ведущего источника политического поведения человека рассматриваются его чувственные, физиологические, инстинктивные факторы или так называемые ультимативные (первичные) причины, отражающие видовое своеобразие человека как живого существа играющего решающую роль в его адаптации и условиям существования. Примат инстинктивных, генетически врожденных свойств и качеств людей только может служить достаточным основанием для существования политической сферы. Положения этой теории можно использовать в прикладных исследованиях, однако невозможно всю гамму мотивов и стимулов поведения человека редуцировать к его биологическим основаниям. * психологизаторская: разработчиками являются Г. Тард, Г. Лебон, Л. Гумплович, А. Дильтей, Э. Дюркгейм и др. Полагают, что источником и фактором, объясняющим социальное и
политическое развитие, являются психологические свойства людей. Основной идеей психологизаторских теорий служит сведение (редуцирование) всех политических явлений к преобладающему влиянию психологических качеств человека. Причем в качестве таких доминирующих свойств выступают, как правило, психологические качества индивида или малой группы. Вся политическая жизнь в ее временном протяжении объясняется скрытыми мотивами поведения индивидов и широких социальных слоев. Психологические факторы рассматриваются не как звено, опосредующее влияние внешних и внутренних факторов политического поведения, а как его самостоятельный и приоритетный источник. *социоцентрическая: основоположниками можно считать М. Вебера, Р.Даля, К. Шмитта, Ж. Мейно и др. Политика рассматривается как та или иная форма социальной организации жизни человека, определенная сторона жизни общества. Сторонники этих подходов пытаются объяснить природу политики двумя основными способами. Одни из них исходным моментом признают определяющее воздействие на политику тех или иных собственно социальных элементов (отдельных сфер общественной жизни, ее институтов, механизмов, структур). Иными словами, в данном случае ученые оперируют внешними по отношению к ней факторами. Другая группа теоретиков пытается объяснить сущностные свойства политики как типа социальности, опираясь на внутренние, присущие самой политике источники самодвижения и формы саморазвития. *культурологическая: развивали М. Шеллер, Ф. Боас, Э. Канетти, X. Арендт и др. Рассматривают политику как продукт смыслополагающей деятельности людей, а ее главным назначением признают осуществление творческой функции человека. Культурные качества ин- дивидуализированы, через них человек воспринимает окружающий мир, реакция на который строго персональна и оттого непредсказуема. Именно путем приращения индивидуальной культурной оснащенности происходит развитие и человека, и политики.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|