Трудовая адаптация персонала: задачи, основные этапы.
Службы адаптации работника могут выступать как самостоятельные структурные подразделения (отдел, лаборатория) или же входить в состав других функциональных подразделений (как бюро, группа и отдельные работники) — в отдел кадров, социологическую лабораторию, отдел труда и заработной платы и т.п. Иногда должность специалиста по адаптации вводится в штатное расписание цеховых управленческих структур. Важно, чтобы служба адаптации была составным звеном общей систем, управления кадрами на предприятии.
Процесс адаптации можно условно разделить на четыре этапа.
6. Работник и его отношения с профсоюзом (сроки и условия найма, назначения, перемещения, продвижения; испытательный срок; руководство работой; права и обязанности работника; права непосредственного руководителя; постановления профсоюзов и политика компании). Адаптация – процесс знакомства сотрудника с деятельностью и организацией, и изменение его поведения в соответствие с деятельностью среды.
Социальная адаптация по Эдгару Шейну – это процесс познания нитей власти, процесс постижения доктрин, принимаемых в организации, процесс обучения, осознания того, что является важным в этой организации или подразделении. Трудовая адаптация − это социальный процесс освоения личностью новой трудовой ситуации, в котором личность и трудовая среда оказывают активное воздействие друг на друга и являются адаптивно-адаптирующими системами. Среди основных целей адаптации выделяют следующие: - Сокращение текучести кадров. В настоящее время текучесть кадров - одна из актуальных проблем, с которыми сталкиваются современные предприятия. Различают ее естественный уровень в пределах 3−5 % от численности персонала и повышенный, вызывающий значительные эк. потери. Процесс текучести неизбежен, но при более внимательном отношении к программе адаптации рабочих, менеджеров среднего звена и руководителей его можно контролировать и даже избегать. - Уменьшение первоначальных издержек. Новый работник не всегда знаком с процессом порученной ему работы. Таким образом, более низкая эффективность его труда по сравнению с работой опытных сотрудников требует от организации более высоких затрат. - Снижение тревожности и неуверенности у нового работника. Адаптация помогает побороть страхи и волнения, свойственные человеку в непривычном для него окружении. - Экономия времени непосредственного руководителя и коллег. Работнику, который недостаточно адаптировался к работе, требуется уделять больше времени для оказания помощи и консультаций. - Развитие у нового работника удовлетворенности трудом, позитивного отношения к работе и реализма в ожиданиях. Данная задача призвана соответствующим образом «настроить» и «заточить» новичка морально и психологически. Процесс адаптации, который способствует формированию у работника положительного отношения к организации, является непременным условием будущих профессиональных успехов.
Выделяют 2 направления адаптации: Первичная – адаптация сотрудников, не имеющих опыта профессиональной деятельности. Вторичная – адаптация сотрудников, имеющих опыт профессиональной деятельности. Основные аспекты адаптации: Психофизиологические – приспособление к новым физиологическим и психологическим нагрузкам, условиям труда. Социально-психологические – приспособление к относительно новому социуму, нормам поведения и взаимоотношениям в новом коллективе. Профессиональные – постепенная доработка трудовых способностей. Организационные – усвоение роли и статуса рабочего места и подразделения в организационной структуре и понимание особенностей механизма. Этапы процесса адаптации: Оценка уровня подготовленности новичка. Ориентация – практическое знакомство нового работника со своими обязанностями и требованиями, которые ему предъявляются организацией. Обязанности по ориентации распространяются между непосредственным руководителем и менеджерами по персоналу. Программа ориентации обычно разделена на 2 части 1.Общая 2.Специальная. В общей программе затрагиваются вопросы: Общее представление кампании: цели кампании, проблемы, традиции, нормы, виды деятельности, организационная структура, информация о руководителе Политика организации: принципы кадровой политики, правила использования режима рабочего времени, правила охраны коммерческой тайны и технической документации. Оплата труда: формы и системы оплаты труда, оплата выходных, сверхурочных. Дополнительные льготы: столовая, буфет, возможность обучения на работе, дополнительное страхование. Охрана труда и техника безопасности. Взаимоотношение с профсоюзом. Экономические факторы: стоимость обучение, ущерб от прогулов, опозданий После общей программы проводится специальная программа: Функции подразделений, цели, структура, направление деятельности, взаимоотношение с другими подразделениями, взаимоотношение с другими подразделениями. Рабочие обязанности и ответственность, детальное описание работы и ожидание результатов, разъяснение важности данной работы, нормативы качества выполнения работы и основы оценки исполнения, длительность рабочего дня и расписание, дополнительное ожидание. Требуемая отчетность. Процедуры, правила, предписания: правила поведения на рабочем месте, перерывы, телефонные переговоры личного характера. Представление сотрудников подразделения. 3.Действенная адаптация – приспособление нового работника к своему статусу с включением его в межличностные отношения. Необходимо проводить регулярную оценку его деятельности и особенностей взаимоотношения с коллегами.
4.Функционирование. Связано с преодолением пр-ные и межличностных проблем и переходом к стабильной работе. Правила адаптации: Сообщить коллегам о новом сотруднике Проверить рабочее место Продумать программу введения в должность Продумать документы, которые предоставляют новому сотруднику для ознакомления с кампанией. Обеспечить фронт работ Подумать о наставнике Подумать, каким образом и как часто будет происходить оценка новичка (критерии и периодичность)
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|