Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Коммуникативные концепции власти




В середине двадцатого века произошла научно-техническая революция, в результате которой

во всех сферах общественной жизни возросли роль и значение информации. Такие итоги НТР

привели у к тому, что главным рычагом политической власти стал контроль над

информационными потоками и информационными технологиями, управление политической

информацией стало определять успех будущего политического развития.

Понимание влияния информационных технологий на политические институты и отношения,

формы политического воздействия на общество и общественное сознание заставило политологов

по новому взглянуть на трактовку политической власти. В 1950-1960е гг. появились

коммуникативные концепции власти. Представители этих концепций Х. Арендт, К. Дойч, Н.

Луман, Ю. Хабермас – интерпретируют власть, как особая разновидность социального

взаимодействия, а также специфическая форма социальной коммуникации между субъектами и

объектами политической деятельности по поводу получения, хранения, воспроизводства и

трансформации политической информации для принятия решений. Онтологическая концепция Х. Арендт основные тезисы которой, изложены в работе «Кризисы

республики» (1972) основаны на утверждении о том, что политическая власть в соверменном

обществе не только несовместима с насилием, но и выступает результатом и прямым следствием

процессов непосредственного взаимодействия людей живущих в согласии и поддерживающих

существующие политические институты всенародно и публично. Политика – действие на основе

убеждений, а не мир насилия, считает Арендт. Власть возникает тогда, когда у индивидов

возникает потребность объединиться вместе, жить и действовать в единении и согласии. Люди как

свободные и равные участники творят власть совместно, именно благодаря своим

коммуникативным действиям, способности к пониманию и взаимодействию. Общий вывод в

рамках концепции Арендт таков – в современных демократических условиях некоторые важные

решения принимаются под определяющим воздействием влиятельных лидеров в политике, или в

результате партнерского взаимодействия участников политического процесса (консенсус), или в

результате достижения взаимных уступок (компромисса).

Н. Луман, который изложил свою концепцию средств коммуникации в работе «Власть» (1975)

говорит, что самое большое значение имеют черты власти, обеспечивающие возможности

социального взаимодействия. Власть трактуется им как символическое средство социальной

коммуникации, предоставляющее её обладателям дополнительные преимущества перед своими

партнерами, по социальному взаимодействию, например, при выборе наиболее оптимального

социального действия. Обладающий властью, может ограничить или исключить влияние

«конкурентов» на правила социального взаимодействия. Луман считает, что роль власти

идентична роли других средств социальной коммуникации (деньги, естественные и искусственные

языки и т.д.). Власть рассматривается не только, как отношения господства и подчинения, но и в

более широком аспекте коммуникации и общения, где отношения господства и подчинения

являются лишь частным случаем.

Ю. Хабермас изложил основные идеи своей концепции коммуникативной рациональности

власти в труде «Теория коммуникативного действия» (1982). Согласно этой концепции

человеческое общество создано ради рационализации действий людей, их общения и интеракции.

Члены общества, как участники процесса коммуникации пытаются достичь взаимопонимания и

рационального согласия. Хабермас выделяет 2 типа власти:

1. Коммуникативный – власть рождающаяся в процессе коммуникации и существующая в

границах «жизненного мира» присуща гражданскому обществу.

2. Административно применяемая – власть присущая системе, т.е. государству.

Характеристики коммуникативной власти:

 Саморегуляция

 Легитимность

 Спонтанность

 Способность ограничивать административную власть

 Децентрализация

 Институционализация общественного мнения

 Участие в создании и оформлении демократического правого государства (путем

ограничения деятельности административной власти и полного освобождения от нее)

Характеристики административной власти

 Централизация

 Навязывание принудительной легитимации

 Отсутствие нормативной легитимности

 Формирование поведения электората

 Создание институтов законодательной, судебной и исполнительной властей.

Общие характеристики власти:

1. Принудительность

2. Обязательность

3. Инструментальность

4. Деперсонализация

5. Управление всеми сферами жизни общества.

Согласно информационно-коммуникативной концепции Карла Дойча, изложенной в работе

«Нервы управления: модели политической коммуникации и контроля» (1963), хранение,

циркуляция и передача информации происходит внутри политической системы в образах и

символах. Дойч выделяет две модели коммуникации непосредственную («лицом к лицу») и опосредованную (массовую) Каждое сообщение, передаваемое коммуникативной техникой

представляет тот или иной символ, отражающий изменения происходящие в государстве. Дойч

предлагает 6 типов политических символов:

1. Абстрактные (слова, идеи, лозунги, песни, и пр.)

2. Избирательные (цвета, флаги, статуи, здания животные, церковные реликвии и т.п.)

3. Персонифицированные (герои, лидеры, святые и т.д.)

4. Символические места (гробницы, столицы, поля сражений и т.д.)

5. Символические организации (политические партии, университеты, Верховный суд и пр.)

6. Религиозные символы.

Все эти символы, согласно Дойчу, указывают на непреодолимость власти и ее

всеподавляющую силу абсолютность. Но символы обогащают человеческую память и социальную

память сообществ, они осуществляют связь поколений.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...